Научная статья на тему 'Сюжетология немецкого эмигрантского романа (Э. М. Ремарк, Л. Фейхтвангер, К. Манн'

Сюжетология немецкого эмигрантского романа (Э. М. Ремарк, Л. Фейхтвангер, К. Манн Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
96
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМИГРАНТСКИЙ РОМАН / EXILE NOVEL / ПРОСТРАНСТВО / SPACE / РЕМАРК / REMARQUE / ФЕЙХТВАНГЕР / FEUCHTWANGER / К. МАНН / K. MANN / ЦИКЛИЧЕСКИЙ СЮЖЕТ / КАТАРСИЧЕСКИЙ СЮЖЕТ / CYCLIC PLOT / CATHARSIS PLOT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Поршнева Алиса Сергеевна

Статья посвящена сюжетной организации немецкого эмигрантско-го романа. Материалом исследования являются произведения Э.М.Ремарка, Л. Фейхтвангера, К. Манна. Обращение к категории событияпозволяет констатировать, что в эмигрантском романе она функциони-рует так же, как в циклических типах сюжета: событие представляетсобой пересечение границы между ценностно различными участкамипространства. Сопоставление сюжета эмигрантского романа с цикли-ческим позволяет выявить отличия в пространственном «оформлении»компенсирующего сюжетного комплекса и ввести термин «катарсиче-ский сюжет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLOT ORGANIZATION OF THE GERMAN EXILE NOVEL (E.M.REMARQUE, L.FEUCHTWANGER, K. MANN

The article deals with plot organization of German exile novel. Researchmaterial includes novels by E.M. Remarque, L. Feuchtwanger, K. Mann.The author of the article considers the category of event and stresses that ithas the same character as in the cyclic types of plot: an event is crossing aborderline between valuably different space zones. Comparison of the exilenovel’s plot with the cyclic one allows to find some differences in the wayshow the plot complex of compensation is organized in the exile space. Todescribe these differences a new concept “catharsis plot” is proposed.

Текст научной работы на тему «Сюжетология немецкого эмигрантского романа (Э. М. Ремарк, Л. Фейхтвангер, К. Манн»

УДК 821.112.2.01

СЮЖЕТОЛОГИЯ НЕМЕЦКОГО ЭМИГРАНТСКОГО РОМАНА (Э.М. РЕМАРК, Л. ФЕЙХТВАНГЕР, К. МАНН)

Алиса Сергеевна Поршнева

к.филол.н., доцент кафедры иностранных языков

Уральский федеральный университет им. первого Президента России

Б.Н.Ельцина

620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19. alice-porshneva@yandex.ru

Статья посвящена сюжетной организации немецкого эмигрантского романа. Материалом исследования являются произведения Э.М. Ремарка, Л. Фейхтвангера, К. Манна. Обращение к категории события позволяет констатировать, что в эмигрантском романе она функционирует так же, как в циклических типах сюжета: событие представляет собой пересечение границы между ценностно различными участками пространства. Сопоставление сюжета эмигрантского романа с циклическим позволяет выявить отличия в пространственном «оформлении» компенсирующего сюжетного комплекса и ввести термин «катарсиче-ский сюжет».

Ключевые слова: эмигрантский роман, пространство, Ремарк, Фейхтвангер, К. Манн, циклический сюжет, катарсический сюжет.

Выделяя сюжет в качестве одного из важнейших «носителей жанра», Н.Л.Лейдерман понимает его «как часть пространственно-временной организации» [Лейдерман 2010: 138]. Подобный взгляд на сюжетную организацию немецких эмигрантских романов 1930-1970-х годов позволяет выделить в них много общих черт и дает нам основания говорить о типичных для этого жанра сюжетных решениях.

Материалом нашего исследования являются эмигрантские романы Э.М.Ремарка, Л.Фейхтвангера и К.Манна, покинувших Германию в 1933 году. В работах, посвященных этим авторам, эмиграция понималась как материал для художественного осмысления [см.: Schrecken-berger 2001, Schlösser 2001, Архипов 1976 и др.]. Вопрос об «эмиграции как структурной предпосылке литературы» [Frühwald, Schieder 1981] в принципе ставился, но системно не разрабатывался.

