Научная статья на тему 'Сжиженный газ: международные и региональные рынки, транспортировка и возможные перспективы'

Сжиженный газ: международные и региональные рынки, транспортировка и возможные перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
817
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сжиженный углеводородный газ (СУГ) / газовозы / пропан-бутан / производство / экспорт / импорт СУГ / Польша / Украина / Литва. / liquefied petroleum gases (LPG) / gas vessels / propane-butane / LPG production / exports and imports / Poland / Ukraine / Lithuania.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербанин Юрий Алексеевич

Рассмотрены международные рынки сжиженного углеводородного газа (СУГ), производство, потребление и основные международные потоки СУГ, основные его потребители по отраслям экономики. Уделено внимание развитию флота для перевозки СУГ, этилена, вопросам стоимости перевозок. Анализированы возможности наращивания экспорта СУГ из России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Щербанин Юрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIQUEFIED GAS: INTERNATIONAL AND REGIONAL MARKETS, TRANSPORTATION AND PROSPECTS

Some issues like international and regional LPG markets, LPG produc-tion, consumption and international LPG flows are considered. Also main LPG consumption sectors are presented. LPG maritime fleet development incl. ethylene fleet, freight costs are included in the article. Possibilities of Russian LPG exports are presented.

Текст научной работы на тему «Сжиженный газ: международные и региональные рынки, транспортировка и возможные перспективы»

УДК 339.982

https://doi.org/10.24411/0131-4270-2019-10407

СЖИЖЕННЫЙ ГАЗ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЫНКИ, ТРАНСПОРТИРОВКА И ВОЗМОЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

LIQUEFIED GAS: INTERNATIONAL AND REGIONAL MARKETS, TRANSPORTATION AND PROSPECTS

Ю.А. Щербанин

Российский государственный университет нефти и газа (национальный ис-следовательский университет) им. И.М. Губкина, 119991, Москва, Россия

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1050-7898, E-mail: shcherbanin.y@gubkin.ru

Резюме: Рассмотрены международные рынки сжиженного углеводородного газа (СУГ), производство, потребление и основные международные потоки СУГ, основные его потребители по отраслям экономики. Уделено внимание развитию флота для перевозки СУГ, этилена, вопросам стоимости перевозок. Анализированы возможности наращивания экспорта СУГ из России.

Ключевые слова: сжиженный углеводородный газ (СУГ), газовозы, пропан-бутан, производство, экспорт, импорт СУГ, Польша, Украина, Литва.

Для цитирования: Щербанин Ю.А. Сжиженный газ: международные и региональные рынки, транспортировка и возможные перспективы // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2019. № 4. С. 39-45.

DOI: 10.24411/0131-4270-2019-10407

Yury A. Shcherbanin

Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University), 119991, Moscow, Russia ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1050-7898, E-mail: shcherbanin.y@gubkin.ru

Abstract: Some issues like international and regional LPG markets, LPG produc-tion, consumption and international LPG flows are considered. Also main LPG consumption sectors are presented. LPG maritime fleet development incl. ethylene fleet, freight costs are included in the article. Possibilities of Russian LPG exports are presented.

Keywords: liquefied petroleum gases (LPG), gas vessels, propane-butane, LPG production, exports and imports, Poland, Ukraine, Lithuania.

For citation: Shcherbanin YU.A. LIQUEFIED GAS: INTERNATIONAL AND REGIONAL MARKETS, TRANSPORTATION AND PROSPECTS. Transport and Storage of Oil Products and Hydrocarbons. 2019, no. 4, pp. 39-45.

DOI: 10.24411/0131-4270-2019-10407

Прежде чем изложить авторское видение обозначенного в названии вопроса, необходимо дать некоторые уточнения относительно продукции, которую обозначают как «сжиженные газы». Данное понятие зачастую используется не совсем корректно, происходит смешение в терминологии, небрежная подача материалов, что ведет к искажению статистических показателей и в последствии к ошибочным выводам при прогнозировании, а нередко и к принятию неправильного решения. Отметим также, что вопросы, связанные с производством, перевозками, экспортом, поставками на внутренние рынки, не так уж часто находят свое отражение как в отечественной, так и зарубежной специализированной литературе. В данном случае речь идет не о количестве публикаций, а об экономическом анализе отрасли.

Представим официально принятые термины и понятия, закрепленные в отечественных ГОСТах. Наиболее часто употребляется аббревиатура СПГ, что означает «сжиженный природный газ». В ГОСТ Р 57431-2017 (ИСО 16903:2015) «Газ природный сжиженный» [1] указываются (п. 5.2.5.) СПП, СПГ2 и спгэ, в состав которых входят: метан - 99,8%, 93,90% и 87,20% соответственно и далее: этан - 0,07%, 3,26% и 8,61%, пропан - 0%, 0,69% и 2,74% и незначительное количество нормального и изобутана. Таким образом, СПГ - это не чистый метан. Более того, некоторые страны поставляют СПГ с высоким содержанием этана - до 11,5% и пропана -до 3%. Напомним, что температура кипения СПГ варьируется от -157 °С до -166 °С (указано в данном ГОСТе).

