Научная статья на тему 'Связь глубины инвазии и гистологического типа увеальной меланомы с экспрессией иммуногистохимических маркеров'

Связь глубины инвазии и гистологического типа увеальной меланомы с экспрессией иммуногистохимических маркеров Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
48
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Давыдова Сара Юрьевна, Данилова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Связь глубины инвазии и гистологического типа увеальной меланомы с экспрессией иммуногистохимических маркеров»

1. Козлова Н. Н. Влияние Helicobacter pylori-инфек-ции на структуру и клинику неспецифических дерматозов: автореф. диссертации канд. мед. наук. Российский университет дружбы народов, Москва, 2008 год.

2. Колхир П. В. Причины хронической крапивницы. Лечащий врач, Дерматовенерология, 2012, №10.

3. Птичкина О. И., Гигиенические и клинические аспекты Helicobacter pylori инфекции у детей: авто-

реф. Диссертации канд. мед. наук. Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, 2009 год.

4. Loden M., Maibach H.I. Treatment of dry skin syndrome. Springer-Berlin. 2012. P. 591.

5. Zitelli KB, Cordoro KM. Evidence-based evaluation and management of chronic urticaria in children. Pediatr Dermatol. 2011 Nov-Dec; 28(6):629-39. doi:10.1111/j.1525-1470.2011.01518.x. Epub 2011 Oct 4.

СВЯЗЬ ГЛУБИНЫ ИНВАЗИИ И ГИСТОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА УВЕАЛЬНОЙ МЕЛАНОМЫ С ЭКСПРЕССИЕЙ ИММУНОГИСТОХИМИЧЕСКИХ МАРКЕРОВ

Давыдова Сара Юрьевна

студентка 6 курса факультета фундаментальной медицины МГУ имени М.В. Ломоносова, г Москва Данилова Наталья Владимировна

канд. мед. наук, ассистент кафедры физиологии и общей патологии факультета фундаментальной медицины МГУ имени М.В. Ломоносова, г Москва

Увеальная меланома (УМ) одна из наиболее часто встречающихся внутриглазных злокачественных опухолей [11]. Меланома первично хороидальной локализации составляет 5-6% от диагностируемых меланом всех локализаций, являясь второй по распространённости после кожной [15]. Несмотря на значительный прогресс в области лучевой и химиотерапии УМ, примерно у 40-50% пациентов с большим первичным опухолевым узлом развиваются отдаленные метастазы, а смерть от опухолевой прогрессии наступает в первые годы после операции [4]. Исходя из особенностей строения глаза (а именно отсутствие лимфатического дренирования увеального тракта) УМ метастазирует только гематогенным путём преимущественно в печень (95%), легкие (24%), кости (16%) и кожу (11%) [6].

На сегодняшний день активно изучаются морфологические и иммуногистохимические маркеры УМ с целью прогнозирования течения заболевания и определения чувствительности опухоли к проводимой терапии [8]. В последние десятилетие ведется активный поиск новых ИГХ-маркеров, выявляющих чувствительность клеток опухоли к различным типам проводимой химиотерапии, (например, для применения препаратов Cetuximab - монокло-нальные антитела к EGF(R1) и Marimastat - селективный ингибитор ММР 2 и 9) [16], или возможность раннего выявления отдаленных метастазов (например, высокая экспрессия Ki67 и p53 соответствует IIIC и IV стадии) [9]. Тем не менее, ни в одном из исследований не было получено однозначных данных о связи гистологических параметров данной опухоли и экспрессии Ki 67 и p53. Более того, на данный момент отсутствуют работы, изучающие экспрессию EGFR и ММР на разных этапах инвазии опухоли в склеру, что необходимо учитывать наравне со стадией заболевания для рационального назначения таргет-ной терапии.

В связи с этим целью нашей работы стало изучить иммуногистохимические особенности меланомы первичной хороидальной локализации в зависимости от глубины инвазии и гистологического типа.

