Научная статья на тему 'СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК О ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВЕ В ПЕРИОД РЕКТОРСТВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ (1857-1859)'

СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК О ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВЕ В ПЕРИОД РЕКТОРСТВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ (1857-1859) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
71
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ / АЛЕКСАНДР II / СВТ. ФЕОФАН / ЗАТВОРНИК ВЫШЕНСКИЙ / ПРОПОВЕДЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Каширина Варвара Викторовна

В статье рассмотрены церковно-общественные взгляды ректора Санкт-Петербургской духовной академии архимандрита Феофана (Говорова). В эпоху Великих реформ XIX в. складывается целостное учение святителя Феофана о структуре государственного устройства, в составе которого, по подобию человеческого естества, он выделяет телесную (или материальную) и духовную стороны. Структура иерархична, с главенствующим положением духовного начала. Одну из проповедей святитель основывает на идее Манифеста императора Александра II от 19 марта 1856 г. о необходимости укрепления веры, которая сохраняет и улучшает общественную нравственность. Прогресс и развитие возможны только в области человеческих знаний, а не в области веры, которую святитель ставит в основу государственного строительства. Поэтому он выступает против всяких «новин» в области веры, которые искажают и разрушают целостность государственного организма. В словах ректора, обращенных к студентам духовной академии в день ее пятидесятилетнего юбилея, звучит призыв к пастырям активно использовать проповедь как орудие борьбы с различными заблуждениями и лжеучениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ST. THEOPHAN THE RECLUSE ON THE CHURCH AND THE STATE DURING HIS RECTORSHIP AT THE ST. PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY (1857-1859)

This article examines the church-social views of archimandrite Theophan (Govorov), rector of the St. Petersburg Theological Academy in the era of the Great Reforms of the XIX century. There is a holistic teaching of St. Theophan about the structure of the state system, in which, as in a person, he distinguishes the physical (or material) and spiritual sides. The structure is hierarchical, with the dominant position of the spiritual principle. The saint bases one of his sermons on the idea of the Manifesto of Emperor Alexander II of March 19, 1856. on the need to strengthen the faith that preserves and improves public morality. Progress and development are possible only in the field of human knowledge, and not in the field of faith, which the saint puts at the foundation of state-building. Therefore, he opposes all “new formations” in the field of faith, which distort and destroy the integrity of the state organism. In the words of the rector, addressed to the students of the Theological Academy on the day of the fiftieth anniversary, there is a call for pastors to actively preach as a tool to combat various misconceptions and false teachings.

Текст научной работы на тему «СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК О ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВЕ В ПЕРИОД РЕКТОРСТВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ (1857-1859)»

РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ ВЕСТНИК

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 1 (12) 2023

В. В. Каширина

Святитель Феофан Затворник о Церкви и государстве в период ректорства в Санкт-Петербургской духовной академии (1857-1859)

УДК 271.2-9:322(470)"1857/1859" DOI 10.47132/2588-0276_2023_1_146 EDN OIVTKW

Аннотация: В статье рассмотрены церковно-общественные взгляды ректора Санкт-Петербургской духовной академии архимандрита Феофана (Говорова). В эпоху Великих реформ XIX в. складывается целостное учение святителя Феофана о структуре государственного устройства, в составе которого, по подобию человеческого естества, он выделяет телесную (или материальную) и духовную стороны. Структура иерархична, с главенствующим положением духовного начала. Одну из проповедей святитель основывает на идее Манифеста императора Александра II от 19 марта 1856 г. о необходимости укрепления веры, которая сохраняет и улучшает общественную нравственность. Прогресс и развитие возможны только в области человеческих знаний, а не в области веры, которую святитель ставит в основу государственного строительства. Поэтому он выступает против всяких «новин» в области веры, которые искажают и разрушают целостность государственного организма. В словах ректора, обращенных к студентам духовной академии в день ее пятидесятилетнего юбилея, звучит призыв к пастырям активно использовать проповедь как орудие борьбы с различными заблуждениями и лжеучениями.

Ключевые слова: Санкт-Петербургская духовная академия, Александр II, свт. Феофан, Затворник Вышенский, проповедь.

Об авторе: Варвара Викторовна Каширина

Доктор филологических наук, профессор ФГБОУ «Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова». E-mail: kog@glazunov-academy.ru

Для цитирования: Каширина В. В. Святитель Феофан Затворник о Церкви и государстве в период ректорства в Санкт-Петербургской духовной академии (1857-1859) // Русско-Византийский вестник. 2023. № 1 (12). С. 146-157.

