Научная статья на тему 'СВЯТЫНИ НЕРЕХТСКОЙ ЗЕМЛИ'

СВЯТЫНИ НЕРЕХТСКОЙ ЗЕМЛИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
108
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕРЕХТА / СВЯТЫНИ / СВЯТЫЕ УГОДНИКИ / ИСТОРИЯ РОССИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бутин Антоний

История Руси неотделимо переплетается с историей Русской святости. Христианская святость «красной нитью» проходила через всю историю Русского народа и его жизнь. Нерехта и ее окрестности всегда собирали многих богомольцев. И сейчас некоторые святыни нерехтской земли привлекают и паломников и туристов, но большинство почитаемых нашими предками святынь забыты, и многие даже не догадываются об их существовании. В статье представлен перечень и дано описание всем святыням, святым угодникам и святым местам с древности прославивним эту землю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHRINES OF THE NEREKHT LAND

The history of Russia is inseparably intertwined with the history of Russian holiness. Christian holiness was a "red thread" through the entire history of the Russian people and their life. Nerekhta and its surroundings have always gathered many worshippers. And now some shrines of the Nerekht land attract both pilgrims and tourists, but most of the shrines revered by our ancestors have been forgotten, and many do not even know about their existence. The article presents a list and a description of all the shrines, saints and holy places that have glorified this land since ancient times.

Текст научной работы на тему «СВЯТЫНИ НЕРЕХТСКОЙ ЗЕМЛИ»

Ярославля Ивану Аверкиеву, переехавшему на жительство в Нерехту. Она повелела ему купить у иконописца Димитрия Владимирскую икону и перенести ее в Нерехту. Аверкиев не исполнил повеление, и был наказан расслаблением тела. Только после этого он купил указанный во сне образ и оставил его в своем доме до весны. Затем по рекам Волге и Солонице на лодке перевез икону в Нерехту. 2 (15) мая на память святых князей Бориса и Глеба святая икона была встречена нерехтчанами в деревни Пятино. Там произошло и первое чудо. Иван Аверкиев исцелился от постигшего его «расслабления». От Пятина икону понесли в Нерехту. Навстречу процессии выполз парализованный священник соборной церкви иеромонах Вассиан и тоже получил исцеление. Далее Святую икону понесли к центру селения. Здесь на дудке играл «гудошник», наказанный Богоматерью тут же за свое кощунство болезнью, и далее она была поставлена в деревянной Вознесенской церкви. В благодарность за чудесное исцеление жительницей Ярославля Матроной для иконы был заказан драгоценный венец. Патриарх Иоасаф I благословил для прославленной иконы основать новый девичий монастырь.

Сейчас этот чудотворный образ, к сожалению нерехтчан, находится в частной коллекции в Москве.

2) Через год после прославления первой Нерехтской Владимирской иконы жительница Ярославля вдова Екатерина «Вавилова дщерь, по прозвищу Владимирка», услышав о чудесах нерехтской святыни и основании девичьего монастыря, пожелала пожертвовать в новую обитель запрестольный образ. В 1635 г. она заказала ярославскому иконописцу Владимирскую икону с образами Кирилла и Афанасия Александрийских, преп. Алексия, человека Божия, и вмц. Екатерины. Новописанный образ сначала поставили в Ярославской церкви Архистратига Михаила; от него сразу начались исцеления, и его перенесли в большую церковь Благовещения. Затем по указанию митроп. Ростовского Варлаама II икону поместили в Успенском соборе. Строители Нерехтского Сретенского монастыря И. Аверкиев и священник Антоний просили прислать «обещанную» икону в Нерехту. Но ярославцы отказались отпустить «самое драгоценное сокровище в их городе». В 1636 г. после получения грамоты от патриарха, 1

октября на праздник Покрова икона была перенесена в Нерехту. В 1644 г. Нерехта была спасена от голода предстательством Пречистой после усердного моления перед чудотворными иконами. В 1678 г. в Нерехте, чтобы поклониться чудотворным Иконам, побывал царь Федор Алексеевич со своими братьями Иоанном и Петром. От имени малолетнего Петра было подарено напрестольное Евангелие для Владимирской церкви, ставшей первым каменным храмом в Нерехте.1

В послереволюционное время эта икона была перенесена в Крестовоздвиженскую церковь, там про нее забыли и убрали из храма в дровяной сарай, где она в 1983 г. была обретена Демидовым С.В.2, отреставрирована и сейчас находится в Сыпановом монастыре.