Материал и методы. Исследован операционный материал от 42 пациентов с меланомами хороидальной локализации. В исследования включались беспигментные (4

случая), слабо (28 случаев) и неравномерно пигментированные (10 случаев) опухоли. Среди взятого материала 21 веретеноклеточных, 8 эпителиоидноклеточных и 13 сме-шанноклеточных меланом. Среди 42 наблюдений - 24 мужчины и 18 женщин, возраст которых находится в диапазоне от 15 до 74 лет (основной возраст постановки диагноза 58 лет, средний возраст 44,5 года).

Данные по инвазии увеальной меланомы в структуры глаза распределялись по группам в соответствии с глубиной прорастания в склеру и/или эмиссарий глаза, таким образом: (0) - отсутствие роста, (1) - врастание до внутренней трети толщины склеры или в начальные отделы эмиссарных вен, (2) - инфильтрация меланомой до 2/3 толщины склеры или до 2/3 длины эмиссария, (3) -прорастание всей толщи склеры без или с выходом за пределы теноновой капсулы (т.е. наличие интра-/экстраскле-ральных узлов увеальной меланомы) или врастание опухоли во всю длину эмиссария. Врастание опухоли в другие структуры глаза, такие как: радужную оболочку и угол передней камеры, цилиарное и стекловидное тело -оценивалось отдельно от врастания в склеру и эмиссарий. Сведения о клеточном составе опухоли распределялись по группам в зависимости от наличия эпителиоидных клеток в опухоли: (1) - веретеноклеточный тип, (2) - смешанный тип, (3) - эпителиоидный тип.

Образцы опухоли, взятые из боковой колодки глаза после энуклеации, были зафиксированы в 10% забуферен-ном формалине в течение 24-72 часов и залиты в парафиновые блоки. С каждого блока были изготовлены 4-дк срезы, которые монтировали на высоко адгезивные стекла. Иммуногистохимическое исследование проводилось по стандартному протоколу с использованием авто-стейнера Dako и системы визуализации EnVisison Flex (Dako, Denmark).

В рамках нашего исследования использовались мо-ноклональные антитела к негистонному белку-маркеру клеточной прогрессии (Ki67), белку- регулятору клеточного цикла p53, белку-ингибитору циклин зависимых ки-наз p16, рецептору эпидермального фактора роста человека 1 типа EGF(R), а так же коллагеназам (MMP2 и 9).

Для подсчёта уровня экспрессии ММР9, MMP2 и EGFR использовался метод полуколичественной оценки.

Экспрессия Ю67, р53 и р16 оценивалась количественным методом и выражалась в процентах.

Анализ результатов проводился с использованием метода Краскела-Уоллиса и теста Спирмена. Уровень значимости (р) принимался равным 0,1 для каждого из методов.

Экспрессия маркера клеточной пролиферации Ю67, входящего в состав ДНК-полимеразы, выявлялась в 55% случаев. Была выявлена тенденция к возрастанию уровня экспрессии Ю67 с увеличением глубины инвазии УМ, однако статистически эта корреляция не была подтверждена.

Наличие экспрессии р53 фиксировалось в 69% случаев, но корреляции с гистологическим типом УМ, а также со степенью инвазии в толщу склеры не было выявлено.

Наличие экспрессии ММР9 наблюдалось в 90,5% случаев. По нашим данным синтез ММР9 выше в опухолях веретеноклеточного типа, что противоречит данным литературы. Более того, существует закономерность в уменьшении уровня экспрессии ММР9 по мере врастания опухоли в толщу склеры.

Экспрессия р16 выявлена в 71,4% случаях. При этом высокий уровень р16 не был связан с инвазией в специфические структуры глаза. Более того, не было получено достоверных данных о наличии корреляции между уровнем р16 и типом УМ.

