_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
краткосрочную перспективу / Ю.Н. Линник и др. // Горный журнал. - 2014. - № 12. - С. 36-39.
5. Павлова М.И. Анализ динамики цены на нефть и ее прогнозирование / М.И. Павлова, А.Г. Парамеев // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 12-4 (53-4). - С. 481-483.
6. Цыпин А.П. Методика статистического исследования макроэкономической динамики на основе исторических временных рядов / А.П. Цыпин // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 10 (39). - С. 282-288.
7. Цыпин А.П. Периодизация временного ряда добычи нефти в России / А.П. Цыпин // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития: сборник материалов V Международной научно-практической конференции. - Новосибирск : Изд-во ИГТУ, 2014. - С. 151-156.
© Актальчиков Р.А., 2016
УДК 368
З. Ф. Шарифьянова
к.э.н.., доцент О. Р. Александрова
Финансовый университет при правительстве РФ - Уфимский филиал
Г. Уфа, Российская Федерация
SWOT-АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ АГРОСТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
В статье раскрываются сущность и значение сельскохозяйственного страхования в России, а также слабые и сильные стороны агрострахования, возможности и вероятные угрозы.
Ключевые слова
Агрострахование, сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, сельхозтоваропроизводитель, госсубсидия, страхование с господдержкой, сильные и слабые стороны, возможности, угрозы.
Главной целью агрострахования является обеспечение оказания необходимых и приемлемых для всех сельхозтоваропроизводителей услуг по различным видам страхования, а также обеспечение безопасности сельхозпроизводства от многообразных рисков. С начала 21 века в страховании агропромышленного комплекса России государство значительно продвинулось. Опыт и достижения европейских стран способствовали становлению системы агрострахования. Правительство провело очень серьезную и кропотливую работу по совершенствованию и развитию страхования в агропромышленном секторе. Это и создание Министерством сельского хозяйства в 2003 году «Федерального агентства по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства», и конечно же Федеральный закон № 264 «О развитии сельского хозяйства» в 2006 г (50 % премии субсидируется государством). Это и различные программы поддержки агропромышленного комплекса. В них описываются основные проблемы агрострахования в России, задачи и принципы совершенствования.
Вскоре после катастрофической засухи в 2010 году, которая стала причиной массовых пожаров во многих регионах и привела к экологическому и экономическому ущербу, который оценивался в более чем 40 млрд. рублей, Правительство Российской Федерации поспешило разработать новую концепцию страхования сельскохозяйственных рисков, так как львиную долю убытков пришлось возмещать государству. Так, Федеральным законом от 25.07.2011 г. № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»» были определены юридические нормы предоставления государственной поддержки в секторе агропромышленного страхования. Принятие этого закона благоприятствовало развитию агрострахования в
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
России, так как обеспечило защиту сельхозтоваропроизводителей в случае наступления страховых рисков. Этот закон создал позитивные условия для дальнейшего совершенствования системы агрострахования. Суть заключается в том, что государство выплачивает компенсацию агрострахователям в размере 50 % от страховой премии (страхование с господдержкой).
Однако существует еще множество нерешенных задач, ввиду которых сложившуюся систему сельхозстрахования нельзя назвать действенной и успешной, т.е. еще не отлажены и не настроены механизмы агрострахования, позволяющие избежать отрицательных последствий, свойственных сегменту сельского хозяйства. К 2014 году показатели развития агрострахования не удовлетворительны и рынку еще есть куда расти, потенциал рынка сельхозстрахования не исчерпан.
По данным Минсельхоза, удельный вес застрахованных (по госпрограмме) площадей в общей площади посевов составляет по разным федеральным округам от 2 до 18 %. К примеру, в США 85%-ная застрахованность. При этом согласно государственной программе развития сельского хозяйства на 20082012 гг. целевой показатель удельного веса застрахованных сельскохозяйственных площадей равен 40% от всей посевной площади, т.е. ожидаемого роста не произошло. К положительным моментам можно отнести то, что количество договоров страхования с господдержкой увеличилось [2].
