Научная статья на тему 'Таблоидный дискурс газеты «Номер один»'

Таблоидный дискурс газеты «Номер один» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
495
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС СМИ / ДИСКУРС ВЛАСТИ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / РЕКЛАМНЫЙ ДИСКУРС / ТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИСКУРСЫ / MASS MEDIA DISCOURSE / DISCOURSE OF AUTHORITIES / POLITICAL DISCOURSE / ADVERTISING DISCOURSE / THEMATIC DISCOURSES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сибиданов Баир Борисович

Рассмотрены отдельные стороны функционирования таблоидного дискурса в печати Бурятии. На материале газеты «Номер один» автор выявляет структуру и взаимосвязи анонсов первой страницы с основными текстами публикации, показывает столкновение таблоидного с другими печатными дискурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tabloid discourse of the newspaper «The Number one»1

Some aspects of tabloid discourse functioning in mass media of Buryatia have been considered. On the example of the newspaper «The Number one» the author reveals the first page structure and interrelationship of announcements with the main texts of publication, shows a collision of tabloid discourse with other printed discourses.

Текст научной работы на тему «Таблоидный дискурс газеты «Номер один»»

ления; 5) итог-оценка преступления (обвинение).

Такая же ситуация перерастания трэш-дискурса в проблемный наблюдается в других материалах Л. Ульяновой: «Знакомство с убийцами - через Интернет» (№ 16 от 27 апреля), «За что убили продавщицу ломбарда» (№ 21), «Юный педофил» (№ 25 от 29 июня), «Девочка повесилась от взрослых проблем» (№ 40 от 12 октября), «В Улан-Удэ работает более 500 проституток» (№ 41 от 19 октября) и др.

Для коммуникативной ситуации проблемного материала характерно то, что конфликт формирует проблемный дискурс газеты. Как правило, в конфликте присутствует потерпевшая сторона («жертва») и виновник («злодей»). Автор становится на сторону жертвы конфликта и пытается в той или иной мере вынести нравственный приговор рассматриваемому событию через обвинение.

Типичные тактики развития проблемной ситуации, которые использует газета «Номер один», основаны на типологии «институт-личность» и представляют собой следующие этапы: фактическое описание события; обвинение с параллельным созданием образа страдания (или создание образа страдания с одновременным обвинением); итог.

Иногда создание образа «страдания» отделяется от обвинения. Кроме того, возможен и параллельный процесс - создание образа «злодея». В крупных материалах может присутствовать и презентация обвиняемого, в которой он пытается оправдаться. Однако этого почти никогда не происходит. Фактически этот этап всегда используется для усиления позиции обвинения. Иногда первый и второй блоки могут сокращаться ввиду отсутствия конкретных потерпевших или отсутствия сведений, но в тексте обязательно присутству-

ет акт обвинения. Кстати, он может содержаться в тексте как эксплицитно, так и имплицитно (проявляясь через контекст медиаречи). Эта черта становится стилистической особенностью издания.

В публикациях, где важнейшими элементами являются мнения сторон как способа проявления проблемы, тактика несколько меняется: фактическое описание события; мнение одной стороны; мнение второй стороны; итог.

В зависимости от целей материала даже этот сценарий может модернизироваться: часто в нем наблюдаются элементы обвинения, которые тут же активизируют роли «жертвы» и «злодея». И тогда мнение «потерпевшей» становится обвинением. В случае если после обвинения следует мнение-опровержение обвиняемого, то к концу материала, как правило, обвинение повторяется.

Среди типов проблемных ситуаций в «Номере один» ведущее место занимает тип «Институт -Личность». Именно в этих координатах газета получает возможность реализовать персонификацию и наиболее эффективно кого-либо обвинить. Второе место занимают проблемные материалы, в которых рассматриваются нарушения или преступления со стороны тех или иных институтов (тип «институт-общество»). Обширным блоком представлены публикации «личность-общество» и «личность-личность». Гораздо реже встречаются материалы типа «институт-институт», в которых виновные обрисованы неявно из-за неясности последствий исследуемых событий. Все это позволяет говорить о сильном влиянии таблоидных технологий на проблемный дискурс газеты. Тактики развития проблемной ситуации почти всегда заранее определены заданной целью, которая чаще всего представляет собой обвинение.

