Научная статья на тему 'Т. А. Гайдамович и традиции русской исполнительской школы'

Т. А. Гайдамович и традиции русской исполнительской школы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
206
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАМЕРНЫЙ АНСАМБЛЬ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ / ТРАДИЦИИ / РУССКАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ЭТИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сорокина Татьяна Владимировна

Статья посвящена 100 летию со дня рождения выдающегося музыкального деятеля и педагога Татьяны Алексеевны Гайдамович. Рассматриваются педагогические принципы профессора Московской консерватории, достижение ее учеников, дается оценка роли ее профессиональной деятельности в развитии и сохранении отечественных традиций в области ансамблевого исполнительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Т. А. Гайдамович и традиции русской исполнительской школы»

ОБЗОРЫ УДК 78

Т.В. СОРОКИНА

Т.А. ГАЙДАМОВИЧ И ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Сорокина Татьяна Владимировна, профессор кафедры фортепиано Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), kamans@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена 100-летию со дня рождения выдающегося музыкального деятеля и педагога Татьяны Алексеевны Гайдамович. Рассматриваются педагогические принципы профессора Московской консерватории, достижение ее учеников, дается оценка роли ее профессиональной деятельности в развитии и сохранении отечественных традиций в области ансамблевого исполнительства.

Ключевые слова: камерный ансамбль, музыкальная педагогика, искусствоведение, традиции, русская исполнительская школа, этика.

UDC 78

T.V. SOROKINA

T.A. GAIDAMOVICH AND TRADITIONS OF THE RUSSIAN PERFORMING SCHOOL

Sorokina Tatyana Vladimirovna, professor of the piano cathedra of the Krasnodar state institute of culture (33, im. 40-letiya Pobedy, Krasnodar), kamans@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the 100th anniversary of his birth of the outstanding musical figure and teacher Tatyana Alekseevna Gaidamovich. The pedagogical principles of the professor of the Moscow Conservatory, achievement of her students are considered, the role of her professional activity in development and preservation of domestic traditions in the field of ensemble performance is estimated.

Keywords, chamber ensemble, music pedagogy, history of art, traditions, Russian performing school, ethics.

В октябре 2018 года в Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова при поддержке Министерства культуры РФ, Ассоциации камерной музыки Международного союза музыкальных деятелей прошла Международная творческая школа «Искусство ансамбля», посвященная 100-летию со дня рождения заслуженного деятеля искусств РФ, доктора искусствоведения, профессора ИГК имени П.И. Чайковского, лауреата премии г. Москвы Татьяны Алексеевны Гайдамович.

Ученый, просветитель, педагог, общественный деятель, Т.А. Гайдамович своей деятельностью внесла неоценимый вклад в сохранение общественных исполнительских традиций, в развитие культуры камерно-ансамблевого жанра.

Многогранная деятельность Гайдамович - целая эпоха не только в истории Московской консерватории, но и всей страны. Ее могучий деятельный темперамент проявился в огромном количестве дел, настоящих свершений, без которых сейчас невозможно представить музыкальное образование, музыкальную жизнь страны.

Музыкальная, ансамблевая педагогика была формой ее существования, она основала современную исполнительскую школу Камерного ансамбля и квартета, воспитав

более 600 учеников - артистов камерных ансамблей, солистов оркестров, педагогов, концертмейстеров.

Созданные под ее руководством ансамбли стали победителями многих международных конкурсов, завоевали признание во всем мире. Это «Московское трио» в составе народных артистов РФ А. Бондурянского, В. Иванова, М. Уткина, фортепианное трио (В. Деревянко, В. Вилькер, М. Дробинский), «Танеев-трио»; «Рославец-трио», «Арт-трио», «Академ-трио», «Брамс-трио», «Credo-квартет» [1].

