Научная статья на тему 'Святой великомученик и Победоносец георгий и архистратиг Михаил'

Святой великомученик и Победоносец георгий и архистратиг Михаил Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1605
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Святой великомученик и Победоносец георгий и архистратиг Михаил»

О. А. Сергеева

Святой великомученик и Победоносец Георгий и Архистратиг Михаил

Посвящается моему крестному отцу Егору Павловичу Япрынцеву и брату Юрию Алексеевичу Касьянову

Основанием для сопоставления великомученника Георгия Победоносца и Архистратига Михаила служат: Библейские тексты и тексты жития святого; предание Церкви; иконография; церковная гимнография; фольклорные, мифологические, а также литературные источники. В них отчетливо выделяется несколько микросюжетов, узловых моментов, которые позволяют выстроить параллель между святым и Архангелом, прояснить смысл соположения двух образов. Так, в частности, византийская иконопись изображает Архистратига Михаила попирающим ногами дьявола; в левой руке он держит зеленую финиковую ветвь - символ победы над грехом и обретения чистого сердца90; в правой - пламенный меч или копье с белой хоругвью, на которой начертан червленый крест. Святой великомученик Георгий Победоносец, как правило, изображается на белом коне (символ чистоты), в красном (символ мученичества) или зеленом (символ святости) плаще; в правой руке он держит копье, поражая им голову змея.

Борьба с врагом рода человеческого, ангельского мира и Самого Господа - вот то, что объединяет Архистратига Михаила и святого великомученика Георгия Победоносца. Повествование об этой брани находим в Священном Писании, житии и церковном предании. Как гласит пророк Иезекииль91, Денница до грехопадения находился в Едеме, в саду Божи-ем: «Ты был помазанным Херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней» (Иез. 28:13-14)92. Св. Иоанн Дамаскин полагает, что Люциферу «Богом была вверена охрана земли»93, но он имел намерение завладеть и небом. Пророк Иезекииль пишет: «От красоты твоей возгордилось сердце твое,

90 Примечание к 7:9-10 Откровения ап. Иоанна // Толкование на Апокалипсис св. Андрея, архиеп. Кесарийского. М., 1992. С. 60.

91 По общему мнению почти всех отцов Церкви, в книге пророка Иезекииля о падении дьявола рассказывается под именем царя Тирского.

92 Все тексты цит. по: Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1997.

93 Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры // Творения преподобного Иоанна Дамаскина: Источник знания. М., 2002. С. 190.

от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор» (Иез. 28:17). Лукавый увлек за собою «треть ангелов» (Откр. 12:4), прельщенных духом его гордыни.

Отцы Церкви полагают, что Творец создал человечество, чтобы восполнить число отпавших ангелов и передать ему в лице Адама владычество над всей землею (Быт. 1:26), возводя его на высоту Царствия Небесного94.

Вспыхнувшая на небе война между ангелами и бесами не принесла победы Люциферу. Архистратиг Михаил огласил всю духовную вселенную воинским кличем: «Никто, как Бог!» Как проповедовал архимандрит Иоанн Кре-стьянкин, «этими словами он показал, что он знает Бога, признает только Его одного - Единого Бога, Творца и Властителя всей Вселенной... В этом его (Архистратига - О. С.) поступке проявились его личные качества: твердая вера, смелость и решительность в действиях, способность не только верить, но и свидетельствовать о Боге <.> Борьба была трудной. но силы добра превозмогли силы зла. Денница был свергнут с неба со всеми своими последователями. А Архангел Михаил утвердился как вождь всего ангельского мира, верного Богу. С тех пор в руках Архистратига Михаила меч, ибо сатана, свергнутый с неба, не перестает воевать против небожителей. Падшим ангелам пресечена возможность проникать в высшие области мироздания. И потому они всю злобу свою устремили на людей, и в первую очередь - на всех верующих в Бога»95.

Лукавый явился в Эдеме в облике змея и предложил Еве повторить свой собственный опыт: сатана пообещал человеку автономное бессмертие («нет, не умрете» - Быт. 3:4) и самообожение («в день, в который вы вкусите, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло» - Быт. 3:5). Следовательно, в каждом грехе отзывается дьявольское преемство падения Денницы. Вот почему св. апостол Иоанн Богослов говорит: «Кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола» (1 Ин. 3:8).