Литература

1. Белоус Н.А. Конфликтный дискурс в коммуникативном пространстве: семантические и прагматические аспекты: ав-тореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Краснодар, 2008.

2. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002.

3. Сибиданов Б.Б. Печатные СМИ Бурятии: дискурсы воздействия. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2013.

Сибиданов Баир Борисович, доцент кафедры журналистики и рекламы Бурятского госуниверситета, кандидат исторических наук. Тєл.: +7-9148411191; e-mail: [email protected]

Sibidanov Bair Borisovich, associate professor, department of journalism and advertising, Buryat State University, candidate of historical sciences.

УДК 070.1(571.54)

© Б.Б. Сибиданов

Таблоидный дискурс газеты «Номер один»

Рассмотрены отдельные стороны функционирования таблоидного дискурса в печати Бурятии. На материале газеты «Номер один» автор выявляет структуру и взаимосвязи анонсов первой страницы с основными текстами публикации, показывает столкновение таблоидного с другими печатными дискурсами.

Ключевые слова: дискурс СМИ, дискурс власти, политический дискурс, рекламный дискурс, тематические дискурсы.

B.B. Sibidanov

Tabloid discourse of the newspaper «The Number one»

Some aspects of tabloid discourse functioning in mass media of Buryatia have been considered. On the example of the newspaper «The Number one» the author reveals the first page structure and interrelationship of announcements with the main texts of publication, shows a collision of tabloid discourse with other printed discourses.

Keywords: mass media discourse, discourse of authorities, political discourse, advertising discourse, thematic discourses.

Таблоидный дискурс мы определяем как речемыслительный тип, реализующийся в печатном СМИ и имеющий цель привлечения внимания аудитории. В некотором смысле эта цель совпадает с целями рекламного дискурса, однако в отличие от него присутствие речевых моделей (технологий), захватывающих внимание аудитории, здесь не мотивировано объектом речевого внимания (продаваемого товара или услуги). Кроме того, в нем обязательным целеполаганием становится «необходимость побудить адресата к ответным действиям» [Куликова, с. 199], т.е. приобретению товаров и услуг. Это потребление, исходя из логики рекламного дискурса, должно привести адресата к чувству удовольствия и

удовлетворения. Словом, сам рекламный дискурс обретает «позитивную прагматическую направленность» [Куликова, с. 200]. И в этом заключается еще одно его отличие от таблоидного дискурса, реализующегося в виде агрессивных моделей информирования. Тем не менее чаще всего таблоидный дискурс повторяет тактики рекламы. В частности, он в значительной мере реализуется за счет анонсов первой страницы.

Рассмотрим, как проявляет себя таблоидный дискурс в газете «Номер один» за 2012 г. Практически все выпуски газеты имеют те или иные искажения в анонсах по отношению к основной публикации. Приведем данные за май:

N° выпуска

N° 17 от 2 мая

М 18 от 9 мая

М 19 от 16 мая

М 20 от 23 мая

Анонсы

Некачественные экстрасенсы. Колдуньи и гадалки Улан-Удэ не справляются со своей ролью, с. 13; Владимир Матханов объявил войну пьянству. Школам республики строго рекомендовали не отмечать выпускные, с. 4; Как не разориться по счетчи-

ку. Следить за потреблением воды и тепла в домах придется с применением полиции с. 17; Наказаны за неспортивное поведение. Агентство по спорту уличили в сговоре при госзакупках на миллионы рублей, с. 11; Выборы президента Бурятии пройдут осенью. Республику ждет горячее лето, с. 5. Следователь зарезал коллегу. Это уже второе происшествие со смертельными последствиями при участии военных следователей Бурятии. Подробности с. 12; «Бомбилы» объехали закон. Таксисты Улан-Удэ нашли способ работать без всех лицензий и разрешений, с. 7; Слепая альпинистка поднялась на Мунку-Сардык. Девушка сопровождала воспитанников детского дома в походе, с. 25; Ипотечных банкротств стало больше. Государство отбирает квартиры у должников и продает их по дешевке, с. 15; Подросток выкрал клад. Улан-удэнская семья лишилась всех семейных драгоценностей, с. 12.

