Научная статья на тему 'СВЯЗЬ ОСНОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ'

СВЯЗЬ ОСНОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
443
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психология / мотив / потребность / мотивация / общение / мотивация достижений / psychology / motive / need / motivation / communication / achievement motivation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Домбровская Е.А., Чичук Е.Ю.

В данной статье проводится анализ понятий потребность, мотив и мотивация, а также приводятся результаты исследования связи между основными потребностями, (потребность в общении, одобрении, познавательная потребность, художественно-эстетическая, потребность в поиске ощущений и активности) и мотивацией достижений современной молодёжи. Теоретической основой являются обобщенные теоретические материалы таких авторов, как Д.А. Леонтьев, Л.И. Божович и Е.П. Ильин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONNECTION BETWEEN BASIC NEEDS AND MOTIVATION FOR THE ACHIEVEMENTS OF MODERN YOUTH

This article provides an analysis of the concepts of need, motive and motivation, as well as the results of a study of the relationship between basic needs (such as the need for communication, approval, cognitive need, artistic and aesthetic, the need to seek sensations and activity) and the motivation for the achievements of modern youth. For the analysis, generalized theoretical materials of such authors as D.A. Leontiev, L.I. Bozovic and E.P. Ilyin.

Текст научной работы на тему «СВЯЗЬ ОСНОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ»

СВЯЗЬ ОСНОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Домбровская Е.А., Чичук Е.Ю. (Краснодар, КубГУ) edombrovskaa 1@gmail. com; 13 e@mail.ru

Аннотация. В данной статье проводится анализ понятий потребность, мотив и мотивация, а также приводятся результаты исследования связи между основными потребностями, (потребность в общении, одобрении, познавательная потребность, художественно-эстетическая, потребность в поиске ощущений и активности) и мотивацией достижений современной молодёжи. Теоретической основой являются обобщенные теоретические материалы таких авторов, как Д.А. Леонтьев, Л.И. Божович и Е.П. Ильин.

Ключевые слова: психология, мотив, потребность, мотивация, общение, мотивация достижений.

THE CONNECTION BETWEEN BASIC NEEDS AND MOTIVATION FOR THE ACHIEVEMENTS OF MODERN YOUTH Dombrovskaya E.A., ChichukE.Yu. (Krasnodar,KubSU) edombrovskaa 1@gmail.com; 13e@mail.ru

Annotation. This article provides an analysis of the concepts of need, motive and motivation, as well as the results of a study of the relationship between basic needs (such as the need for communication, approval, cognitive need, artistic and aesthetic, the need to seek sensations and activity) and the motivation for the achievements of modern youth. For the analysis, generalized theoretical materials of such authors as D.A. Leontiev, L.I. Bozovic and E.P. Ilyin.

Key words: psychology, motive, need, motivation, communication, achievement motivation.

Мотивация современной молодежи с каждым годом меняется в ту или иную сторону. В сложившихся на сегодняшний день условиях их потребности могут принимать соответствующую структуру и направленность. Из этого следует, что возникает необходимость в изучении мотивации и потребностей молодого поколения на данном этапе, выявление их специфики и связей. Исходя из этих положений, становится очевидна актуальность нашего исследования. Целью данной работы является поиск и нахождение специфических взаимосвязей мотивации достижений с актуальными потребностями молодёжи.

Гипотеза исследования: основные потребности молодёжи связаны с их уровнем мотивации достижений. Объект исследования: мотивационно-потребностная сфера личности молодого возраста, предметом же выступает наличие взаимосвязей потребностей и мотивации, а именно: потребности в общении, одобрении, познавательной потребности, художественно-эстетической, потребности в поиске ощущений, активности и мотивация успеха, избегания неудач, одобрения.

Приведём основные понятия, на которые опирается исследование. Д.Н. Узназде (Ильин, 2008) пишет, что потребность касается того, что нужно организму, но в данный момент он этим не обладает. Д.А. Леонтьев (Леонтьев, 2005) говорит, что потребность определяется через деятельность, в которой она реализуется, то есть потребность нужно рассматривать в деятельности, а не предметах. Ш.Н. Чхартишвили (Ильин, 2008) разделяет потребность и ее идею. Потребность - динамическое состояние в данных момент времени у конкретной личности, реальный процесс её жизни. Идея потребности - знание о потребности вообще. Б.И. Додонов (Ильин, 2008) считает, что переживание нужды - это потребностное состояние, но это еще не сама потребность, так как не является источником активности человека и не выполняет побудительной функции. А.Н. Леонтьев (Леонтьев,

2005) говорит об опредмеченных потребностях, что в них сама потребность конкретна, а цель абстрактна.

