Научная статья на тему 'Святилище нимф (Нимфей) в Аполлонии в Эпире'

Святилище нимф (Нимфей) в Аполлонии в Эпире Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
169
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Эпир / святилище / Аполлония / нимфа / божество. / Epirus / sanctuary / Apollonia / nymph / deity

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Казаров Саркис Суренович

Представленная статья, посвященная, святилищу нимф (Нимфею) в Аполлонии в Эпире, никогда не была предметом исследования отечественных антиковедов. Разнообразная и богатая природа Эпира, области на северо-западе Греции, изобилующая непроходимыми горами, бьющими из-под земли источниками, загадочными пещерами, казалась грекам таинственной и загадочной. Не случайно уже в глубокой древности здесь возникло около десятка различных святилищ и оракулов, посвященных различным персонажам древнегреческого пантеона – Зевсу, Дионе, Аполлону, Асклепию и т.д., самым известным из которых было святилище Зевса в Додоне. Не был исключением в этом смысле и основанный коринфянами город Аполлония, где существовало святилище нимф, известное как Нимфей. Культ нимф был широко распространен как в самой Древней Греции, так и в основанных её жителями колониях, ярким примером чего является город Нимфей, расположенный недалеко от Пантикапея. Культ нимф олицетворял не только разнообразные силы природы, но представлял собой некое женское начало. Согласно новейшим археологическим исследованиям доказано, что святилище находилось внутри городских стен. Одним из достоверных фактов, свидетельствующих о функционировании святилища, являлись Нимфейские игры, в которых участвовали атлеты из всей Греции и победа в которых считалась значимой и почетной. Не имея значения политического центра, свое религиозное значение святилище Нимф сохраняло даже в период господства Римской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SANCTUARY OF NYMPHS (NYMPHEUM) IN APOLLONIA IN EPIRUS

The presented article, dedicated to the sanctuary of the nymphs (Nymphaeum) in Apollonia in Epirus, has never been the subject of research by domestic scientists The diverse and rich nature of Epirus, an area in northwestern Greece, teeming with impassable mountains, spurting springs from underground, mysterious caves, seemed mysterious to the Greeks . It is no accident that already in antiquity about a dozen different sanctuaries and oracles arose here dedicated to various characters of the ancient Greek pantheon – Zeus, Dion, Apollon, Asclepius, etc., the most famous of which was the sanctuary of Zeus in Dodona. The city of Apollonia, founded by the Corinthians, was not an exception in this sense, where there was a sanctuary of nymphs known as Nymphaeum. The cult of nymphs was widespread both in Ancient Greece itself and in the colonies founded by its inhabitants, a striking example of which is the city of Nymphaeum, located near Panticapaeum. The cult of nymphs personified not only the diverse forces of nature, but represented a certain feminine principle. According to the latest archaeological research, it was proved that the sanctuary was inside the city walls. One of the reliable facts testifying to the functioning of the sanctuary was the Nymphaeum games, in which athletes from all over Greece participated and the victory in which was considered significant and honorable. Without the importance of a political center, the nymph sanctuary retained its religious significance even during the reign of the Roman Empire.

Текст научной работы на тему «Святилище нимф (Нимфей) в Аполлонии в Эпире»

ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 94(3)

С. С.Казаров

СВЯТИЛИЩЕ НИМФ (НИМФЕЙ) В АПОЛЛОНИИ В ЭПИРЕ

Представленная статья, посвященная, святилищу нимф (Нимфею) в Аполлонии в Эпире, никогда не была предметом исследования отечественных антиковедов. Разнообразная и богатая природа Эпира, области на северо-западе Греции, изобилующая непроходимыми горами, бьющими из-под земли источниками, загадочными пещерами, казалась грекам таинственной и загадочной. Не случайно уже в глубокой древности здесь возникло около десятка различных святилищ и оракулов, посвященных различным персонажам древнегреческого пантеона - Зевсу, Дионе, Аполлону, Асклепию и т.д., самым известным из которых было святилище Зевса в Додоне. Не был исключением в этом смысле и основанный коринфянами город Аполлония, где существовало святилище нимф, известное как Нимфей. Культ нимф был широко распространен как в самой

