УДК 159.9
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ И ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ И ИХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЕМ К
БУДУЩИМ СОБЫТИЯМ
Наталья Игоревна Федотова, кандидат психологических наук, доцент, АНО ВО «Московский гуманитарный университет» (МосГУ), Москва
Аннотация
В статье рассматриваются положения о взаимосвязи ценностных ориентаций воспитанников детских домов и школ-интернатов с их эмоциональным отношением к будущей жизни. Межфункциональные изменения ценностно-смысловой и эмоциональной составляющих представлений о жизненных перспективах проявляются в изменении эмоционального отношения к будущему. Продумывание планов на будущее у детей-сирот связано с эмоциональным отношением к будущим событиям. Чем более насыщенным представляется будущее, тем более выражена его негативная оценка как тяжелого и скучного. Специфика планирования ближней, средней и дальней перспективы у детей-сирот опосредуется особенностями эмоциональных представлений о событиях будущего.
Ключевые слова: воспитанники детского дома, воспитанники школы интерната, ценностные ориентации, жизненные перспективы личности.
INTERRELATION OF VALUABLE ORIENTATIONS OF PUPILS OF ORPHANAGES AND BOARDING SCHOOLS AND THEIR EMOTIONAL ATTITUDE TO FUTURE
EVENTS
Natalya Igorevna Fedotova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Moscow Humanities University, Moscow
Annotation
This article considers the regulations on the correlation of valuable orientations of pupils of orphanages and boarding schools with their emotional relation to future life. Interfunctional changes in valuable and semantic and emotional sides of the ideas about the vital prospects are shown in change of the emotional attitude to the future. Premeditation of plans for the future at the orphan children is connected with the emotional relation to the future events. The more enriched the future is imagined; the more expressed its negative assessment as heavy and boring. Specifics of planning of the near, average and distant prospect among the orphan children are mediated by features of the emotional ideas of the future events, and ideas of future events.
Keywords: pupils of orphanage, pupils the boarding school, valuable orientations, vital prospects of the personality.
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение. Среди мер, направленных на защиту прав граждан этой категории, приоритетным является развитие семейных форм их устройства.
По данным федерального статистического наблюдения, в 2015 году усыновлено 6649 детей, а на другие формы устройства - под опеку или попечительство, в приемную семью, на патронатное воспитание - передано 52 706 детей.
Численность детей, оставшихся без попечения родителей, учтенных на конец 2015 года, составила 481 921 человек. Около 20% из них находятся на воспитании в детских домах и школах интернатах (http://минобрнауки.рф/новости/8330).
Надо отметить, что условия воспитания в школах интернатах и детских домах в целом относительно равнозначны. Однако в условиях жизни воспитанников детских домов есть принципиальное отличие от жизни детей в школе-интернате: они имеют более интенсивные и свободные контакты со своими сверстниками, воспитывающимися в семье. Нельзя однозначно утверждать, что данный факт можно оценивать лишь положи-
тельно, однако это означает, что дети, воспитывающиеся в школе-интернате, находятся в большей изоляции от социума, чем их сверстники из детского дома. Такая изоляция может отражаться на особенностях ценностных ориентаций подростков и на их представлениях о своей будущей жизни.
В связи с этим рассмотрение ценностных ориентаций во взаимосвязи с жизненной перспективой у детей-сирот становится особенно значимым.
В работе использовался комплекс методов исследования: каузометрический опрос, методика Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» различных жизненных сфер», семантический дифференциал; математические методы анализа информации (корреляционный, факторный) с использованием компьютерных программ «^аЙБЙса 6». Для межгруппового сравнения ранговых (порядковых) данных использовался непараметрический критерий Манна-Уитни.
Рассмотрим теперь, каким образом специфика ведущих сфер подростков из сиротских учреждений отражаются на особенностях представлений о будущем.