Воспитанники Татьяны Алексеевны работают в вузах Москвы, Новосибирска, в Грузии, Армении, Казахстане, Узбекистане, Белорусии, Молдавии, Украине, Литве, Латвии, а также в Австрии, Италии, Испании, Германии, США, Израиле, Коста-Рике, Болгарии, Англии. Нельзя не назвать среди учеников Гайдамович таких музыкантов с мировым именем, как В. Спиваков, Ю. Башмет, Б. Бехтеоев, Т. Гриденко, М. Зель-цер, Г. Жислин, В. Виардо, И. Калер, К. Родин, Д. Шаповалов, А. Севидов, И. Котля-ревский, И. Беркович, В. Постникова, Г. Рождественский, Б. Березовский, С. Сондецу-ис, О. Коган, Р. Багдасарян, Н. Яиевили, Д. Швацберг [1].

30 лет Т.А. Гайдамович возглавляла оркестровый факультет Московской консерватории - мудро, умело, бесконечно тактично, деликатно, и это были уроки человеческой высоты, этики, отношений с коллегами и учениками. Татьяна Алексеевна, словно следуя своему предназначению, заложенному в имени Татьяна - «учредительница», организовывала, строила, создавала. В 1990 году была создана Ассоциация камерной музыки Международного союза музыкальных деятелей. 15 лет Татьяна Алексеевна руководила Ассоциацией, масштабную деятельность которой трудно переоценить: Международный конкурс имени С.И. Танеева в Калуге, ансамблевые конкурсы в Сызрани, Новомосковске, Красноярске, Краснодаре («Краснодарская камерата»), Москве; Курсы высшего ансамблевого мастерства в Москве, Донецке, Нижнем Новгороде, Казани, Минске, Краснодаре. Беззаветно служила Татьяна Алексеевна ансамблевому делу, приобщая все большее количество музыкантов к постижению истинной культуры ансамблевого музицирования.

Доктор искусствоведения, долгие годы возглавлявшая кафедру истории и теории исполнительского искусства в Московской консерватории, Гайдамович оставила большое количество музыковедческих трудов по истории исполнительства, вопросам интерпретации камерной музыки. Среди них - блестящее исследование «Русское фортепианное трио»», глубокая и содержательная монография, а также труды «Виолончельные сонаты Бетховена», «Фортепианные трио Моцарта», книги о знаменитых музыкантах ХХ века.

Замечательный литературный стиль делает работы Татьяны Алексеевны подлинными искусствоведческими эссе, интересными для самого широкого круга читателей. Гайдамович писала и рецензии на концерты мастеров исполнительского искусства, молодых музыкантов. С огромной ответственностью, бережно, чутко пишет Татьяна Алексеевна о Д.Ф. Ойстрахе, С.Н. Кнушевицком, о своем консерваторском педагоге Г.С. Козолуповой. Особую ценность статьям придают цитируемые ею мысли, высказывания крупнейших мастеров-исполнителей, чьим доверием и уважением она пользовалась - М. Ростроповича, Н. Шаховской, Л. Оборина, Д. Цыганова. «Музыкально-педагогическое наследие и современная практика камерно-ансамблевого исполнительства» - так назывался практический семинар в Казанской консерватории. Один из ведущих музыкальных вузов нашей страны, открытый в 1945 году - за месяц до окончания Великой Отечественной войны, является центром проведения ансамблевых форумов на протяжении двух десятилетий, был площадкой Саммита Европейской ассоциации преподавателей камерной музыки в 2012 году. Т.А. Гайдамович сотрудничала с этой консерваторией, проводя мастер-классы и концерты. Уникальные видеозаписи открытых уроков Татьяны Алексеевны хранятся в Казанской консерватории и демонстрировались для участников творческой школы.

Хочется отметить дух почтения к традициям, к создателям исполнительских школ, который царит в Казанской консерватории.

Высочайший уровень ее студентов возник не на пустом месте, а в силу сохранения - развития всего лучшего, что десятилетиями создавали работавшие там профессора. Сейчас, когда под натиском реформ практически рушится отечественное музыкальное образование, когда подвергаются уничтожению основополагающие принципы музыкального развития детей - уменьшаются часы индивидуальных занятий, исчезает само понимание сущности ценности профессии музыканта, особенно важно помнить, что культура есть бережная память, что в сохранении опыта и традиций - залог успешного существования и жизни людей.