3) Казанская икона Богородицы - местный образ в Казанском соборе, по преданию сохранилась невредимою среди пожара деревянного (в то время Борисоглебского) соборного храма в 1702 г. многочтимая и почитаемая за чудотворную3. Ныне утрачена.

4) Икона Николая Чудотворца из Богоявленской (Никольской) церкви. Этот храм известен с 1653 года. Каменная церковь была построена в 1710-1725 гг. В 1717 году был освящен Никольский придел. В 1785 г. Богоявленская церковь сильно пострадала от пожара, полностью истребившего весь город. Остатки древней храмовой иконы были спасены из пожара. Уцелевший фрагмент почитаемого образа был вмонтирован в новую доску, на которой заново была написана икона Чудотворца с клеймами из его жития. При этом древняя живопись была записана. Эта запись была снята при реставрации в 2002-2003 гг., и на фрагменте XVI оказались видны следы гвоздей от крепления басменного оклада с венцом и цатой, что свидетельствует о почитании этого древнего образа. В XVIII веке для этой иконы был выполнен лепной оклад - панагия, крест, палица и Евангелие. На поземе средника

1 Православная энциклопедия Т. 9. - С 33

2 Демидов С.В. Из истории нерехтской иконы Владимирской Богоматери 1636 г. ГНИИР. М 2001. Вып 19 -С. 55-56.

3Беляев И. протоиерей. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. - СПб 1863, -С 142.

иконы сохранилась надпись коричневой краской: «... от рождества же по плоти Бога Слова 1786 году месяца ноемврия 4 дний написася сей святый образ нерехьчанин посацкой человек Иван Марков с детьми». Сейчас эта икона находится в Москве в частной коллекции.4

5) Икона Николая Чудотворца. В архиерейском саккосе. Ок. 1775 г. Вклад в Николо-Богоявленскую церковь Нерехтского купца Михаила Яковлевича Грязновского-Лапшина.5 После этого вклада стали появляться подобные изображения и в Нерехтской округе. Например, в Успенском храме с. Тетеринского есть 2 иконы конца ХУШ - начала XIX в., на которых святитель Николай изображен не в традиционной фелони, как полагалось в древности, а в саккосе. До царствования императрицы Елисаветы Петровны саккос, как богослужебное облачение принадлежало только патриархам и митрополитам. С ХУШ века правом ношения саккоса награждались некоторые архиепископы и только с 1752 года при архиерейской хиротонии Софрония (Кристалевского) во епископа Иркутского, императрица Елисавета повелела облачить новопоставленного епископа в саккос, который сама вышивала к этому случаю, как знак монаршего благоволения. К сожалению эта иконы сейчас утрачена, как и две другие иконы, вложенные в этот храм Лапшиным.

6) Икона вмц. Варвары с частицами мощей. Храмовый образ Варваринского придела Воскресенской церкви. Купцы Лука Федорович Климов и Григорий Васильевич Князев, торгуя на Украине, побывали в Батуринском Крупицком монастыре. Они испросили у настоятеля монастыря архимандрита Варсонофия (Пальмовского) частицу великомученицы Варвары. Эта частица по благословению костромского епископа Дамаскина 30 октября 1764 г. настоятелем Сыпанова монастыря игуменом Антонием была положена в небольшом серебряном ковчеге при храмовом образе.6 Это событие было известно далеко за пределами Костромской земли, и многие стремились в

4 Костромская икона. - М.2004. - С 613.

5Диев М. Город Нерехта в XVII и в первой четверти XIX века. -Кострома, 1920. - С. 74.

6 Там же. С. 76.

Нерехту приложиться к мощам святой великомученицы. К сожалению, эта святыня ныне утрачена.

