Раздел 6 МЕДИЦИНА
Редактор раздела:
МАРИНА ГЕННАДЬЕВНА ЧУХРОВА - доктор медицинских наук, профессор, Новосибирский государственный университет (г. Новосибирск)
УДК 159.96+616.055.2
Gafarov V.V., Panov D.O, Gromova E.A, Gagulin I.V., Gafarova A.V. ASSOCIATION OF HOSTILITY WITH OTHER PSYCHOSOCIAL FACTORS IN FEMALE POPULATION AGED 25-64 YEARS IN NOVOSIBIRSK. Based on crosssectional population-based study of representative sample of women aged 25-64 years the prevalence of hostility and relation to awareness and its relation with job and family stress and other psychosocial factors. The prevalence of hostility in the female population aged 25-64 is high especially in younger age groups. High hostility associated with personal anxiety, major depression, high vital exhaustion, low social support, high levels of family and job stress.
Key words: hostility, psychosocial factors, family stress, job stress.
В.В. Гафаров, д-р мед. наук, проф., рук. ФГБУ «Межведомственная лаборатория эпидемиологии ССЗ» СО РАМН; зав. лабораторией психологических и социологических проблем терапевтических заболеваний ФГБУ «НИИ терапии» СО РАМН, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]; Д.О. Панов, м.н.с. ФГБУ «Межведомственная лаборатория эпидемиологии ССЗ» СО РАМН, ФГБУ «НИИ терапии» СО РАМН, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]; Е.А. Громова, канд. мед. наук, с.н.с. ФГБУ «Межведомственная лаборатория эпидемиологии ССЗ» СО РАМН; ФГБУ «НИИ терапии» СО РАМН, г. Новосибирск;
И.В. Гагулин, с.н.с. ФГБУ «Межведомственная лаборатория эпидемиологии ССЗ» СО РАМН, ФГБУ «НИИ терапии» СО РАМН, г. Новосибирск; А.В. Гафарова, канд. мед. наук, с.н.с. ФГБУ «Межведомственная лаборатория эпидемиологии ССЗ» СО РАМН; ФГБУ «НИИ терапии» СО РАМН, г. Новосибирск, E-mail: valery. gafarov@gmail. com
СВЯЗЬ ВРАЖДЕБНОСТИ С ДРУГИМИ ПСИХОСОЦИАЛЬНЫМИ ФАКТОРАМИ В ОКРЫТОЙ ПОПУЛЯЦИИ СРЕДИ ЖЕНЩИН 25-64 ЛЕТ В Г. НОВОСИБИРСКЕ
На основе одномоментного популяционного исследования репрезентативной выборки женщин в возрасте 25-64 лет, была изучена распространенность враждебности и связь со стрессом в семье и на рабочем месте с другими психосоциальными факторами. Распространенность враждебности в женской популяции 25-64 лет высока, особенно в младших возрастных группах. Высокая враждебность ассоциирована с личностной тревожностью, большой депрессией, высоким жизненным истощением, низкой социальной поддержкой, высокими уровнями стресса в семье и на рабочем месте.
Ключевые слова: враждебность, психосоциальные факторы, стресс в семье, стресс на рабочем месте.
В современном понимании, враждебность, как личностная черта, связана с внутриличностными конфликтами, низкой социальной поддержкой, более частыми стрессовыми событиями в жизни [1]. Недавние зарубежные исследования показали, что враждебность может приводить к развитию депрессивных расстройств [2]. Целью нашего исследования является изучение распространенности и взаимосвязи враждебности с другими психосоциальными факторами у женского населения крупного промышленного центра Сибири (г. Новосибирск).
Материал и методы. В рамках третьего (1994 г.) скрининга программы ВОЗ «Изучение тенденций контроля сердечно-сосудистых заболеваний» (МОНИКА) и подпрограммы «МОНИКА психосоциальная (MOPSY)» [3] нами была обследована случайная репрезентативная выборка женщин (n = 870 лиц) в возрасте 25-64 лет одного из районов г. Новосибирска. Выборка формировалась на основе избирательных списков граждан с использованием таблицы случайных чисел. Отклик на исследование в 1994 г. составил 72,5%. Обследование проводилось согласно протоколу программы «MONICA». Программа психосоциального скринирующего обследования включала регистрацию социально-демографических данных, включая семейное положение, уровень образования и профессию, и тестирование по психосоциальным методикам.
