Научная статья на тему 'СВЯЗЬ ВИКТИМНОСТИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ У СТУДЕНТОВ'

СВЯЗЬ ВИКТИМНОСТИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
97
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Ключевые слова
виктимность / виктимизация личности / удовлетворенность жизнью / субъективное жизненное благополучие / студенческий возраст.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мухотина Валерия Викторовна, Николаев Дмитрий Ильич

В статье приведены результаты исследования по выявлению корреляционной связи между виктимизацией личности и уровнем удовлетворенности жизнью среди студентов. . Эмпирическая база и характеристики выборки: участниками исследования являются студентами в возрасте от 17 до 26 лет, из которых 14 – мужского пола, 44 – женского пола. Средний возраст участников исследования составляет 20,74 года. Данное исследование проводилось на студентах очного отделения бакалавриата разных курсов и направлений. Исследовалась связь показателя виктимизации личности, уровень жизненной удовлетворенности и субьективного благополучия. Гипотеза об обратной связи виктимности и удовлетворенности жизнью студентов подтвердилась по результатам исследования. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов для обеспечения профилактики виктимного поведения у представителей студенческой молодежи, а также в рамках деятельности по обеспечению возможностей формирования ресурсов противостояния жизненным трудностям и поддержания достаточного уровня удовлетворенности жизнью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мухотина Валерия Викторовна, Николаев Дмитрий Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СВЯЗЬ ВИКТИМНОСТИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ У СТУДЕНТОВ»

Impact Factor: SJIF 2020 - 5.497 2021 - 5.81

СВЯЗЬ ВИКТИМНОСТИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ У СТУДЕНТОВ

МУХОТИНА ВАЛЕРИЯ ВИКТОРОВНА

Бакалавр, Российский университет дружбы Народов имени Патриса Лумумбы,

Москва, Россия

НИКОЛАЕВ ДМИТРИЙ ИЛЬИЧ

Бакалавр, Российский университет дружбы Народов имени Патриса Лумумбы,

Москва, Россия

Аннотация. В статье приведены результаты исследования по выявлению корреляционной связи между виктимизацией личности и уровнем удовлетворенности жизнью среди студентов. . Эмпирическая база и характеристики выборки: участниками исследования являются студентами в возрасте от 17 до 26 лет, из которых 14 - мужского пола, 44 - женского пола. Средний возраст участников исследования составляет 20,74 года. Данное исследование проводилось на студентах очного отделения бакалавриата разных курсов и направлений. Исследовалась связь показателя виктимизации личности, уровень жизненной удовлетворенности и субьективного благополучия. Гипотеза об обратной связи виктимности и удовлетворенности жизнью студентов подтвердилась по результатам исследования. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов для обеспечения профилактики виктимного поведения у представителей студенческой молодежи, а также в рамках деятельности по обеспечению возможностей формирования ресурсов противостояния жизненным трудностям и поддержания достаточного уровня удовлетворенности жизнью.

Ключевые слова: виктимность, виктимизация личности, удовлетворенность жизнью, субъективное жизненное благополучие, студенческий возраст.

В настоящее время существует острая необходимость в анализе сущности виктимности и факторов, оказывающих влияние, связанных с данным психологическим феноменом. Актуальность обращения к проблематике виктимности обуславливается наличием потребности в организации развития системы профилактики, коррекции последствий и преобразовании неадекватных вариантов форм поведения с целью снижения виктимизации. Исследование взаимосвязи виктимности и удовлетворенности жизнью у студентов имеет большое значение для общества и науки. Главным аспектом является то, что результаты такого исследования могут помочь в более эффективном предотвращении насилия и жестокости в образовательных учреждениях. Определение факторов влияющих на уровень виктимности студентов поможет разработать соответствующие программы и проекты, направленные на снижение этого показателя.

Ключевой термин - виктимность. Этот феномен является некой совокупностью признаков и отличительных черт того или иного индивида с точки зрения психологии и физиологии, которые личность усваивает с начала развития и становления личности, как таковой, которые способны сделать человека склонным к гипотетическому насилию, то есть к становлению в последующем жертвой в преступлении и не только.