Для анализа специфики ценностно-смысловой составляющей жизненных перспектив детей-сирот рассмотрим данные, полученные с помощью модифицированного варианта методики «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах», на основе которых мы смогли выстроить иерархию ценностных ориен-таций, наиболее привлекательных для испытуемых, из детского дома и интерната, в будущем. По полученным результатам относительно ценностей воспитанников детского дома и школы-интерната мы построили диаграмму, которая отображает степень выраженности ценностей у детей, воспитывающихся в детском доме и школе-интернате (рисунок 1.)_
10
2 --
0
Понятия-ценности
10
11
12
□детский дом Откола интернат
8
6
4
9
Обозначения: 1. Активная, деятельная жизнь; 2. Здоровье; 3. Интересная работа; 4. Красота природы и искусства; 5. Любовь; 6. Материально - обеспеченная жизнь; 7. Наличие хороших и верных друзей; 8. Уверенность в себе; 9. Познание; 10. Свобода как независимость в поступках и действиях; 11. Счастливая семейная жизнь; 12. Творчество.
Рисунок 1 - Результаты, полученные по методики УСЦД Е.Б. Фанталовой.
На рисунке 2 отображен весь ценностный ряд, от более значимых к менее значимым, или вообще не значимых ценностей.
8 6 4 - 2 0
1- Г~|
— 1-
11 2 7 8 5 10 9 6 1 4 3 12
□детский дом □ школа-интернат
Обозначения: такие же, как на рисунке 1.
Рисунок 2. - Ценность жизненных сфер
Таким образом, можно отметить, что первое по привлекательности место в содержании жизненной перспективы у детей-сирот занимают ценности «счастливая семейная жизнь», «здоровье» и «наличие хороших и верных друзей». Низкая актуальность для детей-сирот жизненных сфер «красота природы и искусства» и «творчество», скорее всего, связана с ненужностью данных ценностей в настоящее время.
Таким образом, можно отметить схожесть системы ценностных ориентаций детей-сирот. Для более глубокого понимания содержания ценностно-смыслового компонента жизненной перспективы обратимся к анализу показателей доступности жизненных сфер у детей-сирот (рисунок 3).
8 -|
4 - - - "I- -Г -.- - - - - - "I- " —
2 - - - - - - - - - - - —
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
| □ детский дом □ школа-интернат |
Обозначения: такие же, как на рисунке 1.
Рисунок 3 - «Доступность» ведущих жизненных сфер
Так, для подростков из детского дома наиболее доступными представляются ценности «наличие хороших и верных и друзей», «творчество», «уверенность в себе», «счастливая семейная жизнь». Как менее доступные оцениваются такие важные для личности сферы, как «здоровье», «любовь», «материально обеспеченная жизнь».
Подростки из школы-интерната, считают доступным для себя наличие хороших и верных друзей, активную деятельную жизнь, достижение уверенности в себе и возможность познания. Как менее достижимые они воспринимают счастье в семейной жизни и возможность переживания красоты природы и искусства.
Обратимся к анализу рассогласования ценности и доступности жизненных сфер (рисунки 4, 5).
2,5 1,5 0,5
—
-1 1 , ■ ггт 1 Л г1 П гИ г! , ГП
10
11
12
□ детский дом □ школа-интернат
Обозначения: такие же, как на рисунке 1.
Рисунок 4 - Выраженность внутренних конфликтов
-
1-
п-П ■ г-П т Пп г ГЬ -
10
11
12
□ детский дом
J школа-интернат
2
9
Обозначения: такие же, как на рисунке 1.
Рисунок 5 - Выраженность внутренних вакуумов
Таким образом, мы видим, что у детей сирот наиболее выражены конфликты в ценностях «счастливая семейная жизнь», «здоровье» и «любовь», что демонстрирует их убежденность в недостижимости желаемого.
Мы видим, что для таких ценностей как «активная, деятельная жизнь», «уверенность в себе», «творчество», «красота природы и искусства» у детей-сирот доступность является более высокой, чем ценность. Это может говорить, что данные ценности оцениваются подростками как избыточные и ненужные.