Разрушение дел Денницы началось с момента свержения его на землю Архистратигом Михаилом, продолжилось в Ветхо- и Новозаветные времена и завершится по окончании всех времен на Земле, когда, по воле Божией, «дьявол ввержен будет в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр. 22:8-10). Смысл этого события нам видится во все большем оттеснении сатаны за пределы области света: сначала он изгоняется с неба, затем - с земли, в некое «озеро».

94 Стеняев Олег, свящ. Сатанизм: Библейский опыт осмысления проблемы. СПб., 2008. С. 28.

95 Иоанн Крестьянкин, архим. Слово в праздник Архистратига Михаила. СПб., 2004. С. 37.

Каков символический смысл этого образа? Макс Фасмер соотносит славяно-русское слово «езеро / озеро» с греческим Ахер<ж - Ахерон -названием реки в преисподней; иллирийским 'Осершхе<;96. «Греческо-русский словарь» А. Д. Вейсмана дает основание предположить, что слово Axëрюv родственно: ХПРО? - «лишенный чего-либо, пустой», говоря современным языком, «ничто, черная дыра»; ХПР^ЦО^ - «нора, убежище для зверей»97. Иллирийское 'Осергахе^, восходящее к греческому трое; (латинское - 81гш), означает «яму для хранения зернового хлеба»98. В свете этих сопоставлений проясняется смысл многожды повторенного в притчах обетования Христа о «последних временах»: «и во время жатвы реку жателем: соберите первые плевелы, и свяжите их в снопы, яко со-жещи я; а пшеницу соберите в житницу мою» (Мф. 13:30). Как свидетельствуют апостолы, плевелы «ввергнут ... в пещь огненну: ту будет плач и скрежет зубом», а «праведницы просветятся, яко солнце» (Мф. 13:42-43). Очевидно, дьявол знает о своей участи при кончине мира и спешит насытиться «пшеницей», символизирующей в Новом Завете образы праведников. Неслучайно Христос говорит ученикам: «Сатана просит сеять вас, как пшеницу»99, т. е. много и часто. И Господь сеет, но не для того, чтобы души человеческие стали «достоянием» сатаны, а для того, чтобы обрели спасение, закалившись в духовной брани.

Примером тому являются подвиги святых, и святой великомученник Георгий Победоносец в их числе. Христианская житийная литература100 рассказывает о Георгии как современнике римского императора Диоклетиана (284-305), уроженце восточной Малой Азии (Капподокии), принадлежавшем к маститой знати и дослужившемся до высокого военного чина. Во время гонения на христиан его пытались истязаниями принудить к отречению от веры и, в конце концов, отрубили ему голову. По замечанию С. С. Аверинцева, это ставит Георгия в один ряд с другими христианскими мучениками из военного сословия - свв. Димитрием Со-лунским, Феодором Стратилатом, Феодором Тироном, Маврикием, которые со временем стали рассматриваться как небесные покровители христолюбивого воинства и восприниматься как идеальные воины101, хотя их подвиг связан с мужеством не на поле брани, а перед лицом палача.

96 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. Т. 3. М., 2003. С. 125.

97 Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. М., 1991. Стлб. 1344.

98 Там же. Стлб. 1131.

99 Б. а. Ангелы и бесы. М., 2006. С. 38.

100 Существует три основных редакции Жития святого великомученика. Георгия Победоносца.

101 Мифологический словарь / под ред. Е. М. Мелетинского. М., 1992. С. 145-146.

