Научная статья на тему 'Связь нейрокогнитивных дисфункций с факторами возраста и диагноза у детей и подростков с расстройствами круга шизофрении'

Связь нейрокогнитивных дисфункций с факторами возраста и диагноза у детей и подростков с расстройствами круга шизофрении Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
257
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ШИЗОФРЕНИЯ / НЕЙРОКОГНИТИВНЫЙ ДЕФИЦИТ / НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / НЕЙРОКОГНИТИВНАЯ ДИСФУНКЦИЯ / CHILDHOOD SCHIZOPHRENIA / NEUROCOGNITIVE DEFICITS / NEUROPSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS / NEUROCOGNITIVE DYSFUNCTION

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Сергиенко А. А., Хромов А. И., Зверева Н. В.

Статья посвящена оценке нейрокогнитивного дефицита детей и подростков с расстройствами шизофренического спектра, предпринята попытка выделить однородные группы больных шизофренией детей и подростков на основе данных нейропсихологической диагностики с помощью кластерного анализа, основанного на Баейсовском информационном критерии. Вторая решаемая задача выявление связи нейропсихологических данных с клиническим диагнозом и возрастом больных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Сергиенко А. А., Хромов А. И., Зверева Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERCONNECTION NEUROCOGNITIVE DYSFUNCTION WITH AGE FACTORS AND DIAGNOSIS IN CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH DISORDERS OF SCHIZOPHRENIA RANGE

The article is devoted to the assessment of neurocognitive deficits of children and adolescents with schizophrenia spectrum disorder.

Текст научной работы на тему «Связь нейрокогнитивных дисфункций с факторами возраста и диагноза у детей и подростков с расстройствами круга шизофрении»

УДК: 616.895.8-053.2:159.95 ББК Ю974.55

СВЯЗЬ НЕЙРОКОГНИТИВНЫХ ДИСФУНКЦИЙ С ФАКТОРАМИ ВОЗРАСТА И ДИАГНОЗА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ КРУГА ШИЗОФРЕНИИ

А.А. СЕРГИЕНКО, ФГБНУНЦПЗ, г. Москва, Россия e-mail: [email protected] А.И. ХРОМОВ, ФГБНУ НЦПЗ, ГБОУ ВПО МГППУ, г. Москва, Россия

e-mail: [email protected] Н.В. ЗВЕРЕВА, ФГБНУ НЦПЗ, ГБОУ ВПО МГППУ, г. Москва, Россия e-mail: [email protected]

Аннотация

Статья посвящена оценке нейрокогнитивного дефицита детей и подростков с расстройствами шизофренического спектра, предпринята попытка выделить однородные группы больных шизофренией детей и подростков на основе данных нейропсихологической диагностики с помощью кластерного анализа, основанного на Баейсовском информационном критерии. Вторая решаемая задача - выявление связи нейропсихологических данных с клиническим диагнозом и возрастом больных.

Ключевые слова: детская шизофрения, нейрокогнитивный дефицит, нейропсихологическая диагностика, нейрокогнитивная дисфункция.

Актуальность. Оценка когнитивного дефицита детей и подростков с расстройствами шизофренического спектра в отличие от взрослых больных затруднена наличием влияния и взаимодействия имеющегося заболевания и продолжающегося когнитивного развития и становления структурно-функциональных связей в мозге [1, 2, 3, 5, 6]. В данной работе предпринята попытка выделить однородные группы больных шизофренией детей и подростков на основе данных нейропсихологической диагностики. Отдельная задача - найти связь нейропсихологических данных с клиническим фактором (диагнозом) и возрастом больных, с тем, чтобы подойти к оценке картины нарушений подкорковых и корковых структур как в возрастном, так и клиническом аспектах. Отдаленным аналогом такого подхода можно рассматривать работу творческой группы во главе с Э.Г. Симерницкой по комплексной клинической, нейро- и патопсихологической и нейрофизиологической оценке психического развития детей с расстройствами круга шизофрении [4].

Цель работы: пилотажное исследование связи нейрокогнитивного дефицита с факторами возраста и диагноза при расстройствах круга шизофрении у детей и подростков.

Материал и методы. На базе ФГБНУ НЦПЗ с помощью нейропсихологической батареи тестов Лурия-Цветковой, адаптированной к работе с психически больными детьми и подростками, были обследованы 44 больных (29 мальчиков и 15 девочек), средний возраст 10,9±2,4 с выставленными по МКБ 10 диагнозами F20.8, F20.x, F21 и др. [7]. Клиническая оценка больных проводилась врачами-психиатрами и научными

сотрудниками отдела детской психиатрии. Все дети находились на индивидуально подобранной фармакотерапии. Для оценки тяжести нарушения использовалась

трехбалльная шкала (2 - выраженная дисфункция; 1 - минимальная дисфункция соответствующего отдела; 0 - симптома несформированности/дисфункции нет),

ориентированная на возрастные этапы и особенности развития ребенка. Полученные данные были обработаны с помощью двухэтапного кластерного анализа с помощью Баейсовского информационного критерия (BIC); все переменные включались в анализ как категориальные; остальные параметры были оставлены по умолчанию (пакет IBMSPSS Statistics, v.21). Один из основных показателей кластерного анализа - показатель важности предиктора, чем ближе его значение к 1, тем больше различаются между собой группы по

данному предиктору. Применительно к проведенному исследованию это значит, что полученные кластеры в наибольшей степени различаются между собой конкретным видам мозговых дисфункций и их выраженностью.