Кто-то из музыкантов сказал, что мы все стоим на плечах наших учителей. Единое духовное пространство - как писал о предках С. Есенин, «Там, за млечными холмами» - это не мистика, не отражение религиозного сознания. Это реальность. Конкретика, если иметь в виду оставленные нами записки на полях книг, комментарии на страницах нот - аппликатура А.Л. Иохелеса, например, или штрихи музыкантов Квартета им Бородина. Врезавшиеся в сознание и ставшие частью нас афоризмы, яркие суждения наших учителей, их интонация, понимание законов фразировки и многое, многое другое.

В воспоминаниях учеников Т. А. Гайдамович открывается удивительная картина духовных связей. Видно, что самым главным рычагом в передаче знаний было и остается продолжение Учителя в учениках. Чем дальше от нас время ее ухода, тем полнее начинаешь осознавать масштаб личности Гайдамович, тем мощнее поле ее влияния на учеников. Начинаешь воспринимать личность Татьяны Алексеевны как некую цельную, огромную субстанцию, которая и сейчас рядом с нами, с теми, кто у нее учился, кто воспринял от нее высокие идеалы профессионализма и человечности. Гениальная метафора Ахматовой «Онегина воздушная громада» - это как раз о том, как нечто совершенное вовлекает в свой круг, и ты осознаешь его всем существом своим, оно тебя поднимает в иные сферы, ты отрываешься от земли и приобретаешь мудрость и новое Знание.

Хочется привести воспоминания известных музыкантов - учеников Т.А. Гайдамо-вич, опубликованные на сайте Московской консерватории к 100-летнему юбилею мастера. «Главным было не только блестящее знание мирового искусства, великолепная музыкальная одаренность и незаурядный педагогический талант. Татьяна Алексеевна была подлинным наставником в жизни, профессии, в этике отношений с коллегами и учениками. Она говорила с нами о Бетховене, перед которым преклонялась, и Александре I, о Наполеоне и Габсбургах, о Чайковском, которого обожала. Она рассказывала нам про Шостаковича - «ДД», как она его называла, про Свиридова, Амосова и Голованова, которых хорошо знала, про Елену Фабиановну Гнесину, у которой училась. Она будто протягивала эти нити, связывающие сегодняшних консерваторцев с великой традицией, частью которой была, с ошеломляющей щедростью делилась с нами своими знаниями, передавала из рук в руки, в уши, в души свой восторг перед неизъясни-мостью божественного дара и мощью человеческого гения, перед музыкальными сокровищами, наследницей которых она себя ощущала» (Н.А. Рубинштейн, доцент МГК им. П.И. Чайковского).

«Татьяна Алексеевна учила делу, в котором не бывает мелочей. В котором важна не только каждая точно сыгранная нота, но и малейший помысел, с которым ты выходишь к инструменту. Вместе с тем она - человек недостижимо высоких моральных идеалов - учила нас безграничному человеческому доверию и взаимному уважению» (Солистка «Credo - квартета» Н.П. Купцова).

«Думаю, что только очень счастливые люди могут сказать, что у них в жизни вообще был Учитель с большой буквы. Для меня таким Учителем стала Татьяна Алексеевна Гайдамович. Ее отличала невероятная серьезность и бескомпромиссность в ее

отношении к музыке и музыкантами, нежелание делать скидки. В основе этой позиции лежало неумение и нежелание прощать «половинчатость» как в игре, так и в жизни. Она часто говорила на уроках: «Не надо себя беречь!». Сама не умела быть равнодушной и не способна была вынести, когда кто-либо проявлял равнодушие по отношению к профессии и к музыке вообще. Она любила и поддерживала - делом ли, просто ли словами ободрения - всех своих учеников без исключения» (Борис Лифановский, солист оркестра Большого театра России).

