Научная статья на тему 'Показатели виктимности студентов с инвалидностью в условиях вуза'

Показатели виктимности студентов с инвалидностью в условиях вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
114
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ВИКТИМИЗАЦИЯ / СТУДЕНТЫ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ / STUDENTS WITH DISABILITIES / VICTIMHOOD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дорогина Ольга Ивановна, Хлыстова Елена Викторовна

В статье рассматривается проблема виктимизации студентов с инвалидностью в условиях инклюзии в образовательное пространство вуза. Целью работы был поиск взаимосвязи виктимности с личностными чертами студентов. Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ коррекции несбалансированных личностных черт, способствующих виктимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indicators of Victimhood of Students with Disabilities in a University

The article deals with the problem of disabled student’s victimization in conditions of inclusion in the university educational space. The aim of the work was to search for the correlation of victimization with the personality traits of students. The study results can be used in elaboration of the correction program for unbalanced personality traits that contribute to victimization.

Текст научной работы на тему «Показатели виктимности студентов с инвалидностью в условиях вуза»

О. И. Дорогина, Е. В. Хлыстова

УДК 378.06-056.26:364.27 ПОКАЗАТЕЛИ

ВИКТИМНОСТИ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

настоящий момент в России наблюдается тенденция к смещению акцента с экономической составляющей на «человеческий» ресурс: потенциал личности, интеллект, образование. Такое изменение приоритетов предполагает усиление внимания к тем слоям населения, которые имеют меньше адаптивных ресурсов и возможностей эффективного социального функционирования - лицам с инвалидностью. Физиологические и психические ограничения предполагают высокий риск социальной дезадаптации, снижение возможностей преодоления стресса в сфере профессиональной деятельности и личных отношений, формирование деструктивных личностных особенностей, к которым относится виктимность.

Виктимность (от лат. victima - жертва) рассматривается исследователями (В. И. Андреев, Т. В. Варчук, А. Л. Репецкая, Л. В. Франк и др.) как системное свойство личности, проявляющееся в форме ее социального, биологического, психологического и морального деформационного отклонения, закрепленного в привычных формах поведения, в результате которого люди провоцируют и воспринимают как должное различные формы психологического и физического насилия по отношению к себе.

В психологическом плане виктимность проявляется в эмоциональной неустойчивости, неконтролируемости, низкой способности к отвлеченному мышлению, конфликтности на высоком уровне. В общем виде виктимо-генная деформация личности может быть связана с другими сдвигами в психической модели человека: патологическим характе-

ром эмоционального и поведенческого реагирования, искаженными социальными матрицами, неправильным представлением о собственном социальном статусе и др. Поэтому можно сказать, что виктимогенная деформация личности констатируется через комбинацию личностных и поведенческих характеристик.

В исследованиях рассматривается возрастная предрасположенность к формированию черт виктимности и одним из сенситивных периодов признается юность. Уязвимость данного этапа онтогенеза определяется, прежде всего, отсутствием независимого общественного положения, определением общественного статуса за счет социального положения родителей либо области будущей профессиональной деятельности.

Анализ исследований, посвященных вик-тимогенности студента с инвалидностью (С. В. Алёхина, О. О. Андронникова, Т. В. Варчук, С. А. Гапонова, и др.), позволяет выявить факторы риска и оценить степень угрозы социальной и личностной деформации у данной категории лиц. Как указывают авторы, студент с инвалидностью воспринимает пространство вуза враждебным, полным непредсказуемых и неконтролируемых рисков, рассматривая себя как настоящую и будущую жертву этих опасностей, которые причиняют ущерб, угрожают жизни. Основная при этом потребность в безопасности призывает личностные ресурсы на борьбу с угрозой, а не на обучение и развитие. Отсутствие ощущения безопасности приводит к специфическому изменению личности студента с инвалидностью, побуждающему его вырабатывать комплекс виктимных установок на окружающий его мир и себя в нем. Личностные установки вместе с мотивами, притязаниями, ожиданиями, потребностями и интересами можно назвать психологическими комплектующими виктимности.

Статусное положение студента с инвалидностью в вузовской группе, негативное отношение одногруппников, чувство отчужденности и одиночества из-за ограниченного опыта общения приводят к снижению уверен-

20/Я/2

ности и возможностей адаптации к условиям вуза.

