Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2017, № 1 (45), с. 171-177
УДК 378.146
СВЯЗЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГЭ И АКАДЕМИЧЕСКИХ УСПЕХОВ СТУДЕНТОВ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ВУЗЕ
© 2017 г. Н.А. Чернышова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва
natalyachemyshova 17@mail. ru
Статья поступила в редакцию 15.11.2016 Статья принята к публикации 02.02.2017
Проверяется наличие связи между результатами ЕГЭ и успеваемостью студентов в сельскохозяйственном вузе на основе линейного и многофакторного регрессионного анализа (на примере ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева). Рассматривается связь дополнительных переменных, таких как форма обучения - бюджетная или контрактная, гендерная принадлежность, с успеваемостью студентов в вузе. Выявляются особенности данных связей в разрезе факультетов и укрупненных групп направлений подготовки. Проверяется гипотеза о существовании значимой связи между суммарными баллами ЕГЭ и успеваемостью студентов на протяжении всех лет обучения в вузе, а также роли договора об оказании платных образовательных услуг в этой связи и гендерной принадлежности студентов.
Ключевые слова: результаты ЕГЭ, успеваемость студентов, регрессионный анализ, сквозная регрессия, корреляция.
Общему образованию как фундаментальному в системе российского образования сегодня уделяется особое внимание. В частности, независимая оценка качества образования выпускников общеобразовательных организаций на протяжении многих лет является приоритетной в государственной политике в сфере общего образования.
Эксперименты по введению новых форм государственной итоговой аттестации (ГИА) с целью создания и развития системы управления качеством образования на основе внешней независимой оценки [1] начались еще в 2001 г. На сегодняшний день единый государственный экзамен как основная форма осуществления ГИА для выпускников общеобразовательных организаций имеет многолетний опыт апробации и проводится в штатном режиме с 2009 г. по единой технологии на всей территории Российской Федерации.
По данным Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации, анализ результатов ГИА показывает, что баллы, получаемые на ЕГЭ, демонстрируют не случайные результаты, - они отражают определенные тенденции как в состоянии общего образования по предметным областям, так и в дальнейших показателях успеваемости студентов в вузах.
Это также подтверждено исследованием, проведенным Т.Е. Хавенсон и А.А. Соловьевой, о корреляции между средними баллами ЕГЭ и успеваемостью первокурсников. На основании
полученных результатов они делают вывод, что предсказательная способность суммарного балла ЕГЭ является приемлемой для того, чтобы признать этот экзамен валидным инструментом отбора абитуриентов [2]. Подобное исследование было проведено Л.В. Щеголевой и Т.Г. Су-ровцовой [3] на базе Петрозаводского государственного университета. Авторы также выявили положительную зависимость между результатами ЕГЭ и учебными успехами первокурсников. О.В. Польдин показал возможность прогнозирования успеваемости студентов по результатам ЕГЭ [4]. В свою очередь, О.О. Замков и А.А Пересецкий получили значимую связь переменных на протяжении первых трех лет обучения в вузе [5].
Однако все существующие на сегодняшний день исследования подобного рода в основном затрагивают экономические и математические направления подготовки. Т.Е. Хавенсон и А.А. Соловьева также отмечают этот факт в своей работе [2]. В связи с этим аналогичное исследование в сельскохозяйственном вузе будет достаточно информативным.
Таким образом, возникает исследовательский вопрос. Какова связь между результатами ЕГЭ и успеваемостью студентов в сельскохозяйственном вузе, где представлен достаточно широкий спектр направлений подготовки, в том числе и непрофильных для данной образовательной организации? Кроме того, как связаны между собой суммарные баллы ЕГЭ, успеваемость студентов, источник
7.40% 417%
■ Агрономии и биотехнологии
■ Гум ан итарн о-п едаго гиче ский Почвоведения, агрохимии и экологии Процессов и машин в агробизнесе
■ Технического сервиса вАПК
■ Гидротехнического, агропромышленного и гражданского строительства
■ Зоотехнии и биологии
■ Природообустройства и водопользования Садоводства и ландшафтной архитектуры
■ Технологический
■ Техносферной безопасности, экологии и природопользования I Экономики и финансов Экономический Энергетический
Рис. 1. Распределение студентов, представленных в выборке, по факультетам
2.62% 2.97% 4.33% ,
050000 150000 230000 380000 060000
080000 190000 270000 420000
090000 200000 350000 430000
130000 210000 360000 440000
Рис. 2. Распределение студентов, представленных в выборке, по укрупненным группам направлений подготовки
финансирования обучения (бюджетная или контрактная форма) и гендерная принадлежность?
