Научная статья на тему 'Связь автобиографического нарратива с построением жизненной перспективы у выпускников детских домов'

Связь автобиографического нарратива с построением жизненной перспективы у выпускников детских домов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
207
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНИКИ ДЕТСКИХ ДОМОВ / ЖИЗНЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / LIFE PROSPECT / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ И ПЛАНЫ / LIFE GOALS AND PLANS / АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ НАРРАТИВ / AUTOBIOGRAPHICAL NARRATIVE / СВЯЗЬ ПРОШЛОГО ОПЫТА С БУДУЩИМ / THE CONNECTION BETWEEN PAST EXPERIENCE AND THE FUTURE / ORPHANAGE LEAVERS / SYSTEM OF VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чиганова Елена Анатольевна, Бутенко Вера Николаевна, Сидоренко Оксана Александровна

В статье обсуждаются трудности выпускников детских домов в осмыслении опыта в прошлом как основы самоидентичности, которая необходима для проектирования будущего. Исследуется связь прошлого (в форме автобиографических нарративов) и будущего как построение жизненной перспективы у выпускников детских домов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чиганова Елена Анатольевна, Бутенко Вера Николаевна, Сидоренко Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONNECTION BETWEEN AUTOBIOGRAPHICAL NARRATIVES AND BUILDING LIFE PROSPECTS BY ORPHANAGE LEAVERS

This article discusses the difficulties which orphanage leavers face when they comprehend the experience of the past as the basis of self-identity, which is essential for future planning. This article analyzes how the past (in the form of autobiographical narratives) and the future as building life prospects by orphanage leavers are connected.

Текст научной работы на тему «Связь автобиографического нарратива с построением жизненной перспективы у выпускников детских домов»

СВЯЗЬ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО НАРРАТИВА С ПОСТРОЕНИЕМ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ

THE CONNECTION BETWEEN AUTOBIOGRAPHICAL NARRATIVES AND BUILDING LIFE PROSPECTS BY ORPHANAGE LEAVERS

E.A. Чиганова, B.H. Бутенко, O.A. Сидоренко E.A. Chiganova, V.N. Butenko, O.A. Sidorenko

Выпускники детских домов, жизненная перспектива, ценностные ориентации, жизненные цели и планы, автобиографический нарратив, связь прошлого опыта с будущим.

В статье обсуждаются трудности выпускников детских домов в осмыслении опыта в прошлом как основы самоидентичности, которая необходима для проектирования будущего. Исследуется связь прошлого (вформе автобиографических нарративов) и будущего как построение жизненной перспективы у выпускников детских домов.

Orphanage leavers, life prospect, the system of values, life goals and plans, autobiographical narrative, the connection between past experience and the future. This article discusses the difficulties which orphanage leavers face when they comprehend the experience of the past as the basis of self-identity, which is essential for future planning. This article analyzes how the past (in the form of autobiographical narratives) and the future as building life prospects by orphanage leavers are connected.

Работа с детьми-си рота ми всегда вызывала множество вопросов, и с каждым годом интерес к данной проблеме только возрастает. Законодатели предпринимают различные меры, нацеленные на поддержку воспитанников детских домов. Однако большинство программ социального сопровождения сирот носит скорее материальную направленность, чем социально-психологическую. Одна из основных проблем в личностном становлении выпускников детских домов - способность брать ответственность за себя, строить будущее, планировать свою жизнь [Исакова, 2012].

У воспитанников детских домов разрушено одно важное звено самосознания - звено психологического времени личности. Ребенок не в состоянии соотнести себя настоящего с собой в прошлом и будущем: индивидуального прошлого он часто не помнит, будущее для него неопределенно [Самсоненко, 20.10].

Прошлый опыт как личная история создает самоидентичность, представление о себе: о

своих возможностях, интересах, идеалах, ценностях, опираясь на которые каждый человек проектирует будущее.

У детей из детских домов отсутствует жизненная практика, позволяющая опираться на себя, верить в свои силы, когда близкие взрослые могут заметить и придать значимость любым, даже небольшим усилиям ребенка, создавая жизнеутверждающую идентичность ребенка как способного, могущего, преодолевающего жизненные трудности [Яковлева, 2011].

