Научная статья на тему 'Связи с правительством (gr) - корпоративные коммуникации - лоббизм: проблема соотношения социальных практик'

Связи с правительством (gr) - корпоративные коммуникации - лоббизм: проблема соотношения социальных практик Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
396
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
СВЯЗИ С ПРАВИТЕЛЬСТВОМ (GR) / КОРПОРАТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ (РА) / ЛОББИЗМ / ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ / ВЛАСТЬ / БИЗНЕС / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / GOVERNMENT RELATIONS / CORPORATE COMMUNICATIONS / LOBBYISM / PRESSURE GROUP / POLITICAL COMMUNICATIONS / AUTHORITY / BUSINESS / PUBLIC ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Почхуа Нина Зурабиевна

Анализируется соотношение таких социальных практик, как связи с правительством (GR), корпоративные коммуникации (РА) и лоббизм. Рассматриваются их цели и функции, способы и механизмы, а также субъекты. В результате делается вывод о нетождественности указанных социальных практик и различии их содержательных сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT RELATIONS(GR) - CORPORATE COMMUNICATIONS- LOBBYISM: A PROBLEM OF SOCIAL PRACTICES CORRELATION

The article covers an analysis of correlations between social practices such as government relations, corporate communications and lobbyism. Its aims and functions, methods and mechanisms and also subjects are exposed. As the result there is a conclusion about no-identification and differences of those social practices.

Текст научной работы на тему «Связи с правительством (gr) - корпоративные коммуникации - лоббизм: проблема соотношения социальных практик»

В то же время, учитывая ограниченность бюджетных средств, важнейшим условием успешной реализации намеченных задач является привлечение внебюджетных источников, включая инвестиции, основанное на частно-государственном партнерстве. В связи с этим правительство Чеченской Республики исключительно важное значение придает созданию благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности в республике. Наиболее перспективными направлениями для инвестиций являются: нефтехимия и нефтепереработка; стройиндустрия и индустрия строительных материалов, промышленность и АПК, а также туристическая индустрия.

Для повышения инвестиционной привлекательности, создания благоприятных условий для развития бизнеса, обеспечения защиты интересов и безопасности инвесторов в республике сформирована законодательная база, направленная на регулирование деятельности и защиту интересов инвесторов, а также стимулирование предпринимательской деятельности. Благоприятное экономико-географическое положение, богатая минерально-сырьевая база - это небольшая часть факторов, делающих Чеченскую Республику перспективным регионом для ведения бизнеса.

Список литературы

1. Жовтун, Д.Т. Понятие кризиса в социально-гуманитарных и экономических исследованиях современного российского общества // Социология власти. - 2009. - №2.

2. Травин, Д.Г. Инфраструктурные проекты Инвестиционного фонда Российской Федерации // Национальные проекты. - 2010. - № 3(46).

© Хакимов А.С., 2011

Н.З. Почхуа

СВЯЗИ С ПРАВИТЕЛЬСТВОМ - КОРПОРАТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ - ЛОББИЗМ: ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК

ПОЧХУА Нина Зурабиевна - аспирантка социологического факультета МГУ, преподаватель факультета мировой политики МГУ (e-mail: ninapoch@mail.ru)

Аннотация. Анализируется соотношение таких социальных практик, как связи с правительством ^Я), корпоративные коммуникации (РА) и лоббизм. Рассматриваются их цели и функции, способы и механизмы, а также субъекты. В результате делается вывод о нетождественности указанных социальных практик и различии их содержательных сторон. Ключевые слова: связи с правительством (GЯ), корпоративные коммуникации (РА), лоббизм, группы давления, политические коммуникации, власть, бизнес, общественные организации.

Изучение современных форм политической коммуникации не теряет своей актуальности для российского обществоведческого дискурса. Изменения, произошедшие в посткоммунистической России - формирование рыночной экономики и гражданского общества, утверждение фундаментальных прав и свобод человека и гражданина, возникновение и развитие социальных практик, фактически отсутствовавших в советском обществе, -все это вызывает неподдельный интерес отечественных исследователей. Не остался без внимания и такой специфический способ социальной коммуникации, как связи с правительством (GR, англ. Government Relations).

Вместе с тем приходится признать, что специфика современного этапа теоретического осмысления связей с правительством (GR) состоит (в том числе) в отсутствии четкого представления о GR как особой (самостоятельной) социальной практике, а также четких критериев, позволяющих отделить связи с правительством (GR) от корпоративных коммуникаций (PA) и лоббизма. Понимая опасность данной ситуации «недосказанности», мы предприняли попытку «развести» связи с правительством (GR), корпоративные коммуникации (РА) и лоббизм и отметить специфические характеристики каждой из этих социальных практик.