СУГ - сжиженные углеводородные газы - в ГОСТ 204482018 «Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления» [1] указывается, что сжиженные углеводородные газы - это смесь углеводородов (пропана, пропилена, бутанов, бутиленов и бутади-енов с присутствием метана, этана, этилена и/или пента-нов и пентенов), преобразованная в жидкое состояние. В зависимости от содержания основного компонента в сжиженных газах устанавливают марки: ПТ (пропан технический, в котором содержание пропана и пропилена по массе 75%, остальное - примеси метана, этана, этилена, бутанов и бутиленов, которые не нормируются, но определяются, п. 5.2.), ПБТ (пропан-бутан технический с массовой долей бутанов и бутиленов не более 60% плюс примеси) и БТ (бутан технический с массовой долей бутанов и бутиленов не менее 60% плюс примеси).

В ГОСТ 27578-2018 «Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта» [1] указывается, что определены две марки: ПА - пропан автомобильный (содержание пропана 85±10%, остальное - сумма непредельных углеводородов не более 6% плюс примеси С1, С2, С4) и ПБА - пропан-бутан автомобильный (пропан - 50±10%, остальное - бутан и сумма непредельных углеводородов не более 6% плюс примеси С1, С2).

Часто встречается аббревиатура СНГ - «сжиженный нефтяной газ». В российских публикациях этот термин используют наравне с СУГ (чаще встречается СУГ).

СПГ или КПГ - это сжатый природный газ или компроми-рованный природный газ, как правило магистральный, под давлением 200-250 бар. Следует правильно использовать аббревиатуру СПГ и уточнять, что имеется в виду.

В зарубежной литературе встречается аббревиатура NGL (natural gas to liquid), обозначающая смесь углеводородов пропана, бутана, изобутана, этана, этилена, пропена, изо-бутена, бутадиена, пентана, пентена и пентеновых изомеров. Иногда в публикациях NGL называют газоконденсатом [2]. Кроме того, автором при ознакомлении со статьями на английском языке отмечалось, что NGL часто фигурировал как продукт, перевозимый судами-газовозами в качестве СУГ. Автор в данной статье рассматривает СУГ в соответствии с российскими ГОСТ.

И наконец, в международной статистике под аббревиатурой LPG проходят и показатели по этилену (торговля, поставки и др.). Кстати, внимательно знакомясь с «этиленовой проблематикой», читатель моментально увидит, что перевозки этилена осуществляются судами, которые называются «этиленовозы» и отличаются по отдельным параметрам от тоннажа, предназначенного для транспортировки СУГ.

В 2018 году общее производство СУГ в мире достигло, по предварительным данным, 310 млн т: 82 млн т было произведено в Северной Америке (примерно 80% в США), 73,6 млн т - в странах Ближнего Востока (Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ), 73,4 млн т в странах АТР (главным образом в КНР), примерно по 23,8 млн т - в странах Европы (Норвегия, Германия, Бельгия), а также России плюс страны Средней Азии (Туркменистан), 19,4 млн т - в Латинской Америке, 15,1 млн т - в Африке. Согласно прогнозам, к 2021-2022 годам общий объем производства достигнет 350 млн т.

Потребление СУГ в год оценивается примерно на уровне: АТР - 136,5 млн т, Северная Америка - 46,5 млн т, страны Европы и Латинской Америки - по 38 млн т, Ближний Восток - 31 млн т, Россия плюс страны Средней Азии - 12,9 млн т и Африка - 10,3 млн т [3].

Распределение потребителей СУГ по регионам мира существенно отличается. Так, потребители на коммунально-бытовом уровне (домашние хозяйства) распределяются следующим образом: Азия -56%, Америка - 26%, Африка и Европа -по 9% и Океания практически 0%. Это и понятно, ибо значительное количество населения Азии не имеет централизованного газоснабжения, численность населения континента (только КНР и Индия -почти 2,6 млрд человек) превосходит численность всех остальных континентов. Более четверти СУГ потребляют страны Америки, в основном это латиноамериканские страны. Африканские страны широко используют газ в баллонах, как и некоторые европейские страны.

Из общего объема СУГ, потребляемого различными странами в промышленности

выделяются Америка и Азия, которые направили 43 и 37% соответственно. Доля Европы - 16%, Океании и Африки -по 2%. Сразу поясним, куда направляется СУГ. Основные отрасли - потребители, химия и нефтехимия. Если взять весь СУГ в мире, идущий в данный сегмент, то на Америку приходится 47%, на Азию - 39%, на Европу - 14%. Понятно, что СУГ направляется в нефтехимию, которая и развита в некоторых странах этих континентов. Крупные объемы СУГ направляются в транспортную сферу. Почти 48% СУГ, используемых на транспорте, приходится на Азию, 30% - на Европу, 16 - на Америку, 5 - на Океанию и 1% - на Африку. Стоимость СУГ для использования в качестве моторного топлива ниже по сравнению с бензином и дизельным топливом, поэтому, как замечает статистика, этим видом моторного топлива пользуются страны с не самым высоким душевым доходом. На одном из транспортных форумов было отмечено, что значительная часть парка легковых автомобилей в странах с невысоким доходом являются устаревшими моделями и отсутствие (по возрасту) заводских гарантий позволяет владельцам переделывать их под про-пан-бутановое топливо.

Сельское хозяйство также потребляет СУГ в разных его сегментах (обогрев зданий, подготовка кормов и т.д.). Из общего потребления СУГ в сельском хозяйстве мира на долю Америки приходится 59%, Европы - 30, Азии - 5, Африки - 4 и Океании - 2%.