RUSSIAN-BYZANTINE HERALD

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 1 (12) 2023

Varvara V. Kashirina

St. Theophan the Recluse on the Church and the State during his rectorship at the St. Petersburg Theological Academy (1857-1859)

UDC 271.2-9:322(470)"1857/1859" DOI 10.47132/2588-0276_2023_1_146 EDN OIVTKW

Abstract: This article examines the church-social views of archimandrite Theophan (Govorov), rector of the St. Petersburg Theological Academy in the era of the Great Reforms of the XIX century. There is a holistic teaching of St. Theophan about the structure of the state system, in which, as in a person, he distinguishes the physical (or material) and spiritual sides. The structure is hierarchical, with the dominant position of the spiritual principle. The saint bases one of his sermons on the idea of the Manifesto of Emperor Alexander II of March 19, 1856. on the need to strengthen the faith that preserves and improves public morality. Progress and development are possible only in the field of human knowledge, and not in the field of faith, which the saint puts at the foundation of state-building. Therefore, he opposes all "new formations" in the field of faith, which distort and destroy the integrity of the state organism. In the words of the rector, addressed to the students of the Theological Academy on the day of the fiftieth anniversary, there is a call for pastors to actively preach as a tool to combat various misconceptions and false teachings.

Keywords: St. Petersburg Theological Academy, Alexander II, Theophan, The Recluse, sermon.

About the author: Varvara Viktorovna Kashirina

Doctor of Philology, professor at the Russian Academy of Painting, Sculpture and Architecture of Ilya Glazunov.

E-mail: kog@glazunov-academy.ru

For citation: Kashirina V. V. St. Theophan the Recluse on the Church and the State during his rectorship at the St. Petersburg Theological Academy (1857-1859). Russian-Byzantine Herald, 2023, no. 1 (12), pp. 146-157.

Святитель Феофан, Затворник Вышен-ский, известный русский богослов и духовный писатель XIX в., имел большой опыт церковно-административного служения на различных постах в России и за рубежом. Суждения святителя по вопросам церковной и общественной жизни характеризовались укорененностью в учении святых отцов и учителей Церкви и масштабностью обобщения, основанного на большом теоретическом и практическом знании предмета.

В период ректорства в Санкт-Петербургской духовной академии (1857-1859) наиболее ярко, четко и последовательно были сформулированы мысли о специфике отношений Церкви и государства. Это время совпало с первыми годами правления императора Александра II (1855-1881), когда была закончена Крымская война (1853-1856). Как отмечал церковный историк и публицист Александр Александрович Папков (1855-1920), «все были больны тогда Сева-Свт. феофан Затворник. стополем...»1 Парижский мирный договор

Литография П. Ф. Бореля, 1860 г. (1856) хотя и объявлял об окончании войны,

однако с малоприемлемыми для России условиями, в частности в вопросе о нейтрализации Черного моря, что означало запрещение иметь на море военные флоты, арсеналы и крепости. В области внутренней политики наступало время Великих реформ, переустройства общественной жизни. Одним из первых документов нового императора стал «Высочайший Манифест Государя Императора Александра Николаевича о всемилостивейшем даровании народу милостей и облегчений» от 27 марта 1855 г.2

Как писал известный историк, современник этих событий М. П. Погодин, «ни один государь, с начала своего царствования, не пользовался таким общим расположением, таким неограниченным доверием, такою горячею любовью, без примеси всяких чувствований отрицательных, как он. Все сердца к нему стремятся, и не было, может быть, никогда минуты более благоприятной, когда б было так удобно, так легко сделать все нужные преобразования и исправления»3.

Несмотря на ожидание новых перемен, в обществе распространялись различные лжеучения, вольномыслие и нигилизм. Прот. Георгий (Флоровский) отмечал раздробленность, дуалистичность сознания той эпохи: «отрицание и возврат, — это две стороны одного и того же беспокойного религиозного процесса, в который русское сознание и сердце были вовлечены с середины прошлого века»4.

В 1858 г. архим. Феофан издал книгу «Предостережение от увлечения духом настоящего времени»5, в которую включил четыре сочинения, в том числе три проповеди, сказанные в первой половине 1858 г.:

1 Папков А.А. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя (1855-1870). СПб.: Тип. А. П. Лопухина, 1902.

2 Высочайший Манифест Государя Императора Александра Николаевича о всемилостивейшем даровании народу милостей и облегчений. СПб.: Печатан при Сенате, 1855.

3 Цит. по: Татищев С. С. Император Александр II, его жизнь и царствование: В 2 т. СПб.: А. С. Суворин, 1903. Т. 1. С. 172.

4 Георгий Флоровский, прот. Пути русского богословия. Париж: YMKA-PRESS, 1983. С. 308.

5 <Феофан (Говоров), архим.> Предостережение от увлечения духом настоящего времени. СПб.: Тип. Ю. Штауфа, 1858. 82 с.

