Научная статья на тему '«Сябры» у восточных и южных славян'

«Сябры» у восточных и южных славян Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
688
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Rossica Antiqua
Область наук
Ключевые слова
«СЯБРЫ» / СОЦИАЛЬНЫЙ И ПРАВОВОЙ СТАТУС

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васильев Сергей Викторович

В работе приводится сравнительный анализ социального и правового статуса «сябров» у восточных и южных славян на основании сохранившихся исторических и юридических документов. Вопреки распространенному в литературе мнению автор делает вывод, что «сябры» представляли собой особую социальную страту свободного сельского и городского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Сябры» у восточных и южных славян»

С. В. Васильев «Сябры» у восточных и южных славян

В работе приводится сравнительный анализ социального и правового статуса «сябров» у восточных и южных славян на основании сохранившихся исторических и юридических документов. Вопреки распространенному в литературе мнению автор делает вывод, что «сябры» представляли собой особую социальную страту свободного сельского и городского населения.

Ключевые слова: «сябры», социальный и правовой статус.

Псковская судная грамота (ПСГ) знакомит нас с «сябрами» — социальной категорией, неизвестной Русской Правде. В статье 106 ПСГ речь идет о земельном споре между сябрами и лицом, купившим участок земли или леса с пчелиными угодьями: «А кто с ким ростяжутся о земли или о борти, да положат грамоты старые и купленную свою грамоту, и его грамоты зайдут ногых бо сябров и борти, и сябры вси станут на суд в одном месте, отвечаючи ктож за свою землю или за борть...»1. Грамота проникает, таким образом, в мир общинников-сябров, регламентируя отношения между общинниками и частными зем-левладельцами2.

Основным аргументом тяжущихся сторон служили грамоты: «...да и грамоты перед господою покладут, да и межников возьмут и тои отведут у стариков по своей купной грамоте свою часть...»3, — так описывает ПСГ процесс доказательства права на землю. Появление грамот у общинников-сябров является свидетельством изменения общинных отношений с течением времени, проявлением отношений нового типа4. О таких грамотах свидетельствует и «Ободная вастечских сябров

1 Российское законодательство Х - Х вв. М., 1984. Т. I. С 341.

2 Алексеев Ю. Г. Псковская судная грамота и ее время. Л., 1980. С. 85.

3 Российское законодательство. Т. I. С. 341.

4 Алексеев Ю. Г. Псковская судная грамота. С. 116.

на Вастечскую землю», в которой, в частности, говорится: «Се розпашь сябри вастечкии обод Вастечкии земли с старых грамот»5.

«Сябры» известны и I Литовскому Статуту (ЛС), причем Статут рисует отношения, сходные с теми, что определяет ПСГ. Статья 24, р. 6 ЛС, носящая название «А коли б хто мел с

ким именье недельное сябреное, как мает на люди сябреные

6

справедливость чинити» , определяет порядок разрешения земельных споров между частными землевладельцами и сябра-ми, которые выступают как равноправные стороны. Землевладелец-истец должен известить сябров о предстоящем суде: «А коли бы тая братия або сябры в имени были он мает к тому праву их обослати»7, Равенство перед судом сябров и землевладельца явствует и из ПСГ — судебный спор решается перед «господою» в присутствии обеих сторон.

Вообще же ПСГ не делает различия между крестьянами, живущими на общинных и владельческих землях8. Псковские «пошлины», по-видимому, благоприятствовали «сябриному» землевладению9. Стоит отметить, что и в западнорусских землях сябры владели земельной собственностью «подъле давного обычая»10. Подобные отношения известны и Новгородской судной грамоте, согласно которой сябры — «шабры» также являются совладельцами земли11. Статья 24 памятника гласит: «А кто с кем ростяжется о земле, а почнет просить сроку на управы, или на шабъры, ино ему дать один срок на сто верст три недели, а далее и ближе, а то по числу; а ему сказать шабра своего на имя, за кем управы лежат, по крестному целованию, да и по руце ему ударити с истцом своим; а посаднику приложить к срочнои грамоте своя печать.. ,»12.

Как видим, восточнославянское законодательство рисует в целом сходную картину: сябры выступают на равных в земель-

5 Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.; Л., 1949. № 346, С. 331.

6 Статуты Великого княжества Литовского. Минск, 1960. С. 81.

7 Там же. С. 81.

8 Беляев И. Крестьяне на Руси. М., 1860. С. 34.

9 Беляев И. История города Пскова и Псковской земли. М., 1867. С. 47.

10 ЫеШУ08 МеМка. Кп. 8 (1499 - 1514).. УПщш, 1995. № 391. С. 294-295.

11 Памятники русского права. М., 1953. Вып. II. С. 316.

