Научная статья на тему 'Свято-Троицкий мужской монастырь: особенности объемно-пространственной композиции'

Свято-Троицкий мужской монастырь: особенности объемно-пространственной композиции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
110
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА / СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ / МОНАСТЫРСКИЕ КОМПЛЕКСЫ / АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Перькова М.В., Колесникова Л.И.

На основе архивных документов и фотографий исследованы основания и развития планировочной структуры Свято-Троицкого мужского монастыря. Сформулирована характеристика объемно-пространственной композиции монастырского комплекса, выявлены ее основные особенности, объемно-пространственное построения зданий и сооружений комплекса. Проведен анализ основных видовых точек на ансамбль монастыря с прилегающих к нему территорий, рассмотрены главные святыни монастыря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Свято-Троицкий мужской монастырь: особенности объемно-пространственной композиции»

Перькова М. В., канд. арх., доц., Колесникова Л. И., доц.

Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ: ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ*

arh.lik@yandex.ru

На основе архивных документов и фотографий исследованы основания и развития планировочной структуры Свято-Троицкого мужского монастыря. Сформулирована характеристика объемно-пространственной композиции монастырского комплекса, выявлены ее основные особенности, объемно-пространственное построения зданий и сооружений комплекса. Проведен анализ основных видовых точек на ансамбль монастыря с прилегающих к нему территорий, рассмотрены главные святыни монастыря.

Ключевые слова: культовая архитектура, Свято-Троицкий монастырь, монастырские комплексы, архитектурно-пространственная композиция.

Квартал старого Белгорода, ограниченный сегодня проспектами Богдана Хмельницкого и Славы, улицей 50-летия Белгородской области и Свято-Троицким бульваром, имеет богатейшую историю. Именно отсюда берёт своё начало современный Белгород. Не от Меловой горы, где он простоял всего 16 лет, был сожжён литовскими захватчиками и больше никогда на этом месте не восстанавливался. И не от второй крепости на Старом городе, где простоял всего 37 лет и был перенесён на правый берег Северского Донца.

Именно на территории этого квартала была построена в 1650 году третья крепость — Белгородский кремль. В нём находился воеводский двор и воеводский дом, откуда управляли белгородские воеводы, в том числе и будущий выдающийся полководец фельдмаршал Борис Петрович Шереметев, при котором началось строительство каменного кафедрального Свято-Троицкого собора. Здесь находился центр образованной в 1667 году обширной Белгородско-Обоянской епархии, которой управляли выдающиеся архиереи: митрополиты, архиепископы и епископы. Здесь в течение шести лет жил и совершал богослужения епископ Белгородский Иоасаф (Горленко).

Свято-Троицкий мужской монастырь был основан в 1633 году. Этот монастырь примечателен не только своей уникальной архитектурой, но своими святынями. К сожалению, ни одно из зданий и сооружений комплекса Свято -Троицкого монастыря не сохранилось до наших дней. Поэтому начатое в 2012 г. воссоздание этого монастыря в макете по заказу администрации города является важной задачей, особенно в свете строительства часовни с пещеркой Иоасафа Белгородского и нового здания митрополии на территории бывшего монастыря. Здание храма и часовни Свято-Троицкого монастыря не подлежит восстановлению и поэтому было

принято решение о создании ряда макетов разного масштаба, воссоздающие комплекс монастыря в целом и его ключевых построек, расположенных рядом со строящимся зданием митрополии. Очевидно, что создание макета невозможно без детального анализа объемно-пространственной композиции всего архитектурного комплекса монастыря и выявления ее основных характеристик. При этом особое внимание необходимо уделить анализу объемно-пространственной композиции в процессе развития архитектуры монастыря с момента его основания и до разрушения.

Таким образом, в настоящей работе: 1) на основе архивных сведений исследована история архитектуры монастыря; 2) выполнен анализ объемно-пространственной композиции монастырского комплекса, определены ее основные особенности; 3) создана компьютерная модель зданий и сооружений монастырского комплекса по архивным материалам, гравюрам, фотографическим источникам для выполнения макета с использованием лазерных и фрезерных технологий обработки материала.

Свято-Троицкий монастырь был не общежительный, второго класса имел три храма: Свято-Троицкий, Знаменский и домовой в архиерейских покоях во имя Тихона Задонского (первоначально построенного в честь свв. Антония и Феодосия, печерских угодников). При этой церкви имелась монастырская библиотека, содержавшая около полутора тысяч книг духовного содержания. Монахи размещались в двух отдельных корпусах. В монастыре имелся свечной завод и две иконно - книжные лавки. Первым настоятелем монастыря был архимандрид Иоасаф (в миру Иосиф Юнаков). Монастырь занимал территорию, ограниченную современными улицами: Свято-Троицким бульваром, Б.Хмельницкого, пр. Славы, 50-летия Белгород-

ской области [1].

