Научная статья на тему 'Связь вариабельности ритма сердца с выраженностью профессионального стресса у лиц молодого возраста с начальными проявлениями артериальной гипертензии в условиях динамической физической нагрузки'

Связь вариабельности ритма сердца с выраженностью профессионального стресса у лиц молодого возраста с начальными проявлениями артериальной гипертензии в условиях динамической физической нагрузки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
247
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Артериальная гипертензия
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ РИТМА СЕРДЦА / АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТЕНЗИЯ / СИНДРОМ ПСИХИЧЕСКОГО "ВЫГОРАНИЯ" / ВЕЛОЭРГОМЕТРИЯ / SYNDROME OF MENTAL "BURNING OUT" / HEART RATE VARIABILITY / ARTERIAL HYPERTENSION / VELOERGOMETRY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жидких Б. Д., Швец Е. В.

Актуальность. Вариабельность ритма сердца (ВРС) позволяет объективизировать влияние психологического стресса на организм. В связи с особенностью профессиональной деятельности психологический стресс у врача часто обнаруживается в виде синдрома психического «выгорания». Цель. Изучить связь ВРС с выраженностью профессионального стресса у студентов-медиков с начальными проявлениями артериальной гипертензии (АГ) в условиях динамической физической нагрузки. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 98 человек: 50 студентов младших курсов, 20 из которых имели тенденцию к повышению артериального давления (АД) и 48 врачей-интернов. Диагностика профессионального стресса осуществлялась с помощью методики В.В. Бойко. Контроль АД по методу Короткова и исследование ВРС на основании записи электрокардиограммы при помощи аппарата «Кардиотехника-04» проводились на фоне велоэргометрической пробы при достижении 100 Вт. Результаты. 90 % студентов пребывает в I фазе стресса, что сопровождается повышением диастолического АД (р

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Жидких Б. Д., Швец Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEART RATE VARIABILITY AND PROFESSIONAL STRESS SEVERITY IN YOUNG PEOPLE WITH INITIAL SYMPTOMS OF ARTERIAL HYPERTENSION AT DYNAMIC PHYSICAL EXERTION

Relevance. Influence of psychological stress on individuals can be assessed by heart rate variability (HRV) analysis. The syndrome of mental "burning out" often reflects psychological stress in physicians. Aim. The study addresses relation between HRV and the severity of professional stress among medical students with initial symptoms of arterial hypertension under dynamic physical exertion. Material and methods: 98 people took part in our research: 50 students of first years, 20 of which tended to have high blood pressure (BP), and 48 doctors-interns. Professional stress was diagnosed by V.V. Boyko's technique. BP by Korotkov's method and HRV analysis of the electrocardiogram (using Cardiotechnique-04) were taken while veloergometry at 100 Vt was performed. Results. 90 % of students are under I phase of stress strain that is accompanied by the increase of diastolic BP (р

Текст научной работы на тему «Связь вариабельности ритма сердца с выраженностью профессионального стресса у лиц молодого возраста с начальными проявлениями артериальной гипертензии в условиях динамической физической нагрузки»

la

Том 15, № 1 / 2009 ОРИГИНАЛЬНАЯ статья

гипертензия

Связь вариабельности ритма сердца с выраженностью профессионального стресса у лиц молодого возраста с начальными проявлениями артериальной гипертензии в условиях динамической физической нагрузки

Б.Д. Жидких, Е.В. Швец

ГОУ ВПО Курский государственный медицинский университет, Курск

Резюме

Актуальность. Вариабельность ритма сердца (ВРС) позволяет объективизировать влияние психологического стресса на организм. В связи с особенностью профессиональной деятельности психологический стресс у врача часто обнаруживается в виде синдрома психического «выгорания». Цель. Изучить связь ВРС с выраженностью профессионального стресса у студентов-медиков с начальными проявлениями артериальной гипертензии (АГ) в условиях динамической физической нагрузки. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 98 человек: 50 студентов младших курсов, 20 из которых имели тенденцию к повышению артериального давления (АД), и 48 врачей-интернов. Диагностика профессионального стресса осуществлялась с помощью методики

В.В. Бойко. Контроль АД по методу Короткова и исследование ВРС на основании записи электрокардиограммы при помощи аппарата «Кардиотехника-04» проводились на фоне велоэргометрической пробы при достижении 100 Вт. Результаты. 90 % студентов пребывает в I фазе стресса, что сопровождается повышением диастолического АД (р < 0,05). В ответ на физическую нагрузку после 5 минут отдыха у 32,5 % испытуемых, находящихся во II фазе стресса, из гемодинамических показателей (систолическое и диастолическое АД, частота сердечных сокращений) было обнаружено лишь снижение систолического АД до 124,6 ± 4,58 мм рт. ст. (р < 0,05). В этой же группе отмечалось преобладание тонуса симпатической нервной системы на основании снижения показателей ВРС и увеличения соотношения LF/HF.