12 Российское законодательство... Т. I. С. 306.

ных спорах с землевладельцами частными, что свидетельствует о высоком правовом статусе общинной собственности на землю и в Псковской, Новгородской землях13, и в Великом княжестве Литовском.

Древнейшее упоминание «сябров» относится, по-видимому, к XII в. В принадлежащем митрополиту Клименту Смоля-тичу «Послании презвитеру Фоме» читаем: «...да скажю ти сущих славы хотящих иже прилагают дом к дому и села к селам изгой же и себры»14. Далее упоминаются: «...домы и села и борти и пожни сябр же и изгой»15. Из этого чрезвычайно интересного свидетельства явствует, что «сябры» населяли целые села и выступают (наряду с «изгоями») как некая социальная категория, отдельная группа населения.

Между тем существует точка зрения, что «сябр» — это всего лишь член одной общины, сосед16, а «сябры» — крестьяне, соединившиеся для современной обработки земли, т.е. товарищи17. Приведенное свидетельство XII в. дает основание

предположить, что значение терминов «сябр», «сябры» не исчерпывается только лишь обозначением соседства.

«Сябров» — «себров» мы встречаем и у южных славян. Здесь они выступают также в качестве земледельцев, причем их социально-правовой статус достаточно высок. Так, ст. 54 старосербского Законника Стефана Душана XIV в. (ЗСД) назначает за оскорбление «себра» штраф, равный штрафу за оскорбление «властеля» и «властелина»: «И если себр выбра-

13 О сябрах в Новгородской и Псковской землях см.: Грамоты Великого Новгорода и Пскова. № 107, 109, 345, 346, С. 164-166, 327, 330-331.

14 Никольский H. О литературных трудах митрополита Климента Смо-лятича, писателя XII века. СПб., 1892, С. 104.

15 Там же. С. 104.

16 Cрезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского словаря. СПб., 1912. Т. III. Ч. 1. Стб. 90.

17 Греков Б. Д. Крестьяне на Руси. М., 1952. Кн. I. С. 469. Как отмечает А. А. Москаленко, слово «сябро» в значении «товарищ по работе» известно в среднеднепровском диалекте украинского языка (Москаленко И. И. Про утворення мови украшсько! народност i наци // Пращ Одеського державного ушверситету iменi I. Т. Мечникова. Т. 152. Серiя фшолопчних наук. Вип. 15. Питання слов'янсько! фшологп. Мовознавство. Одеса, 1962. С. 140). К этому следует добавить, что «сябр», «сябры» являются нормой современного белорусского языка в значении «друг», «товарищ», «друзья», «товарищи».

нит властеля да платит сто перперов, если властель и властин выбранит себра, да платит сто перперов»18, — говорится в ЗСД. Эта норма указывает на такое представление о чести себра, каковым могло быть представление о чести свободного человека. О свободном положении южнославянских «себров» прямо говорится в одной из старосербских Кормчих времен Законника: «...аще ли свободнии суть себры сущи»19.

В ЗСД немало постановлений о «себрах», потверждающих их относительно высокий правовой статус. Весьма показательно также, что ЗСД в ст. 97 защищает бороду «себра», определяя за ее повреждение денежную пеню в 6 перперов20. Это также может указывать на достаточно высокое представление о чести свободного человека21.

С ведения о себрах содержатся и в Синтагме Матвея Вла-старя — памятнике права, предшествовавшем ЗСД. Одно из постановлений Синтагмы гласит: «Иже мощи или кости пред-вигьшеи, себры оубо сущени краине тометьсе, почтенны же в темницу вметаютьсе или в роуды посилаютьсе»22. «Себры» выступают здесь как социальная категория наряду с «почтенными».

Третья глава Синтагмы «О досадах» противопоставляет сябрам рабов, указывая на свободное состояние первых: «Жестока досада или от лица или от вещи или от листа соудитьсе от мести же егда в позорище всем зрещим от лица егда кнезоу или бывшему гсну будет, от вещи, егда и рана боудет и лице оуязвитьсе. Таковые или на време затакати, или некые възбра-нябтьсе вещи почтенны сущи, аще ли свободни боудут себры

18 Зигель Ф. Законник Стефана Душана. СПб., 1872. С. 35.

19 Леонтович Ф. И. Древнее хорвато-далматское законодательство. Одесса, 1868. С. 74.

20 Зигель Ф. Законник Стефана Душана. С. 97.

21 Алексеев Ю. Г. Псковская судная грамота....С. 56. В. П. Даркевич отмечает, что «борода означала мужественность, старшинство, отмечала возрастную грань между мальчиками и мужчинами». «Как и на Руси, бороды стали объектом особой защиты уже в древнегерманских судебниках» (Даркевич В. П. «Градские люди» Древней Руси XI—XII вв. // Культура славян и Русь. М., 1998. С. 95).