Результаты. Всего проведено 3 варианта кластеризации данных: 1) по общей выборке; 2) в двух возрастных группах; 3) в трех выделенных нозологически однородных

группах. Материалы по каждой из них представлены ниже.

Кластеризация на общей выборке всех обследованных больных. Получены 2 кластера (24 и 21 больной), качество кластеризации -среднее (среднее силуэтной меры связи = 0,3). Характеристики кластеров представлены в таблице.

Таблица.

Основные характеристики кластеров, полученных на выборке всех больных._

Характеристика Кластер 1 Кластер 2

Размер кластера, чел. 21 (47%) 24 (53%)

Средний возраст, годы 11,2±2,3 10,7±2,6

Б20.8 тг р21 Диагнозы Р20.х др. 10% 62% 10% 19% 30% 30% 13% 26%

Выраженность дисфункции

0 1 2 0 1 2

Затылочные отделы правого полушария (1,00)* 95% 5% 0% 4% 92% 4%

Заднелобные отделы(0,69)* 10% 62% 29% 0% 0% 100%

ТРО правого полушария(0,55)* 57% 33% 10% 8% 17% 75%

* Представлены предикторы, важность которых > 0,5.

0 - нет дисфункции,

1 - минимальная дисфункция,

2 - выраженная дисфункция соответствующего отдела.

Из таблицы 1 видно, что в кластер 1 вошло большинство больных с диагнозом Б21, которые либо не имеют, либо имеют минимальные дисфункции; в кластер 2 вошли больные с различными диагнозами с преимущественно выраженными

дисфункциями указанных отделов.

Кластеризация с учетом возраста. Выборка была разделена на две группы по возрасту: младшая - до 10 лет (включительно) и старшая - после 10 лет. При кластеризации в каждой группе получено по 2 кластера со средним качеством кластеризации (среднее силуэтной меры связи = 0,3).

Наиболее важные предикторы, значение которых >0,5, в группах различались (см. показатели в скобках): младшая группа -затылочные отделы правого полушария (1,00); ТРО правого полушария (0,71); заднелобные отделы (0,66); старшая группа: затылочные отделы правого полушария (1,00); префронтальные отделы левого полушария (0,74).

В младшей группе распределение по кластерам сходно с кластеризацией по общей выборке: 1 кластер представлен 12 больными с разными диагнозами, имеющими небольшие или выраженные дисфункции указанных выше

отделов головного мозга; 2 кластер - 8 детей с минимальными или отсутствующими дисфункциями по тем же

отделам,преимущественно это были больные с диагнозом F21.

• В старшей группе: 1 кластер -14больныхпреимущественно с диагнозамиБ20.8 и Б21, имеющими выраженные дисфункции указанных отделов; 2 кластер - 11 больных с минимальными или выраженными

дисфункциями,с преимущественным диагнозом Б21.

Кластеризация по диагностическим группам. С целью получения более специфической картины нарушений

кластеризация проводилась независимо внутри диагностических групп (Б20.8, Б20.х, Б21 и др.). Кластеры получены только для двух диагностических групп: F20.8 и Б20.х. В группе Б21 кластеризация достоверно не разделила больных на подгруппы, т.е. все больные с этим диагнозом фактически попали в один кластер.

Е20.8 (шизофрения, детский тип). Качество кластеризации на границе среднего и хорошего (среднее силуэтной меры связи = 0,5). Основные предикторы: затылочные отделы правого полушария (1,00), ТРО правого полушария (1,00), ТРО левого полушария

(0,76), глубинные структуры (0,52), заднелобные отделы (0,52), срединные структуры (0,52). Получены 2 кластера:

• 1 кластер - 7 больных, средний возраст 10,1±2,7 года, с преимущественно выраженными дисфункциями указанных структур;

• 2 кластер - 2 больных с отсутствующими или минимальными дисфункциями указанных структур.

Е20.х (другие формы шизофрении). Качество кластеризации хорошее (среднее силуэтной меры связи чуть больше 0,5). Основные предикторы - ТРО правого полушария (1,00), заднелобные отделы (1,00), глубинные структуры (0,52), медиа-базальные лобно-лобно-височные отделы (1,00), затылочные отделы правого полушария (0,54). Получены 2 кластера:

• 1 кластер - 3 больных, средний возраст 10,3±0,6 года, с выраженными дисфункциями всех указанных структур, кроме затылочныхотделов правого полушария;

• 2 кластер - 2 больных с отсутствующими или минимальными дисфункциями указанных структур.

