Аннотация. В статье рассматривается история возникновения иконографической традиции изображения царственных страстотерпцев, святой страстотерпицы царицы Александры Фёдоровны. Ключевые слова: царственные страстотерпцы, иконография, новомученики, царица, традиции.
THE HOLY PASSION-BEARER EMPRESS ALEXANDRA FEODOROVNA AND HER IMAGE IN RUSSIAN ICONOGRAPHY
Abstract. The article examines the history of the iconographic tradition of depicting the royal passion-bearers
and the holy passion-bearer Tsarina Alexandra Feodorovna.
Keywords: Royal passion-bearers, iconography, new martyrs, tsarina, traditions.
I вятая страстотерпица Александра Федоровна, последняя императрица рос-1жсийская, была причислена к лику святых на Архиерейском соборе 2000 года, ff согласно решению от 14 августа. Но говорить об Александре Федоровне, не упоминая ее семьи и роли, которая ей была предназначена до мученической кончины, невозможно.
Одновременно с императрицей канонизированы были члены семьи Романовых, которые вошли в Собор новомучеников и исповедников российских как царственные страстотерпцы.
Не останавливаясь подробно на трагических событиях, произошедших в Екатеринбурге в июле 1918 года, мы лишь хотим напомнить, что по приказу большевистского правительства были расстреляны члены царской семьи и люди, сохранившие им верность до конца.
Начало почитанию венценосных страстотерпцев положил св. патриарх Тихон. Во время богослужения 21 июля 1918 года в Казанском соборе в Москве Патриарх Тихон сказал: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович... Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил
СВЯТАЯ СТРАСТОТЕРПИЦА ИМПЕРАТРИЦА АЛЕКСАНДРА ФЁДОРОВНА И ЕЁ ОБРАЗ В РУССКОЙ ИКОНОГРАФИИ
Черепанова Ярослава Ростиславовна,
магистр педагогики, студент отделения иконописи и реставрации Омской духовной семинарии
Cherepanova Yaroslava Rostislavovna,
Master of Pedagogy, student of the Department of Icon Painting and Restoration
Omsk Theological Seminary
№ 2 (13), 2022
его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе» [4].
Патриарх благословил совершать панихиды об убиенном царе, и почитание царской семьи продолжалось на протяжении многих лет в истории России. Говоря о России, мы имеем в виду как православных людей, живущих на территории бывшей Российской империи, ставшей советским государством, так и тех, кто волею судьбы оказался за границей в эмиграции. И это очень важно, с нашей точки зрения, для понимания художественного и иконописного образа Александры Федоровны.
В то время как в Советском Союзе тайно возносили молитвы об упокоении убиенных страдальцев, в среде русской эмиграции необходимости сохранять тайну не было. Довольно быстро стали известны случаи благодатной помощи по таким молитвам. Ко второму Всезаграничному Церковному Собору 1938 г. среди русских в Сербии под влиянием религиозного почитания царственных мучеников как в самом сербском народе, так и среди его высокопоставленных лиц, возник вопрос о канонизации царской семьи [2, с. 54]. В 1936 году в Брюсселе был заложен Храм праведного Иова многострадального Русской Православной Церкви за границей, а в 1950 году освящен в память Николая II [4].
14 ноября 1981 года царская семья была канонизирована в лике мучеников Архиерейским Собором Русской Православной Церкви за границей в составе Собора новомученников российских. В заглавии составленной службы упоминались не только члены царской семьи, но другие лица царского рода, слуги и лица, скончавшиеся вне общения с Православной Церковью [4]. Эта дата важна для нас, так как именно с этого момента начинает свою историю иконография царской семьи. Ко дню канонизации была написана первая, так называемая «костюмированная» икона, названная «Царственные мученики» (рис.1).
Эта икона стала образцом для написания множества схожих икон, с одной стороны. С другой же, вызвала ряд разногласий. На этой иконе изображены члены царской семьи в традиционных царских одеждах, относящихся к более раннему допетровскому периоду. Специалисты отмечали, что, во-первых, образ не во всем соответствует иконописному канону, а во-вторых, подобные старинные одеяния Романовы при жизни никогда не носили.
Смеем не согласиться со вторым утверждением. Известно, что в дореволюционный период традиционно устраивались костюмированные представления - маскарады и спектакли - и для них создавались исторические костюмы. Неоднократно ставилась «Драматическая трилогия» Алексея Константиновича Толстого («Смерть Иоанна Грозного. Царь Федор Иоаннович. Царь Борис») и участие в ней принимали члены царской семьи. Сохранились фотографии, на которых Николай Александрович и Александра Федоровна запечатлены именно в таких костюмах - костюмах царя и царицы (рис. 2, 3).