Выдвигается гипотеза, что существует значимая связь между суммарными баллами ЕГЭ и успеваемостью студентов на протяжении всех лет обучения в вузе, при этом наличие договора об оказании платных образовательных услуг также играет немаловажную роль в данной связи. Гендерный признак, несомненно, существен и имеет восходящую направленность для представителей женского пола.
Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева». Общая выборка составила 6000 студентов за период с 2012 по 2016 г., обучающихся на 14 факультетах по 17 укрупненным группам направлений подготовки. Процентное соотношение студентов, вошедших в выборку, по факультетам и направлениям подготовки представлено на рисунках 1 и 2 соответственно.
Проведенный регрессионный анализ выявил линейную зависимость между суммарным бал-
50-100 101-150 151-200 201-250 251-300
Рис. 3. Связь суммарных баллов ЕГЭ и успеваемости студентов вуза
Связь суммарного балла ЕГЭ и успеваемости студентов по курсам
Таблица 1
Курс Оценка эффективности Стандартное отклонение Коэффициент детерминации Коэффициент модуляции
1 0.007*** 0.000 0.148 0.385
2 0.009*** 0.000 0.230 0.480
3 0.009*** 0.001 0.258 0.508
4 0.009*** 0.001 0.235 0.485
■s s
с:
а)
101-150
151-200
201-250
251-300
Рис. 4. Корреляция успеваемости первокурсников и суммарных баллов ЕГЭ
лом ЕГЭ и средней успеваемостью студентов в вузе. Сразу стоит отметить, что сквозная регрессия по методу наименьших квадратов (по всем направлениям подготовки, факультетам, курсам и прочим составляющим) не учитывает структуру данных (рис. 3).
При этом вывод Т.Е. Хавенсон и А.А. Соловьевой о том, что данная связь значима только для первокурсников, не подтвердился. В РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева на уров-
не значимости 1% суммарный балл ЕГЭ повышает среднюю успеваемость студентов на 0.007%, 0.009%, 0.009% и 0.009% стандартного отклонения для 1, 2, 3 и 4 курсов соответственно (табл. 1). Таким образом, теснота связи среднего балла успеваемости студентов и суммарного балла ЕГЭ для каждого курса составляет свыше 38%.
Для определения эффективности существующей оценки знаний выпускников
Таблица 2
Многофакторный регрессионный анализ_
(1) (2) (3)
Переменные Успеваемость
Суммарный балл ЕГЭ 0.00721*** 0.00670*** 0.00524***
(0.000356) (0.000365) (0.000382)
Наличие договора -0 141*** -0.172***
(0.0243) (0.0239)
Пол -0.241***
(0.0229)
Константа 2.681*** 2.814*** 3 194***
(0.0632) (0.0668) (0.0745)
Количество наблюдений 2.362 2.362 2.362
Коэффициент детерминации 0.148 0.160 0.198
В скобках указаны стандартные отклонения
***¿><0.01, **р<0.05, *р<0.1
Девушки • Юноши
Рис. 5. Связь суммарных баллов ЕГЭ и успеваемости студентов по тендерному признаку
Таблица 3
Регрессионный анализ успеваемости первокурсников и баллов ЕГЭ
_в разрезе учебных предметов__
Учебный предмет Оценка коэффициентов Стандартное отклонение Коэффициент детерминации Коэффициент корреляции
Русский язык 0.015*** 0.001 0.108 0.328
Математика 0.012*** 0.001 0.090 0.300
Химия 0.017*** 0.003 0.237 0.487
Биология 0.015*** 0.001 0.129 0.359
Обществознание 0.026*** 0.002 0.213 0.462
Физика 0.006** 0.002 0.008 0.087
География 0.008* 0.004 0.029 0.169
История 0.016* 0.008 0.088 0.297
Информатика и ИКТ 0.008 0.006 0.037 0.193
Иностранный язык 0.006 0.006 0.026 0.160
общеобразовательных организаций и валидно-сти применения данного инструмента в качестве вступительных экзаменов в вузах, а также его прогностических возможностей наиболее целесообразно рассмотреть связь результатов ЕГЭ с успеваемостью первокурсников, чтобы максимально исключить возможное влияние панельной структуры данных (рис. 4).