Таблица 1
Количество заключенных договоров агрострахования за период с 2012 г по 2014 год:
Периоды Всего С господдержкой Без господдержки
Январь -сентябрь 2012 г. 156915 5183 151735
Январь -сентябрь 2013 г. 131 212 5 410 125802
Январь -сентябрь 2014 г. 108 002 6 250 101752
Однако общее количество договоров с каждым годом неуклонно падает, т.е. падает привлекательность самого агрострахования в силу ряда причин. В системе сельхозстрахования на сегодняшний день обозначились следующие проблемы:
1. Мошенничество. Так называемое «схемное страхование, т. е. заключение фиктивных договоров страхования, целью которых является получения госсубсидий, участниками в нем являются как сам страховщик, так и страхователь. Не проработана законодательная база по защите от данного рода преступлений. Более того, сложившаяся система имеет подверженность к этому.
2. Не выработана четкая обоснованная классификация продуктов страхования, нет единых норм и стандартов.
3. Несовершенство в разработке базы данных о критериях и принципах оценки рисков. Недостаточное количество обоснованных страховых тарифов, которые не соответствуют уровню рисков, а настоящая цена рисков не устанавливается;
4. Нет системы учёта территориальной специфики сельскохозпроизводства при агростраховании. Необходимо «районировать тарифы» и их ставки, учитывая агротехнологии, применяемые страхователями.
5. Недостаточная проработанность законодательной базы в сфере агрострахования, а также сложная процедура урегулирования потерь. Процесс субсидирования также не отличается прозрачностью и ясностью и нуждается в доработке.
6. Низкий уровень платежеспособности агрострахователей и их постоянную зависимость от заемных средств, прежде всего для финансирования посевных работ. Следствием этого является затягивание оплаты страховых взносов до момента, когда вероятность ущерба станет максимальной.
7. Отсутствие совместимости интересов страховых организаций и государства. Для государства первостепенной задачей является продовольственная безопасность страны, сокращение социальных проблем, смягчение кризисного положения в экономике. А страховые организации, будучи коммерческими, имеют цель получение прибыли. Это отражается при расчете страховой ставки и перечне страховых рисков. Например, у коммерческих страховых компаний отсутствуют многие виды рисков, которые есть в агростраховании с господдержкой:
Дефицит тепла; дефицит влаги; неумеренные осадки; противоправные действия третьих лиц, хищения
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
(кража, грабеж, разбой); утрата племенной ценности (в животоводстве).
8. Проблематичность для сельхозпроизводителей в предоставлении доказательств в том, что они соблюли все условия агротехники;
9. Недостаточное доверие к рынку страхования со стороны сельхозпроизводителей. Проанализировав спектр проблем и выявив слабые стороны, можно выработать пути их решения, а
также составить план дальнейшего развития агрострахования, его перспективы. [1] На сегодняшний день можно обозначить следующие первостепенные задачи:
1. Следует обеспечит стабильность агрострахования. Это можно осуществить на законодательном уровне, т. е. государство должно содействовать развитию этой отрасли. У государства для этого есть все необходимые инструменты;
2. Формирование условий для привлечения аграриев в страхование сельскохозяйственных рисков, для этого необходимо обеспечение финансовой устойчивости сельхозпроизводителей. Способствовать этому может понижение тарифных ставок и стоимости страховых услуг;
3. Качественное увеличение страховых услуг и продуктов, обеспечить доступность и удобство пользования страховыми услугами, прозрачность условий при заключении договоров. Это также способствует привлечению страхователей;
4. При формировании страховых продуктов снизить либо совсем исключить отличия и разногласия между страхованием с господдержкой и без;
5. Увеличить полномочия агрострахователей (либо государства) на процедуру урегулирования убытков
Составим таблицу SWOT-анализа.