Так или иначе, эта икона положила начало написанию икон царской семьи в данной иконографической традиции (рис. 4, 5, 6).
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ, ИКОНОПИСЬ, ЭТНОГРАФИЯ
Черепанова Ярослава Ростиславовна «Святая страстотерпица императрица Александра Фёдоровна
и её образ в русской иконографии»
Еще один вариант иконографии связан с прижизненными изображениями членов царской семьи. Портретов и фотографий сохранилось достаточно для того, чтобы запечатлеть образы всех Романовых. И они нашли свое признание среди сторонников изображения, близкого к реальному (рис. 7, 8, 9).
До сих пор мы говорили о страстотерпцах, подразумевая всех членов царской семьи. Они были настолько единомысленны, что всей семьей заботились о своем народе и при жизни были готовы пожертвовать собой для России. Господь пророчески явил на такой высоте образ православной семьи накануне крушения семьи и государства [3, с. 18]. Безусловно, обе сложившиеся иконографические традиции имеют место быть и для изображения Александры Федоровны. И опять нам хотелось бы рассмотреть личность последней императрицы, так как считаем это необходимым для понимания глубины ее образа.
Александра Федоровна, выйдя замуж за цесаревича Николая Александровича в 1896 году и приняв православие, приняла вместе с ним и любовь к России, которую стала почитать своею родиной, а к народу русскому стала относиться по-матерински. Она полностью посвятила себя семье, России, а вместе с тем углублялось ее православное благочестие. Она особенно почитала Пресвятую Богородицу, любила молиться пред Казанской иконой Божьей Матери. Частенько приходила между службами в собор, где хранилась икона и, преклоняя колени, молилась никем не узнанная. Для уединенной молитвы устроила небольшую часовенку без окон около своей комнаты, с особым вниманием относилась к вечерним молитвам детей перед сном. Царская семья неуклонно посещала Божественную Литургию по воскресным дням и Великим Постам. С первых дней своего вступления в брак Александра Федоровна поддерживала теплые отношения с Иоанном Кронштадтским, а после его смерти с архимандритом Феофаном (царским духовником). У них она поучалась молитве, внутреннему деланию и познаванию воли Божьей [1, с. 32-33]. Эта вера не оставляла ее в дни испытаний, когда болел ее сын - наследник престола, во время революционных волнений и отречения от престола Николая Александровича, и, конечно, в самом тяжком испытании - ссылке и содержании под стражей. Свидетели отмечали, что дети и сам Николай Александрович выглядели растерянными в последние дни своей жизни и «как бы подавленными». Одна Александра Федоровна был спокойна и «озарена светом, исходящим изнутри» [2, с. 50-51]. Именно благодаря ее духовной стойкости вся семья и близкие им люди смогли перенести тяготы заключения и сохранить любовь и веру до конца (рис. 10,11,12,13).
До трагических событий, прервавших ее жизнь, Александра Федоровна была настоящей подвижницей, благотворительницей. На нескольких иконах она изображается вместе со своей сестрой Елизаветой Федоровной (св. Елизаветой) (рис. 14). Во время голода 1898 года она пожертвовала 50 тыс. рублей из своего частного фонда для голодающих в деревне, что составляло восьмую часть годового фамильного дохода. И это помимо текущих расходов на благотворительные нужды. Будучи прекрасной женой и матерью, она особо сочувствовала тем, кто лишен радостей семейной жизни. По инициативе императрицы были созданы ортопедические клиники для больных детей, дома малюток и школы для сиделок. Многочисленны изображения царицы со своими детьми, в окружении дочерей, сына и супруга Николая Александровича (рис. 15, 16, 17).
№ 2 (13), 2022
В Санкт-Петербурге ею была основана Школа народного искусства, направленная на возрождение вымирающих крестьянских ремесел, где молодые крестьянки и монахини, приезжающие со всей России, проходили двухгодичный курс обучения народному рукоделию и изобразительному искусству. По окончании обучения женщины, возвращаясь в свои села, становились местными наставницами [1, с. 32-33]. Немка по рождению, англичанка по воспитанию, она стала настоящей русской царицей - помощницей мужу в делах благотворительности и заботы о подданных государства. На иконах она изображена и в традиционных русских одеждах, как истинная русская царица - хранительница традиций (рис. 18, 20). Ив парадной горностаевой мантии - как супруга самодержца российского, олицетворяющего собой помазанника божия (рис. 12, 19, 21).