1) «Письмо духовного отца к смущенному речами вольнодумцев» (С. 8-19)6;

2) «О прогрессе». Проповедь «Слово в день восшествия на престол Государя Императора Александра Николаевича», произнесенная 19 февраля 1858 г. (С. 21-43);

3) «О возрождении». Проповедь «Слово в день рождения Его Величества», произнесенная 17 апреля 1858 г. (С. 44-73);

4) «О св. храме». Проповедь «Слово на освящение придела св. великомученицы Екатерины в Санкт-Петербургском кафедральном Исаакиевском соборе», произнесенное 1 июня 1858 г. (С. 73-82).

Позднее три проповеди вошли в состав сборника «Слова Санкт-Петербургской духовной академии ректора архимандрита Феофана», опубликованного в 1859 г.7

В сборник было включено «Письмо духовного отца к смущенному речами вольнодумцев», явившееся своеобразной смысловой доминантой книги, написанное в жанре ответного письма духовного наставника к своему ученику, в форме письменной беседы. Заметим, что эта форма, дающая возможность максимально близкого, доверительного общения, стала одной из самых распространенных в духовном наследии святителя8.

В своем послании свт. Феофан отмечает, что получил письмо от своего духовного чада, в котором тот сетовал на то, что потерял внутренний мир после разговора с «неверами», которые «расстроили <...> дух, охладили сердце и отвлекли от молитвы»9.

Один из современников свт. Феофана Михаил Федорович Де-Пуле (1822-1885), автор исследования о нигилизме, который он считал «патологическим явлением русской жизни XIX в.», писал о широком распространении нигилизма (от лат. nihil — ничто): «В самом конце 50-х и в начале 60-х годов, в эпоху ознаменованную великими реформами <...>, явились люди, возникли мнения и взгляды на вещи, прежде небывалые, неслыханные. Эти новые люди все существующее безусловно отрицали, никакими преобразованиями не удовлетворялись и кроме абсолютного разрушения общественного порядка никакого иного идеала не представляли»10.

Позднее, толкуя евангельский стих из послания к Ефесянам (2:2), где сказано о духе, который водительствует «сынами противления», действующими «по веку мира сего, по князю власти воздушныя», свт. Феофан отмечает, что сыны противления — это «упорные противники Евангельской истине»11. Очень хорошо семантика этого славянского слова раскрывается через греческое слово: аяаЭаад — т.е. «сыны неубежденности, которых ничем не убедишь. Что им ни говори, они упорно противостоят всякому убеждению и всякой очевидности. Но неубеждение в одном предполагает противоубеждение в другом»12.

Свт. Феофан называет подобных людей «лжесловесниками», которые «непостоянны в мыслях, вольны в речах и движениях, неустроены в поведении и поступках»13, «вольные речи их нахватаны ими там и здесь — безотчетно, без внимания и размыш-ления»14, поэтому они совсем «без правил и убеждений»15. Сам результат их речей обличает их, потому что это «мрак, это смятение, эта туга сердца»16, т.к. в их словах

6 Впервые опубликовано в журнале Санкт-Петербургской духовной академии «Христианское чтение» (1858. Ч. 1. С. 343-352).

7 Слова Санкт-Петербургской духовной академии ректора архимандрита Феофана. СПб., 1859.

8 См., напр.: Письма о христианской жизни: В 4 ч. СПб., 1860.

9 <Феофан (Говоров), архим.> Предостережение от увлечения духом настоящего времени. С. 3.

10 Де-ПулеМ.Ф. Нигилизм как патологическое явление русской жизни. М.: Унив. тип., 1881. С. 3.

11 Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла к Ефесянам. М.: Правило веры, 2004. С. 169.

12 Там же. С. 177.

13 <Феофан (Говоров), архим.> Предостережение от увлечения духом настоящего времени. С. 5.

14 Там же. С. 6.

15 Там же. С. 7.

16 Там же.

содержится «яд лжи»17. В противоположность этим речам — истина, которая «сродна духу нашему», «услаждает», «умиротворяет» и «питает» дух»18.

Святитель, как и во многих своих проповедях и письмах, использует прием сравнения и противопоставления, чтобы показать пагубность последователей нового направления: «Мысли, омрачающие ум, суть сатанинские мысли, и речи хульные, отнимающие покой души, суть речи, внушенные духом злобы. Они — то же, что вредная роса, губящая нежный цвет, и заразительный воздух, повергающий в обморок»19.