Теоретический анализ источников, посвященных исследуемой проблеме, показал, что существует достаточно выраженный риск виктимизации студентов с инвалидностью. Однако остается открытым вопрос о взаимосвязи виктимности с личностными чертами студентов. Ответ на этот вопрос имеет большое значение для прогноза и предупреждения социальной адаптации и повышения безопасности образовательного пространства для студентов с инвалидностью.

Исследование психологических особенностей студентов с инвалидностью с разными показателями виктимизации проводилось в 2017-2018 гг. и предполагало решение следующих задач:

1. Определение уровня и специфики виктимизации студентов с инвалидностью (методика О. О. Андронниковой).

2. Анализ личностных особенностей студентов с инвалидностью (тест Кеттелла).

3. Выявление зависимости между личностными особенностями и вариантами вик-тимности.

Исследование проводилось на базе Уральского Федерального Университета (УрФУ) имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург). Экспериментальную группу составили 54 студента с инвалидностью. Все участники исследований в возрасте от 18 до 20 лет.

Только 8 % студентов с инвалидностью не продемонстрировали выраженные показатели виктимности. Остальные могут быть отнесены к тому или иному варианту виктим-ности, предложенному О. О. Андронниковой.

В результате анализа полученных данных было дифференцировано 6 групп испытуемых по выраженности виктимности:

• первая группа (34 %) с преобладанием показателей саморазрушающего и самоповреждающего поведения. Предполагает склонность становиться жертвой в ситуациях необоснованной просьбы и обращения. Последствия своих действий респонденты могут не осознавать или не придавать им значения. О. О. Андронникова выделяет несколько мо-

делей поведения, которые могут сопровождать высокие показатели этой формы вик-тимности: сознательный подстрекатель (обращающийся с просьбой о причинении ему вреда), неосторожный подстрекатель (поведение объективно в форме какой-либо просьбы или иным способом провоцирует преступника на причинение вреда, но сам потерпевший этого в должной мере не сознает), сознательный самопричинитель (лицо, умышленно причиняющее себе физический или имущественный вред), неосторожный самопри-чинитель (вред причинен собственными неосторожными действиями в процессе совершения иного умышленного или неосторожного преступления). Эти показатели коррелируют с факторами А и Е по опроснику Кеттелла (0,67 и 0,72 соответственно), что предполагает наличие таких личностных черт, как замкнутость, скептичность, негибкость в отношениях с людьми, склонность к уединению, дистантность в отношениях.

• Вторая группа (24 %) - студенты с высокими показателями зависимости и беспомощности. Это проявляется в склонности к конформизму в тех случаях, когда речь идет о получении удовольствия, новых ощущений и т. д. Беспомощность предполагает, что человек избегает ответственности, стремится получить поддержку любой ценой, даже если имеет ресурсы для самостоятельного преодоления трудностей. Данная характеристика соотносится с понятием «выученная беспомощность». Этот феномен довольно часто наблюдается при инвалидности в тех случаях, когда человека с таким статусом чрезмерно опекают окружающие, мешая ему проявить самостоятельность. Показатели этой формы виктимности коррелируют с факторами Е, F, G по опроснику Кеттелла (показатели корреляции 0,45, 0,64, 043 соответственно), что предполагает статистически достоверную взаимозависимость данной формы виктимности с такими личностными чертами, как мягкость, уступчивость, серьезность, углубленность в себя, беззаботность, импульсивность, ориентация на чувства в общении.

• Третья группа (16 %) - респонденты со склонностью к гиперсоциальному поведению -это поведение жертвы, социально одобренное, но часто предсказуемое. Сюда относятся такие модели реагирования, как провоцирующее внимание, склонность демонстрировать положительное поведение в ситуациях конфликта. По мнению О. О. Андронниковой, люди данного типа считают недопустимым уклонение от вмешательства в конфликт, даже если это может стоить им здоровья или жизни. Последствия таких поступков осознаются не всегда. Они смелы, решительны, отзывчивы, принципиальны, искренны, добры, требовательны, готовы рисковать, могут быть излишне самонадеянны. Нетерпимы к поведению, нарушающему общественный порядок. Самооценка чаще всего завышенная. Поведение имеет положительные мотивы. Эта форма виктимности коррелирует с факторами Е и С (отрицательная корреляция), что предполагает корреляционную взаимозависимость указанных проявлений с такими чертами личности, как самоуверенность, твердость, неуступчивость, склонность к лидированию, раздражительность, нетерпеливость, склонность к озабоченности.