Первоначально термин «виктимность» был использован Л.В. Франком. Данный феномен рассматривался ученым как отражающий возможность человека становиться потерпевшим в силу духовных, физических и социальных качеств [Быков, 2019]. По мнению А.А. Быкова, виктимность рациональнее рассматривать как свойство личности человека, обусловливающее его уязвимость и предрасположенность становиться жертвой негативных действий [Быков, 2020]. Аналогичная позиция представлена в работе О.А. Сластихиной, которая рассматривает данный психологический феномен как предрасположенность человека становиться жертвой действия негативных обстоятельств или факторов [Сластихина, 2020].

Impact Factor: SJIF 2020 - 5.497 2021 - 5.81

Факторы виктимного поведения также рассматривались M. Zapata Roblyer и S. Betancourth Zambrano. Исследователями отмечалось, что депрессия имеет немаловажное значение как фактор виктимизации личности. Также немаловажную роль играют влияние дисфункциональных семейных отношений, низкий уровень социальной поддержки, а также склонность к самоповреждающему поведению. Проявление виктимности может быть существенно снижено фактором социального участия, а также наличию системы поддержки со стороны ближайшего социального окружения [Zapata, 2020].

Наиболее подверженными виктимизации подростки и лица юношеского возраста, в меньшей степени, что обуславливается специфическим социальной ситуацией развития, активным формирование образа «Я», определением мировоззрением и формирование жизненных планов. Также можно отмечать, что на формирование виктимности оказывает влияние так называемое «чувство взрослости», которое предполагает отделение от взрослых, а также проявление склонности к рискованному и импульсивному поведению [Сластихина, 2020]. На более высокий уровень виктимности также указывали Е.М. Павлик и В.С. Харламов. Учеными отмечается, что для подростков и детей меньшего возраста характерным является более высокий уровень виктимности в силу того, что они имеют меньший жизненный опыт, а также имеют более высокий уровень доверчивости, что и выступает в комплексе как факторы, обуславливающие виктимность [Павлик, 2019].

Чаще всего понятие «удовлетворенность жизнью» рассматривается как оценочное отношение человека к окружающей действительности, жизнедеятельности в различных жизненных сферах, сопровождающееся положительными эмоциональными переживаниями и душевным подъемом [Абраменко, 2019].

По мнению Р.М. Шамионова, понятие «удовлетворенность жизнью» можно рассматривать как определенное психологическое образование, наступающее вследствие интеграции когнитивных и эмоционально-волевых процессов. Л.И. Галиахметова рассматривает удовлетворённость жизнью как составную часть счастья и психологического благополучия. От счастья удовлетворенность жизнью отличается более высоким уровнем стабильности, тогда как от психологического благополучия удовлетворенность жизнью отличается наличие оценочного компонента. Соответственно, можно рассматривать категорию «удовлетворенность жизнью» как основу для качества жизни как такового, а также фактор удовлетворенности жизни [Галиахметова, 2015].

Заслуживает внимания также позиция Н.Н. Бахтиной, отмечавшей, что удовлетворенность жизнью у людей разного возраста следует рассматривать как сложное и комплексное образование, которое включает в себя субъективные и объективные компоненты личного благополучия, а также характеристики психологического, социального, эмоционального и физического функционирования человека, которые оказывают непосредственное влияние на осознанную оценку жизнедеятельности в целом [Бахтина, 2022].

Для того, чтобы выявить особенности соотношения виктимности и удовлетворенности жизнью у представителей студенческой молодежи было проведено эмпирическое исследование.

Проблема исследования заключается в том, что существуют однозначные данные относительно соотношения виктимности и удовлетворенности жизнью у студентов. Решение данной проблемы лежит в рамках проведения подобного исследования.

Цель исследования - определить связь виктимности и удовлетворенности жизнью у студентов.

Объект исследования - виктимность и удовлетворенность жизнью личности.

Предмет исследования - связь виктимности и удовлетворенности жизнью студентов.

Гипотеза исследования: предполагается, что существует обратная связь виктимности и удовлетворенности жизнью у студентов. При высоком уровне виктимности личности наблюдается пониженный уровень жизненной удовлетворенности.