В отличие от домашних детей, у воспитанников детских домов основной архив личной жизни - индивидуальные медицинские карты, где собран анамнез развития ребенка (особенности рождения, раннего развития, социальные условиях и др.). Такая карта как личная история следует за ребенком из одного образовательного учреждения в другое без позитивного, успешного образа, значимого для самих детей. История такой задокументированной негативной идентичности на протяжении жизни может неодно-

Е.А. ЧИГАНОВА, В.Н. БУТЕНКО, O.A. СИДОРЕНКО. СВЯЗЬ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО НАРРАТИВА С ПОСТРОЕНИЕМ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ

кратно обсуждаться и пересказываться, в результате прочно укореняется в сознании ребенка, перекрывая позитивный потенциал картины возможного личного будущего, фиксируя детей на навязчивом повторении негативного для них оттенка личного пути, основанного на их биографии. В жизни детей-сирот остро не хватает позитивно оцениваемых личностно значимых событий, историй из своего прошлого (таких как первое слово, первый самостоятельно сделанный шаг, первая «пятерка» в школе и т.д.), опираясь на которые ребенок мог бы строить жизнеутверждающую идентичность, верить в свои силы, ставить цели и прикладывать усилия к их достижению.

Таким образом, проблема заключается в том, что накопившийся неблагоприятный опыт прошлого у воспитанников детских домов искажает развитие их жизненных перспектив, тем самым сильно ограничивая их развитие, так как именно в подростковом и юношеском возрасте формируется картина личного будущего.

Для описания представлений человека о будущем используется понятие будущей временной перспективы, которая определяет «способность личности действовать в настоящем в свете предвидения сравнительно отдаленных будущих событий» [Головаха, 2004].

Для описания понятия жизненной перспективы мы использовали представления Е.И. Голо-вахи, который определил ее как целостную картину будущего в сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл жизни.

Чтобы «создавать» будущее, необходимо прежде всего изучить специфику содержания будущей перспективы. Согласно учению Е.И. Голова-хи, ядро жизненной перспективы составляют ценностные ориентации, жизненные цели и планы.

Жизненные планы могут быть выражены в конкретных событиях жизненного пути и являются средствами осуществления жизненных целей, их конкретизацией в хронологическом и содержательном аспектах, они определяют порядок действий, необходимых для реализации

жизненных целей как основных ориентиров жизненного пути в будущем.

Жизненная цель - это предметная и хронологическая граница «актуального» будущего, непосредственно связанного с заботами и проблемами настоящего. Если до этой границы будущее наполняется конкретными жизненными планами на пути к реализации соответствующих жизненных целей, то за ней оно может быть выражено только в общих ориентациях на жизненные ценности, не требующих хронологической и четкой предметной определенности.

Для исследования жизненных целей и планов необходимо применять событийный подход, ключевым понятием которого является «событие» - «узловой момент и поворотный этап жизненного пути личности» [Рубинштейн, 2004]. Именно такими событиями в картине будущего выступают жизненные цели и планы.

Планируя свое будущее, намечая конкретные события - планы и цели, человек исходит, прежде всего, из определенной иерархии жизненных ценностей, представленной в его сознании. Избирательная направленность на эти ценности отражается в иерархии ценностных ори-ентаций личности. Ценностные ориентации не имеют той определенности, которая присуща сформированным на должном уровне целям и планам. Благодаря этому они выполняют более гибкую регулятивную функцию. Их предмет -определенная сфера жизнедеятельности, линия поведения, рассчитанная на период времени, который заранее трудно установить для непосредственной реализации ожиданий, соответствующих сложившейся иерархии ценностей.

Ценностные ориентации, жизненные цели и планы как последовательно формирующиеся компоненты осознанной картины будущего дают ответы на ключевые жизненные вопросы: в каких сферах жизни сконцентрировать усилия для достижения успеха? Что именно и в какой период жизни должно быть достигнуто? Какими средствами и в какие конкретные сроки могут быть реализованы поставленные цели?

Несмотря на известные на данный момент сведения о развитии жизненной перспективы

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н

U

личности выпускников интернатных учреждений, их крайне недостаточно, особенно с учетом необходимости реализации потенциальных возможностей по выстраиванию позитивной жизненной перспективы.

Для исследования жизненной перспективы как целостной картины будущего мы анализировали ее содержание через жизненные цели, планы, ценностные ориентации конкретной личности. Для оценки жизненной перспективы выпускников детских домов мы выделили три наиболее информативных параметра: оптимистич-ность, реалистичность и продолжительность.

Для изучения жизненной перспективы личности выпускников интернатных учреждений, для получения представления об их отношении к своему прошлому опыту, определения основных жизненных ценностей и целей мы использовали автобиографические нарративы.

