Научная статья на тему 'СВЯЩЕННЫЕ ЗЕМЛИ АТТИКИ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ПЕЛОПОННЕССКОЙ ВОЙНЫ В V-IV ВВ. ДО Н. Э.: ПО МАТЕРИАЛУ ЭПИГРАФИКИ'

СВЯЩЕННЫЕ ЗЕМЛИ АТТИКИ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ПЕЛОПОННЕССКОЙ ВОЙНЫ В V-IV ВВ. ДО Н. Э.: ПО МАТЕРИАЛУ ЭПИГРАФИКИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
105
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТТИКА / ПОЛИС / СВЯЩЕННАЯ ЗЕМЛЯ / АРЕНДАТОР / АРЕНДА / ДОГОВОР / ПРОБЛЕМА / ВОЙНА / ATTICA / POLIS / SACRED LAND / TENANT / LEASE / CONTRACT / ISSUE / WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Булычева Е.В.

Статья посвяшена проблеме влияния Пелопоннесской войны на состояние священных земель (теменосов) в Аттике в конце VIV в. до н. э. Пелопоннесская война - конфликт между двумя крупнейшими греческими полисами - Афинами и Спартой, безусловно, привела к большим проблемам, связанным с эксплуатацией сельскохозяйственных угодий. Прежде всего, военные действия затронули земельные участки Аттики (области Афин). При этом со времен античности историки и экономисты ведут спор о масштабах нанесенного ущерба. В данной статье внимание обращено на положение священных земель (теменосов) после Пелопоннесской войны. Статус этих земельных участков отличается от всех остальных, поскольку они были связаны с особым поклонением богам и героям древней Эллады. Основным источником является эпиграфический материал, договоры о сдаче в аренду священных угодий в конце V-IV в. до н. э. На основании этого материала автор приходит к определенным выводам. Священные земли были постоянно под контролем полисных властей, что объясняется их высоким статусом. Сельскохозяйственные работы на этих землях велись постоянно, что свидетельствует о заботливом отношении к ним со стороны полиса и их эффективном использовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SACRED LANDS OF ATTICA AFTER PELOPONNESSIAN WAR IN 5TH - 4TH CENTURY BC ON THE EPIGRAPHIC MATERIALS

This article is devoted to the issue of the influence of the Peloponnesian war on the sacred lands (temenos) in Attica in the end of 5th - 4th centuries BC The Peloponnesian war, the conflict between the two largest Greek polises Athens and Sparta, certainly led to great difficulties related to the exploitation of agricultural land. Firstly, the military actions affected the land plots of Attica (Athens region). Since antiquity, however, historians and economists have debated the extent of the damage. This article draws attention to the situation of the sacred lands (temenos) after the Peloponnesian war. The status of those plots of land was different from all the others, as they were associated with a special worship of the gods and heroes of Ancient Greece.The main source is epigraphic material, such as agreements on the leasing of sacred land in the 4th century BC. On the basis of that material the author comes to some conclusions. Sacred lands were constantly under the control of the political authorities, due to their high status. Agricultural work on those lands was carried out constantly, what indicates a caring attitude towards them on the part of the polis and their effective use.

Текст научной работы на тему «СВЯЩЕННЫЕ ЗЕМЛИ АТТИКИ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ПЕЛОПОННЕССКОЙ ВОЙНЫ В V-IV ВВ. ДО Н. Э.: ПО МАТЕРИАЛУ ЭПИГРАФИКИ»

Актуальные исторические исследования античности

УДК 321

Б01: 10.28995/2073-6339-2020-1-12-21

Священные земли Аттики после завершения Пелопоннесской войны в У-1У вв. до н. э.: по материалу эпиграфики

Елена В. Булычева Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, bulychevalena@yandex.ru