В соответствии с гипотезой и целями исследования поставлены следующие задачи:

Impact Factor: SJIF 2020 - 5.497 2021 - 5.81

1. Проанализировать научные представления о виктимности и удовлетворённости жизнью у студентов.

2. Охарактеризовать научные представления о удовлетворенности жизнью у студентов.

3. Выявить связи виктимности и удовлетворенности жизнью у студентов.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования

результатов для обеспечения возможностей профилактики виктимного поведения у представителей студенческой молодежи, а также в рамках деятельности по обеспечению возможностей формирования ресурсов противостояния жизненным трудностям и поддержания достаточного уровня удовлетворенности жизнью. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы представителями образовательной организации для профилактики виктимности, тогда как рекомендации, сформулированные по результатам исследования могут быть использованы самими студентами.

Методики исследования:

1. Методика «Склонность к виктимному поведению» (О.О. Андронников). Цель данной методики заключается в выявлении особенностей поведения подростков, которые могут привести к тому, что они станут жертвами обстоятельств, преступлений или несчастных случаев. Автор использует шкалы, такие как «социальная желательность», «агрессивное поведение», «самоповреждающее поведение», «гиперсоциальное поведение», «зависимое и беспомощное поведение» и «виктимность». В методике содержится 86 утверждений, на которые необходимо ответить утвердительно или отрицательно.

2. Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ) (адаптация Н.В. Паниной). Данная методика позволяет оценить отношение к жизни, себе, настроение и эмоциональный фон. Она использует 20 утверждений, на которые нужно согласиться или не согласиться. Методика включает шкалы, такие как "интерес к жизни", "последовательность в достижении целей", "согласованность между поставленными и достигнутыми целями", "положительная оценка себя и своих поступков" и "общий фон настроения". Также она позволяет определить общий индекс удовлетворенности.

3. Шкала субъективного благополучия (ШСБ). С помощью психодиагностической методики можно оценить характеристики субъективного благополучия и уровень эмоционального комфорта. Для этого используется набор из 17 утверждений, на которые необходимо оценить степень согласия с помощью шкалы Ликерта. Методика позволяет оценить напряженность, чувствительность, показатели психоэмоциональной симптоматики, изменения настроения, значимость социального окружения, самооценку здоровья и степень удовлетворенности повседневной деятельностью.

Участниками исследования являются 58 студентов, мужского и женского пола в возрасте от 17 до 26 лет, из которых 14 - мужского пола, 44 - женского пола. Средний возраст участников исследования составляет 20,74 года.

После прохождения исследования была выполнена процедура корреляционного анализа с использованием коэффициента корреляции Спирмена. Результаты расчета представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты корреляционного анализа показателей виктимности и _удовлетворённости жизнью_

Индекс жизненной удовлетворенности Шкала субъективного благополучия

Шкала социальной желательности ответов. 0,14 -0,07

Шкала склонности к агрессивному виктимному поведению (агрессивный тип потерпевшего). -0,23 0,37**

Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (активный тип потерпевшего). -0,51** 0,41**

Impact Factor: SJIF 2020 - 5.497 2021 - 5.81

Шкала склонности к гиперсоциальному поведению (инициативный тип потерпевшего). 0,00 0,09

Шкала склонности к зависимому и беспомощному поведению (пассивный тип потерпевшего). -0,47** 0,54**

Шкала склонности к некритичному поведению (некритичный тип потерпевшего). -0,37** 0,36**

Шкала реализованной виктимности. -0,50** 0,51**

Примечание: * - корреляционная связь значима при р=0,05; ** - корреляционная связь значима при р=0,01.

Проведенное исследование позволяет говорить о том, что существуют выраженные корреляционные связи между показателями жизненной удовлетворенности и показателей виктимности.

1. Определено, что существует взаимосвязь склонности к агрессивному виктимному поведению и показателей субъективного благополучия (г=0,37). Можно говорить о том, что у участников исследования с высоким уровнем агрессивности вероятнее всего будет характерным достаточно высокий уровень субъективного благополучия.

2. Установлено наличие корреляционных связей между показателей склонности к самоповреждающему и саморазрущающему поведению и показателей индекса жизненной удовлетворенности (г=-0,51), а также показателя субъективного благополучия (г=0,41). Можно говорить о том, что у участников исследования с высоким уровнем выраженности данного аспекта виктимности будет характерно низкий уровень удовлетворенности жизнью, а также более высокое субъективное благополучие.

