СВЯТИТЕЛЬ МЕФОДИЙ И ПАПА ИОАНН VIII: К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ В СЛАВЯНСКИХ ЗЕМЛЯХ
Е.А. Черных
Аннотация. На основе сведений латиноязычных документальных источников о жизни и деятельности святого равноапостольного Мефодия периода моравской миссии в статье реконструированы его отношения с папой Иоанном VIII. Выявлены особенности деятельности мораво-паннонского архиепископа, дана характеристика его просветительской миссии среди славян на территориях, подвластных римскому престолу и Зальцбургскому архиепископству, отчасти охарактеризованы его личность и личность папы Иоанна VIII, а также отдельных участников противостояния Мефодия и баварского духовенства.
Ключевые слова: славистика, славянские первоучители, Кирилл и Мефодий, моравская миссия, римские папы, Мораво-паннонское архиепископство, Зальцбург-ская митрополия, зальцбургское духовенство, христианство, славянство, документальные источники, латиноязычные памятники.
Summary. The article deals with the reconstruction of relationships between Pope Joannes VIII and the Equal-to-the-Apostels saint Methodius of the period of Moravian mission, on the basis of information of latin documentary sources on the latter life and activity. Features of activity of the Moravo-pannonian archbishop are revealed, the characteristic of his educational mission among Slavs in the territories subject to the Roman throne and Salzburg archi-episcopate is given, his personality and the identity of Pope Joannes VIII, and also certain participants ofopposition of Merhodius and the Bavarian clergy are partly characterized.
Keywords: slavistics, Slavic first-teachers Cyril and Methodius, Moravian mission, Roman Popes, Moravo-pannonian archbishopric, Salzburg Archdiocese, Salzburg clergy, Christianity, Slavdom, documentary sources, Latin landmarks.
283
С именами причисленных к лику святых равноапостольных Кирилла и Мефодия связан один из самых важных этапов в истории славянской духовной культуры - обретение письменности и начало приобщения к христианству и христианским ценностям. Для российской научной аудитории
кирилло-мефодиевская проблематика всегда имела особое значение, ведь именно миссионерская деятельность равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия способствовала христианскому просвещению не только западного, но и восточного славянства. Очевидно, что труды солунских бра-
284
тьев сыграли особую роль и в истории становления и развития крупнейшего государства европейского раннего Средневековья, именуемого в источниках Русь, Русская земля, Русская страна, в истории русской культуры.
Первым и одним из важнейших этапов в миссионерском служении со-лунских братьев среди славян стала их деятельность на территории Моравии и Паннонии, которая началась в 863 г. и продолжалась с перерывами до смерти Мефодия в 885 г.
Но история христианизации этого западнославянского региона началась несколько раньше и связана с римской католической церковью.
С 796 г. Моравия и Паннония были причислены к Зальцбургской церковной провинции. Назначение Мефо-дия мораво-паннонским архиепископом против воли и без разрешения Зальцбургского архиепископа вызвало резкое недовольство баварского духовенства, преимущественно заль-цбургских архиепископов и пассав-ских епископов.
В первые три-четыре года после рукоположения, в то время как в Моравии шла открытая война с немецким королём Карломаном, Мефодий проповедовал в более мирной и доступной для духовного просвещения Паннонии. Но в 873 г. Зальцбургский архиепископ выступил с протестом против нарушения его прав и отправил в Рим посольство, снабдив его историческим меморандумом «История обращения хорутан»1, целью которого было доказать исторические права Зальцбургского архиепископа
на Моравию и восточную часть Пан-нонии, где проповедовал Мефодий, тем самым представить деятельность Мефодия как противозаконное вторжение в церковную юрисдикцию Зальцбурга. На основании этого меморандума послы должны были ходатайствовать перед папой Иоанном VIII о восстановлении церковных прав Заль-цбургской митрополии над Моравией и Паннонией. В связи с чем в данной исторической инструкции указывались в хронологическом порядке отношения зальцбургского стола к южнославянским землям с конца VIII в. до прибытия архиепископа Мефодия [1, с. 115-116]: перечислялись заль-цбургские епископы, приводились свидетельства хроник императоров и королей франков и баваров [там же, с. 119-121] в пользу прав зальцбург-ского стола [там же]. Все перипетии борьбы римского духовенства со славянским неизвестны, однако игнорирование архиепископского сана Ме-фодия (в инструкции не упомянут архиепископский сан Мефодия, просто говорится о каком-то греке Мефодии) скорее говорит о нежелании признавать Зальцбургом данный факт, что отчасти характеризует возникшее между мораво-паннонским архиепископом и баварским духовенством противостояние. Поставленный вопрос был тесно связан с интересами собственно римской церкви.