Помимо яркой характеристики учения подобных собеседников, святитель предлагает практические советы, чтобы в следующий раз его ученику не «расстроиться нелепыми речами безумных людей»20. И это также является особенностью учения свт. Феофана — предложить не только теоретические обобщения, но дать конкретные практические рекомендации. В частности, они таковы:

1) «Стать на стороне веры», т.е. «возгреть» в себе силу убеждения и уверенность в том, что верующие люди стоят в той истине, как «Бог повелел», хранят неизменной ту духовную традицию, которая была дарована верующим в первые века христианства21;

2) Если имеется ревность защищать истину, то говорить надо «в кротости и смирении»22. «Не распространяйтесь в доводах и не напрягайтесь опровергать лжеумствований. Ваше простое исповедание, будучи успокоительнее для Вас, может оказаться более победоносным над глумящимися, нежели все доводы: ибо истина светла сама в себе и имеет защитника себе в духе тех самых, которые восстают на нее»23;

3) Наконец, «оставьте другим поле брани»24, ибо в каждой битве выигрывает опытнейший, а сами «низойдите в ту пору вашим вниманием в сердце, и пребывайте там с сладчайшим именем Господа»25.

Не следует смущаться, что путь нечестивых спеется, что со стороны они кажутся преуспевшими, ибо «Господу было угодно держать истину в смиренном и уничиженном виде, как и Сам Он смиренно и уничиженно жил на земле»26. В то же время не следует быть и равнодушным, при похвальной ревности — сохранять смирение и стойкость духа, быть исповедником истины Христовой среди ее хулителей, ибо «это духовное страдание за истину не остается втуне»27.

Актуальность и своевременность издания, подготовленного в первый год пребывания святителя на посту ректора Санкт-Петербургской духовной академии, определялись необходимостью ответа со стороны духовных лиц на общественные проблемы современности. Дух вольномыслия, широко распространившийся в те годы в общественном сознании, проник и в стены Санкт-Петербургской духовной академии. В первом томе «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышен-ского» опубликовано воспоминание Е. В. Барсова о распространении среди студентов академии атеистической и явно революционной литературы и даже о создании тайного вольного общества под названием «Ядро»: «В Академию приносились к нам творения Герцена, Белюстина28, свиток „Современника", с заметками высокопоставленных лиц, и читались в катакомбах как откровение, как Евангелие. Молодые головы

17 Там же.

18 Там же.

19 Там же. С. 8.

20 Там же. С. 4.

21 См.: Там же. С. 10-12.

22 Там же. С. 12.

23 Там же. С. 13.

24 Там же. С. 15.

25 Там же.

26 Там же. С. 18.

27 Там же. С. 19.

28 Беллюстин Иоанн Степанович (1819-1890) — священник Никольского собора г. Калязина, публицист, автор изданной в Лейпциге книги «Описание сельского духовенства» (1858) об униженном положении духовенства.

переполнились нравственными бактериями; сердца — увлеклись политическими бреднями; и вместо науки заиграло в Академии так называемое последнее слово науки. Вместо того чтобы слушать богословие, даровитые студенты принялись за перевод Фейербаха. Составилось наконец тайное общество под названием „Ядро", с политической программой, которое и собиралось в катакомбах еженедельно. Программа этого „Ядра" была подписана 12 членами кровию из руки Кирилла Левицкого. Это „Ядро" находилось в сношениях с Медицинской академией и университетами, которые также охвачены были нравственными бактериями. До какой степени одурения дошла в это время Академия, можете судить уже по тому, что один студент торжественно читал свой проект о преобразовании Государственного совета и Св. Синода; студент этот потом застрелился, будучи чиновником особых поручений, кажется, при Псковском губернаторе. <...> А что творилось внутри студентов? В некоторых кружках совершались святотатственные анафематствования Христу и Богородице, епископам и всему священству; жрали и варили сами мясо в Великую Пятницу, а один студент дошел даже до того, что выплюнул причастие, чтобы доказать искренность своего безбожия. Я уже не говорю о тех вакханалиях, которые совершались вне стен Академии»29.

Практически сразу после выхода книгу «Предостережение от увлечения духом настоящего времени» прочитали наместник Троице-Сергиевой лавры архим. Антоний (Медведев) и митр. Московский и Коломенский Филарет (Дроздов), который отметил, что книга «точно доброго духа»30, «учение в ней хорошо»31.

Следующим изданием стал сборник проповедей свт. Феофана под названием «Слова Санкт-Петербургской духовной академии ректора архимандрита Феофана» (1859). В сборнике были опубликованы 24 проповеди, многие из которых посвящались императору Александру II и членам императорской семьи, важным церковным и общественным событиям и церковным праздникам:

— дням памяти императора Александра II (восшествию на престол, дню рождения, венчанию и помазанию на царство) — № 3, 4, 5, 9, 16, 17; всего 6;

— дням памяти великого князя Константина Николаевича, великой княгини Ольги Николаевны, цесаревича Николая Александровича — № 11, 14, 22; всего 3;

— в памятные дни церковной и общественной жизни (новый год, 50-летие Санкт-Петербургской академии, освящение придела в честь св. вмч. Екатерины в Санкт-Петербургском кафедральном Исаакиевском соборе) — № 1, 2, 15; всего 3;

— в церковные праздники (Благовещение, Великий Пяток, Пасху, Вознесение, Сошествие Святого Духа, день Пятидесятницы, Воздвижение Честного Креста Господня, в день памяти прп. Варлаама Хутынского, в день памяти св. блгв. кн. Александра Невского, в недели 27-ю и 31-ю по Пятидесятнице) — №6, 7, 8, 10, 12, 13, 18, 19, 20, 21, 23, 24; всего 12.

