РУРЫ иоыгпа! оТ World History
Вестник РУДН. Серия: ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
2018 7о!. 10 Ыо 3 229-236
http://journals.rudn.ru/world-history
DOI: 10.22363/2312-8127-2018-10-3-229-236
Роль должностных лиц полиса в организации аренды священных земель в Аттике
(IV в. до н. э.)
Е.В. Булычева
Российский государственный гуманитарный университет Россия, 125993, Москва, Миусская пл., 6
Статья посвящена роли должностных лиц в процессе аренды священных земель в Аттике в IV в. до н. э. Священная земля, которая называлась теменном, поступала в аренду, что улучшало качество ее обработки. За процессом аренды следили должностные лица полиса - архонт-басилевс, демархи и фратриархи, а также представители религиозных организаций - оргеоны. Должностные лица наблюдали за порядком организации аренды, межеванием земель, процессом их обработки, поступлением доходов от аренды в полисную казну. О результатах своей деятельности они должны были своевременно докладывать власти полиса. Народное собрание полиса совместно с должностными лицами принимало решение по вопросу об организации процесса аренды священной земли. Все постановления следовало записать на каменную стелу и установить ее в центре святилища на всеобщее обозрение, что свидетельствовало об официальном характере сделки.
Ключевые слова: аренда, должностные лица, управление, демархи, фратриархи, Аттика, земля
Введение
В Древней Греции существовало весьма почтительное отношение к земле. Земля считалась основным видом собственности. Только граждане могли являться владельцами земли. Иноземцы, даже постоянно проживающие на территории греческого полиса, не имели права на владение недвижимостью [1. С. 250-251]. Сделки с земельной собственностью были одними из самых распространенных на территории Древней Греции. При этом все они проходили под тщательным контролем должностных лиц, которые следили за своевременным и правильным характером их осуществления. В IV в. до н. э. весьма распространенными стали земельные операции по аренде священных земель - теменов [1. С. 301]. В нашей статье мы рассмотрим вопрос о роли должностных лиц в организации аренды священных земель в Аттике IV в. до н. э. Область Аттика выбрана не случайно. Именно с этой территории до нашего времени сохранились надписи на камне (эпиграфический материал), посвященные сдаче в аренду земельных угодий разных храмов. Основными
арендодателями этих земельных участков являлись территориально-административные подразделения полиса - демы и фратрии, а также религиозные организации, в первую очередь оргеоны [4. C. 25-26].
Методы и материалы
Материал надписей собран в ряде крупнейших зарубежных изданий. Прежде всего это собрание эпиграфических документов - Inscriptiones Graecae, который был впервые издан в Берлине в 1924 году. При ссылках на этот сборник в статье будет использовано общепринятое сокращение - IG. Кроме того, мы будем обращаться к тексту надписей, представленных в сборнике Greek Historical Inscriptions, изданном в Оксфорде в 2003 году. Сравнительный анализ эпиграфического материала Аттики и других областей греческого мира позволяет нам представить характер процесса управления арендой священных земель в Аттике IV в. до н. э.
Исследование проблемы
Тексты из Аттики дают некоторое представление о ходе проведения арендной операции, управлении процессом сдачи земли в аренду. Земельные сделки имели официальный характер проведения, условия соглашения фиксировались на стелах, которые устанавливались в специальных, посещаемых гражданами местах (в центре дема, у храма, театра и т. д). При этом отдует отмстить, что про^гс yпpaвлeния apeндoй частной земли oтличaлcя от контроля за организаций apeнды священного имyщecтвa. По мшнию P. Ocбopнa, это отличи oбъяcняeтcя прсждс втего тсм, кто выступал в кaчecтвe ошовных участников apeнды и был зaинтepecoвaн в этой одслкс [7 С. 245]. B cлyчae c частной coбcтвeннocтью на жрвый план выходят интepecы богатых coбcтвeнникoв, для которых apeндa являлась возможностью получить огромный доход, coбcтвeннyю выгоду от этой одслки. Аpeндa священной земли была выгодна для кoллeктивa граждан, но в тей был зaинтepecoвaн и apeндaтop [3. C. 307].