Еще предшественник Иоанна VIII папа Адриан II, убедившись в необходимости дать самостоятельность христианской миссии в южно-славянских землях, воскресил память древнего
1 История обращения Хорутан» была составлена в первом триместре 873 г. Это документ зальцбургского происхождения. Его автором обычно называют «зальцбургского анонима» [1, с. 116-126].
Сирмийского епископства в Панно-нии, восстановил древний Сирмий-ский престол, вывел славянские земли из церковной подчиненности Заль-цбургскому архиепископу и поставил их в непосредственную зависимость от римского престола. Преемник Адриана папа Иоанн VIII не позволил Зальцбургскому архиепископу отвлечь славянские земли от непосредственной подчиненности Риму. Папа не отказался от своих прав, несмотря на то, что притязания Зальцбургского архиепископа поддерживались всем баварским духовенством и представлениями германского короля.
В ответ на жалобу Зальцбургского архиепископа папа Иоанн VIII направил в Германию своего легата епископа Анконского Павла и дал ему инструкцию, в которой опроверг давность прав зальцбургского духовенства на мораво-паннонские земли, защитил право римского престола на учреждение Мораво-паннонского архиепископства [там же, с. 126]. В своем послании королю Германии Людовику Немецкому и его сыну Карлома-ну, поддержавшим зальцбургское духовенство в борьбе с Мефодием, Иоанн VIII указал: «...Многие разнообразные и очевидные указания могли бы заставить твою мудрость признать, что Паннонский диоцез искони находится в распоряжении апостольского престола, если только тебе не чужда божеская справедливость.». Также папа напомнил королю Людовику, что в подобных случаях римское право учитывает столетний срок давности: «.Права святой римской церкви <...> не отчуждаемы, их не уничтожает никакое время, никакое разделение государств не может нанести ущерба тем правам. Наконец, и досточтимое рим-
ское право определяет давность лишь сотнею лет» [там же, с. 127]. Наконец, Иоанн VIII известил Карломана, получившего по разделу отца управление Баварией, в состав которой и входила Зальцбургская церковная провинция, что Паннонская провинция восстановлена и её епископом назначен Ме-фодий. Мефодию дозволялось совершать все причитающиеся епископу отправления. Примечательно, что в письме к Карломану Иоанн VIII подчеркнул: «Так как епископство Пан-нонское снова возвращено и нами вновь восстановлено, то брат наш Ме-фодий, поставленный апостольским престолом в архиепископы той провинции, да исполняет свободно по древнему обычаю все епископские обязанности» [там же, с. 129]. Германский король Людовик и баварский герцог Карломан вынуждены были подчиниться воле папы [там же].
Поддержка Мефодия со стороны папы способствовала его возвращению в 874 г. в Моравию [там же, с. 129-130].
Из одного более позднего послания папы Иоанна VIII к Мефодию [там же, с. 130-131] мы узнаем об адресованном Мефодию письме, переданном ему в 878 г. епископом Анконским Павлом. В письме папа говорил о запрете Мефодию совершать божественные службы на славянском языке [там же, с. 130-131]. Мефодий же продолжал просвещать славян и вести богослужение на славянском языке, чем воспользовались его враги. И после неудачной попытки вернуть славянские земли к Зальцбургской провинции они постарались очернить Мефодия в глазах папы. Немецкие епископы представили славянское богослужение как противное преданиям
285
286
римской церкви, вот почему папа собственным письмом категорически запретил Мефодию совершать богослужение на славянском языке.
Запрещение славянского языка при богослужении удивило Мефодия, ведь во время пребывания Кирилла и Мефодия в Риме Иоанн был архидьяконом римской церкви, и все переговоры между папой Адрианом и Мефо-дием проходили на его глазах. Папа Иоанн VIII, конечно, был в курсе того, что его предшественник позволил Ме-фодию совершать божественную литургию на славянском языке.
Какова же причина того, что в начале 878 г. Иоанн писал Мефодию в совершенно противоположном распоряжениям Адриана смысле? Представляется вполне обоснованной догадка историка В.А. Бильбасова, что папа получил от баварских епископов жалобу на славянское богослужение Мефодия в очень непростой период своего пребывания на римском престоле. В конце 877 г. Карломан, уже будучи королем Италии, недовольный папой, отказавшим ему в императорской короне, со своим войском покинул Италию. Покидая свои владения, он поручил двум своим наместникам Ламберту Сполетскому и Адальберту Тусцийскому - беспокоить, теснить папу, чтобы силой заставить его дать свое согласие на коронование императорской короной короля Италии. Приказ Карломана был в точности исполнен. Вероятно, подобной уступкой Иоанн VIII желал удержать на своей стороне баварских епископов и в то же время хотя бы немного успокоить сильную немецкую партию в Риме.
