СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ГР. НИССКОГО КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ АНТРОПОЛОГИИ В.И. НЕСМЕЛОВА
Турина А.О.
Турина Анна Олеговна - аспирант, кафедра психологии человека, Российский государственный педагогический университет им. Герцена, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье приводится анализ антропологических идей святого Григория Нисского в контексте их влияния на учение о человеке В.И. Несмелова. Прослеживается несомненная преемственность взглядов, основанных на едином методе - ориентация на православную Догматику и тексты Священного Писания и Предания. Особое внимание в святоотеческом учении уделяется человеческой природе, которая представлена трихотомией - духом, душой и телом. Данная трихотомия стала методологической основой для последующего построения целостной психологической концепции Виктора Ивановича Несмелова. Всеобщей формой выражения и формации психических явлений Несмелов называл сознание, что тесно переплетается с понятием разума в концепции Гр. Нисского. Оба богослова пытались таким образом соединить философию и религию, веру и разум.
Ключевые слова: русская религиозная философия, Виктор Несмелов, Св. Григорий Нисский, религиозная и философская антропология, Христианская философия.
УДК 159.9.01
Отечественная психология и антропология сегодня представлены множеством научных теорий, имеющих различные методологические основания. В большинстве своем авторы антропологических концепций предлагают усеченный образ человека, рассматривая его с точки зрения естественнонаучной или философской парадигмы, не касаясь богословских оснований. Вторая половина XIX - начало XX века стали периодом расцвета религиозно-философской антропологии, воссоздавшей уникальный образ целостного человека в единстве трех природ: духовной, душевной и телесной. Данное учение основывалось на догматическом учении восточно-христианской Церкви. Поэтому вполне естественным было обращение к святоотеческому наследию философа и богослова Казанской Духовной Академии В.И. Несмелова. В своих трудах, посвященных науке о человеке, он постоянно проводил параллели со святоотеческим учением, на котором основывал свое понимание человека. Несмелов создал интегральную концепцию человека, на стыке трех областей знания - религии, философии и психологии. Рассмотрев человека с точки зрения его глубинной духовной природы, связав основные познавательные процессы с нравственным развитием личности, уделив немалое внимание анализу душевных явлений и раскрыв понятие духа в метафизике жизни, Несмелов строит свою неповторимую христологическую антропологию [6]. Анализ воззрений, оказавших серьезное влияние на антропологическую концепцию Виктора Ивановича, позволяет выявить методологические основания его научных взглядов. Наибольшее влияние на Несмелова оказали творения святителя Григория Нисского - христианского богослова и философа, епископа города Ниссы (335—394 гг. н.э.), догматическую систему которого он детально описал в своей магистерской диссертации «Догматическая система св. Григория Нисского» [5].
Антропологическому и психологическому аспекту святоотеческого учения святого Гр. Нисского уделяли особое внимание М.Я. Дворецкая [3], подробно рассмотревшая творения Гр. Нисского и других философов и богословов Средневековья, А.А. Даровских [1], раскрывший учение о синергии в антропологии Гр. Нисского, В.М. Лурье, выявивший влияние творений Гр. Нисского на развитие святоотеческой психологии, и многие другие.
Григорий Нисский был младшим братом Василия Великого и одним из наиболее выдающихся участников тринитарных споров IV века. Его труды разнообразны: нравственные, догматические сочинения, толкования на Священное Писание, проповеди и письма - и все они проникнуты духом диалектики. Центральное место в его творчестве занимает трактат «Об устроении человека».
Первое, на что обращает внимание В.И. Несмелов в своем диссертационном исследовании, раскрывая Догматическую систему св. Григория Нисского, - это попытки богослова объединить философию и религию, сделав философию христианской, а христианство философским. Философия в данном случае становится вспомогательным средством к пониманию христианства и осознанию истинности Божественного откровения. Григорий Нисский использовал метод «диалектики слов», который становится основанием православного мировоззрения и оружием против ересей. Христианская философия и психология раскрывают мировоззрение человека под руководством веры. «Философия исполняет свое истинное назначение только тогда, когда она помогает человеку глубже сознавать истинность божественного откровения, не переиначивая и не искажая его прямого, непосредственного смысла» - писал В.И. Несмелов в своем сочинении «Догматическая система святого Григория Нисского»
о главном принципе святоотеческого учения, который распространялся не только на богословие и философию, но и на антропологию, чем способствовал уникальной интеграции последних [5]. Отождествление Божественного откровения и христианской философии составляет основную мысль учениясв. Григория, оно служит глубоким внутренним основанием его научно-богословских построений.
