Научная статья на тему 'СВЯТЫЕ БЕССРЕБРЕНИКИ В ПРОГРАММАХ СРЕДНЕВИЗАНТИЙСКИХ ХРАМОВ С ПОГРЕБЕНИЯМИ'

СВЯТЫЕ БЕССРЕБРЕНИКИ В ПРОГРАММАХ СРЕДНЕВИЗАНТИЙСКИХ ХРАМОВ С ПОГРЕБЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
29
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТЫЕ БЕССРЕБРЕНИКИ / ОБРАЗЫ СВЯТЫХ ВРАЧЕЙ / ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ ВИЗАНТИЙСКИХ ПОГРЕБАЛЬНЫХ ХРАМОВ / РОСПИСИ АРКОСОЛИЕВ / МОНАСТЫРЬ ПАНТОКРАТОРА В КОНСТАНТИНОПОЛЕ / ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ / ПОМИНОВЕНИЯ НА ГРОБАХ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Овчарова Ольга Владимировна

В статье рассматривается тенденция изображать в византийских храмовых росписях святых врачей-бессребреников вблизи от захоронений. Цель исследования - установить возможные факторы формирования такого рода программ. Методология - комплексная: результаты иконографического анализа сопоставляются с данными исследований по истории и литургике. В предшествующей литературе изучаемая тенденция рассматривалась главным образом на материале сербских памятников XIII-XIV вв. и в свете известий о чудесных исцелениях на гробах. В настоящей работе внимание смещается на ансамбли эпохи Комнинов и Ангелов - от фресок Бачково до росписей Панагии Крины на Хиосе (1197). Высказывается предположение, что стимулировать к включению образов целителей в погребальный контекст должны были тексты заупокойного богослужения, такие как древнейшая молитва ' θε0ς τWν πνευμάτων καi πάσης σαρκός (Боже духов и всякия плоти), а также привлечение медиков из больницы при монастыре Пантократора в Константинополе к заупокойным службам на гробах Иоанна II Комнина (1118-1143) и членов его семьи. Последний фактор представляется наиболее важным, и рассмотрению его уделено особенно большое место. Показано, что участие врачей в заупокойных службах в монастыре Пантократора явилось следствием пересечения в этом месте двух изначально не связанных между собой тенденций - роста заинтересованности в медицине и повышенного внимания к погребениям и заупокойному богослужению со стороны комниновских ктиторов. В свою очередь обеспокоенность вопросами смерти и посмертных поминовений ставится в связь с определенными аспектами так называемой Евергетидской реформы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAINT ANARGYROI IN THE PROGRAMMES OF MIDDLE BYZANTINE CHURCHES WITH BURIALS

The article discusses the tendency to depict saint anargyroi near the burial places in Byzantine churches. The purpose of the study is to establish possible factors in the formation of such programmes. The methodology of the study uses the results of iconographic analysis which are compared with data of historical research and liturgical studies. In the previous literature, the iconographic tendency in question was considered mainly on the basis of Serbian monuments of the 13th and 14th centuries and in the light of literary sources describing the facts of miraculous healings at tombs. In the present study, attention shifts to the ensembles of the period of the Komnenoi and the Angeloi, i.e. from the frescoes of Bachkovo to the murals of Panagia Krena in Chios (1197). It is suggested that the inclusion of images of saint healers in the decorations of burial sites was on the one hand stimulated by the texts of funeral services, such as the ancient prayer ' θε0ς τWν πνευμάτων καi πάσης σαρκός (‘God of the spirits and of all esh’). On the other hand, it was stimulated by the participation of physicians from the hospital at the Pantokrator monastery in Constantinople in the posthumous commemorations on the tombs of John II Komnenos (1118-1143) and members of his family. The last factor seems to be most important; it is therefore given special attention. It is shown that the participation of doctors in memorial services in the monastery of Christ Pantokrator was the result of the intersection in this place of two initially unrelated trends, namely the growing interest in medicine and increased attention to burials and funeral rites on the part of Komnenian ktetors. In turn, this concern about death and posthumous commemorations is linked to certain aspects of the so-called Evergetide reform.

Текст научной работы на тему «СВЯТЫЕ БЕССРЕБРЕНИКИ В ПРОГРАММАХ СРЕДНЕВИЗАНТИЙСКИХ ХРАМОВ С ПОГРЕБЕНИЯМИ»

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 47. С. 9-33 БОТ: 10.15382Мш^202247.9-33

Овчарова Ольга Владимировна, канд. искусствоведения, ст. науч. сотрудник Государственного института искусствознания Россия, г. Москва [email protected] https://orcid.org/0000-0001-5074-8082

Святые бессребреники в программах

средневизантийских храмов с погребениями

Аннотация: В статье рассматривается тенденция изображать в византийских храмовых росписях святых врачей-бессребреников вблизи от захоронений. Цель исследования — установить возможные факторы формирования такого рода программ. Методология — комплексная: результаты иконографического анализа сопоставляются с данными исследований по истории и литургике. В предшествующей литературе изучаемая тенденция рассматривалась главным образом на материале сербских памятников ХШ—Х1У вв. и в свете известий о чудесных исцелениях на гробах. В настоящей работе внимание смещается на ансамбли эпохи Комнинов и Ангелов — от фресок Бачково до росписей Панагии Крины на Хиосе (1197). Высказывается предположение, что стимулировать к включению образов целителей в погребальный контекст должны были тексты заупокойного богослужения, такие как древнейшая молитва '0 0£Йд тй"У л"У£щйтш"У ха! лйапс аархбд (Боже духов и всякия плоти), а также привлечение медиков из больницы при монастыре Пантократора в Константинополе к заупокойным службам на гробах Иоанна II Комнина (1118—1143) и членов его семьи. Последний фактор представляется наиболее важным, и рассмотрению его уделено особенно большое место. Показано, что участие врачей в заупокойных службах в монастыре Пантократора явилось следствием пересечения в этом месте двух изначально не связанных между собой тенденций — роста заинтересованности в медицине и повышенного внимания к погребениям и заупокойному богослужению со стороны комниновских ктиторов. В свою очередь обеспокоенность вопросами смерти и посмертных поминовений ставится в связь с определенными аспектами так называемой Евергетидской реформы.

Ключевые слова: святые бессребреники, образы святых врачей, иконографические программы византийских погребальных храмов, росписи аркосолиев, монастырь Пантократора в Константинополе, заупокойное богослужение, поминовения на гробах.

О. В. Овчарова

© Овчарова О. В., 2022.

Образы святых врачей-бессребреников широко распространены в искусстве христианского мира. Их положение в программах памятников вариативно и каждый раз требует для своей интерпретации внимания к конкретным обстоятельствам заказа — месту и времени создания, личности ктитора1. Выявление и объяснение более общих тенденций и закономерностей репрезентации бессребреников в церковном интерьере является задачей сложной.

Одну такую закономерность установила Д. Попович2. Она обратила внимание на то, что в группе сербских памятников ХШ—Х1У вв., включающей росписи церквей Богородицы в Студенице (1208/1209), Вознесения в Милешево (до 1228), Драгутиновой капеллы в Джурджеви Ступови (1282—1283), храмов Богородицы Одигитрии (до 1337), св. Димитрия (ок. 1345) и свв. Апостолов (ок. 1350) в Пече, а также в Лесново (1347—1348), святые врачи изображаются вблизи от мест захоронений. По мнению исследовательницы, это могло быть обусловлено ожиданием здесь чудесных исцелений, подобных тем, что, по литературным источникам, происходили на гробах святых Симеона Немани, Саввы Сербского и архиепископа Арсения.

Примечательно, однако, что в Студенице мироточивый гроб св. Симеона Немани находится в юго-западной части наоса, тогда как фрески с бессребрениками выявлены близ места захоронения одного из его сыновей в противоположном, северном, окончании западной травеи3. В Милешево святые врачи написаны не там, где были выставлены мощи св. Саввы, а рядом с погребениями короля Владислава и кого-то из его близких родственников4; в Пече —

1 Стародубцев Т. Свети лекари. Поштоваае и представлаае у источнохришЬанском свету средаега века (Универзитет у Београду, филозофски факултет, институт за исторщу уметно-сти, студще 14). Београд: Универзитет у Београду, филозофски факултет, институт за исторщу уметности; Служебни гласник, 2018. С. 265. Здесь же см. более раннюю литературу по иконографии святых врачей в искусстве византийского мира.

2 ПоповиЬ Д. Српски владарски гроб у средаем веку (Филозофски факултет у Београду, институт за исторщу уметности, студще 9). Београд: Филозофски факултет у Београду, институт за исторщу уметности; Републички завод за заштиту споменика културе Србще; Институт за проучаваае културе срба, црногораца, муслимана и хрвата — Приштина, 1992. С. 52, нап. 28.

3 Там же. С. 25—47, 52; Ряд представленных здесь бессребреников частично утрачен. М. П. Живкович реконструирует его следующим образом: свв. Косма (утрачен), Дамиан, Пан-телеимон, Иоанн (утрачен), Кир и Ермолай (см.: ЖивковиЬ М. П. Наjстариjе зидно сликарство Богородичине цркве у Студеници и аегова обнова у XVI веку. Докторска дисертацща. Београд: Универзитет у Београду, Филозофски факултет, 2019. С. 251—252). См. также: Во]водиЬ Д. Зидно сликарство цркве Светог Ахилща у Арилу (Стубови културе, монографще, ка. 3). Београд: Стубови културе, 2005. С. 84; ПоповиЬ Д. Српски владарски и архиепископски гроб у средаем веку — нова сазнааа и тумачеаа // Кралевство и архиепископща у српским и поморским землама НемааиЬа. Тематски зборник у част 800 година проглашеаа кралевства и аутокефалне архиепископще свих српских и поморских земала / Уред. Л. МаксимовиЬ, С. ПириватриЬ. Београд: Српска академща наука и уметности; Српски комитет за византологщу, 2019. С. 357— 361.