В настоящее время в исследовательской литературе обозначилось несколько подходов к анализу связей с правительством (GR).

Представители первого подхода делают акцент на целостном рассмотрении связей с правительством (GR). При этом связи с правительством (GR) понимаются как социальный институт, сущность которого заключается в таком взаимодействии государства, бизнеса и общественных организаций, при котором участники негосударственного сектора получают возможность влиять на формирование государственной политики.

При этом подчеркивается, что связи с правительством (GR) выступают в качестве одного из наиболее эффективных способов взаимодействия государственного и негосударственного секторов. GR-технологии обеспечивают защиту интересов различных социальных групп путем стремления к договору и достижению консенсуса, а также выработки и осуществления интегрированной позиции по важнейшим вопросам социально-экономического и политического развития.

Необходимо отметить, что в такой трактовке слово «правительство» обозначает не только исполнительную власть (аппарат правительства и профильные министерства и ведомства), а всю систему государственного управления, включающую все ветви государственной власти, а также силовые структуры, органы муниципального управления и т. д.

Другой подход тяготеет к рассмотрению связей с правительством (GR) в разрезе того или иного аспекта GR-взаимодействия. Таким образом, предлагаются более узкие (специализированные) определения GR-ком-муникации.

Так, нередко связи с правительством (GR) рассматриваются через призму экономических отношений как практика по отстаиванию интересов бизнеса перед «лицом» государства. При этом предполагается, что данная форма взаимодействия базируется на специфических свойствах государства по созданию условий для функционирования предпринимательства и предполагает частичное удовлетворение потребностей общества за счет бизнес-структур. Как видим, в данном случае речь идет об отстаивании экономических интересов участников взаимодействия. Некоторые исследователи при рассмотрении связей с правительством (GR), напротив, делают акцент на лоббировании интересов общественных организаций (общественных интересов), не имеющих целью непосредственное извлечение экономической выгоды.

Приведенные точки зрения позволяют сформулировать интегрированное определение связей с правительством (GR). Связи с правительством (GR) мы будем рассматривать как особую социальную практику, представляющую собой целенаправленную и системную деятельность бизнеса и общественных организаций по выстраиванию долгосрочных, эффективных и взаимовыгодных отношений с органами государственной власти всех уровней с целью влияния на социально-экономические и политические процессы, происходящие в обществе.

Несколько сложнее вопрос о соотношении связей с правительством (GR) и лоббизма.

Лоббизм традиционно понимается как специфический институт политической системы, представляющий собой механизм воздействия частных и общественных организаций (групп давления) на процесс принятия решений органами государственной власти с целью решения стоящих перед данными группами задач.

Из приведенного определения следует, что развести концепты связей с правительством (GR) и лоббизма исключительно на терминологическом уровне (уровне определений) не представляется возможным. В результате основой разграничения связей с правительством (GR) и лоббизма должны стать содержательные аспекты данных социальных практик, их цели, функции, методы и субъекты.

Основное отличие связей с правительством (GR) от лоббизма заключается в характере задач, реализуемых в процессе осуществления данных социальных практик.

Основной целью GR-коммуникации является выстраивание долгосрочных взаимовыгодных отношений компаний или организаций с органами государственной власти. Связи с правительством (GR) включают в себя систематическую (комплексную, целенаправленную) работу по продвижению позиций компании или организации в госорганах. Важнейшей стратегической задачей GR при этом является конституирование государства в качестве постоянного партнера компании или организации. Реализация этой задачи обеспечивает возможность максимально полного учета интересов группы давления, создания благоприятной (безрисковой) среды взаимодействия, приоритетного получения государственных заказов, государственной антикризисной поддержки и т. д.

В свою очередь главной задачей лоббистской деятельности является продвижение конкретных интересов компании в органах государственной власти. Лоббист действует в конкретных условиях внешней среды, а сам процесс ограничен во времени. Таким образом, лоббирование представляет собой дискретный процесс. Целью лоббирования является изменение поведения конкретных органов власти или их представителей таким образом, чтобы они приняли решение, более выгодное для лоббирующей группы в данной ситуации.

Сказанное позволяет утверждать, что связи с правительством (GR) -это сфера общего (стратегического) менеджмента, а лоббизм - частная (тактическая) технология. Предметная область (перечень реализуемых задач) связей с правительством (GR) шире, чем у лоббизма: она не ограничивается «продвижением» того или иного решения, а носит комплексный характер, призвана обеспечить постоянный устойчивый контакт государственного и негосударственного секторов.