Скандалы на назначении Наговицына. Депутату Госдумы не дали слова, а к несогласным приставили полицию. Но второй срок Главы Бурятии все равно начался с оваций, с. 5; Детство на алтарь балета. 160 детей терпят суровые лишения, чтобы получить призрачную надежду стать звездой, с. 11; Как живет бывшая «Краса Бурятии»? Большинство победительниц конкурсов красоты прошлых лет развелись, с. 9; Дело об убийстве и золоте. Верховный суд приступает к слушаниям по делу ломбарда «Золото 585», с. 12; В Таксимо умыкнули целый аэродром. Бурятия не сможет в ближайшее время развивать местные авиалинии, с. 6.

Андрей Малахов опоздал в Селендуму. Ирину Дацко, которой был посвящен целый выпуск программы «Пусть говорят» спасти уже вряд ли удастся, с. 13;

Связь с текстом публикации

Анонсы «Владимир Матханов объявил войну пьянству. Школам республики строго рекомендовали не отмечать выпускные, с. 4» и «Как не разориться по счетчику. Следить за потреблением воды и тепла в домах придется с применением полиции, с. 17» написаны с искажением содержания текстов публикаций. Остальные анонсы информативны.

Анонс «Ипотечных банкротств стало больше. Государство отбирает квартиры у должников и продает их по дешевке, с. 15» искажает содержание публикации. Остальные анонсы информативны.

Анонс «Как живет бывшая «Краса Бурятии»? Большинство победительниц конкурсов красоты прошлых лет развелись, с. 9» искажает содержание публикации. Остальные анонсы информатив-

Анонс «Дети отвергли «Закон божий». Две трети школьников Бурятии не захотели изучать религию в школе, с. 9» искажает содержание публикации.

ны.

Революционер из Хорватии Парень из Европы приехал в Улан-Удэ, чтобы изменить наш город к лучшему, с. 11; Дети отвергли «Закон божий». Две трети школьников Бурятии не захотели изучать религию в школе, с. 9; Самоволка в зоне Возле исправительной колонии № 7 вот уже 30 лет незаконно живет и разводит индюков большая семья, с. 17; За тушение пожаров - штраф. Почему лесные пожары в Бурятии приобрели масштабы катастрофы? с. 6.

№ 21 от 30 Банкоматы-мошенники отбирают последнее. Семья мая улан-удэнцев лишилась 30 тысяч, с. 13; В пригороде

Улан-Удэ небывалый ажиотаж. Из-за паводка нерестовая рыба идет косяками, с. 2; Нерадивых фермеров лишат господдержки. Правительство ищет, куда исчезли элитные семена, с. 7; Турандот косолапа и мужеподобна. Прошла премьера ожидаемого спектакля, с. 28; Бурятский футболист сыграет на Евро-2012. Эксклюзивное интервью Владимира Граната, с. 29.

Остальные анонсы информативны.

Анонс «Банкоматы-мошенники отбирают последнее. Семья улан-удэнцев лишилась 30 тысяч, с. 13» искажает содержание публикации. Остальные анонсы информативны.

Как видим, в среднем один анонс из пяти искажает содержание основной публикации. При этом все эти искажения носят исключительно «рекламный» характер. Чаще всего в основе искажений лежит преувеличение. Этот прием порой приводит к стилистическим неточностям. В частности, анонс «Владимир Матханов объявил войну пьянству...» - содержит фразу «строго рекомендовали», хотя в контексте рекомендательного письма, о котором идет речь в основной публикации, можно лишь «настоятельно рекомендовать». Анонс родился в результате опоры на другой устоявшийся в печати оборот - «строго приказали». Именно этот смысл хотелось бы использовать авторам анонса, но в этом случае пришлось передернуть факты, поскольку никто ничего школам не приказывал. Словом, газета на явную ложь в анонсе пойти не решилась, но и отказаться от сильных выражений не могла. В результате и появился стилистический ляп -«строго рекомендовали», который стремится преувеличить произошедшее.