4 ПоповиЬ Д. Српски владарски гроб... С. 52; Во]водиЬ Д. Op. cit. С. 84, нап. 535; КандиЬ О. Гробна обележ]а у цркви манастира Милешеве // Саопштеаа Републичког завода за заштиту споменика културе. 1990-1991. № 22-23. С. 110. Сл. 5.

над саркофагами архиепископов Никодима5, Даниила II6 и Саввы II7, но не св. Арсения8.

Гипотеза о том, что помещение бессребреников в погребальный контекст обусловлено фактами чудесных исцелений на гробах «почитаемых личностей», мало согласуется и с единственным упомянутым Д. Попович византийским примером — фреской со святым врачом над проходом в погребальную камеру св. Неофита в его Энклистре близ Пафоса на Кипре. Как известно, этот святой отшельник умер в 1219 г., тогда как роспись кельи, в которой находится изображение бессребреника, была создана по собственной инициативе затворника в 1183 г.9 Едва ли уже тогда Неофит пребывал в уверенности, что рядом с его гробом будут совершаться исцеления.

В настоящее время ряд памятников с бессребрениками у захоронений, предшествующий сербским примерам ХШ—ХГУ вв., может быть значительно расширен. Начнем с не вполне однозначного случая росписей церкви над костницей Бачковского монастыря. Их датировка варьируется от позднего XI в. до позднего XII в. Последнее по времени мнение на этот счет было высказано Г. П. Геровым, который отнес памятник к 1140-1170-м гг.10 Образы святых врачей в Бачковской церкви помещены над нишей в северной стене второго этажа здания (ил. 1). Исследователи предполагают, что здесь первоначально располагалась дверь, со временем заложенная11. Однако функциональной она быть не могла, так как, в отличие от южного фасада, где уровень земли доходит до второго этажа, с северной стороны он проходит значительно ниже гипотетического дверного проема. На наш взгляд, соответствующая ниша могла отмечать место гроба12. Такому вы-

5 В церкви св. Димитрия: ФилиповиЬ Д. Саркофаг архиепископа Никодима у цркви св. Димитрия у Патрщаршщи // Зборник Матице српске за ликовне уметности. 1983. Т. 19. С. 90-92. Сл. 4.

6 В церкви Богородицы Одигитрии: ПоповиЬ Д. Гроб архиепископа Данила II // Архиепископ Данило II и аегово доба. Ме^ународни научни скуп поводом 650 година од смрти, децем-бар 1987. Приемдено на VIII скупу Одедеаа исторщских наука, одржаном 19. октобра 1998 / Уред. В. J. ВуриЬ (Српска академща наука и уметности, научни скупови, ка. LVIII) (Одедеае исторщских наука, ка. 17). Београд: Српска академща наука и уметности, 1991. С. 333. Сл. 1.

7 В церкви свв. Апостолов: ПоповиЬ Д. Надгробни споменик архиепископа Саве II из цркве св. Апостола у ПеЬ^ Патрщаршщи // Зборник Матице српске за ликовне уметности. 1985. Т. 21. С. 90-92. Сл. 4.

8 В церкви свв. Апостолов: ВасиЬ М. Жича и Лазарица: студще из српске уметности средаега века. Београд: издавачка книжарница Геце Кона, 1928. С. 220.

9 Mango C. The Hermitage of St. Neophytos and its Wall Paintings // Dumbarton Oaks Papers. 1966. Vol. 20. P. 183. Fig. 103.

10 Геров Г. П. О фресках XII и XIV веков в Бачковской церкви-костнице // Искусство византийского мира. Индивидуальность в художественном творчестве: сб. статей в честь Ольги Сигизмундовны Поповой / ред.-сост. А. В. Захарова, О. В. Овчарова, И. А. Орецкая. М.: Государственный институт искусствознания, 2021. С. 72-95. Подробно по теме возможной даты см.: Oretskaia I. On the Style of the Bachkovo Ossuary Frescoes // Зограф. 2018. Т. 42. С. 37-54.

11 Kolarova V. The Ossuary Church of the Bachkovo Monastery // The Ossuary of the Bachkovo Monastery / ed. by E. Bakalova in collaboration with V. Karageorghis, L. Leventis. Plovdiv: Pygmalion, 2003. P. 32-33.

12 О присутствии саркофагов в верхней церкви см.: Grishin S. Literary Evidence for the Dating of the Backovo Ossuary Frescoes // Byzantina Australiensia. 1978. Vol. 1. P. 92-93; Byzan-

воду не противоречит изображение над группой бессребреников Оплакивания — сцены, которая в комниновских памятниках обычно находится рядом с захоронениями и происхождение которой тесно связано с заупокойным богослужением13.

В росписях Нерези (1164) группа наиболее известных целителей — святых Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, а также Сампсо-на Странноприимца и Ермолая — находится в диаконнике и проходах из него в алтарь и наос, рядом с фреской-иконой св. Пантелеи-мона к югу от алтарной преграды14. Однако и мученики, окружающие погребальный арко-солий в северо-западном помещении церкви, в большинстве своем были известны прижизненным или посмертным целительским даром. В частности, о св. Трифоне, изображенном непосредственно над аркосолием (ил. 2, 3, 4), в житии сказано, что он обладал «даром исцелений и лечил всякую болезнь и немощь»15. О посмертных исцелениях, совершенных св. Миной, фигура которого возвышается напротив от аркосолия (ил. 5), сообщает Патриарх Александрийский Тимофей16. В нартексе Нерези сцены житийного цикла св. Пантелеимона расположены таким образом, что «Погребение» этого мученика и целителя на северной стене оказывается с запада примыкающим к месту захоронения, тогда как к востоку от него находится «Оплакивание Христа» в наосе17 (ил. 6).

Ил. 1. Оплакивание. Свв. Косма,

Пантелемон, Дамиан. Фреска северной стены верхнего

этажа церкви-костницы монастыря Бачково. Болгария. Поздний XI или XII в.

tine Monastic Foundation Documents. A Complete Translation of the Surviving Founder's Typika and Testaments: 5 vols. / ed. by J. Ph. Thomas, A. Constantinides-Hero et al. (Dumbarton Oaks Studies 35). Washington DC: Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 2000. Vol. 2. P. 509 [C].

13 Иконография Оплакивания складывается лишь в комниновский период под влиянием образности канона ©eXrov оои то лМода (Желая тварь Свою), к началу XII в. введенного в великопятничное повечерие по аналогии с пятничным заупокойным каноном (Желтов М. С. Каноны Великой субботы. URL: http://www.bogoslov.ru/text/399242.html).

14 Овчарова О. В. Фрески Нерези (1164) и византийская живопись XII века. М.: Индрик, 2020. С. 235-236.

15 Menologium Basilii II (Vat. gr. 1613), fol. 363 (available at: URL: https://digi.vatlib.it/view/ MSS_Vat.gr.1613).

16 Житие преподобного Паисия Великого и Тимофея Патриарха Александрийского повествование о чудесах святого великомученика Мины / Издал по рукописям Московской Синодальной библиотеки И. В. Помяловский (Записки Историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета). СПб.: Типография Императорской академии наук, 1900. C. 62-89.

17 Овчарова О. В. Указ. соч. С. 245, 247. Ил. 68.

Ил. 2. Схема росписей северозападного компартимента с обозначением расположения аркосолия. Церковь св. Пантелеимона в Нерези.

1164 г. (на основе: Sinkevic I. The Church of St. Panteleimon at Nerezi. Architecture, Programme, Patronage. Wiesbaden: Reichert, 2000. Pl. 26)

Ил. 4. Св. Трифон. Фреска над аркосолием северной стены северозападного компартимента. Церковь св. Пантелеимона в Нерези. 1164 г.

Ил. 3. Аркосолий в северной стене северо-западного компартимента. Церковь св. Пантелеимона в Нерези. 1164 г.

Ил. 5. Св. Мина. Фреска южной стены северо-западного компартимента. Церковь св. Пантелеимона в Нерези. 1164 г.

Ил. 6. Схема росписей северной стены нартекса, северо-западного компартимента и наоса с обозначением расположения аркосолия. Церковь Св. Пантелеимона в Нерези.

1164 г. (на основе: Sinkevic I. The Church of St. Panteleimon at Nerezi. Architecture, Programme, Patronage. Wiesbaden: Reichert, 2000. Pl. 22, 23, 26)

Упомянутый выше образ бессребреника над проходом в погребальную камеру св. Неофита в его Энклистре (ил. 7) принадлежит группе росписей 1183 г., которые, подобно фрескам Бачково и Нерези, несомненно, связаны с искусством Константинополя стилистически и, по-видимому, ориентируются на столицу и в программно-иконографических решениях.

Особенно важный пример в контексте настоящего исследования представляют росписи церкви Панагии Крины на Хиосе (1197), в которых образы святых врачей максимально приближены к месту захоронения, будучи расположены в софите аркосолия, тогда как между ними, на стене погребальной ниши, написано Оплакивание18 (ил. 8, 9) — сочетание, ранее уже отмеченное в бачковских росписях и к концу XII в., по-видимому, превратившееся в устойчивый, хотя и не единственный мотив декорации византийских погребальных компартиментов19.

