Научная статья на тему 'ТАБУ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ'

ТАБУ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1771
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Табу / общество / запреты / страх / taboo / society / prohibitions / fear

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Соколова Е.Г., Рогатых Д.А.

В статье рассматривается природа возникновения табу, разновидности табу и их влияние на жизнь общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TABOO IN MODERN SOCIETY

The article deals with the nature of taboos, varieties of taboos and their impact on society.

Текст научной работы на тему «ТАБУ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

4. Мамонов М. Влияние кризиса на прибыльность российского банковского сектора. Банковское дело. 2011;(12):15-27.

5. Anderson E., Merolla P., Pribula A. Adaptive strategies for high frequency trading. Journal of Stellar MS&E. 2008. URL: https://web.stanford.edu/class/msande444/2008/0rderBook.pdf (accessed 28.08.2018).

УДК 316.6

Соколова Е.Г.

студент Рогатых Д.А. студент

Российская академия народного хозяйства и государственной

Службы при президенте РФ Санкт-Петербург The authors:

ТАБУ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация: в статье рассматривается природа возникновения табу, разновидности табу и их влияние на жизнь общества. Ключевые слова: Табу, общество, запреты, страх.

Sokolova E. G. Rogatykh D.A.

Russian Academy of National Economy and State Services under the President of the Russian Federation

St. Petersburg

TABOO IN MODERN SOCIETY

Annotation: the article deals with the nature of taboos, varieties of taboos and their impact on society. Keywords: taboo, society, prohibitions, fear.

Некогда «табу» обозначало специфические религиозные запреты, имеющие место быть у всех народов, находящихся на определенной ступени развития.

Сегодня табу - это тоже запрет, но необязательно религиозный, связанный в основном с социально -культурной частью жизни. При этом частично табу зафиксированы законодательно, а часть остаются просто неписанными культурными правилами.

Какие-то запреты, носящие нормированный характер, совпадают у различных культур и стран, но многие неписанные правила имеют свою специфику у разных наций и культур. Даже в информационный век, в период частичного стирания культурных границ и тенденции к глобализации, человек может испытать неловкость от несовпадения культурных взглядов на табу, оказавшись в другой стране или повстречавшись с представителем отличной культуры. Но какие-то запреты относительно повсеместно

распространились по большей части территорий, став нормой для большинства людей различных культурных слоев. Не называть имен, не произносить бранных слов, не смотреть пристально в глаза, не спрашивать о возрасте и зарплате, не говорить о сексе — у людей всегда было много запретов. Некоторые из них постепенно утратили свою роль и значение, но на их место приходят новые табуированные темы и поступки. В основном это запреты на проявление: агрессии и насилия, сексуального влечения к определенным объектам (кровные родственники, дети, животные и т.д.) а также запрет на определенные формы сексуального поведения (агрессия в адрес партнера, нетрадиционные формы секса, принуждение и прочее).

Большая часть табу - регламентирован рамками закона, но некоторые ограничения могут быть отличными у разных культур или семей. Если говорить о физической агрессии, то драка или даже убийство - жесткое табу в мирное время, но во время войны запрет снимается. Про сексуальное поведение можно привести такой пример: в одной культуре беспорядочные половые связи - норма, а в другой - табу. К таким неписанным табу относятся в том числе гомосексуальные отношения в некоторых странах и одновременное наличие нескольких сексуальных партнеров.

Табу - сложная и противоречивая тема, большую роль здесь играют этика и мораль. Табу могут быть как определены обществом, так и определены каждым человеком для себя самостоятельно. В последнее время, в связи с развитием СМИ, многие ранее запретные темы становятся более открытыми и приемлемыми, молодое же поколение, так называемое поколение У - миллениумы, высмеивают закоренившиеся в сознании табуированные темы и рамки.

Уже в 60-х годах, после сексуальной революции, многие табу на сексуальность «ушли в прошлое» в начале же «нулевых» разговоры о сексе и обнаженное тело вошли в повседневную жизнь и обсуждение подобных тем в СМИ больше не вызывает смущения у публики.

Некоторые табуированные ситуации могут в определенных обстоятельствах оправданы или даже поощрены. Яркий пример - табу на убийство, существующий во всех современных культурах. Однако, в случае войны или при самообороне данный запрет снимается.

