Научная статья на тему 'Связь агрессивности и самоактуализации личности'

Связь агрессивности и самоактуализации личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1328
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / АГРЕССИВНОСТЬ / АГРЕССИВНОЕПОВЕДЕНИЕ / КОНСТРУКТИВНАЯ АГРЕССИЯ / АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ЭМПИРИЧЕСКИЕИССЛЕДОВАНИЯ / SELF-ACTUALIZATION OF PERSONALITY / AGGRESSIVENESS / AGGRESSIVE BEHAVIOR / CONSTRUCTIVE AGGRESSION / PERSONALITY ADAPTATION / EMPIRICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Заусенко Ирина Викторовна

В статье представлены результаты эмпирического исследования связи агрессивности и самоактуализации личности. Существуют различные подходы к пониманию агрессии, они находятся в континууме от деструктивного до конструктивного полюса. Ряд авторов эволюционного и гуманистического подходов связывают агрессию с успешной адаптацией личности. Самоактуализация рассматривается как показатель успешной адаптации. А. Маслоу выделил ряд характеристик самоактуализирующейся личности, среди которых есть конструктивная агрессия, что позволяет выдвинуть гипотезу о связи агрессивности и самоактуализации личности. В исследовании использован модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности САМОАЛ и три методики для исследования различных аспектов агрессии и агрессивности личности: опросник Л. Г. Почебут «Виды агрессивности», Я-структурный тест Аммона (адаптированная Ю. А. Тупицыным и его сотрудниками НИПНИ им. В. М. Бехтерева), опросник склонности к агрессии Басса-Перри BPAQ-24.Исследование проведено на случайной выборке, которую составили мужчины и женщины от 26 до 64 лет, что согласно периодизации Э. Эриксона относится к периоду зрелости. Выявлено 18 статистически значимых корреляций между показателями агрессии, агрессивности и самоактуализации личности, в статье рассмотрены 15 наиболее весомых. Все связи носят обратный характер, что свидетельствует о том, что чем более самоактуализированная личность, тем менее проявляет она агрессию и агрессивность, и соответственно, чем выше показатели агрессивности, тем больше возникает трудностей с самоактуализацией и тем ниже ее показатели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF AGGRESSIVENESS AND SELF-ACTUALIZATION OF PERSONALITY

The article presents the results of an empirical study of the relationship between aggressiveness and self-actualization of personality. There are different approaches to understanding aggression, they are in the continuum from the destructive to the constructive pole. A number of authors of evolutionary and humanistic approaches associate aggression with successful adaptation of personality. Self-actualization is seen as an indicator of successful adaptation. A. Maslow identified a number of characteristics of the self-actualizing personality, among which there is constructive aggression, which allowed to put forward a hypothesis about the relationship of aggressiveness and self-actualization of the personality. The study used a modified questionnaire diagnostic self-actualization of SAMUEL and three techniques for the study of various aspects of aggression and aggressiveness of personality: questionnaire L. G. Pochebut "Types of aggression" I-structural test of Ammon (adapted J. A. Tupitsyn and his staff psychoneurological research Institute im. V. M. Bekhtereva), the questionnaire propensity to aggression bass-Perry BPAQ-24. The study was conducted on a random sample of men and women from 26 to 64 years, which according to the periodization of E. Erickson refers to the period of maturity. 18 statistically significant correlations between indicators of aggression, aggressiveness and self-actualization of the personality are revealed, 15 most significant are considered in the article. All connections are the opposite, which indicates that the more self-actualized person, the less it shows aggression and aggressiveness, and accordingly, the higher the rates of aggression, the more difficulties arise with self-actualization and the lower its rates.

Текст научной работы на тему «Связь агрессивности и самоактуализации личности»

УДК 159.923 ББК Ю953

DOI 10.26170/po19-06-18 ГРНТИ 15.21.51

Код ВАК 19.00.01

Заусенко Ирина Викторовна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и конфликтологии, Уральский государственный

педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: ziv-63@mail.ru

СВЯЗЬ АГРЕССИВНОСТИ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самоактуализация личности; агрессивность; агрессивное поведение; конструктивная агрессия; адаптация личности; эмпирические исследования.