3. Показаны корреляционные связи склонности к зависимому и беспомощному поведению и показателя жизненной удовлетворенности (г=-0,47), а также шкалы субъективного благополучия (г=0,54). Можно говорить о том, что у участников исследования, которые склонны к зависимому типу поведению также имеют низкий уровень жизненной удовлетворенности и более выраженного показателя субъективного благополучия.

4. Определены корреляционные связи между показателя некритичного типа потерпевшего и показателя индекса жизненной удовлетворенности (г=-0,47), а также показателя субъективного благополучия (г=0,54). Иными словами, участники исследования, которые склонны к некритичному поведению вероятнее всего будут характеризоваться сниженной жизненной удовлетворенности и более высокий уровень субъективного благополучия.

5. Показано, что имеют место корреляционные связи реализованной виктимности и показателей жизненной удовлетворенности (г=-0,50), а также субъективного благополучия (г=0,51). Можно говорить о том, что участники исследования, которые характеризуются высоким уровнем реализованной виктимности вероятнее всего будут характеризоваться низким уровнем жизненной удовлетворенности, а также повышенным уровнем субъективного благополучия.Таким образом, можно говорить о том, что существует взаимосвязь виктимности и удовлетворенности жизнью студентов.

В заключении хотелось бы привести общие выводы по работе:

1. В современной науке виктимность рассматривается как комплексная категория, которая указывает на склонность человека становиться жертвой преступления. Виктимность - это черта личности, которая отображает личную позицию в системе межличностных взаимоотношений и деятельности. Личностные и социальные факторы могут способствовать формированию виктимного поведения. Среди них могут быть неблагоприятные семейные отношения, внутренние конфликты и жесткие родительские меры воспитания. Кроме того, социальное окружение также может повлиять на развитие виктимности. Личностные факторы, такие как аномалии характера и особенности темперамента, также могут влиять на вероятность стать жертвой.

Impact Factor: SJIF 2020 - 5.497 2021 - 5.81

2. Удовлетворенность жизнью является значимым понятием применительно системы регуляции поведения и активности субъекта Удовлетворенность жизнью предполагает соотнесение определенных, субъективных представлений человека с некоторыми желаемыми. На основании такого соотнесения формируется оценочное отношение. Удовлетворенность жизнью выступает как сложная, комплексная характеристика, которая интегрирует в себе субъективные и объективные компоненты личного благополучия, а также характеристики психологического, социального и эмоционального функционирования человека в целом.

3. Студенческая молодежь является отдельной возрастной и социальной группой, в качестве типичных характеристик которой выступает направленность на решение определенных психологических и социальных задач, прежде всего, связанных с освоением выбранной профессии. Для студенческого возраста характерно постепенная реализация жизненных ожиданий, активное приобщение к социальному опыту. Студенческая молодежь как социальная группа имеет специфические особенности в ряду которых направленность на профессиональное самоопределение и актуализацию жизненного потенциала. Для студенческого возраста характерно формирование жизненных планов, оформление личностной идентичности, жизненных перспектив. Также студенчество характеризует формирование мировоззрения и системы смысложизненных ориентаций.

4. Исследование показало, что участники, которые были включены в выборку, имеют более высокий уровень склонности к некритичному поведению и гиперсоциальному поведению. Однако, наименьшие значения были обнаружены в показателе склонности к самоповреждающему или саморазрушающему поведению.

5. Большинство студентов, участвовавших в исследовании, имеют низкий уровень жизненной удовлетворенности. Они склонны к снижению настроения, ориентируются на прошлое или будущее и чувствуют тревогу и негативное отношение к своему настоящему. Однако около 20% участников исследования имеют высокий уровень жизненной удовлетворенности. Они оптимистично смотрят на свою жизнь, чувствуют счастье и имеют ясные жизненные цели и планы для их достижения.

6. Большинство участников исследования имеют средний уровень субъективного благополучия, но примерно одинаковое количество участников характеризуются низким и средним уровнем. У тех, у кого низкий уровень субъективного благополучия, обнаружены отрицательные тенденции и негативное отношение к своему психологическому состоянию в настоящее время.