Для анализа эмоционально-оценочного восприятия подростками событий своего прошлого, настоящего и будущего обратимся к результатам, полученным с помощью психосемантического подхода. Испытуемым предлагалось сформировать конструкты репертуарной решетки оценить 17 понятий - элементов по шкалам - конструктам, что выявляло смысловые конструкты, задающие параметры жизненного мира субъекта. Мы использовали оценочную решетку, апробированную в экспериментальном исследовании Дёминой И.А. (1997).
С помощью процедуры факторного анализа было выявлено, что в основе эмоциональной оценки жизненных перспектив детей из детского дома лежит 3 фактора, объясняющих большую часть дисперсии, а именно: первый фактор определяет отношение к будущему как разнообразному, насыщенному впечатлениями периоду жизни (объясняющий 44,1% разброса данных); второй фактор (объясняющий 26,9% разброса данных) определяет отношение к будущему как оптимистичному, гармоничному периоду жизни, третий фактор (объясняет 14,5% разброса данных) определяет отношение к будущему как застывшему, серому периоду жизни.
У детей, воспитывающихся в школе-интернате, были выделены 3 фактора, отражающих отношение к будущему, как веселому, хорошему (32,5%), однообразному, скучному (20,5%) и оптимистичному, романтичному (19,6%).
Таким образом, у воспитанников детского дома отношение к будущему носит активный, деятельный характер, в то же события будущего воспринимаются ими как серые и инертные, что отражает на наш взгляд противоречивое восприятие будущей жизни.
У воспитанников школы-интерната преобладает эмоциональная оценка своего будущего как хорошего, веселого, но также однообразного и скучного, что также является признаком противоречивого отношения к будущему.
Возможным объяснением полученных результатов является специфика эмоциональной сферы личности детей-сирот. Неудовлетворенность своей жизнью в настоящем, повышенная тревожность, отражается на эмоциональном восприятии будущего как застывшего и скучного периода жизни. В то же время дети-сироты ожидают в будущем больше оптимистичного, веселого и разнообразного. Противоречивое отношение на наш взгляд объясняется, прежде всего, тем, что у детей-сирот ожидание будущего связано с неуверенностью и неопределённостью.
Обратимся теперь к анализу когнитивной составляющей представлений о жизненных перспективах, акцентируя внимание на насыщенности и глубине планирования предстоящей жизни. С этой целью обратимся к результатам, полученным с помощью ка-узометрического опроса.
Так, в группе воспитанников детского дома по преимущественной временной ориентации выявлено следующее распределение: 18% респондентов ориентированы на прошлое, 38% ориентированы на настоящее и 46,2% - на будущее.
В группе воспитанников школы-интерната по преимущественной вмененной ориентации выборка распределилась следующим образом: 26,7% испытуемых ориентированы на прошлое, 24,29% - на настоящее и 48,5% - на будущее (рисунок 6).
Представленная диаграмма демонстрирует временную направленность на будущее у детей, воспитывающихся в детском доме и школе-интернате.
Итак, у детей, воспитывающихся в детских домах и школах интернатах, сознание
направлено на будущее. Вместе с тем у детей из детского дома более выражена ориентация на настоящее, и значительно слабее выражена ориентация на прошлое, по сравнению со своими сверстниками из школы-интерната. Значимые различия получены в ориентации на настоящее (Шмп = 501; р 0,04)
60 50 40 30 20 10 0
46,48,5
38
26,7
18 —
4,9-
70 60 50 40 30 20 10 0
22
25
14
63
51
прошлое
настоящее
будущее
ближняя перспектива
средняя перспектива
дальняя перспектива
□детский дом
школа-интернат
□ детский дом
J школа-интернат
Рисунок 6 - Временная ориентация испытуемых
Рисунок 7 - Глубина планирования жизненной перспективы детей-сирот
Следовательно, можно отметить тот факт, что для детей из школы-интерната психологическое настоящее незначимо для реальной деятельности. Возможным объяснением этого может быть состояние неудовлетворенности настоящим периодом жизни.
Обратимся теперь к анализу глубины планирования будущего у детей-сирот.
В группе детей из детского дома по планированию своего будущего на ближние, средние и отдаленные сроки выборка распределилась следующим образом: 7,78% подростков строят планы на ближайшее будущее (сроком до 1 года); 22,14% - на будущее средней удаленности (до 5 лет); 63,85% - на отдаленное будущее (сроком свыше 5 лет).