18 Pennas Ch. The Byzantine Church of Panagia Krena in Chios: History, Architecture, Sculpture, Painting (Late Twelfth Century). Leiden: Alexandras Press, 2017. Fig. 20—21, 271—272, no. 208. Fig. 292-294.

19 В той же церкви Панагии Крины в противоположном, южном, аркосолии нартекса можно видеть ктиторскую композицию (Ibid. Fig. 171-172, no. 69-71. Fig. 284-288). В средне-византийских росписях Каппадокии изображения ктиторов рядом со своими погребениями прослеживаются с X в. (Rodley L. Cave Monasteries of Byzantine Cappadocia. Cambridge: Cambridge University Press, 1985. P. 196-197. Fig. 37. P. 201-202, 211-213. Fig. 41). Большое разнообразие вариантов декорации аркосольных ниш демонстрирует древнерусское искусство. Так, в церкви Бориса и Глеба в Кидекше (ок. 1152) в северном аркосолии представлены две святые жены, а в южном — позднейший, но, возможно, восходящий к первоначальному образ Деи-суса (см.: Сарабьянов В. Д. Живопись середины 1120-х — начала 1160-х годов // История русского искусства: в 22 т. Т. 2/1: Искусство 20-60-х годов XII века / отв. ред. Л. И. Лифшиц. М.:

Ил. 7. Деисус с Неофитом у ног Христа и св. бессребреник над проходом в погребальную камеру. Фрески в келье Энклистры Неофита. Пафос. Кипр. 1183 г.

Ил. 8. Оплакивание. Свв. врачи. Фрески северного аркосолия в нартексе церкви Панагии Крины. Хиос. Греция. 1197г.

Ил. 9. Св. врач. Фреска восточного склона арки северного аркосолия в нартексе церкви Панагии Крины. Хиос. Греция. 1197г.

Упомянем также памятники, находящиеся за пределами Византии, но относящиеся к сфере ее культурного влияния. Таковы мозаики в соборе Монреале на Сицилии (1180-е гг.), где образы святых врачей выложены вблизи от королевских захоронений — Вильгельма I и Вильгельма II в южном рукаве трансепта, Маргариты Наваррской с сыновьями в северном20 (ил. 10, 11). В Спасской церкви Евфросиниевского монастыря в Полоцке (1161?) целители представлены в откосах оконных проемов, находящихся над аркосолиями северной и южной стены под хорами21 (ил. 12). В церкви Спаса на Нередице в Новгороде (1199) образ св. Анастасии Фармаколитрии, почитавшейся как целительница, написан рядом с погребальным аркосолием князя22 (ил. 13).

Примечательно, что исследовательница нередицких росписей Н. В. Пиво-варова, соглашаясь с гипотезой Д. Попович о намеренном ассоциировании образов святых врачей с местами захоронений в византийском искусстве, никак, однако, не комментирует ее версию происхождения данной тенденции в связи с чудесными исцелениями на могилах. В своей собственной интерпретации св. Анастасии как целительницы в погребальном контексте нередицких росписей Н. В. Пивоварова последний понимает весьма широко и не столько связывает образ этой мученицы с гробом ктитора, сколько усматривает в нем напоминание о болезни и смерти его малолетних сыновей23.

На наш взгляд, как в случае Нередицы, так и в примерах, приведенных выше, принципиальна именно связь бессребреников с захоронениями, а объяснение этому следует искать в особенностях византийского заупокойного богослужения.

В древнейшей и наиболее широко распространенной его части — молитвах 'О 9е6с; тюу ка! я^ал; аархбс; (Боже духов и всякия плоти) и Кйр1£,

К"йр1£, ^ тюу ЭХфоц^юу яараци^а (Господи, Господи, горюющих облегчение),

Государственный институт искусствознания, 2012. С. 334. Ил. 394). Ктиторская композиция — в юго-западном аркосолии церкви Спаса на Нередице, 1199 (см.: Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: иконографическая программа росписи. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. С. 18—24. Ил. 2). В храме на Воскресенском холме в Смоленске в аркосо-лиях — фрески с ковровым узором рубежа XII—XIII вв. (см.: Лифшиц Л. И. Живопись второй половины — конца XII века // История русского искусства: в 22 т. Т. 2/2: Искусство второй половины XII века / отв. ред. Л. И. Лифшиц. М.: Государственный институт искусствознания, 2015. С. 304). В Спасской церкви Евфросиниевского монастыря в Полоцке (1161?) в среднем аркосолии южной стены под хорами изображено Распятие и некая сцена с пишущим монахом, а также два святых воина, тогда как в аналогичной нише напротив — святые Онуфрий, Марина и Ульяна (см.: Сарабьянов В. Д. Спасская церковь Евфросиниевского монастыря в Полоцке. 3-е изд., доп. и перераб. Полоцк: Спасо-Евфросиниевский женский монастырь в г. Полоцке Полоцкой епархии Белорусской Православной Церкви, 2016. С. 290, 294. Ил. 295; С. 296-299. Ил. 296-299; С. 331. Ил. 335; С. 401. Ил. 401).

20 Brodbeck S. Les saints de la cathédrale de Monreale en Sicile. Iconographie, hagiographie et pouvoir royal à la fin du XIIe siècle (Collection de l'École française de Rome, 0223-5099; 432). Rome: École française de Rome, 2010. P. 37, 113, 223.

21 Сарабьянов В. Д. Спасская церковь... С. 203, 257-258. Ил. 261, 262.

22 Пивоварова Н. В. Указ. соч. С. 22. Ил. 7; С. 152. № 312.

23 Там же. С. 22.

Ил. 10. Северная стена трансепта собора Ил. 11. Образ св. Пантелеймона на лопатке Монреале, Сицилия: внизу с запада северной стены между трансептом

на восток — надгробные памятники и северо-восточной абсидиолой.

королевы Маргариты ^ 1183) и ее сыновей Собор Монреале. Сицилия. 1180-е гг. Роджера Ц1161) и Генриха Ц1172), алтарь с мощами Людовика Святого, наверху справа — образ св. Пантелеимона на лопатке

а также в псалме 114, исполнявшемся при отпевании монаха24, присутствуют мотивы болезни, боли, исцеления. Приведем соответствующие тексты целиком, выделяя интересующие нас места курсивом.

'О 0£од тйт ка1 паопд оарход

О 0£о; тму лу£Щ&тму ка! паап; аарко;, Боже духов и всякия плоти, смерть упразд-о тоу 0ауатоу катарут|аа; ка! тф нивый, и живот м1ру даровавый, упокой

коа^ф харьаа^£Уо;, ауапаиаоу т^У ^ихл^ душу раба (имя) в месте светле, в месте по-той боМои тойб£ ¿V топф фмт£1Уф, ¿V х«ра койне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и ёува апёдра одйуц, Мпп ка! воздыхание. Всякое согрешение, содеянное атеуаумб; пау ац,артпц.а ларах0£У ¿V Хоуф им словом, или делом, или помышлением,

24 Velkovska E. Funeral Rites According to the Byzantine Liturgical Sources // Dumbarton Oaks Papers. 2001. № 55. P. 21-51. О псалме 114 см.: Ibid. P. 37-38. О заупокойном богослужении см. также: ХрютобоМои 0.2т. Н Nexproai^n AxoXouGia хата той? х£1Р0УРаф0ид хюбмес; 10ои — 12ои а1юуод. 0f|pa, £x6oaeic; 0E2BITH2, 2005; Marinis V. Death and the Afterlife in Byzantium: The Fate of the Soul in Theology, Liturgy, and Art. Cambridge: Cambridge University Press, 2016. P. 83-130; Лукашевич А. А. Заупокойное богослужение // Православная энциклопедия. Т. 19 / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. С. 666-669.

Ил. 12. Св. Косма. Фреска в откосе среднего окна южной стены под хорами. Спасская церковь Евфросиниевского монастыря. Полоцк. 1161(?) г. (по: Сарабьянов В. Д. Спасская церковь Евфросиниевского монастыря в Полоцке. 3-е изд., доп. и перераб. Полоцк: Спасо-Евфросиниевский женский монастырь в г. Полоцке Полоцкой епархии Белорусской Православной Церкви, 2016. С. 258. Ил. 261)

Ил. 13. Св. Анастасия и ктиторская композиция в аркосолии. Фрески западной

части южной стены церкви Спаса на Нередице. Новгород. 1199 г. Зарисовка

Н. И. Толмачевской, 1918 г. (по: Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: иконографическая программа росписи. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. С. 22. Ил. 7)

А ёруф Л катй бьбгуоют ю; йуаЭй; ка! ф1- яко благий и человеколюбец Бог, прости, ХйуЭрюло; 0£Й; аиух^рпаоу, бть оик штгу яко несть человек, иже жив будет и не со-ауЭркото; б; £|а£та1 ка! оих ацарт|а£1- аи грешит. Ты бо Един кроме всякого греха, и уйр цбуо; лйап; ацарт!а; ¿ктй; йтсйрх£1;, правда Твоя правда во веки, и слово Твое ка! л бмаюайуп аои бмаюайуп £!; тйу истина26. а!юуа ка! о аои аХ|0£1а25.