Самыми выразительными признаками, которые отличают человека от животного, святой Григорий называет разумность и словесность, чем он обосновывает величие и особенное назначение человека, поясняя, что цель человеческой жизни - «изведать все блага жизни и засвидетельствовать могущество Божие и любовь Божию» [7, с. 102]. Если обратиться к трудам самого свт. Григория Нисского, то достойна удивления его наблюдательность при описании телесного состава человека, соотнесение его с различными способностями души. Так способность человека к слову он отождествляет с рукой, как «телесным орудием, соответственным потребности слова. ... Природа придала (руки) телу ради слова» [7, с. 102]. Если бы человек не имел рук, то его лицо было бы подобно животным, поедающим траву, но тогда «как образовался бы у него членораздельный звук, когда устройство рта не было бы приспособлено к потребности произношения?» - писал Григорий Нисский: «когда же телу дана рука, уста свободны для служения слову» [7, с. 103] Слову и уму человека подчиняются органы чувств, приносящие информацию о внешнем мире, «они как входящие в город, расходятся по разным местам. населенный внутри нас град ума, который посредством чувств наполняет разные входы, и ум, рассматривая и разбирая каждого входящего, размещает по соответственным местам ведения» [7, с. 106].
Однако очевидно, что человеческую природа составляет не только разумность и словесность, но и другого рода начало - это тело. При этом они не существуют раздельно и бессвязно, а представляют собой единство двух начал - тела и духа. Дух представляет собой, помимо словесности и разумности, бессмертие и свободное осуществление разумных целей жизни. Рассматривая дух и тело, Гр. Нисский не отрицает их взаимной противоположности, однако указывает на их несомненную внутреннюю связь. Человеческое тело не может непосредственно соединиться с чистым духом. И здесь из дихотомии в своих диалектических рассуждениях святой Григорий приходит к трихотомии человеческой природы, вводя понятие души, как посреднической силы. Чувствующая душа занимает место между материей и духом и соединяет их, «сообщая собой органическому и чувствительному телу жизненную и воспринимающую чувственное силу» [5, с. 374]. Таким образом, выделяя материальный организм (тело), чувствующую силу (душа) и силу разумную (дух) святой Григорий раскрывает природу человека в наиболее полной картине, связывая также эти силы с нравственными ступенями совершенства человека, что придает его трихотомии уникальное значение. Так, например, богослов рассматривает тело, как необходимую часть для развития разумного начала, с телесным возрастанием человека душа приобретает разумность.
По мнению святителя, невозможно описать природу человека без соотнесения ее с божественным Первообразом. Им часто употребляется сравнение образа Божьего в человеке с зеркалом, которое может затуманиться, разбиться, но и после этого потенциально возможно его приобретение. Так и у человека, исказившего образ Божий, всегда сохраняется потенциальная возможность восстановить его вновь. Правда, для этого человеку необходимо приобрести первозданные свойства ума, не искажающие реальность, как рассудок падшего человека «оставляющий не изображенными светлые черты добра, отражающий в себе безобразие вещества. ... Таким образом, совершается происхождение зла, производимое изъятием прекрасного, (которое) состоит в свойстве с первоначальным благом» [5, с. 117]. Этим определяется идея направленности развития человека. Св. Григорий первым, систематизируя святоотеческие представления о первозданном человеке, заложил тем основание для учения о психологической «норме», представленной образом «нового» - первозданного человека. Он считал, что первозданный человек коренным образом, даже телесной природой, отличался от человека после грехопадения.
Также интерес для нас представляют рассуждения Григория Нисского о свойствах человеческой природы, к врожденным («совершенства природы») свойствам он отнес разум и свободу, а к приобретенным («совершенства жизни») отнес чистоту, блаженство, бесстрастие и все, что характеризуется нравственностью. Отсюда он делает вывод, что человек не сразу рожден совершенным, а только лишь со способностью к совершенству, которая может раскрыться только с божественной помощью [8].