7) Икона Богородицы «Прииди и не остави», была написана в 1839 году иконописцем Федором Хромым по заказу костромского мещанина Афанасия Бородулина. В высоту она была более 1,5 аршин (около 110 см) Сначала эта икона пребывала в доме Бородулиных, а во 2 половине XIX в. была передана в церковь Благовещения г. Нерехты. Перед этой иконой молились о благополучии и достатке в доме, об удаче в финансовых делах, о долгой и безболезненной жизни. К сожалению, в конце XIX столетия она безвозвратно исчезла. В настоящее время сохранился единственный список с этой иконы, находящийся в частной коллекции в Москве. Этот список выполнен маслом и украшен серебряным окладом с изумрудами московской работы 1858 г.7

8) Владимирская икона Богородицы из часовни под деревней Пятино на р. Солонице. Эта икона была написана для часовни, построенной на месте встречи нерехтчанами первой Владимирской чудотворной иконы. Ежегодно перед памятью князей Бориса и Глеба 15 мая богомольцы стекались к Владимирской часовне. Всю ночь проводили в молитвах, а утром, после молебна, пронимались (проходили под этой иконой через особое отверстие в киоте). Те, кто «пронимался» под этой иконой, избавлялись от головных болей и др. недугов. Особенно старались «пронять» больных и слабых младенцев.8. И сейчас еще живы очевидцы исцелений, полученных через эту икону.9 Ныне эта икона находится в Крестовоздвиженской церкви в Димитриевском приделе у левого клироса.

1 Жуковский (Радужин) АА, Лукашевич А.Ю. Богородица. Энциклопедический справочник. - Нижнекамск. 2011. - С. 337.

8 См.: Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии: Справочная книга./ И здание редакции Костромских епархиальных ведомостей - Кострома, 1911. - С. 149.

9Ныне здравствующая насельница Успенской Тетеринской пустыни монахиня Мелания (Безина) рассказывала, что ее отец Геннадий Безин уроженец деревни Бортниково Сыпановского прихода в молодые годы страдал головными болями и мигренью. Его родители в праздник привели к Владимирской иконе в Пятинскую часовню. После «пронимания» юноша исцелился от своего недуга и до самой смерти не знал о том, как болит голова.

9) Икона Живоначальной Троицы, написанная преп. Пахомием для основанной им обители. Находилась в иконостасе монастырского Троицкого храма. Ныне утрачена.

10) Боголюбская икона Богородицы, явившаяся на речке Бобровец под селом Тетеринским во второй трети XVIII века. Возвращавшийся из Нерехты безногий калека, передвигаясь на коляске, утомился в пути, свернул с дороги к протекавшей недалеко от дороги речке Бобровец и увидел на воде икону Божией Матери с надписью: «Образ Пресвятыя Богородицы Боголюбския». Утолив жажду, он добрался до села и рассказал собравшимся сельчанам о явившейся иконе, увещая всех с молитвами поклоняться ей, как особой покровительнице Тетеринского. Народ с духовенством вышли к месту явления иконы, и она была принесена в храм. От нее стали происходить чудесные знамения. Во время смертоносного поветрия в конце XVIII века икону обносили с крестным ходом вокруг вотчины, и эпидемия не причинила вреда Тетеринским жителям. Икону стали почитать, на месте ее явления была поставлена часовня10.После избавления в 1830 г. тетеринской вотчины от эпидемии холеры был установлен ежегодный крестный ход к часовне, построенной на месте явления иконы под с. Тетеринским.11 Эта икона и сейчас находится в Успенском храме Тетеринской женской пустыни.

11) Икона «Господа Вседержителяс предстоящими Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским» одна из 5 икон Успенского храма Успенской Тетеринской пустыни почитаемых прихожанами за чудотворные. Эта икона была украшена медной посеребренной ризой с камнями.

12) Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», как и предыдущая, была написана учениками Оружейной палаты. Это список сделан с местной иконы «Благодатное

10 Очевидно, тяжелое время царствования Анны Иоанновны и распри между Тетеринскими священниками помешали оставить документальные свидетельства о чудесном явлении иконы. Об этом событии поведали старожилы села М.И. Ходова и М.И. Короткова, которые слышали с детства об явлении этой иконы от своих предков.

11 См.: Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии: Справочная книга./ Издание редакции Костромских епархиальных ведомостей - Кострома, 1911. - С. 149.