• Четвертая группа (12 %) - респонденты с высокими показателями агрессивного поведения. К данной группе относятся испытуемые, склонные попадать в неприятные и опасные для жизни и здоровья ситуации. Для них характерно провоцирующее или (и) антисоциальное поведение. Их поведение может являться реализацией типичной для них антиобщественной направленности личности, в рамках которой агрессивность проявляется по отношению к определенным лицам и в определенных ситуациях. Такие люди легко поддаются эмоциям, особенно негативного характера, ярко их выражают; доминантны, нетерпеливы, вспыльчивы. Форма виктимности коррелирует с фактором Б и С -беспечность и эмоциональная неустойчивость (0,42; 0,42).

• Пятая группа (10 %) - студенты с реализованной виктимностью. Предполагает склонность становиться жертвой преступления при определенных обстоятельствах, отсутствие

выработанных защитных способов поведения, благодаря которым можно избегать опасных ситуаций. В группе студентов с реализованной виктимностью обнаруживаются низкие показатели личностного роста, мечтательность (М - 0,62), утонченность (К - 0,72).

• Шестая группа (4%) - респонденты с высокими показателями некритичного поведения. Предполагается, что такое поведение демонстрирует неосмотрительность, неумение оценивать свою жизнь, и возможные угрозы ей. Коррелирует с такими чертами, как податливость (Е - 0,42) и беспечность (Б -0,45).

Таким образом, виктимизация студентов с инвалидностью в условиях вуза - очевидное явление. 92 % респондентов, принимавших участие в исследовании, продемонстрировали ту или иную форму виктимности. Наиболее распространенной формой вик-тимности есть склонность к саморазрушающему и самоповреждающему поведению, что обнаруживают 34 % респондентов. Наименее распространенной формой оказалось склонность к некритичной виктимности (4 %).

В большей степени корреляционных связей обнаружено между проявлениями вик-тимности и такими личностными чертами, как фактор Е, что означает или крайнюю степень уступчивости, или негибкость, склонность к лидерству, неподатливость.

Полученные данные могут быть основанием для определения направлений психологического сопровождения студентов с инвалидностью в условиях вуза; создания программ, влючающих личностный тренинг для коррекции несбалансированных личностных черт, способствующих виктимизации.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема вик-тимизации студентов с инвалидностью в условиях инклюзии в образовательное пространство вуза. Целью работы был поиск взаимосвязи виктимности с личностными чертами студентов. Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ коррекции несбалансированных личностных черт, способствующих виктимизации.

Ключевые слова: инклюзивное образование, виктимизация, студенты с инвалидностью.

SUMMARY

The article deals with the problem of disabled student's victimization in conditions of inclusion in the university educational space. The aim of the work was to search for the correlation of victimization with the personality traits of students. The study results can be used in elaboration of the correction program for unbalanced personality traits that contribute to victimization.

Key words: inclusive education, victim-hood, students with disabilities.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алехина С. В. Инклюзивное образование в России [Электронный ресурс]: материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки» // Инклюзивное образование в России. - URL: http://psyjournals.ru/ edu_economy_wellbeing.

2. Андронникова О. О. Психологическая безопасность образовательной среды вуза [Электронный ресурс]. - URL: http:// info@o brazovanie9.ru.

3. Варчук Т. В. Виктимология. - М., 2009.

4. Гапонова С. А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. -№ 3. - С. 131-135.

5. Горбунова Н. Е., Труфанова Г. К., Хлыс-това Е. В. Проблема буллинга в инклюзивных школах // Science Time. - 2015. - № 7 (19). - С. 96-101.

6. Фоминых Е. С. Психолого-педагогическое сопровождение девиктимизации студентов с ограниченными возможностями здоровья в системе высшего профессионального образования // Перспективы науки. - 2013. -С. 82-88.

7. Франк Л. В., Виктимология и виктим-ность. - Душанбе: ИРФОН, 1972. - 126 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.