В ходе оценки уровня экспрессии TGFb в УМ нами было отмечено селективное окрашивание ядер клеток преимущественно веретеноклеточного типа в 28,6% наблюдений. Тем не менее, связь с клеточным типом увеальной ме-ланомы отсутствовала. Примечательно, что высокий уровень TGFb обратно пропорционален степени инвазии в толщу склеры (по тесту Спирмена р=0,102).

Маркер EGFR экспрессировался в 26,2% случаев УМ. Отмечено наличие корреляции между высоким уровнем EGFR и веретеноклеточным типом УМ. Также установлено наличие связи между высоким уровнем экспрессии EGFR и начальными этапами инвазии в толщу склеры (по тесту Спирмена р=0,038).

В зарубежной литературе представлено немало работ на тему влияния мутаций в гене ТР53 на развитие различных опухолей [12]. Однако, для экспрессии р53 в УМ не было получено однозначных данных, свидетельствующих в пользу наличия связи между высоким уровнем экспрессии и наиболее агрессивным клеточным типом опухоли [5]. Более того часть исследований, подвергает сомнению роль р53 в патогенезе УМ [3]. В нашем исследовании так же не было получено значимых результатов в пользу пропорционального увеличения экспрессии р53 количеству эпителиоидных клеток. Таким образом, результаты наши исследований совпадают с основной гипотезой о не характерности наличия мутаций в гене ТР53 для патогенеза УМ и как следствие отсутствие корреляции с гистологическим типом [2]. В тоже время, ранее не проводилось сопоставление параметров инвазии и митотиче-ской активности опухоли относительно уровня экспрессии р53, но статистически значимых связей с этими параметрами выявлено не было (р>0,1). Однако, существует тенденция к увеличению экспрессии р53 по мере врастания в толщу наружных оболочек глаза.

Относительно, р16ШК4а выдвигались схожие гипотезы, что и для р53. Например, К. Lamperska et а1. в своем исследовании установила, что высокая экспрессия р16ШК4а в тканях опухоли связана с гистологическим типом УМ, но не коррелирует с глубиной инвазии опухоли [10]. Однако, согласно данным нашего исследования не

было обнаружено корреляции с уровнем экспрессии маркера p16INK4a с глубиной инвазии и гистологическим типом УМ. Немаловажно, что в нашем исследовании так же изучалась гипотеза, ранее не исследованная зарубежными авторами, о влиянии высокой экспрессии p16INK4a на степень митотической активности опухоли. Но и в этом случае статистически значимых результатов получено не было.

В свою очередь, аналогичные гипотезы выдвигались относительно связи уровня экспрессии Ki 67 с гистологическим типом УМ и инвазией опухоли в наружные оболочки глазного яблока [1]. Тем не менее, по результатам нашего исследования не подтвердилось наличие статистической связи между экспрессией этого маркера и эпителиоидным типом УМ. Однако, при анализе высокого уровня экспрессии маркера Ki67 и глубины инвазии в склеру была выявленная положительная тенденция, не подтвержденная методом Краскела-Уоллиса, которая частично соответствует гипотезе выдвинутой S.E. Coupland о влиянии экспрессии Ki67 на вероятность метастазирова-ния [1].

Относительно влияния различных маркеров на клеточный тип опухоли, нами установлено, что увеличение уровня экспрессии EGFR обратно пропорционально доле эпителиоидных клеток в опухоли (p=0,038), в то время как для TGFb статистически достоверных результатов по тесту Спирмена получено не было (p<0,1). Помимо этого, высокая экспрессия MMP9 коррелирует с более благоприятным клеточным типом опухоли, что противоречит данным литературы о наличии связи между высоким уровнем MMP9 и EGFR и большей доли эпителиоидных клеток в опухоли [13, 14]. Полученные нами данные противоречащие зарубежной литературе, можно объяснить описанными малыми выборками (до 20 случаев) с малой долей эпителиоидноклеточных УМ [13, 14].

