Научная статья на тему 'Связи с общественностью как инструмент повышения уровня легитимности органов государственной власти'

Связи с общественностью как инструмент повышения уровня легитимности органов государственной власти Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
741
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Ключевые слова
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / ЛЕГИТИМНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Клейменова Юлия Юрьевна, Рудыка Наталья Алексеевна

В статье рассматриваются связи с общественностью как важная составляющая эффективной работы органов государственной власти. Связи с общественностью это особая управленческая функция, помогающая устанавливать и поддерживать тесную коммуникацию, взаимопонимание и сотрудничество между органом государственной власти и связанной с ней общественностью. Связи с общественностью являются основным инструментом, способствующим повышению легитимности органов государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Связи с общественностью как инструмент повышения уровня легитимности органов государственной власти»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЛЕГИТИМНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Клейменова Ю.Ю.1, Рудыка Н.А.2

'Клейменова Юлия Юрьевна - магистрант;

2Рудыка Наталья Алексеевна - доцент, кандидат политических наук, кафедра политологии, истории и социальных технологий, Российский университет транспорта (МИИТ), г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются связи с общественностью как важная составляющая эффективной работы органов государственной власти. Связи с общественностью - это особая управленческая функция, помогающая устанавливать и поддерживать тесную коммуникацию, взаимопонимание и сотрудничество между органом государственной власти и связанной с ней общественностью. Связи с общественностью являются основным инструментом, способствующим повышению легитимности органов государственной власти.

Ключевые слова: связи с общественностью, легитимность органов государственной власти.

Легитимность органов государственной власти играет исключительно важную роль для эффективного осуществления государственной власти и не может игнорироваться ни одним её носителем, заинтересованным в устойчивости политической системы и своего руководящего положения, так как нелегитимная власть исторически обречена. Именно поэтому носители государственной власти должны постоянно заботиться о поддержании минимально необходимого уровня своей легитимности, используя для этого различные инструменты, обеспечивающие признание государственной власти населением.

Инструменты обеспечения легитимности органов государственной власти весьма разнообразны и могут классифицироваться по характеру реализуемых с их помощью мер. Связи с общественностью являются ключевым инструментом для обеспечения легитимности органов государственной власти.

Связи с общественностью представляют собой своеобразный политический институт, сущностное, функциональное явление, направленное на оптимизацию принятия и реализации политических решений.

Необходимо заметить, что управление, не обогащенное структурами и знаниями в области связей с общественностью, инерционно воспроизводит типы и характер принятия политических решений в духе административно-командной системы. И наоборот: наличие таких знаний и структур в большой степени способствует созданию модели открытой, бюрократии, обладающей высокой степенью адаптивности к изменяющимся условиям.

Опираясь на механизмы связей с общественностью, государственная власть в более полной мере использует свои информационные, коммуникативные возможности, обеспечивает не дискретные сигналы обратной связи, а устойчивую, планомерную и репрезентативную информационно-коммуникативную деятельность, определяющую эффективность всего управленческого процесса.

Связи с общественностью выполняют роль механизма, способствующего завоеванию и удержанию власти и политического влияния, другими словами способствуют формированию и повышению легитимности органов государственно власти.

РЯ-методы повышения уровня легитимности органов государственной власти могут быта использованы и органами власти, и политическими партиями, и некоммерческими организациями.

Одна из глобальных технологий повышения уровня легитимности органов государственной власти носит название народного форума. Суть данного метода заключается в том, что некоторая организация доказывает обществу, что представляет интересы общества в целом, либо его отдельного сегмента. Чтобы заявленный лозунг работал эффективно, представители организации должны демонстрировать, что:

- они действительно говорят с обществом;

- этот разговор носит характер диалога;

- результаты диалога воплощаются в действия [3, с. 312].

Эта форма работы предполагает публичное обсуждение различных общественно-значимых проблем и поиск их решений. Это может стать и PR-механизмом создания известной и позитивной репутации инициирующего его создание органа власти или некоммерческой организации. Он получил в мировой практике широкое распространение. Чаще всего данный метод решения социально-политических PR называют think tank или think factory - фабрика мыли, экспертное сообщество, призванное в необходимых случаях концентрировать интеллектуальный потенциал для реализации социально значимых проектов. Это может быть форум экспертов в обсуждаемой теме, деятельность которых направлена на поддержку деятельности органов власти через:

- участие экспертного сообщества в различных формах в разработке, экспертизе и принятии решений в области осуществления социальных проектов;

- подготовка условий для аутсорсинга части государственных функций в этих областях;

- структурирование профессиональных и социально активных сообществ социальных технологов, политологов и специалистов культуры вокруг проблем, которые важны и значимы для страны;

- привлечение ресурсов этих сообществ и экспертных групп к формированию и реализации целевых проектов;

- управление проектами с использованием ценных ресурсов слабо структурированных сообществ и творческих групп.

Хорошо известным методом повышения легитимности служит формирование атмосферы открытости вокруг той или иной структуры и представляющих её персон [3, с. 313].

Полновесный эффект открытости возникает, когда политический субъект обращается со своими целевыми группами не только по собственной инициативе и в удобное для него время, но и по инициативе самих целевых групп, а также в заранее объявленном формате и временном интервале.

