Научная статья на тему 'Связь результатов ЕГЭ и академических успехов студентов в сельскохозяйственном вузе'

Связь результатов ЕГЭ и академических успехов студентов в сельскохозяйственном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ / УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ / РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ / СКВОЗНАЯ РЕГРЕССИЯ / КОРРЕЛЯЦИЯ / RESULTS OF THE UNIFIED STATE EXAMINATION / STUDENT PERFORMANCE / REGRESSION ANALYSIS / POOLED REGRESSION / CORRELATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышова Наталья Алексеевна

Проверяется наличие связи между результатами ЕГЭ и успеваемостью студентов в сельскохозяйственном вузе на основе линейного и многофакторного регрессионного анализа (на примере ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет МСХА имени К.А. Тимирязева). Рассматривается связь дополнительных переменных, таких как форма обучения бюджетная или контрактная, гендерная принадлежность, с успеваемостью студентов в вузе. Выявляются особенности данных связей в разрезе факультетов и укрупненных групп направлений подготовки. Проверяется гипотеза о существовании значимой связи между суммарными баллами ЕГЭ и успеваемостью студентов на протяжении всех лет обучения в вузе, а также роли договора об оказании платных образовательных услуг в этой связи и гендерной принадлежности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION BETWEEN THE RESULTS OF THE UNIFIED STATE EXAMINATION AND ACHIEVEMENT OF STUDENTS IN AN AGRICULTURAL UNIVERSITY

The article examines the correlation between the results of the unified state examination and academic performance of students in an agricultural university on the basis of linear and multivariate regression analysis. This case study is based on the data of the Moscow Agricultural Academy. We also consider the impact of some other variables on the performance of students at the university, including the category of students (studying on fee-paying or tuition-free basis) and their gender.

Текст научной работы на тему «Связь результатов ЕГЭ и академических успехов студентов в сельскохозяйственном вузе»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2017, № 1 (45), с. 171-177

УДК 378.146

СВЯЗЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГЭ И АКАДЕМИЧЕСКИХ УСПЕХОВ СТУДЕНТОВ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ВУЗЕ

© 2017 г. Н.А. Чернышова

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва

natalyachemyshova 17@mail. ru

Статья поступила в редакцию 15.11.2016 Статья принята к публикации 02.02.2017

Проверяется наличие связи между результатами ЕГЭ и успеваемостью студентов в сельскохозяйственном вузе на основе линейного и многофакторного регрессионного анализа (на примере ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева). Рассматривается связь дополнительных переменных, таких как форма обучения - бюджетная или контрактная, гендерная принадлежность, с успеваемостью студентов в вузе. Выявляются особенности данных связей в разрезе факультетов и укрупненных групп направлений подготовки. Проверяется гипотеза о существовании значимой связи между суммарными баллами ЕГЭ и успеваемостью студентов на протяжении всех лет обучения в вузе, а также роли договора об оказании платных образовательных услуг в этой связи и гендерной принадлежности студентов.

Ключевые слова: результаты ЕГЭ, успеваемость студентов, регрессионный анализ, сквозная регрессия, корреляция.

Общему образованию как фундаментальному в системе российского образования сегодня уделяется особое внимание. В частности, независимая оценка качества образования выпускников общеобразовательных организаций на протяжении многих лет является приоритетной в государственной политике в сфере общего образования.

Эксперименты по введению новых форм государственной итоговой аттестации (ГИА) с целью создания и развития системы управления качеством образования на основе внешней независимой оценки [1] начались еще в 2001 г. На сегодняшний день единый государственный экзамен как основная форма осуществления ГИА для выпускников общеобразовательных организаций имеет многолетний опыт апробации и проводится в штатном режиме с 2009 г. по единой технологии на всей территории Российской Федерации.

По данным Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации, анализ результатов ГИА показывает, что баллы, получаемые на ЕГЭ, демонстрируют не случайные результаты, - они отражают определенные тенденции как в состоянии общего образования по предметным областям, так и в дальнейших показателях успеваемости студентов в вузах.

Это также подтверждено исследованием, проведенным Т.Е. Хавенсон и А.А. Соловьевой, о корреляции между средними баллами ЕГЭ и успеваемостью первокурсников. На основании

полученных результатов они делают вывод, что предсказательная способность суммарного балла ЕГЭ является приемлемой для того, чтобы признать этот экзамен валидным инструментом отбора абитуриентов [2]. Подобное исследование было проведено Л.В. Щеголевой и Т.Г. Су-ровцовой [3] на базе Петрозаводского государственного университета. Авторы также выявили положительную зависимость между результатами ЕГЭ и учебными успехами первокурсников. О.В. Польдин показал возможность прогнозирования успеваемости студентов по результатам ЕГЭ [4]. В свою очередь, О.О. Замков и А.А Пересецкий получили значимую связь переменных на протяжении первых трех лет обучения в вузе [5].