Аннотация. Статья посвяшена проблеме влияния Пелопоннесской войны на состояние священных земель (теменосов) в Аттике в конце V-IV в. до н. э. Пелопоннесская война - конфликт между двумя крупнейшими греческими полисами - Афинами и Спартой, безусловно, привела к большим проблемам, связанным с эксплуатацией сельскохозяйственных угодий. Прежде всего, военные действия затронули земельные участки Аттики (области Афин). При этом со времен античности историки и экономисты ведут спор о масштабах нанесенного ущерба. В данной статье внимание обращено на положение священных земель (теменосов) после Пелопоннесской войны. Статус этих земельных участков отличается от всех остальных, поскольку они были связаны с особым поклонением богам и героям древней Эллады. Основным источником является эпиграфический материал, договоры о сдаче в аренду священных угодий в конце V-IV в. до н. э. На основании этого материала автор приходит к определенным выводам. Священные земли были постоянно под контролем полисных властей, что объясняется их высоким статусом. Сельскохозяйственные работы на этих землях велись постоянно, что свидетельствует о заботливом отношении к ним со стороны полиса и их эффективном использовании.

Ключевые слова: Аттика, полис, священная земля, арендатор, аренда, договор, проблема, война

Для цитирования: Булычева Е.В. Священные земли Аттики после завершения Пелопоннесской войны в V-IV вв. до н. э.: по материалу эпиграфики // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения». 2020. № 1. С. 12-21. Б01: 10.28995/2073-6339-2020-1-12-21

© Булычева Е.В., 2020 "Political Science. History. International Relations" Series, 2020, no. 1 • ISSN 2073-6339

Sacred lands of Attica after Peloponnessian war in 5th - 4 th century BC on the epigraphic materials

Elena V. Bulycheva Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, bulychevalena@yandex.ru

Abstract. This article is devoted to the issue of the influence of the Pelo-ponnesian war on the sacred lands (temenos) in Attica in the end of 5th - 4th centuries BC The Peloponnesian war, the conflict between the two largest Greek polises Athens and Sparta, certainly led to great difficulties related to the exploitation of agricultural land. Firstly, the military actions affected the land plots of Attica (Athens region). Since antiquity, however, historians and economists have debated the extent of the damage. This article draws attention to the situation of the sacred lands (temenos) after the Peloponnesian war. The status of those plots of land was different from all the others, as they were associated with a special worship of the gods and heroes of Ancient Greece.

The main source is epigraphic material, such as agreements on the leasing of sacred land in the 4th century BC. On the basis of that material the author comes to some conclusions. Sacred lands were constantly under the control of the political authorities, due to their high status. Agricultural work on those lands was carried out constantly, what indicates a caring attitude towards them on the part of the polis and their effective use.

Keywords: Attica, polis, sacred land, tenant, lease, contract, issue, war

For citation: Bulycheva, E.V. (2020), "Sacred lands of Attica after Peloponnessian war in 5th - 4th century BC on the epigraphic materials", RSUH/ RGGUBulletin. "Political Science. History. International Relations" Series, no. 1, pp. 12-21. DOI: 10.28995/2073-6339-2020-1-12-21

Введение

Военные конфликты и сражения представляют собой постоянную реальность в истории человечества. Вряд ли можно вспомнить какой-то этап развития человечества, когда не существовало военной агрессии. В древности война была источником естественного существования народов. Постоянные конфликты из-за территорий, природных ресурсов и личной неприязни правителей были обычным явлением повседневной жизни древневосточного или античного обществ. При этом в древней литературе война воспевалась, как нечто божественное и героическое. Известный

отечественный ученый Н.И. Басовская отмечает, что основные тексты, сохранившиеся до нашего времени из глубины веков, в основном посвящены военным событиям [Басовская 2014, с. 10]. Одним из таких военных конфликтов стала Пелопоннесская война между двумя крупнейшими греческими полисами - Афинами и Спартой (431-404 гг. до н. э.). Этому событию посвящено немало научных работ, начиная с труда древнегреческого историка Фукидида. Исследователи, как правило, обращают внимание на характер военных действий, их причины и итоги, общую политическую и экономическую ситуации в полисах до, в период и после войны, на положение населения в разгар военных событий [Ва-Лап 1993]. При этом мало внимания уделено одной из важнейших проблем - положению сельскохозяйственных угодий Аттики (области Афин) после завершения военного конфликта [К^ап 1987]. В связи с этим цель настоящей статьи - представить положение земельных участков, имеющих статус священных, в Аттике после завершения Пелопоннесской войны. Данная проблема выбрана не случайно. Храмовые земли (теменосы) имели особое значение для древнегреческого полиса, поскольку они считались владением не обычных, земных граждан, а богов и героев, и их сохранность представляла для полиса особую важность [Меланченко 2007, с. 133].