Особой заслугой Александры Федоровны была деятельность в роли сестры милосердия в период Первой мировой войны. В то время многие благородные дамы Европы, в том числе представительницы правящих династий, предоставляли свои апартаменты для госпиталей или жертвовали денежные средства пострадавшим от войны. Деятельность же Александры Федоровны, включая в себя и это, пошла гораздо дальше. Вместе со своим дочерями она работала сестрой милосердия. Трудилась в операционной, ассистируя при операциях, делала перевязки, ухаживала за больными [1, с. 42-43]. По свидетельству современников, с начала войны государыне-императрице и великим княжнам не было пошито ни одного нового платья, кроме формы сестер милосердия. На иконе, приведенной ниже, Александра Федоровна запечатлена в такой форме (рис. 22). И на еще одной сделана запись на английском языке «Saint Alexandra tsarisa and Sistero fmercy» - «Святая Александра царица и сестра милосердия» (рис. 23).
В заключение нашего сообщения, хотелось бы отметить, что императрица заслужила любовь народа еще при жизни, хотя и были критики, которые не щадили заграничную принцессу. Но время все расставляет по местам - добродетельная жизнь становится основанием для канонизации. Царственные страстотерпцы почитаются верующими еще и как покровители семьи и брака. Память святых страстотерпцев императора Николая II, императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии, Анастасии совершается в день их убийства - 17 июля по новому стилю (4 июля по старому). Также, 7 февраля по новому стилю (25 января по старому) Русская Православная Церковь поминает их в сонме новомученников и исповедников российских.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Святая страстотерпица царица мученица Александра. Жизнеописание составлено по воспоминаниям верноподданных, близких и очевидцев. - СПб. - Невская жемчужина. - 2009. - 63 с.
2. Государь император Николай II и его семья. - М. - Правила веры. - Новая книга. - 1993. - 63 с.
3. Протоиерей Александр Шаргунов. - О значении канонизации царственных мучеников. - М. - Новая книга. - 1995. - 32 с.
4. Ш1:Шр$:/^геуо-1пЬ.ги/агйс1е$/26278.№т1 (дата обращения 10.02.2022).
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ, ИКОНОПИСЬ, ЭТНОГРАФИЯ
Черепанова Ярослава Ростиславовна «Святая страстотерпица императрица Александра Фёдоровна и её образ в русской иконографии»
Рис. 1. Царственные мученики. Первая «костюмированная» икона, написанная в РПЦЗ к дню канонизации (1981 г.)
Черепанова Ярослава Ростиславовна «Святая страстотерпица императрица Александра Фёдоровна и её образ в русской иконографии»
Рис. 4. Икона святых Царственных мучеников
Рис. 5. Икона святых Царственных Рис. 6. Икона страстотерпцев
страстотерпцев Романовых
№ПЕ
омской православной духовной семинарии
Рис. 7. Святые Царственные страстотерпцы
Рис. 8. Икона страстотерпцев Романовых
Рис. 9. Святые Царственные страстотерпцы
№ 2 (13), 2022
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ, ИКОНОПИСЬ, ЭТНОГРАФИЯ
Черепанова Ярослава Ростиславовна «Святая страстотерпица императрица Александра Фёдоровна и её образ в русской иконографии»
Рис. 10. Святая Александра Федоровна Романова
Рис. 11. Александра Федоровна. Фотография
Рис. 12. Святая царица Александра Романова
Рис. 13. Святая страстотерпица царица Александра Романова
р ^^ О р ^^ /ууч о ^^ О /»уж р ^^ /ууч о ^^ р /у;
^^ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ, ИКОНОПИСЬ, ЭТНОГРАФИЯ
Черепанова Ярослава Ростиславовна «Святая страстотерпица императрица Александра Фёдоровна и её образ в русской иконографии»
Рис. 15. Святые царственные страстотерпцы
Рис. 16. Царственные страстотерпцы Рис. 17. Страстотерпцы
царственная семья
Черепанова Ярослава Ростиславовна «Святая страстотерпица императрица Александра Фёдоровна и её образ в русской иконографии»
Рис. 20. Св. царь Николай и царица Александра
Рис. 21. Страстотерпцы царь Николай и царица Александра
Черепанова Ярослава Ростиславовна «Святая страстотерпица императрица Александра Фёдоровна и её образ в русской иконографии»
Рис. 22. Святая царица Александра
Рис. 23. Святая Александра царица и сестра милосердия