22 Флоринский М. Т. Памятники законодательной деятельности Душана, царя сербов и греков. Хрисовулы. Сербский Законник. Сборники византийских законов. Киев, 1888. С. 432.

суще, палицами да биены боудут, аще ли рабы бичеви да биен-ны боудут и гсну да отдадутьсе»23.

Синтагма предусматривает различное наказание за убийство для «почтенного» и себра: «Оубииство от завещания съматраетьсе аще мысль имал се оубити или ни от ноужде есть обрести, яко оударивы, не оубивьже, яко обиица мучитьсе, аще тькмо въсхоте оударити, не томмым ес яко оубица. Таковое же завещания от оударившаго орудиа съматряетьсе. И се волному оубииству томления аще оубо ес почтен оубивы расипуетьсе, сиреч совершенно подемлет разграбление именья, аще ли же себрь, мьчу и зверем да предаетьсе»24.

В этой же плоскости лежит и ст. 106 ЗСД «О дворанине». Приведем ее текст, как на языке подлинника, так и в переводе: «Дворане властеоскы ако учыны кое зло кто от них, кто буде приняревник, да га оправе отьчина дружина поротом, ако ли есть себр, да хыти у котьль» («Если кто из людей, служащих при дворах властельских, сотворит какое-либо зло, то пусть его оправдывает отцовская дружина "поротою", а себр да подвергнется испытанию кипятком»)25. Для «себров» существовал, таким образом, иной процессуальный порядок — «ордалий», а не коллективная, оправдательная присяга, как для представителей высшего сословия.

Как отмечал Б. Ляпунов, «старосербское себрь, известное в Законнике Стефана Душана XIV в. и в славянском переводе «Синтагмы» Властаря соответственно греческому — «дешевый, простой, ничтожный». В новосербском — себар синоним обычного тежак, земледелец. Значение восточнославянского и южнославянского слова почти буквально соответствует в

древнейших памятниках; оба означают хотя и свободных, но

26

не равноправных поселян.» .

23 Там же. С. 433.

24 Там же. С. 436.

25 Зигель Ф. Законник Стефана Душана. С. 60-61.

26 Ляпунов Б. Семья, сябр, шабер // Сборник статей в честь академика А. И. Соболевского. Л., 1928. С. 262. Как отмечал М. Т. Флоринский, «с развитием баштинного права, число себров — т. е. свободных незнатных людей, владевших земельною собственностью быстро уменшалось» (Флоринский М. Т. Памятники законодательной деятельности Душана... С. 19). По Словарю И. И. Толстого, «себар (ист.) - человек низшего сословия, себрас-

Древнейшим же значением слов «сябр», «сябры» у славян было, как полагают, обозначение кровного родства27. Таковое значение, в частности обозначение семейной общины, слово «сябры» сохраняло длительный период28.

Как представляется, приведенные данные о южнославянских «себрах» возможно соотнести с предполагаемым социальным значением древнерусского термина «сябры». «Сябры» и у южных, и у восточных славян, по-видимому, лично свободные «простолюдины». Свободные люди и были организованы в общины29.

Восточнославянские материалы XV—XVI вв. также наполняют термин «сябры» определенным социальным содержанием. Так, Полоцкий привилей 1511 г. упоминает «сябров город-

30 /-

ских» : «а в подводы нам коней не брати, ни в сельских путников, ни в сябров городских»31. «Сябры» здесь стоят рядом с «путниками» — особой категорией служилых людей, называемых так же «путными боярами», т. е. опять же несут на себе определенный социальный оттенок.

кий (ист.) - плебейский» (Толстой И. И. Сербскохорватско-русский словарь. М., 1982. С. 538).

27 Ковалевский М. М. Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом. М., 1906. С. 36-37; Соболевский А. И. Семца, сябр, шабер // Ученые записки высшей школы г. Одесса. Отделение гуманитарно-общественных наук. Одесса, 1922. Т. II. С. 61-62; Яо2м>а<ом>.к 3. М. СтЬп - sibri // Сборник статей в честь академика А. И. Соболевского. С. 361; Ключевский В. О. О русской истории. М., 1993. С. 42; Косвен М. О. Семейная община и патронимия. М., 1963. С. 182; Колесов В. В. Мир человека в слове Древней Руси. Л., 1986. С. 41-42; Трубачев О. Н. История славянских терминов родства. М., 1959. С. 165.