В ходе нашего исследования выявлена тенденция к высокой экспрессии маркера MMP9 на начальных этапах инвазии опухоли в структуры глаза. Помимо этого, согласно полученным данным выраженная реакция TGFb и EGFR обратно пропорциональна уровню инфильтрации клетками опухоли склеры и эмиссария. Таким образом, наши данные противоречат существующей в литературе гипотезе об активации MMP9 на более поздних этапах диссеминирования УМ [7]. Более того, результаты нашего исследования по инвазии опухоли и выраженности реакции TGFb и EGFR так же не согласуются с данными зарубежной литературы [13, 14]. На данный момент, уже разработаны таргетные препараты, которые уже вступили в IV фазу клинических исследований, Cetuximab - монокло-нальные антитела к EGF(R1) и Marimastat - селективный ингибитор ММР 2 и 9 для лечения опухолей человека -аденокарциномы прямой кишки и мультиформной глиобластомы [16]. На основании наших результатов можно предположить, что возможное использование тар-гетных препаратов, таких как Cetuximab и Marimastat у пациентов с диагнозом УМ рациональнее всего проводить на более благоприятных гистологических типах и начальных этапах инвазии, как возможный способ избежать энуклеации поражённого глаза.

Список литературы:

1. Angi M. Immunohistochemical assessment of mitotic count in uveal melanoma. / M. Angi, B. Damato, H. Kalirai, A. Dodson, A. Taktak, S. E. Coupland // Acta Ophthalmol. - 2011. - Т. 89 - № 2 - e155-e160a

2. Bardeesy N. Dual Inactivation of RB and p53 Pathways in RAS-Induced Melanomas / N. Bardeesy,

B. C. Bastian, A. Hezel, D. Pinkel, R. A. DePinho, L. Chin // Mol. Cell. Biol. - 2001. - T. 21 - № 6 - 2144-2153c.

3. Chana J.S. c-myc, p53, and Bcl-2 expression and clinical outcome in uveal melanoma. / J. S. Chana, G. D. Wilson, I. A. Cree, R. A. Alexander, N. Myatt, M. Neale, A. J. Foss, J. L. Hungerford // Br. J. Ophthalmol. - 1999. - T. 83 - № 1 - 110-114c.

4. Collaborative Ocular Melanoma Study Group. Assessment of metastatic disease status at death in 435 patients with large choroidal melanoma in the Collaborative Ocular Melanoma Study (COMS): COMS report no. 15. / Collaborative Ocular Melanoma Study Group. // {...} Cell. Biol. - 2001. -T. 119 - № 5 - 670-676c.

5. Coupland S.E. The prognostic value of cyclin D1, p53, and MDM2 protein expression in uveal melanoma. / S. E. Coupland, G. Anastassiou, A. Stang, H. Schilling, I. Anagnostopoulos, N. Bornfeld, H. Stein // J. Pathol. - 2000. - T. 191 - № 2 - 120-126c.

6. Diener-West M. Screening for Metastasis From Choroidal Melanoma: The Collaborative Ocular Melanoma Study Group Report 23 / M. Diener-West // J. Clin. Oncol. - 2004. - T. 22 - № 12 - 2438-2444c.

7. Elshaw S.R. A comparison of ocular melanocyte and uveal melanoma cell invasion and the implication of a1ß1, a4ß1 and a6ß1 integrins / S. R. Elshaw, K. Sisley, N. Cross, A. K. Murray // Br. J. {.} - 2001.

8. Garbe C. Systematic Review of Medical Treatment in Melanoma: Current Status and Future Prospects / C. Garbe, T. K. Eigentler, U. Keilholz, A. Hauschild, J. M. Kirkwood // Oncologist - 2011. - T. 16 - № 1 - 5-24c.

9. Krvavica A. [Expression of bcl-2, Ki-67 and p-53 in uveal melanomas]. / A. Krvavica, J. Talan-Hranilovic, M. Belicza // Acta medica Croat. casopis Hravatske Akad. Med. Znan. - 2008. - T. 62 - № 3 - 267-271c.

