Научная статья на тему '"СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ" МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО ИЛАРИОНА, КАК ПАМЯТНИК ГОСУДАРСТВЕННО- КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДРЕВНЕЙ РУСИ'

"СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ" МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО ИЛАРИОНА, КАК ПАМЯТНИК ГОСУДАРСТВЕННО- КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДРЕВНЕЙ РУСИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1662
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН / СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ / ДРЕВНЕРУССКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Смирнов Алексий

С момента крещения Руси в 988 году св. князем Владимиром иерархия Русской Церкви, прежде всего в лице ее митрополитов, являет яркий пример государственно- конфессиональных отношений, направленных на укрепление древнерусского государства, стабилизацию внутриполитических кризисов и формирование идеи патриотизма. В этой связи необходимо выделить «Слово о Законе и Благодати» - выдающийся памятник древнерусской литературы и философии, написанный первым русским митрополитом Киевским Иларионом. Сохранились два важных летописных свидетельства, помогающих нам понять, в какой среде и при каких обстоятельствах родилось это удивительное произведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"THE WORD OF LAW AND GRACE" BY METROPOLITAN HILARION OF KIEV, AS A MONUMENT OF STATE-CONFESSIONAL RELATIONS IN ANCIENT RUSSIA

Since the baptism of Rus in 988 by St. Prince Vladimir, the hierarchy of the Russian Church, primarily represented by its metropolitans, has been a vivid example of state-confessional relations aimed at strengthening the ancient Russian state, stabilizing internal political crises and forming the idea of patriotism. In this regard, it is necessary to highlight the "Word about Law and Grace" - an outstanding monument of ancient Russian literature and philosophy, written by the first Russian Metropolitan Hilarion of Kiev. Two important chronicle testimonies have been preserved, helping us to understand in what environment and under what circumstances this amazing work was born.

Текст научной работы на тему «"СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ" МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО ИЛАРИОНА, КАК ПАМЯТНИК ГОСУДАРСТВЕННО- КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДРЕВНЕЙ РУСИ»

Литургии в пасхальную ночь всегда заканчивается словами (по-церковнославянски): «Яко закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть» (Ин. 1, 17). Именно с этих евангельских слов и начинает митрополит Иларион свое «Слово о Законе и Благодати». По другой гипотезе «Слово» было произнесено митрополитом Иларионом в Десятинной церкви у гробницы князя Владимира. Но где бы ни сказано было это «Слово», несомненно то, что митрополит Иларион был единомышленником и сподвижником князя Ярослава Мудрого в его борьбе за политическую и церковную независимость Руси от Византии.

Логический анализ позволяет разделить «Слово о Законе и Благодати» на три составные части. Первая часть — это своеобразное философско-историческое введение. В его основе лежит рассуждение о соотношении Ветхого и Нового Заветов — Закона и Благодати. Смысл подобного рассуждения многообразен. С одной стороны, это продолжение чисто богословского спора между западной, Римской, церковью и Церковью восточной, Православной. Дело в том, что западное христианство почитало Ветхий Завет как собрание разного рода правовых норм, как оправдание свойственных западному миру прагматических устремлений и т.д. На Востоке Ветхому Завету придавалось гораздо меньшее значение.

Иларион в своем «Слове» стоит ближе к восточной Церкви. Он говорит: «Прежде закон, потом - благодать, прежде -подобие, потом - истина». [3,с. 176] Таким образом, Иларион подчеркивает, что следование нормам только лишь Ветхого Завета не приводит людей к спасению души, как не спасло знание Закона («стени») древних иудеев. Более того, предпочтение Ветхого Завета может привести к иудаизму. Вообще, слово «стень» можно переводить или как «сень», или как «тень». В посланиях ап. Павла Закон, завет Закона — «тень будущего» (Кол. 2, 17), «образ и тень небесного» (Евр. 8, 5), «тень будущих благ» (Евр. 10, 1). В Острожской Библии эти места переведены следующим образом: «стень грядущих», «иже образомъ и стени служат небесных», «стень бо имыи законъ грядущихъ благъ». Следовательно, в содержательном