Древней Греции, так и в основанных её жителями колониях, ярким примером чего является город Нимфей, расположенный недалеко от Пантикапея. Культ нимф олицетворял не только разнообразные силы природы, но представлял собой некое женское начало. Согласно новейшим археологическим исследованиям доказано, что святилище находилось внутри городских стен. Одним из достоверных фактов, свидетельствующих о функционировании святилища, являлись Нимфейские игры, в которых участвовали атлеты из всей Греции и победа в которых считалась значимой и почетной. Не имея значения политического центра, свое религиозное значение святилище Нимф сохраняло даже в период господства Римской империи.

Ключевые слова: Эпир, святилище, Аполлония, нимфа, божество.

Sergey Kazarov

THE SANCTUARY OF NYMPHS (NYMPHEUM) IN APOLLONIA IN EPIRUS

The presented article, dedicated to the sanctuary of the nymphs (Nymphaeum) in Apollonia in Epirus, has never been the subject of research by domestic scientists The diverse and rich nature of Epirus, an area in northwestern Greece, teeming with impassable mountains, spurting springs from underground, mysterious caves, seemed mysterious to the Greeks . It is no accident that already in antiquity about a dozen different sanctuaries and oracles arose here dedicated to various characters of the ancient Greek pantheon - Zeus, Dion, Apollon, Asclepius, etc., the most famous of which was the sanctuary of Zeus in Dodo-na. The city of Apollonia, founded by the Corinthians, was not an exception in this sense, where there was a sanctuary of nymphs known as Nymphaeum. The cult of nymphs was

widespread both in Ancient Greece itself and in the colonies founded by its inhabitants, a striking example of which is the city of Nymphaeum, located near Panticapaeum. The cult of nymphs personified not only the diverse forces of nature, but represented a certain feminine principle. According to the latest archaeological research, it was proved that the sanctuary was inside the city walls. One of the reliable facts testifying to the functioning of the sanctuary was the Nymphaeum games, in which athletes from all over Greece participated and the victory in which was considered significant and honorable. Without the importance of a political center, the nymph sanctuary retained its religious significance even during the reign of the Roman Empire.

Кeу words: Epirus, sanctuary, Apollonia, nymph, deity.

Как мы уже пытались показать в ряде своих статей, территория Эпира, суровой и горной области на севере Греции, ввиду особенности и причудливости своего ландшафта была прибежищем различного рода святилищ и оракулов. Как справедливо отметил Р Бьюмонт, горы, реки и долины северо-запада Греции уже сами по себе являлись безмолвными источниками божественного присутствия [2, р. 61-62]. Помимо общегреческого святилища с оракулом Зевса в Додоне, здесь располагались и святилище Асклепия в Буфроте, и оракул мертвых на Ахеронте, и святилище Афины Паллады в Хаонии, и ещё одно святилище Зевса, но уже в молосском Пассароне и т.д. [8, s. 158, 164, 170, 172].

Определенное место в ряду этих святилищ занимало святилище нимф - Нимфей (лат. Nympheum), возле Аполлонии, небольшого города на территории Эпира. Наличие святилищ, посвященных таким авторитетным олимпийцам, как Зевс, Афина или Асклепий не кажется нам удивительным, но вот существование святилища нимф в Эпире на первый взгляд не может не удивлять. Разнообразная природа Эпира неизбежно привела к её обожествлению, отражением которой и стало поклонение нимфам - второстепенным божествам, обитающим не на высоком Олимпе, а в тени лесов (нимфы-дриады), у журчащих ручьев с прохладной водой, способной утолить жажду уставшего путника (нимфы-наяды), нимф,

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

обитательниц горных пустынь (нимфы-дриады), олицетворяющих «ласковые морские волны» нимфы-нереиды. Как справедливо отмечал Ф. Ф. Зелинский, «....древний эллин чувствовал и видел бога. в желтеющей ниве, в душистой роще, в наливающейся благодати плодового сада Он кружал себя и свою человеческую жизнь целым сонмом природных божеств, то ласковых, то грозных, но всегда участливых» [1, с. 40-41].