10. Lamperska K. Expression of p16 in sporadic primary uveal melanoma. / K. Lamperska, U. Fuchs, H. M. Hurks, V. V Vit, T. Kivelä, K. Mackiewicz, A. Kaczmarek, J. A. Metzelaar-Blok, P. Summanen, I. Immonen, E. Kwiatkowska, E. R. Barthen, A. Tarkkanen, M. Starzycka, B. Romanowska, J. Heizman, A. H. Zwinderman, J. Stachura, A. Mackiewicz, D. de Wolff-Rouendaal, J. E. Keunen, M. J. Jager // Acta Biochim. Pol. - 2002. - T. 49 - № 2 - 377-385c.

11. Margo C.E. The Collaborative Ocular Melanoma Study: an overview. / C. E. Margo // Oncologist -2004. - T. 11 - № 5 - 304-309c.

12. Nagarkatti-Gude N. Genetics of Primary Intraocular Tumors / N. Nagarkatti-Gude, Y. Wang, M. J. Ali, S. G. Honavar, M. J. Jager, C.-C. Chan // Ocul. Immunol. Inflamm. - 2012. - T. 20 - № 4 - 244-254c.

13. Rakosy Z. EGFR gene copy number alterations in primary cutaneous malignant melanomas are associated with poor prognosis / Z. Rakosy, L. Vizkeleti, S. Ecsedi, Z. Voko, A. Begany, M. Barok, Z. Krekk, M. Gallai, Z. Szentirmay, R. Adany, M. Balazs // Int. J. Cancer - 2007. - T. 121 - № 8 -1729-1737c.

14. Shabrawi Y. El MMP-9 is predominantly expressed in epithelioid and not spindle cell uveal melanoma. / Y. El Shabrawi, N. Ardjomand, H. Radner // J. Pathol. -2001. - T. 194 - № 2 - 201-206c.

15. Singh A.D. Uveal melanoma: epidemiologic aspects. / A. D. Singh, L. Bergman, S. Seregard // Ophthalmol. Clin. North Am. - 2005. - T. 18 - № 1 - 75-84- viiic.

16. Triozzi P.L. Targeted therapy for uveal melanoma / P. L. Triozzi, C. Eng, A. D. Singh // Cancer Treat. Rev. -2008. - T. 34 - № 3 - 247-258c.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭРЕКТИЛЬНОЙ ФУНКЦИИ У ПАЦИЕНТОВ С СИНДРОМОМ ХРОНИЧЕСКОЙ ТАЗОВОЙ БОЛИ

Газимиев Магомед Алхазурович проф., д. м. н., Демидко Юрий Леонидович

д. м. н.,

Байдувалиев Асхан Мархабаевич

к. м. н.,

НИИуронефрологии и репродуктивного здоровья человека, Москва

Синдром хронической тазовой боли не приводит к смерти, но может серьезно снизить качество жизни пациента. Это связано с продолжительностью симптомов нижних мочевых путей, болью различной интенсивности, которые могут приводить к снижению эректильной функции, астенизации и, в конечном итоге, к снижению качества жизни.

Эрекция - сосудистый феномен, связанный с гормональным и нервным контролем, включающий артериальную дилатацию, расслабление гладкой трабекулярной мускулатуры. (1)

Эректильная дисфункция (ЭД) - неспособность достижения и поддержания эрекции, достаточной для осу-

ществления полового контакта. Это состояние существенно влияет на качество жизни пациента и его окружающих и затрагивает физическую и психическую составляющие здоровья. (2)

Распространенность ЭД составляет 10%, и существует предположение, что к 2025 году данная цифра возрастет до 400 миллионов человек. Наибольший прирост ожидается в развитых странах. (3)

Развитие методов диагностики и лечения, фундаментальные исследования в физиологии, фармакологии позволило понять механизм эрекции и его нарушений. В момент адекватной сексуальной стимуляции происходит релаксация гладкой мускулатуры кавернозных тел. Одновременно из пресинаптических окончаний выделяется

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.