Таким образом, четверть слов в сборнике связано с днями памяти императора Александра II. Свыше трети посвящены императору Александру II и членам императорской семьи. Все это делает данный сборник не только памятником гомилетической литературы, но прежде всего источником для анализа церковно-общественных взглядов свт. Феофана, позволяющим реконструировать государственную идею святителя32.

Одними из самых важных для раскрытия нашей темы являются: «Слова в день восшествия на престол Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича» (19 февраля 1858 г. и 19 февраля 1859 г.) и «Слово в день пятидесятилетнего

29 Письмо Е. В. Барсова к архиепископу Холмскому и Варшавскому Леонтию (Лебединскому).

30 сентября 1883 г. // РГИА.Ф. 796. 0п.205. Ед. хр.608. Л.4-7. Опубликовано: Летопись жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. Т. 1. М., 2016. С. 812-814.

30 Филарет, митр. Московский, свт. Письма к преподобному Антонию, наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры (1831-1867): В 3 ч. / Предисл., комм. И. Ю. Смирнова. Ч. 3: 1857-1867. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2007. С. 67. Письмо 1233 от 6 августа 1858 г.

31 Там же. Письмо № 1232 от 30 июля 1858 г.

32 См.: Каширина В.В. Духовные основы государства в системе взглядов святителя Феофана Затворника // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2020. № 4 (13). С. 14-26.

празднества Санкт-Петербургской Духовной Академии» (17 февраля 1859 г.)

В «Слове в день восшествия на престол Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича», сказанном на третью годовщину восшествия на престол императора Александра II, свт. Феофан в первых же строках призывает обратиться к Манифесту императора от 19 марта 1856 г.

Манифест 19 марта 1856 г. был провозглашен на следующий день после подписания мирного договора по окончании Крымской войны, который вошел в историю как «Парижский трактат», между Россией с одной стороны и Францией, Великобританией, Турцией, Сардинией, Австрией и Пруссией — с другой. «Парижский трактат» содержал пункты о территориальных уступках России, но главное — о нейтрализации Черного моря, что подрывало престиж России как морской державы. Однако желанная цель была достигнута — заключение мирного договора между воюющими сторонами. По свидетельству С. С. Татищева, «весть о мире нашла сочувственный отклик во всех слоях русского образованного общества, во всех концах России»33.

Манифест 19 марта 1856 г. возвещал о прекращении трехлетней войны, главной задачей России в которой являлось «охранение прав, устранение притеснения единоверцев наших на Востоке»34. Эта благая цель объединила весь народ Российской империи: «верные, храбрые войска наши и все сословия народа русского явили себя достойными своего великого призвания. На всем пространств нашей империи, от берегов Восточного океана до морей Черного и Балтийского, была одна мысль, одно стремление — не щадить достояния и жизни для исполнения долга, для защиты Отечества»35.

Главной заслугой признавалось улучшение положения восточных христиан — «будущая участь и права всех христиан на Востоке обеспечены. Султан торжественно признает их, и, вследствие сего действия справедливости, империя Оттоманская вступает в общий союз государств Европейских»36, при этом описываются уступки, на которые пошла Россия в ходе заключения мирного договора и которые признаются неважными «в сравнении с тягостями продолжительной войны и с выгодами, которые обещает успокоение державы»37.

В своем слове святитель призывает обратиться к заключительным строкам этого исторического документа, в которых император «указывает нам на веру как на верного стража против всего зловредного и верного указателя всего благотворного»38: «свет спасительной веры, озаряя умы, укрепляя сердца, да сохраняет и улучшает более и более общественную нравственность, сей вернейший залог порядка и счастия»39.

33 Татищев С. С. Император Александр II, его жизнь и царствование: В 2 т. СПб.: А. С. Суворин, 1903. Т.1. С. 205.

34 Цит. по: Гейрот А.Ф. Описание Восточной войны 1853-1856гг. СПб.: Тип. Эдуарда Гоппе, 1872. С. 505.

35 Там же.

36 Там же. С. 506.

37 Там же. С. 507.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38 Слова Санкт-Петербургской духовной академии ректора архимандрита Феофана. С. 29-30.

39 Цит. по: Гейрот А. Ф. Описание Восточной войны 1853-1856 гг. 1872. С. 507.

Портрет императора Александра II. Худ. А. П. Рокштуль, 1859 г.

В Манифесте мысль о необходимости хранения православной веры как гарантии стабильности государства звучит в конце, завершая обращение императора и являясь своего рода проекцией будущего развития страны.