В двух из трех редакциях жития св. вмч. Георгия Победоносца, выделенных А. И. Кирпичниковым102, мучителем святого предстает либо «персидский царь Дадиан» (апокрифический вариант жития), либо царь-мучитель Диоклетиан, «родом от Персиды»103. Изменение имени царя Дадиана (вариант: Дана) и указание на место его рождения - Персию -здесь не случайны: с ними связывается родословная антихриста - посланника сатаны. «Дан будет змием на дороге, аспидом на пути, уязвляющим пяту коня», - сообщает отец двенадцати колен Израилевых -Иаков (Быт. 49:16). Пророк Иеремия говорит: «от Дана мы услышим ржание его [антихриста] быстрых коней, и от звука ржания скачущих коней его потрясется вся земля, и он придет и пожрет землю с тем, что наполняет ее, и город с его обитателями» (Иер. 8:16). Именно поэтому племя Дана не входит в Откровении в число спасаемых (Откр. 7:5-8)104.

Учитывая эти замечания, св. вмч. Георгий Победоносец и его подвиг рассматриваются составителями жития как продолжение той невидимой брани, которую отражают Небесные Силы Бесплотные, ведомые Архистратигом Михаилом. Характерно, что «Акафист святому великомученику и Победоносцу Георгию» запечатлел образ царя Диоклетиана как подобие «древнему змию» или антихристу. Так, в Кондаке 4 читаем: «Безумный мучитель, дышащий на тя убийством.». Или: «Новое показа зло лукавый оный сатаны служитель. Диоклетиан, егда в безумной своей ко идолам ревности, повеле напоити тя, Георгие, ядом.» (Икос 7). Или: «до конца пребыл есть, яко аспид» (Икос 10)105.

В схватке с Диоклетианом-змеем и антихристом св. вмч. Георгий предстает как змееборец, уподобляющийся Архистратигу Михаилу и Самому Господу Иисусу Христу: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?!» (Ос. 13:14).

Кульминации эта борьба достигает в посмертных чудесах святого великомученика Георгия и, в частности, одном из них, более известном как «Чудо Георгия о змие и девице», распространившемся на Руси, начиная с XI века106. Согласно сюжету повести, действие происходило невдалеке от города Лидды - места погребения великомученика. Составитель «Полного церковнославянского словаря» протоиерей Григорий Дьяченко пред-

102 Кирпичников А. И. Св. Георгий и Егорий Храбрый. СПб., 1879.

103 Там же.

104 Вместо колена Данова упомянуто колено Левиино, как издревле священническое, но в число двенадцати колен не входящее // Толкование на Апокалипсис св. Андрея, архиепископа Кесарийского. М., 1901. С. 59.

105 Акафист св. вмч. Георгию Победоносцу / Святой великомученик Георгий Победоносец: Акафист и житие. СПб., 2007.

106 Наиболее близкой к греческому оригиналу из известных пяти редакций «Чуда Георгия о змие.» считается первая, датируемая XI веком // Рыстенко А. В. Новогреческая обработка легенды о св. Георгии и драконе. Одесса, 1909.

ставляет Лидду как «город в колене Дановом <...> В IV веке прославлен чудесами св. вмч. Георгия Победоносца»107.

Как повествует «Чудо Георгия о змие...», около упомянутого города находилось большое озеро, в котором жил змей-губитель. Выходя из него, как повествует рассказчик, змей похищал многих людей, увлекая их в озеро (вспомним, что этимон слова «озеро / езеро» означает «нору, пустоту, яму») и там пожирал их. Много раз народ выступал против него, но змей прогонял его, наполняя воздух своим губительным дыханием. В этом городе жили идолопоклонники, в том числе и царь, который повелел приносить детей в жертву змею. Когда очередь дошла и до царской дочери, ее поставили на берегу озера в ожидании змея. Тот не заставил себя ждать. По промышлению Божию, к этому месту подъехал на коне святой великомученик Георгий и, осенив себя крестным знамением, со словами: «Во Имя Отца и Сына и Святого Духа» - устремился на коне своем на змея, потрясая копьем. Ударив змея в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого попирал змея ногами. Своим поясом св. Георгий связал змея, и девица повела его в город, как пса на поводке. Там, в присутствии удивленных жителей, св. вмч. Георгий убил змея мечом. Оттащив труп змея, за городом сожгли его. А жители, уверовав в Господа Иисуса Христа, приняли Святое Крещение108.