28 Лучицкий И. Сябры и сябриное землевладение в Малороссии. СПб., 1889. С. 5; Мавродин В. В. Очерки истории Левобережной Украины. Л., 1940. С. 143-145; Мартышин О. В. Вольный Новгород. Общественно-политический строй и право феодальной республики. М., 1992. С. 308-309.

29 Дворниченко А. Ю. Русские земли Великого княжества Литовского. СПб., 1993. С. 63.

30 Ф. И. Леонтович отмечал, что «себрами» назывались в старой Сербии также и горожане (Леонтович Ф. И. Древнее хорвато-далматское законодательство... С. 72).

31 Акты, относящиеся до истории Западной России. СПб., 1848. Т. II. № 70.

Под «городскими сябрами», вероятно, можно подразумевать членов городской общины, владевших землей. Городское землевладение было характерно, для Пскова32, а также и для городов ВКЛ33, причем таких землевладельцев можно охарак-

34

теризовать как «мелких вотчинников крестьянского типа» . Полоцкий привилей далее говорит о «сябрах» следующее: «Также на боярские люди и на мещанские сябры детских нам не давати»35. Под «мещанскими сябрами», по-видимому, также следует понимать членов городской общины.

О «городских сябрах» говорит также и Витебский приви-лей 1510 г.: «А сябров городъских в прыгон наш не гнати ани в подводы ни в ловы»36.

Большой интерес представляет относящаяся к 1483 г. «Правая грамота псковского князя Ярослава Васильевича и псковских посадников Снетогорскому монастырю». Приведем выдержки из текста: «Перед господином псковским Ярославом Васильевичем, и перед посадники степенными, перед Степаном Максимовичем, и перед соцкими на сенех, стоя на суде, игумен Тарасеи Богородецкой Снетные горы и все старцы Сне-тогорские с Юрьем соцким, с старостою с Егорьевским, да с Ортемом и с Ыльею, со всеми их сябры, и с ыгуменом с Лаврентием Кузьмодемьянским з Гремячие горы и со всеми старцы Кузьмодемьянскими а ркучи тако игумен Тарасеи и все старцы Снетогорские господин князь и посадники и соцкие: тому господине, Юрью соцкому, старосте Егорьевскому, и Ор-тему и Ильи, и всем их сябром, игумену Лаврентию Кузьмоде-мьянскому и всем старцом пять частеи в Перерве реки, а нам господине шестая часть в Перерве реки, проеду деле. Да и положили грамоты купчие перед осподою. И осподин князь псковскои Ярослав Васильевич, и посадники, и сотцкие вопросили Юрья и Ортема и Илью, и всех сябров их игумена Лаврентия и всех старцов Кузьмодемьянских: отвечаите, почему

32 Алексеев Ю. Г. Псковская судная грамота... С. 129.

33 Дворниченко А. Ю. Русские земли Великого княжества Литовского. С. 48.

34 Алексеев Ю. Г. Псковская судная грамота... С 129.

35 Акты, относящиеся до истории Западной России. Т. II. № 70.

36 ЫеШУ08 МеМка. Кп. 8. № 387. Б. 290-291.

вы игумена Тарасья и старцев Снетогорских в Перерве реки лишаете шестои доли, а проезда им не даете. И господин князь псковскои Ярослав Васильевич, и посадники, и сотцкие прочет перед собою обои грамоты и дали грамоты Клименты сотцкому, да послали княжого боярина Михаила Чета да и Клименту Семеновича сотцкого тое воды в Перерве реке до-смотрети...»37. Л. В. Данилова обращает внимание, что в данном источнике сотник, отправленный вместе с княжеским боярином Михаилом Четой для проверки земельной межи, назван по имени и отчеству (с вичем), тогда как сельский — просто по имени. Таким образом, к концу XV в. между сотскими из правящей Псковской землей элиты и сотниками подченненных ей сельских общин образуется «пропасть»38.

Как отмечает Л. М. Марасинова, в псковских грамотах термины «сябры» и «смерды» взаимозаменяют друг друга: «.жители Рожитского острова, названные в XIII в. смердами, в документе XV в. фигурируют в качестве сябров»39.

Все это также может служить в пользу точки зрения о социальном содержании термина «сябры».

По мнению О. В. Мартышина, «нет оснований представлять сябров и земцев, как особую социальную группу»40. Нам же представляется, что вышеизложенное дает основание предполагать в «сябрах» особую социальную страту сельских и городских общинников, существовавшую и у восточных, и у южных славян.

37 Грамоты Великого Новгорода и Пскова. С. 327.

38 Данилова Л. В. Сельская община в средневековой Руси. М., 1994. С. 42, 161-162, 248.

39 Марасинова Л. М. Новые псковские грамоты XIV—XV веков. М., 1966. С. 147.

40 Мартышин О. В. Вольный Новгород. С. 308.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.