Слово свт. Феофана, напротив, начинается с обширной цитаты из Манифеста 19 марта 1856 г. и, вдохновляясь ею, содержит подробное ее объяснение и расширительное истолкование.

Недаром это слово, опубликованное первоначально в сборнике «Предостережение от увлечения духом настоящего времени», было озаглавлено святителем «О прогрессе» — именно тем названием, которое наиболее точно выражало эпоху начала Великих реформ. Немного позднее, 31 мая 1858 г., А. Н. Никитенко, профессор Санкт-Петербургского университета, запишет в своем дневнике: «Запрещено употреблять в печати слово „прогресс". В самом деле, это бессмысленное слово в приложении к XIX веку, который утописты превозносят до небес, что он родит чудеса прогресса. Хорош прогресс, когда Европа среди политических страшных бурь, через потоки крови, добралась, наконец, до Наполеона III, который тридцать семь миллионов образованного, прогрессивного и, как говорится, великого народа отдал под надзор полиции. И у нас тоже хорош прогресс своего рода, когда даже запрещается употреблять это слово»40.

Святитель отмечает, что «не всякое движение вперед, не всякое развитие есть уже признак истинного совершенствования и улучшения»41. Развитие может быть только того, «что есть в нас самих, как в семени»42. В человеке действуют два начала — от пер-стного и нового Адама. Подобная дуалистичность выражена и в делах, и в поступках человека: «одни запечатлены характером небесным, другие — земным; одни суть плод ветхого, другие — нового; одни удовлетворяют плоти, другие — духу»43. Поэтому развитие начал перстного Адама, «ветхого человека», как говорится в Евангелии, не имеет развития, в отличие от развития духовных начал нового Адама, которое и приведет человечество к истинному совершенствованию и прогрессу.

Вера, будучи неземного происхождения, не подлежит никакому изменению, «в ней ничего нельзя отменить, или переменить: ни в исповедании, ни в правилах жизни, ни в образе совершения таинств, ни в чине и устройстве церковном»44. Изменения или «новины» в области веры недопустимы, ее характеризует «неизменность» и «решительная неподвижность». Все, что стремится изменить ее — ереси, суемудрия и др., — ведут к ее ослаблению и разрушению.

Святитель обозначает правила для отличия истинного развития и прогресса от ложного и бесперспективного движения, которое будет только возвращением назад и разрушением:

1) не считать совершенствованием и преуспеянием (прогрессом) того, что охлаждает к вере и отчуждает от Церкви;

2) не считать совершенствованием и преуспеянием того, что может довести не только до нарушения уставов веры и Церкви, но и до желания и требования перемен и отмен в них;

3) не считать совершенствованием и преуспеянием того, что совсем может затмить в уме вашем светлый лик веры и вытесняет из памяти всякое помышление о нашем конце и назначении45.

Таким образом, вся общественная жизнь должна быть пронизана верою. В этом и посыл императора Александра II, и призыв свт. Феофана. В этом — гарантия стабильности государства, его развития, движения вперед, основа единства государства и Церкви: «Нельзя достигнуть совершенства в познаниях, не содержа св. исповедания,

40 Никитенко А. В. Дневник: В 3 т. / Подгот. текста, вступ. ст. и примеч. И. Я. Айзенштока. М., 1955-1956. Т. 2: 1858-1865. С. 27.

41 Слова Санкт-Петербургской духовной академии ректора архимандрита Феофана. С. 30.

42 Там же. С. 31.

43 Там же.

44 Там же. С. 34-35.

45 См.: Там же. С. 32-38.

нельзя достигнуть совершенства жизни без исполнения заповедей, нельзя уврачевать немощи свои без содействия святых таинств и подчинения всему чину освятитель-ных молитвований Церкви»46.

Эта мысль последовательно проводится свт. Феофаном во всех его творениях. Лекции, которые свт. Феофан читал в Санкт-Петербургской академии, впоследствии вошли в третий и четвертый выпуск «Писем о христианской жизни» (1860), а также в их краткую редакцию — отдельную книгу «Начертание христианского нравоучения» (1891). В труде «Начертание христианского нравоучения» свт. Феофан определяет цель развития общества как движение ко Христу, по пути исполнения христианских заповедей: «Цель общества — весть человека к цели; цель человека — в Боге, к Богу же идти можно только так, как Он указывает во святой вере. Следовательно, духом общества должна быть единая истинная вера»47.

Более структурированно вопросы церковно-государственных отношений сформулированы свт. Феофаном в «Слове в день восшествия на престол Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича», сказанном в день четвертой годовщины 19 февраля 1859 г. в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга.