В группе детей из школы-интерната, испытуемые имели следующее распределение: 14,25% строят планы на ближайшее будущее; 25,19% - на будущее средней удаленности (до 5 лет); 51,15% - на отдаленное будущее.
Представленная диаграмма (рисунок 7) демонстрирует направленность и детей-сирот на дальнюю перспективу. Особенно это ярко выражено у воспитанников детского дома. Также можно заметить, что воспитанники школы-интерната на ближайшее будущее планируют большее количество событий, чем их сверстники из детского дома (Цэмп = 456; р< 0,01). Сопоставляя полученные результаты с исследованием временной направленности личности, можно заключить, что дети-сироты, ориентированы в своей жизни на будущее и заботятся о выстраивании дальней перспективы.
Таким образом, когнитивная составляющая представлений о жизненных перспективах детей-сирот заключается в высокой насыщенности будущего важными событиями и глубиной жизненного планирования.
На основе анализа полученных данных можно сделать вывод об особенностях содержания компонентов представлений о жизненных перспективах детей-сирот. Специфика содержания ценностно-смыслового компонента жизненной перспективы заключается в том, что более приоритетными являются жизненные сферы «счастливая семейная жизнь», «здоровье», «наличие хороших и верных друзей» и менее значимыми становятся сферы «творчество» и «красота природы и искусства». Однако система ценностных ори-ентаций личности детей-сирот содержит внутренние конфликты, отражающие убежденность в невозможности достижения желаемого в будущем относительно здоровья, семейного счастья, любви.
Содержание эмоционального компонента представлений о жизненных перспективах раскрывается в отношении к будущему как противоречивому периоду жизни.
Результаты исследования когнитивной составляющей жизненных перспектив продемонстрировали, что картина будущего в представлении детей-сирот характеризуется
7
насыщенностью жизненными событиями и глубиной ее планирования.
Рассмотрим специфику взаимосвязи соотношение ценностно-смыслового, эмоционального и когнитивного компонентов жизненной перспективы у детей-сирот.
В результате применения метода корреляционного анализа в группе испытуемых из детского дома, выявлено наличие взаимосвязей ценности различных жизненных сфер с показателями эмоционального отношения к событиям будущего:
1. Так, ценность жизненной сферы «здоровье» связана со шкалами «однообразные - разнообразные» (г = 0,40; р < 0,05), «насыщенные впечатлениями - пустые» (г = -0,40, р < 0,05).
2. Значимость жизненной сферы «красота природы и искусства» коррелирует со шкалами «однообразные - разнообразные» (г = 0,41; р < 0,05), «насыщенные впечатлениями - пустые» (г = - 0,45, р < 0,05).
3. Ценность «материально обеспеченная жизнь» связана со шкалами «спокойные - тревожные» (г = 0,40; р < 0,05), «насыщенные впечатлениями - пустые» (г = 0,41, р <0,05).
4. Значимость сферы «счастливая семейная жизнь» коррелирует со шкалой «оптимистичные - пессимистичные» (г = - 0,42; р < 0,05)
5. Ценность сферы «творчество» связана со шкалой «бурные - инертные» (г = 0,42; р< 0,05).
Представленные результаты демонстрируют тот факт, что у подростков из детского дома значимость сфер «счастливая семейная жизнь», «красота природы и искусства», «здоровье» связана с негативным эмоциональным отношением к будущему, в то время как повышение значимости ценностей «материально обеспеченная жизнь» ведет к его более позитивной эмоциональной оценке.
В то же время в группе воспитанников школы-интерната также выявлено наличие следующих взаимосвязей.
1. Ценность жизненной сферы «активная деятельная жизнь» связана со следующими шкалами, отражающими особенности эмоционального отношения к будущему: «серые - привлекательные» (г = 0,31; р < 0,05), «инициируемые другими - инициируемые вами» (г = 0,37; р < 0,05).