Однако все существующие на сегодняшний день исследования подобного рода в основном затрагивают экономические и математические направления подготовки. Т.Е. Хавенсон и А.А. Соловьева также отмечают этот факт в своей работе [2]. В связи с этим аналогичное исследование в сельскохозяйственном вузе будет достаточно информативным.

Таким образом, возникает исследовательский вопрос. Какова связь между результатами ЕГЭ и успеваемостью студентов в сельскохозяйственном вузе, где представлен достаточно широкий спектр направлений подготовки, в том числе и непрофильных для данной образовательной организации? Кроме того, как связаны между собой суммарные баллы ЕГЭ, успеваемость студентов, источник

7.40% 417%

■ Агрономии и биотехнологии

■ Гум ан итарн о-п едаго гиче ский Почвоведения, агрохимии и экологии Процессов и машин в агробизнесе

■ Технического сервиса вАПК

■ Гидротехнического, агропромышленного и гражданского строительства

■ Зоотехнии и биологии

■ Природообустройства и водопользования Садоводства и ландшафтной архитектуры

■ Технологический

■ Техносферной безопасности, экологии и природопользования I Экономики и финансов Экономический Энергетический

Рис. 1. Распределение студентов, представленных в выборке, по факультетам

2.62% 2.97% 4.33% ,

050000 150000 230000 380000 060000

080000 190000 270000 420000

090000 200000 350000 430000

130000 210000 360000 440000

Рис. 2. Распределение студентов, представленных в выборке, по укрупненным группам направлений подготовки

финансирования обучения (бюджетная или контрактная форма) и гендерная принадлежность?

Выдвигается гипотеза, что существует значимая связь между суммарными баллами ЕГЭ и успеваемостью студентов на протяжении всех лет обучения в вузе, при этом наличие договора об оказании платных образовательных услуг также играет немаловажную роль в данной связи. Гендерный признак, несомненно, существен и имеет восходящую направленность для представителей женского пола.

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева». Общая выборка составила 6000 студентов за период с 2012 по 2016 г., обучающихся на 14 факультетах по 17 укрупненным группам направлений подготовки. Процентное соотношение студентов, вошедших в выборку, по факультетам и направлениям подготовки представлено на рисунках 1 и 2 соответственно.

Проведенный регрессионный анализ выявил линейную зависимость между суммарным бал-

50-100 101-150 151-200 201-250 251-300

Рис. 3. Связь суммарных баллов ЕГЭ и успеваемости студентов вуза

Связь суммарного балла ЕГЭ и успеваемости студентов по курсам

Таблица 1

Курс Оценка эффективности Стандартное отклонение Коэффициент детерминации Коэффициент модуляции

1 0.007*** 0.000 0.148 0.385

2 0.009*** 0.000 0.230 0.480

3 0.009*** 0.001 0.258 0.508

4 0.009*** 0.001 0.235 0.485

■s s

с:

а)

101-150

151-200

201-250

251-300

Рис. 4. Корреляция успеваемости первокурсников и суммарных баллов ЕГЭ

лом ЕГЭ и средней успеваемостью студентов в вузе. Сразу стоит отметить, что сквозная регрессия по методу наименьших квадратов (по всем направлениям подготовки, факультетам, курсам и прочим составляющим) не учитывает структуру данных (рис. 3).

При этом вывод Т.Е. Хавенсон и А.А. Соловьевой о том, что данная связь значима только для первокурсников, не подтвердился. В РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева на уров-

не значимости 1% суммарный балл ЕГЭ повышает среднюю успеваемость студентов на 0.007%, 0.009%, 0.009% и 0.009% стандартного отклонения для 1, 2, 3 и 4 курсов соответственно (табл. 1). Таким образом, теснота связи среднего балла успеваемости студентов и суммарного балла ЕГЭ для каждого курса составляет свыше 38%.