Нарратив представляет собой специфическую форму дискурса, личный миф - высокозначимую систему автобиографических воспоминаний, являющуюся аспектом саморепрезентации индивида и представляющую собой интегрированную конструкцию историй его жизненных переживаний [Freedman, Combs, 1996]. Личные мифы объясняют мир, направляют индивидуальное развитие, дают социальную направленность и отвечают на духовные запросы людей таким же образом, как культурные мифы выполняют эти функции для целых сообществ [Сапого-ва, 2004].

Нарратизации подвергаются как автобиография в целом, так и её отдельные части, в первую очередь те, которые осмысляются как ключевые, смыслообразующие. Единицей построения автобиографического нарратива принято считать событие, под которым понимается от-рефлексированное, сохранившееся в памяти и наделённое «насыщенным описанием» действие или случай, которые совершались, происходили или созерцались как происходящие на определённом отрезке пространства и времени жизни субъекта, в особенности если с ними было связано что-то важное для него [Брокмей-ер, Харре, 2003].

Также стоит отметить несколько важных моментов, касающихся события как единицы автобиографического нарратива: статус события придаётся действиям или случаям только самим субъектом; события обладают субъективной завершённостью (то есть потенциально идентифицируемыми началами и концами) и представляют собой способы категоризации опыта в том смысле, что категория события делает опыт доступным пониманию, обеспечивая язык для разговора об опыте; осознание начала и конца происшедшего с субъектом превращает событие в носителя смыслов.

Сами же автобиографические истории обрамляют опыт как совокупность событий (создают автобиографические фреймы). Чтобы стать системообразующей единицей биографии, событие должно быть наделено насыщенным описанием. «Насыщенное описание», сопровождающее превращение действия или случая в событие, указывает на специфический тип интеллектуальной деятельности (нарратизации), который мы связываем с намеренным наполнением смыслами того, что само по себе не является их носителем [Уайт, 2010].

Таким образом, автобиографический нарратив является своеобразным синтезом осознания / означивания и бытийствования субъекта. Сам по себе жизненный опыт субъекта - это «черновики» огромного множества историй о себе, «испытательный полигон» для множества нарративных автобиографических проектов, в которых субъект ищет и утверждает свою целостность, своё Я. Собственно, этим целям служит любая автобиография.

Для изучения автобиографических наррати-вов мы выделили следующие показатели.

- Активная субъектная позиция. Показывает, насколько человек проявляет активность, инициативу, заявляет себя. Проявляется в употреблении местоимения «я» и использовании глаголов в активном залоге, например, «я взял», «я пошел» и так далее. Пример неактивной, пассивной позиции - «меня уговорили».

- Описание своих чувств, эмоциональных состояний. Показывает, насколько человек осознает, что с ним происходит.

E.A. ЧИГАНОВА, B.H. БУТЕНКО, O.A. СИДОРЕНКО. СВЯЗЬ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО НАРРАТИВА С ПОСТРОЕНИЕМ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ

- Упоминание значимых людей как способность строить близкие отношения.

- Конструктивный выход из ситуации. Означает, что человек нашел позитивное решение проблемы, причем не обязательно только внешне наблюдаемое, возможно и внутренее разрешение.

Мы считаем, что данные параметры позволяют оценить отношение воспитанников детских домов к самому себе «в свете прошлого опыта»: как могущего, способного, сознательно проживающего жизнь или, наоборот, пассивного, слабого, зависимого от окружения.

В данной работе была предпринята попытка связать видение своего прошлого с представлением о будущем. Практически у каждого человека на протяжении жизни складывается своя жизненная перспектива - картина будущего, какой он ее себе представляет в свете поставленных целей и задач. Мы считаем: если в прошлом опыте воспитанника детского дома присутствует жизнеутверждающая практика, когда он воспринимает себя в прожитом отрезке времени как активного, оптимистичного, способного, могущего, переживающего, то его опыт становится внутренним и он способен перенести его в будущее. И наоборот, если человек избегает любых попыток осмысления своего прошлого или интерпретирует его только с негативном ключе, а себя в нем - как пассивного и слабого, то он не способен к построению жизненной перспективы. Каким мы видим прошлое, таким видится и будущее, и от оценки прошлого опыта как некоторой опоры мы и выстраиваем жизненные перспективы. Автобиографические нарративы и представляют собой те самые положительные и отрицательные события, на основе которых у детей формируются представления о жизненных перспективах [Сапогова, 2004].