АННОТАЦИЯ. В статье представлены результаты эмпирического исследования связи агрессивности и самоактуализации личности. Существуют различные подходы к пониманию агрессии, они находятся в континууме от деструктивного до конструктивного полюса. Ряд авторов эволюционного и гуманистического подходов связывают агрессию с успешной адаптацией личности. Самоактуализация рассматривается как показатель успешной адаптации. А. Маслоу выделил ряд характеристик самоактуализирующейся личности, среди которых есть конструктивная агрессия, что позволяет выдвинуть гипотезу о связи агрессивности и самоактуализации личности. В исследовании использован модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности САМОАЛ и три методики для исследования различных аспектов агрессии и агрессивности личности: опросник Л. Г. Почебут «Виды агрессивности», Я-структурный тест Аммона (адаптированная Ю. А. Тупицыным и его сотрудниками НИПНИ им. В. М. Бехтерева), опросник склонности к агрессии Басса-Перри BPAQ-24. Исследование проведено на случайной выборке, которую составили мужчины и женщины от 26 до 64 лет, что согласно периодизации Э. Эриксона относится к периоду зрелости. Выявлено 18 статистически значимых корреляций между показателями агрессии, агрессивности и самоактуализации личности, в статье рассмотрены 15 наиболее весомых. Все связи носят обратный характер, что свидетельствует о том, что чем более самоактуализированная личность, тем менее проявляет она агрессию и агрессивность, и соответственно, чем выше показатели агрессивности, тем больше возникает трудностей с самоактуализацией и тем ниже ее показатели.

Zausenko Irina Viktorovna,

Candidate of Psychology, Associate Professor of the Department of General Psychology and Conflictology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

THE RELATIONSHIP OF AGGRESSIVENESS AND SELF-ACTUALIZATION OF PERSONALITY

KEYWORDS: self-actualization of personality; aggressiveness; aggressive behavior; constructive aggression; personality adaptation; empirical research.

ABSTRACT. The article presents the results of an empirical study of the relationship between aggressiveness and self-actualization of personality. There are different approaches to understanding aggression, they are in the continuum from the destructive to the constructive pole. A number of authors of evolutionary and humanistic approaches associate aggression with successful adaptation of personality. Self-actualization is seen as an indicator of successful adaptation. A. Maslow identified a number of characteristics of the self-actualizing personality, among which there is constructive aggression, which allowed to put forward a hypothesis about the relationship of aggressiveness and self-actualization of the personality. The study used a modified questionnaire diagnostic self-actualization of SAMUEL and three techniques for the study of various aspects of aggression and aggressiveness of personality: questionnaire L. G. Pochebut "Types of aggression" I-structural test of Ammon (adapted J. A. Tupitsyn and his staff psychoneurological research Institute im. V. M. Bekhtereva), the questionnaire propensity to aggression bass-Perry BPAQ-24. The study was conducted on a random sample of men and women from 26 to 64 years, which according to the periodization of E. Erickson refers to the period of maturity. 18 statistically significant correlations between indicators of aggression, aggressiveness and self-actualization of the personality are revealed, 15 most significant are considered in the article. All connections are the opposite, which indicates that the more self-actualized person, the less it shows aggression and aggressiveness, and accordingly, the higher the rates of aggression, the more difficulties arise with self-actualization and the lower its rates.

Динамично меняющийся современный мир предъявляет личности новые обстоятельства для адаптации. В обществе, где процветает конкуренция и конкурентные отношения, чрезвычайно важно быть способным проявлять конструктивную агрессивность, для того чтобы сохранить себя и актуализировать собственные способности, удовлетворить потребности. Ряд авторов отмечают связь агрессивности с разными аспектами личности, в частности, Д. Зильман пишет о сни-

жении агрессивности при развитии когнитивных процессов, А. А. Реан отмечает усиление парадоксальной агрессивности при невозможности самореализации, Г. Селье говорит о повышении агрессивности при депривации потребности в самоуважении. С. Прентисс-Данн связывает снижение агрессивности с развитием самосознания личности. Проведено исследование, доказывающее связь самоактуализации личности и агрессии у подростков [12]. Как связана агрессивность и самоактуализациия

личности у взрослых людей в разные периоды зрелости, исследований не проводилось. Проблеме актуализации личностного потенциала в новых условиях динамичной конкурентности и роли агрессии в этом процессе посвящена данная статья.