Небо» из московского Архангельского собора в Кремле по заказу строителя Тетеринского храма архимандрита Льва (Юрлова). Но в Тетеринском этот образ почитался как «образ Божией Матери скорбящия». Про эти две местночтимые иконы Успенской церкви с. Тетеринского в путиводителях указывалось, что перед ними «поется много молебнов и ставится много свеч»12.

13) Икона Божией Матери «Владимирская» из Успенского храма Успенской Тетеринской пустыни. Эта икона была написана в XVIII столетии, возможно по заказу нерехтского купца Андрея Несторовича Третьякова и жителей Тетеринской вотчины деревни Оголихино13. В Оголихино «престольным днем» был праздник Владимирской иконы Божией Матери (6 июля). Андрей Третьяков в 1767 году составил рукописную книжицу «Рай мысленный», в которую поместил сказание о Нерехтской чудотворной иконе. Вероятно, что по его указаниям были написаны 14 клейм со сценами истории перенесения в Нерехту чудотворных Владимирских икон. На рубеже XX и XXI веков икона неоднократно мироточила. И сейчас на ней видны следы смолянистых подтеков у головы Богородицы.

14) Святитель Николай Чудотворец. Икона была написана в 1805 году для нового иконостаса Никольского придела Успенской церкви с. Тетеринского. По молитвам перед этим образом Чудотворцу многие быстро получали просимое.

15) Древняя храмовая икона Святителя Николая деревянного Никольского храма с Тетеринского. Эта икона почиталась с древних времен вприхожанами церкви. Ее носили в крестных ходах. О почитании этого образа свидетельствует тот факт, что вернувшийся из ссылки строитель Тетеринского каменного храма епископ Лев (Юрлов) послал в 1740 г. деньги для изготовления на эту икону серебреной чеканной ризы.14

12 Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии: Справочная книга./ Издание редакции Костромских епархиальных ведомостей - Кострома, 1911. - С. 149

13 Православная энциклопедия Т. 9 . С. 33

14Агриколянский П. , свящ. О начале села Тетеринского. Рукопись. 1809. Л. 16.

16) Господь Вседержитель. Эта икона XVII в. сохранилась после пожара, уничтожившегомежду 1733 и 1740 годами Тетеринскую теплую деревянную церковь вмц. Параскевы Пятницы. Эта икона венчает иконостас Богородицерождественского придела церкви Успенской Тетеринской пустыни. До настоящего времени обуглившаяся оборотная сторона иконы свидетельствует о бывшем пожаре и свершившемся чуде. В память о чудесном спасении образа заботами преосвященного Льва, епископа Воронежского, на него была возложена серебренная позолоченная риза.15

17) Федоровская икона Богородицы. Была обретена в первой половине XIX в. на чердаке старого дома в д. Кишкино. Богородица явилась во сне ослепшему крестьянину и повелела найти на чердаке его дома Ее образ. После нескольких попыток его родственниками на чердаке действительно была найдена старинная икона, полностью почерневшая от времени. После того крестьянин прозрел. В благодарность за исцеление он украсил чудотворную икону 1834 г. серебренной чеканной ризой и отдал в свою приходскую церковь в с. Тетеринское.

18) Мощевик с частицами Креста Господня и Киевских чудотворцев. Эти частицы были собраны старанием настоятеля Тетеринской церкви архимандрита Поликарпа (Будаквы) (19641996 гг.), постриженика Успенской Киево-Печерской лавры.

19) Венец с мощей вмц. Варвары. Был привезен в церковь с. Тетеринского иеромонахом Анемподистом (Васильевым) (+ 1975 г.)

20) Хитон с мощей преп. Поликарпа, архимандрита Печерского.

21) Мантия и куколь преп. Поликарпа, архимандрита Печерского

22) Хитон с мощей преп. Еразма Киево-Печерского.

Эти святыни были привезены после закрытия богоборцами в 1963 г. Киево-Печерской лавры иеромонахом Поликарпом.

23) Частица Мамрийского дуба. Эта частица была передана в Успенский храм настоятелем Михайловского кафедрального собора г. Уральска архим. Феодосием (Курьяновым) в 2005 г.

15 Там же.

24) Древняя Казанская икона Богородицы из Казанской церкви с. Княгинина. Икона почиталась богомольцами и была украшена серебренной вызолоченной ризой.16

25) Крест мощевик с частицами мощей разных святых угодников из этой же церкви.