Закладка каменного Свято-Троицкого собора, по имени которого назван монастырь, датируется 1690 годом. В «Путеводителе по Белгороду» (1911г.) И.В. Кулегаев комментирует это событие так: «Дата 1690 г. относится только к каменному зданию: из других же документов известно, что до того времени была около ста лет здесь деревянная соборная крепостная церковь, которая ветшала, уничтожалась и возоб-навлялась несколько раз. Можно предположительно сказать, что э тот Троицкий храм, как крепостная церковь, был построен одновременно с основанием города в 1593 году. По учреждении в Белгороде епархии этот храм в 1667 году был возведен на степень кафедрального с обора: такое назначение ему было указано царем Алексеем Михайловичем». Строительство последней Белгородской крепости было начато летом 1650 г., воеводой Василием Петровичем Головиным под руководством воеводы большого Белгородского полка боярина князя Б.А. Репнина [4].

На протяжении второй половины XVII века крепость дважды перестраивалась, но ее очертания и размеры оставались прежними. Белгородская крепость имела периметр около 650 саженей; а три стены острога, примыкавшие к ней с востока, протянулись более чем на 1350 саженей. В крепости располагался культовый центр -городской собор и двор митрополита [3]. Первоначальный деревянный Троицкий собор был небольших размеров, к 1690 году собор из-за разрушений стал непригоден для служб. На его месте при третьем Белгородском митрополите Авраамии (1684-1702гг.) был заложен, а в 1707 году при преосвященном митрополите Иустине Белгородском освящен каменный собор во имя Святой Троицы. Отстроенный новый каменный храм имел один большой и четыре малых купола со своеобразной росписью и орнаментовкой стен и невысокой отдельно стоявшей на правой стороне колокольней [1].

К середине XVIII века Троицкий собор обветшал: деревянная крыша и оконные рамы были в плохом состоянии, каменная соборная колокольня настолько покосилась, что грозила падением, архиерейский дом представлял полусгнившие руины, ризница оскудела. Все это требовало основательного ремонта и пополнения. Белгородские иерархи первой половины XVIII века - это и основатель Харьковского коллегиума, епископ Епифаний Тихорский (1722-1731 гг.) и его приемник архиепископ До-сифей Богданович-Любимский (1731-1735 гг.) -вели обширную переписку со Священным Синодом, но все их ходатайства не достигали своей цели. Только митрополиту Белгородскому Ан-

тонию (1742-1748 гг.) удалось получить 3200 рублей. Смерть помешала митрополиту Антонию довести до конца обновления соборной церкви. Преемник митрополита Антония епископ Иоасаф Горленко (1748-1754 гг.) сумел собрать средства и закончить начатые строительные работы, включавшие возведение новых приделов и покрытие их железом, а также реставрацию обветшавшего иконостаса «как столярным, так и малярным мастерством» и ремонт архиерейского дома. Для выполнения иконописных работ был вызван иеромонах Суджан-ской Предтечевой пустыни Иерофей. Полтавскому мастеру, звоннику Андрею Дубянскому, были заказаны колокола - большой в 300 и малый в 100 пудов, с обязательством вылить на колоколах изображения Живоначальной Троицы и портрет «Государыни Императрицы Елизаветы Петровны». 30 июня 1751 года было совершено торжественное освящение обновленного епископом Иоасафом собора. «Долголетние усилия Белгородских архипастырей относительно обновления и благоустройства Троицкого кафедрального собора, с успехом были завершены Преосвященным Аггеем Колосовским (17741781 гг.), иждивением которого, при пособии от правительства, были исправлены верхи соборной церкви, устроен в ней художественный трехъярусный иконостас, сооружена каменная колокольня с башенными часами» [1].

Объемно - пространственное построение Троицкого собора, первоначально имевшего крещатый план, было характерно для провинциальной архитектуры украинского барокко конца XVII века. К центральному высокому четверику храма примыкали пониженные объемы рукавов креста. Четверик храма завершен мощным барабаном с нишами экседрами, в которых были установлены скульптурные изображения двенадцати святых Апостолов. Примыкающие к четверику объемы рукавов креста были завершены куполами с поставленными на них высокими глухими барабанчиками, декорированными полуколоннами. Купола собора были покрыты серебристо-белым алюминием с металлическими вызолоченными звездами. Достроенные при святителе Иоасафе небольшие приделы в северо-западном, северо-восточном, юго-восточном и юго-западном углах крещатого плана изменили объемно-планировочную композицию собора. После завершения всех работ композиция собора стала многообъемной с восьмилепестко-вым планом.