В работе мы исследовали связь автобиографических нарративов и жизненной перспективы у выпускников детского дома.

Мы предположили, что существует связь между автобиографическим нарративом и жизненной перспективой, что чем содержательнее автобиографический нарратив, тем лучше пред-

ставления о своей жизненной перспективе у выпускников детских домов.

Мы определяем автобиографический нарратив как содержательный, если автор наполняет его каким-то личностным смыслом, то есть в нарративе присутствует хотя бы один из указанных выше параметров.

Исследование проводилось в образовательном учреждении начального профессионального образования - профессиональном лицее № 18, который посещают воспитанники детского дома им Х.М. Совмена. Испытуемые -подростки-воспитанники детских домов: мальчики и девочки от 15 до 18 лет. Выборка исследования составляет 29 человек.

В исследовании были использованы следующие методики: «Автобиографический нарратив», опросник «Мое будущее», Метод неоконченных предложений, тест смысложизненных ориентаций (СЖО) А.Н. Леонтьева, а также корреляционный анализ для подтверждения достоверности данных.

В методике исследования автобиографических нарративов испытуемым предлагалось вспомнить любые три случая из жизни, которые первыми приходят в голову. Результат оценивался по параметрам: активная / субъектная позиция, описание чувств, эмоциональных состояний, упоминание значимых людей, конструктивный выход из ситуации.

В опроснике «Мое будущее» испытуемым предлагалось 12 вопросов, касающихся представлений о будущем. При заполнении опросника с испытуемыми проводился уточняющий опрос по каждому вопросу с целью получения развернутого, содержательного ответа. Результат оценивался по параметрам: реалистичность, оптимистичность, продолжительность.

В методике неоконченных предложений испытуемым предлагалось продолжить 9 предложений, раскрывающих их ценности, идеалы, задачи в ближайшей перспективе. Результаты оценивались по двум параметрам - реалистичность и продолжительность жизненной перспективы.

Тест смысложизненных ориентаций (А.Н. Леонтьев) позволяет оценить «источник»

а

ч

с m

о |

и и

о

Рч

W

m

н о

Рч < ^

о ^ 5 U

о ^

Рч W

« с «

S

X

н и

смысла жизни, который может быть найден в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тест содержит пары противоположных утверждений на выбор испытуемых. Результаты оцениваются по общему суммарному показателю. При высоких баллах предполагается высокий уровень оптимистичности и продолжительности жизненной перспективы, при средних баллах - средний уровень оптимистичности и продолжительности жизненной перспективы, при низких - соответственно низкий уровень.

Результаты исследования. В результате анализа данных, полученных с помощью исследования автобиографических нарративов, было установлено, что 41 % испытуемых набрали низкие (нулевые) показатели автобиографических нарративов, так как категорично не захотели делиться воспоминаниями, 6,9 % испытуемых имеют высокие показатели автобиографических нарративов - в воспоминаниях были обнаружены все 4 критерия (активная субъектная позиция, описание своих чувств и эмоциональных состояний, упоминание значимых людей, конструктивный выход из ситуации), только 24,1 % испытуемых воспроизвели по 3 воспоминания, 34,5 % испытуемых смогли рассказать одно-два воспоминания. В итоге можно сделать вывод, что выпускники детского дома имеют серьезные затруднения, связанные с воспроизведением прошлого опыта.

Анализ данных по опроснику «Мое будущее» показал, что 31 % испытуемых имеют средний показатель жизненной перспективы, 69 % испытуемых имеют низкий показатель жизненной перспективы. Таким образом, у большинства испытуемых - выпускников детского дома жизненная перспектива слабо представлена в сознании.

Данные по методу неоконченных предложений показали, что 28 % испытуемых получили средние показатели реалистичности и продолжительности жизненной перспективы, 72 % испытуемых - низкие показатели. Эти результаты означают, что большинство испытуемых во

взглядах на будущее не разделяют фантазии и реальность, живут «сегодняшним днём».

Результаты анализа данных по тесту смысло-жизненных ориентаций, показали, что у 72 % испытуемых уровень оптимистичности и продолжительности жизненной перспективы находится в пределах нормы, у 28 % испытуемых уровень оптимистичности и продолжительности жизненной перспективы ниже нормы. Согласно этим данным, большинство испытуемых смотрят на будущее, на жизненные перспективы оптимистично, а также ставят долгосрочные цели. Интересно, что по результатам уточняющего опроса подростки набрали более низкие баллы, характеризующие жизненную перспективу, чем по результатам теста. Это может объясняться тем, что тест не предполагал содержательного ответа.