Татьяна Алексеевна во многом определила наши мировоззренческие ориентиры, воспитала преданность славным традициям Московской консерватории, навсегда увлекла любовью к искусству камерного исполнительства» (И.В. Красотина, зав. кафедрой «Ансамбль» ГМПИ им. М.И. Ипполитова-Иванова).

В ноябре 2005 года Татьяна Алексеевна готовила концерт студентов своего класса (уже висели афиши у Малого зала). В последний вечер занималась с ними дома до позднего вечера. А утром не проснулась. Студенты сыграли подготовленный с нею концерт в день ее похорон.

Литература

1. Венок воспоминаний // Российский музыкант. № 5 (1352). 2018. Май.

2. Долинская Е.Б. В Татьянин день. URL: http://www.mosconsv.ru/ru/default.aspx

3. Плотникова О.М. Праздник сотворчества: I Международный конкурс камерно-ансамблевого исполнительства им. Т.А. Гайдамович // Вестник Магнитогорской консерватории. 2006. № 1. С. 65-70.

4. Долинская Е.Б. Памяти Т.А. Гайдамович // Музыковедение. 2006. № 2. С. 46-50.

References

1. Wreath of memories // Rossiyskiy muzykant. № 5 (1352). 2018. May.

2. Dolinskaya E.B. V Tatyanin den [On Tatyana's day]. URL: http://www.mosconsv.ru/ ru/default.aspx/

3. Plotnikova O.M. Feast of co-creation: I International competition of chamber and ensemble performance n.a. T.A. Gaidamovich // Vestnik Magnitogorskoy konservatorii. 2006. № 1. P. 65-70.

4. Dolinskaya E.B. In memory of T.A. Gaidamovich // Muzykovedenie. 2006. № 2. P. 46-50.

ПАМЯТКА АВТОРУ

Для публикации принимаются статьи по трем группам научных специальностей: культурология, искусствоведение и информационные системы и процессы.

Материалы предоставляются в редакцию научного журнала «Культурная жизнь Юга России» в электронном виде в текстовом редакторе Microsoft Word 2007. Оформление: кегль 14, интервал 1,5, поля стандартные.

В начале статьи автор сообщает сведения о себе (фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность, название и адрес вуза, домашний адрес, номера телефонов для связи, адрес электронной почты), аннотацию (не более 4-5 предложений) и ключевые слова, шифр УДК, затем то же - на английском языке.

Примечания и ссылки на источники литературы (в т.ч. электронные ресурсы локального и удаленного доступа) оформляются в виде затекстового перечня библиографических описаний в соответствии с ГОСТ 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка». Нумерация сквозная по всему тексту, в порядке упоминания. Порядковый номер библиографической записи в тексте набирают в квадратных скобках в строку с текстом документа, номер страницы указывается через запятую: [1, с. 106]. Более подробная информация содержится на сайте журнала: http://kjur.kgik1966.ru

Иллюстрации (фотографии, рисунки, диаграммы) должны быть высокого качества и подписаны. Под рисунками должны располагаться подписи типа «Рисунок 1. Название рисунка». Таблицы должны также сопровождаться заголовком вида «Таблица 1. Название таблицы».

Предлагаемые к изданию рукописи проходят обязательное рецензирование.

Редакция не вступает в переписку с авторами по поводу отклоненных материалов.

Перепечатка опубликованных в журнале материалов разрешается только с согласия редакции.

Адрес редакции: 350072, г. Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33, тел.: (861) 252-66-30, электронный адрес: KJUR2002@mail.ru, ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры», редакция журнала «Культурная жизнь Юга России».

КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ЮГА РОССИИ Научный журнал № 2 (73), 2019

Отпечатано в отделе информационных технологий и печати Краснодарского государственного института культуры 350072, г. Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33. Подписано в печать 30.06.2019 Формат бумаги 60х90/8. Гарнитура шрифта «Time New Roman». Объем 17,0 печ. л. Тираж 200 экз. Заказ № 116 E-mail: KJUR2002@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.