Враждебность (ВР) была изучена при помощи анкеты «MOPSY» (Hostility Scale) [4]. Тест состоял из 20 утверждений. Для ответа на каждое утверждение было предусмотрено 2 градации «согласен», «не согласен». Выраженность ВР оценивалась как: низкая, средняя, высокая. Статистический анализ проводился с помощью пакета программ SPSS версия 11,5. Для проверки статистической значимости различий между группами использовался критерий хи-квадрат (х2 ). Значения pd<0,05 считались статистически значимыми.
Результаты и обсуждение. Изучение распространенности ВР показало, что 43.9% женщин в исследуемой популяции имели высокие показатели ВР. Низкие и средние уровни ВР составили 29.6% и 26.5%. В отношении возрастных групп, высокая ВР чаще встречалась в младших возрастных группах - 25-34 и 35-44 лет (33.7% и 39.5%, соответственно); доля лиц с высокой ВР была наиболее низкой в группе 45-54 лет - 9.9%; а в группе 55-64 лет высокая ВР составила 16.9%.
Исследование ВР и стресса на рабочем месте показало, что 50% женщин при высоком уровне ВР оценивают свою ответственность на работе как среднюю, тогда как половина респондентов с низкой ВР (49.5%, X =15.93 df=8 p<0.05) считают свою работу высоко ответственной. Ответственность на работе у жен-
щин с низкой ВР в течение года оставалась для большинства женщин (62.8%) стабильной, но для лиц с высокой ВР ответственность изменялась как в сторону повышения, так и понижения (х2=16.88 df=6 р<0.01). Также были выявлены следующие тенденции: женщины с высокой ВР более склонны к смене своей специальности (высокая ВР - 48.7%, низкая ВР - 37.8%); при высокой ВР отмечается тенденция к уменьшению выполнения дополнительной работы (ответ: «реже выполняю дополнительную работу»: высокая ВР - 15.4%, низкая ВР - 7.7%) и более негативному отношению к работе (высокая ВР - 17%, низкая ВР - 10.7%); лицам с высокой ВР несколько реже удается расслабиться и отдохнуть после рабочего дня в сравнении с низкой ВР (17.5%, и 20.6% соответственно). Трудоспособность у женщин обеих групп в течение всего года чаще оставалась неизменной, и существенно не отличалась.
Изучение ВР и стресса в семье указывает на то, что с ростом уровня ВР увеличивается и количество конфликтов в семье (высокая ВР - 62,8%, низкая ВР - 49.2%; х2 =15.63 df=6 р<0.05). У женщин с высокой ВР отмечены тенденции в более частой болезни или смерти близких в течение года (37.9%); в изменении семейного положения (17.3%); женщины с высокой ВР, отвечая на вопрос «мешает ли вам что-либо отдохнуть дома» чаще говорят «Да», чем при низкой ВР (49.7%).
Исследовали наличие других психосоциальных факторов у женщин с различным уровнем ВР Высокий уровень тревожности растет с увеличением уровней ВР (высокая ВР - 85.6%, низкая ВР - 69.5%; х2=12.72 df=2 р<0.01). Большая депрессия также достигает наибольшего значения у женщин с высокой ВР, 10-кратно возрастая в сравнение с группой с низкой ВР (ВВР -20.7%, НВР - 1.9%; х2 = 73.49 df= 4 р<0.001).
Для показателя жизненного истощения несколько иная картина: высокое жизненное истощение наиболее часто отмечалось в группе со средним уровнем ВР (высокая ВР - 35.7%, умеренная ВР - 39.2%, низкая ВР - 17.9%; х2 = 41.23 df= 4 р<0.001). Не отмечено существенных различий в показателях «хорошего» или «плохого» сна между группами женщин с различными уровнями ВР
Низкий индекс близких контактов имел тенденцию встречаться чаще в группе с высокой ВР (высокая ВР - 61.8%, низкая ВР - 55.2%). Отмечена тенденция в снижении высокого индек-
са социальных связей с ростом уровня ВР (высокая ВР - 1.5%; низкая ВР - 4.5%).
Установлено, что распространенность выраженной враждебности в женской популяции высока и составляет 43.9%, особенно в младших возрастных группах. В условиях социальной напряженности и перестроек в обществе в 1994 г, экспрессия негативных личностных черт типична для молодых возрастных групп.