Многофакторный анализ позволил наиболее точно оценить наличие связи между суммарным баллом ЕГЭ первокурсников и успеваемостью (табл. 2). Коэффициент детерминации в первом случае составил 0.148, при введении дополнительной переменной - бюджетной или контрактной формы обучения - вырос до 0.16. Стоит также отметить, что наличие договора на уровне
Таблица 4
Регрессионный анализ успеваемости первокурсников и суммарных баллов ЕГЭ __по укрупненным группам подготовки__
Укрупненная группа направлений подготовки Оценка коэффициентов Стандартное отклонение Коэффициент детерминации Коэффициет корреляции
Науки о земле 0.007*** 0.002 0.083 0.288
Биологические науки 0.008*** 0.002 0.229 0.479
Техника и технологии строительства 0.011*** 0.002 0.249 0.499
Информатика и вычислительная техника 0.007*** 0.002 0.165 0.406
Электро- и теплоэнергетика 0.011*** 0.004 0.115 0.339
Машиностроение -0.005 0.010 0.027 0.164
Промышленная экология и биотехнологии 0.010*** 0.001 0.391 0.625
Техносферная безопасность и при-родообустройство 0.009*** 0.002 0.123 0.351
Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия 0.013*** 0.004 0.308 0.555
Техника и технологии наземного транспорта -0.003 0.003 0.010 0.100
Управление в технических системах 0.007*** 0.002 0.286 0.535
Сельское, лесное и рыбное хозяйство 0.009 0.001 0.221 0.470
Ветеринария и зоотехния 0.010 0.001 0.367 0.606
Экономика и управление 0.010*** 0.001 0.234 0.484
Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело 0.007 0.005 0.117 0.342
Сервис и туризм 0.023** 0.009 0.282 0.531
Образование и педагогические науки 0.011*** 0.002 0.366 0.605
значимости 1% снижает успеваемость студентов на 14% стандартного отклонения. Введение еще одной дополнительной переменной - пол -снижает оценку коэффициента до 0.005 на том же уровне значимости, при этом повышая коэффициент детерминации до 0.198. Увеличение суммарного балла ЕГЭ приводит к повышению успеваемости студентов на 0.5% стандартного отклонения, а наличие договора, напротив, - к снижению на 17%.
Гендерные различия также тесно связаны с успеваемостью студентов: снижают ее на 24% стандартного отклонения для представителей мужского пола и на столько же повышают для лиц женского пола. Подобная картина наблюдается и по вузу в целом (рис. 5).
Для выявления связи успеваемости первокурсников и баллов ЕГЭ по отдельным учебным предметам также был проведен линейный регрессионный анализ.
Регрессионный анализ выявил, что на уровне значимости 1% результаты ЕГЭ по русскому
языку, математике, химии, биологии и общест-вознанию связаны с успеваемостью студентов; по физике этот уровень составляет 5%, по истории и географии - 10%. Баллы по информатике и ИКТ, а также по иностранному языку незначимы для данной модели. Теснота связи данных представлена в таблице 3.
Наибольший интерес представляют регрессии внутри укрупненных групп направлений подготовки и факультетов.