Кгр1£, Кгр1£, ^ тшг бкроцгуюг яараци01а

Кйр1£, К^рь£, л тму ЭХфоцёУЮУ ларацг)0!а Господи, Господи, горюющих облегчение и ка! тму л£у0о^утшу ларйкХпаь; ка! лйутюу скорбящих утешение, и всем в малодушии тму ¿V оХ^офщьа аутйп^; илйрхиу, той; помощь, тех, кем владеет скорбь по усоп-тф л£у0£1 той ко1цп8£уто; аггу£хоц£уои; тг| шему, ободри, по своему благоутробию, аг| £иалХауХУ!а парацй0т|аа1, лау аХуод всю боль печали в их сердце излечи, и раба Млц£ ¿V ту хард1'а аитау вералеиаоу, ка! (имя), в надежде воскресения усопшего, в тйу бойХоу тйу бйуа ¿л^Хльбь ауаатйаш; лоне Авраамове упокой28. к£ко1цпц£уоу ¿V кбХлоь; АРрайц ауйпашоу27.

1 'Hyän-noa, öxi EÎoaxofexai Kùpioç xfjç фкгул? xrjç ôe^oeéç цои,

2 öxi ëxXive xô oiç aûxoû ёцо(, xa! êv xaiç ^épaiç цои êmxaXéoo^ai.

3 nepiéoxov ßc rnôîvEç Oavârou, xivöuvoi aöou eupooâv це^ ЭХТфгу xa! ôôvv^v cvpov,

4 xa! xô ovo^a Kupiou ênExaXeoâ^v & Kùpie, pûoai x^v ^ux|v цои.

5 êXefmœv ô Kùpioç xa! ôixaioç, xa! ô 0eôç ^ffiv êX££l.

6 фи^^^огу xà vf|ma ô Kùpioç êxaneivràBnv, xa! ëoœoé це.

7 êmoxpe^ov, ^ux! цои, eîç x^v âvânauoiv oou, öxi Ktipioç EÛnPYÉTnoé oe,

8 öxi ê^EÎXexo x^v ^ux|v цои êx 0avâxou, xoùç ôф0aXцoйç цои ânô ôaxpùœv xa! xoùç nôôaç цои ânô ôXio0fmaxoç.

9 eûapeoxloœ êvràmov Kupiou, êv x^pa Zévxœv29.

юм 114

1 Возлюбихъ, яко услышитъ ГоспОдь глйсъ молёшя моегО,

2 Яко приклони ухо Своё мнЬ: и во дни моя призову.

3 Объяша мя болпзни смертныя, бЬдЫ адовы обрЬтбша мЯ: скОрбь и болпзнь обрттохъ

4 и имя ГоспОдне призвйхъ: о, ГОсподи, избави душу мой:

5 милостивъ ГоспОдь и праведенъ, и БОгъ нашъ милуетъ.

6 ХранЯй младёнцы ГоспОдь: смирихся, и спасё мя.

7 Обратися, душё моЯ, въ покОй твОй, Яко Госп Одь благодЬйствова тЯ:

8 Яко изъЯтъ душу мой от смёрти, Очи мой от слёзъ и нбзЬ мои от поползновён1я.

9 Благоугожду предъ ГО сподемъ во страна живЫхъ30.

25 Цит. по: Velkovska E. Op. cit. P. 46-47. Слова taéôpa ôôûvn, ^ûnn xa! oxevaY^ç (отбеже болезнь, печаль и воздыхание) являются цитатой из пророка Исаии (35.10). См. об этом: Ibid. P. 44.

26 Цитируется (с незначительными изменениями для соответствия греческому тексту) по: URL:https://azbyka.ru/bogosluzhenie/posledovanie-otpevaniya-miryan.

27 Цит. по: Velkovska E. Op. cit. P. 47.

28 Перевод мой.

29 Цит. по: URL:http://www.apostoliki-diakonia.gr/bible/bible.asp?contents=old_testament/ contents_Psalmoi.asp&main=psalmoi&file=24.114.htm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30 Цит. по: URL:https://azbyka.ru/biblia/?Ps.114&c

Помимо вышеприведенных текстов, с их мотивами болезни и боли, оказать влияние на выбор святых бессребреников в качестве образов, представляемых в местах захоронений, могла и практика возлияния елея в гроб или непосредственно на тело усопшего31 из сосудов, вероятно, похожих на те, что привычно изображались в руках у целителей.

Как отмечает Е. Велковска, молитва «Боже духов и всякия плоти» по письменным памятникам прослеживается с VII в.32 Таким образом, мотив болезни в заупокойном богослужении оказывается значительно более древним, нежели первые дошедшие до нас изображения святых врачей рядом с захоронениями. Не исключено, что наиболее ранние из них просто не сохранились. Тем не менее требует объяснения тот факт, что период XII — начала XIII в. дает не единичный пример подобной иконографической программы, но целый ряд таких решений.

На наш взгляд, стимулом послужила практика привлекать врачей к заупокойным службам по членам императорской семьи в монастыре Пантократора, что, в свою очередь, явилось следствием пересечения в этом месте двух изначально не связанных между собой тенденций — роста заинтересованности в медицине и повышенного внимания к поминовениям в XII в.

На первую из упомянутых тенденций, а точнее, на ее социальные проявления, обращает внимание А. П. Каждан33. Проведенный им анализ агиографических источников показал, что образ светского врача в житиях святых обычно предстает в негативном свете. При этом, если авторы К—Х вв., как правило, ограничиваются констатацией беспомощности медика перед болезнью, в противоположность святому, то около 1000 г. более заметной становится тенденция обвинять «асклепиадов» в жадности и некомпетентности34. Следующий поворотный момент связан с периодом Комнинов, когда впервые врач входит в круг чиновников и интеллектуалов, о чем свидетельствуют разные литературные источники, в особенности эпистолография. В частности, к этому кругу принадлежал Михаил Пантехн, врач Алексея I Комнина (1081—1118) и ученик Фео-филакта Охридского, бывший, возможно, актуарием и имевший титул проедра или протопроедра, а также Николай Калликл, придворный поэт и врач35. Дружескую переписку с врачами вели Иоанн Цец и Михаил Хониат36. О возросшей в этот период значимости фигуры врача говорит, среди прочего, и проведенное А. П. Кажданом сопоставление рассказов о смертях Василия I в 886 г. и Иоанна II Комнина в 1143 г. Оба скончались в результате несчастного случая на охоте. При этом авторы X в., повествующие о кончине Василия, вообще не упоминают

31 Практика возлияния елея в гроб более древняя. Она перекликается с возлиянием масла в крещальную купель, означающим соединение с Христом в смерти и воскресении. В XII в. елей начинают возливать непосредственно на покойника. При этом ассоциация с крещением уходит, но смысл соединения с Христом в смерти и воскресении остается (см.: Velkovska E. Op. cit. P. 44-45).

32 Ibid. P. 23-24.

33 Kazhdan A. The Image of the Medical Doctor in Byzantine Literature of the Tenth to Twelfth Centuries // Dumbarton Oaks Papers. 1984. Vol. 38. P. 43-51.

34 Ibid. P. 51.

35 Ibid. P. 44.

36 Ibid. P. 44-45.

присутствие рядом с ним докторов, тогда как комниновские историки Иоанн Киннам и Никита Хониат сообщают о целом консилиуме врачей, собравшемся для выработки позиции по лечению Иоанна, и приводят их разные мнения37.

Развивая выводы А. П. Каждана, П. Магдалино обращается к исследованию значения медицины для византийской культуры XII в. в целом38. Согласно его наблюдениям, византийцы той поры склонны были воспринимать медицину не только в практическом, но и в философском ключе39. Более того, медицина «законно может рассматриваться как нить, проходящая через всю ткань византийской культуры XII в. Мы в праве искать ее, например, в современном понимании живописи и скульптуры, особым знатоком которых был Георгий Торник, а также в современном интересе к физиологии и психологии любви»40. Как свидетельство своего рода «интеллектуальной моды» на медицину в XII в. П. Магдалино рассматривает сатирический диалог «Тимарион», автор которого так вдается в теоретические тонкости болезни своего героя, что явно предполагает осведомленность в подобных вопросах читателя41.

Вновь затрагивает П. Магдалино и социальный аспект занятий медициной в XII в. Отмечается, в частности, повышенный интерес к медицине со стороны комниновской аристократии. Так, Анна Комнина не только имела в своем окружении лучших врачей, но и сама знала толк в теории и практике медицинской профессии, способна была диагностировать болезни42. Еще дальше пошел племянник Анны император Мануил I Комнин (1143—1180), который собственными руками проводил кровопускания, занимался приготовлением микстур и мазей, вводил в употребление их новые составы, имел талант диагноста43. Оценить врачебные умения Мануила довелось, в частности, Балдуину III Иерусалимскому и Конраду III44. При дворе Мануила служили врачи столь знаменитые, что учиться у них приезжали из Салерно45.

Заинтересованность в медицине императора Мануила I Комнина развилась не случайно: его отец Иоанн II (1118—1143) выступил создателем самого передового для своей эпохи медицинского учреждения — больницы при монастыре Пантократора46. Рассчитанная на 61 пациента, она имела пять отделений: одно —

37 Kazhdan A. Op. cit. P. 43.

38 Magdalino P. The Empire of Manuel I Komnenos, 1143—1180. Cambridge: Cambridge University Press, 1993. P. 361-366.

39 Об этом свидетельствуют, в частности, письма Михаила Хониата и Иоанна Апокавка (Ibid. P. 363-365).