Надо сказать, что культ Нимфы был весьма популярен на всей территории Древней Греции. Наиболее известным нам является основанное в VI в. до н.э. посвященное Деметре святилище нимф, получившее название Нимфей и находившееся в 17 км от Пантикапея и из которого, по-видимому, затем возникло городское поселение, имевшее черты полиса. Страбон описывает его как город с «прекрасной гаванью» (Strab. VII. 4.4). В Аркадии, области на Юге Греции, находилась целая область, получившая название Ним-фада. Как указывает Павсаний, она была богата «проточными водами», а также имела богатую растительность (Paus. VIII. 34.3). Таким образом, и здесь культ нимф находился в тесной связи с разнообразной и живописной природой региона.

Ещё одно известное культовое место Древней Греции располагалось недалеко от дороги из Си-киона во Флиунт. Здесь недалеко от храма Геры Простасии и Коры находилась особая священная территория, где свои праздники отмечали исключительно женщины. В Нимфейоне находились статуи Диониса, Деметры и Коры (Paus. II. 11.3). Данный пассаж Павсания, как нам кажется, позволяет сделать ещё одно важное предположение: культ нимф являлся олицетворением некого женского начала в древнегреческой религии и мифологии.

Даже в Малой Азии, в Сирии между устьем реки Оронт и Касием находилась священная гора Нимфей (Strab. XVI. 2.9).

Прежде всего, хотелось бы кратко обобщить все сведения, которые известны нам об Аполлонии. Подобно большинству колоний, расположенных на территории Эпира, она была основана коринфянами. Когда в этот район прибыла группа коринфян в 200 человек под руководством некого Гилакса, данная территория была местом проживания иллирийцев. Тем не менее, колония здесь была основана, и в правление тирана Периандра получила временное названия Гилаксея (Steph. Byz. v. Apollonia). Хотя известный афинский историк Фукидид причисляет её к колониям коринфян (Thuc. I. 26.2), некоторое число жителей Керкиры также приняли участие в её основании. Впоследствии поселение получила название Аполлония по имени Аполлона, бога-покровителя её основателей (Plin. N.H. III. 145; Strab. VII. 5.8; Paus. V. 22.3). Подобно большинству коринфских колоний Аполлония сохраняла верность и преданность своей метрополии, однако можно предположить, что со временем их общие интересы и связи начали постепенно утрачиваться. Связи Коринфа с его колонией Аполлонией, скорее всего, прерва-

лись в к. V в. до н.э. Тем не менее, в двух небольших конфликтах с участием коринфян жители Аполлонии выступили именно на их стороне. Когда Коринф и Аполллония совместно покоряли область Трония и Абантиды, они, по всей вероятности, пытались обезопасить сухопутный маршрут, который коринфяне использовали в 435 г. до н.э.

Некоторый интерес представляют и обнаруженные около Аполлонии памятники материальной культуры. Однако они не столь многочисленны. Во-первых, это обнаруженный на территории Аполлонии надгробный камень, датируемый второй половиной VI в. до н.э., а также остатки импортируемой из Коринфа керамики. Нередки здесь и остатки аттической краснофигурной и чернофигурной керамики.

Короткие и отрывочные сведения о самом святилище нимф - Нимфее в Аполлонии, мы находим и у античных авторов, - как греческих, так и римских. Все они демонстрируют по отношению к святилищу уважительное и даже почтительное отношение.

Впервые это культовое место упоминается Аристотелем и особенно часто - авторами эпохи Римской республики, точно также, как и авторами, писавшими в Римскую императорскую эпоху (Arist. mir. 127; Strab. VII. 36.8; 42,49,10; Plin. Nat.hist. 3, 26 (145); Plut. Sull. XXVII. 1; Dio. Cass. 41.45.3).