7. В ходе корреляционного анализа были выявлены корреляционные связи между показателями виктимности и удовлетворенности жизнью: существуют взаимосвязи жизненной удовлетворенности и показателей склонности к самоповреждающему поведению (r=-0,51), склонности к зависимому и беспомощному поведению (г=-0,47), склонности к некритичному поведению (г=-0,37), а также показателя реализованной виктимности (r=--0,50). Также показаны корреляционные связи показателя субъективного благополучия и показателей склонности к агрессивному поведению (г=0,37), склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (г=0,41), склонности к зависимому и беспомощному поведению (г=0,54), склонности к некритичному поведению (г=0,36), а также показателя реализованной виктимности (г=0,51).

Гипотеза исследования подтвердилась: существует обратная связь виктимности и удовлетворенности жизнью у студентов. При высоком уровне виктимности личности наблюдается пониженный уровень жизненной удовлетворенности.

Impact Factor: SJIF 2020 - 5.497 2021 - 5.81

ЛИТЕРАТУРА

1. Абраменко, Е. В. Феномен понятий "счастье" и "удовлетворенность жизнью" на примере волггту / Е. В. Абраменко // Primo Aspectu. - 2019. - № 2(38). - С. 77-82

2. Андронникова, О.О. Онтогенетическая концепция виктимности личности: дисс. ... докт. психол. наук. / О.О. Андронникова. -Новосибирск. -566 с.

3. Бахтина, Н. Н. Теоретический анализ понятия удовлетворенности в основных жизненных сферах / Н. Н. Бахтина, В. В. Ежова // Тенденции развития науки и образования. -2022. - № 86-8. - С. 53-56.

4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Электронный ресурс] / Л.И. Божович. URL: https://www.klex.ru/s4

5. Быков, А. А. К вопросу о соотношении понятий "виктимность" и "виктимизация" / А. А. Быков // Аллея науки. - 2019. - Т. 1. - № 12(39). - С. 680-683.

6. Галиахметова, Л. И. Феномен удовлетворенности жизнью на современном этапе / Л. И. Галиахметова // Актуальные проблемы психологического знания. - 2015. - № 2(35). - С. 89100.

7. Московцева, Е. А. Детерминанты виктимности / Е. А. Московцева, А. А. Наумов // Ученые заметки ТОГУ. - 2020. - Т. 11. - № 2. - С. 258-262.

8. Никифоров, А. Л. Слагаемые счастливой жизни / А. Л. Никифоров // Философия и культура. - 2008. - № 1. -С. 102-109

9. Новикова, А. В. Виктимность: основные категории и контексты исследования проблемы / А. В. Новикова // Психология личности: актуальные исследования : Сборник научных трудов / Под редакцией Е.М. Разумовой. - Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2020. - С. 84-89. - EDN VDVABG.

10. Павлик, Е. М. Диагностика и профилактика криминальной виктимности детей в семье и вне семьи / Е. М. Павлик, В. С. Харламов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2019. - № 4(84). - С. 113-117.

11. Сластихина, О. А. Феномен виктимности как предпосылка к появлению буллинга / О. А. Сластихина, Н. В. Басалаева // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. - 2020. - № 11(20). - С. 187-190.

12. Хашумов, М. А. К. Содержание понятия "удовлетворенность жизнью" в зависимости от ее уровня у сотрудников органов внутренних дел / М. А. К. Хашумов // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2016. - № 4(67). - С. 79-83

13. Черевиченко, Т. С. Виктимность и её влияние на личность и общество / Т. С. Черевиченко, К. Г. Федурайкина // Гуманитарный трактат. - 2018. - № 25. - С. 70-72.

14. Шамионов, Р. М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы / Р. М. Шамионов. — Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2008. — 296 с.

15. Zapata Roblyer M.I., Betancourth Zambrano S. Crime Victimization and Suicidal Ideation Among Colombian College Students: The Role of Depressive Symptoms, Familism, and Social Support. J Interpers Violence. 2020 Mar;35(5-6):1367-1388. doi: 10.1177/0886260517696856. Epub 2017 Mar 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.