ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES
№ 27 2012
УДК 930.26 (471.327)
СЫРЬЕВАЯ БАЗА ДЛЯ МЕТАЛЛООБРАБОТКИ НА ПОСЕЛЕНИЯХ ВЕРХОВИЙ СУРЫ И МОКШИ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
© В. А. ВИННИЧЕК, К. М. КИРЕЕВА Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, кафедра всеобщей истории, историографии и археологии e-mail: vinnichekvladimir@mail.ru, kire-karina@yandex.ru
Винничек В. А., Киреева К. М. - Сырьевая база для металлообработки на поселениях верховий Суры и Мокши в средневековье // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 524-526. - На средневековых поселениях верховий Суры и Мокши найдены железные крицы, заготовки, слитки цветных металлов и минералы, применяемые местными кузнецами и ювелирами. Поставки сырья для металлообработки в исследуемые регионы из Волго-Камья фиксируются артефактами начиная с X века, вплоть до монгольского нашествия в 1237 г. и в золотоордынский период.
Ключевые слова: сырьевая база, металлообработка, торговля.
Vinnichek V. A., Kireyeva K. M. - Raw Material for Metal Processing in Medieval Settlements on the Headstream of the Sura and the Moksha // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belinskogo. 2012. № 27. P. 524-526. - Iron intermediate products, none-ferrous ingots and minerals which were used by local blacksmiths and jewelers were found in medieval settlements on the headstream of the Sura and the Moksha. Deliveries of raw materials for metal processing to the regions under study are fixed by artifacts from the Xth century unto the Mongols invasion in 1237 and in the Golden Horde period.
Keywords: raw material, metal processing, trade.
Археологические данные свидетельствуют о том, что, начиная с рубежа Х-Х1 вв., на средневековых памятниках Верхнего Посурья и Примокшанья активно развивалась ремесленная деятельность, и, в частности, железообрабатывающее и ювелирное производства. Учитывая, что рассматриваемые регионы лишены собственных источников сырья, особым спросом у местного населения пользовались цветные металлы и железо.
Железо. Железные крицы в форме дисков диаметром 16-22 см и толщиной 5-7 см были обнаружены на Никольском селище (нач. ХГ-ХГУ в.) (рис. 1, 1-3), при этом, из одной крицы вырублен сегмент (рис. 1, 3), что свидетельствует о местном кузнечном ремесле.
Интерес представляет то, что аналогичные предметы фиксируются уже в середине Г тыс. н.э. Так, например, они отмечены в погребении мастера-кузнеца № 1679 Тарасовского могильника в Удмуртии (ГГ в. до н.э.-У в. н.э.) [10, с. 35]. Скопления железных криц диаметром 20-22 см и толщиной 5-6 см с ГУ Старокуйбышевского селища, которое датируется материалами в основном второй половиной домонгольского периода, рассматриваются Р. М. Валеевым, как «предназначенные для вывоза и реализации на рынке» [1, с. 23, с. 109]. Кричное железо являлось важной статьей
экспорта и золотоордынского Джукетау [8, с. 196]. В Болгаре в слое ХГУ в. были найдены крицы диаметром до 14 см и весом до 2,5 кг [12], а также скопление разрубленных железных криц [6, с. 66]. По мнению М. М. кавеева, обнаруженные в большом количестве в слое золотоордынского времени Болгарского городища железные крицы могут свидетельствовать об их товарном назначении [5, с. 58]. В Древней Руси товарная крица имела лепешкообразную форму, а полуфабрикаты из крицы представляли собой диски сферообразной формы диаметром 17-20 см и весом 1,7-2 кг [7, с. 12].
В 1970 г. М. Р. Полесских, исследуя территорию Садовского селища (нач. ХГ-нач. ХГГГ в., Верхнее По-сурье), обнаружил единственный в регионе сыродутный горн, а точнее его остатки [11, с. 61], в котором, однако, получить большой слиток кричного железа в средневековье было невозможно. Таким образом, можно сделать вывод, что собственное железоплавильное ремесло в домонгольский период у верхнесурского населения развито не было. не зафиксировано такое производство и в Верхнем Примокшанье.