Для большинства направлений подготовки прослеживается корреляция суммарных баллов ЕГЭ со средним баллом успеваемости студентов. Однако примечательно, что именно для профилирующей укрупненной группы направлений подготовки 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» значимой связи не было выявлено, как не обнаружено ее и для таких УГН, как «Машиностроение», «Техника и технологии наземного транспорта», «Ветеринария и зоотехния» и «Средства массовой информации и информаци-
Таблица 5
Регрессионный анализ успеваемости первокурсников и суммарных баллов ЕГЭ _по факультетам_
Факультет Оценка Стандартное Коэффициент Коэффициет
коэффициентов отклонение детерминации корреляции
Агрономии 0.008*** 0.001 0.235 0.485
и биотехнологии
Гидротехнического, 0.010*** 0.002 0.198 0.445
агропромышленного
и гражданского
строительства
Гуманитарно- 0.010*** 0.001 0.318 0.564
педагогический
Зоотехнии 0.010*** 0.001 0.320 0.566
и биологии
Почвоведения, агро- 0.010*** 0.002 0.247 0.497
химии и экологии
Природообустройства 0.007*** 0.002 0.089 0.298
и водопользования
Процессов и машин в 0.011*** 0.003 0.130 0.361
агробизнесе
Садоводства 0.007*** 0.001 0.203 0.451
и ландшафтной
архитектуры
Технического сервиса 0.010*** 0.003 0.104 0.322
в АПК
Технологический 0.008*** 0.001 0.231 0.481
Техносферной безо- 0.006*** 0.001 0.056 0.237
пасности, экологии и
природопользования
Экономики 0.011*** 0.001 0.322 0.567
и финансов
Экономический 0.010*** 0.002 0.181 0.425
Энергетический 0.012*** 0.002 0.198 0.445
онно-библиотечное дело». Напротив же, непрофильные направления подготовки демонстрируют достаточно сильную корреляцию (табл. 4).
Регрессионный анализ в разрезе факультетов выявил корреляцию на уровне значимости 1% для каждого из них. При этом связи внутри непрофильных факультетов гораздо сильнее, нежели у многих специализированных (табл. 5).
Таким образом, исследование подтвердило гипотезу, что баллы, полученные на ЕГЭ, отражают не случайные результаты, а демонстрируют общий уровень подготовки выпускников. Причем рассматриваемые переменные коррелируют на протяжении всех лет обучения в вузе. Кроме того, была установлена значимая связь между баллами ЕГЭ по обязательными учебным предметам (русскому языку и математике) и успеваемостью.
Достаточно прочная связь результатов ЕГЭ и успеваемости студентов позволяет сделать вывод о валидности ЕГЭ для мониторинга качества образования выпускников общеобразова-
тельных организаций и его применения как инструмента оценки знаний абитуриентов вузов.
Список литературы
1. Болотов В.А., Ковалёва Г.С. Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 5. С. 3-11.
2. Хавенсон Т.Е., Соловьева А.А. Связь результатов Единого государственного экзамена и успеваемости в вузе // Вопросы образования. 2014. № 1. С. 176-199.
3. Щеголева Л.В., Суровцова Т.Г. Результаты ЕГЭ и успеваемость студентов первого курса // Непрерывное образование: XXI век. 2015. Вып. 4 (12). С. 75-79.
4. Польдин О.В. Прогнозирование успеваемости в вузе по результатам ЕГЭ // Прикладная эконометрика. 2011. № 1 (21). С. 56-69.
5. Замков О.О., Пересецкий А.А. ЕГЭ и академические успехи студентов бакалавриата МИЭФ НИУ ВШЭ // Прикладная эконометрика. 2013. № 30 (2). С. 93-114.
CORRELATION BETWEEN THE RESULTS OF THE UNIFIED STATE EXAMINATION AND ACHIEVEMENT OF STUDENTS IN AN AGRICULTURAL UNIVERSITY
N.A. Chernyshova
National Research University - Higher School of Economics
The article examines the correlation between the results of the unified state examination and academic performance of students in an agricultural university on the basis of linear and multivariate regression analysis. This case study is based on the data of the Moscow Agricultural Academy. We also consider the impact of some other variables on the performance of students at the university, including the category of students (studying on fee-paying or tuition-free basis) and their gender.
Keywords: results of the unified state examination, student performance, regression analysis, pooled regression, correlation.