Нефтеперерабатывающие заводы также потребляют значительные объемы СУГ. Газ идет на топливо и переработку.

Таблица 1

Производство и потребление пропана и бутана по регионам, млн т

2017 год Прогноз на 2020 год

Регион производство потребление производство потребление

ПРОПАН

США 52,4 27,6 60,7 28

Ближний Восток 33,1 13,6 41,4 14

Азия 22,1 55,6 24,8 63

СНГ 13,6 8,3 13,8 9

Африка 8,3 2,8 8,3 3

Латинская Америка 8,3 19,3 8,3 20

Европа 11,1 24,8 13,6 28

Всего 152 152 165 165

БУТАН

США 28 25 34 26

Ближний Восток 27 11 33 11

Азия 41 62 42 71

СНГ 9 5 9 6

Африка 9 11 9 12

Латинская Америка 7 9 8 9

Европа 14 14 15 15

Всего 137* 137 150 150

* Включая 2 млн т - Океания.

Источник: Global LPG: Opportunities and Challengesin an Evolving Market. IHS Markit Midstream and NGL. March, 5, 2019. URL: https://ihsmarkit.com/index.html [4] и рассчитано автором.

Наибольшая доля в мире приходится на НПЗ Азии - 80%, на американские - 11, европейские - 9%.

Из общего объема произведенного в мире СУГ в 2017 году - 291 млн т - почти 141 млн приходится на потребление коммунально-бытовым сектором (домохозяйства), 79 млн приходится на нефтехимию (производство пластмасс, полимеров и т.д.), почти 25,5 млн расходуется в качестве моторного топлива, 19,7 млн используют НПЗ, 16,9 млн идет на нужды промышленности (самые разные) и 8,4 млн т используется в других секторах деятельности.

Целесообразно также представить более подробную картину отдельно по пропану и бутану, то есть по основным компонентам, составляющим смесь СУГ (табл. 1).

Как видно из представленных данных, потребление пропана и бутана наиболее динамично развивается в странах Азии, главным образом в КНР и Индии. Также обращает на себя внимание наличие крупных мощностей по производству пропана и бутана в США и значительное превышение спроса над предложением. Безусловно, США будут настойчиво продвигать оба продукта на внешний рынок. Конечно, рост объемов по пропану и бутану можно объяснить увеличением добычи нефти из низкопроницаемых коллекторов, однако балансов по пропану и бутану в официальных публикациях найти не удалось.

Рассмотрим некоторые показатели, характеризующие международные рынки СУГ. Обычно о емкости международных рынков судят по объемам экспортно-импортных перевозок. Безусловно, весьма важны и стоимостные показатели, но в данном случае транспортникам важно понять, куда и сколько продуктов перевозится, какой флот обслуживает данные грузопотоки, каковы структура и размерные группы судов, какие компании «задают тон» перевозкам и т.д.

Место рынка СУГ логично охарактеризовать путем сравнения с рынками нефти и нефтепродуктов, с рынком СПГ, поскольку это сегмент, включающий перевозки углеводородного сырья и продуктов переработки (табл. 2).

Как видно из данных таблицы, наиболее динамично развивались перевозки СПГ, а перевозки СУГ демонстрировали самую медленную динамику - 2% за год. Данные по производству в мире СУГ и суммарное производство пропана и бутана (представлены выше), по предварительным данным по 2018 год, составило 310-315 млн т (разница в 1,6% в принципе для данного масштаба вполне приемлема). Доля СУГ, поставляемая на международные рынки, составляет в год около 28-28,5% от общего производства. Кстати, сравнивать с СПГ не совсем корректно, поскольку весь СПГ идет на экспорт, все мощности по сжижению стоят в портах. Следовательно уже исходя из этого подтверждаются и другие расчеты по внутреннему потреблению в мире - 220-226 млн т.

Таким образом, объемы перевозок СУГ составляют 2,8% общего объема перевозок нефтегрузов и сжиженных газов. Доля перевозок СПГ составляет 9,6% общего объема по нефти, нефтепродуктам, СПГ плюс СУГ, но в части транспортировки именно природного газа на международные рынки

Таблица 2

Перевозки нефтегрузов и газов в 2016-2017 годы, млн т

Показатель Год 2016 2017 Рост к предыдущему году,%

Нефть 1831,4 1874,9 2,4

Нефтепродукты 868,1 888,1 2,3

СПГ 268,1 293,8 9,6

СУГ 87,5 89,3 2,0

ВСЕГО танкерные 3055,1 3146,1 3,0

перевозки

Источник: Review of Maritime Transport, 2018. UNCTAD. Geneva, 2018. P. 9 [5].

(морской транспорт плюс трубопроводный) эта доля насчитывает примерно 28-30% и сохраняется на данном уровне последние годы. Несмотря на высокую динамику, но ведь трубопроводный транспорт тоже не желает сдавать свои позиции. Правда, надо сказать, что, по некоторым данным, с развитием флота судов, которые перевозят СПГ, хранят его, встав в каком-либо порту к причалу, регазифицируют продукт и отпускают его (продают) клиентам (портовый терминал, автогазовозы, железнодорожные цистерны), загруженные на судно объемы могут оставаться и на последующий год, то есть статистика показывает якобы перевезенный объем.