Ключевые слова: вариабельность ритма сердца, артериальная гипертензия, синдром психического «выгорания», велоэргометрия.

Links between heart rate variability and professional stress in young subjects with debut of hypertension during dynamic physical exercise

B.D. Zhidkikh, E.V. Shvete

Kursk State Medical University, Kursk

Resume

Relevance. Influence of psychological stress on individuals can be assessed by heart rate variability (HRV) analysis. The syndrome of mental «burning out» often reflects psychological stress in physicians. Aim. The study addresses relation between HRV and the severity of professional stress in medical students with initial symptoms of arterial hypertension under dynamic physical exertion. Material and method. 98 people took part in our research: 50 students of first years, 20 of which tended to have high blood pressure (BP), and 48 doctors-interns. Professional stress was diagnosed by V.V. Boyko’s technique. BP by Korotkov’s method and HRV analysis of the electrocardiogram (using «Cardiotechnique-04») were taken while veloergometry at 100 Vt was performed. Results. 90 % of students are under I phase of stress strain that is accompanied by the increase of diastolic BP (р < 0,05). Out of studied hemodynamic parameters (systolic and diastolic BP, heart rate) only systolic BP was found to decrease till 124,6 ± 4,58 mmHg (p < 0,05) in 32,5 % of subjects under II phase of stress having got 5-minute rest after physical exertion. Sympathetic nervous system activity assessed by the decrease of HRV parameters and LF/HF-ratio increase was prevalent in the same group.

Key words: heart rate variability, arterial hypertension, syndrome of mental «burning out», veloergometry.

Статья поступила в редакцию: 01.10.08. и принята к печати: 30.01.09.

пгепиальная

A

...... гипертензия

Введение

Спектральный анализ вариабельности ритма сердца (ВРС) позволяет объективизировать выраженность психологического стресса и оценить соотношение симпатических и парасимпатических влияний на организм, в том числе и при информационной нагрузке [1-10].

Деятельность врача предъявляет высокие требования к его личности не только в виде профессионального мастерства, но и большой эмоциональной отдачи. Врач постоянно имеет дело со страданиями других людей, и во многих случаях для врача существует проблема «невключения» своих чувств в ситуацию, что ему далеко не всегда удается [11]. Однако будущего специалиста не готовят целенаправленно к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для минимизации и преодоления эмоциональных трудностей профессии [12]. В исследовании студентов-медиков обнаружено преобладание активности симпатической нервной системы (СНС) у лиц с высоким уровнем тревожности в условиях экзамена и при контролировании своих эмоций [13]. Активация СНС сопровождается сердечно-сосудистой реакцией и, в первую очередь, неспецифическим физиологическим ответом — повышением артериального давления (АД) [14-15], которое в большинстве случаев выявляется при рутинном измерении АД [16].

По данным литературных источников, проблема дисфункции вегетативной нервной системы (ВНС) в первой стадии артериальной гипертензии (АГ) у медицинских работников с АГ на фоне профессионального стресса отражена недостаточно.

Цель исследования

Изучить связь ВРС с выраженностью профессионального стресса у студентов-медиков с начальными проявлениями АГ в условиях динамической физической нагрузки.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 98 человек (50 студентов I-II курсов КГМУ в возрасте от 17 до 23 лет и 48 врачей-интернов). В исследуемую группу отбирались лица с тенденцией к повышению систолического АД (САД) до 135 и более мм рт. ст., выявленного при неоднократном повторном его измерении в покое. Контрольную группу составили 30 студентов-добровольцев I-II курсов с нормальным уровнем САД. Соотношение мужчин и женщин в исследуемой группе составляло 1:4, в контрольной — 1:4,3; а в группе интернов — 1:6. Количество курящих студентов в исследуемой группе составляло 10 %, в группе контроля — 13,3 %. Исследуемые группы не различались по склонности к занятиям спортом.