Говоря о потребностях, необходимо упомянуть особенности их формирования и индивидуальной выраженности. Первая стадия развития потребности - латентная. На ней потребность начинает формироваться, происходит настройка чувствительности специфичных для нее рецепторных зон к внешним раздражителям. При этом потребность пока неощутима и неосознаваема, то есть на психическую деятельность еще не влияет.

Вторая стадия развития потребности - неосознаваемая модальность нужды. На этой стадии появляется ощущение нового состояния, но сама потребность еще не ясна. На этой стадии энергия потребности еще настолько неспецифична, что может стимулировать поведение другой модальности.

Третья стадия - осознание потребности. Она характеризуется появлением определённого выраженного чувства, появляются отчетливые специфические для этой потребности ощущения.

Потребности характеризуются модальностью (в чём именно возникает нужда), силой (степенью потребностного напряжения), остротой (субъективной оценкой степени неудовлетворения или полноты удовлетворения потребности).

По временной характеристике потребности делятся на кратковременные, устойчивые и периодически возникающие. Для биологических потребностей значимы типы телосложения, темперамента, конституции, которые связаны с интенсивностью обменных процессов в организме.

Имеются также половые различия в выраженности потребностей. Например, отсутствие пищи и воды хуже переносят мужчины. У них также чаще проявляется потребность в чувстве риска, соперничества, уважении и власти. У женщин же более выражена потребность в общении, заботе о других.

Таким образом, потребность - это отражение в сознании нужды, часто переживаемое как внутреннее напряжение и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием.

С Л. Рубинштейн (Ильин, 2008), Д.В. Колесов (Ильин, 2008) и Л.И. Божович (Бо-жович 1995) отождествляют потребность с мотивом. А.Н. Леонтьев (Леонтьев, 2005) говорит о возможности превращения цели в мотив: либо цель приобретает самостоятельную побудительную силу, либо мотивы осознаются и превращаются в мотивы-цели. А. Левицкий (Ильин, 2008) говорит, что мотив - это психический процесс, который изнутри стимулирует нас к постановке цели и принятию соответствующих средств действия. Р.А. Пилоян (Ильин, 2008) пишет, что мотивация и мотив - взаимосвязанные психические категории и что мотивы действия формируются на базе определенной мотивации, то есть вторичны. И в то же время через выработку отдельных мотивов мы можем влиять на мотивацию в целом, то есть уже мотивы первичны.

В данном исследовании затрагивается особый вид мотивации - мотивацию на достижения, потому важно подробнее раскрыть данный аспект. Здесь можно выделить два типа мотивации: сама мотивация на успех и мотивация избегания неудач. Мотивация успеха, несомненно, носит положительный характер. При такой мотивации действия человека направлены на то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов. Личностная активность здесь зависит от потребности в достижении успеха.

Что касается мотивации боязни неудачи, то чаще всего её относят к негативной функции. При данном типе мотивации человек стремится, прежде всего, избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий - вот что определяет его деятельность. Еще ничего не сделав, человек уже боится возможного провала и думает, как его избежать, а не как добиться успеха.

Анализ многочисленных экспериментов, касающихся этой проблемы, позволяет нарисовать обобщенный портрет этих двух типов мотивации, ориентированных, соответственно, на успех и на неудачу.

Согласно исследованиям, личности, ориентированные на успех, обычно активны, инициативны. Если такие люди встречаются с препятствиями, то они ищут способы их преодоления. Продуктивность их деятельности и степень её активности в меньшей степени зависят от внешнего контроля, они отличаются настойчивостью в достижении цели, склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени.

Мотивированные на успех предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хоть и выполнимые обязательства, ставят перед собой реально достижимые цели. Если они рискуют, то расчетливо. Обычно такие качества обеспечивают суммарный успех, существенно отличный как от незначительных достижений при заниженных обязательствах, так и от случайного везения при завышенных. В значительной степени у них (более, чем у противоположного типа) выражен «эффект Зейгарник». Стремящиеся к успеху склонны к переоценке своих неудач в свете достигнутых успехов. При выполнении заданий проблемного характера, а также в условиях дефицита времени результативность их деятельности, как правило, улучшается. Они склонны к восприятию и переживанию времени как «целенаправленного и быстрого», а не бесцельно текущего.