Для определения эффективности существующей оценки знаний выпускников

Таблица 2

Многофакторный регрессионный анализ_

(1) (2) (3)

Переменные Успеваемость

Суммарный балл ЕГЭ 0.00721*** 0.00670*** 0.00524***

(0.000356) (0.000365) (0.000382)

Наличие договора -0 141*** -0.172***

(0.0243) (0.0239)

Пол -0.241***

(0.0229)

Константа 2.681*** 2.814*** 3 194***

(0.0632) (0.0668) (0.0745)

Количество наблюдений 2.362 2.362 2.362

Коэффициент детерминации 0.148 0.160 0.198

В скобках указаны стандартные отклонения

***¿><0.01, **р<0.05, *р<0.1

Девушки • Юноши

Рис. 5. Связь суммарных баллов ЕГЭ и успеваемости студентов по тендерному признаку

Таблица 3

Регрессионный анализ успеваемости первокурсников и баллов ЕГЭ

_в разрезе учебных предметов__

Учебный предмет Оценка коэффициентов Стандартное отклонение Коэффициент детерминации Коэффициент корреляции

Русский язык 0.015*** 0.001 0.108 0.328

Математика 0.012*** 0.001 0.090 0.300

Химия 0.017*** 0.003 0.237 0.487

Биология 0.015*** 0.001 0.129 0.359

Обществознание 0.026*** 0.002 0.213 0.462

Физика 0.006** 0.002 0.008 0.087

География 0.008* 0.004 0.029 0.169

История 0.016* 0.008 0.088 0.297

Информатика и ИКТ 0.008 0.006 0.037 0.193

Иностранный язык 0.006 0.006 0.026 0.160

общеобразовательных организаций и валидно-сти применения данного инструмента в качестве вступительных экзаменов в вузах, а также его прогностических возможностей наиболее целесообразно рассмотреть связь результатов ЕГЭ с успеваемостью первокурсников, чтобы максимально исключить возможное влияние панельной структуры данных (рис. 4).

Многофакторный анализ позволил наиболее точно оценить наличие связи между суммарным баллом ЕГЭ первокурсников и успеваемостью (табл. 2). Коэффициент детерминации в первом случае составил 0.148, при введении дополнительной переменной - бюджетной или контрактной формы обучения - вырос до 0.16. Стоит также отметить, что наличие договора на уровне

Таблица 4

Регрессионный анализ успеваемости первокурсников и суммарных баллов ЕГЭ __по укрупненным группам подготовки__

Укрупненная группа направлений подготовки Оценка коэффициентов Стандартное отклонение Коэффициент детерминации Коэффициет корреляции

Науки о земле 0.007*** 0.002 0.083 0.288

Биологические науки 0.008*** 0.002 0.229 0.479

Техника и технологии строительства 0.011*** 0.002 0.249 0.499

Информатика и вычислительная техника 0.007*** 0.002 0.165 0.406

Электро- и теплоэнергетика 0.011*** 0.004 0.115 0.339

Машиностроение -0.005 0.010 0.027 0.164

Промышленная экология и биотехнологии 0.010*** 0.001 0.391 0.625

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Техносферная безопасность и при-родообустройство 0.009*** 0.002 0.123 0.351

Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия 0.013*** 0.004 0.308 0.555

Техника и технологии наземного транспорта -0.003 0.003 0.010 0.100

Управление в технических системах 0.007*** 0.002 0.286 0.535

Сельское, лесное и рыбное хозяйство 0.009 0.001 0.221 0.470

Ветеринария и зоотехния 0.010 0.001 0.367 0.606

Экономика и управление 0.010*** 0.001 0.234 0.484

Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело 0.007 0.005 0.117 0.342

Сервис и туризм 0.023** 0.009 0.282 0.531

Образование и педагогические науки 0.011*** 0.002 0.366 0.605

значимости 1% снижает успеваемость студентов на 14% стандартного отклонения. Введение еще одной дополнительной переменной - пол -снижает оценку коэффициента до 0.005 на том же уровне значимости, при этом повышая коэффициент детерминации до 0.198. Увеличение суммарного балла ЕГЭ приводит к повышению успеваемости студентов на 0.5% стандартного отклонения, а наличие договора, напротив, - к снижению на 17%.

Гендерные различия также тесно связаны с успеваемостью студентов: снижают ее на 24% стандартного отклонения для представителей мужского пола и на столько же повышают для лиц женского пола. Подобная картина наблюдается и по вузу в целом (рис. 5).

Для выявления связи успеваемости первокурсников и баллов ЕГЭ по отдельным учебным предметам также был проведен линейный регрессионный анализ.

Регрессионный анализ выявил, что на уровне значимости 1% результаты ЕГЭ по русскому

языку, математике, химии, биологии и общест-вознанию связаны с успеваемостью студентов; по физике этот уровень составляет 5%, по истории и географии - 10%. Баллы по информатике и ИКТ, а также по иностранному языку незначимы для данной модели. Теснота связи данных представлена в таблице 3.