отношении «стень» — прообраз, отражение, пророчество будущих благ, благодати. Лишь Новый Завет («истина»), данный человечеству Иисусом Христом, является Благодатью, ибо Иисус Своей смертью искупил все людские грехи, а посмертным воскрешением Он открыл всем народам путь к спасению. [2, с 86] «Ибо закон предтечей был и слугой благодати и истине, истина же и благодать - слуги будущему веку, жизни нетленной. Как закон приводил принявших его к благодатному крещению, так и крещение открывало путь своим сынам к вечной жизни». [3, с. 176]

Во второй части «Слова» Иларион развивает идеи спасения одной Благодатью уже в приложении к Руси. Крещение Руси, совершенное вел. кн. Владимиром, показало, что Благодать распространилась и в русские пределы. Следовательно, Господь не презрел Русь, а спас ее, приведя к познанию истины. «И уже не идолослужителями зовемся, — пишет Иларион, — но христианами, и уже не лишенными надежды, но уповающими на жизнь вечную». [3, с. 179] И теперь, как радостно восклицает Иларион: «Все страны благой Бог наш помиловал и нас не отверг. Возжелал - и спас нас, и в понимание истины привел». [3, с. 179]

Приняв Русь под свое покровительство, Господь даровал ей и величие. И теперь это не «худая» и «неведомая» земля, но земля Русская, «яже ведома и слышима есть всеми четырьми конци» света. Более того, христианская Русь может надеяться на великое и прекрасное будущее, ибо оно предопределено Божиим Промыслом. [4, с. 45]

Третья часть «Слова» посвящена прославлению великих Киевских князей. Прежде всего, речь идет о кн. Владимире (в крещении — Василий), которого посетил Сам Всевышний и в сердце которого воссиял свет ведения: «Итак, когда он жил и пас землю свою справедливо с мужеством и пониманием, тогда сошла на него милость Всевышнего - взглянуло на него всемилостивое око благого Бога, и воссиял разум в сердце его, чтобы понять суетность идольской лжи и обрести единого Бога, создавшего всю тварь видимую и невидимую». [3, с. 180]

Кроме Владимира, славит Иларион кн. Ярослава Мудрого (в крещении — Георгий), современником и соратником которого был и сам митрополит. Но интересно, что Иларион прославляет также и язычников Игоря и Святослава, заложивших будущее могущество Русского государства. Более того, в своем сочинении Иларион именует русских князей титулом «каган». А ведь этот титул в те времена приравнивался к титулу императора. Да и самого Владимира Иларион сравнивает с имп. Константином: «Подобниче великааго Коньстантина, равноумне, равнохристолюбче, равночестителю служителемь его!»

Исследователи древнерусской литературы с самых различных сторон анализировали «Слово о Законе и Благодати». В первую очередь внимание многих ученых привлекала патриотическая направленность этого выдающегося произведения, но в лучших исследованиях отмечалась и поразительная глубина богословского содержания творения митрополита Илариона. Наиболее полная и яркая характеристика «Слова о Законе и Благодати» принадлежит академику Д.С. Лихачеву: «Иларион указывает, что Евангелием и крещением Бог «все народы спас», прославляет русский народ среди народов всего мира и резко полемизирует с учением об исключительном праве на «богоизбранничество» только одного народа. Идеи эти изложены в «Слове» с пластической ясностью и исключительной конструктивной цельностью. Точность и ясность замысла отчетливо отразились в самом названии «Слова»: «О законе Моисеом даннем, и о благодати и истине Иисус Христом бывшим, и како закон отъиде, благодать же и истина всю землю исполни, и вера в вся языкы простреся и до нашего языка (народа) рускаго». [5, с. 27] «Соединение богословской мысли и политической идеи создает, — по мнению Д.С. Лихачева, — жанровое своеобразие «Слова» Илариона. В своем роде это единственное произведение». [5, с. 29]

В чем же суть богословского содержания «Слова о Законе и Благодати»?