2. Ценность «интересная работа» связана со шкалами «однообразные - разнообразные» (г = 0,35; р < 0,05), «скучные - интересные» (г = 0,48; р < 0,05).
3. Ценность «красота природы и искусства» коррелирует со шкалами «веселые -грустные» (г = -0,35; р < 0,05), «спокойные - тревожные» (г = -0,37; р < 0,05), «бурные -инертные» (г = -0,30; р < 0,05).
4. Значимость сферы «любовь» связана со шкалой «насыщенные впечатлениями -пустые» (г = -0,35; р < 0,05).
5. Значимость сферы «материально обеспеченная жизнь» связана со шкалой «насыщенные впечатлениями - пустые» (г = 0,45; р < 0,05).
6. Ценность «свобода как независимость в поступках и действиях» связана со шкалами «веселые - грустные» (г = 0,34; р < 0,05), «насыщенные впечатлениями - пустые» (г = 0,34, р < 0,05).
7. Ценность «творчество» связана со шкалами «скучные - интересные» (г = -0,38; р < 0,05), «стремительные - долго длящиеся» (г = -0,38; р < 0,05).
Таким образом, на основе полученных данных можно заключить, что в восприятии воспитанников школы-интерната негативное эмоциональное отношение к будущему связано с ценностями «активная деятельная жизнь», «любовь», «интересная работа», «красота природы и искусства». Позитивное эмоциональное отношение будущему связано с такими ценностями как «материально обеспеченная жизнь», «свобода как независимость в поступках и действиях». Сопоставляя результаты, полученные в группах испытуемых, можно отметить тот факт, что у воспитанников детского дома основой представлений о
жизненных перспективах, продумывания жизненных планов и эмоционального отношения к будущему являются ценности «здоровье», «материально обеспеченная жизнь», «счастливая семейная жизнь», «красота природы и искусства», «творчество». Для воспитанников школы-интерната при построении образа будущей жизни также важными являются ценности «красота природы и искусства», «творчество», «материально-обеспеченная жизнь», «активная деятельная жизнь», «интересная работа», «любовь» и «свобода как независимость в поступках и действиях».
Следовательно, можно сделать вывод о том, что основой противоречивого эмоционального отношения к будущему является специфика системы ценностных ориентаций личности.
С целью определения степени связи эмоционального и когнитивного компонентов жизненной перспективы испытуемых обратимся к методу корреляционного анализа.
У воспитанников детского дома насыщенность предстоящей жизни событиями связана со следующими шкалами, отражающими эмоциональное отношение к событиям будущего: «тяжелые - легкие» (г = 0,58; р < 0,05), «скучные - интересные» (г = 0,52; р < 0,05).
Глубина жизненного планирования также взаимосвязана с эмоциональным отношением к предстоящему периоду. Так, у воспитанников детского дома показатель планирования жизненных перспектив на ближайший год связан с особенностями эмоционального отношения к событиям будущего: «необычные - стандартные» (г = -0,53; р < 0,05). Показатель планирования среднеудаленного будущего связан со шкалой, отражающей эмоциональное отношение к событиям будущего: «стабильные - нестабильные» (г = -0,40; р < 0,05).
Результаты корреляционного анализа демонстрируют тот факт, что продумывания планов на будущее связано с эмоциональным отношением к будущим событиям. Эта связь проявляется в том, что чем более насыщенным представляется будущее, тем более выраженной является его негативная эмоциональная оценка как тяжелого и скучного. В то же время большой интерес представляет выявленная специфика взаимосвязи эмоционального отношения к будущему с планированием будущего на разные сроки. Так, воспитанникам детского дома, события ближайшего будущего представляются как стандартные. События среднеудаленного будущего связаны для них с нестабильностью.
Корреляционный анализ в группе воспитанников школы-интерната так же выявил наличие значимых связей показателей когнитивной и эмоциональной составляющих жизненных перспектив.
У воспитанников школы-интерната эмоциональное отношение к событиям будущего связано со шкалой «тяжелые - легкие» (г = 0,36; р < 0,05).