Наибольший интерес представляют регрессии внутри укрупненных групп направлений подготовки и факультетов.

Для большинства направлений подготовки прослеживается корреляция суммарных баллов ЕГЭ со средним баллом успеваемости студентов. Однако примечательно, что именно для профилирующей укрупненной группы направлений подготовки 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» значимой связи не было выявлено, как не обнаружено ее и для таких УГН, как «Машиностроение», «Техника и технологии наземного транспорта», «Ветеринария и зоотехния» и «Средства массовой информации и информаци-

Таблица 5

Регрессионный анализ успеваемости первокурсников и суммарных баллов ЕГЭ _по факультетам_

Факультет Оценка Стандартное Коэффициент Коэффициет

коэффициентов отклонение детерминации корреляции

Агрономии 0.008*** 0.001 0.235 0.485

и биотехнологии

Гидротехнического, 0.010*** 0.002 0.198 0.445

агропромышленного

и гражданского

строительства

Гуманитарно- 0.010*** 0.001 0.318 0.564

педагогический

Зоотехнии 0.010*** 0.001 0.320 0.566

и биологии

Почвоведения, агро- 0.010*** 0.002 0.247 0.497

химии и экологии

Природообустройства 0.007*** 0.002 0.089 0.298

и водопользования

Процессов и машин в 0.011*** 0.003 0.130 0.361

агробизнесе

Садоводства 0.007*** 0.001 0.203 0.451

и ландшафтной

архитектуры

Технического сервиса 0.010*** 0.003 0.104 0.322

в АПК

Технологический 0.008*** 0.001 0.231 0.481

Техносферной безо- 0.006*** 0.001 0.056 0.237

пасности, экологии и

природопользования

Экономики 0.011*** 0.001 0.322 0.567

и финансов

Экономический 0.010*** 0.002 0.181 0.425

Энергетический 0.012*** 0.002 0.198 0.445

онно-библиотечное дело». Напротив же, непрофильные направления подготовки демонстрируют достаточно сильную корреляцию (табл. 4).

Регрессионный анализ в разрезе факультетов выявил корреляцию на уровне значимости 1% для каждого из них. При этом связи внутри непрофильных факультетов гораздо сильнее, нежели у многих специализированных (табл. 5).

Таким образом, исследование подтвердило гипотезу, что баллы, полученные на ЕГЭ, отражают не случайные результаты, а демонстрируют общий уровень подготовки выпускников. Причем рассматриваемые переменные коррелируют на протяжении всех лет обучения в вузе. Кроме того, была установлена значимая связь между баллами ЕГЭ по обязательными учебным предметам (русскому языку и математике) и успеваемостью.

Достаточно прочная связь результатов ЕГЭ и успеваемости студентов позволяет сделать вывод о валидности ЕГЭ для мониторинга качества образования выпускников общеобразова-

тельных организаций и его применения как инструмента оценки знаний абитуриентов вузов.

Список литературы

1. Болотов В.А., Ковалёва Г.С. Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 5. С. 3-11.

2. Хавенсон Т.Е., Соловьева А.А. Связь результатов Единого государственного экзамена и успеваемости в вузе // Вопросы образования. 2014. № 1. С. 176-199.

3. Щеголева Л.В., Суровцова Т.Г. Результаты ЕГЭ и успеваемость студентов первого курса // Непрерывное образование: XXI век. 2015. Вып. 4 (12). С. 75-79.

4. Польдин О.В. Прогнозирование успеваемости в вузе по результатам ЕГЭ // Прикладная эконометрика. 2011. № 1 (21). С. 56-69.

5. Замков О.О., Пересецкий А.А. ЕГЭ и академические успехи студентов бакалавриата МИЭФ НИУ ВШЭ // Прикладная эконометрика. 2013. № 30 (2). С. 93-114.

CORRELATION BETWEEN THE RESULTS OF THE UNIFIED STATE EXAMINATION AND ACHIEVEMENT OF STUDENTS IN AN AGRICULTURAL UNIVERSITY

N.A. Chernyshova

National Research University - Higher School of Economics

The article examines the correlation between the results of the unified state examination and academic performance of students in an agricultural university on the basis of linear and multivariate regression analysis. This case study is based on the data of the Moscow Agricultural Academy. We also consider the impact of some other variables on the performance of students at the university, including the category of students (studying on fee-paying or tuition-free basis) and their gender.

Keywords: results of the unified state examination, student performance, regression analysis, pooled regression, correlation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.