Не менее важен вопрос о локализации святилища и примерной датировке его основания. Аполлония была основана примерно в 600 г. до н.э. в южной Иллирии в области местного племени Тавлантиев возле современной гавани Поджьяни. Противоречивость источников не позволяет нам дать однозначный ответ на вопрос, была ли она исключительно коринфской колонией или же была основана совместно Коринфом и островом Керкирой. В качестве коринфской колонии её упоминают Фукидид (I.26.2), Плиний (Plin. Nat. hist. 3. 26 (145), Плутарх (Plut. Mor. 552 Е-F), Дион Кассий (Cass. Dio X, 42; 41, 45, 1), Стефан Византиийский (Steph. Byz. Apollonia и Gulakeia). О том, что Аполлония была совместной колонией Коринфа и Керкиры, указывают Псевдо-Скимн (Ps.-Skymn. 439-440), Страбон (Strab. VII. 5.8) и Павсаний (Paus. V. 22.4). Исследования не могут дать более ясного ответа на вопрос, в какой мере эти противоречивые общие основания дают более или менее ясный ответ на вопрос о влиянии эллинов Средней или Южной Греции на Севере Греции в V в. до н.э. При царе Пирре, который проводил активную политику объединения страны под своей властью, город был включен в Союз эпиротов [4, p.77, 79: «Apollonia est le port naturel de la partie septentrionale de l'Epire, tout comme Ambracie joue ce role pour les regions meridionales. Que le souverain eacide ait accorde un statut particuculier a la grande cite portuaire, c'est tres vraisemblable»]. Однако затем уже во второй половине III в. до н.э. город вышел из состава союза, а в 229 г. из-за иллирийских набегов добровольно перешел под протекторат Рима.

ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

На основе упоминаний античных авторов о святилище в Нимфее нельзя сделать заключение о ясной локализации Аполлонии [7, p. 377-379; 9, p. 108; 6, p. 231-234). Хотя открытые в Аполлонии архитектонические остатки относятся к IV-III вв. до н.э., некоторые из них были идентифицированы как Нимфей. Хотя античные авторы практически не упоминают внутреннюю структуре Нимфея, местоположение святилища внутри городских стен современными авторами выводится в качестве основополагающего вывода.

Сохранившиеся пассажи, упоминающие Нимфей, в общем виде представляют из себя следующую картину:

Arist. mir. 127. (842 в 11):

'Ev Se АттоАХолло. tt¡ TTXrjoLoy KeLp.év"n Tfjo

Liv. 42, 36, 8: ad Nymphaeum in agro Apolloniati

Liv. 42, 49, 10: ad Nymphaum in Apolloniatium agro (C. 180).

Strab VII. 5.8:

'v Se Tri x^pci Tójy АттоХХоиатыу KoAeLToi

Plin. Nat, hist. 3, 26: Apollonia ....cuius in finibus celebre Nymphaeum accolunt barbari Amantes et Builliones

Cass.Dio. 41,45,2-3:

üp ттоХи Tipos тй Aóioj ттотацй ávaSÍботах...

.МщфаГоу оусраСетах

Plut. Sulla 27,1:

' AnoXXama...K:ai TTpos airrri то Мщфаюу,

, LfpŒ TÓ7TOS

Ampellius 8,1: Apolloniae ad Amantiam milia passus quinque in monte Nymphaeo, ubi ignis est et de terra flammma.

По мнению H. Мустакиса, упоминаемые латинские понятия ager, finis и греческое хшра ясно означают, что Нимфей следует искать не вне территории Аполлонии, а внутри городских стен [8, s. 181].

Относительно локализация Нимфея существует обоснованное мнение, что святилище находилось около современного местечка Селеница. Подобной позиции придерживаются английский путешественник В. Лик [7, p. 377-379]; итальянский археолог, профессор Л. Уголини [9, p. 108] и английский историк и археолог Н. Хэммонд [6, p. 231-234]. Это предположение может показаться убедительным, поскольку месторождение битума, располагающиеся у поселения Селеницы, достаточно хорошо описано античными авторами в качестве примера природного феномена, находившегося поблизости от Нимфея (см.: Arist. mir. 127; Strab. VII. 5.8; Plut. Sulla. 27; Ampellius. VIII. 1).