Велоэргометрическая (ВЭМ) проба проводилась в условиях ступенчатого возрастания физической нагрузки. Пробу проводили после легкого завтрака, начинали с нагрузки 25 Вт и достигали 100 Вт, мощность нагрузки повышали на 25 Вт с интервалом 5 минут. АД регистрировали с помощью метода Короткова до нагрузки, после ее

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ Том 15, № 1 / 2009

окончания и через 5 минут восстановительного периода. В таком же временном интервале измеряли и частоту сердечных сокращений (ЧСС). Регистрация электрокардиограммы (ЭКГ) в 3 стандартных отведениях проводилось до нагрузки, во время проведения пробы каждые 5 минут и спустя 5 минут после ее окончания.

Исследование ВРС проводилось по результатам анализа данных, полученных на основании записей ЭКГ при помощи аппарата «Кардиотехника-04» (ЗАО «Инкарт», г. Санкт-Петербург, монитор КТ-04-3Р(17), версия обрабатывающей программы v301e ikv301). Общая длительность записи ЭКГ составляла 25 минут. В обработке результатов оценки ВРС использовались статистические методы временного и частотного анализа ритмограммы. При этом расчет производился по следующим показателям:

SDNN (мс) — стандартное отклонение всех интервалов R-R, отражающее комплекс симпатических и парасимпатических влияний на активность синусового узла;

SDANN (мс) — стандартное отклонение средних R-R, вычисленных за короткие промежутки времени (обычно 5-ти минутные), которое позволяет оценить изменения ЧСС цикличностью с периодом более 5 минут;

SDNNi (мс) — средняя для стандартных отклонений от средних длительностей интервалов R-R, рассчитанных на всех 5 минутных участках записи ЭКГ;

RMSSD (мс) — среднеквадратичное различие между продолжительностью последовательных синусовых интервалов R-R;

pNN50 (%) — процентное отношение соседних синусовых интервалов R-R, которые различаются более чем на 50 мс, к общему их количеству в анализируемой записи, характеризующее преимущественно парасимпатическую нервную систему;

LF (мс) — низкочастотный компонент с частотой 0,04-0,15 Гц, характеризующий преимущественно СНС;

HF (мс) — высокочастотный компонент с частотой 0,15-0,4 Гц, характеризующий преимущественно парасимпатическую нервную систему;

LF/HF — отношение низкочастотной к высокочастотной составляющей, оценивающее баланс симпатических и парасимпатических влияний на активность синусового узла;

VLF (мс) — мощность в диапазоне очень низких частот (0,033-0,04 Гц), характеризующая влияние гуморальных факторов, включая ренин-ангиотензин-альдо-стероновую систему, на сердечный ритм.

Исследование ВРС проводилось в октябре 2007 г. с 9:00 до 13:00 в соответствии с планом КГМУ по диспансерному наблюдению за студентами младших курсов и совпадало по времени с оценкой их эмоционального статуса в условиях учебных нагрузок.

Выраженность профессионального стресса в исследуемой группе сравнивалась с уровнем эмоционального «выгорания» интернов. Диагностика профессионального стресса осуществлялась с помощью методики В.В. Бойко, которая дает подробную картину синдрома психического «выгорания» и позволяет диагностировать

66

иериальпая

Том 15, № 1 / 2009 оригинальная-СТАЛЯ^^^™

12 его симптомов, а также выраженность каждой фазы (I — «напряжение», II — «резистенция» и III — «истощение») в виде трех стадий: а) несформировавшейся, б) формирования и в) сформировавшейся. Первая фаза («напряжение») проявляется в виде 4 симптомов: переживание психотравмирующих ситуаций, неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревога и депрессия. Фаза «резистенции» представлена следующими симптомами: неадекватное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций и редукция профессиональных обязанностей. Заключительная фаза стресса («истощение») проявляется эмоциональным дефицитом, эмоциональной отстраненностью, личностной отстраненностью (деперсонализацией), психосоматическими и психовегетативными нарушениями. В соответствии с рекомендациями для расшифровки теста каждый положительный ответ на вопрос теста отражает проявление симптома и соответствует 1 баллу. Выраженность каждого симптома до 9 баллов соответствует минимальному проявлению симптома стресса, 16 и более баллов — четкой выраженности того или иного симптома, а от 10 до 15 — начальным его проявлениям. О сформированности каждой фазы стресса — не сформировавшейся, формирования и сформировавшейся — можно также судить по количеству баллов: 36 и менее, 37-60, 61 и более баллов соответственно [цит. по Фетискин Н.П. и др., 2002].