Следующий анонс «Ипотечных банкротств стало больше. Государство отбирает квартиры у должников и продает их по дешевке, с. 15» серьезно искажает содержание публикации. Из анонса следует, что государство намерено обогащаться за счет несчастья людей. Подобный сценарий напоминает сюжет какого-то криминального «развода», в котором ипотечные клиенты становятся «жертвами», а государство - «злодеем». В действительности по решению суда государство продает квартиры неплательщиков, возвращает долг банкам, а оставшуюся сумму отдает не-удавшимся хозяевам. В результате этих действий квартира может уйти по цене, которая окажется меньше, чем та, которую выплачивал клиент ипотеки. Именно этот момент и становится основанием для агрессивного анонса, обвиняющего

государство. В основе искажения анонса - умолчание. Анонс представляет неполную информацию, в результате чего общая информационная картина искажается.

По сравнению с ним анонс «Как живет бывшая «Краса Бурятии»? Большинство победительниц конкурсов красоты прошлых лет развелись, с. 9» и вовсе кажется невинным. Он всего лишь берет только один из фактов публикации, превращая его в основное содержание. Хотя главная мысль автора публикации совершенно иная, более конструктивная: после конкурса победительницам следовало бы трудиться, успех в ленивые руки не приходит. Здесь мы сталкиваемся с изменением акцента в анонсе, что тоже искажает содержание основного текста.

Подытоживая искажения, встречающиеся в анонсах, можно сделать вывод о главной причине таких искажений: в основе лежит явное стремление привлечь внимание, используя смыслы, в той или иной мере шокирующие аудиторию. Чаще всего такой шок связан с определенными угрозами, конфликтами. Однако эта установка входит в противоречие с текстами материалов журналистов. И как результат - несоответствие смыслов публикации смыслу, заложенному в анонсе. Это несоответствие является точкой расхождения между рекламным и таблоидным дискурсами. Для первого в центре внимания

- товар или услуга, для второго - внимание аудитории. В этом смысле рекламный дискурс имеет позитивную прагматическую направленность, а таблоидный, напротив, - отрицательную. Говоря образно, рекламный дискурс продает удовольствие, таблоидный - угрозы.

Расположение анонсов на странице газеты также имеет свою структуру. Здесь мы можем выделить главный анонс (т.е. тот, что набран более крупным шрифтом по сравнению с осталь-

ными, а фото, его иллюстрирующее, самое крупное на странице) и второстепенные анонсы, которые «не выделяются». Главные анонсы в большей степени формируют восприятие издания. Большая фотография привлекает внимание, а содержание анонса формирует первое впечатление от номера.

Главные анонсы майских выпусков следующие: «Некачественные экстрасенсы. Колдуньи и гадалки Улан-Удэ не справляются со своей ролью, с. 13» (№ 17 от 2 мая); «Следователь зарезал коллегу. Это уже второе происшествие со смертельными последствиями при участии военных следователей Бурятии. Подробности с. 12»(№ 18 от 9 мая); «Скандалы на назначении Наговицына. Депутату Госдумы не дали слова, а к несогласным приставили полицию. Но второй срок Главы Бурятии все равно начался с оваций, с. 5» (№ 19 от 16 мая); «Андрей Малахов опоздал в Селен-думу. Ирину Дацко, которой был посвящен целый выпуск программы «Пусть говорят», спасти

уже вряд ли удастся, с. 13»(№ 20 от 23 мая); «Банкоматы-мошенники отбирают последнее. Семья улан-удэнцев лишилась 30 тысяч, с. 13» (№ 21 от 30 мая).

Из пяти анонсов только один - «Некачественные экстрасенсы. Колдуньи и гадалки Улан-Удэ не справляются со своей ролью, с. 13» не содержит явно выраженной конфликтной информации. Хотя и этот анонс в контексте несет в себе заряд отрицательной энергетики (основная мысль публикации: «Все гадалки и “экстрасенсы” в Улан-Удэ являются мошенниками»). Словом, все анонсы «Номера один» предполагают агрессию. Их послание читателю таково: «Посмотрите, как плох (опасен, несправедлив и т.д.) окружающий нас мир». Уже по этому признаку можно судить об агрессивности и характере технологий издания.

Несколько иная ситуация в газете «Новая Бурятия».

Рассмотрим ее анонсы так же, как мы рассматривали анонсы «Номера один» за май 2012 г.