В общих чертах «Чудо Георгия о змие.» представляет собою текст, в основу которого положены библейские сюжеты-архетипы и сюжеты Церковного предания, а именно: 1) о грехопадении Евы в раю; 2) об искушении человечества змеем; 3) о Церкви-жене, спасающей чад своих; 4) о связывании сатаны Господом Иисусом Христом на 1000 лет; 5) о небесной духовной брани Архистратига Михаила и воинства его с драконом. Благодаря насыщенности архетипичными образами и хронотопу текст «Чуда Георгия о змие.» и сам становится архетипом, способным вбирать в себя относительно новые микросюжеты. Так, повествование о событиях в Лидде завершается рассказом о построении церкви в честь Пресвятой Богородицы и св. вмч. Георгия, который (в знамение изливаемой здесь Божией Благодати) высек (взамен озера-норы, места погибели), источник воды живой, исцеляющей болезни у всех, с верою притекающих сюда. Подобно тому, как при целебном источнике в Хонех (Колоссах, IV век)109 был воздвигнут храм в честь Архистратига Михаила, ука-

107 Дьяченко Г., свящ. Полный церковнославянский словарь. М., 1993. С. 282-283.

108 Изл. по кн.: Святой великомученик Георгий Победоносец: Акафист и житие. С. 55-58.

109 Боготочный источник превеликих чудес явился еси в храме твоем, иже в Хонех, не точию бо змий великий и страшный, на месте том пребывавший, силою твоего потребися, но и струи водныя, всякий недуг телесный врачующыя, от-68

завшему одному из жителей этой местности, что его дочь исцелится от немоты и получит дар речи, испив воды из источника.

Память о чуде Архистратига Михаила в Хонех совершается 6 (19) сентября. Празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных - 8 (21) ноября. За несколько дней до Собора, а именно: 3 (16) ноября - Церковь вспоминает чудо обновления храма святого великомученика Георгия в Лидде. Эти даты сближает не только церковный календарь, но нечто большее. Подобно тому, как Архистратиг Михаил и ангельское воинство хранит Царствие Небесное и покровительствует живущим на Земле, святой великомученик Георгий Победоносец сохраняет Церковь Христову и всякую душу праведную с помощью Божией от невидимого змия смертоносного. В Акафисте святому великомученику Георгию воспевается его ангелоподобие: «Радуйся, яко воин Христов с небесными вои пребываяй» (Икос 5); «Радуйся, яко в пресветлых ангельских чертозех вселяешься» (Икос 11)110.

Эту статью мы начали с вопроса: зачем сотворен человек? Ответом на него может послужить откровение, данное святым: «Чтобы восполнить недостающую одну треть ангелов и владычествовать над всей землей». Святой великомученик Георгий (Егор, Егорий, Юрий), чье имя в переводе с греческого и означает «возделывающий землю»111 - воплощенный идеал, указывающий, каким Путем следует идти, чтобы возделать землю своей души. В сопоставлении с Архистратигом Михаилом, изгнавшим сатану за пределы неба, семантику имени Георгий можно понимать расширительно: святой - это новый Адам, который пополнив ряды небесных Ликов, участвует в изгнании сатаны за пределы земли. Если иметь в виду под словом «земля» не только нашу планету, сотворенную в день третий (Быт. 1:10), но и землю, сотворенную «в начале» («В начале сотворил Бог небо и землю.» - Быт. 1:1), то святой великомученик Георгий участвует в изгнании сатаны за пределы сотворенного мира - неба и земли. В борьбе с силами тьмы это знаковая личность - Победоносец112.

крышася, да вси прославляющему тя Владыце Ангелов с верою зовут: Аллилуйя // Акафист святому Архангелу Михаилу. Кондак 5. СПб., 2007.

110 Святой великомученик Георгий Победоносец: Акафист и житие. С. 55-58.

111 День Ангела: Справочная книга по именам и именинам. СПб., 1992. С. 28.

112 Ср. описание св. вмч. Георгия Победоносца со Христом Победителем: «И видех небо отверсто, и се, конь бел, и седяй на нем верен и истинен, и правосудный и воинственный: <...> и облечен в ризу червлену кровию. И нарицается имя его Слово Божие». // Откр. 19:11, 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.