©Поршнева A.C., 2014

Различные образцы немецкого романа об эмигранте демонстрируют общность по ряду важных параметров художественного мира. Всем им присущи единые принципы пространственной организации; выстроенное из перспективы героя-эмигранта пространство мы называем пространством эмиграции [см.: Поршнева 2012а; Поршнева 20136]. В структурном отношении оно воспроизводит концентрические круги пространства классического мифа при полной аксиологической его инверсии. Символически центральная часть мира - Третий Рейх -осознается как не охваченная культурой враждебная земля, где царят беззаконие и ложь. Окраинная зона (страны за пределами Европы), напротив, в картине мира героя-эмигранта обладает наиболее ценностно позитивным статусом. Располагающаяся «между» ними ненемецкая Европа образует первое, а в некоторых романах - первое и второе «кольцо» вокруг Рейха; здесь имеет место поэтапный переход от центра к периферии, ослабление негативных и усиление позитивных качеств пространства.

Проведенный нами ранее анализ категории события в эмигрантском романе [см.: Поршнева 2013а и др.] показал, что событием в произведениях этого жанра является пересечение границы, «перемещение персонажа через границу семантического поля» [Лотман 1998: 223]. Для большинства персонажей, в биографии которых это событие есть, переход границы представляет собой перемещение из первого или второго «кольца» пространства эмиграции в окраинное.

Событие как пересечение границы - феномен, сформировавшийся в рамках циклического сюжета. Как пишет С.Н.Бройтман, «известные нам связные изложения мифов начинаются с того, что герой пересекает пространственно-топологическую границу между мирами... Теперь именно пересечение такого рода границы, а не простая смена форм, становится сюжетным событием» [Бройтман 2004: 64]. Основой данного типа сюжета, который обнаруживается в ряде фольклорных и древних литературных текстов, а также в мифологическом повествовании, Бройтман называет «трехчленную циклическую схему "потеря-поиск-обретение"» [Бройтман 2004: 66].

В циклической сюжетной схеме можно выделить два важных для дальнейшего анализа аспекта, которые мы условно обозначим как событийный и пространственный. К первому из них следует отнести все, что касается первичного «нарушения порядка» и следующего за ним действия механизмов компенсации «негативных» повествовательных функций («нехватка», «недостача» [Пропп 2001], «расторжение договора» [Греймас 2004: 283], «нарушение», «потеря» и др.) «позитивными» («катарсис», «ликвидация нехватки (недостачи)» [Пропп 2001: 26-

61; Греймас 2004: 298], «компенсация», «восстановление договора» [Греймас 2004: 283], «медиация» [Хализев 2000: 219]). Сюжетные функции распределяются в циклических типах повествования «симметрично» [Барт 2000: 206]. В пространственном же отношении циклическая схема основана, как отмечает Н.Д.Тамарченко, на «путешествии туда и обратно» [Тамарченко 2004: 199].

Категория события в эмигрантском романе, как было выявлено нами ранее [см.: Поршнева 2013а и др.], функционирует так же, как в циклических типах повествования. Событие в эмигрантском романе -это не просто перемещение в окраинное кольцо, но и выход героя из мира мертвых: герой становится живым, т.е. не-эмигрантом. В связи с этим имеет смысл провести сопоставление этой сюжетной модели и сюжета эмигрантского романа в двух обозначены нами аспектах - то есть проанализировать, во-первых, как действуют в нем механизмы движения от «потери» к «обретению», а во-вторых - как действие этих механизмов развернуто в пространстве, «вывернутом» по отношению к традиционной пространственной модели.

Наблюдения над взаимодействием пространства и сюжета в эмигрантском романе позволяют отметить ряд моментов, важных для понимания сюжетологии данного жанра.