Статистическая обработка данных проводилась с помощью дисперсионного анализа, критерия Даннета и коэффициента ранговой корреляции Спирмена с использованием программного пакета Biostat. Результаты считались достоверными при p < 0,05.

Результаты и их обсуждение

Необходимой информацией для понимания перспектив развития профессионального стресса у будущих врачей может служить динамика эмоционального «выгорания» у студентов младших курсов в сравнении с эмоциональным состоянием выпускников лечебного факультета (табл. 1).

Из таблицы следует, что у студентов младших курсов преобладает тревога и депрессия по сравнению с врача-ми-интернами (р = 0,038), что выражается в большем их истощении с симптомом дефицита эмоций (р = 0,037). Табличные данные также демонстрируют стратегию

т

ii гипертензия

адаптации начинающих специалистов в условиях реального лечебного процесса в виде эмоционально-нравственной дезориентации (р = 0,002). Несмотря на имеющийся способ преодоления профессиональных трудностей, врачи-интерны больше испытывают неудовлетворенность собой (р = 0,010) и ощущение «загнанности в клетку» (р < 0,001), что соответствует I фазе стресса.

В общей картине ВРС без ранжирования испытуемых на группы во время проведения ВЭМ выявлено достоверное снижение следующих показателей: pNN50 c 14,0 ± 2,29 до 4,3 ± 1,23 %, RMSSD c 37,4 ± 3,49 до 20,4 ± 2,27 мс, SDANN с 29,9 ± 2,81 до 12,9 ± 1,6 мс и LF с 1246,0 ± 132,3 до 684,2 ± 113,2 мс.

При сопоставлении показателей ВРС с выраженностью синдрома психического «выгорания» и динамической нагрузкой получены показатели, представленные в табл. 2.

На 5 минуте восстановительного периода показатель pNN50 достоверно ниже по сравнению с исходным уровнем был в несформировавшейся и в сформировавшейся стадиях всех трех фаз стресса. Показатель RMSSD имел также достоверную тенденцию к снижению. В I фазе стресса снижение RMSSD наблюдалось во всех стадиях ее формирования. Отрицательная динамика RMSSD во II и III фазе «выгорания» наблюдалась в несформировавшейся стадии и в стадии формирования. Изменения показателя SDNNi отсутствовали во всех трех фазах стресса. Показатель SDANN по сравнению с исходными данными снизился в восстановительном периоде в первых двух фазах стресса во всех его стадиях. В третьей фазе обнаружено достоверное его снижение в несформировавшейся стадии и стадии формирования. Динамика показателя VLF во всех трех фазах стресса отсутствовала. В I фазе стресса обнаружена отрицательная динамика показателя LF только в несформировавшейся стадии. Две последующие фазы стресса («резистенция» и «истощение») сопровождались снижением показателя LF на 5 минуте отдыха в несформировавшейся и формирующейся стадиях.

Высокочастотный компонент ВРС (показатель HF) имел достоверную тенденцию к снижению при незначительной выраженности показателей I фазы стресса. Но по мере формирования II фазы стресса показатель HF оказался достоверно выше после 5 минут отдыха в сравнении с показателями до нагрузки.

Таблица 1

ВЫРАЖЕННОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ» У СТУДЕНТОВ И ВРАЧЕЙ-ИНТЕРНОВ

Фаза стресса Симптом Группа M ± m (баллы теста В.В. Бойко) P

напряжение (I фаза) неудовлетворенность собой студенты 3,82 ± 0,66 0,010

интерны 6,22 ± 0,61

загнанность в клетку студенты 4,03 ± 0,82 <0,001

интерны 9,84 ± 0,97

тревога и депрессия студенты 12,58 ± 1,65 0,038

интерны 8,84 ± 0,91

резистенция (II фаза) эмоционально-нравственная дезориентация студенты 7,76 ± 0,99 0,002