Священные земли Аттики (теменосы) и их состояние после завершения Пелопоннесской войны

До нашего времени сохранилось немало свидетельств эпиграфического материала, благодаря которым можно понять, что представлял собой теменос классического и позднеклассического периода. Как показывает содержание надписей1, теменос - это прежде всего земельный участок, посвященный какому-либо божеству или герою, почитаемому в полисе. При этом различалось хозяйственное назначение этого вида земель [Андреев 1972, с. 12]. В некоторых случаях теменос включает сад2. В других надписях говорится о том, что теменос представляет собой земельный

1 Надписи - это основной источник по данному вопросу. Большинство древнегреческих надписей, на которые будут сделаны ссылки в данной статье, содержатся в сборнике Inscriptiones Graecae. 2 ed Berlin, 1903. В статье использовано общепринятое сокращение названия этого сборника - IG. II2, а последующие цифры указывают соответственно на номер надписи и строки документа, в которых содержится необходимая информация.

2 IG. II2. 1035, 2492, 2494, 2498, 2499.

участок с хозяйственными постройками3. Данные археологии свидетельствуют о том, что священными землями часто становились места, где находились могилы мифических героев, жертвенники и статуи4. Можно предположить, что свой теменос имело каждое святилище. По мнению В.Н. Андреева, подобный факт можно объяснить тем, что священное землевладение складывалось в очень древнюю эпоху, когда возникали местные культы и посвящение земельного участка местному божеству считалось необходимым [Андреев 1972, с. 13]. Со временем эта ситуация мало изменилась. Граждане полиса также продолжали посвящать земли богам и героям, а контроль за их использованием возлагали на территориально-административные объединения полиса - демы и фратрии, а также на религиозные сообщества оргеонов5. Как показывают сведения надписей и археологических раскопок, большая часть священных угодий была расположена как на территории самого города Афины, так и в сельскохозяйственной местности Аттика6. Судя по сведениям эпиграфического материала, уход за теменосами проводился с помощью сдачи их в аренду. Благодаря этим надписям и отдельным сообщениям древнегреческих авторов можно постараться представить состояние священных земель после завершения Пелопоннесской войны. Вопрос о том, насколько пострадали земельные участки Аттики после Пелопоннесской войны, волнует историков, начиная с античных времен. У Фукидида в его «Истории» встречаются сообщения о появлении многочисленных сельскохозяйственных поселений на территории Аттики после Пелопоннесской войны7. При этом сложно установить причину их появления, т. е. понять связано ли это с проблемами военного времени, потерями земельного фонда или объясняется тем, что землям Аттики не было нанесено слишком большого урона. С одной стороны, Фукидид весьма ярко рисует картину бедствий Пелопоннесской войны, после которых пострадало сельское хозяйство Аттики. Он представляет разорение, которому спартанцы подвергли Аттику, особенно в ходе вторжения в 427 г. до н. э.8 При этом его дальнейший рассказ показывает, что военная ситуация, хотя и нарушала экономический баланс, но не препятствовала жителям Аттики

3 IG.II2. 2496, lines. 15-30; 36-37.

4 Фукидид. История / Пер. Г.А. Стратановского. М.: Наука, 1993. C. 23.

5 Аристофан. Плутос / Пер. Ф.А. Петровского. М.: Искусство, 1983. С. 11.

6 Там же. С. 11-12.

7 Фукидид. История. V. 42.

8 Там же.