Следует отметить, что на верхнесурские и при-мокшанские земли завозились не только крицы, но и железные заготовки в виде прокованных прямоугольных стержней длиной 80-102 мм и шириной 13,5-14,5
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>
Рис. 1. Крицы, железные заготовки и слитки цветных металлов со средневековых памятников Верхнего Посурья и Примокшанья. 1-3,7- 8 - Никольское селище, 4-6,14,15 - Золотаревское поселение; 9,13 - Ольгинское селище; 11 - Вадинское селище; 10,12 - селище Круталатка I. 1-8 - железо, 9,10,12 - бронза, 11,14 - свинцово-оловянный сплав, 13,15 - серебро.
мм, которые в большом количестве обнаружены на предмонгольских памятниках (Золотаревское поселение - 23 экз., Садовское селище - 1 экз., Степанов-ское Г селище - 4 экз., селище круталатка Г - 1 экз., селище Круталатка ГГ - 1 экз., Никольское селище - 2 экз.) (рис. 1, 4-7). Подобные изделия длиной до 150 мм при ширине 15-25 мм в Волго-Камье известны с Лаишевского селища, а среди материалов Мурзихин-ского селища имеются небольшие граненые брусочки квадратного, прямоугольного и круглого сечения [1, с. 109].
Все вышеизложенное свидетельствует о поставках на верхнесурские и примокшанские земли из ремесленных центров Волжской Булгарии, расположенных в Волго-Камье, кричного железа и железных заготовок как в домонгольское, так и в золотоордынское время.
Цветные металлы. Литейное производство изделий из цветных металлов в Верхнем Посурье и При-мокшанье отмечено находками медных и серебряных выплесков, фрагментами тиглей, бракованными изделиями еще в добулгарский период на поселениях УГГГ-нач. ХГ вв. [4, с. 66-67; 2, с. 264], однако, наиболее динамичное развитие этого ремесла наблюдается с ХГ в., когда регионы активно колонизировались Волжской Булгарией. В качестве сырья местные ювелиры-литейщики использовали обрезки пришедшей в негодность медной посуды и обломки украшений, а также серебряные (рис. 1, 13,15), бронзовые (рис. 1, 9,10,12) и свинцово-оловянные слитки (рис. 1, 11,14), которые
поступали через Волго-Камье с Урала и Алтая. В т.н. «безмонетный период» слитки из цветных металлов местным населением использовались и как товаро-деньги [3, с. 68]. В золотоордынское время, когда в торговом обороте участвовали монеты и серебряные монетные слитки ладьевидной формы, применение бронзовых и свинцово-оловянных слитков в качестве средства платежа прекратилось, однако, их поставки для нужд верхнесурских и примокшанских литейщиков продолжались вплоть до второй половины ХГУ в.
Иные металлы и минералы. По торговым путям в Верхнее Посурье и Примокшанье доставлялись и такие необходимые ювелирам металлы и минералы, как ртуть, золото и сера [2, с. 275]. В Европе известно несколько месторождений ртути. В России первое месторождение ртутной руды (киноварь) было обнаружено в 1879 г. в Екатеринославской губернии, при этом, «были найдены следы древних работ, относящиеся к неизвестной эпохе» [9, с. 718-720]. Мест добычи золота, которые разрабатываются издревле в Евразии, довольно много [9, с. 706-708]. Залежи серы имеются в Западной Европе - на Сицилии, в Хорватии (Радо-бой), около Кракова (Швошовиц) [9, с. 794-795].
С Золотаревского ГГГ селища происходят глиняные тигли. их внешняя поверхность покрыта стекловидной массой, в которой по данным эмиссионного спектрального анализа присутствуют компоненты буры (бор и натрий), а также серебро, медь, железо, олово, кремний, магний, марганец, алюминий, титан [2, с. 273274]. Бура (тинкал) - тетраборат натрия - до сих пор
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Гуманитарные науки ♦ № 27 2012 г.
используется ювелирами как флюс, предохраняющий металлы от окисления при нагреве, обеспечивая качество плавки и пайки. В природе он встречается в виде отложений горячих ключей. Главнейшие месторождения буры находятся у Дера-Пуга (Западный Тибет) и у Буль-Тсо (недалеко от Тенгри-Норав центральной части Тибета) [13, с. 44; 9, с. 798]. Интерес представляет и фрагмент воронкообразного тигля с Ахунского селища УГГГ-нач. ХГ в., в ошлаковке которого обнаружены следующие компоненты: Си, Si, К, №, Са, В, Р, Бе, Мп, Mg, А1. Наличие бора может свидетельствовать о том, что местные литейщики использовали буру в качестве флюса еще до колонизации Волжской Булгарией Верхнего Посурья, т.е. до нач. ХГ в. [2, с. 275].