Наше исследование показало высокие уровни стресса в семье и на рабочем месте у женщин с высоким уровнем ВР Отмечена склонность к смене специальности, отрицательное отношение к своей работе и, соответственно, невысокая ответственность и стремление уменьшить объем дополнительной работы. Высокая частота конфликтов, делает невозможным отдых в семье, дома, что негативно сказывается на трудоспособности женщин с высоким уровнем ВР Считается, что враждебность в рамках конкурентной среды у женщин, является преимуществом в получении личных достижений [7]. В условиях социальной нестабильности, безработицы, низкого дохода высокие уровни стресса на работе связаны с неблагоприятным стилем жизни, повышенной экспрессией негативных психологических черт и кардиоваскулярной реактивностью у лиц с ВР [8-10].
Установлено, что высокая ВР тесно связана с такими психосоциальными факторами, как личностная тревожность, большая депрессия, высокое жизненное истощение, низкая социальная поддержка. Нестабильность психоэмоциональной сферы у женщин с ВР способствует росту негативных уровней личностных черт в условиях хронического дистресса. Важно отметить, что комор-бидность враждебности с психосоциальными факторами ассоциирована с факторами риска ИБС [11]. Отсутствие социальной сети у лиц с высоким уровнем враждебности также рассматривается, как один из возможных механизмов, способствующих развитию сердечно-сосудистой патологии [12-13].
Заключение. Установлено, что распространенность выраженного уровня враждебности в женской популяции 25-64 лет высока, особенно в младших возрастных группах. У женщин с высокой враждебностью чаще встречается личностная тревожность, большая депрессия, высокое жизненное истощение, низкая социальная поддержка, высокие уровни стресса в семье и на рабочем месте.
Библиографический список
1. Arehart-Treichel, J. Cynical Hostility Personality Trait Strongly Predicts Depressed Mood // Psychiatric News. - 2010. - 45(9).
2. Nabia, H., Singh-Manouxa A., Ferriea J. et al. Hostility and depressive mood: results from the Whitehall II prospective cohort study // Psychological Medicine. - 2010. - 40(3).
3. MONICA Psychosocial Optional Study. Suggested measurement instruments. — WHO Facsimile Urgent 3037 MRC, 1988.
4. Гафаров, В. Изучение влияния враждебности на риск возникновения артериальной гипертонии, инфаркта миокарда, инсульта в выборке мужчин 25-64 лет (эпидемиологическое исследование на основе программы ВОЗ «MONICA» / В. Гафаров, Е. Громова, И. Гагулин [и др.] // Тер. Архив. - 2006. - № 78(9).
5. Гафаров, В. Распространенность психосоциальных факторов в женской популяции 25-64 лет и их связь с артериальной гипертензией / В. Гафаров, Е. Громова, Д. Панов, И. Гагулин // СМЖ. - Томск. - 2011. - 26(3).
6. Гафаров, В.В. Связь депрессии с отношением к своему здоровью и другими психосоциальными факторами среди женщин 25-64 лет в открытой популяции / В.В. Гафаров, Д.О. Панов, Е.А. Громова [и др.] // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - 4(35).
7. Miner-Rubino, K., Cortina L. Working in a Context of Hostility Toward Women: Implications for Employees' Well-Being // J Occup Health Psychol. - 2004. - 9(2).
8. Versey, HS, Kaplan GA Mediation and moderation of the association between cynical hostility and systolic blood pressure in low-income women // Health Educ Behav. - 2012. - № 39(2).
9. Avdibegoviж, E., Hasanoviж M., Hodziж M., Selimbasiж Z. Psychological symptoms among workers employed in companies undergoing privatization in postwar Bosnia and Herzegovina // Coll Antropol. - 2011. - № 35(4).
10. Brondolo, E., Grantham KI., Karlin W et al. Trait hostility and ambulatory blood pressure among traffic enforcement agents: the effects of stressful social interactions // J Occup Health Psychol. - 2009. - № 14(2).
11. Suarez, E.C. C-reactive protein is associated with psychological risk factors of cardiovascular disease in apparently healthy adults // Psychosom Med. - 2004. - № 66(5).
12. Benotsch, E., Christensen A., McKelvey L. Hostility, Social Support, and Ambulatory Cardiovascular Activity // Journal of Behavioral Medicine.
- 1997. - № 20(2).