Во все времена христианской эры остро стоял вопрос: «За кого люди принимают Иисуса Христа?». Сам Иисус Христос однажды спросил Своих учеников: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» (Мф. 16, 13). Ученики стали говорить, что некоторые почитают Его за пророка Илию или за одного из других пророков. Тогда Христос спросил самих учеников: «А вы за кого почитаете Меня?». И апостол Петр ответил: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф.16; 15-16).

На протяжении долгих столетий различные ереси пытались одолеть церковную веру в Богочеловечество Иисуса Христа. Гораздо логичнее казалось представлять Бога абстрактно — невоплощенным и недоступным для людей, Христа же считать лишь нравственным образцом совершенного человека. А чтобы уверовать, что Иисус Христос есть истинный Бог и совершенный (то есть полноценный) Человек — для этого во все времена требовался подвиг веры-жизни, а не отвлеченные богословские рассуждения.

«Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона представляет собой вдохновенную церковную проповедь о Богочеловечестве Христа. Христос в этой проповеди — «совершенный человек по вочеловечению, а не призрак, но (и) совершенный Бог по Божеству, а не простой человек, — явивший на земле Божественное и человеческое». И далее митрополит Иларион приводит целый ряд свидетельств из Священного Писания, в которых говорится о человечестве и Божестве Иисуса Христа:

«Как человек постился сорок дней, голодом и жаждой томим, и как Бог победил искусителя <...> Как человек оплакивал Лазаря, и как Бог воскресил его из мертвых <.. .> Как человек распят был, и как Бог Своею властью вместе с Собою распятого разбойника впустил в рай <... > Как человек положен во гроб, и как Бог сокрушил ад и души освободил».

Завершается это свидетельство о Богочеловечестве Христа пасхальным аккордом: «Кто бог велий, яко Бог наш! Ты еси Бог творяй чудеса» (Пс. 76, 14-15). [3,с. 178]

«Слово о Законе и Благодати» — одна из вершин церковного богословия всех христианских времен. Кто есть

Иисус Христос? Бог? Человек? На этот вопрос новых, то есть обновленных святым крещением людей митрополит Иларион отвечает, что Христос Спаситель — Богочеловек!

В день великого крещения киевлян в водах Днепра князь Владимир молился: «Христе Боже, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны!». [3, с. 190]

В истории русской философской мысли вопрос о богочеловечестве возродился в конце XIX века, когда перед православной культурой России встала проблема секуляризации. Православная Русь, церковная Русь готовилась к испытанию антирелигиозной философией. Полемика между славянофилами и западниками стала заглушаться предгрозовыми раскатами грядущих социальных потрясений в России. Эти потрясения предчувствовал и пророчески отобразил в своих романах и публицистических статьях великий русский писатель Ф.М. Достоевский. Секуляризации философской мысли старался противостоять великий русский философ B.C. Соловьев, чьи «Чтения о богочеловечестве» имели большой резонанс в образованных кругах России.

После десятилетий господства атеистической идеологии в конце XX века миллионы граждан России смогли свободно обратиться к духовному наследию своих предков, к сокровищам православной культуры России. И хотя со времен митрополита Илариона прошло более девяти столетий, написанное им «Слово о Законе и Благодати» остается непревзойденным церковно-литературным свидетельством о Богочеловечестве Иисуса Христа. Выше него стоит только само Евангелие Христово, которое древнерусский просветитель положил в основу своего «Слова», «ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1, 17). Именно в богословских рассуждениях митр. Илариона проявляются обоснования места и роли Руси в мировой истории, показано ее величие. По сути дела, «Слово» — это похвальная песнь Руси и ее князьям. А воспевание достоинства и славы Русской земли и

княживших в ней потомков Игоря Старого направлено прямо против политических притязаний Византии. [1, с. 69]

1. Брюсова В. Г. Когда и где был поставлен митрополитом Иларион? // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 1. XI—XVI века. М., 1989.

2. Жданов И. Н. «Слово о законе и благодати» Илариона и «Похвала кагану Владимиру» // Сочинения И. Н. Жданова. СПб., 1904. Т. 1.