40 Ibid. P. 365.

41 Ibid. P. 362.

42 Об этом сообщает Георгий Торник (Ibid.).

43 Такие сведения приводят Иоанн Киннам и Никита Хониат (Ibid.).

44 Инцидент с Балдуином, упавшим с лошади и повредившим руку в 1159 г., описан как в греческих, так и в латинских источниках; помощь Мануила заболевшему Конраду — в латинских (Ibid. P. 362-363).

45 Ibid. P. 363.

46 Главным источником знаний о ее устройстве выступает написанный Иоанном II Типикон монастыря Пантократора (Byzantine Monastic Foundation Documents. Vol. 2. P. 757-767). О дискуссии относительно того, насколько предписания Типикона могли быть исполнены или, напротив, остаться лишь на бумаге, a также другую литературу по теме см.: Wolford T.

для больных с ранами и переломами, другое — для пациентов с глазными, желудочными и «прочими острыми» заболеваниями, еще два — для мужчин с более легкими недомоганиями и палата на 12 коек — для женщин. К каждой палате были приставлены два врача с пятью ассистентами и два санитара. В женском отделении было три врача, один из которых — женщина, шесть ассистенток и две санитарки. Ночью во всех отделениях присутствовали дежурные. В больнице имелось также амбулаторное отделение, в котором работали два терапевта, два хирурга и восемь ассистентов. Из числа врачей назначались два старших и два главврача, контролировавших работу всей больницы. Каждый день они должны были обходить пациентов, выясняя и исправляя возможные недочеты в их лечении. Трудились врачи посменно. При этом больница Пантократора была для них основным местом работы. Практиковать за ее пределами запрещалось. В учреждении было налажено преподавание медицины. Имелся штат фармацевтов, котельщик, прачки, повара, конюх, привратник и другие работники, условия труда и оплаты которых оговариваются императором Иоанном II в Типиконе монастыря Пантократора (1136). При монастыре существовал также дом престарелых и лепрозорий на определенном отдалении.

Брат Иоанна II севастократор Исаак Комнин (f после 1152) при монастыре Богоматери Космосотиры в Феррах также устроил больницу, рассчитанную на 36 мест47.

По мнению М. Ангольда, практика строить госпитали в связи с монастырями до XII в., если и существовала, то только в провинции48. В Константинополе же присоединение Иоанном II больницы к обители Пантократора стало новшеством. Мотивацию к этому автор усматривает в желании императора заручиться молитвами пациентов49, что подводит нас ко второй важнейшей тенденции, повлиявшей на введение образов бессребреников в погребальный контекст.

Стремление ктиторов комниновского времени к более частым и разнообразным поминовениям стимулировалось так называемой Евергетидской реформой50. Характерное для нее требование независимости монастырей от любого внешнего вмешательства предполагало, в числе прочего, сокращение кти-торских привилегий. Соответственно возрастает внимание к тому, что от них остается, и в первую очередь безусловному праву ктитора прописать в типиконе детали собственного и своих близких погребений и поминовений. Это согласу-

"To Each According to their Need": Medical and Charitable Institutions in the Pantokrator Monastery // Piroska and the Pantokrator. Dynastic Memory, Healing and Salvation in Komnenian Constantinople / ed. by M. Saghy and R. Ousterhout (CEU MEDIEVALIA 19). Budapest; N. Y.: CEU Department of Medieval Studies & Central European University Press, 2019. P. 204-214.

47 Byzantine Monastic Foundation Documents. Vol. 2. P. 830.

48 Angold M. Church and Society in Byzantium Under the Comneni, 1081-1261. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. P. 309.

49 Ibid. P. 310.

50 Thomas J. Ph. Documentary Evidence from the Byzantine Monastic Typica for the History of the Evergetine Reform Movement // The Theotokos Evergetis and Elevenfth-Century Monasticism. Papers of the Third Belfast Byzantine International Colloquium, 1-4 May 1992 / ed. by M. Mul-lett, A. Kirby (Belfast Byzantine Texts and Translations 6.1). Belfast: Belfast Byzantine Enterprises, 1994. P. 246-273; Byzantine Monastic Foundation Documents. Vol. 2. P. 441-453, 613-620; Vol. 3. P. 859-871; Овчарова О. В. Указ. соч. С. 160-165, 227-230.

ется с другим аспектом реформы — усилением аскезы самих монахов, влекущим за собой рост значения темы смерти в их молитвенном правиле, которое в данный период обогащается за счет введения практики регулярного чтения канона «на исход души»51.

Свидетельства повышенного внимания к поминовениям предоставляют многие типиконы комниновского времени, но более всего устав монастыря Пантократора52. Это неудивительно: будучи императором, его ктитор обладал особыми возможностями привлекать к заупокойным службам большое число народа, общегородские процессии и святыни. С этой целью он строит рядом с главной монастырской церковью не только свою усыпальницу, но и храм с белым духовенством во имя Пресвятой Богородицы Элеусы, служивший входом для еженедельной пятничной процессии, которая на пути из Влахерн в Халко-пратию должна была приходить в монастырь Пантократора ради заупокойной службы на гробах императора, его супруги и сына53. В годовщины их смерти сюда же собирались для совершения заупокойной литии пациенты и врачи больницы Пантократора54.

Факт привлечения медиков из ведущего столичного госпиталя к поминовениям на императорских гробах представляется особенно важным для интерпретации иконографических программ с образами святых врачей вблизи от захоронений. То обстоятельство, что примеры таких программ, дошедшие до нас от комниновского периода, находятся в разных регионах византийского мира (Балканы, Кипр, Хиос), косвенно указывает на столичное искусство как на источник их происхождения. На него же, несомненно, ориентировался и св. Савва Сербский при разработке декорации церквей Богородицы в Студенице и Вознесения в Милешево55, где бессребреники также находятся рядом с гробами (ил. 14, 15, 16). В свою очередь эти святосавские программы становятся авторитетными образцами для позднейших сербских памятников с аналогичной особенностью иконографии (ил. 17, 18).

В контексте настоящих рассуждений важно отметить, что церковь св. Николая в Топлице (Куршумлии) (ок. 1165), в которой отец Саввы св. Симеон Неманя первоначально планировал быть погребенным, чрезвычайно близко следует ар-

51 Виноградов А. Ю., Желтов М. С. Церковная политика Константинопольской патриархии при Мануиле I Комнине и кризис Русской митрополии в 1156—1169 гг. // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2019. Т. 10. Вып. 9 (83). URL: https://history.jes. su/s207987840006961-6-1/ DOI: 10.18254/S207987840006961-6.

52 Byzantine Monastic Foundation Documents. Vol. 2. P. 725—781; Pentcheva B. V. Icons and Power: The Mother of God in Byzantium. University Park, PA: Pennsylvania State University Press, 2006. P. 167.

53 Byzantine Monastic Foundation Documents. Vol. 2. P. 753-755 [29, 31]; Magdalino P. The Foundation of the Pantokrator Monastery in Its Urban Setting // The Pantokrator Monastery in Constantinople / ed. by S. Kotzabassi (Byzantinisches Archiv 27). Boston; Berlin: Walter de Gruyter Inc, 2013. P. 35-56, especially see p. 44.

54 Byzantine Monastic Foundation Documents. Vol. 2. P. 759 [44].

55 О роли св. Саввы в создании программ этих храмов см., напр.: ^орщевиЬ И. М. Ми-лешева и Студеница // ^орщевиЬ И. М. Студще српске средаовековне уметности / приред. Д. Воjводиh, М. МарковиЬ (Библиотека Jазон, ка. 16). Београд: Завод на уцбенике, 2008. С. 224-243.

Ил. 14. Частично разрушенный ряд Ил. 15. План церкви Вознесения в Милешево

святых врачей над местом (1218/1219) с указанием места захоронения

захоронения у северной стены: короля Владислава (1) и его родственника (2) свв. Косма (утрачен), Пантелеимон,

Дамиан, Кир. Фрески церкви Богородицы в Студенице. 1208/1209 г.

Ил. 16. Частично разрушенный ряд святых рядом с местами захоронения короля Владислава и его родственника: свв. Стефан Новый, Косма, Дамиан (утрачен), Пантелеимон (утрачен), Ермолай, Кир. Фрески западной стены церкви Вознесения

в Милешево. До 1228 г.

Ил. 17. Свв. Косма, Дамиан, Пантелеимон над гробом архиепископа Даниила II. Фреска церкви Богородицы Одигитрии в Пече. До 1337г.

хитектуре храма-усыпальницы Архангела Михаила Пантократорова монастыря56. Сам Савва в этой столичной обители побывал, вероятно, в конце XII в., когда приезжал в Константинополь за разрешением на строительство Хилан-дарского монастыря57.

56 Шупут М. Цариградски извори архитектуре цркве Св. Николе у Куршумлищ // Стефан Немана — Свети Симеон Мироточиви. Исторща и предане. Ме^ународни научни скуп. Септембар 1996. Приемлено на VII скупу Оделена исторщских наука, одржаном 30 септембра 1998 / Уред. J. Калий (Српска академика наука и уметности, научни скупови, кн. XCIV) (Оделене исторщских наука, кн. 26). Београд: Српска академща наука и уметности, 2000. С. 171-180; Markovi6 M. On the Trail of Unique Solutions — Serbian Art in the 12th Century // Byzantine Heritage and Serbian Art. Vols. I-III. Vol. II: Sacral Art of the Serbian Lands in the Middle Ages. Published on the Occasion of the 23rd International Congress of Byzantine Studies / ed. by D. Vojvodi6, D. Popovi6. Belgrade: The Serbian National Committee of Byzantine Studies; P. E. Sluzbeni Glasnik; Institute for Byzantine Studies, Serbian Academy of Sciences and Arts, 2016. P. 168-169. Fig. 129.

