тис мышечного компонента тела у девушек ассоциируется с ухудшением нространствеїшого восприятия, меньшей номехоустоґічивоетью, увеличением времени реакции при исследовании сенсомоторики. Тотальные размеры тела характеризуют две оси: величины локомоторного аппарата (микро-макросомия) и формы локомоторного аппарата (брахи-лептосомия). Для микро-сомных девушек характерны достоверно лучшее восприятие (особенно пространственных объектов) и более эффективная сенсомоторика при выраженном ле-
вополушарном доминировании. Выраженной лептосо-мии у девушек сопутствуют большая помехоустойчивость и значительно более оптимальная сенсомоторика.
Таким образом, использование системы основных координат телосложения схемы В.Е. Дерябина позволяет дифференцировать контингент испытуемых с учетом их психофизиологических характеристик на дискретные фуппы, что свидетельствует о наличии достоверных связей между показателями морфологического и психодинамического уровней.
СВЯЗЬ ДЕРМАТОГЛИФИЧЕСКИХ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ТАМБОВСКИХ СТУДЕНТОВ
© Д.В. Максинов, С.В. Шутка, В.В. Савельева
Целью работы было выявление возможной зависимости между психофизиологическими показателями (силой нервной системы, профилем функциональной межполу-Iпарной асимметрии, сснсомоторными реакциями разных модальностей) и дермагготипом у студентов.
В исследовании принимали участие 24 испытуемых (12 девушек и 12 юношей), специально отобранных из 297 студентов Тамбовского государственного университета им. Г.Р Державина по признаку наибольшей выраженности показателей дерматоглифики (гребневому счету и индексу гребневой ширины). Дерматог-лифические отпечатки были получены но стандартной методике НИИ антропологии МГУ. У каждого испытуемого определяли свойства силы нервной системы, профиль функциональной межполушарной асимметрии мозга, выраженность нейротизма и экстра-юпро-версии, показатели простых и сложных сенсомоторных реакций разных модальностей. Общий коэффициент функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга (КА) определялся с помощью блоков тестов выявления межполушарной асимметрии локализации функций: моторных (руки и ноги) и сенсорных
(слуховых, зрительных, осязательных). Для оценки такой индивидуально-типологической характеристики, как «сила-слабость нервной системы» использовался тешшнг-тест. Проведение сенсомоторных реакций осуществлялось с применением программ РХГГНЯТ и Ягуар.
Получены значительные взаимосвязи различных конституциональных признаков у студентов 18-20 лет. Была выявлена взаимозависимость пальцевых узоров со свойствами силы нервной системы, функциональной межполушарной асимметрией головного мозга (особенно тактильной), уровнями экетро-интроверти-ровшшости и нейротизма. Выявлено значительное отличие показателей времени и точности сенсомоторных реакций у лиц разных конституциональных типов по признакам дерматоглифики, коэффициенту асимметрии и силы нервной системы. На характер взаимозависимостей показателей сенсомоторных реакций, силы нервной системы, профиля функциональной межполушарной асимметрии и особенностей дерматоглифики у испытуемых разных конституциональных типов в значительной мере влияет пол испытуемых.
О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ КОМПЛЕКСНОГО ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН «ЭКОЛОГИЯ», «ВАЛЕОЛОГИЯ», «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
© Т.С. Дворецкая
Согласно статистическим данным, на планете из 6 млрд. населения каждую минуту умирает около 100 человек. Примерно 30-40 % всех смертей - смерп» «обреченных» больных. Одна из причин сложившейся ситуации - накопление па планете свыше 356 млрд. тонн ксенобиологических масс (загрязнений), что соответствует 60 тоннам на жителя планеты. Следствие бездумной политики покорения природы - возрастание иммунной нагрузки на человека; в итоге - иммунное истощение и болезни
Сложившаяся ситуация определяет необходимость повышения уровня экологической и валеологической
культуры человека как неотъемлемой части гуманитарной культуры В н. в. в учебные планы высших учебных заведений в качестве обязательных (базовый компонент) или вариативных (региональный компонент) входят такие учебные дисциплины как «Экология», «Валеология». «Безопасность жизнедеятельности» и др. Все эти предметы отражают тот или иной аспект комплекса наук, исследующих здоровье людей планеты, способы его сохранения и укрепления. Объектом исследования этих наук является человек и человеческие популяции; предметом изучения -индивидуальное, общественное здоровье и потенци-