13. Allen, J., Markovitz J., Jacobs D., Knox S. Social support and health behavior in hostile black and white men and women in CARDIA // Psychosom Med. - 2001. - № 63(4).
Bibliography
1. Arehart-Treichel, J. Cynical Hostility Personality Trait Strongly Predicts Depressed Mood // Psychiatric News. - 2010. - 45(9).
2. Nabia, H., Singh-Manouxa A., Ferriea J. et al. Hostility and depressive mood: results from the Whitehall II prospective cohort study // Psychological
Medicine. - 2010. - 40(3).
3. MONICA Psychosocial Optional Study. Suggested measurement instruments. — WHO Facsimile Urgent 3037 MRC, 1988.
4. Gafarov, V. Izuchenie vliyaniya vrazhdebnosti na risk vozniknoveniya arterialjnoyj gipertonii, infarkta miokarda, insuljta v vihborke muzhchin 2564 let (ehpidemiologicheskoe issledovanie na osnove programmih VOZ «mOniCa» / V. Gafarov, E. Gromova, I. Gagulin [i dr.] // Ter. Arkhiv. -2006. - № 78(9).
5. Gafarov, V. Rasprostranennostj psikhosocialjnihkh faktorov v zhenskoyj populyacii 25-64 let i ikh svyazj s arterialjnoyj gipertenzieyj / V. Gafarov, E. Gromova, D. Panov, I. Gagulin // SMZh. - Tomsk. - 2011. - 26(3).
6. Gafarov, V.V. Svyazj depressii s otnosheniem k svoemu zdorovjyu i drugimi psikhosocialjnihmi faktorami sredi zhenthin 25-64 let v otkrihtoyj
populyacii / V.V. Gafarov, D.O. Panov, E.A. Gromova [i dr.] // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2012. - 4(35).
7. Miner-Rubino, K., Cortina L. Working in a Context of Hostility Toward Women: Implications for Employees' Well-Being // J Occup Health Psychol. - 2004. - 9(2).
8. Versey, HS, Kaplan GA Mediation and moderation of the association between cynical hostility and systolic blood pressure in low-income women // Health Educ Behav. - 2012. - № 39(2).
9. Avdibegovic, E., Hasanovic M., Hodzic M., Selimbasic Z. Psychological symptoms among workers employed in companies undergoing privatization
in postwar Bosnia and Herzegovina // Coll Antropol. - 2011. - № 35(4).
10. Brondolo, E., Grantham KI., Karlin W et al. Trait hostility and ambulatory blood pressure among traffic enforcement agents: the effects of stressful social interactions // J Occup Health Psychol. - 2009. - № 14(2).
11. Suarez, E.C. C-reactive protein is associated with psychological risk factors of cardiovascular disease in apparently healthy adults // Psychosom Med. - 2004. - № 66(5).
12. Benotsch, E., Christensen A., McKelvey L. Hostility, Social Support, and Ambulatory Cardiovascular Activity // Journal of Behavioral Medicine.
- 1997. - № 20(2).
13. Allen, J., Markovitz J., Jacobs D., Knox S. Social support and health behavior in hostile black and white men and women in CARDIA // Psychosom Med. - 2001. - № 63(4).
Статья поступила в редакцию 24.01.13
УДК 616-055.2+616.1
Gafarov V.V,, PanovD.O., Gromova E.A., Gagulin I.V., Gafarova A.V. DYNAMIC OF AWARENESS AND ATTITUDE TO THE HEALTH IN FEMALE POPULATION OF 25-64 YEARS IN A LARGE INDUSTRIAL CENTER (NOVOSIBIRSK-CITY). Based on cross-sectional population-based representative sample of women aged 25-64 years the dynamic of awareness and attitude to the health was studied. It was found that a high share of women steadily assessed their health as «not well» and «sick», considered the existence of high chance to be ill with serious disease within 5-10 years, had poor behavioral profile and high levels of family and job stress.
Key words: awareness, attitude to health, self-rated health, cardiovascular prevention.
