Научная статья на тему 'СВЯЗЬ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ ЛИЧНОСТИ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ'

СВЯЗЬ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ ЛИЧНОСТИ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
58
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ЛОКУС КОНТРОЛЯ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бондаренко Е.А.

Юношеский возраст является важным периодом в становлении личности. В юношестве идёт интенсивное развитие всех сторон личности и особенно её творческих способностей. Здесь важно отметить значимость локуса контроля, ведь где, как не в творчестве, можно выявить особенности отношения личности к собственным успехам и неудачам. В статье представлены результаты исследования связи локуса контроля и уровня творческих способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СВЯЗЬ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ ЛИЧНОСТИ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

3. Богданова Ю.З. Аутентичные материалы для профессионально-ориентированного обучения иностранному языку // Современная педагогика. - 2016. - № 5 (42). - С. 10-11.

4. Богданова Ю.З. Использование интернет-ресурсов для повышения эффективности самостоятельной работы студентов // В сборнике: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ В ВОСПИТАНИИ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - 2014. - С. 69-71.

5. Васильева А.А. «KIEZDEUTSCH» как явление современного немецкого языка // Гуманитарные научные исследования. - 2016. - № 6 (58). - С. 78-79.

УДК 159.99

Бондаренко Е.А. студент 3 курса кафедра общей и клинической психологии Разуваева Т.Н., доктор психологических наук научный руководитель, зав. кафедрой общей и клинической

психологии НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород

СВЯЗЬ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ ЛИЧНОСТИ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация: юношеский возраст является важным периодом в становлении личности. В юношестве идёт интенсивное развитие всех сторон личности и особенно её творческих способностей. Здесь важно отметить значимость локуса контроля, ведь где, как не в творчестве, можно выявить особенности отношения личности к собственным успехам и неудачам. В статье представлены результаты исследования связи локуса контроля и уровня творческих способностей.

Ключевые слова: юношеский возраст; локус контроля; творческие способности.

На протяжении всего исторического развития проблема изучения личности не теряет своей актуальности. Нужно отметить, что в становлении личности важную роль играет юношеский возраст, поскольку именно в этот период интенсивно развиваются основы мировоззрения и самосознания личности, что обусловливает формирование моральных идеалов и гражданской позиции юноши. Ключевыми факторами в развитие юношеского возраста являются: первичное самоопределение, дружба и сотрудничество. Следует отметить, что юноши склонны к проявлению творческих способностей, так как этот возраст характеризуется усилением индивидуальных различий [2]. В этот возрастной период на основе общих творческих способностей формируются специальные способности, связанные с определенной сферой человеческой деятельности.

Проблему реализации творческих способностей личности изучали как отечественные, так и зарубежные психологи, в частности: Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, В.Н. Дружинин, Я.А. Понамарев, Б.М. Теплов и другие. Однако на протяжении всего времени представленная проблема не теряет своей актуальности.

В исследовании В.Ф. Лугановой показано, что психологическая модель креативности включает в себя не только интеллектуальные и личностные компоненты, но и способность внутреннего регулирования поведения. Довольно часто, на стадии предъявления необычных идей творческий человек может встретить неодобрение общественности, и тогда для самого себя человек на подсознательном уровне будет искать причины подобного рода неудач [3]. Из этого следует, что творческие способности, в определенной степени, могут зависеть от направленности локуса контроля личности. Стратегии поведения человека могут быть разнообразными. Принимая решение «действовать или бездействовать», «бороться или смириться», «учиться или мучиться», человек способен характеризовать события и ситуации по их доступности своему влиянию.

Значение локуса контроля трудно переоценить, так как он является основополагающей интегральной характеристикой личности и представляет собой уровень взаимосвязи отношения к себе и отношения к окружающему миру (Д. Роттер, Т. Веблен, Э. Дюркгейм).

Данная проблема недостаточно изучена как теоретически, так и практически. Следовательно, можно сказать, что возникает необходимость в проведении новых исследований.

Цель данного исследования: выявить связь творческих способностей с направленностью локуса контроля у юношей.

Направленность локуса контроля изучалась с помощью опросника «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера. С целью выявления уровня творческих способностей личности юношеского возраста, использовался опросник креативности Джонсона, в модификации Е. Туник.

Исследование проводилось на базе факультета психологии НИУ «БелГУ». В исследовании приняли участие 47 студентов в возрасте 18 - 20 лет.

Распределение выборки по уровню развития творческих способностей представлено в (Табл.1).

Таблица 1.

Распределение выборки по уровню творческих способностей у _ студентов__

Уровень Кол-во человек В %

Очень высокий 2 5

Высокий 14 29

Нормальный, средний 16 35

Низкий 15 31

Очень низкий

0

0

Исследование показало, что у большинства студентов наблюдается средний (35%) уровень творческих способностей. Это выражается в способности студентов порождать необычные идеи, быстро разрешать проблемные ситуации, как следствие, это придает им уверенность в себе, несмотря на возникшие затруднения. При этом они готовы нести ответственность за нестандартные позиции, мнения. Такие студенты характеризуются яркостью воображения, нестандартностью мышления, самодостаточным поведением, независимостью и оригинальностью.

Практически в равной степени у студентов представлен очень высокий (29%) и низкий уровень (31%) творческих способностей. Студентов, имеющих очень низкий уровень, выявлено не было.