Используя метод подобия, свт. Феофан говорит о том, что государственное устройство, как и человеческое естество, имеет сходное строение: «Общество, или государство, в составе своем есть то же, что человек»48. Состав человеческой природы святитель рассматривает как трихотомист, выделяя дух, душу и тело. В соответствии с этими взглядами в структуре государственного устройства он выделяет телесную (или материальную) и духовную стороны: «Как человек имеет духовную и телесную сторону, так есть своя духовная и вещественная сторона и в жизни государственной. У человека — дух знает Бога, боится Его, старается угождать Ему, ревнует о спасении души и готовится к вечности, тело требует пищи, одежды, жилища, довольства, выгодного положения вовне и проч. В государстве духовную сторону составляет св. вера со всеми своими спасительными действиями и учреждениями, вещественную — все способы внешнего благосостояния: земледелие, промышленность, искусства и проч.»49.

Как отмечает свт. Феофан в начале слова, и государь император, и все государственные институты пекутся о благоденствии народа и государства.

Используя принцип подобия, можно сказать, что как для правильного и полноценного развития человека необходимо гармоничное развитие всех его частей — духа, души и тела, так и в государстве необходимо развитие как материальной, так и духовной стороны: «Как у человека, когда он заботится исключительно только о теле и телесном, слабеет и гаснет дух: так и в государстве, если вся забота обращена только на одно внешнее, вещественное, вера неизбежно слабеет, умаляется и наконец совсем исчезает»50.

Важным принципом любой структуры является иерархичность, — как дух человека довлеет над плотью, так и в государственном устроении также должен быть подобный порядок. Этот порядок святитель называет законом, образцом, нормой развития государства: «Как у человека главная забота должна быть обращена на духовную жизнь, а под ограничениями с ее стороны уже и на телесную, — так и в государстве выше всего должна стоять св. вера, а все другое должно подчиняться ей и ею управляться. Это закон или образец (норма) правильного развития стихий жизни человека и народа!»51

Как уже сказано, в период ректорства свт. Феофана Санкт-Петербургская духовная академия, основанная в 1809 г., 17 февраля 1859 г. отмечала свой пятидесятилетний

46 См.: Там же. С. 42.

47 Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 1998. С. 361.

48 Слова Санкт-Петербургской духовной академии ректора архимандрита Феофана. С. 52.

49 Там же.

50 Там же. С. 53.

51 Там же. С. 52-53.

юбилей. Проф. Иларион Алексеевич Чистович (1828-1893), автор «Истории Санкт-Петербургской духовной академии»52, выступил на торжественном заседании с докладом «Обозрение пятидесятилетнего существования Санкт-Петербургской духовной академии»53. Проф. В. Н. Карпов в своем докладе дал характеристику академии не только как богословской, но и как научной школы54.

Архим. Феофан в своем слове указал на особенности развития духовной школы, отметил духовные проблемы современного общества в России, влияющие на молодые умы, и призвал пастырей к активному проповедованию как орудию борьбы с различными заблуждениями.

Современное время святитель определил как «время какого-то брожения, похожего на разложение (химическое) стихий в вещественном мире»55, когда в разных сферах деятельности появляется множество «новизн», которыми хвалятся и восторгаются. В слове снова прозвучала тема прогресса, столь характерная для эпохи. И если для человеческих учений стремление к изменению и развитию является естественным процессом для познания истины, то в области веры, как пишет святитель, «для нас и истины, и пути к истине определены однажды навсегда. Мы обладаем истиною, и весь труд у нас обращается на усвоение, а не на открытие ее»56.

Существует несколько векторов развития, постижения истины: «вперед, впе-ред!»57 — для человеческого познания и человеческих учений и «стойте... не-подвижни пребывайте»*, — для познания божественных истин. Многие обвиняют Церковь в «застое», не понимая особенности ее развития и движения — это «расширение, — но не в области истины, а в области обладаемых истиною и покорных ей. Наш долг всякому новому поколению среди нас сообщать и внушать истину Божию, народы, не ведущие ее, просвещать проповедию о ней, паче же всего хранить неприкосновенною истину Божию в сердцах всех, находящихся в ограде Церкви Божией»59.

Прием противопоставления: «застой» — «прогресс», — может быть истолкован в двух сферах — в земной и божественной. И если для земных наук застой, неизменяемость являются пагубой, то для божественных предметов действуют совсем другие законы. Традиционность и преемственность, знание истины и расширительное развитие составляют особенность Православной Церкви, ее стержень. Это тот небесный порядок, который не может быть нарушен. «Прибавлениями, изменениями, развитием могут хвалиться другие общества христианские, отпадшие от единения с истинною Церковию Божиею»60. По этому пути пошла Европа, которая «сильно страдает лжеверием, неверием и индифферентизмом»61.

Два способа искажения истины являются самыми распространенными в Европе: папизм и вольномыслие, которые только на первый взгляд кажутся противоположностями, а на самом деле соотносятся друг с другом как «отец и исчадие его»62.