работать на своих полях9. Комедиограф Аристофан рисует картину опустошения земель, обнищания крестьян во время и после Пелопоннесской войны10. Другой греческий автор Ксенофонт отмечает, что в целом земля не была в безраздельном господстве спартанцев, лакедемоняне не стали порабощать афинский народ и истреблять его земли, как настаивали жители других греческих полисов11. При этом сообщения Ксенофонта не могут рассматриваться как весьма объективные, поскольку известно, что он долгое время находился на службе у спартанцев и высоко ценил спартанский строй12. При этом Фукидид и Ксенофонт пишут о сельскохозяйственных угодьях в целом, не обращая специального внимания на какие-то отдельные категории. О состоянии священных земель в Аттике после завершения Пелопоннесской войны упоминает оратор Лисий. В частности в своих «Речах» он сообщает о теменосах, на которых пострадали священные оливы13. Безусловно, сведения этих авторов весьма фрагментарны и не представляют общей ситуации, происходившей со священными угодьями после Пелопоннесской войны. В связи с этим материал надписей о сдаче в аренду теменосов является более информативным. До нашего времени сохранились договоры о сдаче в аренду священных земель, которые датируются периодом после завершения Пелопоннесской войны14. Их содержание позволяет представить состояние теменосов после окончания военного конфликта. Судя по их сведениям, хотя военные действия завершились, обстановку в полисе трудно назвать спокойной. В договорах содержатся предупреждения для арендаторов о том, что на территории полиса могут возникнуть какие-то беспорядки или разрушения, вызванные войной15. При этом следует обратить внимание, что надписи относятся к началу и середине IV в. до н. э., когда Пелопоннесская война уже давно была завершена, а о каких-либо крупных военных действиях в афинском полисе в это время нам неизвестно. В связи с этим можно высказать некоторые предположения. Возможно, что на афинской земле повсеместно находились собственные войска, которые поддерживали порядок

9 Фукидид. История. VIII. 27, 3-5.

10 Аристофан. Плутос. С. 16-18, 21-23.

11 Ксенофонт. История Греции / Пер. Л.И. Горбачевского. М.: Астрель, 2009. II. 21, 22.

12 Там же. С. 274.

13 Лисий. Речи / Пер. С.И. Соболевского. М.: Ладомир, 1994. VII. 7.

14 Демосфен. Речи / Пер. В.Г. Боруховича. М.: Памятники исторической мысли, 1994. С. 301-302.

15 IG. II2. 2492, lines. 15-16; IG. II2. 1241, lines. 25-26.

в полисе. В то же время это могли быть спартанские военные силы, которые имели право после завершения войны находиться на территории Афин и их области [К^ап 1987, р. 161].

Взимание чрезвычайного налога (эйсфоры) со священных земель в IV в. до н. э.

События Пелопоннесской войны надолго оставили отпечаток в жизни афинского полиса, особенно отразились на его экономике. В частности, это проявилось во взимании чрезвычайного налога (эйсфоры). Этот налог был введен во время Пелопоннесской войны, но его сбор продолжался и после завершения военных действий [Андреев 1983, с. 15-23]. В надписях о сдаче в аренду священных земель постоянно говорится о необходимости для участников сделки (арендаторов и арендодателей) вносить эйсфору в казну полиса16. При этом характерно то, что эйсфора взимается в большинстве случаев не только с арендаторов (частных лиц), но также и с арендодателей, которыми являлись территориально-административные объединения полиса - демы и религиозные сообщества - оргеоны. В договоре о сдаче в аренду эксонейцами сказано, что дем должен выплачивать чрезвычайный налог в соответствии с оценкой стоимости имущества17, в надписи о сдаче в аренду теменоса оргеонами последним предписано также платить эйсфору18. Возможно, что полис, налагая определенную ответственность на арендодателей священных земель, преследовал определенные цели. Демы и ор-геоны, занимающиеся арендой священных угодий, были наиболее ответственными налогоплательщиками, поскольку от полиса они получали право на распоряжение этими землями и, конечно, не собирались нарушать существующие законы. Кроме того, после завершения Пелопоннесской войны в афинском полисе существовала социальная напряженность. По словам оратора Демосфена, многие граждане считали подобный налог обременительным и старались его не вносить19. В связи с этим полисные власти предпочитали взимать эйсфору с наиболее надежных плательщиков, среди которых оказались арендодатели храмовых земель. Кроме того, распорядители священных земель, судя по всему, относились к выплате эйсфоры весьма спокойно, поскольку понимали, что из

16 IG. II2 . 2492, lines. 36-39; 2499, lines. 27-29.

17 IG. II2 . 2492, lines. 36-39.

18 IG. II2 . 2499, lines. 27-29.

19 Демосфен. Речи. XXV. 57.