Специалисту по GR (в отличие от лоббиста) не обязательно знать «нужных» людей, детали принятия закона, быть в курсе сложившейся в данный момент иерархии политических межличностных отношений и т. д. GR-специалист должен организовать общую систему взаимодействия «компания - власть» («бизнес-ассоциация - власть», «общественный институт - власть» и т. д.). Специалист по связям с правительством (GR) должен также наладить взаимосвязь между подразделениями организациями, найти и организовать юристов и людей, которые будут заниматься решением частных GR-задач (мониторинг, аналитика, коммуникация с органами государственной власти, непосредственное лоббирование).

В научной литературе распространена следующая классификация типов лоббизма:

1) прямой - целенаправленная работа с представителями органов власти силами лоббистов-профессионалов;

2) косвенный - организация акций в виде кампаний в СМИ, сбора подписей, рассылки писем в поддержку или против конкретных решений;

3) внутренний - отстаивание интересов в органах власти теми, кто работает в них или имеет к ним непосредственный доступ.

Анализ данной классификации позволяет выявить еще одно отличие связей с правительством (GR) от лоббизма. Субъектами связей с правительством (GR) являются структуры бизнеса и институты гражданского общества, а также их представители (либо руководители, либо профессиональные GR-менеджеры). Объектами GR-коммуникации выступают депутаты, чиновники и управленцы, сотрудники контролирующих органов и силовых структур и т.д. Сам термин «связи с правительством (GR)» («связи с органами государственной власти») свидетельствует о том, что работники государственных структур не могут быть субъектами GR. Они являются субъектами принятия важных для групп интересов решений и в этом смысле влияют на GR-коммуникацию, но не являются ее проводниками (не формулируют ее стратегию, цели и задачи, механизмы реализации и т. д.). Напротив, лоббирование вполне может осуществляться государственными служащими (т. е. быть «внутренним»).

Различия в целях связей с правительством (GR) и лоббизма определяет различия в уровнях и технологиях функционирования субъектов GR и лобби. Профессиональный лоббист взаимодействует в основном с представителями органов государственной власти, от которых зависит принятие необходимого организации решения, а также с собственниками и акционерами компании, по заказу которой работает. Специалист по связям с правительством выполняет функции организации и координации и поэтому уровень его контактов иной - он взаимодействует с юридическим департаментом организации, департаментом по связям с общественностью (PR), руководителями организации, лоббистами. При проведении лоббистских кампаний GR-специалист и лоббист работают в непосредственном взаимодействии на правах партнеров, при этом GR-специалист берет на себя весь круг обязанностей по обеспечению (сопровождаю) деятельности лоббиста.

Ключевая задача GR-специалиста как менеджера по стратегическому развитию - предвидеть возможные проблемы и потенциальные возможности со стороны органов государственной власти, вовремя информировать руководство и принимать совместные управленческие решения. Мастерство GR-специалиста заключается также в возможности скоординировать деятельность подразделений организации с тем, чтобы донести позицию компании до чиновника, аргументировано доказать свою точку зрения, поддерживать долгосрочные партнерские отношения с властью.

Связи с правительством (GR) отличаются от лоббизма и тем, что GR-организации представляют коллективные интересы социальных структур, а государственные органы направляют законопроекты или иные подготовленные решения в организации для выяснения мнения их членов. Таким образом, связь с правительством (GR) создает возможность для функционирования «коллективного разума», поддерживая сбалансированное распределение власти и оптимальное соотношение интересов в обществе. Предложения же, с которыми GR-специалисты обращаются к правительству, несут позитивный эффект для всего делового сообщества.

Приходится признать, что наиболее эффективные лоббистские технологии коррупционны и выходят за рамки Уголовного кодекса Российской Федерации.

В области связей с правительством (GR) коррупциогенные методы взаимодействия (часто встречающиеся в практике лоббизма) воспринимаются как тупиковые. Справедливо считается, что создание и поддержание систем «кормления» является не только противоправным или сомнительным с точки зрения профессиональной этики, но и малоэффективным. Данная практика представляется ресурсозатратной, порождает зависимость позиции лоббирующей организации от «человеческого фактора» (интересов того или иного чиновника), неустойчивость положения компании в ситуации ротации аппарата управления, когда «ваше» правительство уходит в отставку, и т. д.

В профессиональной GR-среде существует мнение, что безупречно подготовленная позиция сильнее коррупции. Аналогом этому тезису может послужить судебная ветвь власти, где судебные брокеры сталкиваются с профессиональными юристами. Боясь последствий, судья часто вынужден принимать решения в обход собственных коммерческих интересов, признавая профессионализм и подготовленность юриста.