Не менее важен вопрос о зоне влияния и определение значимости святилища.

Приведенные выше тексты указывают на значение культовых мест Аполлонии, Аманции и Биллиса (или Биллиак). Аманция с древними развалинами была идентифицирована у местечка Плокё. Гавань V в. до н.э. была укреплена и достроена во второй половине III в. до н.э., укрепления которой достигали 20 м в высоту, а стены достигли в длину приблизительно 2100 м. Греческий историк Н. Мустакис предполагает, что Аманция была заменена в качестве прибрежного города вместо разрушенного Трония в качестве главного порта жителей региона [8, s. 182]. Аманция вероятно при Пирре стала членом симмахии эпиротов, выйдя между 268-232 гг. из этой симмахии. По мнению же П. Кабанеса, такие соседние регионы, как Паравея, Тимфея и Атинтания, по крайней мере, до 230 г. до н.э. были в составе Эпира и говорит о стабилизации границ государства на юге вплоть до восхождения на престол Эпира Александра II [4, р. 80].

Находящий неподалеку городок Биллис (Бил-лиак) с древними остатками укреплений современными исследователями идентифицируется с современным Градишти. В середине IV в. до н.э. территория размером в 30 га была хорошо укреплена. Политически значимо, что Биллис (Биллиак) при Пирре, вероятно, был присоединен к симмахии эпиротов. Город выдвинулся в III в. до н.э. в качестве центра Союза (Койнон) Биллионов и выбыл в конце III в. до н.э. из Эпиротского союза. Основанием для этого служит тот факт, что Союз (Койнон) Биллионов упоминается в одной из додонских надписей (SEG 24 (1969), 449), гипотетически датируемой серединой IV в. до н.э. [8, s. 183].

То, что сфера влияния Нимфея распространялась на три вышеназванных города, можно подтвердить посредством сравнения монетных символов (изображениями на аверсе и реверсе) этих городов. Так, употребляемые всеми тремя городами их монетные изображения находятся в тесной связи с Нимфеем. При этом, однако, они имеют некоторые индивидуальные различия, так, что нельзя не заметить, что оба маленьких городка, Аманция и Биллис, опирались на монетные стандарты Аполлонии, так что можно предположить, что Нимфей мог, в силу этого предположения на основе скудных источников, по крайней мере, с IV в. до н.э. являлся культовым местом регионального значения. Очарование места в силу тогдашнего природного феномена и, вероятно, только один функционировавший в это время оракул в регионе, наверняка обеспечивал ему некую привлекательность.

Политические функции этого культового центра, во всяком случае, в силу скудости или, точнее, отсутствия источниковой базы, наверняка не могли быть установлены. Нам, в противоположность мнению Пьера Кабанеса, кажется сомнительным, что на основе двух надписей соответственно III в. до н.э. и II вв. до н.э. с упоминанием некого жреца из Нимфея, едва ли это культовое место может располагаться вне стен города.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Прежде всего, на основании находок - обе надписи найдены на территории Аполлонии, по моему мнению, следует принять, что в обоих упомянутые жрецы из города Аполллония имели отношение к культу нимф. Следовательно, упомянутый Нимфей может быть обнаружен внутри городских стен. При этом допускается версия, что Нимфея было два: один располагался внутри стен города, другая его часть - за таковыми (обоснование подобной версии мы предпримем ниже). В самом городе Аполлонии существовал культ Нимфы, но этот культ не был связан с соседней сельской округой, поэтому мнение, что святилище выполняло какие-либо важные политические функции, едва ли может считаться корректным. К тому же эпиграфических доказательств политического значения Нимфея в Аполлонии на сегодняшний день не существует. Но описание античных авторов указывают на то, что роль Нимфея заключалась в установлении и сохранении идентификационных маркеров для региона, в котором располагались Аполлония, Аманция и Биллис.