Привлекательность задачи для личности, настроенной на успех, возрастает пропорционально её сложности. В особенности это проявляется на примере добровольных, а не навязанных извне обязательств. В случае же неудачного выполнения такого «навязанного» задания его привлекательность остается, тем не менее, на прежнем уровне.

Что касается людей, ориентированных скорее на избегание неудач, то они, наоборот, малоинициативны. Они избегают ответственных заданий, изыскивают причины отказа от них. Ставят перед собой неоправданно завышенные цели; плохо оценивают свои возможности. В других случаях, напротив, выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат. «Эффект Зейгарник» выражен в меньшей степени, чем у ориентированных на успех. Они склонны к переоценке своих успехов в свете неудач, что, очевидно, объясняется эффектом контроля ожиданий.

При выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита времени результативность деятельности у избегающих неудачи ухудшается. Они, как правило, отличаются меньшей настойчивостью в достижении цели (но бывают исключения), склонны к восприятию и переживанию времени как «бесцельно текущего», могут планировать свое будущее на менее отдаленные промежутки времени.

Таким образом, мотив - побудительная сила, имеющая направленность на определённый предмет удовлетворения потребности, имеющий причину и личностный смысл для действий личности. Мотивация - динамический процесс формирования мотива как основания действия.

Специфичность мотивации достижений или избегания неудач потребовали изучения взаимосвязей данных мотивационных структур с потребностными состояниями молодых людей.

Для этой цели были собраны эмпирические данные с помощью следующих методик: «Потребность в общении» Ю.М. Орлова, русский вариант «Потребность в одобрении» Ю.Л. Ханина, «Измерение художественно-эстетической потребности» В.С. Аванесо-ва, «Диагностика потребности в поиске ощущений» М. Цукермана, «Познавательная потребность» В.С. Юркевича, «Мотивация к успеху» в комплексе с «Мотивацией к избеганию неудач» Т. Элерса. Данные для обработки были помещены в таблицы для исследования с помощью программы сбора данных «Google Формы». В итоге в исследовании приняло участие 20 человек, из которых 6 юношей и 14 девушек возраста от 19 до 22 лет, студентов КубГУ.

Расчет среднего балла по каждой шкале позволил сделать следующие выводы. Студенты уделяют достаточно времени вне учебы и работы для общения с близкими, что позволяет им не чувствовать себя одинокими. Студенты достаточно хорошо организуют свою деятельность и её пространство, что позволяет им гармонизировать свою жизнь. Респонденты не ориентированы на получение эмоций извне. Им нравится процесс обучения

в университете на их специальностях. У студентов средний уровень мотивации к достижениям, и они боятся потерпеть неудачи в обучении, начале карьеры или других начинаниях. Также они не стремятся вызывать у окружающих одобрение.

В ходе анализа данных была выявлена средняя положительная корреляция мотивации на успех с потребностью в общении и познавательной потребностью и слабая с художественно-эстетической потребностью. То есть для достижения успеха важно уделять внимание и чаще удовлетворять свою потребность в общении, развивать коммуникативные навыки, гармонично организовать свою деятельность и её пространство. Стремление к успеху связано с потребностью использовать свои знания, опыт и навыки.

Существует также слабая отрицательная связь мотивации на избегание неудач с потребностью в поиске ощущений и познавательной потребностью, но при этом слабая положительная связь мотивации на избегание неудач с потребностью в общении. Получается, что чем больше студенты стремятся к новым ощущениям и знаниям, тем в меньшей степени они будут использовать стратегию избегания, мотивация к избеганию снижается. Однако нужда в общении чем выше, тем выше избегание неудач, что можно объяснить недостаточностью опыта.

Была выявлена слабая положительная связь мотивации на одобрение с потребностью в общении и познавательной потребностью. То есть ожидание одобрения повышает необходимость в общении и поиске новых знаний. Данный результат может использоваться в гуманистической педагогике, где с помощью поощрения результатов можно вывести молодых людей на познавательные и коммуникативные действия.

Таким образом, гипотеза о наличии связей между основными потребностями и мотивацией достижений подтверждена. Данные о выявленных взаимосвязях могут быть использованы в педагогической, организационной и консультативной поддержке молодых людей.

Литература

1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.-Воронеж, 1995. 349 с.

2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2008. 512 с.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл: Академия, 2005. 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.