Отдельное значение имеют религиозные табу. Например, христианская развивается и меняется вместе с обществом, а, например, более молодая -мусульманская религия, находится на том этапе развития, когда запреты определены системой верований, а не обществом. Это особо ярко проявляется на примере джихада - войне против неверных.

Новые табу складываются из современных жизненных реалий, запрет накладывается на те моменты, которые, как правило, вызывают у человека страх, смущение, отвращение. В 21 веке одним из таких табу стал СПИД. Люди боятся говорить об этой болезни, чаще - из-за незнания и страха. Еще одно табу - это нищета. Кто не испытывал чувства смущения, увидев в

переходе просящего бездомного человека и проходя мимо. Бедный человек находится за пределами сформированного образа благополучного мира.

Но общество не стоит на месте, оно развивается, а с его развитием, с изменениями культуры, иногда с трендами - исчезают и эти табу, оставаясь индивидуальным свойством, сформированным путем воспитания и личными переживаниями и страхами человека.

Нами было проведено небольшое социологическое исследование в ходе которого было опрошено 100 человек в возрастном диапазоне 18 - 25 лет. Цель опроса - понять, существуют ли табуированные темы для молодежи, осознают ли они влияние неких табу в своей повседневной жизни._

Существуют ли общепринятые ограничения, общественные табу, оказывающие на вашу повседневную жизнь ощутимое влияние?

Да, для меня таких запретов множество ■ Да, на определенные вещи Практически не ощущаю ■ Нет

По результатам исследования выяснилось, что половина респондентов не ощущает давления табуированными ограничениями в повседневной жизни или не признает этого открыто.

В основе табу заложено понятие наказания. Если древний человек нарушил общественное табу, то последствия могут отличаться по степени тяжесть, но это всегда наказание. Если современное табу регламентировано законом, то последствия его нарушения установлены зафиксированной нормой пресечения или наказания - от штрафа до нарушения свободы. А если табу было неписанным, то наказанием будет общественное порицание, отчуждение от окружающих, вплоть до лишения принадлежности к группе. Однако и законодательно закрепленные меры наказания за табу могут сопровождаться общественным порицанием.

Отдельное значение имеют языковые табу. Всем известны негативно окрашенные слова для обозначения национальностей. Не всегда, но часто, среди таких слов появляются оскорбления и насмешка. Например, «макаронник» для итальянца, «лягушатник» для француза. Из более свежего — «ватник» для русского, «укроп» для украинца. Чаще всего такие

обозначения появляются, потому что старые оскорбления уже не оскорбляют и не имеют такого эффекта, как ранее - «хохол», «москаль».

Мы живем в любопытную эпоху, когда уничтожаются старые табу и одновременно возникают новые. Например, сегодня ряд СМИ, феминисток и представителей прочих общественных движений борются со словами «гомосексуалист» и «гомосексуализм», объявляя их неприличными и предлагая в качестве замены слова «гомосексуал» и «гомосексуальность».

Табу сегодня не имеет такого же сакрального смысла, как в культуре древних людей. Всё чаще идут разговоры о снятии запретов, о свободе -слова, мнений, взглядов, поступков. Однако общественное осуждение за нецензурную брань или за эпатажное проявление своей индивидуальности имеет место быть и сейчас, закон же блюдёт соблюдение всех установленных правил, грозясь тюрьмой или штрафом всем его нарушителям.

Использованные источники:

1. Бабаева Е.В. Лингвокультурологические характеристики русской и немецкой аксиологических картин мира: кафд -ра филол. наук / Е. В. Бабаева.

- Волгоград, 2004.

2. Бгажноков Б.Х. Табу в коммуникативном поведении. Социальные функции и типы табу, 2008.

3. Гришаева Л.И., Цурикова Л.В. Культурные табу и их влияние на результат коммуникации: Вестник Челябинского государственного университета, 2011.

- № 8 (223). Филология. Искусствоведение. - Вып. 51. С. 37-40.

4. Дембска К. Языковое табу / Эвфемизмы и вульгаризмы в современном русском языке // publib.upol.cz/~obd/fulltext/Rossica-38/Rossica-38_30.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.