Ещё одним PR-методом повышения уровня легитимности органов власти является публичное присутствие в проблемных точках с декларированием собственной позиции. Примером эффективного использования подобного PR-метода может послужить высокая репутация МЧС сложившаяся в том числе и потому, что бывший глава Министерства С.Шойгу вылетал в эпицентр всех крупных чрезвычайных ситуаций, руководил устранением последствий ЧПи комментировал их [3, с. 314].

Легитимность органа и персоны может существенно укрепить правильно поставленная работа с письмами граждан.

PR-эффект при работе с письмами возникает не только в случае решения поставленных в них проблем. Удовлетворение заявителей может быть вызвано самим фактом ответа, демонстрацией участия, готовностью помочь, констатация правоты заявителя или, при неочевидности этого, наличия содержащейся в письме проблемы.

Эффект вклада в решение проблемы дает публикация обзоров писем на сайтах принявших их организаций или в доступных СМИ с сообщением об этом авторам. В случае полноценного решения проблемы сообщение об этом на сайте или в СМИ дает так называемый веерный эффект.

Наряду с письмами, существуют устные обращения, и работа с ними ведется обычно в рамках такой формы, как общественная приемная. Целью работы такой структуры является оказание безвозмездной консультативной помощи гражданам по вопросу обеспечения и зашиты их прав и свобод. Преимуществом формата общественной приемной является возможность мгновенного реагирования государства на возникновение проблемных жизненных ситуаций граждан. Подобная структура выступает как посредник между гражданином и государственными органами, позволяет гражданам подготовиться к обращению в государственные органы и не тратить время на обращения, которые заведомо не могут быть рассмотрены [1, с. 86].

Применяя на практике PR-технологии повышения уровня легитимности органов государственной власти, следует помнить, что важно не просто решить наболевший вопрос -главное, чтобы люди почувствовали себя причастными к деятельности органов власти, а затем приняли в ней посильное, а еще лучше - активное участие.

Государственное управление состоянием общественного мнения в равной мере сопровождается воздействием общественности на государство через его структуры. Это обстоятельство представляется чрезвычайно важным именно потому, что такая обратная связь

100

создает условия формирования и роста гражданского сознания в обществе в целом и у каждого его отдельного гражданина. Именно так возникает ощущение сопричастности отдельного гражданина ко всему происходящему в жизни всего государства, отдельного региона, города. От ощущения сопричастности возникают гражданские чувства, гражданская ответственность, формируется гражданская позиция. Государственные органы выстраивают общественные связи либо с помощью собственных РЯ-подразделений, либо привлекая внешних подрядчиков.

В тех случаях, когда государственные структуры по связям с общественностью по тем или иным причинам отступают от основных принципов организации и ведения PR-процесса, нарушается баланс интересов. Наступление такого дисбаланса, по сути, означает потерю взаимопонимания, и общество, лишившись возможности влиять на власть, соответственно, не может выстроить свою сколько-нибудь конструктивную линию поведения. В подобных ситуациях общество зачастую просто отворачивается от власти - падает уровень доверия граждан государственным структурам, снижается социальная активность населения [2, 31-32].

Низкий уровень доверия населения к политическим институтам, отсутствие интереса к деятельности власти являются прямым следствием отстраненности от принятия политических решений. PR-технология, призванная нейтрализовать названную отстраненность, получила название стратегия вовлечения.

Понятно, что задача всеобщего вовлечения может ставиться лишь как методологическая абстракция. На практике речь идет, как правило, о приоритетных для некоторого момента целевых группах. Так в начале XXI века в России обозначилась такая проблема, как все большее выпадение молодежи из политического процесса. В ответ на неё начала реализовываться хорошо поставленная ещё в советский период РЯ-технология активации (интеграции) молодежи. На федеральном уровне были созданы финансируемые властью и поддерживающие её молодежные движения «Наши» и «Молодая гвардия», а так же ряд движений при политических партиях - «Молодежное яблоко», «Соколы Жириновского».

Необходимо отметить, что для повышения уровня легитимности органов государственной власти, технологии связей с общественностью должны использоваться в качестве механизма учета и согласования интересов, а не быть средством одностороннего воздействия на целевую аудиторию.

Изучение связей с общественность как инструмента повышения уровня легитимности власти является насущной задачей, имеющей серьезное научное и практическое значение.

Список литературы

1. Борщевский Г.А. Связи с общественностью в органах власти: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство Юрайт, 2018. 267 с.

2. Рудыка Н.А. Реклама и связи с общественностью в органах государственной власти: Учебное попосбие. М.: МГУПС (МИИТ), 2014. 78 с.

3. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Государственный РЯ: связи с общественностью для государственных организаций и проектов: Учебник. 2 изд., испр. и доп. М.: ИНФАРА-М, 2013. 329 с.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Носова В.А.

Носова Виктория Андреевна — магистр, направление: социальная работа, кафедра социологии и социальной работы, Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск

Аннотация: в данной статье анализируется социальная работа Русской Православной церкви. Также приведены примеры, социальной работы на приходах в Республике Карелия. Ключевые слова: социальная работа, Русская Православная церковь, социальное служение, диакония, направления социальной работы, срочная помощь, священнослужители, Республика Карелия, социальные работники, приход.

Развитие теории и практики социальной работы в России имеет долгую многовековую традицию. Из истории становления российского государства известно, что Русская Православная Церковь всегда занимала центральное место в общественном призрении. С

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.