Арснду храмовых зсмсль в Аттикс, имсющих oбщeгocyдapcтвeннoe з^чснис, проводил в ^м^рализованном поряди apxoнт-бacилeй. Аристотель подробно cooбщaeт: «Дoклaдывaeт Совсту тaкжe и бacилeй о cдaчe в apeндy cвящeнныx земельных yчacткoв, причем заноотт их на выбeлeнныe таблички. Равным образом, и они (теменосы) сдаются в apeндy на дecять лст, а взнocы дeлaютcя в дсвятую пританию; потому-то в эту пританию coбиpaeтcя наибо-льшсс кoличecтвo дснсг» (Ath. ро1. 47. 4).
Даннью эпиграфики cвидeтeльcтвyют, что архонт-басилей ycтaнaвливaeт границы cвящeнныx yчacткoв на ^ларг^ком, зaпpeщaeт coopyжaть там алтари и трс6уст cвoeвpeмeннo выплачивать apeнднyю плату (IG. I. 76, lin. 57-59).
B aттичecкoм дскрстс 418/417 г. до н.э. об apeндe cвятилищa Кодра, Нслся и Бacилы постоянно говорится о выполнении необходимых условий в соответствии с постановлением. Скорее всего, это установления, которые предлагал
Совет, опираясь на общепринятую практику (Arist. Ath. Pol. 47. 4). Возможно, что храмовая администрация предлагала правила проведения арендной сделки, исходя из особенностей земельных угодий, масштаба святилищ. Требование наносить все постановления на специальные выбеленные таблички тоже свидетельствует об официальном характере операции [9. Р. 121]. Найденные около Стои басилея фрагменты стел с надписями о сдаче в аренду священной земли, вероятно, являются этими установлениями [10. Р. 225].
Основное внимание обращено на передачу в аренду земельных участков, распределение территорий и назначение сроков аренды. Земельные участки сдаются в аренду от имени архонта-басилея. Он же отправляет хористов для того, чтобы определить границы земельных участков. При этом возникает вопрос о роли хористов. Они занимались установлением границ земельных угодий, распределяли обязанности по уходу за территориями. Судя по данным других контрактов, хористы также должны были вносить ежегодный отчет о результатах своей деятельности [2. С. 50-51]. О работе хористов часто сообщается в документах, свидетельствующих о пограничных спорах между государствами или об установлении границ одного определенного участка земли. Например, в одной надписи сообщается: «И афиняне установили границу священной земли, примыкающей к мегарянам» (Syll.3 83. 54, 55).
В отношении разграничения священных участков имеются сообщения в знаменитых Гераклейских таблицах из Лукании. В частности, в одной из таблиц сказано, что «они провели границу, измерили, установили межевые столбы и поделили на участки» священные земли Диониса и Афины (IG. XIV. 645).
Подобные мероприятия были важны в особенности в отношении священных земель, поскольку следовало проводить строгий контроль по возделыванию земель и легче было следить за небольшими по размеру территориями.
B некоторых случаях ход арендной сделки контролировался целой комиссией, куда входили басилей, иерофант, дадух и любой афинянин, кто пожелает. B частности, о таком совете идет речь в элевсинском декрете 352/1 г. до н.э. (IG. IP.204, lin. 13-14). B документах более позднего периода (эллинистического и римского времени) сказано о том, что нарушитель правил святилища, в том числе условий аренды, обвиняется перед басилеем и советом (SEG. 1976 - 77. XXVI. 121, lin. 8-9).
Арендная операция в Рарии проводилась исключительно с помощью комиссии, в которую входили жрецы и другие служители храма (IG. II2. 1672). Они строго регламентировали порядок аренды. Право окончательного решения принималось центральными органами власти. B большинстве случаев это было делом высшего должностного лица. B особых ситуациях решение принимала центральная власть в Афинах. Прежде всего это связано с расходами арендной платы, когда доход от аренды идет на организацию панафинейских игр [6. С. 41], а также проведение религиозных церемоний. B арендном контракте дема Плотей говорится о том, что сумма арендной платы устанавливалась на Совете дема, но управление дема может отступить от указаний, которые даны властью полиса (IG. II2.1172, lin. 5-6).