интерны 12,76 ± 0,99

истощение (III фаза) эмоциональный дефицит студенты 9,18 ± 1,01 0,037

интерны 6,62 ± 0,72

67

пгепиальная

А

гипертензия

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ Том 15, № 1 / 2009

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ РИТМА СЕРДЦА ДО И ПОСЛЕ НАГРУЗКИ У ЛИЦ С СИНДРОМОМ ПСИХИЧЕСКОГО «ВЫГОРАНИЯ»

Таблица 2

Показатель ВРС Стресс M ± m (до нагрузки) M ± m (после 5 мин. отдыха) P

фаза стадия выраженности

pNN50, % I несформировавшаяся 17,12 ± 3,45 4,42 ± 1,80 <0,001

сформировавшаяся 12,25 ± 5,07 1,25 ± 0,75 0,004

II несформировавшаяся 12,08 ± 2,80 3,23 ± 1,35 <0,001

формирующаяся 15,05 ± 3,98 4,05 ± 1,78 <0,001

III несформировавшаяся 14,42 ± 2,95 4,21 ± 1,34 <0,001

формирующаяся 15,15 ± 4,48 5,08 ± 2,93 <0,001

RMSSD, см I несформировавшаяся 42,46 ± 5,08 21,75 ± 2,35 <0,001

формирующаяся 27,17 ± 3,64 19,25 ± 5,04 0,010

сформировавшаяся 37,75 ± 9,60 15,5 ± 2,02 0,009

II несформировавшаяся 31,38 ± 3,40 18,31 ± 2,62 <0,001

формирующаяся 40,52 ± 6,07 20,24 ± 3,28 <0,001

III несформировавшаяся 35,79 ± 4,0 20,33 ± 2,45 <0,001

формирующаяся 42,77 ± 7,73 21,0 ± 5,49 <0,001

SDANN, см I несформировавшаяся 32,04 ± 3,69 13,96 ± 2,25 <0,001

формирующаяся 24,0 ± 4,82 10,5 ± 2,26 <0,001

сформировавшаяся 35,25 ± 9,42 13,5 ± 5,95 <0,001

II несформировавшаяся 26,77 ± 3,31 9,39 ± 2,51 <0,001

формирующаяся 31,73 ± 4,51 15,91 ± 2,27 <0,001

сформировавшаяся 30,4 ± 6,96 8,6 ± 3,03 <0,001

III несформировавшаяся 30,12 ± 3.80 14,75 ± 2,13 <0,001

формирующаяся 32.01 ± 4.62 8,77 ± 2,72 <0,001

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

LF, см I несф ормировавшаяся 1480,0 ± 187,8 740,7 ± 153,4 <0,001

II несф ормировавшаяся 1073,0 ± 205,6 564,2 ± 135,9 0,010

формирующаяся 1340,0 ± 209,7 673,8 ± 171,6 <0,001

III несформировавшаяся 1187,0 ± 150,3 664,5 ± 119,9 <0,001

формирующаяся 1154,0 ± 291,3 776,1 ± 272,0 <0,001

HF, см I несформировавшаяся 515,4 ± 98,5 301,8 ± 64,75 <0,001

II формирующаяся 276,0 ± 73,18 486,1 ± 114,6 <0,001

nHF, см II несформировавшаяся 25,69 ± 2,41 37,38 ± 5,98 <0,001

Примечания: ВРС — вариабельность ритма сердца.

Баланс симпатических и парасимпатических влияний, отражающихся в показателях nHF, обнаруживался лишь в минимальной выраженности II фазы стресса, которые достоверно увеличивались в восстановительном периоде.

Динамика показателей ВРС в группе испытуемых и контрольной группе приведена в табл. 3.

Сравнительный анализ ВРС в испытуемой и контрольной группах обнаружил снижение показателей RMSSD и SDANN в обеих группах. В группе лиц с начальными проявлениями АГ выявлен рост показателя nHF в восстановительном периоде, что с учетом приведенных выше данных свидетельствует о психических и вегетативных нарушениях. Показатели LF и HF в контрольной группе, снижающиеся в восстановительном периоде, могут быть расценены как закономерное снижение активности ВНС на прекращение повышенных требований к организму в виде физической нагрузки. До-

полнительным показателем восстановления равновесия в организме следует считать и отрицательную динамику показателя pNN50, который отражает парасимпатические влияния на сердечно-сосудистую систему в виде нормализации АД в восстановительном периоде.