Результаты исследования направленности локуса контроля свидетельствуют о яркой выраженности у современных студентов экстернального локуса контроля (68%) (Табл.2.).

Таблица 2.

Распределение испытуемых по направленности локуса контроля

Локус контроля

Группа испытуемых Экстернальный Интернальный

Количество Количество

опрошенных % опрошенных %

Студенты 2 курса 29 68 18 32

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что студенты склонны приписывать причины большинства жизненных событий факторам, не зависящим от личности (случайность, везение, внешние обстоятельства и т.д.). Они часто не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями из жизни. По их мнению, все, что происходит в жизни - это результат случая или действия других людей.Экстерналы убеждены, что их неудачи являются результатом невезения, случайности, отрицательного влияния других людей. Они постоянно нуждаются в одобрении и поддержке, иначе их продуктивность ухудшается.

У 38% опрошенных был выявлен интернальный локус контроля. Как следствие, они убеждены, что их успехи и неудачи не случайны, а зависят, от их компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являются закономерным результатом целенаправленной деятельности и самодеятельности. Поведение таких студентов направлено на последовательное достижение успеха, путем развития навыков и более глубокой обработки информации. Интерналы являются эмоционально стабильными личностями, а для экстерналов характерна эмоциональная нестабильность и практическое, непосредственное мышление.

Дальнейшее исследование уровня творческих способностей проводилось в группах с экстернальным и интернальным локусом контроля по отдельности.

У 62% студентов - экстерналов доминирует высокий уровень творческих способностей. Юношам с экстернальной направленностью свойственна суетливость, раздражительность. В ходе корреляционного анализа была установлена тесная обратная связь экстернальности и уверенности (гб=-0,468; р<0,05): чем ниже показатели локуса контроля, что соответствует экстернальности, тем выше неуверенность в собственном поведении. У 21% выражен очень высокий уровень творческих способностей (Табл.3.).

Таблица 3.

Выраженность уровня творческих способностей у студентов с разной

направленностью локуса контроля

Уровень Экстернальный Интернальный

Кол-во опрошенных В % Кол-во опрошенных В %

Очень высокий 6 21 0 0

Высокий 18 62 0 0

Нормальный, средний 5 17 6 33

Низкий 0 0 11 61

Очень низкий 0 0 1 6

В связи с этим, студенты с экстернальной направленностью локуса контроля успешно овладевают различными умениями, а также способны создавать что-то новое и выдвигать различные идеи.

Студенты - интерналы показали низкий уровень (33%) творческих способностей. Вследствие этого, студенты с интернальной направленностью не могут отказаться от типичных шаблонов, не способны распознать творческую проблему и выдвигать креативные идеи.

Основываясь на полученных результатах, можно сделать следующие выводы.

Студенты - экстерналы, свою очередь, обладают высоким уровнем оригинальности, отличаются специфичностью творческого мышления. Также экстерналы демонстрируют способность длительное время оставаться открытыми новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывают принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею.

А студенты - интерналы не способны выполнять творческие задания, привнося в них новые идеи. Все решения творческих проблем носят шаблонный характер.

Таким образом, результаты исследования показали, что локус контроля как личностная характеристика юноши связан с уровнем их творческих способностей: более высокий уровень творческих способностей свойственен юношам с экстернальным локусом контроля.

Использованные источники:

1. Понамарева, Я. А. Исследование проблем психологии творчества / Я.А. Пономарева // М.: Наука, 1983.- С. 201-202.

2. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству / Д.Б. Богоявленская // М.: Знание, 1981. - С. 92-94.

3. Практическая психология. Ответственность [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/psihologia-3/204.htm (дата обращения: 22.09.2016).

Борисова Н.К. студент 3 курса Хандакова О.П. старший преподаватель СВФУ ФЭИ кафедры ЭиУП Россия, г. Якутск ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕКЛАМЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ Аннотация: Сегодня, социальные сети являются новой площадкой для маркетологов. В данной статье рассмотрена роль социальных сетей в рекламе. Проведен опрос студентов Северо-Восточного Федерального университета с целью выяснения их поведения в социальных сетях относительно рекламы.

Ключевые слова: социальная сеть, реклама, поведение потребителей, эффективность рекламы.

Реклама товаров и услуг сегодня встречается на каждом шагу: на телевидении, в интернете, в газетах и журналах. Современный потребитель уже привык к такой агрессивной рекламе, и не обращает на это внимание. Воздействовать на него традиционными способами становится все труднее. Пользователь реагирует на короткие, личные и релевантные сообщения и предпочитает «блокировать» всю остальную информацию, он выбирает тот ресурс или сервис, который считает полезным именно для себя, ищет товары и сервисы, которые рассчитаны на обслуживание персональных запросов [1].

На сегодняшний день, такие социальные сети как Instagram, Вконтакте, Facebook, Twitter являются новой площадкой для маркетологов, охватывающие разнообразную целевую аудиторию. С каждым днем число пользователей в сети растет с геометрической прогрессией.

Так как же эффективно продвигать товары или услуги в социальных сетях? Маркетологи столкнулись с необходимостью поиска новых путей влияния на потребителя, используя социальные сети. Безусловно, необходимо привлечь покупателя чем-нибудь свежим и интересным.

Для того, чтобы говорить об эффективности рекламной деятельности в социальных сетях необходимо понять, что такое эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.