В.В. Гафаров, д-р мед. наук, проф., рук. «Межведомственная лаборатория эпидемиологии ССЗ» СО РАМН; зав. лабораторией психологических и социологических проблем терапевтических заболеваний ФГБУ «НИИ терапии» СО РАМН, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]; Д.О. Панов, м.н.с., «Межведомственная лаборатория эпидемиологии ССЗ» СО РАМН, фГБу «НИИ терапии» СО РАМН, г. Новосибирск, E-mail: valery. gafarov@gmail. com; Е.А. Громова, канд. мед. наук, с.н.с., «Межведомственная лаборатория эпидемиологии ССЗ» СО РАМН, ФГБУ «НИИ терапии» СО РАМН, г. Новосибирск; И.В.
Гагулин, с.н.с., «Межведомственная лаборатория эпидемиологии ССЗ» СО РАМН, ФГБУ «НИИ терапии» СО РАМН, г. Новосибирск; А.В. Гафарова, канд. мед. наук, с.н.с., «Межведомственная лаборатория эпидемиологии ССЗ» СО РАМН; ФГБУ «НИИ терапии» СО РАМН, г. Новосибирск, E-mail: valery. gafarov@gmail. com
ДИНАМИКА ИНФОРМИРОВАННОСТИ И ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ В ОКРЫТОЙ ПОПУЛЯЦИИ СРЕДИ ЖЕНЩИН 25-64 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ КРУПНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ЦЕНТРА (Г. НОВОСИБИРСК)
На основе одномоментных популяционных исследований репрезентативной выборки женщин в возрасте 2564 лет, была изучена динамика информированности и отношения к здоровью. Установлено, что высокая доля женщин устойчиво оценивали свое здоровье как «не совсем здоров» и «болен», отмечали высокую вероятность заболеть серьезной болезнью в течение 5-10 лет, имели неблагоприятный поведенческий профиль и высокие уровни стресса в семье и на рабочем месте.
Ключевые слова: информированность, отношение к здоровью, самооценка здоровья, кардиоваскулярная профилактика.
кета программ SPSS версия 11,5. Для проверки статистической значимости различий между группами использовался критерий хи-квадрат (X2). Значения pd<0,05 считались статистически значимыми.
Результаты и обсуждение. Анализ оценивания здоровья в популяции показал, что частота ответов «совершенно здоров» и «здоровье хорошее» у женщин 25-64 лет на скринингах 1988 и 1994 гг. существенно не различалась и не превышала 3,5%. В 1994 г. в 1,5 раза увеличилась негативная оценка здоровья «болен» в младших возрастных группах 25-34 и 35-44 лет (1988 г. - 5,9% и 9,9%, X2 =67.2 df=12 p<0.001; 1994 г. - 7,9% и
15,6%, соответственно, X2=6.52 df=3 p=0.001). В 1994 г. отмечено незначительное снижение числа респондентов имеющих жалобы на здоровье (1988 г. - 89,5%; 1994 г. - 87,9%), при этом больше лиц отметили, что заботятся о своем здоровье «явно недостаточно» (1988 г. - 61%; 1994 г. - 68,1%). Изучение отношения к профилактике ССЗ и укреплению своего здоровья показало, что в 1994 г. больше лиц отмечали высокую вероятность заболеть серьезной болезнью в течение 5-10 лет, в сравнении с 1988 годом (56,1% и 39%, соответственно).
В 1994 г. женщины чаще отмечали, что верят в возможности современной медицины предупреждать и лечить болезни сер-
Информированность о здоровье определяет поведенческий профиль и готовность участвовать в профилактических программах. Важность исследования информированности о здоровье в популяции обусловлена тем, что негативная самооценка связана с большим риском сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) [1]. Успех массовых профилактических мероприятий зависит от готовности населения участвовать в их реализации и выполнять те или иные практические рекомендации. Объективно отвить на поставленные вопросы можно путем изучения динамики информированности и отношения населения к своему здоровью, что и является целью настоящей работы.
Материал и методы. В рамках второго (1988) и третьего (1994 г.) скрининга программы ВОЗ «Изучение тенденций контроля сердечно-сосудистых заболеваний» (МОНИКА) и подпрограммы «МОНИКА психосоциальная (МОР^)» [2] нами были обследованы случайные репрезентативные выборки женщин (п = 1717 лиц) в возрасте 25-64 лет одного из районов г. Новосибирска. Отклик на исследование в 1988 г. составил для женщин 70,6%, в 1994 г. - 72,5%. Самооценка состояния и информированность о здоровье, отношение к профилактике сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) изучались анкетой «Знание и отношение к своему здоровью», адаптированной к изучаемой популяции [3]. Статистический анализ проводился с помощью па-