УДК 36
Вагапова Надежда Сергеевна
Новосибирский государственный педагогический университет
г. Новосибирск, РФ
СВЯЗЬ РОДИТЕЛЬСКОГО СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ
Аннотация
Данная работа посвящена изучению связи между стилями родительского воспитания и уровнем удовлетворенности браком. Цель исследования заключается в выявлении факторов, влияющих на снижение удовлетворенности супружескими отношениями и взаимосвязь их с характеристиками родительского поведения.
Ключевые слова
удовлетворенность браком, родительство, качество семейных отношений, взаимосвязь родительства и брака, родительские стили воспитания.
Vagapova Nadezhda S.
Novosibirsk State Pedagogical University Novosibirsk, Russia
Abstract
This paper examines the connection between parenting styles and the rate of marriage satisfaction. The aim of this research is to identify factors that affect the reduction of satisfaction in marital relationships and their relationship with parental behavior.
Keywords
marital satisfaction, parenting, the quality of family relationships, relationship of parenthood
and marriage, parenting styles.
Современное общество характеризуется высоким темпом социальных изменений, что влечет за собой потребность в изучении родительских стилей воспитания и усиления внимания в сторону удовлетворенности браком. Данная задача требует исследования в области ключевых закономерностей, лежащих в основе функционирования семьи. Исследования показывают, что качество супружеских отношений родителей напрямую влияет на особенности их взаимоотношений с детьми. Разработка и применение эффективных программ на укрепление семейных отношений и повышение родительских компетенций в долгосрочной перспективе приведет к оздоровлению системных отношений в социальной среде.
Удовлетворенность браком - это комплексное психологическое состояние, которое отражает уровень счастья партнеров в браке, их взаимоотношения, общие ценности, коммуникацию, интимность, умение поддерживать друг друга и способность решать возникающие проблемы вместе. Чувство удовлетворенности в супружеских отношениях влияет на различные сферы семейной жизни. Супруг, не чувствующий удовлетворение от брака, чаще подвержен воспринимать семейные события через призму неудач. В то время как, удовлетворенный браком индивид, даже в сложных жизненных ситуациях способен находить положительные аспекты и оказывать весомую поддержку близким [3, с. 15].
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУЧНАЯ АРТЕЛЬ»
Родители, испытывающие неудовлетворенность в отношениях с партнером, зачастую демонстрируют авторитарный и контролирующий стиль воспитания. Дети в таких семьях часто ощущают подавленность, зажатость и нередко испытывают трудности в построении здоровых отношений. Когда родители испытывают разочарование или даже обреченность в попытках решить супружеские конфликты, они могут бессознательно стремиться восстановить чувство контроля и власти в других сферах своей жизни, например, в отношениях с детьми. Они бывают излишне строгими, часто прибегают к наказаниям и ограничениям, таким образом пытаясь восстановить ощущение контроля над ситуацией. Данная модель поведения носит компенсаторный характер и может быть деструктивной для детско - родительских отношений. Доминирующий стиль воспитания лишает ребенка возможности проявлять самостоятельность, инициативность и способность к эмоциональному выражению. В долгосрочной перспективе - это может негативно отразиться на эмоциональном и личностном становлении ребенка.
В противоположность этому, удовлетворенные супружеской жизнью родители, как правило, проявляют больше теплоты, понимания к детям, проявляют гибкость и терпимость в манере воспитания. Они склонны к демократическому стилю родительства, поощряют самостоятельность ребенка, создают атмосферу доверия и поддержки. Взрослые активно вовлекают ребенка в семейные дела, поощряя его инициативность. Таким образом, ребенок ощущает свою значимость и учится конструктивному взаимодействию. Дети в таких семьях более уверены в себе, социально адаптированы и готовы к построению здоровых межличностных отношений в социальной жизни.
Также нередко родители с крепкими супружескими отношениями демонстрируют авторитарный стиль воспитания. Они сочетают теплоту и вовлеченность с разумной требовательностью, поощряют самостоятельность ребенка, но при этом устанавливают четкие границы дозволенного [4, с. 129]. Вместо слепого подчинения, родители объясняют мотивы своих правил и ожиданий, помогая ребенку их осознать. Родители дают ребенку обоснованную, адресную критику, помогая ему развивать свои сильные стороны. Такой подход создает баланс между родительским лидерством и предоставлением ребенку внутренней свободы. Дети, воспитанные в подобной манере, как правило, хорошо социализированы, успешны в учебе и эмоционально зрелы [2, с. 65].
Анализ источников показал, что удовлетворенность или неудовлетворенность браком родителей, действительно, является ключевым фактором, определяющим особенности родительских стратегий воспитания. Удовлетворенность брачными отношениями оказывает существенное влияние на формирование родительских установок, ценностей и, в конечном итоге, на качество детско -родительских взаимодействий. Дети, воспитанные в семьях с гармоничными супружескими отношениями, как правило, демонстрируют большую эмоциональную зрелость, социальную компетентность и психологическое благополучие во взрослой жизни [5, с. 865]. Они чаще выстраивают собственные счастливые браки и, в свою очередь, применяют более эффективные родительские стратегии воспитания со своими детьми. Аналогично, дети, выросшие в обстановке супружеских конфликтов чаще сталкиваются с трудностями в создании гармоничных пар, могут копировать деструктивные модели поведения, что ограничивает их успешное становление в обществе [1, с. 60].
Таким образом, меры направленные на повышение удовлетворенности браком у родителей, могут быть рассмотрены как способ построения здорового общества в долгосрочной перспективе. Действия, направленные на поддержку родителей, например, программы семейного консультирования, тренинги по улучшению коммуникации в паре, а также пропаганда семейных ценностей, могут стать важным элементом социальной политики, способствующим формированию здорового подрастающего поколения. Необходимо расширение доступа к программам
психологического консультирования и семейной терапии, которые помогут супругам укрепить свои отношения, приобрести навык конструктивного разрешения конфликтов и повысить уровень взаимопонимания. Реализация комплекса таких мер, направленных на формирование здоровых гармоничных семей, позволит заложить надежный фундамент для развития благополучного общества в целом.
Список использованной литературы:
1. Ишембитова З.Г. Проблемы воспитания детей в семье в условиях глобализации общества // Вестник Башкирского университета. 2014. Т.19. № 2. С. 54-61
2. Карнацкая Н.В. Влияние семьи на социализацию подростка // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № 8. С. 61-70
3. Летягина С.К., Егорушкина Н.В. О взаимосвязи субъективного благополучия личности и семейных взаимоотношений // Ученые записки. 2011. Т.4. Сер. Психология. Педагогика. № 3-4. С. 15-16
4. Малов А.Н. Взаимосвязь уровня удовлетворенности браком и стилей семейного воспитания в семьях военнослужащих // Молодой ученый. 2021. № 50 (392). С. 129-130.
5. Маматов О.В. Семья как важнейший институт социализации // Молодой ученый. 2014. № 6. С. 865867
© Вагапова Н.С., 2024