Показатель планирования жизненных перспектив на срок от 1 года до 5 лет связан со следующими шкалами, отражающими эмоциональное отношение к событиям будущего: «хорошие - плохие» (г = -0,40; р < 0,05), «тяжелые - легкие» (г = 0,31; р <0,05), «оптимистичные - пессимистичные» (г = -0,34; р < 0,05). А планирование отдаленного будущего связано со шкалами «стабильные - нестабильные» (г = - 0,38; р < 0,05), «инициируемые другими - инициируемые вами» (г = -0,33; р < 0,05), «насыщенные впечатлениями - пустые» (г = -0,36; р < 0,05). Планирование жизненных перспектив на срок свыше 5 лет связано со шкалой «инициируемые другими - инициируемые вами» (г = 0,39; р < 0,05).
Данные корреляционного анализа демонстрируют, что у воспитанников школы-интерната специфика эмоциональной и когнитивной составляющих жизненных перспектив заключается во взаимосвязи отношения к будущему как тяжёлому с его насыщенностью важными событиями. Для детей из интерната события ближней перспективы представляются плохими, тяжелыми и пессимистичными. События среднеудаленного будущего для них нестабильные и пустые. События дальней перспективы представляются
инициируемыми извне.
Таким образом, сопоставляя результаты корреляционного анализа в группах испытуемых, можно отметить тот факт, что в целом эмоциональная оценка детьми сиротами событий своего будущего негативная.
На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы:
1. Специфика содержания ценностно-смысловой, эмоциональной и когнитивной составляющих представлений о жизненных перспективах детей-сирот, раскрывается в выраженности внутренних конфликтов, в системе ценностных ориентаций, противоречивом эмоциональном отношении к будущему. Межфункциональные изменения ценностно-смысловой и эмоциональной составляющих представлений о жизненных перспективах проявляются в изменении эмоционального отношения к будущему.
2. У воспитанников детского дома отрицательное эмоциональное отношение к будущему обусловлены значимостью счастливой семейной жизни, здоровья, красотой природы и искусства. В основе негативного эмоционального отношения к будущему у воспитанников школы-интерната лежит важность интересной работы, активной деятельной жизни, любви, красоты природы и искусства. Позитивное эмоциональное отношение к будущему у детей из детского дома и школы-интерната связано с ценностью материально-обеспеченной жизни, у воспитанников школы-интерната также еще с ценностью свободы в поступках и действиях.
3. Продумывание планов на будущее у детей-сирот связано с эмоциональным отношением к будущим событиям. Чем более насыщенным представляется будущее, тем более выражена его негативная оценка как тяжелого и скучного.
4. Специфика планирования ближней, средней и дальней перспективы у детей-сирот опосредуется особенностями эмоциональных представлений о событиях будущего. Для воспитанников детского дома настрой на ближайший год связан с ожиданием стандартных событий, предстоящее пятилетие они связывают с нестабильностью. Для воспитанников школы-интерната события ближайшего года представляются плохими, тяжелыми и пессимистичными. События среднеудаленного будущего для них нестабильные и пустые. События дальней перспективы представляются инициируемыми извне.
Контактная информация^е^1оуа1973@таП.ги
Статья поступила в редакцию 10.10.2016
УДК 159.9.072
ПРАКТИКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛИГРАФА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Ольга Игоревна Юрина, старший преподаватель, Инна Валериевна Лаврентьева, кандидат психологических наук, доцент, заместитель
начальника кафедры, Академия Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (Академия ФСИНРоссии, Рязань)
Аннотация
Проведенное авторами исследование позволяет выделить особенности проведения полиграфных проверок на современном этапе развития УИС. Возможность применения полиграфных исследований в образовательных учреждениях ФСИН России позволяет выявить риски негативного поведения курсантов, решить ряд проблем, возникающих в процессе их обучения и службы, а также обеспечивает, по окончании обучения, определённую обоснованность назначения на должность наиболее подходящего кандидата. Основной задачей практического применения специальных психофизиологических исследовании в УИС является приведение к единообразию методик и тестов, используемых экспертами-полиграфологами УИС в зависимости от тематики и целей об-