Обобщая данные в совокупности, мы получили следующие результаты.

Ни у кого из испытуемых нет высоких показателей жизненной перспективы ни по одной из методик. Большинство выпускников детских домов имеют низкие показатели жизненной перспективы (кроме теста СЖО).

Подростки, согласившиеся зафиксировать автобиографические нарративы, имеют более высокие баллы, характеризующие их жизненные перспективы как картину будущего, чем те, кто наотрез отказался что-либо вспоминать. У испытуемых, имеющих низкие показатели автобиографических нарративов, получились более низкие показатели жизненной перспективы, чем у тех, кто набрал средние показатели автобиографических нарративов.

Данные корреляционного анализа показали, что автобиографический нарратив влияет на выстраивание воспитанниками жизненной перспективы. Это означает, что выпускники детских домов, автобиографические нарративы, которых были содержательно наполнены, то есть имели эмоциональную окраску, полезный опыт общения, взаимодействия или выхода из ситуации, представляли себе оптимистичные, реалистичные и продолжительные будущие перспективы. Если подросток способен видеть в своём прошлом положительные моменты, проявляет активность, стремится к

E.A. ЧИГАНОВА, B.H. БУТЕНКО, O.A. СИДОРЕНКО. СВЯЗЬ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО НАРРАТИВА С ПОСТРОЕНИЕМ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ

осуществлению своих целей и осознает ресурсы, которые необходимы для их достижения, то он более чётко выстраивает образ жизненной перспективы. В то же время было установлено, что у большинства сирот автобиографические нарра-тивы носят негативный характер, эмоционально пусты, не несут в себе полезного опыта, соответственно, нет «строительного материала» для создания образа будущих перспектив.

Таким образом, наша гипотеза о связи автобиографического нарратива и жизненной перспективы подтвердилась: чем содержательнее автобиографический нарратив, тем лучше представления о своей жизненной перспективе у выпускников детских домов.

Следовательно, одной из важных задач людей, сопровождающих сирот, является создание такого положительного опыта, опираясь на который, они смогут строить жизненные перспективы. Для накопления и сохранения личного «событийного» опыта педагогам детских домов была рекомендована программа, направленная на построение жизнеутверждающих нарративов с накоплением подтверждающих материалов. Так, например, было рекомендовано введение новых традиций: «Вечерний анализ дня», «Мои личные достижения», подготовка и празднование Дней рождения как значимых личных событий, создание личных архивов в форме альбомов, дневников, видеопрезентации и т.д.

Библиографический список

1. Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и

обещания одной альтернативной парадигмы

// Вопросы философии. 2003. № 3. С. 29-42.

2. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 2004.

3. Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: 4 М. 2003-4. № 3-4. С. 34-43.

4. Исакова Т.А. Формирование жизненных планов детей-сирот, получающих профессионально-техническое образование: авто-реф. дис. ... Минск, 2012.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 2004. 704 с.

6. Самсоненко Л.С. Психолого-педагогические условия формирования жизненной перспективы у выпускников интернатных учреждений: автореф. дис. ... Екатеринбург, 2010.

7. Сапогова Е.Е. Человек как знак для самого себя: о концептах самоинтерпретации и самопостроения субъекта // Развивающийся человек в пространстве культуры: Психология гуманитарного знания: тезисы Всероссийской научно-практической конференции (Тула, 26-27 октября 2004 г.) / под ред. Е.Е. Сапоговой. Тула: ТулГУ, 2004. С. 191-197.

8. Уайт М. Карты нарративной практики: Введение в нарративную терапию: пер. с англ. М.: Генезис, 2010. 326 с.

9. Яковлева Н.Ф. Проявление недостатков характера у детей-сирот // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011 № 4(18). С. 96-100.

10. Freedman J., Combs G. Shifting paradigms: From systems to stories // Freedman J., Combs G., Narrative Therapy: The social construction of preferred realities, chapter 1. New York: Norton, 1996.

<C

с m

о

ь

X

Щ

w m H

о

Рч < ^

о ^ о о

О Й

Ei

w

H

к о

Рч

w

I

0

1

X %

«

о w

V

к

Ь

1-4

<c n w с

«

5 X

H

и

W PQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.