Не прошло и года после отправки через легата Павла папского послания Мефодию, как в Рим поступила новая
жалоба на мораво-паннонского архиепископа. Мефодия обвиняли в неправославии, в том, что он распространяет заблуждения между славянами, отступая в своих поучениях от догматов римской церкви, что он поет «Верую» не по уставу [там же, с. 131-134]. К этому было добавлено мнение в непослушании апостольскому престолу, ведь Мефодий продолжал служить обедни на славянском языке вопреки запрету Иоанна VIII [там же, с. 130131]. Жалобы немецких епископов поддержал моравский герцог Свято-полк, которому учение Мефодия представили ложным и вредным [там же, с. 81]. Святополк просил у папы совета, кого именно он должен слушаться: поставленного папою в епископы Ме-фодия или немецких епископов, обвиняющих его в неправославии [там же, с. 131-134]. Возводимые на Мефодия обвинения были настолько серьезные, что требовали личного разбора и приговора папы. Иоанн VIII позвал Мефодия на суд в Рим [там же, с. 130-131], известив об этом моравского герцога особым посланием от 18 июня 879 г.
Мефодий сразу же отправился в Рим [там же, с. 131-134] и прибыл туда в конце 879 г., когда в Риме одержала верх немецкая партия и папа Иоанн VIII осознал необходимость короновать Карла Толстого. Тяжесть возводимых на Мефодия обвинений, раздражительная нетерпимость обеих сторон в вопросе о выражении Ш-ioque и его смысле, а также сила немецкой партии в Риме и ее ненависть к Мефодию вполне могли способствовать лишению Мефодия епископского сана и отлучению от церкви. Абсолютно противоположный исход дела, по мнению В.А. Бильбасова, стал возможен только потому, что папский пре-
стол был занят Иоанном VIII, ставившим политические выгоды выше догматических тонкостей АНс^ие. Только он мог признать славянский язык языком церкви после того, как сам два раза запрещал богослужение на славянском языке. Только Иоанн VIII, льстивший константинопольскому патриарху Фотию из политических соображений, мог настолько обойти вопрос о filiсque, чтобы не увидеть различия в исповедании веры Мефодия и немецкого духовенства. Приговор, произнесенный папой над Мефодием, мог сильно удивить врагов архиепископа [там же, с. 84-85]: вместо лишения епископского сана по каноническому праву и отлучения от церкви мораво-паннонский архиепископ был признан невиновным в возводимых на него обвинениях в распространении ложного учения, а также, вопреки уже неоднократно высказанному самим Иоанном VIII запрету использовать славянский язык при богослужении, этот же папа официально признал теперь славянское богослужение вполне согласным с постановлениями и обычаями римской церкви.
Папа Иоанн VIII считал для себя выгодным взять Мефодия под свою защиту. С одной стороны, выполнив просьбу моравского герцога - рукоположить пресвитера Вихинга, немца по происхождению, в епископы Нитры2, папа признал выбор немецкой партии, с другой стороны, извещая об этом Святополка, он сразу прибавил: «Мы повелеваем, чтобы он во всём был послушен своему архиепископу». В лице
Вихинга немецкая партия выставляла первого немецкого епископа для борьбы со славянским архиепископом. В церковном отношении Паннонская провинция была оставлена на произвол, латино-немецкое духовенство не признавало Мефодия своим архиепископом. Зная это, папа постарался по возможности обезопасить Мефодия. Из послания папы Иоанна VIII князю Святополку [там же, с. 131-134] следует, что по просьбе Мефодия, возможно, даже под его диктовку папа составил особый статут или статьи, посредством которых пытался регулировать отношение духовных лиц с их архиепископом. Папа очень настоятельно рекомендовал герцогу принять Мефо-дия с честью и видеть в нём единственного, безусловного главу нового, славянского архиепископства.
К сожалению, статут не сохранился, однако о его цели и содержании можно догадываться из следующих слов папы: «Мы постановляем, что пресвитеры, диаконы и клирики всяких чинов, славянского и другого какого-либо племени, живущие в пределах твоей области, должны подчиняться и во всем повиноваться собрату нашему, вашему архиепископу, так что они ничего не должны делать без его ведома; упрямые же и непослушные, в силу, тех статей, которые мы Мефодию передали и вам послали, должны быть изгнаны из церкви и из пределов ваших» [там же, с. 94]. По содержанию данных строк можно заключить, что они направлены против притязаний и интриг латино-немец-
287
2 Местность этой епископии не определена. По мнению В.А. Бильбасова, под Нитранской церковью в письме папы Иоанна VIII к князю Святополку с сообщением о рукоположении пресвитера Вихинга в епископы Нитранской церкви подразумевалась принадлежавшая князю Привине церковь №та, №кга, ^Шга, №1га, Ш^ауа в Венгрии по ту сторону Дуная, в месте, названном Нитрава [1, с. 22].
