Научная статья на тему 'Образ Георгия Победоносца в культуре России'

Образ Георгия Победоносца в культуре России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1364
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ Георгия Победоносца в культуре России»

И.Л. Галинская

ОБРАЗ ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА В КУЛЬТУРЕ РОССИИ (Обзор)

Святой Георгий Победоносец - это воин-мученик, с именем которого фольклорная традиция «связала реликтовую языческую обрядность весенних скотоводческих и отчасти земледельческих культов и богатую мифологическую топику, в частности мотив драконоборчества» (1, с. 145). Христианская житийная литература говорит о Георгии Победоносце как о современнике римского императора Диоклетиана (243 - между 313 и 316). Во время гонения на христиан, предпринятого в годы правления императора (284305), Георгия пытались принудить к отречению от веры и в конце концов отрубили ему голову. «Это ставит Георгия в один ряд с другими христианскими мучениками из военного сословия (Дмитрий Солунский, Фёдор Стратилат, Фёдор Тирон, Маврикий и др.)», пишет С.С. Аверинцев (1, с. 145).

Символ победы добра и правды, отраженный в образе св. Георгия Победоносца, много значит для русского народа. Культ святого Георгия является одним из первых христианских культов на Руси, он был быстро воспринят народом и стал активно распространяться сразу же после принятия христианства. «Изображение святого Георгия в виде всадника-змееборца встречается уже в начале XII века» (2, с. 11). С XIV в. изображение всадника на коне становится эмблемой Москвы, а затем входит в герб Москвы. В 1497 г. на гербе Московского государства рядом с первой половиной, изображающей двуглавого орла, «появилась вторая половина, где предстал всадник, попирающий змея» (2, с. 11). В 1769 г. в Рос-

сии был учрежден «военный орден св. великомученика и победоносца Георгия», в 1913 г. - военный Георгиевский крест (1, с. 146).

Изображение Георгия, который побеждает змея, включено в герб современного Российского государства. Герб РФ представляет собой красный щит, в центре которого находится двуглавый орел, а на его груди изображен всадник, поражающий копьем змея. Всадник символизирует справедливость, духовную силу, победу добра над злом, врагом и насилием. «Этот символ близок духу русской нации, ибо его значение, закрепляясь в самой истории, стало объективным содержанием народного сознания» (2, с. 11). Закон «О государственном гербе Российской Федерации» был подписан президентом В.В. Путиным 27 декабря 2000 г.

Почитание святого Георгия, воина-христианина, существует у многих народов (Ливан, Сирия, Англия и др.), но в российском сонме святых Георгий Победоносец занимает совершенно особое место, и прежде всего потому, что «поклонение Григорию Победоносцу вытеснило языческий культ Даждьбога, считавшегося родоначальником русского народа, его верховным владыкой» (6, с. 54). Святой Георгий стал восприниматься как посланец Бога Отца на Русь, как ее устроитель и покровитель. Имя Георгий (Егорий, Юрий) в переводе с греческого означает «земледелец» и согласно древнерусскому духовному стиху, Егорий Храбрый «возговорил он слово вещее», отчего победились тьма и хаос, а создалась светлая и «красно прекрасная» древнерусская земля (6, с. 55).

Весенний праздник Юрьев день (23 апреля) отмечался как сезонный рубеж скотоводческого календаря и начало земледельческих работ. Как бог-драконоборец святой Георгий умерщвляет хтоническое (подземное) чудовище змея-людоеда. В повести «Чудо Георгия о змие и девице», которая распространилась на Руси начиная с XI в., речь идет о чуде неподалеку от языческого города Лид-да, якобы места погребения великомученика.

Составитель «Полного церковнославянского календаря» протоиерей Григорий Дьяченко прославляет Лидду как место совершения чуда святым великомучеником Георгием Победоносцем. Около города в большом глубоком озере-норе жил змей-губитель, который пожирал многих людей. Когда царь велел приносить в жертву змею детей, дошла очередь и до его дочери. Царевну поставили на берегу озера в ожидании змея. По промышлению Божию, к

Образ Георгия Победоносца в культуре России

этому месту подъехал на коне сам святой Георгий. Ударив змея копьем в гортань, он поразил его и прижал к земле, конь же святого попирал змея ногами. Своим поясом св. Георгий связал змея, а девица повела его в город, как пса на поводке. Там, в присутствии удивленных жителей, святой великомученик Георгий убил змея мечом. Оттащив труп змея за город, люди сожгли его. Затем жители, уверовав в Господа Иисуса Христа, приняли Святое Крещение1.

«Тема драконоборчества вытесняет все другие мотивы иконографии Георгия, ложится в основу многочисленных произведений искусства» (1, с. 146). Образ конного воина является одним из главных образов в древнерусском искусстве, «прежде всего в искусстве княжеской Руси» (4, с. 15).

М.В. Алпатов в статье «Образ Георгия-воина в искусстве Византии и Древней Руси» характеризовал святого Георгия-всадника то как всесильного заклинателя, «который одним своим словом в состоянии покарать свирепое чудовище», то как стойкого проповедника, то как смелого воина, то как бесстрашного искателя приключений, то как гордого триумфатора, то как заступника и защитника людей (цит. по: 4, с. 15-16).

Сравнительный анализ изображений змея-дракона на многих иконах позволяет видеть, как олицетворяющий стихийные силы природы змий «становится воплощением темного подземного мира» (4, с. 21). Икона XVI в. «"Чудо Георгия о змие" конкретизирует образ чуда - победу над злом, над преисподней, над адом» (4, с. 22). Святой Георгий становится олицетворением Руси, ее символом. «Образ приобретает черты народного типа, проникается верой в духовные силы народа» (4, с. 23). Святой Георгий был необыкновенно близок сердцу русского народа. «В то же время он считался покровителем русских царей, отвечавших перед Богом и подданными за сохранение Православной веры от внешних и внутренних врагов» (6, с. 56). При этом русская христианская государственность всегда строилась на правде в ее соборном понимании, «как раз в этом и состояла сила русской монархии» (3, с. 9).

Показательной для демонстрации духа победы, который, несомненно, лежит в подсознании россиян, стала воспринятая масса-

1 Дьяченко Г., свящ. Полный церковнославянский календарь. - М., 1993. -С. 282-283.

ми георгиевская лента, которая является символом победы над фашизмом, символом праздника Дня Победы - 9 мая. «Ее охотно надевают, завязывают в виде украшения, демонстрируют в разных видах и в разных местах и дети, и взрослые» (2, с. 14). Образ святого Георгия Победоносца стал в культуре России символом победы, храбрости и силы.

Список литературы

1. Аверинцев С.С. Георгий Победоносец // Мифологический словарь. - М., 1991. -С. 145-146.

2. Борзова Е.П. Значение символа Победы в образе святого Георгия Победоносца в культуре России // Образ святого Георгия Победоносца в культуре России. -СПб., 2009. - С. 11-14.

3. Казин А.Н. Образ победы в русской культуре // Там же. - С. 7-10.

4. Некрасова М.А. Образ всадника-воина - святого Георгия змееборца. Его сакральный смысл в искусстве славянских народов как источника жизненных начал // Там же. - С. 15-27.

5. Сергеева О.А. Святой великомученик и Победоносец Георгий и Архистратиг Михаил // Там же. - С. 64-69.

6. Сокурова О.Б. Георгий Победоносец и «Медный всадник» как архетипы русской исторической судьбы // Там же. - С. 54-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.