Как уже указывалось выше, на международный рынок в 2017 году было вывезено 89,3 млн т СУГ. Крупнейшими поставщиками-экспортерами являются компании следующих стран: США - 29,4 млн т, ОАЭ - 10,5 млн, Россия -9,4 млн, Алжир и Катар - примерно по 9,3 млн, Саудовская Аравия - 8 млн, Иран - 6,6 млн, компании, оперирующие в Северном море - 5,3 млн, Нигерия - 1,3 млн т.

По данным одной из компаний [6], серьезно занимающейся международной статистикой, в 2018 году общая стоимость экспорта СУГ всеми странами составила 297 млрд долл. Надо отметить, что самый высокий уровень экспорта в стоимостном выражении из-за высокой стоимости на рынке пропана и бутана составил в мире в 2014 году 424,9 млрд долл. Азиатские страны - экспортеры СУГ экспортировали продукцию на 110,5 млрд долл.(доля в мире - 37,2%), доля в продажах европейских экспортеров составляла 25,7%, североамериканских - 12,8, Австралии и Океании - 12,3, африканских стран - 8,9, латиноамериканских - 3% (табл. 3).

Компания, на которую ссылается автор, отмечает, что указанные 15 стран обеспечивают 80% поставок СУГ на международные рынки в стоимостном выражении. При этом по сравнению с 2014 годом наибольший рост по экспорту в стоимостном выражении продемонстрировали четыре страны - Австралия - 84,8%, США - 62,2, Германия - 46,8, ОАЭ - 26,7%. За этот же период экспорт СУГ снизился из России на 88% (в стоимостном выражении), из Катара - на 53,4%, из Нигерии - на 49,5%, из Канады - на 43%.

Для того чтобы иметь представление о стоимости СУГ, необходимо знать цены отдельно на пропан и бутан. После покупки этой продукции производится смешение обоих продуктов в пропорции, устанавливаемой непосредственно заказчиком. Как правило, в странах существуют специальные регламенты. В России, как было сказано выше, СУГ должен иметь предусмотренный ГОСТом состав.

В январе 2019 года зафиксированы следующие цены на СУГ, пропан и бутан: пропан с поставкой на условиях CIFARA1 -от 396,50 до 400,50 долл/т; бутан с поставкой на условиях CIFARA (партии более 4000 т) - от 380,50 до 384,50 долл/т; пропан с поставкой на условиях FOBMed2 - от 433,0 до 437,0 долл/т; бутан FOBMed -от 378 до 382 долл/т. Котировка на американском рынке СУГ осуществляется на основе ценообразования в местечке Мо^ВеМеи, считающемся хабом для сжиженных газов, поскольку там находятся подземные хранилища. В январе средняя цена на пропан составляла 329,53 долл/т и на бутан - 352,77 долл/т.

Согласно опубликованным данным [7] (читатель, безусловно, может найти и другие источники информации), при заключении форвардных сделок до конца 2019 года ориентировались на следующие цены на пропан: июль - 322,0 долл/т, август - 326,0 долл/т, сентябрь - 331,0 долл/т, октябрь - 337,0 долл/т, ноябрь -342,0 долл/т, декабрь - 346,0 долл/т, январь 2020 года - 350,0 долл/т. Цены в отопительный сезон растут, что и объясняет такую динамику. В холодный период комфортнее использовать СУГ для коммунально-бытовых нужд, например с более высокой долей в смеси пропана, обладающего более низкой, чем бутан tисп.

Относительно краткосрочных прогнозов (1-2 года) по международным рынкам СУГ можно отметить следующее. Во-первых, в связи с реально развивающейся торговой войной между США и КНР (в июне 2018 года Китай ввел 25%-й тариф на импорт сжиженного газа из США) немедленно изменилась географическая структура торговли КНР. Китай обратился к поставщикам с Ближнего Востока, которые, естественно, понимают важность и объемы СУГ для потенциальной поставки. Во-вторых, США стали перенаправлять свои экспортные потоки СУГ на другие азиатские страны. Данное обстоятельство негативно сказывается на рынке СУГ: США не смогут объемно наращивать свои продажи, упускают свое место на китайском рынке, а увеличение спроса на ближневосточный СУГ, будет способствовать росту цен, что также негативно скажется на торговле газом. Кроме того, должны произойти и изменения в части, касающейся фрахтовых ставок. VLGS - газовозы, выводимые с длинных маршрутов США - КНР, неминуемо перейдут на более короткие маршруты Ближний Восток -КНР, которые ранее обслуживали преимущественно суда меньшей размерной группы, что обострит конкуренцию и вызовет слабо прогнозируемые последствия.

С учетом указанных выше причин начиная с мая 2018 года после заявлений Вашингтона ставки тайм-чартера на VLGC выросли с 16 100 долл. в сутки (в среднем для данной размерной группы) до 23 026 долл. (для газовозов на 59 000 м3) и 27 632 долл. в сутки (78 000 м3). Тайм-чартерные ставки для судов MGC за тот же период выросли с 13 500 долл.

Таблица 3

Экспорт СУГ 15 крупнейшими странами-производителями в 2018 году (млрд долл.)