26) В Троицкой церкви с. Красного-Сумароково хранилась часть одежды преп. Ефвросинии, великой княгини Московской. Преп. Евфросиния (в миру Евдокия) была супругой великого князя Димитрия Донского, она была первой известной владелицей Нерехты, основательницей Московского Вознесенского монастыря в Кремле17. В этом же храме хранились 3 напрестольных креста с частицами мощей разных угодников Божиих.

27) В Преображенской церкви с. Спас находилась древняя чудотворная икона святителя Тихона, епископа Амафунтского.18

28) В Знаменской церкви с. Ивановского почиталась Цареградская икона Божией Матери. На этой иконе Богородица была изображена сидящею на троне с короною на главе, с предвечным Младенцем на левой руке и со скипетром в правой. Икона считалась явленою и чудотворною, но с какого времени и по какому поводу - неизвестно.19

29) В Покровской церкви с. Пирогова хранилась искусно вырезанная из дерева глава Иоанна Крестителя. На поклонение этой главе притекало немалое число богомольцев.20

30) В Покровскую церковь с. Давыдовского в1862 г. действительным статским советником А.Н. Васильчиковым с благословения преосвященного Платона, епископа Костромского, был пожертвован золотой Крест с частицей

16 См.: Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии: Справочная книга./ Издание редакции Костромских епархиальных ведомостей - Кострома, 1911. - С. 152.

17 См.: Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии: Справочная книга./ Издание редакции Костромских епархиальных ведомостей - Кострома, 1911. - С. 155

18 Там же. С. 156.

19 Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии: Справочная книга./ Издание редакции Костромских епархиальных ведомостей - Кострома, 1911. - С. 192

20 Там же.

мощей св. ап. Павла. Он хранился в небольшой иконе Страстей Господних, обложенной медной ризою.21

31) В Благовещенской церкви с. Протасова почитался древний образ Святителя Николая, Мирликийского чудотворца. Икона былав начале XIX в. пожертвована в этот храм Васильчиковой. Она же украсила от своего усердия эту икону серебреной позолоченной ризой стоимостью 550 руб.

32) Достопримечательностью Знаменской церкви с. Михеевского были пожертвованые князем Платоном Стефановичем Мещерским местные иконы Вознесения Господня и Успения Богородицы византийского письма22.

33) Незнановская икона Божией Матери была написана в 1814 году по заказу дворян Линевых, у которых в доме она и находилась почти сотню лет. В начале XX в. икона была перенесена в Никольский храм с. Незнанова. В 1908 г. после смерти последнего владельца родовой усадьбы Н.И. Линева, его родственница продала Незнановскую усадьбу, а икону увезла с собой, к сожалению, дальнейшая судьба этого образа неизвестна.23

34) Икона Божией Матери, именуемая Солоница. Этот образ явился в 4 июля 1848 г. на р. Солонице под селом Гзиным24. Сохранившийся список этой иконы находится в Благовещенском храме г. Нерехты.

Рассказав о чтимых иконах Нерехтской земли необходимо упомянуть и о святых угодниках Божиих, которые своими трудами и духовными подвигами утверждали Православие на этой земле.

Св. благоверный князь Димитрий Иванович Донской,

как великий князь был непосредственным обладателем Нерехтских соляных варниц, побывавший неоднократно в своем владении. Молодой Димитрий отличался многими

21 См.: Там же.- С. 193

22 См.: Там же. - С. 205

23 См.: Жуковский (Радужин) А.А. Энциклопедический справочник Т. группа «Лик», 2011.- С.273.

24 См.: Жуковский (Радужин) А.А. Энциклопедический справочник Т. группа «Лик», 2011.- С.379.

Лукашевич А.Ю. Богородица: I.-Нижнекамск: Издательская

Лукашевич А.Ю. Богородица: I.-Нижнекамск: Издательская

добродетелями: не любил празднословия, не терпел срамных слов, уклонялся худых людей, а с добрыми любил беседовать, с благоговением слушал Священное Писание, заботился о храмах, мужественно стоял на страже границ. Во время нашествия Тохтамыша летом 1382 г. князь Димитрий, из-за разногласия бояр, не смог собрать достаточное для отпора татарам войска; тогда, чтобы найти людей, он отправился в Переславль, а затем в Кострому.25

Преп. Ефвросиния, великая княгиня Московская.