чрезвычайного налога он превращался в постоянный. В частности, в договоре о сдаче в аренду теменоса в деме Прасий арендатору земельного участка и его потомкам в качестве поощрения за соблюдение ими всех условий аренды предоставляется льгота: они освобождаются от уплаты ряда пошлин, а также эйсфоры20. Таким образом, информация об эйсфоре, содержащаяся в договорах о сдаче в аренду теменосов, показывает, что ситуация в полисе после Пелопоннесской войны оставалась весьма напряженной в течение долгого времени, что отражалось в разных явлениях социально-экономического характера, в том числе влияла на состояние священных земель и их распорядителей.

Хозяйственные работы на священных землях Аттики после завершения Пелопоннесской войны

Судя по содержанию надписей, полис и его отдельные подразделения (демы и религиозные сообщества) старались тщательно заботиться о сохранении фонда священных земель. Во всех договорах об аренде теменосов содержатся предписания арендаторам, связанные с постоянным проведением работ на этих землях, обязательным уходом за растениями и ремонтом хозяйственных построек, расположенных на этих земельных участках. При этом характерно то, что подобные работы на теменосах предписывалось проводить постоянно вне зависимости от военной ситуации. В надписи плотейцев о сдаче в аренду священных угодий, датированной примерно 450 г. до н. э. (время до начала войны), арендодателям предписано содержать в полном порядке земельные угодья и выдавать средства на их благоустройство21. К 418 г. до н. э., когда происходили события Пелопоннесской войны, относится договор о сдаче в аренду теменосов Кодра, Нелея и Басилы22. В нем весьма подробно говорится о том, какие работы следует выполнять работникам на священных землях. В частности, сказано, что на территории святилища следует постоянно поддерживать порядок, высадить не менее 200 олив, а также необходимо заботиться о водоемах, проведенных на этой земле23. В договорах, составленных после завершения Пелопоннесской войны постоянно содержатся предписания арендатору о необходимости

20 IG. II2. 2497, lines. 5-7.

21 IG. II2. 1172, lines. 5-7.

22 IG. II2. 94.

23 IG. II2. 94, lines. 10-15.

заботиться о землях святилища. В частности, говорится о том, что следует выращивать оливковые деревья, виноградник24, ухаживать за зерновыми культурами и пастбищами25, а также проводить ремонтные работы хозяйственных помещений26. Таким образом, мы видим, что власти и граждане полиса старались тщательно следить за поддержанием порядка, достойной обработкой священных земель, пытались не допускать потери каких-либо растений и снижения урожая. Возможно, что такая забота объясняется прежде всего характером (точнее статусом) данного вида земель. Греческое общество и государство относятся с особым почтением к землям храмов, считая их принадлежностью не земных людей, а самих богов. Кроме того, арендодателями этих категорий земель выступали не обычные граждане, а полисные структуры, которые были заинтересованы в поддержании и сохранении земель, находящихся в их распоряжении. Безусловно, в их распоряжении было гораздо больше средств для поддержания земельного фонда, чем у обычных земледельцев [Бтку 1953, р. 258-260]. В сравнении с другими категориями земель, можно отметить, что теменосы находились в привилегированном положении.