57 ^ор^евий И. М. Свети Сава и сликани програм Милешеве. Гробна концепцща програма // ^ор^евий И. М. Студще српске средновековне уметности / при-ред. Д. Воjводиh, М. Марковий (Библиотека Jазон, кн. 16). Београд: Завод на уцбенике, 2008. С. 251.

Ил. 18. Св. Косма. Фреска над гробом архиепископа Саввы II в церкви свв. Апостолов в Пече. Ок. 1350 г.

Мозаики церквей из комплекса Пантократора в основном утрачены, и судить о программе находившейся здесь императорской усыпальницы можно лишь по названиям некоторых из ее образов в Типиконе. По мнению исследователей, на уровне упомянутых в нем композиций прослеживаются содержательные параллели между росписями церквей Архангела Михаила Пантократорова монастыря и Вознесения в Милешево58. Можно поэтому допустить, что и фигуры бессребреников в погребальном контексте Милешево и Студеницы восходят к декорации столичного монастыря. Кроме того, св. Савва Сербский мог учитывать и саму отраженную в подобных программах практику — участие врачей в надгробном молении за императора и членов его семьи.

В заключение отметим, что во многих средневизантийских церквях образы бессребреников располагаются вблизи от алтаря. Обычно это интерпретируют как намек на целительный аспект Евхаристии59. Стоит, однако, обратить внимание на то, что целый ряд таких памятников носит погребальный характер. Так, в росписях Панагии Крины помимо аркосолия в нартексе образы целителей можно видеть и в восточной части наоса: святые Пантелеимон и Ермолай представлены рядом с жертвенником, а еще два бессребреника находятся в своде прохода в диаконник60, что близко программному решению Нерези. Перекликается это и с расположением святых целителей в Нередице — св. Анастасии Фармаколи-трии близ аркосолия на западе и св. Ермолая в проходе из диаконника в алтарь61. Один из наиболее ранних примеров средневизантийского погребального храма с образами врачей в восточной зоне представляет церковь Панагии тон Халкеон в Фессалониках (1028), где в алтарной апсиде в медальонах даны образы святых Иоанна, Кира, Ермолая и Фалалея, а на северной стене вимы — ростовые фигуры святых Космы, Дамиана и Пантелеимона62. Но не во всех случаях, где росписи алтарной или близких к ней частей церкви содержат образы святых врачей, погребальная функция храма бесспорно подтверждается63. Вопрос этот требует дальнейшего изучения.

Пока с уверенностью можно говорить лишь об одной тенденции в представлении целителей в погребальных храмах — сближении их образов с местами захоронений. Как показало настоящее исследование, данная тенденция была

58 БорщевиЬ и. М. Op. cit. С. 251.

59 См. об этом, например: Царевская Т. Образы свв. врачей и целительский аспект почитания св. Николая Чудотворца в древнем Новгороде // Боянската църква между Изтока и Запада в изкуството на християнска Европа. 16—17 април 2010 г. / под ред. Б. Пенковой. София: Национален исторически музей; Българска академия на науките, 2011. С. 126—136. Здесь же см. о возможной связи образов целителей в алтаре церкви св. Николы на Липне с ее посвящением.

60 Pennas Ch. Op. cit. Fig. 86, no. 55, 56. Fig. 145-147, 151, no. 140, 167.

61 Пивоварова Н. В. Указ. соч. С. 125. № 148; С. 152. № 312.

62 Tsitouridou A The Church of the Panagia Chalkeon (Guides of the Institute for Balkan Studies 7). Thessaloniki: Institute for Balkan Studies, 1985. P. 43-44.

63 Например, нам неизвестны такие данные относительно собора Антониева монастыря и храма в Колуше, где святые врачи представлены на предалтарных столбах (см.: Сара-бьянов В. Д. Живопись середины 1120-х... С. 164-165. Ил. 189-190. С. 175; Мавродинова Л. Стенната живопис в България до края на XIV век. София: АИ «Проф. Марин Дринов», 1995. С. 32).

вдохновлена, с одной стороны, древними текстами заупокойного богослужения, с другой — практикой привлекать врачей госпиталя при монастыре Пантократо-ра к надгробным поминальным службам по Иоанну II Комнину и членам его семьи. Причем именно последний фактор, судя по количеству памятников XII в., представляющих соответствующую иконографическую тенденцию, в ее становлении сыграл решающую роль.

Список литературы

Васий М. Жича и Лазарица: Студще из српске уметности средаега века. Београд: изда-

вачка книжарница Геце Кона, 1928. Виноградов А. Ю., Желтов М. С. Церковная политика Константинопольской патриархии при Мануиле I Комнине и кризис Русской митрополии в 1156—1169 гг. // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2019. Т. 10. Вып. 9 (83). URL: https:// history.jes.su/s207987840006961-6-1/ DOI: 10.18254/S207987840006961-6 Во]водий Д. Зидно сликарство цркве Светог Ахилща у Арил>у (Стубови културе,

монографще, ка. 3), Београд: Стубови културе, 2005. Геров Г. П. О фресках XII и XIV веков в Бачковской церкви-костнице // Искусство византийского мира. Индивидуальность в художественном творчестве: сб. статей в честь Ольги Сигизмундовны Поповой / ред.-сост. А. В. Захарова, О. В. Овчарова, И. А. Орец-кая. М.: Государственный институт искусствознания, 2021. С. 72—95. 5орщевий И.М. Милешева и Студеница // ^орщевий И.М. Студи|е српске средаовековне уметности / приред. Д. ВоjводиЙ, М. Марковий (Библиотека Jазон, ка. 16). Београд: Завод на уцбенике, 2008. С. 224—243. 5орщевий И. М. Свети Сава и сликани програм Милешеве. Гробна концепцща програ-ма // ^орщевий И. М. Студи|е српске средаовековне уметности / Приред. Д. ВоjводиЙ, М. Марковий (Библиотека Jазон, ка. 16). Београд: Завод на уцбенике, 2008. С. 244—256. Желтов М. С. Каноны Великой субботы. URL: http://www.bogoslov.ru/text/399242.html (16.02.2022)

Живковий М.П. Наjстариjе зидно сликарство Богородичине цркве у Студеници и аегова обнова у XVI веку. Докторска дисертацща. Београд: Универзитет у Београду, Фило-зофски факултет, 2019. Житие преподобного Паисия Великого и Тимофея Патриарха Александрийского повествование о чудесах святого великомученика Мины / Издал по рукописям Московской Синодальной библиотекики И. В. Помяловский (Записки Историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета). СПб.: Типография Императорской академии наук, 1900.

Кандий О. Гробна обележ]а у цркви манастира Милешеве // Саопштеаа Републичког завода за заштиту споменика културе. 1990—1991. № 22—23. С. 103—111. Лифшиц Л. И. Живопись второй половины — конца XII века // История русского искусства: в 22 т. Т. 2/2: Искусство второй половины XII века / отв. ред. Л. И. Лифшиц. М.: Государственный институт искусствознания, 2015. С. 140—305. Лукашевич А. А. Заупокойное богослужение // Православная энциклопедия. Т. 19 / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. С. 666—669. Мавродинова Л. Стенната живопис в България до края на XIV век. София: АИ «Проф. Марин Дринов», 1995.

Овчарова О. В. Фрески Нерези (1164) и византийская живопись XII века. М.: Индрик, 2020.

Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: иконографическая программа росписи. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002.

Поповиh Д. Надгробни споменик архиепископа Саве II из цркве св. Апостола у Пе:Ъко] Патрщаршщи // Зборник Матице српске за ликовне уметности. 1985. Т. 21. С. 71-90.

Поповиh Д. Гроб архиепископа Данила II // Архиепископ Данило II и аегово доба. Ме^у-народни научни скуп поводом 650 година од смрти, децембар 1987. Приемлено на VIII скупу Оделеаа исторщских наука, одржаном 19. октобра 1998 / Уред. В. J. 5ур^ (Српска академща наука и уметности, научни скупови, ка. LVIII) (Оделеае исто-рщских наука, ка. 17). Београд: Српска академща наука и уметности, 1991. С. 329344.

Поповиh Д. Српски владарски гроб у средаем веку (Филозофски факултет у Београду, институт за исторщу уметности, студи|е 9). Београд: Филозофски факултет у Београду, институт за исторщу уметности; Републички завод за заштиту споменика култу-ре Србще; Институт за проучаваае културе срба, црногораца, муслимана и хрвата — Приштина, 1992.

ПоповиЪ Д. Српски владарски и архиепископски гроб у средаем веку — нова сазнааа и тумачеаа // Кралевство и архиепископща у српским и поморским землама НемааиЪа. Тематски зборник у част 800 година проглашеаа кралевства и аутокефалне архиепископще свих српских и поморских земала / Уред. Л. МаксимовиЪ, С. ПириватриЪ. Београд: Српска академща наука и уметности; Српски комитет за византологщу, 2019. С. 355-381.

Сарабьянов В. Д. Живопись середины 1120-х — начала 1160-х годов // История русского искусства: в 22 т. Т. 2/1: Искусство 20-60-х годов XII века / отв. ред. Л. И. Лифшиц. М.: Государственный институт искусствознания, 2012. С. 158-335.