Преп. Евфросиния (в миру Евдокия) была супругой великого князя Димитрия Донского, она была первой известной владелицей Нерехты, основательницей Московского Вознесенского и Афанасиевско-Кирилловского монастырей в Кремле и Горицкого Успенского монастыря в Переславле-Залесском. Когда Тохтамыш в 1382 г. подошел к Москве с огромным войском. Димитрий уехал в Кострому собирать полки, а князья Рязанский, Суздальский и Тверской спешили искать милости у Тохтамыша, в Кремле начались волнения и споры: одни стояли за сражение и отпор, другие - готовились грабить или, по малодушию, бежать. Великую княгиню едва выпустили, и она, чуть было не захваченная татарами, добралась до Костромы через Переславль и Ростов. Путь этот проходил по лесам через Нерехту, уже принадлежавшую в то время великой княгине. Ей же принадлежало и нерехтское село Княгинино. Преподобная Евфросиния, великая княгиня Московская, соединила подвиг гражданского служения своему народу и родной земле с монашеским подвигом, восстанавливая царское достоинство человека. Недаром изображают ее в древнерусских лицевых рукописях с царской короной. Она становится пятой из святых жен Руси с именем Евфросиния: «Радость». Ибо ее жизнь явилась великой радостью для всей земли Русской.

После благополучного рождения князя Андрея Дмитриевича великая княгиня Евдокия пожаловала свои нерехтские варницы и села преп. Сергию, Радонежскому игумену. Сергиеву монастырю на протяжении нескольких веков

25 Канонизация святых. Поместный собор РПЦ, посвященный юбилею 1000-летия крещения Руси. ТСл. 1988 г. С. 45,46.

155

принадлежали варницы и села вложенные в эту обитель по примеру великой княгини Евдокии многими вкладчиками.

Земля Нерехтская связана с подвижничеством преподобного Пахомия, который поселился в Сыпанове и основал Троицкий монастырь.

Родился преподобный во Владимире на Клязьме от благочестивых родителей: священника Никольской церкви Игнатия и его жены Анны. При крещении был назван Иаковом. Отец научил Иакова грамоте и закону Божию. Часто бывая на богомолье в Рождественском монастыре, где почивали мощи блгв. великого князя Александра Невского, юный Иаков возгорелся желанием отречься от мира. 12 лет от роду, после смерти отца, с благословения матери он был пострижен в Рождественской обители в монашество с именем Пахомий. Вскоре его рукоположили во иеродиакона. Когда святитель Московский Алексий устроил во Владимире Константино-еленинский монастырь, преподобный был назначен его игуменом, но оставался там недолго. Желая безмолвия и уединения, св. Пахомий удалился в пределы Нерехты. Обходя окрестные места, он избрал себе место, называемое исстари Сыпаново, на речке Гридевке, впадавшей в Солоницу. Местные жители не только оказывали преподобному помощь, но и многие решились поселиться с преподобным в его пустыни. Был устроен храм во имя Живоначальной Троицы. Поучая окрестных жителей житию праведному, преподобный многих недугующих исцелял своею молитвою. Скончался преподобный Пахомий в глубокой старости 23 марта (5 апреля) 1384 г. и был погребенвозле алтаря в созданной им церкви. Ныне его святые мощи открыто почивают в основанной им обители.

О втором преподобном известно меньше. Это преподобный Тихон, основавший монастырь под Лухом, в котором княжил Федор Бельский, бежавший с Тихоном из Литвы. Он родился в Малороссии, был воином, службу нес в Москве, но недолго. Стремясь к уединению, он принял пострижение в одном из московских монастырей и долго искал себе пустынное место для безмолвного жития. Искал уединения он и нерехтских землях, пока не поселился на реке Лух близ урочища Копытово. Когда в монастырь нему собралось несколько сподвижников, преп. Тихон построил церковь и

устроил обитель. Не желая принимать сан священника, преп. Тихон оставался до скончания своих дней простым монахом. Преставился он 16 (29) июня 1503 года. В 1565 году были обретены его святые мощи, источающие множество исцелений.