В истории психологии мы можем встретить разные концепции понимании агрессии, от ее деструктивного полюса до конструктивного. В современной психологии агрессия понимается как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения [4].

В то время как слово «агрессия» берет свое начало от слова аддгвй1, чей корень происходит от аёдга& (дтайш означает «шаг», а аё — «на»), то есть первоначальное значение этого слова могло подразумевать под собой «двигаться на», «наступать». Следовательно, «быть агрессивным» значит «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения» [10].

В свою очередь, агрессивность рассматривается как устойчивая черта личности. В отечественной психологии С. Н. Ениколо-пов определяет агрессивность как системное социально-психологическое свойство, которое формируется в процессе социализации человека и которое описывается тремя группами факторов: субъективными (внутриличностными), объективными и социально-нормативными, оценочными факторами, такими как морально-этические нормы или уголовный кодекс [5].

Рассмотрим подходы к пониманию агрессии и агрессивности в структуре личности с позиций различных теорий.

В школах, относящихся к глубинно-психологическому подходу, присутствует утверждение о врожденности у каждого человека такого свойства, как агрессия. Одними из самых ярких представителей этого подхода являются этологические и психоаналитические школы, а среди их представителей: Г. Гартман, Е. Крис, К. Юнг, З. Фрейд, Р. Ардри, Д. Моррис, К. Лоренц.

В психоаналитической школе феномен агрессии раскрывает теория влечения. Основоположником данной теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивно и неизбежно. В человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти (та-натос). Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия же второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведе-

ние является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от Я. А если энергия танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума.

Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других. Уменьшить вероятность появления опасных действий может внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию [14].

Вновь данная тема обрела актуальность благодаря работам К. Лоренца, который придерживался эволюционного подхода к агрессии, что объединяло его с позицией З. Фрейда.

Лоренц считал, что агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Согласно Лоренцу, агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме спонтанно, в постоянном темпе, накапливаясь со временем. В результате, проявление явно агрессивных действий является совокупностью: количества накопленной агрессивной энергии и наличия стимулов, облегчающих разрядку агрессии.

Агрессивное поведение может выплеснуться спонтанно в результате накопления большого количества агрессивной энергии, и чем большее количество энергии накоплено, тем меньший стимул нужен для ее проявления.

К. Лоренц считал, что помимо врожденного инстинкта борьбы все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления, то есть имеют сдерживающее начало, которое препятствует нападению на представителей своего вида. У людей же это сдерживающее начало ослаблено в сравнении с животными. В результате чего технический прогресс, к примеру, оружие массового уничтожения, может уничтожить весь человеческий вид. К. Лоренц был убежден, что любовь и дружеские взаимоотношения могут блокировать проявления агрессии, так как по природе своей несовместимы [7].

В противопоставление существующим теориям Д. Доллардом была предложена «фрустрационная теория», в которой агрессивное поведение представлено не как эво-

люционный, а как ситуативный процесс. Основными положениями данной теории являются убеждения, что фрустрация неизбежно приводит к какой-либо форме агрессии и что в любом случае агрессия результат фрустрации.

Но так как субъект не всегда реагируют агрессией на фрустрацию, Д. Доллард пришел к выводу, что подобное поведение блокируется в момент фрустрации, в первую очередь, из-за угрозы наказания. Происходит так называемое «смещение», результатом которого агрессивное действие переносится на другого человека, нападение на которого повлечет меньшее наказание. Из этого следует, что сдерживающий страх наказания приводит к смещению проявления агрессии в ту сторону, где сдерживающий фактор ослаблен [1].

Бихевиоральная модель и теория социального научения, в отличие от других, гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление.

Теория предложена А. Бандурой и объясняет усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного поведения. Анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов: условий, при которых они закрепляются, способов усвоения подобных действий, факторов, провоцирующих их появление.