Святитель обращается к будущим пастырям, которым вверено «дело хранения и распространения истины Божией на земле, силою слова, немолчно проповедуемого», с «призывом к усиленной деятельности» — чрез проповедь, ибо у нас одно это

орудие»63.

52 Чистович И.А. История Санкт-Петербургской духовной академии. СПб.: Тип. Я. Трея, 1857. Исследование удостоено Академией наук Демидовской премии.

53 Опубликовано: Пятидесятилетие С.-Петербургской духовной академии. 17 февр. 1859 г. СПб.: Тип. Г. Трусова, 1859. С. 3-23.

54 См.: Там же. С. 35-46.

55 Слова Санкт-Петербургской духовной академии ректора архимандрита Феофана. С. 24.

56 Там же. С. 21.

57 Там же. С. 24.

58 Там же.

59 Там же. С. 22.

60 Там же. С. 18.

61 Там же. С. 23.

62 Там же.

63 Там же. С. 27.

Эта гражданская позиция характерная для всего наследия святителя проявляется в постоянном призыве к церковным пастырям и всем христианам не быть теплохладными, равнодушными, но посильно оказывать противодействие распространяющемуся неверию: «Пусть никто не оговаривается: что я как частный человек могу сделать? Ничего особенного не требуется. Будь только всякий истинным сыном Церкви, образуй себя по духу ее, — и ничто противное сему духу не водворится среди нас...»64

Таким образом, свт. Феофан призывал к хранению святой православной веры, указывая на нее, как на охранителя от всего зловредного и указателя всего благотворного. Это являлось основой государственной идеи свт. Феофана, тем фундаментом, на котором, по его убеждению, должно основываться и развиваться государство. Неизменное хранение истины, учения св. апостолов в Православной Церкви противопоставлялось святителем «новинам», многочисленным изменениям и искажениям в Католической церкви. Тема прогресса и развития, характерная для середины XIX в., толковалась свт. Феофаном в духе святоотеческой традиции: неизменность и твердое хранение истинности учения Церкви и динамичное развитие наук как средства поступательной эволюции земных знаний. Во время ректорства в Санкт-Петербургской духовной академии складывается целостное учение святого о структуре государственного устройства, в составе которого он выделяет телесную (или материальную) и духовную стороны. По замечанию прот. Георгия Флоровского, в мировоззрениии свт. Феофана была «какая-то вселенская смелость, большая духовная свобода и гибкость»65, что способствовало формированию его богословской системы в эпоху Великих реформ, в эпоху ожидания значительных изменений в общественной и церковной жизни.

Источники и литература

1. Высочайший Манифест Государя Императора Александра Николаевича о всемилостивейшем даровании народу милостей и облегчений. СПб.: Печатан при Сенате, 1855. 5 с.

2. Гейрот А. Ф. Описание Восточной войны 1853-1856 гг. СПб.: Тип. Эдуарда Гоппе, 1872. 544, VIII с.

3. Георгий Флоровский, прот. Пути русского богословия. Париж, YMKA-PRESS, 1983. 600 с.

4. Де-Пуле М Ф. Нигилизм как патологическое явление русской жизни. М.: Унив. тип., 1881. 53 с.

5. Каширина В. В. Духовные основы государства в системе взглядов святителя Феофана Затворника // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2020. № 4 (13). С. 14-26.

6. Летопись жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского: В 5 т. Т. 1. М., 2016. 926 с.

7. Никитенко А. В. Дневник: В 3 т. / Подгот. текста, вступ. ст. и примеч. И. Я. Айзеншто-ка. М., 1955-1956.

8. Папков А.А. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя (1855-1870). СПб.: Тип. А. П. Лопухина, 1902. IV, 184 с.

9. Пятидесятилетие С.-Петербургской духовной академии. 17 февр. 1859 г. СПб.: Тип. Г. Трусова, 1859. 46 с.

10. Филарет, митр. Московский, свт. Письма к преподобному Антонию, наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры (1831-1867): В 3 ч. / Предисл., комм. И.Ю. Смирнова. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2007. С. 67.

11. Слова Санкт-Петербургской духовной академии ректора архимандрита Феофана. СПб., 1859. II, 327 с.

64 Там же. С. 200-201.

65 Георгий Флоровский, прот. Пути русского богословия. С. 395.

12. Татищев С. С. Император Александр II, его жизнь и царствование: В 2 т. СПб.: А. С. Суворин, 1903.

13. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 1998. 520 с.

14. Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла к Ефесянам. М.: Правило веры, 2004. 644 с.

15. <Феофан (Говоров), архим.> Письма о христианской жизни: В 4ч. СПб., 1860.

16. <Феофан (Говоров), архим.> Предостережение от увлечения духом настоящего времени. СПб.: Тип. Ю. Штауфа, 1858. 82 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.