Научная статья на тему 'Связь социально-демографических факторов и психологических аспектов детско- родительских отношений с уровнем психического развития ребенка'

Связь социально-демографических факторов и психологических аспектов детско- родительских отношений с уровнем психического развития ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
452
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА / ТИП ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Собкин В. С., Веракса А. Н., Бухаленкова Д. А., Федотова А. В., Халутина Ю. А.

Результаты предыдущих исследований Центра социологии образования ИУО РАО указывают на различия в особенностях развития интеллектуальной и эмоциональноличностной сфер дошкольников, опосредованные такими социально-демографическими факторами, как пол ребенка, полнота семьи и стратегии воспитания, реализуемые родителями [1,2]. Совместно с исследовательским коллективом под руководством А.Н. Вераксы нами была разработана программа исследования, направленного на выявление взаимосвязей между социально-демографическими факторами и психологическими аспектами детско-родительских отношений с уровнем психического развития ребенка. Исследовательским коллективом под руководством А.Н. Вераксы был осуществлен подбор комплекса методик, позволяющего охарактеризовать уровень психического развития детей старшего дошкольного возраста [3]. Большая часть этих методик являются русскоязычными версиями субтестов нейропсихологического комплекса NEPSY-II, направленного на оценку психического развития детей в возрасте 3-16 лет [3,4]. Комплекс составили три блока взаимодополняющих методик, направленных на измерение эмоционально-личностного развития ребенка («Theory of mind» [3,4], «Affect recognition» [3,4], «Test of Emotion Comprehension» [3,5,6], «Базельский тест в картинках на определение уровня страха у детей»); уровня интеллектуального развития детей, их памяти и обучаемости (Цветные прогрессивные матрицы Равена, «Memory for designs» [3,4] и «Sentences repetition» [3,4]); уровня произвольности поведения и когнитивных процессов («Inhibition» [3,4], «Dimensional Change Card Sort» [3,7]). Параллельно с обследованием детей с помощью специальной социологической анкеты проводился опрос родителей [1,2]. В данном исследовании используются вопросы, направленные на анализ как социально-демографических факторов (пол ребенка, состав семьи, уровень образования родителей и количество детей); так и особенностей родительской позиции (стратегий воспитания родителей, отношение к собственному будущему, характер взаимодействия с ребенком). Было выдвинуто предположение, что успешность выполнения дошкольниками методик из различных блоков тестовой батареи связана с группами как социально-демографических, так и психологических факторов. Материалом для данного исследования послужили результаты психологического обследования 59 детей в возрасте от 5 до 7 лет, посещающих детские сады г. Москвы, а также результаты социологического опроса их матерей. Поскольку на данный момент нормы для большинства психологических методик не прошли полный цикл адаптации к русскоязычной выборке, для сравнительного анализа были использованы средние групповые значения, основанные на сырых баллах, а также частотные таблицы по отдельным заданиям методик. Данные, полученные в ходе исследования, показали, что у мальчиков выше способность к обучению, а у девочек произвольность и самоконтроль. Помимо этого, девочки обладают более развитым социальным интеллектом (например, успешнее определяют причину переживания другого человека). У детей из неполных семей лучше вербальная память (в целом они лучше справляются с заданиями методики на повторение предложений), но хуже развит самоконтроль и произвольность (они гораздо реже исправляют совершенные при выполнении методики на торможение ошибки, чем дети из семей с обоими родителями). Также можно отметить, что у детей из неполных семей менее развита способность к децентрации, но они лучше ориентируются в возможности несовпадения реальных чувств человека и его поведения. Различия в образовательном уровне матерей (высшее образование или более низкий уровень) заметно отражаются на количестве и интенсивности страхов, проявляющихся у детей. Суммарные баллы показали, что у детей, чьи матери не получили высшего образования, страхи проявляются чаще и сильнее, а также они более склонны избегать пугающих ситуации. Анализ родительской стратегии воспитания выявил различия по двум основным методикам, направленным на диагностику уровня произвольности поведения и когнитивных процессов, а именно в методиках «Inhibition» и «DCCS task». Эти различия показывают, что дети родителей, придерживающихся демократического стиля воспитания, склонны отвечать более импульсивно, они стараются быстрее выполнить задание и позволяют себе допустить в процессе выполнения некоторые ошибки, в то время как дети авторитарных родителей склонны медленнее, рассудительнее выполнять задание, допущенные ошибки они стремятся исправить. Иными словами, дети с демократическим стилем воспитания более сориентированы на сотрудничество со взрослым и получение положительной оценки за быстрое выполнение задания, тогда как для детей авторитарных родителей более высокую эмоциональную значимость имеет страх перед неодобрением взрослого в случае возможного неуспеха. Сходным образом проявляются и различия, связанные с видением матерями своего будущего. Дети матерей, настроенных оптимистично и уверенных в своем будущем, показывают более быстрые результаты, и не исправляют допущенные ошибки, тогда как дети матерей, сомневающихся в успешности своего будущего, чаще исправляют свои ошибки, тратя на это больше времени. Дети оптимистично настроенных матерей лучше ориентируются в ситуации несовпадения внешне выражаемой эмоции и реальных чувств человека и его поведения. Также можно сказать, что дети «оптимистов» чаще демонстрируют позитивные чувства при соблюдении моральных норм и негативные при их нарушении. Дети матерей, позитивно воспринимающих общение с ребенком, также быстрее справляются с заданием на торможение, а у детей, чьи матери негативно оценивают свое общение с ребенком, выше доля самоисправлений. Таким образом, мы видим повторение описанной ранее тенденции в выполнении детьми задания на торможение. В проведенном исследовании выявлена связь социально-демографических факторов с развитием интеллектуальной и эмоционально-личностной сфер ребенка старшего дошкольного возраста. Наиболее интересным здесь представляется результат о связи уровня образования матери с количеством разнообразных страхов у ребенка. Также исследованные нами особенности ДРО оказались тесно связаны со стратегиями выполнения ребенком заданий, направленных на диагностику его способностей к самоконтролю и произвольному регулированию своего поведения и когнитивных процессов. Наиболее показательным оказалось задание на торможение, в котором ребенка просили выполнить поставленную перед ним задачу не только правильно, но и максимально быстро. Можно предположить, что существует комплекс взаимосвязанных факторов, отражающих особенности родительской позиции, который формирует условия, при которых ребенок выбирает тот или иной тип поведения (ориентация на достижение успеха или избегание неудачи).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Собкин В. С., Веракса А. Н., Бухаленкова Д. А., Федотова А. В., Халутина Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Связь социально-демографических факторов и психологических аспектов детско- родительских отношений с уровнем психического развития ребенка»