Таким образом, являясь юго-западными периферийными землями Волжской Булгарии, Верхнее Посурье и Примокшанье уже в ХГ в. превратились в торгово-ремесленный плацдарм государства. Близость к границам Древней Руси обусловила не только экономические и культурные контакты местного населения с западными соседями, благодаря этим связям и развитию ремесленного производства в Волжской Булгарии в целом, в исследуемых регионах в предмонгольский период наблюдается внедрение и использование новых технологий, как в сфере кузнечного ремесла, так и в сфере сельскохозяйственной деятельности. Это подтверждается, прежде всего, всесторонними исследованиями орудий ремесла и сельского хозяйства. Динамично развивалось и ювелирное ремесло. Особенно широко представлены орудия труда и продукция верхнесурских ювелиров домонгольского времени с Золотаревского поселения. Ювелирное ремесло золотоордынского периода наиболее ярко представлено в материалах Никольского селища.
Большую роль в развитии кузнечного и ювелирного ремесел сыграли булгарские торговцы, которые поставляли в рассматриваемые регионы не только готовые изделия, но и сырье. Этому во многом, безусловно, способствовало появление и расширение сети торговых путей, соединяющих Верхнее Посурье и При-мокшанье с политическими и торгово-ремесленными центрами Волжской Булгарии и Древней Руси.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Валеев Р. М. Торговля и торговые пути Среднего Поволжья и Приуралья в эпоху средневековья (ГХ-нача-
ло ХУ в.). Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2007. 392 с.
2. Винничек В. А. Ювелирные инструменты и технологии на поселениях Верхнего Посурья домонгольского периода // Пензенский археологический сборник. Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, Институт истории и права, 2007. Вып. 1. С. 259-287.
3. Винничек В. А., Винничек А. В. Слитки цветных металлов как средства платежа на средневековых поселениях Верхнего Посурья и Примокшанья // Записки краеведов. Пенза: Сталкер, 2003. Вып. 1. С. 64-77.
4. Винничек В. А., Сафронов П. И. Васильевское селище // Записки краеведов. Пенза: Департамент культуры г. Заречного, МВЦ г. Заречного, ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2004. Вып. 2. Ч. 1. С. 39-87.
5. Кавеев М. М. Охранно-спасательные работы 2000 года на Болгарском городище // Археологические открытия в Татарстане: 2000 год. Казань: Мастер-Лайн, 2001. С. 58-60.
6. Кокорина Н. А., Мадуров Д. Ф. Исследование торговоремесленного квартала Болгара в 2000 году // Археологические открытия в Татарстане: 2000 год. Казань: Мастер-Лайн, 2001. С. 64-67.
7. Логинов В. П., Боброва В. В. Секреты кузнечного мастерства. Кузнечное дело и художественная ковка. М.: Аделант, 2008. 160 с.
8. Набиуллин Н. Г. Новые материалы о хозяйственнопроизводственной деятельности, быте и культуре Джукетау // Из археологии Поволжья и Приуралья. Казань: Институт истории Ш. Марджани АН РТ, 2003. С. 189-196.
9. Неймайр М. История Земли: В 2 т. М.: Терра, 1994. Т. ГГ. 862 с.
10. Перевощиков С. Е. Железообрабатывающее производство населения Камско-Вятского междуречья в эпоху средневековья (технологический аспект) // Материалы и исследования Камско-Вятской археологической экспедиции. Ижевск: Институт истории и культуры народов Приуралья при Удмуртском государственном университете, 2002. Т. 2. 175 с.
11. Полесских М. Р. О культуре и некоторых ремеслах обулгари-зированных буртас //Из истории ранних булгар. Казань, 1981. С. 56-68.
12. Ремесленные кварталы центральной части городища // Великие Булгары. Ч. 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rt-museum.narod.ru/bu1gari2.htm1.
13. Тойбл Карел. Ювелирное дело. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. 200 с.