Важнейшим событием, позволяющим высветить общегреческое значение эпирского Нимфея, были спортивные состязания, проводившие при святилище, и известные нам исключительно из эпиграфических источников.

Сложно сказать, где проводились эти состязания - внутри или вне городских стен. Во всяком случае, сомнительно то, что нимфейские состязания второй половины II в. до н.э. могли происходить внутри стен города Аполлонии, где располагалось святилище. В качестве одной из

дисциплины, по которым проходили спортивные состязания, являлись скачки, что определенно следует из текста надписи, обнаруженной в Аполлонии [8, s. 185]. Авторитет и значимость Нимфейских игр подтверждается тем, что они привлекали сюда даже атлетов из самых отдаленных уголков Греции. Так, в одной из надписей, посвященной неким победителям с острова Делос, датируемой приблизительно II в. до н.э., среди других многочисленных триумфаторов упоминается атлет, добившийся победы на Нимфей-СКИХ играх В Аполлонии (Жцфша та еу'АттоХАьта). В другом списке из Афин среди добившихся победы на играх ша в Додоне и ряде других состязаний (каких, не удается понять из-за поврежденно-сти текста), упоминается победа и на Нимфейских играх в Аполлонии (Ю 2, 3147). Повторимся, что информация об этих состязаниях становится известной исключительно благодаря раскопками, проводившихся в Нимфее из Аполлонии и давших разнообразный археологический материал. Эти упоминающие победителей надписи, обнаруженные у Селеницы, касались святилища Нимфея и имели, прежде всего, региональное значение для Аполлонии, Аманции и Биллиса.

Таким образом, святилище Нимфей в Эпире ко II в. до н.э. в ряду других святилищ Эпира занимало свое особе место, добавляя пестроту и разнообразие в картину религиозной и мифологической жизни северо-запада Греции.

Об одном можно лишь сожалеть: имеющиеся в нашем распоряжении как нарративные, так и эпиграфические источники оставляют открытым вопрос о религиозной жизни самого святилища.

Источники и литература / References

1. Зелинский Ф. Ф. Эллинская религия. Минск: Экономпресс, 2003. 330 с.

Zelinskij F. F. Ellinskaya religiya (Hellenic religion). Minsk: Econompress publ., 200Э. ЭЭ0 p.

2. Beaumont P. Corinth, Ambrakia, Apollonia II Journal of Hellenic Studies. 1952. P. 62-72.

3. Blawatski W. D. Apollonia et les Illyriens II Actes du VIII-e Congres International des Sciences Prehistoriques et Protohistoriques. Beograd 9-15 septembre 1971. Belgrad, 1971. P. 2Э5-2Э9.

4. Cabanes P. Les modifications territoriales et politiques en Illyrie meridionale et en Epire, au III siècle et dans la premiere moitie du II siècle av.n.ere. II Iliria. No.16. 1986. P. 75-93

5. Cabanes P. Les politarques en Epire et en Illyrie meridionale II Historia, 37. 1988. P. 480-487.

6. Hammond N. G. L. Epirus. The Geography, the Ancient Remains, the History and Topography of Epirus and Adjacent Areas. Oxford: Clarendon Press, 1967. 847 p.

7. Leake W. M. Travels in Northern Greece. Vol. I. London: Rodwell, 18Э5. 486 p.

8. Mustakis N. Heiligtumer als politischen. Untersuchungen zu den multidimensionalen Wirkungsgebieten von polisubergreifenden Heiligtumern im antiken Epirus. Munchen: Herbert Utz Verlag, 2006. 240 p.

9. Ugolini L. Albania Antica. Bd.I. Rome: Societa editrice d'Arte illustrata, 1927. 88 p.

Сведения об авторе

Казаров Саркис Суренович - доктор исторических наук, профессор кафедры археологии и истории Древнего мира Южного федерального университета (Ростов-на-Дону) / ser-kazarov@yandex.ru

Information about the author

Kazarov Sarkis - Doctor of History, Professor, Chair of Archaeology and Ancient History of Institute of History and International Relations, Southern Federal University (Rostov-on-Don) / ser-kazarov@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.