Страна Стоимость экспорта Доля в мире, %

1. Катар 40,1 13,5

2. Норвегия 35,2 11,9

3. Австралия 32,4 10,9

4. США 28,4 9,6

5. Алжир 13,9 4,7

6. Германия 11,1 3,7

7. Малайзия 10,8 3,6

8. Индонезия 10,6 3,6

9. ОАЭ 10,6 3,6

10. Канада 9,7 3,3

11. Туркменистан 8,0 2,7

12. Бельгия 7,7 2,6

13. Россия 7,5 2,5

14. Нигерия 5,9 2

Источник: Petroleum Gas Exports by Country. URL: http://www.worldstopexports.com/petroleum-gas-exports-country/ [6]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в сутки до 16 118 долл. (для судов на 20 500 м3) и 16 776 долл. (для групп 28 000 м3 и 35 000 м3). В то же время ставки на малые газовозы SGC увеличились незначительно - с 14 600 долл. (в среднем) до 14 967 долл. (для судов 6 500 м3) и 15 461 долл. (для судов на 8 250 м3).

В 2019 году ожидается примерно равный 6% рост спроса и предложений на азиатском рынке, поскольку планируется пуск в эксплуатацию в КНР новых нефтехимических мощностей. А уже в 2020-2021 годах предложения будут расти темпом также в 6%, поскольку продолжится инерция производителей (просто так сложившийся баланс по производству пропана, бутана не остановить ни на НПЗ, ни на других производствах), а темпы роста по спросу упадут примерно до 4%: в этот период не намечается пуск новых мощностей, будет лишь выход на проектные мощности, и это обстоятельство определенным образом повлияет на фрахтовые ставки. Отметим, что наверняка китайские инвесторы и будущие владельцы новых нефтехимических мощностей в период разработки и утверждения бизнес-плана, технико-экономического обоснования проектов по нефтехимии проводили свои расчеты исходя еще из реалий периода Обамы, когда никаких прогнозов о торговой войне не было. Соответствующим образом рассчитывались объемы регулярных поставок, фрахт, готовились приемные терминальные мощности в портах, отстраивалась инфраструктура для транспортировки СУГ на заводы, рассматривались заказы на новые газовозы и т.д. Аналогичные по значимости планы строили и США. Однако реалии оказались иные.

Существуют мнения, согласно которым при росте спроса на СУГ на 4% в год к 2025 году, с учетом только двух стран -КНР и Индии, доля этих стран в мировом импорте СУГ вырастет с 38 % в 2018 году КНР - 24% и Индия - 14% примерно до 50%.

1 CIFARA - стоимость, страховка, фрахт с поставкой в АРА - порты Амстердам, Роттердам, Антверпен.

2 FOBMed - FreeOnBoard - «свободно на борту» (англ.), в данном случае имеются ввиду порты Средиземного моря.

Таблица 4

Структура мирового торгового флота, млн т дедвейта

Наименование 2017 год 2018 год Рост к предыдущему году, %

Нефтяные танкеры 535 700 561 079 4,74

Газовозы* 60 003 64 317 7,19

Сухогрузы 795 518 818 612 2,9

Суда для генеральных грузов 74 908 74 458 -0,6

Контейнеровозы 245 759 252 825 2,88

Другие 150 452 152 691 3,12

ВСЕГО 1 862 340 1 924 002 3,31

* Суда, перевозящие СПГ и СУГ.

Источник: Review of Maritime Transport, 2018. UNCTAD. Geneva, 2018. P. 24 [5].

Растущий спрос на СУГ в этих двух странах обусловлен не только развитием нефтехимических производств, но и стремлением правительств заменить использование дров, низкокачественного угля в домашнем хозяйстве на СУГ. Правда, тут же стали высказывать свои опасения приверженцы развития солнечной и ветровой энергетики: стоимость 1 ккал при использовании СУГ гораздо ниже стоимости 1 ккал, получаемой от солнечных и ветровых источников.

Отметим и другое обстоятельство. Правительства целого ряда стран, включая КНР, постепенно запрещают использование пластиковых пакетов, одноразовой пластиковой посуды и т.д., повышают налоги на такого рода изделия. А это выводит из обращения очень солидный объем производимых пластиков, что может сказаться на объемах потребления СУГ.

Что касается судов, перевозящих нефтегрузы и сжиженные газы, то их место в мировом торговом флоте характеризуется следующими показателями (табл. 4).

Возвращаясь к заявленной теме, напомним, что горючие газы транспортируются морем только в сжиженном состоянии поскольку в результате перевода продукта из газообразной фазы в жидкую уменьшают его в объеме от 200 до 600 раз. Газ может быть переведен в жидкую фазу путем повышения давления, путем глубокого охлаждения, либо -комбинированным способом.

Газовозы делятся на газовозы для сжиженных углеводородных газов (СУГ, СНГ), для перевозки пропана, бутана, пропилена и бутилена, а также аммиака ^ сжижения до 218 К, -55 °С); газовозы для сжиженного природного газа (СПГ), их также называют метановозами ^ сжижения до 110 К, -163 °С); газовозы-этиленовозы для сжиженного этана, этилена ^ сжижения до 169 К, -104 °С). По условиям транспортировки газов газовозы подразделяют на: напорные, как правило, вместимостью до 6000 м3 (для перевозки пропана, бутана, аммония - два-три горизонтальных цилиндрических или сферических грузовых танка); полурефрижераторные вместимостью от 5000 до 15 000 м3 (перевозят от СУГ и винилхлорида до пропилена и бутадиена, танки цилиндрические или сферические); рефрижераторные вместимостью от 15 000 до 140 000 м3 (призматические

либо сферические танки из низкотемпературной стали с примесью никеля).