Сарабьянов В. Д. Спасская церковь Евфросиниевского монастыря в Полоцке. 3-е изд., доп. и перераб. Полоцк: Спасо-Евфросиниевский женский монастырь в г. Полоцке Полоцкой епархии Белорусской Православной Церкви, 2016.

Стародубцев Т. Свети лекари. Поштоваае и представлаае у источнохриш:Ъанском свету средаега века (Универзитет у Београду, филозофски факултет, институт за исторщу уметности, студи|е 14). Београд: Универзитет у Београду, филозофски факултет, институт за исторщу уметности; Служебни гласник, 2018.

Филиповий Д. Саркофаг архиепископа Никодима у цркви св. Димитрия у Патрщар-шщи // Зборник Матице српске за ликовне уметности. 1983. Т. 19. С. 75-94.

Царевская Т. Образы свв. врачей и целительский аспект почитания св. Николая Чудотворца в древнем Новгороде // Боянската църква между Изтока и Запада в изкуството на християнска Европа. 16-17 април 2010 г. / под ред. Б. Пенковой. София: Национален исторически музей; Българска академия на науките, 2011. С. 126-136.

Шупут М. Цариградски извори архитектуре цркве Св. Николе у Куршумлщи // Стефан Немааа — Свети Симеон Мироточиви. Исторща и предаае. Мещународни научни скуп. Септембар 1996. Приемлено на VII скупу Оделеаа исторщских наука, одржаном 30. септембра 1998 / Уред. J. Калиh (Српска академща наука и уметности, научни скупови, ка. XCIV) (Оделеае исторщских наука, ка. 26). Београд: Српска академща наука и уметности, 2000. С. 171-179.

ХрютобоМои 0. 2т. Н Nexpéoi^n ÄxoXou0ia xaxà xoùç х£ф0урафоид xéôixeç 10ои — 12ои alffiTOç. 0|ра, exôôoelç 0E2BITH2, 2005.

Angold M. Church and Society in Byzantium Under the Comneni, 1081-1261. Cambridge: Cambridge University Press, 1995.

Brodbeck S. Les saints de la cathédrale de Monreale en Sicile. Iconographie, hagiographie et pouvoir royal à la fin du XIIe siècle (Collection de l'École française de Rome, 0223-5099; 432). Rome: École française de Rome, 2010.

Byzantine Monastic Foundation Documents. A Complete Translation of the Surviving Founder's Typika and Testaments: 5 vols. / Ed. J. Ph. Thomas, A. Constantinides-Hero et al. (Dumbarton Oaks Studies 35). Washington DC: Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 2000.

Grishin S. Literary Evidence for the Dating of the Backovo Ossuary Frescoes // Byzantina Australiensia. 1978. Vol. 1. P. 90-100.

Kazhdan A. The Image of the Medical Doctor in Byzantine Literature of the Tenth to Twelfth centuries // Dumbarton Oaks Papers. 1984. Vol. 38. P. 43-51.

Kolarova V. The Ossuary Church of the Bachkovo Monastery // The Ossuary of the Bachkovo Monastery / ed. by E. Bakalova in collaboration with V. Karageorghis, L. Leventis. Plovdiv: Pygmalion, 2003. P. 28-52.

Magdalino P. The Empire of Manuel I Komnenos, 1143-1180. Cambridge: Cambridge University Press, 1993.

Magdalino P. The Foundation of the Pantokrator Monastery in Its Urban Setting // The Pantokrator Monastery in Constantinople / ed. by S. Kotzabassi (Byzantinisches Archiv 27). Boston/Berlin: Walter de Gruyter Inc, 2013. P. 35-56.

Mango C. The Hermitage of St. Neophytos and its Wall Paintings // Dumbarton Oaks Papers. 1966. Vol. 20. P. 119-206.

Marinis V. Death and the Afterlife in Byzantium: The Fate of the Soul in Theology, Liturgy, and Art. Cambridge: Cambridge University Press, 2016.

Markovid M. On the Trail of Unique Solutions — Serbian Art in the 12th Century // Byzantine Heritage and Serbian Art. Vols. I-III. Vol. II: Sacral Art of the Serbian Lands in the Middle Ages. Published on the Occasion of the 23rd International Congress of Byzantine Studies / ed. by D. Vojvodid, D. Popovid. Belgrade: The Serbian National Committee of Byzantine Studies; P.E. Sluzbeni Glasnik; Institute for Byzantine Studies, Serbian Academy of Sciences and Arts, 2016. P. 165-181.

Menologium Basilii II, available at: URL: https://digi.vatlib.it/view/MSS_Vat.gr.1613 (16.02.2022)

Oretskaia I. On the Style of the Bachkovo Ossuary Frescoes // 3orpa$. 2018. T. 42. C. 37-54.

Pennas Ch. The Byzantine Church of Panagia Krena in Chios: History, Architecture, Sculpture, Painting (Late Twelfth Century). Leiden: Alexandras Press, 2017.

Pentcheva B. V. Icons and Power: The Mother of God in Byzantium. University Park, PA: Pennsylvania State University Press, 2006.

Rodley L. Cave Monasteries of Byzantine Cappadocia. Cambridge: Cambridge University Press, 1985.

Thomas J. Ph. Documentary Evidence from the Byzantine Monastic Typica for the History of the Evergetine Reform Movement // The Theotokos Evergetis and Elevenfth-Century Monasticism. Papers of the Third Belfast Byzantine International Colloquium, 1-4 May 1992 / Ed. M. Mullett, A. Kirby (Belfast Byzantine Texts and Translations 6.1). Belfast: Belfast Byzantine Enterprises, 1994. P. 246-273.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tsitouridou A. The Church of the Panagia Chalkeon (Guides of the Institute for Balkan Studies 7). Thessaloniki: Institute for Balkan Studies, 1985.

Velkovska E. Funeral Rites According to the Byzantine Liturgical Sources // Dumbarton Oaks Papers. 2001. 55. P. 21-51.

Wolford T. "To Each According to their Need": Medical and Charitable Institutions in the Pantokrator Monastery // Piroska and the Pantokrator. Dynastic Memory, Healing and Salvation in Komnenian Constantinople / Ed. by M. Saghy and R. Ousterhout (CEU MEDIEVALIA 19). Budapest; New York: CEU Department of Medieval Studies & Central European University Press, 2019. P. 195-223.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva.

Olga Ovcharova, Candidate of Sciences in Art Criticism, Senior Researcher, State Institute for Art Studies Moscow, Russia [email protected] https://orcid.org/0000-0001-5074-8082

2022. Vol. 47. P. 9-33

DOI: 10.15382/sturV202247.9-33

Saint Anargyroi in the Programmes of Middle Byzantine Churches with Burials

Abstract: The article discusses the tendency to depict saint anargyroi near the burial places in Byzantine churches. The purpose of the study is to establish possible factors in the formation of such programmes. The methodology of the study uses the results of iconographic analysis which are compared with data of historical research and liturgical studies. In the previous literature, the iconographic tendency in question was considered mainly on the basis of Serbian monuments of the 13th and 14th centuries and in the light of literary sources describing the facts of miraculous healings at tombs. In the present study, attention shifts to the ensembles of the period of the Komnenoi and the Angeloi, i.e. from the frescoes of Bachkovo to the murals of Panagia Krena in Chios (1197). It is suggested that the inclusion of images of saint healers in the decorations of burial sites was on the one hand stimulated by the texts of funeral services, such as the ancient prayer °0 0e6g xrov nveu^dxmv xal rcdanc aapx6g ('God of the spirits and of all flesh'). On the other hand, it was stimulated by the participation of physicians from the hospital at the Pantokrator monastery in Constantinople in the posthumous commemorations on the tombs of John II Komnenos (1118-1143) and members of his family. The last factor seems to be most important; it is therefore given special attention. It is shown that the participation of doctors in memorial services in the monastery of Christ Pantokrator was the result of the intersection in this place of two initially unrelated trends, namely the growing interest in medicine and increased attention to burials and funeral rites on the part of Komnenian ktetors. In turn, this concern about death and posthumous commemorations is linked to certain aspects of the so-called Evergetide reform.

Keywords: anargyroi, depictions of saint healers, iconographic programmes of Byzantine funerary churches, paintings in arcosolia, Pantokrator monastery in Constantinople, funeral rites, commemorations at tombs.

O. Ovcharova

References

Angold M. (1995) Church and Society in Byzantium Under the Comneni, 1081—1261. Cambridge.

Brodbeck S. (2010) Les saints de la cathédrale de Monreale en Sicile. Iconographie, hagiographie et pouvoir royal à la fin du XlIe siècle 9 (Collection de l'Ecole française de Rome, 0223—5099; 432). Rome.

Christodoulou Th. St. (2005) ËNekrosimi Akolouthia kata tous cheirografous kodikes 10ou — 12ou aionos. Thira (in Greek).

Dordevié I. (2008) "Mileseva i Sudenica", in I. Dordevié. Studije srpske srednjovekovne umetnosti. Belgrade, pp. 224-243 (in Serbian).

Dordevié I. (2008) "Sveti Sava i slikani program Milesheve. Grobna kontseptsija programa" [St. Sava and the painted programme of Milesheva. The funerary concept of the programme], in I. Dordevié. Studije srpske srednjovekovne umetnosti. Belgrade, pp. 244-256 (in Serbian).