Обсуждение и выводы. Использование трех вариантов кластеризации позволило сделать некоторые предположения о связи нейрокогнитивных дисфункций с факторами возраста и диагноза у детей и подростков с расстройствами круга шизофрении и уточнить вклад каждого из них в нейрокогнитивный дефицит.

Анализ связи между картиной нарушений функционирования - специфики

функциональной сформированности -корковых и подкорковых структур головного мозга, выявляемой с помощью

нейропсихологической диагностики, у детей и подростков с расстройствами

шизофренического спектра и факторами возраста и диагноза показал наличие определенной ее специфичности для этих факторов.

На основании проведенного анализа данных можно говорить о возрастной специфике общей картины нейрокогнитивного дефицита у детей и подростков при шизофрении, когда по мере созревания отдельных мозговых звеньев и

смены их роли в иерархии функций, структура нейрокогнитивного дефицита меняется.

Существенными, хотя и неоднозначными нам представляются данные, полученные при кластерном анализе внутри нозологически однородных групп. Во-первых, качество кластеризации становится выше, т.е. группы максимально отличаются друг от друга по анализируемым признакам. Во-вторых, внутри нозологически однородных групп выявляется специфичная картина нейрокогнитивного дефицита (какие из дисфункций являются значимыми предикторами). И, в-третьих, каждая из нозологически однородных групп распадается, по крайней мере, на две подгруппы: в первую подгруппу попадает большинство больных с выраженными дисфункциями определенных структур головного мозга, а во вторую подгруппу, несколько больных, в основном, с минимальными дисфункциями или их отсутствием. По-видимому, нельзя говорить изолированно о роли фактора диагноза или фактора возраста в происхождении нейрокогнитивного дефицита, имеет значение системная связь указанных факторов.

В заключение необходимо сделать ряд уточнений и обобщений по

проанализированному материалу:

1) Выявленные "нейрокогнитивные" дисфункции (значимые предикторы в каждом из вариантов кластерного анализа) позволяют рассматривать общие и специфические нарушения нейрокогнитивного развития в зависимости от факторов возраста и диагноза. Заметим, что дисфункция именно этих структур не обязательно стоит на первом месте в картине общей функциональной несостоятельности каждого отдельного ребенка.

2) Результаты проведенного пилотажного исследования с необходимостью требуют уточнения полученных данных на большей выборке испытуемых с приобщением качественного клинического психиатрического анализа, прежде всего для нозологически однородных групп.

3) Предложенный метод кластерного анализа данных нейропсихологической диагностики адекватен для продолжения исследования на большей выборке детей, как имеющих психическую патологию, так и представителей группы "относительной нормы".

Список литературы

1. Зверева Н.В. Патопсихология детского и юношеского возраста. / Н.В. Зверева, О.Ю. Казьмина О.Ю., Е.Г. Каримулина //Издательский центр "Академия", 2008.

2. Мелешко Т.К. Особенности формирования познавательной деятельности у детей, больных шизофренией. Проблемы шизофрении детского и подросткового возраста / Т.К. Мелешко, С.М. Алейникова, Н.В. Захарова // под ред. М.Ш. Вроно. М. 1986. - с. 147-160.

3. Сергиенко А.А. Нейропсихологический анализ особенностей познавательной сферы у детей с расстройствами шизотипического спектра. Вопросы психического здоровья детей и подростков. /А.А. Сергиенко //М. 2013(13), № 1 -С. 32-39.

4. Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическое исследование памяти в комплексном клинико-психолого-нейрофизиологическом изучении больных шизофренией детей / Э.Г. Симерницкая и др. // Невропат. и психиатр. им. С.С.Корсакова. 1990, т. 90, №1. С. 101-105.

5. Строгова С.Е. Клинико-психологический анализ случая становления олигофреноподобного дефекта при шизофрении (опыт мульти-дисциплинарного исследования). / С.Е. Строгова, Н.В. Зверева, А.А. Сергиенко, Н.В. Симашкова //Вестник Южно-Уральского государственного университета 2014, Т 7, №2 с. 61-71.

6. Хромов А.И. Динамика когнитивного развития при эндогенной патологии у детей и подростков. / А.И. Хромов // Автореферат дисс...канд. психол. наук. СПб, 2012.

7. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. / Л.С. Цветкова //М., 1999.

INTERCONNECTION NEUROCOGNITIVE DYSFUNCTION WITH AGE FACTORS AND DIAGNOSIS IN CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH DISORDERS OF SCHIZOPHRENIA

RANGE

A.A. SERGIENKO, MHRC, Moscow, Russia e-mail: [email protected] A.I. KHROMOV, MHRC, MSUPE, Moscow, Russia e-mail: [email protected] N. ZVEREVA, MHRC, MSUPE, Moscow, Russia e-mail: [email protected]

Abstract

The article is devoted to the assessment of neurocognitive deficits of children and adolescents with schizophrenia spectrum disorder.

Keywords: childhood schizophrenia, neurocognitive deficits, neuropsychological diagnostics, neurocognitive dysfunction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.