В 2018 году флот СУГ-газовозов насчитывал 267 судов VLGC, 23 судна LGC, 193 судна MGC3, 361 судно SGC, из которых 28 судов MGC и 124 судна SGC относятся к классу этиленовозов. В 20152017 годах на воду было спущено много судов, и в результате средний возраст тоннажа СУГ-газовозов составляет 10 и менее лет. Портфель заказов на 2019 год и далее составляет 62 судна, в том числе 39 VLGS,11 MGC, 12 SGC общей вместимостью 3,5 млн м3 или 11% всей вместимости флота СУГ-газовозов.

В связи с тем, что суда вполне «молодые», общий потенциал для списания газовозов на лом низкий, так как только 6% тоннажа старше 25 лет. В 2017 году средний возраст списанных судов составлял 31 год.

Судя по вялой активности вторичного рынка продаж СУГ-газовозов, владельцы ожидают активизации продаж газа, и рост тайм-чартерных ставок об этом свидетельствует. Так, на вторичном рынке в 2018 году было продано всего 23 судна, в том числе 14 VLGC, три MGC и шесть SGC. Средняя стоимость пятилетних VLGC и MGC выросла на 1 млн долл., до 56 млн и 32 млн соответственно. А вот цены на SGC снизились на 2 млн долл. - до 31 млн.

Логика статьи требует представить некоторые соображения относительно положения дел в части СУГ в России. Первое, на что следует обратить внимание, это несколько ограниченный спрос на СУГ на внутреннем рынке. С одной стороны, коммунально-бытовой сектор в целом не испытывает недостатка в снабжении пропан-бутаном. Нет особых проблем и в сельхозсекторе. С другой стороны, динамика перевода автомобилей с бензина на пропан-бутан невелика, пока и нефтехимия не готова к массированному использованию газового сырья для дальнейшей переработки.

В связи с этим ограниченность внутреннего потребления автоматически переводит СУГ на экспорт. Из приводимых выше данных по производству и потреблению видно, что российские поставщики могут вполне успешно работать на рынках Европы и Азии. Европейские покупатели расположены недалеко от российских границ и портов. Потребители из стран АТР развиваются динамично, и на наш взгляд, российские компании вполне могут занять высокое место в ряду поставщиков, но для этого надо поторопиться с организацией необходимой инфраструктуры. Кстати, пока не все ясно со строительством ГПЗ на Дальнем Востоке.

Возвращаясь к проблеме спроса на СУГ в России, не будем забывать о предстоящем пуске крупнейшего в стране нефтехимического комбината «Запсибнефтехим». Проект предполагает строительство установки пиролиза мощностью 1,5 млн т этилена, около 500 тыс. т пропилена и 100 тыс. т бутан-бутиленовой фракции (ББФ) в год,

3 VLGS - VeryLargeGasCarrier (очень крупный газовоз), вместимость - более 60 000 м3 СУГ, в эксплуатации суда, вмещающие более 90 000 м3, LGC - LargeGasCarrier - (крупный газовоз), 40 000-60 000 м3, МЮС - MidGasCarrier (средний газовоз), 20 000-40 000 м3, SGC -SmallGasCarrier (малый газовоз), 5000-20 000 м3, VSGC - VerySmallGasCarrier (очень малый газовоз), менее 5000 м3.

установок по производству различных марок полиэтилена и полипропилена совокупной мощностью 2 млн т в год.

В настоящее время в России производится примерно 16 млн т СУГ, и ежегодно выпуск этой продукции рос примерно на 4-4,2% в год, хотя, бывали и сбои.

В России основные производители СУГ - СИБУР, Сургутский завод стабилизации конденсата (Газпром), Пуровский завод по переработке конденсата (НОВАТЭК), ЛУКОЙЛ. СИБУР производит примерно 42-45% всего СУГ в России, Газпром - около 12%. С учетом структуры производителей нефтехимческие комбинаты производят примерно 8 млн т СУГ, ГПЗ - около 5 млн и НПЗ - около 4 млн т.

Относительно прогнозов дальнейшего развития отрасли по производству СУГ, обратим внимание на один аспект, весьма важный для экспортного сегмента. Основной производитель СУГ СИБУР вообще-то планирует активно развивать свои нефтехимические мощности и диверсифицировать выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. Это потребует больше СУГ в качестве сырья, а значит, меньше объемов будет направлено на экспорт. С другой стороны, имеются сведения о наращивании мощностей компанией НК «Роснефть» по выпуску пропан-бутановой продукции, об активизации Иркутской нефтяной компании и некоторых других.

Для России, пожалуй, в части экспорта наибольший интерес вызывает европейский рынок, куда СУГ вывозится уже довольно давно, и перспективы к этому остаются неплохие.

СУГ в Европе используется, как и везде, в коммунально-бытовом секторе (бойлерные, водонагреватели, для кухонных нужд, загородные поездки), сельском хозяйстве (животноводческие фермы, парники и теплицы, зерносушилки, ирригационные системы и др.), промышленности (микротурбины, энергогенераторы, растворители для битума, печи и др.), в качестве топлива на транспорте. Как указывается в ежегодном докладе Европейской ассоциации по СУГ [8], СУГ рассматривается в качестве реальной альтернативы топливам, которые серьезно загрязняют атмосферу. При его сжигании не образуется сажи, по сравнению с углем на 49% ниже выбросы в атмосферу СО2 и на 17% - по сравнению с различными жидкими нефтяными топливами.

