тие мышечного компонента тела у девушек ассоциируется с ухудшением пространственного восприятия, меньшей помехоустойчивостью, увеличением времени реакции при исследовании сенсомоторики. Тотальные размеры тела характеризуют две оси: величины локомоторного аппарата (микро-макросомия) и формы локомоторного аппарата (брахи-лептосомия). Для микро-сомных девушек характерны достоверно лучшее восприятие (особенно пространственных объектов) и более -эффективная сенсомоторика при выраженном ле-
вополушарном доминировании Выраженной лептосо-мии у девушек сопутствуют большая помехоустойчивость и значительно более оптимальная сенсомоторика.
Таким образом, использование системы основных координат телосложения схемы В.Е. Дерябина позволяет дифференцировать коитингенг испы туемых с учетом их психофизиологических характеристик на дискретные і руины, что свидетельствует о наличии достоверных связей между показателями морфологического и психодинамического уровней.
СВЯЗЬ ДЕРМАТОГЛИФИЧЕСКИХ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ТАМБОВСКИХ СТУДЕНТОВ
© Д.В. Макспнен, С.В. Шутова, В.В. Савельева
Целью работы было выявление возможной зависимости между психофизиологическими показателями (силой нервной системы, профилем функциональной межполу-ишрной асимметрии, сенсомоторными реакциями разных модальностей) и дерматотипом у студентов.
В исследовании принимали участие 24 испытуемых (12 девушек и 12 юношей), специально отобранных из 297 студентов Тамбовского государственного университета им. Г.!’ Державина по признаку наибольшей выраженности показателей дерматоглифики (гребневому счету и индексу гребневой ширины). Дерматог-лифические отпечатки были получены по стандартной методике НИИ антропологии МГУ. У каждого испытуемого определяли свойства силы нервной системы, профиль функциональной межполушарной асимметрии мозга, выраженность нейротизма и экстра-шпро-версии, показатели простых и сложных сенсомоторных реакций разных модальностей. Общий коэффициент функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга (КА) определялся с помощью блоков тестов выявления межполушарной асимметрии локализации функций: моторных (руки и ноги) и сенсорных
(слуховых, зрительных, осязательных). Для оценки такой ин,щвидуалыю-типологической характеристики, как «сила-слабость нервной системы» использовался теппинг-тест. Проведение сенсомоторных реакций осуществлялось с применением программ РХГГЕХТ и Ягуар.
Получены значительные взаимосвязи различных конституциональных признаков у студентов 18-20 лет. Была выявлена взаимозависимость пальцевых узоров со свойствами силы нервной системы, функциональной межполушарной асимметрией головного мозга (особенно тактильной), уровнями экстро-интроверти-ровапности и нейротизма. Выявлено значительное отличие показателей времени и точности сенсомоторных реакций у лиц разных конституциональных типов по признакам дерматоглифики, коэффициенту асимметрии и силы нервной системы. На характер взаимозависимостей показателей сенсомоторных реакций, силы нервной системы, профиля функциональной межполушарной асимметрии и особенностей дерматоглифики у испытуемых разных конституциональных типов в значительной мере влияет пол испы туемых.
О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ КОМПЛЕКСНОГО ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН «ЭКОЛОГИЯ», «ВАЛЕОЛОГИЯ», «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
© Т.С. Дворецкая
Согласно статистическим данным, на планете из 6 млрд. населения каждую минуту умирает около 100 человек. Примерно 30-40 % всех смертей - смерть «обреченных» больных. Одна из причин сложившейся ситуации - накопление на планете свыше 356 млрд тонн ксенобиологических масс (загрязнений), что соответствует 60 тоннам на жителя планеты. Следствие бездумной политики покорения природы - возрастание иммунной нагрузки на человека; в итоге - иммунное истощение и болезни.