Существенное значение в теории уделяется обучению, влиянию родителей, как первичных посредников, на обучение детей агрессивному поведению. Согласно этой теории усвоение человеком широкого диапазона агрессивных реакций равноценно поощрению такого поведения. Получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность повтора подобных действий в будущем. Так же существенно влияет так называемая результативная агрессия, то есть достижение успеха при помощи агрессивных действий. К этому можно отнести также викарный опыт, то есть наблюдение поощрения агрессии у других. Социальное поощрение и наказание относятся к побуждению агрессии. Самопоощрение и самонаказание — модели открытой агрессии, регулируемые поощрением и наказанием, которые человек устанавливает для себя сам [2]. Данная теория дает множество возможностей для контроля человеческой агрессии. Причиной этому являются два фактора: социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях и то, что агрессивное поведение — приобретенная модель социального поведения, следовательно, она может быть ослаблена с помощью устранения условий для ее проявления.

Представитель гуманистического подхода Фриц Перлз считал человеческую агрессию необходимой для взаимодействия и адаптации в окружающей среде. Он рассматривал агрессию как совокупность различных функций контакта организма со средой и разделял «уничтожение» и «разрушение». Разрушение, в отличие от нарушающего контакт уничтожения, Ф. Перлз рассматривал как необходимый акт с целью разделения предыдущей формы до ассимилируемых элементов, будь то еда, лекция, отцовское наставление или привычки супругов. Если этого не происходит, то формируется интроект, препятствующий контакту организма со средой, который в дальнейшем может подвергнуться и уничтожению [10].

В результате проведения теоретического анализа можно констатировать что:

— понятие агрессии трактуется как результат успешной эволюции, как инструмент адаптации и доминирования в окружающей среде;

— различают агрессию как реакцию, поведенческое проявление и агрессивность как свойство личности;

— агрессивность — это личностное качество, которое сформировалось в результате фрустрации потребностей человека в определенной среде, это выработанная способность воспринимать окружающий мир как угрозу.

Далее сосредоточим свое внимание на аспекте агрессии как способе адаптации и рассмотрим, как это может быть связано с самоактуализацией.

Впервые термин «самоактуализация» встречается в трудах К. Гольдштейна в 1939 г. Он полагал, что самоактуализация предполагает действия, направленные на удовлетворение потребностей личности. К. Гольдштейн здоровый организм воспринимает как такой организм, в котором тенденция к самоактуализации возникает изнутри и который способен преодолеть сложности, возникающие из-за столкновения с внешним миром благодаря радости победы.

Развитие теории самоактуализации связывают с именами А. Маслоу и К. Роджерса. А. Маслоу, являясь учеником К. Гольдштей-на, рассматривал самоактуализацию личности как открытую, целостную, саморазвивающуюся систему, способную обнаружить и раскрыть свой потенциал. В результате упорного труда количественные изменения приводят к появлению нового качества, обеспечивающего прирост личностной и социальной компетентности. В случае успеха личность переживает счастье, а в случае неудачи возможны боль и разочарование.

А. Маслоу выделил ряд характеристик самоактуализирующейся личности, среди

которых есть конструктивная агрессия, которая предполагает спонтанное проявление эмоций, является предпосылкой творческого преобразования себя и окружающего мира. Для людей, обнаруживающих высокие показатели по шкале конструктивной агрессии, характерны активность, креативность, инициативность, коммуникабельность.

Подводя итог анализу психологического содержания понятия, мы определяем самоактуализацию как процесс непрерывного личностного роста, стремления к максимальной актуализации потенциала [8]. Исходя из характеристик самоактуализирующейся личности, феномен самоактуализации может быть рассмотрен через психологические характеристики конструктивной агрессивности.

Эмпирическое исследование было проведено в рамках магистерской диссертации А. В. Шмигелем.

Цель: выявить связь между показателями агрессивности и самоактуализации личности.

Объект: агрессивность как черта личности.

Предмет: связь агрессивности и самоактуализации личности.

Гипотеза: существует связь между агрессивностью и самоактуализацией личности.

Исследование проведено на случайной выборке, которую составили мужчины и женщины от 26 до 64 лет, что согласно периодизации Э. Эриксона относится к периоду зрелости. Важным аспектом этого возрастного периода является творческая самореализация и самоактуализация личности.