Перед своим обоснованием на луховских болотах Тихон долго искал место для уединения. Под Нерехтой возле деревни Лаврово сохранился колодец, вырытый по преданию преподобным, из которого он пользовался водой, когда некоторое время подвизался в окрестностях Нерехты. До XVII века на месте нынешней каменной Варваринской церкви был монастырь, как сообщает о. Михаил Диев. Деревянная теплая Введенская церковь Варваринского прихода имела придел в честь святителя Тихона, епископа Амафунтского, небесного покровителя преподобного Тихона Луховского. После его ухода народ стал прибегать к этому источнику, как к особой святыне, и получал от водицы по молитвам преподобного Тихона благодатную помощь в своих нуждах.

Связан с Нерехтой был и преподобный Даниил Переславский. Десять лет он жил в Пафнутьевом монастыре и два года в Левкиевой пустыни. В 1491 году возвратился в Переславский Никитский монастырь, потом перешёл в Горицкий, основанный около 1392 г. в Переславле иждивением великой княгиней Евдокии Дмитриевны, жены Дмитрия Донского. Здесь в течение 30 лет Даниил был монахом, иеромонахом и архимандритом. Горицкому монастырю, настоятелем которого был Даниил, принадлежали варницы в Нерехте и монастырская вотчина - село Тетеринское с 14 деревнями. В память о преподобном была названа речка Даниловка, протекающая по Тетеринской вотчине, а в Тетеринской деревянной церкви был придел пророка Даниила -ангела-хранителя переславского святого.

5 марта 1721 г. в Санкт-Петербурге в Троицком соборе Александро-Невской лавры был хиротонисан в епископа Переславского флотский обер-иеромонах Иннокентий (Кульчицкий). Резиденцией переславских архиереев стала Горицкая обитель. В том же году святитель Иннокентий был назначен начальником духовной миссии в Китай и отправлен в

Пекин26, потому на кафедре не был, но будучи главой Горицкого монастыря, являлся также и хозяином тетеринской вотчины.

Священномученик иерей Василий Разумов родился в 1879 году в деревне Кучино близ города Судиславля в бедной крестьянской семье. В начале 30-х годов ХХ века он служил священником в Красносельском районе; в 1932 году отец Василий был арестован и приговорен к 5 годам заключения в лагере, откуда его по состоянию здоровья досрочно освободили в 1935 году.

Управлявший в то время Костромской епархией священомученик Никодим, архиепископ Костромской и Галичский, назначил отца Василия на служение в Свято-Троицкую церковь села Троица Нерехтского района - бывший монастырский храм Троице-Сыпановой Пахомиево-Нерехтской обители. В скорбные годы гонений на Церковь и веру Христову священномученик Василий, укрепляемый своим наставником и духовным другом - священномучеником Никодимом, ревностно защищал истину и чистоту Православия, утверждал свою паству в стоянии за правду Божию, оберегал храм от попыток закрытия и поругания.

Связан корнями с Нерехтской землей архиепископ Костромской и Галичский Никодим (в миру Николай Васильевич Кротков), который родился 29 ноября 1868 года в с. Погрешило Середского уезда Костромской губернии (ныне Ивановской области) в семье священника.

Вспомнив о святынях и святых угодниках почтить памятью и нерехтские святые места.

Прежде всего - это Свято-Троицкий Пахомиево-Нерехтский Сыпанов монастырь, где подвизался преп. Пахомий. Многим известна и пахомиева горка. Не меньшим почитанием в народе пользуется и Пахомиев источник. Это достаточно известные святыни, и нет необходимости на них останавливаться более подробно.

Источник преп. Тихона Луховского. Святой Тихон какое-то время подвизался возле деревни Лаврово под Нерехтой. Им был вырыт колодец, из которого он пользовался

26 Святой Иннокентий, епископ Иркутский (1727-1731) первый чудотворец в Сибири, прославленный Российской церковью. См.: Словарь исторический о русских святых. - М.: Книга,1990. - С. 104.

158

водой, когда здесь жил, а после его ухода на Лух, народ стал прибегать к этому источнику, как к особой святыне, и получали от водицы по молитвам преподобного Тихона благодатную помощь в своих нуждах.