Социология дошкольного детства/ Sociology of preschool childhood

Связь социально-демографических факторов и психологических аспектов детско-родительских отношений с уровнем психического развития ребенка.

Собкин В.С., Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Федотова А.В., Халутина Ю.А.

Результаты предыдущих исследований Центра социологии образования ИУО РАО указывают на различия в особенностях развития интеллектуальной и эмоционально-личностной сфер дошкольников, опосредованные такими социально-демографическими факторами, как пол ребенка, полнота семьи и стратегии воспитания, реализуемые родителями [1,2]. Совместно с исследовательским коллективом под руководством А.Н. Вераксы нами была разработана программа исследования, направленного на выявление взаимосвязей между социально-демографическими факторами и психологическими аспектами детско-родительских отношений с уровнем психического развития ребенка.

Исследовательским коллективом под руководством А.Н. Вераксы был осуществлен подбор комплекса методик, позволяющего охарактеризовать уровень психического развития детей старшего дошкольного возраста [3]. Большая часть этих методик являются русскоязычными версиями субтестов нейропсихологического комплекса NEPSY-II, направленного на оценку психического развития детей в возрасте 3-16 лет [3,4]. Комплекс составили три блока взаимодополняющих методик, направленных на измерение эмоционально-личностного развития ребенка («Theory of mind» [3,4], «Affect recognition» [3,4], «Test of Emotion Comprehension» [3,5,6], «Базельский тест в картинках на определение уровня страха у детей»); уровня интеллектуального развития детей, их памяти и обучаемости (Цветные прогрессивные матрицы Равена, «Memory for designs» [3,4] и «Sentences repetition» [3,4]); уровня произвольности поведения и когнитивных процессов («Inhibition» [3,4], «Dimensional Change Card Sort» [3,7]).

Параллельно с обследованием детей с помощью специальной социологической анкеты проводился опрос родителей [1,2]. В данном исследовании используются вопросы, направленные на анализ как социально-демографических факторов (пол ребенка, состав семьи, уровень образования родителей и количество детей); так и особенностей родительской позиции (стратегий воспитания родителей, отношение к собственному будущему, характер взаимодействия с ребенком).

Было выдвинуто предположение, что успешность выполнения дошкольниками методик из различных блоков тестовой батареи связана с группами как социально-демографических, так и психологических факторов.

Материалом для данного исследования послужили результаты психологического обследования 59 детей в возрасте от 5 до 7 лет, посещающих детские сады г. Москвы, а также результаты социологического опроса их матерей. Поскольку на данный момент нормы для большинства психологических методик не прошли полный цикл адаптации к русскоязычной выборке, для сравнительного анализа были использованы средние групповые значения, основанные на сырых баллах, а также частотные таблицы по отдельным заданиям методик.

Данные, полученные в ходе исследования, показали, что у мальчиков выше способность к обучению, а у девочек - произвольность и самоконтроль. Помимо этого, девочки обладают более развитым социальным интеллектом (например, успешнее определяют причину переживания другого человека).