Архитектурный декор собора более характерен для зрелого классицизма, чем для барокко, что вполне объяснимо, так как собор на протяжении XVIII и XIX веков подвергался постоянным ремонтам и переделкам. С трех сторон ка-

федральный собор был обнесен каменным забо- ерейского двора отделялся каменными зданиями ром, а от прилегавшего к нему с востока архи- сторожки и консисторского корпуса (рис. 1-2).

Рис. 1. План комплекса Свято-Троицкого монастыря.

Б-Ьлгородъ.

Мужской Монастырь.

V'

Рис. 2. Свято-Троицкий собор с колокольней К юго-востоку от Троицкого собора в огра- де монастыря располагалась каменная церковь

Знамения Пресвятой Богородицы. Постройка этой церкви (1835 г.) была вызвана необходимостью иметь в монастыре теплую церковь. К тому же сюда ходили на богослужение воспитанники семинарии. Особо следует сказать о соборной колокольне, которая практически заново была возведена в 1811 году. Во время капитального ремонта вокруг нижнего этажа, возведенной в 1781 году колокольни, были выложены новые

каменные стены толщиной в аршин (71.12 см), выше возведены три яруса колокольни, убывающие по высоте и ширине. Четверики ярусов колокольни прорезаны арочными проемами по сторонам света и украшены коринфскими трехчетвертными колоннами. Завершена колокольня пологим куполом, увенчанным небольшим барабанчиком с шаром и крестом [1].

690,0mm

437,0mm

574,0mm

Рис. 3. Фасад Свято-Троицкого собора. Воссоздали по архивным источникам в компьютерной программе

арх. Сурков А. А., арх. Берин К.К.

Главными святынями монастыря были деревянная икона святителя Христова Николая, именуемого Ратным и высокочтимые нетленные мощи епископа Белгородско - Обоянского Ио-асафа Горленко (обе святыни находятся в настоящее время в Преображенском кафедральном соборе г. Белгорода). Из других, хранившихся в Троицком монастыре священных памятников, достойны упоминания: икона Знамение Пресвятой Богородицы, именуемая «Царской - походной» - это была копия, выполненная в 1688 г. с чудотворной иконы Знамение Пресвятой Богородицы Курской. Вторая икона -Казанской Божией Матери, написанная в 1699 г. [2] .

После октябрьской революции монастырь был закрыт. Мощи святителя Иоасафа отправлены в Москву, а затем в Ленинград. В стенах архиепископского дома разместился детский дом III Интернационала, потом уездный музей и

воинская часть. С помощью красноармейцев были разрушены Свято-Троицкий собор, Знаменская церковь и другие зданиия. В ночь с 5 на 6 июля 1930 г. были взорваны остатки стен монастыря.

Таким образом, при помощи архивных документов, фотографий и гравюр выполнен анализ архитектурно-пространственной композиции ансамбля Свято-Троицкого монастыря. Изучение истории строительства монастыря позволило исследовать развитие его архитектурно-пространственной композиции во времени и определить ее основные особенности. Полученные в настоящей работе результаты были использованы при создании компьютерной модели для выполнения макета Свято-Троицкого собора с колокольней и прилегающей территории всего монастырского комплекса. С помощью компьютерной программы были разработаны фасады по фотографиям (рис. 3, 4). Затем был выбран ма-

териал, из которого будет сделан макет и в соот- да и его элементов для изготовления макета ветствии с выбранной толщиной используемого (рис. 4.). материала разработаны развертки каждого фаса-

Рис. 4. Модель Свято-Троицкого собора с часовней и азвертки стен Свято-Троицкого собора.

Арх. Сурков А. А., арх. Берин К. К.

*Работа выполнена в рамках реализации Программы стратегического развития БГТУ им. В.Г. Шухова на 2012-2016 годы

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Белгородские святыни. Белгород, 1995, 154 с.

2. Белгородская энциклопедия. Белгород, 2000, 462 с.

3.Гуляницкий Н.Ф. Градостроительство Московского государства 16-17 веков. М., Стройиздат, 1994

4. Колесникова Л.И. Православное церковное зодчество Белгородской области. Белгород, 1997, 147 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.