Во-первых, пространство эмиграции «ведет» героев определенным маршрутом, в соответствии с логикой концентрических кругов. Структура пространства эмиграции - в том виде, в каком она представлена в романах «Возлюби ближнего своего», «Изгнание» и «Бегство на север» (то есть в случае внутренней дифференциации не-немецкой Европы), - делает обязательным прохождение первого «кольца» вокруг нацистской Германии, представленного такими странами, как Австрия, Швейцария, Чехия, Швеция. Только после этого герой попадает во Францию; географически возможного маршрута «Германия - Франция» нет ни в одном из этих романов. Все эти страны обладают иным аксиологическим статусом, нежели Франция, которая по своей символической удаленности от Германии принадлежит ко второму пространственному «кольцу».

Во-вторых, динамические процессы в пространстве эмиграции связаны со стремлением темного мира к расширению за счет прилегающих территорий. Поэтому герои поэтапно «выталкиваются» сначала из «темного» центра на европейскую периферию, а затем из Европы - в окраинные участки пространства эмиграции. Этот процесс напрямую обусловлен расширением немецкой территории и немецкого влияния, агрессивной экспансией Третьего Рейха и реализуется как в событиях исторического масштаба, так и в частной жизни героев-эмигрантов,

которые в той или иной форме вытесняются либо лично героями-наци, либо из-за усилившегося немецкого влияния.

При сопоставлении данных, полученных при анализе комплекса перехода границы в эмигрантском романе, с выявленными закономерностями влияния структуры пространства и происходящих в нем динамических процессов на формирование сюжета обнаруживается определенная закономерность. Завершение сюжетной линии того или иного героя «ликвидацией недостачи», необходимым условием которого является переход границы и перемещение в окраинное «кольцо», связано в пространственном отношении не с возвращением в исходную точку (как в циклическом сюжете), а с максимальным удалением от нее. Циклическая модель «путешествия туда и обратно» в эмигрантском романе разворачивается в «путешествие из центра на окраину» - при сохранении всех «событийных» закономерностей циклического сюжета, т.е. при полной реализации схемы «потеря - поиски - обретение».

Как и в традиционных циклических сюжетах, в эмигрантском романе «среднее звено связано с пребыванием персонажа в чужом для него мире и/или прохождением через смерть» [Бройтман 2004: 204]. Однако в пространственном отношении циклический сюжет предполагает возвращение в исходную точку, а в катарсическом сюжете эмигрантского романа «обретение», наоборот, связано с перемещением из центра на окраину пространственной модели. М.Элиаде пишет: «Дорога, ведущая в центр, - "трудная дорога"... <...> По сути своей она является переходом от мирского к сакральному; .от смерти к жизни; от человека к божеству. <...> Существование, еще вчера мирское и иллюзорное, сменилось новым существованием, реальным, длительным и плодотворным» [Элиаде 1998: 32-33]. В эмигрантском романе не «дорога в центр», а именно «дорога на окраину» становится переходом «от смерти к жизни» и к обретению «нового существования».

В связи с этим термин «циклическая схема» применять к сюжету эмигрантского романа нельзя. Поэтому мы предлагаем в качестве альтернативы ему термин «катарсический сюжет», в котором схема «потеря - поиски - обретение» разворачивается в рамках «путешествия из центра на окраину» и катарсис обеспечивается не возвращением, а прибытием в окраинное «кольцо».

Категория катарсиса рассматривается в рамках нашего исследования в связке с предложенной Б.О. Корманом [Корман 1981: 50] категорией «мир героя». Условием «компенсации» может стать наступление порядка не в мире в целом, а в частном мире отдельного героя (героев) произведения, что связано с вниманием романа к частной жизни и

судьбе частного человека [см.: Хализев 1996: 326]. Взаимное наложение категорий «катарсис» и «мир героя» позволяет определить «катарсис» как гармонизацию мира героя - субъекта сознания в произведении. Даже тогда, когда обстоятельства за его пределами представляют собой «отклонение от нормы», медиация в «мире героя» оказывается необходимым и достаточным условием завершения «потери» и «поисков» романного сюжета «обретением».