Для целостного представления о динамике ВРС в зависимости от стресса и нагрузки использовались обобщенные данные статистической обработки материала, приведенные в табл. 4.

Из табл. 4 следует, что достоверное снижение показателей ВРС наблюдается преимущественно в начальных стадиях (а и б) каждой фазы стресса. Полученные данные можно объяснить меньшим включением в психофизиологическую саморегуляцию эмоциональной составляющей (эмоциональный дефицит), преобладание которой обнаружено в группе студентов (табл. 5). Повышение показателя nHF отражает имеющуюся еще возможность к адаптации, что объясняет достоверное преобладание

Таблица 3

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ РИТМА СЕРДЦА В ИСПЫТУЕМОЙ И КОНТРОЛЬНОЙ ГРУППАХ

ДО И ПОСЛЕ НАГРУЗКИ

Группа Показатель вариабельности ритма сердца M ± m (до нагрузки) M ± m (после 5 мин. отдыха) P

испытуемая RMSSD, см 31,0 ± 5,93 13,8 ± 3,34 <0,006

SDANN, см 22,2 ± 3,72 9,1 ± 2,73 <0,001

nHF, см 20,4 ± 3,02 37,9 ± 7,75 <0,001

контрольная pNN50, % 16,37 ± 2,86 5,07 ± 1,52 <0,001

RMSSD, см 39,53 ± 4,19 22,57 ± 2,72 <0,001

SDANN, см 32,53 ± 3,43 14,13 ± 1,9 <0,001

LF, см 1268,0 ± 144,9 766,6 ± 141,3 <0,001

HF, см 485,1 ± 81,62 290,4 ± 60,14 <0,001

68

Том 15, № 1 / 2009 ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

гипертензия

Таблица 4

СВЯЗЬ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ вариабельности ритма сердца в процессе нагрузки С ФАЗАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА

Показатель ВРС Фазы стресса

I фаза (стадии) II фаза (стадии) II фаза (стадии)

а б в а б в а б в

pNN50, см i* .* .* i* i* i*

RMSSD, см .1.* .* .* i* i* i* i*

SDANN, см i* .* i* i* i* i* i*

LF, см .* i* i* i* i*

HF, см .* i*

nHF, см I!

Примечания: .* — снижение показателя при р < 0,05, I* — повышение показателя при р < 0,05; ВРС — вариабельность ритма сердца; а — несформировавшаяся стадия; б — стадия формирования; в — сформировавшаяся стадия.

только этого параметра в фазе сопротивления. Однако снижение ВРС при увеличении соотношения LF/HF следует считать плохим прогностическим признаком в плане развития АГ в связи с гиперсимпатикотонией. Выраженность профессионального стресса у студентов и перспективы его развития с учетом реагирования выпускников вуза позволяет говорить о целесообразности профилактической работы по предотвращению развития АГ у студентов-медиков и будущих врачей.

Следующая задача исследования заключалась в изучении корреляции САД, ДАД и ЧСС с выраженностью симптомов каждой фазы психического «выгорания» (табл. 5).

При статистической обработке была выявлена достоверная положительная корреляция ДАД с симп-

томом «расширение сферы экономии эмоций» (II фаза). Отрицательная корреляция ЧСС получена с симптомами «неудовлетворенность собой» (I фаза), «расширение сферы экономии эмоций» (II фаза) и «эмоциональный дефицит» (III фаза).

Дисперсионный анализ повторных измерений обнаружил достоверное увеличение ЧСС при исследовании всех испытуемых до нагрузки по сравнению с результатами, полученными после 5-минутного восстановительного периода (80,4 ± 1,7 ударов в минуту до нагрузки и 96,78 ± 2,19 ударов в минуту после). Результаты дисперсионного анализа САД, ДАД и ЧСС приведены в табл. 6.

В соответствии с выраженностью каждой фазы эмоционального «выгорания» обнаружено лишь достоверное

Таблица 5

СВЯЗЬ ГЕМОДИНАМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ С ВЫРАЖЕННОСТЬЮ СИНДРОМА ПСИХИЧЕСКОГО «ВЫГОРАНИЯ»

Показатель гемодинамики Синдром психического «выгорания» r s P

фаза симптом

ДАД (мм рт. ст.) ii расширение сферы экономии эмоций 0,401 0,011

ЧСС (уд./мин.) i неудовлетворенность собой -0,419 0,007

ii расширение сферы экономии эмоций 0,385 0,015

iii эмоциональный дефицит -0,405 0,010

Примечания: ДАД — диастолическое артериальное давление; САД — систолическое артериальное давление; ЧСС — частота сердечных сокращений.