Спрос на СУГ в странах ЕС и в Восточной Европе ежегодно растет на 3%. Его объемы распределяются на рынке следующим образом: 42% СУГ идет на нужды химической и нефтехимической промышленности, 28% - используется в качестве автомобильного топлива, 18% - в коммунально-бытовом секторе, 2% - в сельском хозяйстве.

Наибольший спрос на СУГ демонстрируют Германия, которой ежегодно требуется только для промышленных нужд 740 тыс. т, Украина (партнер из Восточной Европы) готова дополнительно закупать 350 тыс. т, причем в основном для нужд автотранспорта, в Норвегии спрос на СУГ для промышленных предприятий в 2017 году вырос на 9%, в Испании на 10% вырос спрос со стороны коммунально-бытового сектора (рестораны и другие пункты общепита, расположенные вне городов, в курортных местах и т.д.). Добавим, что в 2018 году в странах ЕС насчитывалось более 15 млн автомобилей, работающих на пропан-бутане, работает 46 тыс. газозаправочных станций.

Крупными поставщиками СУГ в страны Восточной Европы (Польша, Украина) являются российские компании. Общее

потребление различных видов топлива автотранспортом в Польше составляло в 2017 году 24,212 млн т, а в 2018 году -24,793 млн т. к 2018 году структура потребления сложилась следующая: 63% - дизельное топливо, 22% - бензин и 15% -пропан-бутан. По объему потребления моторных топлив на автотранспорте Польша занимает 6-е место среди стран ЕС, то есть рынок вполне объемный. Если брать во внимание все виды топлива (авиатопливо, сжатый газ и др.), используемых всеми видами транспорта, то доля СУГ также велика и составляет 14,4%. Доля СУГ растет постоянно с 2013 года Из 4,694 млн м3 использованного на транспорте СУГ 3,936 млн м3 составили импортные поставки. Из общего объема ввезенного в страну моторного топлива самая большая доля приходится на дизельное топливо: 55,1%, 36,8% - на СУГ, 6,1% - на бензин.

Самым крупным поставщиком СУГ в Польшу является Россия, ее доля в 2018 году в общем импорте Польши составляла 74,5%. Поставки из России в последние годы постоянно росли, c 2015 по 2018 год они увеличились в 1,55 раза. За этот же период число газозаправочных станций в Польше выросло с 5420 до 7432 единиц. По имеющейся информации, польские компании продолжат закупать СУГ у российских экспортеров, о чем говорит положительная динамика рынка.

Мы не зря высказываем такие кажущиеся вполне разумными соображения: если растет рынок, то вырастут и поставки. Существующие в Польше определенные политические настроения заставляют более внимательно анализировать ситуацию. Многие польские эксперты отмечают, что по политическим причинам Варшава предпринимает в настоящее время шаги, направленные на постепенный и затем полный отказ от закупок природного газа в России. Об этом прямо заявляется и на конференциях, организуемых по нефтегазовой тематике. Однако относительно СУГ такие соображения не озвучиваются. Обстановку по данному продукту поляки характеризуют как стабильную, то есть закупки у российских компаний продолжатся.

Другим серьезным импортером российского СУГ оставалась Украина. Структура украинского рынка моторных топлив в 2018 году выглядела следующим образом: дизельное топливо - 63,7%, бензин - 18,2%, СУГ - 18,1%. Потребление СУГ на транспорте составляло в 2017 году

I,6 млн т, в 2018-м - 1,8 млн, причем из этих объемов по 2,1 млн т - собственное производство. В 2018 году на долю собственного СУГ приходилось 21,7% всего рынка, на импорт - 78,3%. Основные поставщики СУГ на украинском рынке: Роснефть - 26,8%, Тенгизшевройл -

II,6, Трансэкспедиция - 10,8, Речицкий ГПЗ - 10,5, Укргаздобыча - 9,0, Мозырский НПЗ - 6,1, Укрнафта (ГПЗ) - 6,0, Укртатнафта - 4,8, другие - 14,3%. Из России поставки осуществляются через Белоруссию. Крупнейшие импортеры СУГ: Надежда - 9,7%, БРСМ-Нафта - 9,3, Карпатнефтехим - 7,2, Авантаж 7 - 6,3, KLO - 5,3, ОККО -4,6, Glaseo - 4,5, SOCAR - 4,4, WOG - 4,4, другие - 44,3%. СУГ очень популярен на Украине, значительная часть автовладельцев перешла или готовится перейти на газ.

Что касается природного газа, то совершенно четко на конференциях и различных мероприятиях три страны -Польша, Литва и Украина - заявляют о постепенном отказе от российского газа. Представители Литвы говорят, что, несмотря на разницу в ценах трубного газа (РФ) - примерно 90 долл./1000 м3 и СПГ (Норвегия) - 220 долл. за м3

(на границе) предпочтение отдается более дорогому продукту, «чтобы уйти от российской зависимости».

В заключение выскажем следующие соображения.

Общий объем производства СУГ в мире растет и ожидается, что к середине 2020-х годов может достигнуть 350-355 млн т в год. Доля России в мировом производстве сравнительно невелика - около 5%. Однако место страны в мировом экспорте вполне конкретное и определенное. Россия поставляет СУГ преимущественно соседним странам.