У детей из неполных семей лучше вербальная память (в целом они лучше справляются с заданиями методики на повторение предложений), но хуже развит самоконтроль и произвольность (они гораздо реже исправляют совершенные при выполнении методики на торможение ошибки, чем дети из семей с обоими родителями). Также можно отметить, что у детей из неполных семей менее развита способность к децентрации, но они лучше ориентируются в возможности несовпадения реальных чувств человека и его поведения.

Различия в образовательном уровне матерей (высшее образование или более низкий уровень) заметно отражаются на количестве и интенсивности страхов, проявляющихся у детей. Суммарные баллы показали, что у детей, чьи матери не получили высшего образования, страхи проявляются чаще и сильнее, а также они более склонны избегать пугающих ситуации.

Анализ родительской стратегии воспитания выявил различия по двум основным методикам, направленным на диагностику уровня произвольности поведения и когнитивных процессов, а именно в методиках «Inhibition» и «DCCS task». Эти различия показывают, что дети родителей, придерживающихся демократического стиля воспитания, склонны отвечать более импульсивно, они стараются быстрее выполнить задание и позволяют себе допустить в процессе выполнения некоторые ошибки, в то время как дети авторитарных родителей склонны медленнее, рассудительнее выполнять задание, допущенные ошибки они стремятся исправить. Иными словами, дети с демократическим стилем воспитания более сориентированы на сотрудничество со взрослым и получение положительной оценки за быстрое выполнение задания, тогда как

для детей авторитарных родителей более высокую эмоциональную значимость имеет страх перед неодобрением взрослого в случае возможного неуспеха.

Сходным образом проявляются и различия, связанные с видением матерями своего будущего. Дети матерей, настроенных оптимистично и уверенных в своем будущем, показывают более быстрые результаты, и не исправляют допущенные ошибки, тогда как дети матерей, сомневающихся в успешности своего будущего, чаще исправляют свои ошибки, тратя на это больше времени. Дети оптимистично настроенных матерей лучше ориентируются в ситуации несовпадения внешне выражаемой эмоции и реальных чувств человека и его поведения. Также можно сказать, что дети «оптимистов» чаще демонстрируют позитивные чувства при соблюдении моральных норм и негативные при их нарушении.

Дети матерей, позитивно воспринимающих общение с ребенком, также быстрее справляются с заданием на торможение, а у детей, чьи матери негативно оценивают свое общение с ребенком, выше доля самоисправлений. Таким образом, мы видим повторение описанной ранее тенденции в выполнении детьми задания на торможение.

В проведенном исследовании выявлена связь социально-демографических факторов с развитием интеллектуальной и эмоционально-личностной сфер ребенка старшего дошкольного возраста. Наиболее интересным здесь представляется результат о связи уровня образования матери с количеством разнообразных страхов у ребенка.

Также исследованные нами особенности ДРО оказались тесно связаны со стратегиями выполнения ребенком заданий, направленных на диагностику его способностей к самоконтролю и произвольному регулированию своего поведения и когнитивных процессов.

Наиболее показательным оказалось задание на торможение, в котором ребенка просили выполнить поставленную перед ним задачу не только правильно, но и максимально быстро. Можно предположить, что существует комплекс взаимосвязанных факторов, отражающих особенности родительской позиции, который формирует условия, при которых ребенок выбирает тот или иной тип поведения (ориентация на достижение успеха или избегание неудачи).

1. Собкин В.С., Марич Е.М. 2002. Социология семейного воспитания: дошкольный возраст. Труды по социологии образования. Т. VII. Вып. XII-М.: Институт социологии образования РАО. 247 с.

2. Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И., Верясова Е.С. 2013. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования. Т. XVII. Вып. XXIX. - М.: Институт социологии образования РАО. 168 с.

3. Cheie L., Veraksa A., Zinchenko Yu., Gorovaya A., Visu-Petra L. 2015. A cross_cultural investigation of inhibitory control, generative fluency, and anxiety symptoms in Romanian and Russian preschoolers // Child Neuropsychology. 21 (2). 121-149.

4. Korkman M., Kirk U., Kemp S.L. 2007. NEPSY II. Administrative manual. San Antonio, TX: Psychological Corporation.

5. Pons, F., Harris, P. L., & de Rosnay, M. 2004. Emotion comprehension between 3 and 11 years: Developmental periods and hierarchical organization // European Journal of Developmental Psychology. 1. 127-52.

6. Pons, F., & Harris, P. L. (2000). Test of Emotion Comprehension. Oxford: Oxford University Press.

7. Zelazo, P.D., Frye, D., Rapus, T. 1996. An age-related dissociation between knowing rules and using them // Cognitive development. 11. 37-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.