В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики. Модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности САМОАЛ — четвертый вариант русскоязычной адаптации теста самоактуализации Шострома, разработанный Н. Ф. Калиной при участии А. В. Лазукина и опубликованный в 1998 г. [13]. Опросник Л. Г. Почебут «Виды агрессивности», разра-ботаный на основе опросника Басса-Дарки, позволяет дифференцировать такие виды агрессивного поведения, как вербальная, физическая, предметная, эмоциональная агрессия, а также самоагрессия. Агрессивность рассматривается автором как проявление дезадаптации и интолерантности [11]. Я-структурный тест Аммона — клиническая тестовая методика, разработанная G. Лшшоп в 1997 г. на основании концепции динамической психиатрии (1976 г.) и адаптированная Ю. А. Тупицыным и его сотрудниками НИПНИ им. В. М. Бехтерева. Результаты группируются по шести основным Я-функциям, на диагностику которых они и направлены. Это Агрессия, Тревога/Страх,

Внешнее отграничение Я, Внутреннее отграничение Я, Нарциссизм и Сексуальность. Каждая из этих функций, по Аммону, может быть конструктивной, деструктивной и де-фицитарной, что и измеряется соответствующими шкалами [6]. Опросник склонности к агрессии Басса-Перри BPAQ-24, методика создана на основе опросника враждебности Басса-Дарки (BDHI), отечественная адаптация методики выполнена экспертами лаборатории клинической психологии НЦПЗ РАМН С. Н. Ениколоповым и Н. П. Цибульским. Результаты адаптации и стандартизации методики позволили специалистам прийти к заключению о достаточно высоком уровне валидности и надежности русскоязычной версии опросника (BPAQ-24) и пригодности его использования для диагностики склонности к физической агрессии, враждебности и гневу [3].

Для проверки выдвинутой гипотезы эмпирические данные были подвержены математико-статистическому анализу с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена, который является непараметрическим аналогом классического коэффициента корреляции Пирсона [14]. В результате анализа было выявлено 18 значимых отрицательных корреляций между показателями самоактуализации и агрессивности, что означает: чем выше показатели самоактуализации, тем ниже агрессивность, и наоборот. Остановимся на наиболее значимых корреляциях (см. табл. 1) и рассмотрим их интерпретацию.

Наибольшее количество связей обнаружено между показателем самоактуализа-уции «спонтанностью» и показателями агрессии. Спонтанность — характеристика, которая опирается на уверенность человека в себе и его доверие к окружающему миру. Деструктивная агрессия отрицательно коррелирует со спонтанностью, так как представляет собой определенную деформацию нормальной способности к деятельному, активному взаимодействию с окружающим миром, людьми и предметами. Спонтанность соотносится с такими ценностями, как свобода и естественность. При формировании «дефицитарной агрессии» речь идет о дефиците симбиоза матери и ребенка, связанного либо с эмоциональным отвержением ребенка, либо с чрезмерной идентификацией с ним. Это расстройство проявляется в виде недоразвития агрессии, то есть в отсутствии изначально заданной конструктивной предрасположенности к активному, игровому манипулированию предметным миром, а спонтанность, по своей сути, это именно игра, легкость без усилия, главные ценности которой — свобода и естественность. Также с уровнем

«Спонтанности» взаимосвязана предметная агрессия и самоагрессия, которая проявляется в отсутствии или при ослаблении механизмов защиты Я, когда личность оказывается беззащитна по отношению к агрессивной среде. В результате деформации Я-функций человек не находится сам с

собой в мире, согласии и выражает агрессию в таком виде либо срывает свою агрессию на окружающих предметах. Высокие результаты по «Общая шкала агрессивности» указывают на регулярные и частые проявления данного поведения.

Таблица 1

Результаты корреляционного анализа между показателями агрессивности и самоактуализации (на уровне значимости менее 0,05)

Показатели Самоактуализация личности

Агрессия и агрессивность личности Спонтан тан-ность Ориентация во времени Потребность в познании Ауто-симпатия Стремление к самоак-туали-зации Креатив тив-ность Контакт такт-ность