В свете обращения к категории «мир героя» следует - дополнительно к термину «катарсический сюжет» - ввести понятие «катарси-ческая сюжетная линия»; это связано с тем, что в ряде случаев («Вулкан» К.Манна, «Изгнание» Л.Фейхтвангера, «американские» романы Э.М. Ремарка) в эмигрантском романе разворачивается не одна, а несколько параллельных сюжетных линий, которые могут содержать в себе основанный на переходе границы компенсирующий событийный комплекс или быть его лишены. Поэтому в ряде романов реализуется и соответствующий «минус-прием» - разворачивание некатарсических сюжетных линий. По итогам этих наблюдений можно сделать вывод об интенсивном взаимодействии пространственной и сюжетной организации эмигрантского романа. Пространство эмиграции, аксиологи-чески инвертированное по отношению к мифу, «разворачивает» циклический сюжет «путешествия туда и обратно» в катарсический сюжет «путешествия из центра на окраину».

Список литературы

Архипов Ю.И. Немецкая литература в изгнании // История немецкой литературы: в 5 т. Т. 5: 1918-1945. М., 1976. С. 426-452.

Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму. М., 2000. С. 196-238.

Греймас А.Ж. В поисках трансформационных моделей // Греймас А. Ж. Структурная семантика: поиск метода. М., 2004. С. 278-319.

Корман Б.О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов // Проблемы истории критики и поэтики реализма: межвуз. сб. Куйбышев, 1981. С. 39-54.

Лейдерман Н.Л. Теория жанра. Екатеринбург : УрГПУ, 2010. 905 с.

Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998. С. 14-285.

Поршнева А.С. «Вулкан» Клауса Манна: сюжетно-пространственный комплекс «переход границы» и типология героев // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013а. № 9. С. 263-277.

Поршнева А.С. Пространство наци и пространство эмиграции в романе Лиона Фейхтвангера «Изгнание» // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2012а. № 3 (105). С. 188-203.

Поршнева А.С. Пространство эмиграции в романе Клауса Манна «Вулкан» // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Вып. 83. 20136. № 29 (320). С. 115-125.

Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2001. 144 с.

Тамарченко Н. Д., Тюпа В. И., Бройтман С. Н. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика // Теория литературы: учеб. пособие: в 2 т. Т. 1. М.: Академия, 2004. 511 с.

Бройтман С. Н. Историческая поэтика. Теория литературы: учеб. пособие: в 2 т. Т. 2. М. : Академия, 2004. 360 с.

Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высш. шк., 2000. 398 с.

Элиаде М. Миф о вечном возвращении: Архетипы и повторяемость. СПб.: Алетейя, 1998. 250 с.

Frühwald W., Schieder W. Gegenwärtige Probleme der Exilforschung // Leben im Exil: Probleme der Integration deutscher Flüchtlinge im Ausland 1933-1945. Hamburg, 1981. S. 9-27.

Schlösser I. Die Darstellung des Exils bei Erich Maria Remarque. Köln : Universität, 2001. 113 S.

Schreckenberger H. „Durchkommen ist alles". Physischer und psychischer Existenzkampf in Erich Maria Remarques Exil-Romanen // Text + Kritik. № 149. 2001. S. 30-41.

PLOT ORGANIZATION OF THE GERMAN EXILE NOVEL (E.M.REMARQUE, L.FEUCHTWANGER, K. MANN) Alice S. Porshneva

Candidate of Philology, Assistant Professor of Foreign Language Department Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin 620002, Russia, Yekaterinburg, 19 Mir str. alice-porshneva@yandex.ru

The article deals with plot organization of German exile novel. Research material includes novels by E.M. Remarque, L. Feuchtwanger, K. Mann. The author of the article considers the category of event and stresses that it has the same character as in the cyclic types of plot: an event is crossing a borderline between valuably different space zones. Comparison of the exile novel's plot with the cyclic one allows to find some differences in the ways how the plot complex of compensation is organized in the exile space. To describe these differences a new concept "catharsis plot" is proposed.

Key words: exile novel, space, Remarque, Feuchtwanger, K. Mann, cyclic plot, catharsis plot.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.