Возвращаясь к концепции человека В.И. Несмелова, можно провести четкие параллели с идеями святого Григория. В первую очередь стоит отметить, что Виктор Иванович вслед за Григорием Нисским развивал идеи объединения философии и религии, добавив к ним науку (т.к. к XIX веку она полностью отделилась от философии), объявив их общественными формами сознания, которые должны взаимодополняться друг другом, а не противостоять.
Следуя трихотомии святого, Несмелов подробно описывает материализм, спиритуализм и душевные явления, их происхождение, с досадой отмечая, что современная психология ограничивает свой объект изучения только лишь психическими (которые ассоциируются с душевными способностями) явлениями,
напрочь позабыв о духе. Дух же богослов рассматривает как особую причину психических явлений, а потому большим заблуждением считал исключение его из области психологического знания о человеке.
Всеобщей формой выражения и формации психических явлений Несмелов называл сознание, что тесно переплетается с понятием разума в концепции Гр. Нисского. Оба богослова пытались таким образом соединить философию и религию, веру и разум. О чем свидетельствует труд В.И. Несмелова «Вера и знание с точки зрения гносеологии» [4].
Как и святитель Григорий, казанский философ предполагал постепенное становление душевных явлений и нравственности в соответствии с физическим взрослением, отслеживая таким образом процесс развития психической деятельности, который начинался с внешнего самоопределения в социуме и заканчивался обретением личности, свободной от влияний внешнего мира.
В конце концов, Несмелов соглашается, что человек - это несомненный образ Бога, что совершенно противоречит нашему предметному мышлению физического мира, однако дает бесконечную пищу для размышлений и скитаний в волнах противоречий и сомнений.
Главным же принципом святоотеческого учения, который прослеживается, как в трудах Григория Нисского, Виктора Несмелова, так и у многих других религиозных антропологов, является ориентация на Православную Догматику и тексты Священного Писания и Предания. Данный метод лежит в основе создания учения о человеке В.И. Несмелова и объединяет религиозно-философскую антропологию в целом [2].
Таким образом, мы полагаем, что именно догматическая система святого Гр. Нисского и его антропологические взгляды оказали несомненное влияние на становление идей В.И. Несмелова, что позволило ему создать свою собственную науку о человеке, до сих пор представляющую интерес, как для психологии, так и для многих других областей знания. Нельзя не отметить также и других мыслителей, идеи которых вдохновили Несмелова, среди них был И. Кант, В.А. Снегирев, митрополит Антоний (Храповицкий) и многие другие. Изучение данного вопроса представляется нам перспективным направлением дальнейшего исследования.
Список литературы
1. Даровских А.А. Учение о синергии в антропологии Григория Нисского :дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / А.А. Даровских; науч. рук. Н.Х. Орлова. СПбГУ. СПб., 2011. 192 с.
2. Дворецкая М.Я. Антропология: история и теория. СПб. Из-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 105 с.
3. Дворецкая М.Я. Концепция человека в религиозно-философском учении Восточно-христианской Церкви эпохи Средневековья: Психологический аспект. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена; 2004. 250 с.
4. Несмелов В.И. Вера и знание с точки зрения гносеологии: Лекции, чит. на богослов. курсах для законоучителей сред. учеб. заведений Казан. учеб. окр. в авг. 1912 г / Проф. В.И. Несмелов. Казань: Центр. тип., 1913. 95 с.
5. Несмелов В.И. Догматическая система святого Григория Нисского: Соч. Виктора Несмелова / В.И. Несмелов. Ч. 1-2. Казань: тип. Императорского Университета, 1887. 636 с.
6. Несмелов В.И. Наука о человеке: Опыт психологической истории критики основных вопросов жизни / В.И. Несмелов. Т. 1. 2-е изд. Казань: тип.. Императорского Университета, 1898. 394 с.
7. Нисский Гр. Об устроении человека. Творения. Ч. 1. М.: Типография В. Готье, 1861. 470 с.
8. Щипина Р.В. Антропология Григория Нисского в системе византийской культуры: диссертация... кандидата философских наук: 09.00.13 / Р.В. Шипина: науч. рук. В.А. Щученко. СПб, 2007. 198 с.