Filipovoé D. (1983) "Sarkofag arkhiepiskopa Nikodima u tsrkvi sv. Dimitriia u Patrijarshiji". ZbornikMatitse srpske za likovne umetnosti, 1983, vol. 19, pp. 75-94 (in Serbian).

Gerov G. (2021) "O freskakh XII i XIV vekov v Bachkovskoi tserkvi-kostnitse" [On the 12th and 14th century frescoes in Bachkovo church-ossuary], in A. Zakharova, O. Ovcharova, I. Oretskaia (eds) Iskusstvo vizantiiskogo mira. Individual'nost'v khudozhestvennom tvorchestve: sbornikstatei v chest' O.S. Popovoi [Art of the Byzantine world. Individuality in artistic work. A collection of essays in honour of O.S. Popova]. Moscow, pp. 72-95 (in Russian).

Grishin S. (1978) "Literary Evidence for the Dating of the Backovo Ossuary Frescoes". Byzantina Australiensia, 1978, vol. 1, pp. 90-100.

Kandié O. (1990-1991) "Grobna obelezhja u tsrkvi manastira Milesheve". Saopshtenja Repub-lichkog zavoda za zashtitu spomenika kulture, 1990-1991, no. 22-23, pp. 103-111 (in Serbian).

Kazhdan A. (1984) "The Image of the Medical Doctor in Byzantine Literature of the Tenth to Twelfth centuries". Dumbarton Oaks Papers, 1984, vol. 38, pp. 43-51.

Kolarova V. (2003) "The Ossuary Church of the Bachkovo Monastery", in E. Bakalova (ed.) The Ossuary of the Bachkovo Monastery. Plovdiv, pp. 28-52.

Lifshits L. (2015) "Zhivopis' vtoroi poloviny — kontsa XII veka" [Painting of the second half and the late 12th century], in L. Lifshits (ed.) Istoriia russkogo iskusstva v 22 tomakh [History of Russian art in 22 vols], vol. 2/2: Iskusstvo vtoroipolovunyXIIveka [Art of the second half of the 12th century]. Moscow, pp. 140-305 (in Russian).

Lukashevich A. (2008) "Zaupokoinoe bogosluzhenie" [Funerary church service], in Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox encyclopaedia], vol. 19. Moscow, pp. 666-669 (in Russian).

Magdalino P. (1993) The Empire of Manuel IKomnenos, 1143—1180. Cambridge.

Magdalino P. (2013) "The Foundation of the Pantokrator Monastery in Its Urban Setting", in S. Kotzabassi (ed.) The Pantokrator Monastery in Constantinople. Boston; Berlin, pp. 35-56.

Mango C. (1966) "The Hermitage of St. Neophytos and its Wall Paintings". Dumbarton Oaks Papers, 1966, vol. 20, pp. 119-206.

Marinis V. (2016) Death and the Afterlife in Byzantium: The Fate of the Soul in Theology, Liturgy, and Art. Cambridge.

Markovié M. (2016) "On the Trail of Unique Solutions — Serbian Art in the 12th Century", in D. Vojvodié, D. Popovié (eds) Byzantine Heritage and Serbian Art. Vols 1-3. Vol. 2: Sacral Art of the Serbian Lands in the Middle Ages. Belgrade, pp. 165-181.

Mavrodinova L. (1995) Stennata zhivopis v B»lgariia do kraia naXIVvek. Sofia (in Bulgarian).

Oretskaia I. (2018) On the Style of the Bachkovo Ossuary Frescoes. Zograf, 2018, vol. 42, pp. 3754.

Ovcharova O. (2020) Freski Nerezi (1164) i vizantiiskaia zhivopis'XII veka [Frescoes of Nerezi (1164) and the Byzantine painting of the 12th century]. Moscow (in Russian).

Pennas Ch. (2017) The Byzantine Church of Panagia Krena in Chios: History, Architecture, Sculpture, Painting (Late Twelfth Century). Leiden.

Pentcheva B. (2006) Icons and Power: The Mother of God in Byzantium. Pennsylvania.

Pivovarova N. (2002) Freski tserkvi Spasa na Nereditse v Novgorode: Ikonograficheskaiaprogramma rospisi [Iconography of the frescoes of the Church of Christ the Saviour on Nereditsa in Novgorod]. St. Petersburg (in Russian).

Popovid D. (1985) "Nadgrobni spomenik arkhiepiskopa Save II iz tsrkve sv. Apostola u Pechkoj Patrijarshiji" [The tombstone of Archbishop Sava II in the Church of Saint Apostles in the Patriarchate]. Zbornik Matitse srpske za likovne umetnosti, 1985, vol. 21, pp. 71-90 (in Serbian).

Popovid D. (1991) "Grob arkhiepiskopa Danila II", in V.J. Djurid (ed.) Arkhiepiskop Danilo IIi njegovo doba. Belgrade, pp. 329-344 (in Serbian).

Popovid D. (1992) "Srpski vladarski grob u srednjem veku" [The royal tomb in Mediaeval Serbia]. Belgrade (in Serbian).

Popovid D. (2019) "Srpski vladarski i arkhiepiskopski grob u srednjem veku — nova saznanja i tumachenja" [Serbian royal and archiepiscopal tomb in the Middle Ages: new insights and interpretations], in L. Maksimovid, S. Pirivatrid (eds) Kraljevstvo i arkhiepiskopija u srpskim i pomorskim zemljama Nemanjica [Kingdom and the Archbishopric of the Serbian and Maritime Lands of the Nemanid dynasty]. Belgrade, pp. 355-381 (in Serbian).

Rodley L. (1985) Cave Monasteries of Byzantine Cappadocia. Cambridge.

Sarab'ianov V. (2012) "Zhivopis' serediny 1120 — nachala 1160 godov", in L. Lifshits (ed.) Istoriia russkogo iskusstva v 22 tomakh [History of Russian Art in 22 vols], vol. 2/1: Iskusstvo 20— 60-khgodovXIIveka [Art of the 1120-1160s]. Moscow, pp. 158-335 (in Russian).

Sarab'ianov V. (2016) Spasskaia tserkov' Evfrosinievskogo monastyria v Polotske [The Saviour's church of St. Euphrosyne's Convent in Polotsk]. Polotsk (in Russian).

Starodubtsev T. (2018) Sveti lekari. Poshtovanje i predstavljanje u istochnokhrishcanskom svetu srednjega veka [Holy physicians. Cult and representation in the Eastern Orthodox mediaeval world]. Belgrade (in Serbian).

Shuput M. (2000) "Tsarigradski izvori arkhitekture tsrkve Sv. Nikole u Kurshumliji", in J. Kalid (ed.) Stefan Nemanja — Sveti Simeon Mirotochivi. Istorija i predanje. Belgrade, pp. 171-179 (in Serbian).

Thomas J. Ph. (1994) "Documentary Evidence from the Byzantine Monastic Typica for the History of the Evergetine Reform Movement", in M. Mullett, A. Kirby (eds) The Theotokos Ever-getis and Elevenfth-Century Monasticism. Belfast, pp. 246-273.

Thomas J. Ph., Constantinides-Hero A. et al. (eds) (2000) Byzantine Monastic Foundation Documents. A Complete Translation of the Surviving Founder's Typika and Testaments: 5 vols. Washington.

Tsarevskaya T. (2011) "Obrazy svv. vrachei i tselitel'skii aspekt pochitaniia sv. Nikolaia Chudotvortsa v drevnem Novgorode" [The images of holy doctors and the healing aspect of veneration of St. Nicholas in the mediaeval Novgorod], in B. Penkova (ed.) Boianskata ts»rkva mezhdu Iztoka i Zapada v izkustvoto na khristiianska Evropa [Boyana church between the East and the West in the art of the Christian Europe]. Sofia, pp. 126-136 (in Russian).

Tsitouridou A. (1985) The Church of the Panagia Chalkeon. Thessaloniki.

Vassits M. (1928) Zica i Lazarica: studije iz srpske umetnosti srednjeg veka [Zica and Lazarica: Studies in Serbian art of the Middle Ages]. Belgrade (in Serbian).

Velkovska E. (2001) "Funeral Rites According to the Byzantine Liturgical Sources". Dumbarton Oaks Papers, 2001, vol. 55, pp. 21-51.

Vinogradov A., Zheltov M. (2019) "Tserkovnaia politika Konstantinopol'skoi patriarkhii pri Manuile I Komnine i krizis Russkoi mitropolii v 1156-1169 gg." [Church politics of the Patriarchate of Constantinople in the time of Manuel I Komnenos, and the crisis in the

metropoly of Rus' (1156—1169)]. Istoriia, vol. 10/9 (83), available at https://history.jes.su/ s207987840006961-6-1/ (in Russian; accessed 16.02.2022).

Vojvodié D. (2005) Zidno slikarstvo tsrkve Svetog Akhilija u Arilju [Wall paintings of the church of Saint Achilleos in Arilje]. Belgrade (in Serbian).

Wolford T. (2019) "'To Each According to their Need': Medical and Charitable Institutions in the Pantokrator Monastery", in M. Saghy, R. Ousterhout (eds) Piroska and the Pantokrator. Dynastic Memory, Healing and Salvation in Komnenian Constantinople. Budapest; New York, pp. 195-223.

Zheltov M. Kanony Velikoi Subboty [Canons for Great Saturday], available at http://www. bogoslov.ru/text/399242.html (in Russian; accessed 16.02.2022).

Статья поступила в редакцию 19.02.2022

The article was submitted 19.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.