3. Иларион Митрополит. Слово о Законе и Благодати. / Прометей: Ист.-биогр. альм. Сер. «Жизнь Замечат. Людей». Т. 16: Тысячелетие русской книжности / Сост. Е. Бондарева. - М.: Мол. Гвардия, 1990.

4. Колесов В. Умное слово в «Слове» Илариона Киевского // Альманах библиофила. М., 1989. Вып. 26.

5. Лихачев Д.С. Литература Руси XI — начала XIII веков // Великая Русь: История и художественная культура X-XVИ века - М., 1994.

6. Повесть временных лет / Подг. текста, перев., вступит, ст. и коммент. Д.С. Лихачева - 2-е изд., испр. и доп.- СПб., 1996.

Игумен Антоний (Бутин)

духовник Свято-Успенской Тетеринской пустыни Нерехтского района Костромской епархии. Историк, выпускник Московского историко-архивного института

СВЯТЫНИ НЕРЕХТСКОЙ ЗЕМЛИ

Нерехту называют «городом-музеем под открытым небом». Нерехта вместе с Костромой и Большими Солями впервые упоминается в летописях под 1213 годом в связи с ожесточенной междоусобной борьбой детей великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо. Когда-то здесь были найдены запасы поваренной соли, которые пролегали по окрестностям реки Солоницы. Соляные промыслы и удачное расположение города на торговых путях в Ярославль, Нижний Новгород, Суздаль и Кострому способствовали расцвету Нерехты. Соль Нерехтская долго собирала у себя людей предприимчивых: солеваров, купцов, гостей (покупателей). Каждую зиму обозы с вываренной летом солью отправлялись в Москву и другие города и веси Святой Руси. Страшный удар пережила Нерехта при смуте, когда отряд Лисовского сжег город дотла. Но Нерехта не исчезла из истории, не канула в Лету, а изменив направленность промыслов, как переменчивая Солоница свое русло, превратилась в провинциальный городок.

И сегодня Нерехта сохраняет выгодное с экономической точки зрения расположение, имеется прямое железнодорожное и автотранспортное сообщение с Москвой, Ярославлем, Иваново, Костромой и другими крупными городами России. В 1970 году она была включена в список городов «Малого Золотого кольца» России. Посетивший Нерехту в июле 1994 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, назвал ее «благословенным городом». Но что еще есть здесь особого, необычного? Что влекло сюда странников? И не только из простого люда, но первых лиц Государства Российского?

Для русского человека, будь он царь или князь, или просто крепостной - главными ценностями были религиозное подвижничество и христианская святость. Это ученики «гнезда Сергиева» шли на север в Костромские и Вологодские леса, удаляясь от суеты мирской. Здесь в лесных дебрях они находили отшельническое пустынножительство, но к ним за благословением и духовной помощью тянулись и простолюдин, и боярин, и князь. Возле пустыннических келий появлялись монашеские обители, а потом образовывались из мирян целые посады. История Руси неотделимо переплетается с историей Русской святости. Христианская святость «красной нитью» проходила через всю историю Русского народа и его жизнь.

Вот и Нерехтские святыни собирали сюда многих богомольцев. И сейчас некоторые святыни нерехтской земли привлекают и паломников и туристов, но большинство почитаемых нашими предками святынь забыты, и многие даже не догадываются об их существовании.

Какие же святыни, святые угодники и святые места с древности были в нашей Нерехтской земле? В этот маленьком провинциальном городишке прославились несколько образов Пресвятой Богородицы. Не каждый город может таким похвалиться! А речка Солоница, с которой связана история появления этих святынь, поистине может называться «Божьей рекой», как некогда была названа Жиздра, протекающая под г. Козельском у стен знаменитой Оптиной пустыни.

1) Самой почитаемой святыней Нерехтской земли, привлекавшей к себе на богомолье не только простолюдинов, но и царей была чудотворная Икона Божией Матери Владимирская. В 1634 году Богородица явилась во сне жителю

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.