Сложившаяся ситуация определяет необходимость повышения уровня экологической и валеологической
культуры человека как неотъемлемой части гуманитарной культуры. В н. в. в учебные планы высших учебных заведений в качестве обязательных (базовый компонент) или вариативных (региональный компонент) входят такие учебные дисциплины как «Экология». «Валеология», «Безопасность жизнедеятельности» и др. Все эти предметы отражают тот или иной аспект комплекса наук, исследующих здоровье людей планеты, способы его сохранения и укрепления. Объектом исследования этих паук является человек и человеческие популяции; предметом изучения -индивидуальное, общественное здоровье и потенци-
альные опасности, сопутствующие жизнедеятельности человека; целью - сохранение и укрепление здоровья человека.
В связи с этим возрастает необходимость изучения экологии, валеологии, безопасности жизнедеятельности единым блоком. Первостепенная задача - уточнение и установление междисциплинарных перекрестных связей понятий, формируемых этими учебными дисциплинами.
Процесс развития и успешного усвоения единой системы понятий возможен при соблюдении следующих методических условий:
1. Непрерывное, поэтапное, преемственное включение их в учебное содержание.
2. Проблемный подход к изучению материала.
3. Акцентирование внимания на экологических проблемах родного края.
4. Мотивированное введение понятий.
5. Широкое использование заданий творческого характера по моделированию и прогнозированию конкретных экологических ситуаций и их последствий для здоровья людей, разработке системы мер, направленных па сохранение и улучшение здоровья человека в условиях современной ситуации.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В КУРСЕ БЖД © Т.И. Михалева
Ежедневно население всей планеты подвергается потенциальным и реальным опасностям.
Отношение человека к конкретной опасности определяется уровнем его информированности.
Опыт ведения курса БЖД в вузе показывает, что особый интерес у студентов вызывает тот материал, при освещении которого используются примеры реальной жизни: ЧС, произошедшие в мире, в РФ, в г. Тамбове и Тамбовской облает.
При изучении темы «Эпидемия, как чрезвычайная ситуация природного характера» преподавателем были приведены фактические данные о недавней эпидемии дифтерии в городе и области, отмечалось большое значение вакцинации населения с целью выработки иммунитета и предупреждения распространения этого тяжелого заболевания
Изложение материала в такой форме способствует формированию осознанного отношения студе1ггов к проблеме инфекционных заболеваний. Возникновению большого количества вопросов в отношении карантинных мероприятий, правил поведения населения при вспышке того или другого инфекционного заболевания - результат возросшего интереса студентов к вопросам обеспечения безопасного поведения.
Тема «Биологическое оружие» вызвала особый интерес в связи с события,'ми в США и с сообщениями о случаях заболевания сибирской язвой. Возросший интерес к дайной проблеме определил проведение семинарских занятий по следующей схеме:
- понятие об особо опасных инфекциях;
- возбудитель, источник инфекции, пути передачи сибирской язвы:
- клинические формы сибирской язвы;
- лечение и профилактика;
- случаи заболевания среди людей и животных в Тамбовской области.
В выступлениях студентов был использован конкретный региональный материал о случаях заболевания сибирской язвой среди людей и животных в Тамбовской области; проведение вакцинации среди работников предприятий с повышенным уровнем опасности инфицирования.
Один из путей повышения информированности студентов, мотивированного освоения навыков безопасного поведения в экс тремальных ситуациях -подкрепление теоретических закономерностей курса БЖД фактами из реальной жизни конкретного региона, города.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ВАЛЕОЛОГИЯ - БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ» © Е.А. Васильева, Н.П. Строп кона
В современных условиях многие общественные институты утратили свои охранительные функции А жизнь, что ни день, щхлюдносиг очередные сюрпризы: аварии, катастрофы, социальные вызовы, вооруженные противостояния, криминальные разборки. Среди жертв -часто дети. Кто же поможет юному человеку'? Прежде всего - он сам. Как можно раньше следует акцентировать внимание детей на вопросах безопасности жизне-
деятельности и так, чтобы это было разумно и не тревожило психику
Главная задача курса ОБЖ - формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к созданию условий безопасности, привитие навыков оценки опасности и действий в экстремальных ситуациях.
В связи с этим возникает необходимость организации непрерывной системы обучения человека навыкам