№ выпус- Анонсы

ка

№ 18 от 6 Определились претенденты на пост главы Бурятии

мая (дано начало публикации, продолжение с. 4); Скан-

далы - стиль Минкультуры РБ, с. 5; Теплосети ждут конкурса и ремонта, с. 6; Казак Петлин и торговля с Китаем, с. 21.

№ 19 от 13 Азат Максутов вступил в противостояние с минист-

мая ром, с. 4, 16; Владимир Путин ускоряет Сибирь с. 4;

Ажиотажный спрос на землю, с. 12; Ушуисты Бурятии поедут в Китай, с. 23.

№ 20 от 20 Съезд депутатов Бурятии легитимизировал главу

мая республики; Оперный театр ответил экс-худруку, с.4;

Самоубийственная Бурятия, с.10; Оформить недвижимость без нервов, с. 11; 150 лет первой газете Забайкалья, с. 16.

№ 21 от 27 Неизвестная Верхняя Березовка, с. 16; День защиты

мая детей, с. 2; Страсти вокруг правительства, с. 4, 5; Как

вернуть «Водоканала» народу, с. 6; Курорты Сибир-____________ской Швейцарии, с. 9.________________________________

Связь с текстом публикации Анонсы информативны

Анонс «Азат Максутов вступил в противостояние с министром, с. 4, 16» искажает содержание публикаций. Остальные анонсы информативны.

Анонсы информативны

Анонсы информативны

Как видим, явных расхождений между анонсами и содержанием публикаций имеется немного. Однако и «Новая Бурятия» подвержена стремлению придать своим публикациям больший конфликтный потенциал, чем он в действительности представляет. В частности, анонс «Азат Максутов вступил в противостояние с министром, с. 4, 16» искажает содержание публикаций. На с. 4 размещено интервью с Азатом Максутовым, который дает свою оценку конфликту, возникшему между ним и коллективом театра. На с. 16 - публикация Надежды Цибудее-вой «По периметру пространства Республики Бурятия». Материал искусствоведа касается деятельности министра культуры РБ. Однако сам Максутов не вступал в противостояние с министром. Во всяком случае у газеты не было осно-

ваний для подобного анонса.

С другой стороны, налицо - фрагментарный «провал» таблоидного дискурса в анонсной части. Многие из минитекстов, целью которых должно быть максимальное привлечение внимания, не справляются с этими задачами, «подменяя» «продажу» материала простым информированием: «Определились претенденты на пост главы Бурятии», «Теплосети ждут конкурса и ремонта, с. 6», «Казак Петлин и торговля с Китаем, с. 21» (№ 18 от 6 мая); «150 лет первой газете Забайкалья, с. 16» (№ 20 от 20 мая); «День защиты детей, с. 2» (№ 21 от 27 мая). В этих анонсах таблоидный дискурс исчезает, вместо него функционирует новостной дискурс. Мы не видим использования технологий конфликта, «близости темы», известности, необычности

[Сибиданов, Борхонов, Тармаханов, с. 54-77]. Кроме того, в приведенных анонсах «Новой Бурятии» нет желания создать интригу, завлечь читателя. В этом смысле «Новая Бурятия» в меньшей степени таблоидное издание, чем «Номер один».

Что касается композиционных решений «Новой Бурятии» на первой странице, то тут обращает на себя внимание расположение «рядовых» анонсов. Так, в номерах 18 и 20 они расположены в нижней части (ближе к «подвалу»), а в номерах 19 и 21 - в верхней части (на «чердаке»). И далее в номерах 22, 23, 25, 27 - в нижней части, а 24, 29, 32 - в верхней. В № 33 анонсы и вовсе расположены вертикально, ближе к правому краю. Очевидно, связан такой «подход» с удобством расположения материала, со стремлением уместить все. «Номер один» в этом отношении более строг. На его первой странице, как правило, пять анонсов, и все они расположены примерно в одном порядке и величине (включая шрифт и фотографии). Эти отличия мы связываем с особенностью макета и верстки разных изданий. В частности, в «Номере один» больше «воздуха», значит - и возможности свободно располагать материалы. Обратим внимание, что обе газеты примерно одинаковы по величине. Формат их страницы 42 х 29 см (с той разницей, что у «Новой Бурятии» в течение 2012 г. происходило либо увеличение, либо уменьшение формата в пределах 1 см). Плотность материалов в макете «Новой Бурятии» очень высокая, поэтому и верстка требует постоянных изменений в композиции материала.