ДИНАМИКА ГЕМОДИНАМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДО И ПОСЛЕ НАГРУЗКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА

Таблица 6

Показатель гемодинамики Количество испытуемых (в процентах) Стресс M ± m (до нагрузки) M ± m (после 5 мин. отдыха) P

фаза стадия выраженности

ЧСС (уд./мин.) 60 i несформировавшаяся 82,67 ± 2,07 100,3 ± 2,53 <0,001

30 сформировавшаяся 75,17 ± 2,86 91,92 ± 4,05 <0,001

САД (мм рт. ст.) 32,5 ii несформировавшаяся 133,1 ± 5,56 124,6 ± 4,58 <0,001

ЧСС (уд./мин.) 85,62 ± 2,65 101,8 ± 3,48 <0,001

52,5 ii формирующаяся 78,62 ± 2,10 45,86 ± 3,11 <0,001

САД (мм рт. ст.) 7,5 iii 133,3 ± 1,67 136,7 ± 6,67 0,050

ЧСС (уд./мин.) 60 iii несформировавшаяся 81,87 ± 2,02 99,42 ± 2,71 <0,001

32,5 формирующаяся 79,69 ± 3,46 93,38 ± 3,47 <0,001

7,5 сформировавшаяся 73,0 ± 5,69 90,3 ± 13,45 0,003

Примечания: ЧСС — частота сердечных сокращений; САД — систолическое артериальное давление.

69

пгепиальная

A

...... гипертензия

повышение ЧСС после нагрузки у 60 % испытуемых, находившихся в несформировавшейся стадии I фазы стресса (напряжение), и у 30 % в стадии ее формирования. В несформировавшейся стадии фазы резистенции (II фаза) у 32,5 % её представителей обнаружено достоверное снижение САД после 5 минут отдыха. Динамика ЧСС при этом в данной группе оставалась достоверно высокой после нагрузки. У 52,5 % лиц, находившихся в стадии формирования II фазы стресса, были также достоверно высокие показатели ЧСС после нагрузки. В сформировавшейся III фазе (истощение) находились 7,5 % испытуемых, у которых обнаружено сохранение высоких цифр САД после нагрузки в сравнении с исходными данными. Высокие значения ЧСС у всех студентов, находившихся в различных стадиях III фазы (60 % в несформировавшейся, 32,5 % в стадии формирования и 7,5 % в сформировавшейся), достоверно преобладали после 5-тиминутного отдыха по сравнению с исходными данными.

При анализе связи выраженности профессионального стресса с параметрами работы сердечно-сосудистой системы следует учитывать уровень ДАД, который является более надежным проявлением фазы сопротивления стрессу (II фаза) и свидетельствует о способе защиты путем экономии эмоций у студентов младших курсов в связи с положительной корреляцией данного симптома с уровнем ДАД. Связь ЧСС с некоторыми симптомами всех фаз стресса: неудовлетворенность собой (I фаза стресса), расширение сферы экономии эмоций (II фаза стресса), эмоциональный дефицит (III фаза стресса) отражают недостаточную психофизиологическую адаптивность, которая проявляется затянутым восстановительным периодом в ответ на нагрузку у всех испытуемых. В ответ на физическую нагрузку у студентов, находящихся в разной степени выраженности синдрома психического «выгорания», обнаруживались достоверно высокие гемодинамические показатели (САД, ДАД, ЧСС), что свидетельствует о гиперреактивности сердечно-сосудистой системы в условиях комбинации существующих учебных нагрузок и детренированности студентов младших курсов. Исключение составили 32,5 % испытуемых, находящихся в начальной стадии II фазы стресса, у которых САД нормализовалось на 5 минуте отдыха.

Выводы

1. 90 % студентов младших курсов пребывает в I фазе стресса (напряжение), реагируя психосоматически в виде симптома стресса «расширение сферы экономии эмоций» и повышения ДАД.