Производство СУГ в России будет расти, о чем говорят показатели по вводу в эксплуатацию новых мощностей, стремление рекуперировать попутный газ и т.д. Российские компании постепенно стремятся к производству продукции, для которой необходимо данное сырье. Нефтехимия постепенно будет требовать его все больше. Коммунально-бытовой рынок (население) пропан-бутаном будет обеспечен. Переход автомобилей на СУГ-топливо во многом будет зависеть от спроса со стороны автовладельцев. Если станут укрепляться «экологические рычаги», то цены на бензин превысят некий уровень (за этим надо следить) и вполне могут произойти подвижки в сторону пропан-бутана.

Экспортная проблематика должна рассматриваться вкупе с политической составляющей. Польша и Украина для России в нестоящее время являются достаточно сложными партнерами. В неофициальном порядке некоторые российские поставщики отмечают «отсутствие проблем». Позволим себе отметить, что принятие самых различных экономических санкций к России, как правило, «происходит неожиданно». Рецептов, позволяющих учесть все обстоятельства, не существует, но постоянный расчет рисков позволит компаниям их если не избежать, то снизить.

В последнее время рассматриваются вопросы экспорта СУГ в КНР. Это интересный и большой рынок, тем более что он претерпевает определенную трансформацию, вызванную ухудшением китайско-американских торговых отношений, включая торговлю СУГ. Не исключено, что для российских компаний данное направление будет представлять интерес, но придется уделить серьезное внимание транспортировке по железной дороге (разный размер колеи), вопросам прохождения погранпереходов, их пропускной способности и др. Пока нет информации и касательно возможностей проектируемого Амурского ГПЗ, четкое понимание этого появится только после запуска его в эксплуатацию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

8.

ГОСТ Р 57431-2017 (ИСО 16903:2015) Газ природный сжиженный, ГОСТ 20448-2018 Газы углеводородные сжиженные топливные для комму-нально-бытового потребления; ГОСТ 27578-2018 Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта. URL: https://allgosts.ru/ (дата обращения 19.06.2019). Companies exercise options in Epic crude, NGL pipelines // Oil & Gas Journal. HOUSTON, Feb. 4, 02/04/2019. VII World Forum on Energy Regulation. Regulating in a Time of Innova-tion. Empovered Consumers, Dynamic Markets and Sustainable Infrastructure. Cancun, Mexico. March 20-23, 2018. URL: www.wfer2018.org. (дата обращения 19.06.2019).

Global LPG: Opportunities and Challengesin an Evolving Market. IHS Markit Midstream and NGL. March, 5, 2019. URL: https://ihsmarkit.com/index.html (дата обращения 19.06.2019). Review of Maritime Transport, 2018. UNCTAD. Geneva, 2018.

Petroleum Gas Exports by Country. URL: http://www.worldstopexports.com/petroleum-gas-exports-country/ (дата обращения 19.06.2019).

OPIS Europe LPG & Naphtha Report By IPS Markit. URL: https://www.opisnet.com/wp-content/uploads/2019/01/ europe-lpg-report-sample.pdf (дата обращения 19.06.2019).

Annual Review 2017. European LPG Association. URL: https://www.aegpl.eu/images/publications/annual-review-2017-screen.pdf (дата обращения 19.06.2019).

REFERENCES

1. GOST R 57431-2017 (ISO 16903:2015) Gaz prirodnyy szhizhennyy, GOST 20448-2018 Gazy uglevodorodnyye szhizhennyye toplivnyye dlya kommunal'no-bytovogo potrebleniya, GOST 27578-2018 Gazy uglevodorodnyye szhizhennyye dlya avtomobi!nogo transporta (State Standard R 57431-2017 (ISO 16903:2015) Liquefied natural gas. General characteristics, State Standard 20448-2018 Liquefied hydrocarbon gases for household consumption, State Standard 27578-2018 Liquefied hydrocarbon gases for automobile transport. Specifications) Available at: https:// allgosts.ru/ (accessed 19 June 2019).

2. Companies exercise options in Epic crude, NGL pipelines. Oil & Gas Journal, 2019.

3. VII World Forum on Energy Regulation. Regulating in a Time of Innovation. Empovered Consumers, Dynamic Markets and Sustainable Infrastructure. Cancun, Mexico. March 20-23, 2018 Available at: www.wfer2018.org. (accessed 19 June 2019).

4. Global LPG: Opportunities and Challengesin an Evolving Market. IHS Markit Midstream and NGL. March, 5, 2019 Available at: https://ihsmarkit.com/index.html (accessed 19 June 2019).

5. Review of Maritime Transport. Geneva, 2018.

6. Petroleum Gas Exports by Country Available at: http://www.worldstopexports.com/petroleum-gas-exports-country/ (accessed 19. June 2019).

7. OPIS Europe LPG & Naphtha Report By IPS Markit Available at: https://www.opisnet.com/wp-content/uploads/2019/01/ europe-lpg-report-sample.pdf (accessed 19 June 2019).

8. Annual Review 2017. European LPG Association Available at: https://www.aegpl.eu/images/publications/annual-review-2017-screen.pdf (accessed 19 June 2019).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Щербанин Юрий Алексеевич, д.э.н., проф., завкафедрой нефтегазотрейдинга и логистики, Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина.

Yury A. Shcherbanin, Dr. Sci. (Econ.), Prof., Head of Oil and Gas Trading and Logistics Department, Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.