Кроме того, «Новая Бурятия» использует максимально короткие анонсы, которые либо сообщают о произошедшем: «Определились претенденты на пост главы Бурятии», либо выполняют номинативную функцию, т.е. ограничиваются обозначением темы публикации: «Казак Петлин и торговля с Китаем». Реже встречаются анонсы с явной оценкой («Скандалы - стиль Минкуль-туры РБ»).

В «Номере один» ситуация иная. В содержании практически всех анонсов присутствует агрессия. Условно каждый анонс можно разделить на «заголовок» и «лид»: «Банкоматы-мошенники отбирают последнее. Семья улан-удэнцев лишилась 30 тысяч, с. 13». «Лид» набран курсивом и выполняет функцию пояснения, аргументации агрессивного посыла. Это позволяет газете наиболее полно реализовывать смыслы анонса.

В анонсе «Некачественные экстрасенсы. Колдуньи и гадалки Улан-Удэ не справляются со своей ролью. «Номер один» провел контрольную закупку, с. 13» (№ 17 от 2 мая 2012 г.) основной «заголовок» «Некачественные экстрасенсы» со-

держит интригу. При ознакомлении с этим сообщением у читателя возникает непонимание: что подразумевается под «некачественным экстрасенсом». Обычное понимание «некачественного» (товара, продукции) вызывает у аудитории ассоциативный ряд со сферой торговли: с плутоватыми продавцами, с просроченной или «левой» продукцией. «Лид» подтверждает догадки читателя: авторы этой публикации сравнивают услуги «колдунов и гадалок» со сферой торговли: «“Номер один” провел контрольную закупку». Налицо функция пояснения.

Те же отношения между «заголовком» и «ли-дом» наблюдаются и в других анонсах этого номера: «Владимир Матханов объявил войну пьянству. Школам республики строго рекомендовали не отмечать выпускные, с. 4»; «Наказаны за неспортивное поведение. Агентство по спорту уличили в сговоре при госзакупках на миллионы рублей, с. 11»; «Выборы президента Бурятии пройдут осенью. Республику ждет горячее лето, с. 5».

Но это не единственная возможная модель смысловых отношений, возникающих между «заголовком» и «лидом». В том же выпуске от 2 мая 2012 г. находим анонс, не подчиняющийся исключительно пояснительной логике: «Как не разориться по счетчику. Следить за потреблением воды и тепла в домах придется с применением полиции, с. 17». Как видим, «лид» в данном случае призван не столько прояснить, сколько добавить интригующих деталей в какое-то событие, связанное с потреблением «воды» и «тепла». Эту связь «заголовка» и «лида» можно обозначить как «добавление интригующей детали». Подобным характером смысловой связи обладают анонсы: «Взрослая неожиданность. Президент Бурятии внезапно определился с первым зампредом будущего кабинета министров, с. 5» (№ 3 от 25 января 2012 г.); «Хурал прикрылся судами. Продлить себе жизнь депутатам помогли юридические уловки и отставка председателя Конституционного суда, с. 5» (№ 7 от 22 февраля 2012 г.); «Слепая альпинистка поднялась на Мунку-Сардык. Девушка сопровождала воспитанников детского дома в походе» (№ 18 от 9 мая 2012 г.); «Сити-менеджера отменяют. Дураки и политиканы остаются у власти? с. 5» (№ 22 от 6 июня 2012 г.); «Кривой эфир. Цифровое телевидение в Бурятии повернули к Москве передом, а к людям задом, с. 14» (№ 29 от 25 июля 2012 г.) и др. Главным отличием таких анонсов является неясность, загадочность сообщения, которые должны сняться в результате обращения к основному тексту публикации.

«Интригующие» «лиды», таким образом,

имеют несколько иные цели, нежели «поясни-

тельные». Они стремятся вызвать у читателя любопытство либо игрой слов, либо неожиданным заявлением, которые требуют пояснения и за которым необходимо обратиться к основному тексту публикации. Однако, как видим, по сравнению с «пояснительными» «интригующих» анонсов немного. Специфика издания, которое отбирает для своих публикаций в основном материалы с ярко выраженным конфликтом, не требует от таблоида какой-то особой работы над анонсом, поэтому «Номер один» ограничивается в основном информированием о своих публикациях.