Владимирская часовня на Солонице возле деревни Пятино, построенной на месте встречи Владимирской иконы Богородицы, привезенной И. Аверкиевым.

Входоиерусалимская часовня у Крестовоздвиженской церкви, построенная на месте исцеления соборного иеромонаха Вассиана.

Борисо-Глебская часовня на городской площади, первоначально построенная на месте наказания игравшего на дудке «гудошника» когда мимо проносили первую Владимирскую икону. После морового поветрия 1770-1771 гг. нерехтчане в благодарность Богу и Богородице, осенявшей своим небесным покровом через чудотворную икону нерехтчан, которые были избавлены от чумы не только в своих пределах, но и находившиеся по делам в районах эпидемии.

Вознесенская часовня на месте деревянной Вознесенской церкви, в которой первоначально находилась чудотворная Владимирская икона.

Боголюбская часовня под селом Тетеринским на месте явления Боголюбской иконы Богородицы. Сейчас в этой восстановленной часовне есть источник - колодец с освященной водой.

Восстановив память о святынях Нерехтской земли, необходимо вернуть им былую славу и почитание. И тогда эти святыни неоднократно сохранят нас от напастей и помогут своею благодатной силою не только нам, живущим на этой благословенной Богом земле, но и всем, кто с верою и надеждою будет прибегать к ним.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Протоиерей Владимир Воронин,

благочинный кафедрального собора. Выпускник Костромской духовной семинарии. В 2014 году окончил богословский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Преподаватель Костромской духовной семинарии.

МОНАШЕСТВО В РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

История возникновения. Возникновение монашества относится к апостольским временам, но только в IV веке оно сформировалось как движение, имеющее определенные цели и конкретные организационные формы. Зародившись на Востоке, монашество первоначально существовало в форме аскетизма (греч. а ахпоц — подвиг). Аскеты не удалялись от мира, но вели строгий образ жизни, давая обеты постничества, молчания и безбрачия. Впоследствии такие монахи стали избирать для жительства пустынные места. Эта практика восходит ко времени правления императора Декия (249-250 гг.), когда начались особенно сильные гонения на христиан и число анахоретов (греч. — захирею — уходить, удаляться) постоянно увеличивалось. Сведения о благочестивой жизни отшельников, таких, как преподобный Антоний, святой Иларион, постепенно

160

распространялись среди христиан, и у них начали появляться последователи, которые строили свои жилища вблизи их келлий. Так наряду с отшельничеством возникло общежительное, киновийное (греч. — когго^ — общий, Рю<; — жизнь) монашество. «С самого начала наряду с совершенно одинокими анахоретами были и гнезда их; и, чем больше распространялось бегство от мира в пустыню, тем больше становилось таких гнезд. Незаметен и неуловим поэтому переход от чистого анахоретства к общежительным формам монашества» [1].

Основателем киновийной формы монашества считается преподобный Пахомий Великий

348), написавший руководство для общежительной монашеской жизни. На основе этого древнего Устава около 340 года в Верхнем Египте возникла первая киновийная община. Затем последовало быстрое распространение Устава в Нитрийской пустыне, среди сирийских и палестинских отшельников, в Армении. Во второй половине IV века святой Василий Великий ввел Устав преподобного Пахомия в Каппадокии, но впоследствии заменил его своим собственным Уставом. В этом Уставе, сохранившем многие положения Устава преподобного Пахомия, более подробно развивались положения киновии, и он вскоре стал основным руководством для монашеской жизни Востока. Но наряду с общежительной, киновийной формой монашества продолжали существовать и более ранние виды монашеской жизни — аскетическая и отшельническая. По-разному оценивая события, связанные с падением Римской империи, одни подвижники считали, что «мир есть царство гибели, от которого надлежит совершенно отречься; другие полагали, что мир, лежащий во зле, должен быть покорен для Бога влиянием монашества. Первый взгляд есть взгляд древнейшего монашества, сохранившийся в наибольшей чистоте в восточном, православном монашестве; второе воззрение пыталось осуществить на практике, главным образом, западное, католическое монашество» [2].

Знакомством с подвигами преподобного Антония Великого и Уставом преподобного Пахомия Запад обязан святому Афанасию Великому, который вынужден был удалиться из Александрии и несколько лет провел в изгнании. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.