Таким образом, коренные отличия связей с правительством (GR) от лоббизма состоят:

1) в целях взаимодействия - если связи с правительством (GR) осуществляются для организации системы долгосрочного сотрудничества, то акции лоббизма имеют единичный, дискретный характер;

2) в функциях деятельности - на внутри корпоративном уровне связи с правительством (GR) выполняют функции координации деятельности отдельных подразделений компании или организации, на внешне корпоративном - отвечают за общее моделирование связей с госорганами (ме-неджериальные функции). Управленческие функции лоббиста ограничены рамками конкретной задачи. Лоббист может не принимать участия в формировании политики компании в сфере взаимодействия с органами государственного управления, в то время как GR-специалист обязан это делать;

3) в технологиях коммуникации - GR-коммуникации осуществляются в соответствии с правовыми нормами и основаны на принципе социальной ответственности бизнеса. Под социальной ответственностью понимается выполнение добровольно принятых на себя обязательств, отвечающих взаимным интересам государства и бизнеса. Социальная ответственность представляет собой добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической, экологической и т. д. сферах, напрямую связанный с основной деятельностью компании или организации и выходящий за рамки определенного законом минимума в соответствии с возможностями компании.

На основании проведенного анализа можно сформулировать следующие выводы:

1. Связи с правительством (GR), корпоративные коммуникации (РА) и лоббизм - различные по своему содержанию социальные практики.

2. В отличие от практики корпоративных коммуникаций (РА), практика связей с правительством (GR) имеет более локальные задачи. Это становится причиной того, что подразделения по корпоративным коммуникациям (РА) нередко включают отделы по связям с правительством (GR) в качестве своей составной (подчиненной) части.

3. В отличие от лоббизма:

а) связи с правительством (GR) являются сферой общего менеджмента, задача которого - формирование стратегии компании или организации в области взаимодействия с органами государственной власти, а также общий менеджмент в данной сфере;

б) субъектами связей с правительством (GR) являются структуры бизнеса и институты гражданского общества, а также их представители, но не сами чиновники и политики, что свойственно лоббизму;

в) одна из основных задач специалиста по связям с правительством (GR) заключается в обеспечении (сопровождении) деятельности лоббиста;

г) связи с правительством (GR) являются открытой (прозрачной, свободной от коррупции) практикой взаимодействия власти, бизнеса и общества для принятия выгодных для всех сторон взаимодействия решений.

Список литературы

1. Аги, У., Кэмерон, Г., Олт, Ф., Уилкокс, Д. Самое главное в PR / пер. с англ. - СПб, 2004.

2. Вершинин, М. Политическая коммуникация в информационном обществе. - СПб, 2001.

3. Лепехин, В.А. Лоббизм. - М., 1995.

4. Толстых, П.А. GR. Практикум по лоббизму в России. - М., 2007.

5. Уколов, В.Ф. Взаимодействие власти, бизнеса и общества. - М., 2009.

© Почхуа Н.З., 2011

А.В. Шкредов

отношение к государственной СЛУЖБЕ в массовом сознании РОССИЯН

ШКРЕДОВ Александр Валерьевич - аспирант кафедры политологии и политического управления РАГС (e-mail: sanni.86@mail.ru)

Аннотация: Рассматриваются ключевые аспекты, влияющие на формирование имиджа государственной службы, выявляется тенденция к изменению отношения общества к государственной службе. Ключевые слова: государственная служба, отношение общества, дисфункции бюрократии, чиновник, негативный образ, восприятие, практика взаимодействия.

Процесс взаимодействия общества и структур государственной службы последних лет неуклонно шел по пути большей открытости. Этому способствовали как конкретные меры, принимаемые верховной властью страны по реформированию государственной службы, так и стремительный процесс информатизации общества, объективно ведущий к расширяющемуся информационному обмену. В то же время следует отметить, что открытость в деятельности государственной службы все больше стала обличать всевозможные дисфункции в ее деятельности, что не могло не отразиться на отношении к ней граждан страны.

Следует отметить, что весьма значимой и очевидной для граждан России явилась неэффективность деятельности аппарата государственной службы. Так, Н. Седова, в частности, отмечает на основании социологического исследования, проведенного в 2006 г.: «Утверждение, что российская бюрократия неэффективна, приобрело характер некой константы общественного мнения ... 10% считают ее эффективной, а большинство (от 56,6 до 66,5%) характеризуют ее как неэффективную»1.

1 Седова, Н.Н. Эффективность бюрократии в оценках россиян // Социологические исследования - 2006. - №3. - С. 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.