В этом смысле интересен «интригующий» анонс «За тушение пожаров - штраф. Почему лесные пожары в Бурятии приобрели масштабы катастрофы? с. 6» (№ 20 от 23 мая 2012 г.). Налицо два утверждения, не связанных друг с другом. Поэтому может возникнуть ощущение, что перед нами уже знакомая «интригующая» детализация. То есть данный анонс стремится вызвать любопытство читателя. Однако на поверку оказывается, что перед нами инверсия анонса: в «заголовке» содержится сообщение, которое должно быть в «лиде» и наоборот. Ответ на вопрос «лида» - в «заголовке». Почему лесные пожары в Бурятии приобрели масштабы катастрофы? - Потому что за тушение пожаров введен штраф. Таким образом, перед нами информационный материал «поясняющего» анонса, переставленный для достижения эффекта «интригующего» анонса.

Обратим внимание на тот факт, что среди анонсов «Номера один» встречаются такие, в которых присутствие «лида» избыточно. Чаще всего, такие анонсы не содержат агрессии, а всего лишь информируют о каком-либо факте, достойном внимания читателя: «Спортбары Улан-Удэ готовы к Евро-2012. Болей за наших, с. 31» (№ 22 от 6 июня 2012 г.). Как видим, в данном случае «лид» содержит призыв, который не несет в себе функцию информирования или формирования какой-либо важной установки. «Болей за наших!» - всего лишь ссылка на дискурс болельщиков. В действительности общественнополитическое издание «Номер один» далеко от футбольной тематики федерального уровня, поскольку это издание предназначено информировать аудиторию Бурятии о событиях, произошедших в республике. В данном случае «лид» -всего лишь следование модели анонса, которую исповедует газета.

Важнейшим фактором восприятия анонса является опора на контекст. Для несведущего читателя анонс «Никто не хотел умирать. Народный Хурал принял закон о политическом фильтре, с.

6» (№ 26 от 4 июля 2012 г.) вызовет больше вопросов, чем ответов. Ведь данный анонс опирается на сформированный специфический дискурс «Номера один». Оперирование нарочито «громкой» эмоциональной лексикой («Никто не хотел умирать»), смешанной с иронией, является стилистической чертой газеты. Поэтому мы можем говорить о некоем стилистическом контексте, который влияет на восприятие анонсов.

Другая разновидность контекста, влияющего на восприятие анонса, это контекст тех публикаций, которые к моменту возникновения анонсируемого материала уже прошли в СМИ: иначе говоря, это информационный контекст: «Чартерный самолет для поросят. 1400 хрюкающих пассажиров прилетели на “Боинге” в Бурятию» (№ 27 от 11 июля 2012 г.). Публикации об открытии нового свинокомплекса в Бурятии проходили в печатных СМИ в 2011 г. Поэтому анонс о «хрюкающих пассажирах» явился для аудитории вполне информативным.

Таким образом, место анонса в таблоидном дискурсе является определяющим. Если его основная цель - привлечение внимание читателя, то анонсы представляют его жанровое воплощение. Можно сказать, что в «чистом» виде в текстах СМИ он встречается только в анонсах. Сами же журналистские материалы сосредоточивают в своих текстах еще и иные дискурсы - новостной, проблемный, персонифицированный. Суммируя анонсную часть таблоидного дискурса, выделим следующие его черты:

- анонсы - наиболее агрессивная часть таблоидного дискурса издания (являются его «ядром»);

- содержание анонсов может не совпадать с содержанием анонсируемых текстов (так, таблоидный дискурс вступает в конфликт с нетаблоидными);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- анонсы способны дублировать композицию новостных материалов (в «Номере один» каждый из анонсов состоит из «заголовка» и «лида»);

- на восприятие анонсов могут влиять различные контексты (нами рассмотрены стилистический и информационный).