Таблица 2
SWOT -анализ
Strengths (сильные стороны) 1. Возрастает интерес к сельхозрискам. 2. Конкурентоспособность на мировых рынках. 3. Перспективность в качестве сферы инвестиций (инвестиционно привлекательная область). 4. Высокий прирост рынка (+31,4%) сельхозстрахования в 2014 году. 5. Агрострахование динамичный сегмент страхового рынка. Weaknesses (слабые стороны) • 1. Нет четкой классификации по продуктам страхования. • 2. Несовершенства в разработке базы данных о критериях и принципах оценки рисков. • 3. Нет системы учёта территориальной специфики. • 4. Недостаточная проработанность законодательной базы. • 5. Недостаточное доверие к рынку страхования .
Opportunities (возможности) 1. Рост интереса к страховой отрасли со стороны государства (аграрная политика), поддержка со стороны государства. 2. Возрастающий интерес к коммерческому страхованию (без господдержки). 3. Реформа в сфере страховой деятельности. 4. Рост инвестиционной привлекательности отдельных страховщиков. Threats (угрозы) • 1 .Высокая убыточность из-за частоты рисков. • 2. Нестабильность на мировых финансовых рынках. • 3. Мошенничество. • 4.Низкий уровень платежеспособности агрострахователей. • 5. Отсутствие совместимости интересов страховых организаций и государства. • 6. Проблематичность для сельхозпроизводителей в предоставлении доказательств в том, что они соблюли все условия агротехники.
Как мы видим в таблице, главным недостатком отрасли является ее непроработанность и незавершенность, а это значит, что при активном участии государства и национального союза агростраховщиков развитие и совершенствование агрострахования неизбежно, так как отрасль востребована и инвестиционно привлекательна.
Список использованной литературы:
1. Гребеньщиков Э. С. Агрострахование в России: движение к оптимальной модели. Финансы, 2014, №1
2. Барышников Н., Самыгин Д. Прогнозные сценарии развития сельского хозяйства региона. Экономист, 2013, №12
3. Кичигина Ю. А., Одинокова Т. Д. «Агрострахование в России: основные проблемы и перспективы» -
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург) - 2012. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: Агрострахование в России: основные проблемы и перспективы © http : //arbir.ru/articles/a_3837.htm
4. Махдиева Ю.М. Перспективы развития страхового рынка Республики Дагестан. Финансы и кредит. 2011. № 12 .
5. Порфирьев Б., Юлдашев Р. Становление системы агрострахования в России: ключевые проблемы и наметки решений. Российский экономический журнал, 2010, № 6
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2006 N 264-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О развитии сельского хозяйства"
2. Федеральный закон от 25 июля 2011 № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»
3. Федеральный закон Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 424-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства""
4. Постановление от 14 июля 2007 г. № 446 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы»
5. Постановление от 14 июля 2012 г. № 717 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»
6. Махдиева Ю.М. Перспективы развития страхового рынка Республики Дагестан. Финансы и кредит, 2011, № 12, С. 14.
7. Сокол М. Агрострахование в России // Информационный портал про страхование, 2013. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http:// prostrahovanie.ru/articles/all/298 .
© Александрова О. Р., Шарифьянова З. Ф., 2016
УДК 339
Е.С.Алексеева
студент 4 курса Института экономики управления и финансов ФГБОУ ВОМарийский государственный университет Научный руководитель: И.М. Нурмухаметов к.э.н., доцент кафедры Управления малым и средним бизнесом ФГБОУ ВОМарийский государственный университет г. Йошкар-Ола, Российская Федерация
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В ОТДЕЛЬНЫХ ВИДАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ХИМИСЕЧКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ)
Химическая промышленность - отрасль народного хозяйства, вырабатывающая химические вещества. Именно тут делают невероятное чудо: здесь преобразуют природные ресурсы, а готовят важнейшие и новейшие виды сырья, которых не существуют в природе. Вследствие этого в ассортименте магазинов открываются новейшие работы из пластмассы, моющие средства, полиэтиленовые пакеты и много другое, без чего нельзя обозначить наше существование.
Люди научились из одного определенного вида сырья создавать разные продукты. Например, нефть -это не только бензин для автомобилей, керосин для самолетов, пластмассы, а также продукты питания, например икра. Также наоборот: продукт один, а получить его можно многими способами. Например разрабытывают синтетический каучук. Предприятия химической промышленности делятся на две большие