Агрессия деструктивная -0,274 - - - -0,363

Агрессия дефицитарная -0,359 - - -0,308 -

Общая шкала агрессивности -0,293 -0,326 - - - -0,356

Предметная агрессия -0,279 - - - -

Самоагрессия -0,266 - - - -

Враждебность - -0,269 - - - -0,416

Вербальная агрессия - - -0,278 - -0,291 -0,326

Эмоциональная агрессия -0,439

Следующий показатель самоактуализации «ориентация во времени» показывает, что чем более человек живет настоящим, не откладывая собственную жизнь «на потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом, тем менее для него характерна агрессивность и враждебность. Высокий результат по шкале «ориентация во времени» характерен для лиц, хорошо понимающих экзистенциальную важность жизни «здесь и теперь», способных радоваться актуальным моментом, никак не сравнивая его с прошлыми радостями и никак не обесценивая предвкушением будущих успехов. Низкий результат демонстрируют люди, невротически погруженные в прошлые переживания, с повышенным стремлением к достижениям, мнительные и неуверенные в себе, агрессивно и враждебно настроенные к миру.

Только одна отрицательная корреляция у показателя самоактуализации «потребность в познании» и показателя агрессивности «вербальная агрессия». Самоактуализирующаяся личность всегда открыта новым впечатлениям, бескорыстно жаждет нового, испытывает интерес к объектам, к людям. Человек при этом не склонен судить, оценивать и сопоставлять. Он элементарно видит то, что есть, и ценит это. Соответственно, человеку, склонному к вербальной агрессии, использующему словесные

оскорбления, сложно будет взаимодействовать с другими людьми с целью удовлетворения потребности в познании, возможно не сформированная потребность в познании будет замещаться вербальной агрессией.

Также одна отрицательная связь обнаружена между показателем самоактуализации «аутосимпатией» и дефицитарной агрессией. Аутосимпатия представляет собой позитивную Я-концепцию, которая служит источником для устойчивой адекватности самооценки, что является основой психологического здоровья и цельности личности. «Дефицитарная агрессия» проявляется в слабости изначально заданной конструктивной предрасположенности к активному, игровому манипулированию предметным миром, когда фактически ребенок никак не поддерживается в своих попытках игрового овладения «объектом». Таким образом, он изначально ощущает непреодолимую сложность в контакте с окружающим миром, что критически сказывается на адекватности самооценки, которая является важным компонентом ауто-симпатии.

Стремление к самоактуализации — это одна из основных шкал методики САМОАЛ, которая указывает, насколько совокупность характеристик человека соответствует понятию самоактуализирущейся личности.

Выявлено две отрицательные связи между стремлением личности к самоактуализации и деструктивной агрессией и вербальной агрессией. Несмотря на то что агрессия в рамках используемой нами методики понимается как активная обращенность к вещам и людям и включающая в себя способность к завязыванию контактов и здоровому любопытству, деструктивная агрессия, в свою очередь, понимается как негативная трансформация изначально конструктивной агрессии вследствие особых неблагоприятных условий — враждебности родительской семьи к ребенку. Таким образом, агрессия не находит адекватного человеческого отношения, в котором она могла бы быть использована. Впоследствии это проявляется деструкцией, направленной против себя, своих целей, планов и окружающего мира. Поскольку описанные особенности характера обычно создают вокруг индивидуума негативную атмосферу, объективно препятствующую нормальной реализации его сознательных целей и планов, что исключает возможность успешной самоактуализации. Снижение социальной адаптации наглядно демонстрирует отрицательная корреляция со шкалой «вербальная агрессия», которая выступает как способ для проявления агрессивности, с помощью которого человек вербально, словами выражает свое агрессивное отношение к окружающим, что не способствует самоактуализации личности.

Следующая тройка отрицательных корреляционных связей — «креативность» с «общим уровнем агрессивности», «враждебностью» и «эмоциональной агрессивностью». Стремление к творчеству или креа-

тивность — неотъемлемый атрибут самоактуализации, которую можно назвать творческим отношением к жизни, на которое отрицательно влияет эмоциональное отчуждение и подозрительность, соответствующие типу эмоциональной агрессии, а также разнообразные формы проявления враждебности в поведении, часто скрытые — негативизм, нежелание сотрудничать, избегание общения. Высокий общий уровень агрессивности указывает на высокую частоту проявления подобного поведения.