Безусловно, что более всего от Пелопоннесской войны пострадали мелкие земледельцы, участки которых были расположены в сельскохозяйственных районах Аттики [Бтку 1953, р. 258-260]. Основные проблемы аттическое крестьянство испытало во время так называемой Декелейской войны (413-404 гг. до н. э.), когда спартанцы вторглись в пределы Аттики и нанесли урон сельскохозяйственным угодьям. Так, в речи Лисия, которая была произнесена практически после заключения мира между Афинами и Спартой (404 г. до н. э.) говорится о том, что во время войны большая часть оливковых деревьев была вырублена27. При этом В.Н. Андреев отмечает, что не следует преувеличивать ущерб, нанесенный крестьянству войной. По его мнению, Пелопоннесская война не привела к ослаблению связи крестьян с землей [Андреев 1983, с. 306-307]. Несмотря на тяготы, связанные с восстановлением разрушенного войной хозяйства, крестьяне Аттики не прибегают к продаже земельных участков, а стараются их восстановить [Kagan 1987, р. 79-81]. Судя по сохранившимся закладным камням, крестьяне крайне редко прибегают также к закладу земли [Kagan 1987, р. 73-98].

24 IG. II2. 2492, lines. 15-20.

25 Ibid.

26 IG. II2. 2499, lines. 25-35.

27 Лисий. Речи. VII. 7.

Это свидетельствует о том, что большинство земледельцев не было разорено войной и имело возможность спокойно обрабатывать свои земельные участки.

Заключение

Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать некоторые выводы. После завершения Пелопоннесской войны священные земли, безусловно, пострадали, поскольку война всегда наносит урон различным земельным угодьям. При этом власти полиса весьма активно заботились о сохранении земельного фонда храмов, что во многом объясняется их статусом, граждане полиса представляли их, как владения богов и героев. Сельскохозяйственные работы на них велись весьма активно, что свидетельствует об эффективном использовании данного вида земель. Говоря в целом о состоянии землевладения Аттики после завершения Пелопоннесской войны, можно отметить, что граждане полиса старались сделать все возможное для его восстановления.

Литература

Андреев 1983 - Андреев В.Н. Аграрные отношения в Аттике в V-IV вв. до н. э. // Античная Греция. Т. 1. М.: Наука, 1983. С. 247-327.

Басовская 2014 - Басовская Н.И. Война и мир в истории цивилизации (постановка проблемы на материале древней и средневековой истории) // Вестник РГГУ. Серия «Исторические науки. Всеобщая история». 2014. № 13 (135). С. 9-15.

Меланченко 2007 - Меланченко И.В. Афинская демократия. М.: Крафт +, 2007.

Badian 1993 - Badian E. From Plataea to Potidaea. John Hopkins University Press, Baltimore, USA.

Finley 1953 - Finley M.I. Land, debt and the man of property in classical Athens // Political Science Quarterly. 1953. LXVIII. № 2. Р. 248-268.

Kagan 1987 - Kagan D. The fall of the Athenian Empire. Cornell University Pres, Ithaca, USA.

References

Andreev, V.N. (1983), "Agrarian relations in Attica in the 5th - 4th centuries BC", in Antichnaya Grecia [Ancient Greece], issue. 1, Nauka, Moscow, Russia, pp. 247-327. Badian, E. (1993), From Plataea to Potidaea. John Hopkins University Press, Baltimore, USA.

Basovskaya, N.I. (2014), "War and peace in the history of civilization (statement of the issue on the material of the ancient and medieval history)". Vestnik RGGU. Series "History. World History", vol. 135, no. 13, RGGU, Moscow, Russia, pp. 9-15. Finley, M.I. (1953), Land, debt and the man of property in classical Athens. Political

Science. Quarterly, LXVIII, no. 2, pp. 248-268. Kagan, D. (1987), The fall of the Athenian Empire. Cornell University Pres, Ithaca, USA. Melanchenko, I.V. (2007), "Afinskaya demokratiya" [Athinean democracy], Kraft+, Moscow, Russia.

Информация об авторе

Елена В. Булычева, кандидат исторических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; Россия, 125993, Москва, Миусская пл., д. 6; bulychevalena@yandex.ru

Information about the author

Elena V. Bulycheva, Cand. of Sci. (History), associate professor, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Sq., Moscow, Russia, 125993; e-mail: bulychevalena@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.