Научная статья на тему 'Т. Тетеревлева, О. Реут. История в российском сегменте Интернета: репрезентация и достоверность'

Т. Тетеревлева, О. Реут. История в российском сегменте Интернета: репрезентация и достоверность Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Т. Тетеревлева, О. Реут. История в российском сегменте Интернета: репрезентация и достоверность»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Т. Тетеревлева, О. Реут

ИСТОРИЯ В РОССИЙСКОМ СЕГМЕНТЕ ИНТЕРНЕТА: РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ И ДОСТОВЕРНОСТЬ*

Материалы в Интернете по истории России все чаще являются главным источником знаний о прошлом для рядового интернет-пользователя. Авторы реферируемой статьи полагают, что «качество и аутентичность исторических материалов, выкладываемых в Интернете, - одна из самых острых проблем его российского сегмента» (с. 63).

Дело в том, что нарастает поток некачественной, недостоверной, как считают историки-профессионалы, исторической информации. Интернет-технология «Веб 2.0» превращает историческое знание в один из элементов «новой, дигитально организованной медийной культуры» (с. 64). Изменения в репрезентации и достоверности исторического знания связаны со многими качествами новых медиа, но авторы реферируемой статьи останавливаются на интерактивности и гипертекстуальности.

Интерактивность приводит к дополнению функций общественно-гуманитарных исследований. Информационная и ценностная функции дополняются функцией коммуникативной. В современном российском Интернете ресурсы по истории создаются следующими авторами: профессионалами и непрофессиональными историками, т.е. историками-любителями, популяризаторами ис-

* Тетеревлева Т., Реут О. История в российском сегменте Интернета: Репрезентация и достоверность // Вестник Института Кеннана в России. - М., 2011. -№ 20. - С. 63-68.

История в российском сегменте Интернета

тории и теми, кого принято называть «носителями исторической памяти» (с. 64).

Границы жанров в историческом исследовании изменились в начале 90-х годов прошлого века, когда стала предельно востребованной история факта. Ведь до этого требовалось «ценностно-идеологическое прочтение истории» (с. 65). Интернет изменил восприятие исторического знания путем внедрения истории мнений, причем носителями мнений не обязательно выступают профессионалы-историки. «Серьезные научные работы размещаются "на равных" с явно маргинальными, а зачастую и псевдонаучными текстами» (с. 66). Дилетанты интернет-пользователи поставляют информацию, претендуя на «равенство мнений».

Гипертекстуальность, т.е. нелинейность в Интернете, отличается от печатного текста, нарушает его каноны: вначале основные положения, а выводы и сноски в конце. Процесс чтения гипертекста, т.е. «кликовое чтение», приводит к тому, что цельный исторический текст «измельчается», рассыпается на фрагменты. Технологии «Веб 2.0», т.е. особенности онлайн-материалов, «позволяют по-новому конструировать исследовательское пространство и коммуникативную среду, представлять <...> и те виды открытий и размышлений, которые находятся на обочине традиционно понимаемого научного исследования» (с. 68). Когда профессиональные историки ведут собственные блоги, то и это разрушает барьеры между академическими учеными и массовой аудиторией.

И.Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.