В результате полученных данных мы видим отрицательную связь между «контактностью» и «вербальной агрессией». Очевидно, что склонность к вербальному проявлению агрессии не способствует установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими. Контактность понимается как общая предрасположенность к установлению полезных и приятных контактов с окружающими, которые, скорее, будут избегать личность, которая регулярно испытывает аффективный эмоциональный процесс взрывного характера и проявляет его, не ограничивая себя в выражениях.

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование позволило подтвердить гипотезу о том, что существует взаимосвязь между показателями самоактуализации и агрессивности. А также сделать следующие выводы: чем выше уровень самоактуализации личности, тем ниже уровень агрессивности; высокая агрессивность личности позволяет предполагать о трудностях ее самоактуализации; выявление потребностей личности и создание условий для самоактуализации позволит снизить ее агрессивность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: теоретические подходы. — М. : Аспект Пресс, 2012. — 288 с.

2. Бандура А. Агрессия. — М., 1999. — С. 169.

3. Барканова О. В. Методики диагностики эмоциональной сферы. — Красноярск : Литера-Принт, 2009.

4. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 672 с.

5. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. — 2001. — № 1.

6. Кабанов М. М., Незнанов Н. Г. Очерки динамической психиатрии. — СПб. : НИПНИ им. Бехтерева, 2003. — 438 с.

7. Лоренц К. Агрессия. — М. : РИМИС, 2009. — 352 с.

8. Маслоу А. Мотивация и личность. — 3-е изд. — СПб. : Питер, 2010. — 352 с.

9. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных : учеб. пособие. — 3-е изд., стереотип. — СПб. : Речь, 2007. — 392 с.

10. Перлз Ф. Теория гештальт-терапии. — М. : Институт Общегуманитарных исследований, 2008. — 320 с.

11. Почебут Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология. — СПб. : Питер, 2012. — 236 с.

12. Разаренова Е. В. Самоактуализация личности подростка как средство снижения агрессивности : дис. ... канд. психол. наук. — Ярославль, 2004. — 212 с.

13. Фетискин Н. П. и др. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М. : ИИП, 2009.

14. Фрейд З. Введение в психоанализ : Лекции. — М., 2004. — 417 с.

REFERENCES

1. Andreeva G. M., Bogomolova N. N., Petrovskaya L. A. Zarubezhnaya sotsial'naya psikhologiya XX stoletiya: teoreticheskie podkhody. — M. : Aspekt Press, 2012. — 288 s.

2. Bandura A. Agressiya. — M., 1999. — S. 169.

3. Barkanova O. V. Metodiki diagnostiki emotsional'noy sfery. — Krasnoyarsk : Litera-Print, 2009.

4. Bol'shoy psikhologicheskiy slovar' / sost. i obshch. red. B. Meshcheryakov, V. Zinchenko. — SPb. : Praym-EVROZNAK, 2004. — 672 s.

5. Enikolopov S. N. Ponyatie agressii v sovremennoy psikhologii / / Prikladnaya psikhologiya. — 2001. — № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Kabanov M. M., Neznanov N. G. Ocherki dinamicheskoy psikhiatrii. — SPb. : NIPNI im. Bekhtereva, 2003. — 438 c.

7. Lorents K. Agressiya. — M. : RIMIS, 2009. — 352 s.

8. Maslou A. Motivatsiya i lichnost'. — 3-e izd. — SPb. : Piter, 2010. — 352 s.

9. Nasledov A. D. Matematicheskie metody psikhologicheskogo issledovaniya: Analiz i interpretatsiya dannykh : ucheb. posobie. — 3-e izd., stereotip. — SPb. : Rech', 2007. — 392 s.

10. Perlz F. Teoriya geshtal't-terapii. — M. : Institut Obshchegumanitarnykh issledovaniy, 2008. — 320 s.

11. Pochebut L. G. Kross-kul'turnaya i etnicheskaya psikhologiya. — SPb. : Piter, 2012. — 236 s.

12. Razarenova E. V. Samoaktualizatsiya lichnosti podrostka kak sredstvo snizheniya agressivnosti : dis. ... kand. psikhol. nauk. — Yaroslavl', 2004. — 212 c.

13. Fetiskin N. P. i dr. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp. — M. : IIP, 2009.

14. Freyd Z. Vvedenie v psikhoanaliz : Lektsii. — M., 2004. — 417 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.