288
кого духовенства, на которое Мефо-дий жаловался папе. «Мы приказываем вам принять Мефодия как собственного вашего пастыря, с почестями, должным вниманием и радостью, так как мы утвердили за ним привилегию его архиепископства и определили, что это должно оставаться на веки нерушимым» [там же, с. 95]. При дворе Святополка многие не ожидали, что Мефодий вернётся из Рима оправданным и вновь утверждённым в сане архиепископа.
В 880 г. Мефодий возвратился к своей пастве оправданным, с посланием папы герцогу, своего рода охранной грамотой, которая должна была обеспечить ему условия для спокойного продолжения начатого ещё вместе с братом просвещения славян. Однако главные представители враждебной Мефодию немецкой партии: архиепископ Зальцбурга Дитмар, епископ Пассау Энгельмар, епископ Нитры Вихинг - не отказались от своих притязаний на церковное господство в славянских землях. Теперь они изменили план борьбы. Раньше они выставляли свои права давности, вели открытое противостояние, теперь же они использовали силу, противостояние приняло форму тайной борьбы. К сожалению, сведения о жизни и деятельности Мефодия после 880 г. весьма скудны. Лишь в общих чертах, опираясь на документальные источники, мы можем представить последние годы жизни Мефодия.
В 880 г. умер баварский король Карломан; притязания на королевскую корону предъявили брат умершего Людовик II и сын короля Арнульф. Со смертью Карломана увеличилось влияние и число сторонников немецкой партии при моравском дворе: на-
чавшиеся неурядицы еще больше сблизили Святополка с Арнульфом. При дворе герцога многие были настроены против Мефодия, очень сурового для того времени. Баварское духовенство, используя свое влияние на Святополка, при помощи Вихинга лишило Мефодия необходимой светской помощи.
Немецкая партия настолько не стеснялась никаких средств, стремясь к намеченной цели, что дошла до признания обмана и подлога. Об одном из таких подлогов мы узнаём из письма папы Иоанна VIII к Мефодию от 23 марта 881 г. [1, с. 135-136], в котором папа опроверг, что написал и что через Вихинга передал Святополку письмо, в котором всё было направлено против Мефодия, в пользу немецкой партии. Вернувшись из Рима, Вихинг представил Святополку подложное послание папы к моравскому герцогу. В том послании папа Иоанн обвинял Мефодия во многом, запрещал богослужение на славянском языке и объявил, что взял с Вихинга клятвенное обещание наблюдать за поведением Мефодия. Это послание стало сильным орудием в руках немецкой партии против Мефодия. По прошествии нескольких месяцев после возвращения из Рима Мефодий был вынужден писать папе Иоанну VIII жалобу на притеснения и обиды со стороны немецкой партии.
Не подозревая даже о возможности подлога, Мефодий обратился к папе и попросил разъяснить, что побудило его писать Святополку послание с содержанием, противоположным написанному папой за несколько месяцев до того посланию, которое привез с собой Мефодий. Не сохранилось ни подложное, составленное Вихингом по-
слание папы, ни письмо Мефодия к Иоанну VIII, с жалобой на немецкое духовенство вообще и на епископа Ви-хинга в особенности. В письме папы к Мефодию не упомянуто имя епископа, совершившего подлог, однако, по мнению, В.А. Бильбасова, им мог только известный враг Мефодия - Нитран-ский епископ Вихинг [там же, с. 97].
Таким образом, имеющийся документальный материал, содержащий сведения о жизни и деятельности святителя Мефодия периода моравской миссии, позволяет реконструировать взаимоотношения Мефодия с римской курией и папой Иоанном VIII, выявить особенности деятельности мораво-паннонского архиепископа, характер его просветительской деятельности среди славян на территориях, подвластных римскому престолу и Зальцбургскому архиепископству отчасти охарактеризовать его личность, личность папы Иоанна VIII, а также отдельных участников возникшего противостояния. Отношения первого архиепископа первой церковной про-
винции в славянских землях с римским престолом были неоднозначные. Реакция Мефодия на папские постановления, запрещавшие богослужение на славянском языке, самостоятельность и независимость в принятии решений относительно продолжения совершения славянского богослужения вопреки папским запретам говорят о неприятии Мефодием постановлений представителей духовенства, принятых в угоду наиболее влиятельным лицам, национальным партиям, противоречащих прописанным в Новом Завете, в частности в посланиях апостола Павла, истинам.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бильбасов В.А. Кирилл и Мефодий. Ч. 1: Кирилл и Мефодий по документальным источникам. - СПб., 1868.
2. Флоря Б.Н. Римская курия и запрет славянской литургии в Великой Моравии в 885 г. // Ро1у1гороп. К 70-летию Владимира Николаевича Топорова. - М., 1998. -С. 893-902. ■
289