2. Преобладающим эмоциональным состоянием у 90 % студентов является тревога и депрессия. С учетом перспективы их эмоционального реагирования показана психологическая коррекция по адаптации студентов к существующим учебным нагрузкам и контакту с пациентами в будущем, что требует целенаправленной подготовки для минимизации эмоциональных трудностей профессии.

3. У 32,5 % студентов, находящихся в фазе сопротивления профессиональному стрессу (II фаза), обнаружено

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ Том 15, № 1 / 2009

снижение показателей ВРС и увеличение соотношения LF/HF, что свидетельствует о преобладании СНС и наличия в данной группе испытуемых начальных проявлений АГ.

4. У студентов, находящихся во II фазе профессионального стресса (32,5 %), на 5-й минуте отдыха после физической нагрузки наблюдается снижение САД до 124,6 ± 4,58 мм рт. ст. в отличие от других гемодинамических показателей (ДАД, ЧСС), которые остаются повышенными в восстановительном периоде.

Литература

1. Данилова Н.Н., Астафьев С.В. Изменение вариабельности сердечного ритма при информационной нагрузке. Журн. высш. нервн. деят. 1999;49(1):28—37.

2. Киселев А.Р., Гриднев В.И., Колижирина О.М. и др. Диагностика нарушений сократимости миокарда на основе вариабельности ритма в ходе проведения велоэргометрических проб. Кардиология. 2005;10:23-6.

3. Ушакова Е.Г., Нидеккер И.Г. Волновая структура ритма сердца интровертов и экстравертов с различным уровнем нейротизма. Психологический журнал. 2002;18(4):91—5.

4. Aysin B, Aysin E. Effect of respiration in heart rate variability (HRV) analysis. Conf. Proc. IEEE Eng Med Biol Soc. 2006;1:1776-9.

5. Castro MN, Vigo DE, Weidema H, Fahrer RD, Chu EM, de Achaval D, et al. Heart rate variability response to mental arithmetic stress in patients with schizophrenia autonomic response to stress in schizophrenia. Schizophr Res. 2008;99(1—3):294—303.

6. Hansen AL, Johnsen BH, Thornton D, Waage L, Thayer JF. Facets of psychopathy, heart rate variability and cognitive function. J Personal Disord. 2007;21(5):568—82.

7. Murakami H, Ohira H. Influence of attention manipulation on emotion and autonomic responses. Percept Mot Skills. 2007;105(1):299—308.

8. Salahuddin L, Cho J, Jeong MG, Kim D. Ultra short term analysis of heart rate variability for monitoring mental stress in mobile settings. Conf. Proc. IEEE Eng Med Biol Soc. 2007;1:4656—9.

9. Singh D, Saini BS, Kumar V, Deepak KK. Time-evolution of cardiovascular variability during autonomic function tests in physiological investigations. Conf. Proc. IEEE Eng Med Biol Soc. 2006;1:1772—5.

10. Zhong Y, Jan KM, Chon KH. Frequency modulation between low-and high-frequency components of the heart rate variability spectrum may indicate sympathetic-parasympathetic nonlinear interactions. Conf. Proc. IEEE Eng Med Biol Soc. 2006;1:6438—41.

11. Сидоров П.И. Психосоматическая медицина: Руководство для врачей/П.И. Сидоров, А.Г. Соловьев, И.А. Новикова: Под ред. акад. РАМН П.И. Сидорова. М.: МЕДпресс-информ; 2006. 586 с.

12. Ширманова О.В. Эмоциональная напряженность учителя и студента: взаимосвязь физиологических и психологических показателей. Психологический журнал. 2002;23(2):88—99.

13. Щербатых Ю.В. Связь черт личности студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы. Психологический журнал. 2002;23(1):118—22.

14. Шабалин А.В., Гуляев Е.Н., Торочкина Е.Е. и др. Диагностическая значимость циркадной вариабельности артериального давления и ритма сердца в оценке клинико-функционального статуса больных с артериальной гипертензией. Кардиология. 2005;8:45—6.

15. Koelsch S, Remppis A, Sammler D, Jentschke S, Mietchen D, Fritz T, et al. A cardiac signature of emotionality. Eur J Neurosci. 2007;26(11):3328—38.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Вилкинсон Я.Б., Уоринг В.С., Кокрофт Д.Р. Артериальная гипертензия. CHURCHILL LIVINGSTONE; 2003. 230 с.

70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.