Особенности анонсов газеты «Номер один» как ярко выраженного таблоида включают в себя следующие стилистические особенности:

- агрессия анонса достигается за счет ярко выраженных конфликтных минитекстов;

- в основном в газете представлены «пояснительные» и «интригующие» анонсы (причем первых в несколько раз больше, чем вторых);

- двухчастная структура анонсов в газете («заголовок» и «лид») позволяет изданию более конкретно моделировать воздействие анонса.

Литература

1. Куликова Е.В. Языковая специфика рекламного дискурса // Вестн. Нижегородск. ун-та им. Н.И. Лобачевского. -2008. - № 4.

2. Сибиданов Б.Б., Борхонов Э.Л., Тармаханов А.К. Воздействие электронных СМИ в Бурятии: анализ контента. -Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2011.

Сибиданов Баир Борисович, доцент кафедры журналистики и рекламы Бурятского государственного университета, кандидат исторических наук. Тел.: +7-9148411191; e-mail: [email protected]

Sibidanov Bair Borisovich, associate professor, department of journalism and advertising, Buryat State University, candidate of historical sciences.

УДК 070:316

© М.Н. Жорникова, В.В. Башкеева Общество, власть и бизнес в газете «МК в Бурятии»: результаты контент-анализа

В статье рассматриваются особенности освещения общественной, экономической, политической проблематики в газете «МК в Бурятии».

Ключевые слова: Московский комсомолец, общество, власть, бизнес, контент-анализ.

M.N. Zhornikova, V.V. Bashkeeva Society, power and business in the paper «The MK in Buryatia»: results of content-analysis

Peculiarities of considerations of social, economical and political problems in the regional paper «The MK» in Buryatia» is the theme of this article.

Keywords: Moskovsky komsomolets, society, authority, business, content-analysis.

Газета «МК в Бурятии» («Московский комсомолец» в Бурятии) является региональным еженедельником, который уже давно функционирует в пространстве СМИ Бурятии. Он публикует как информационные и аналитические блоки, так и разделы, граничащие с бульварностью, рассчитанные на широкие массы читателей, позволяющие обслуживать разные слои населения и тем самым привлекать широкий круг рекламодателей. Данное издание, конечно же, взаимодействует с другими региональными изданиями в плане прежде всего политической вертикали [Саха-ровская, 159]. Отсюда важно понять, какова оценка понятий «общество», «власть», «бизнес» в данном издании.

Основная задача статьи - выявление и оценка особенностей функционирования категорий «общество», «власть», «бизнес» в газете «МК в Бурятии». Материалом для анализа стала ограниченная выборка, взятая из большого массива информации за 2011 г., включающего совокупность всех текстов (газетные статьи, заметки).

В выбранных номерах газеты «МК в Бурятии» были рассмотрены все статьи и заметки, кроме досуговых (гороскопы, сканворды, анекдоты и др.). Особо отмечались материалы, которые содержательно или на уровне смысловых сигналов соответствовали тематике «Общество. Власть. Бизнес». Всего было проанализировано 1070 статей.

2011 г. был выбран в некотором смысле произвольно, так как для задач нашего исследования

любой год в сложившемся и зарекомендовавшем себя определенным образом издании является репрезентативным. Л.Н. Федотова, кстати, отмечает, что вопрос временных границ - это воля самого исследователя [Федотова, с. 113]. Для данной работы границы генеральной совокупности были определены в диапазоне с 12 января по 19 октября 2011 г., т.е. за 10 месяцев (42 номера). Выборочной совокупностью стал 21 номер газеты (каждый второй номер), метод выборки - механический, с шагом 2. Это обусловлено не только доступностью единиц наблюдения, но также возможностью изучить данный объем газетного материала печатного СМИ «МК в Бурятии» в короткий срок до начала предвыборной агитации, когда в прессе будет наблюдаться явный перевес политической проблематики.

После определения хронологического периода возникла необходимость в отборе смысловых единиц, которые являются единицами счета. Ключевыми смысловыми единицами являются публикации на тему общества, власти, бизнеса. Вспомогательными единицами будут понятия, выраженные в терминах «общество», «власть», «бизнес». Например, в статье «Награждение непричастных» М. Гольдштейна (№ 9 от 23 февраля 2011 г.) отражена тема власти, а в статье С. Белобородова «Байкалфарм подписал соглашение с Красноярским краем» в том же номере употреблен термин «общество», хотя в публикации речь шла о бизнесе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.