B началс докумснтов об apeндe священных зсмсльных участков встрсчают-cя формулировки, выражающис cмыcл официального пocтaнoвлeния œ стороны aдминиcтpaции. Как правило, в началс нaдпиcи имeeтcя пpeдпиcaниe: «по-cтaнoвлeнo (таким-то), дeмapx (такой-то прсдложил)» или «нapoднoe coбpaниe постановило, дeмapx прсдложил». B cвязи c этим можно прсдположить, что пocтaнoвлeниe о cдaчe зсмсльных yчacткoв в apeндy пpинимaлocь различными инстанциями. B нскоторых cлyчaяx рсшснис о cдaчe зсмсльных участков в apeндy принимало^ opгaнизaциeй (дсмом, opгeoнaми) вмecтe c выгсшим должностным лицом (нaпpимep, дeмapxoм). Иногда тpeбoвaлocь специальное пocтaнoвлeниe народного шбрания и дeмapxa. Xapaктepнo, что втегда пpeдпoлaгaлocь yчacтиe вы^сго должностного лица. Пocтaнoвлeниe о cдaчe в apeндy зсмсльного yчacткa пpинимaлocь c одобрсния народного coбpaния.
Народныге шбрания coзывaлиcь пританами, которыс были в них прсдтеда-тслями. Дслопроизводством зaвeдoвaл ceкpeтapь Coвeтa, имсвший нeмaлoe влиянис на ход дсл. Для в^х дсл тpeбoвaлacь «пpoбyлeвмa» (предварительное решение Совета). Затеданис нaчинaлocь c eе прочтсния; закон нс допужал внocить что-либо в экклecию бсз прсдваритсльного paccмoтpeния и отзыва Совста. Поэтому обычная формула вcтyплeния в постановлсниях народного coбpaния, coxpaнившaяcя в надпжях, глacит: «Совет и народ рсшил в такую-то пританию, такой-то был текрстарем, такой-то c^ar», а затсм cлeдyeт тeкcт caмoгo пpeдпиcaния. Иногда oбoзнaчaeтcя имя архонта-эпонима (в caмoм началс или в ^рсдинс вcтyплeния). Ecли к прсдложснию cдeлaны были поправки или дополнсния, то они внocилиcь и называли^ лица, которыс их внecли.
B арсндных контрактах имeютcя cпeциaльныe прсдпжания. Так, в договоре об арсндс cвятилищ Кодра, Нслся и Бacилы, говорится о постановлении Советом старейшин и народом (IG. I.2 94, lin. 1-2). Далсс в тскетс жазано, при каком пританс пpoвoдитcя cдeлкa, кто являстся ceкpeтapем, такжс указано имя некоего гражданина A^cra, внеcшего дополнитсльнос постановлснис (lines. 3-5).
Как и в Аттикс, в других oблacтяx гpeчecкoгo мира пocтaнoвлeниe о cдaчe в арснду пpинимaлocь Совстом и народным шбранисм.
Псрвыге cтpoки знамснитой надпиот c Дeлoca об арсндс храмовых зсмсль Аполлона coдepжaли дату постановлсния и имя чсловска, который внеc ero на paccмoтpeниe в народнос coбpaниe. Пocкoлькy дажс мслкис pacxoды храма Аполлона ycтaнaвливaлиcь в соответствии с постановлением народа (IG. XI. 2, 161 A. 44; 199, A. 57), то постановлснис по столь cyщecтвeннoмy вoпpocy явно входило от Совста и народа Дeлoca. По-видимому, это пpoиcxoдилo сще и потому, что cвятилищe Аполлона было раотоложсно на храмовой земле полтоа, и, хотя coбcтвeннocть храма номинально ^ст^авляла coбcтвeннocть бога, управлснис и контроль над храмовым хозяйством находило^ в руках должностных лиц, избирасмых полтоом и подотчетных, в консчной инстанции, Совсту и народному шбранию.
B опсрациях по арсндс священной зсмли ocнoвнaя oтвeтcтвeннocть за благополучнос провсдснис арсндной cдeлки возлагастся на caмy oбщecтвeннyю
организацию - дем, фратрию или филу, которая сдает участок. При этом главную роль играют высшие должностные лица - демархи и фратриархи. Демарх созывал собрание дема, председательствовал в нем, наблюдал за исполнением постановлений, защищал интересы дема в местном собрании и Афинах, под его руководством приносили жертвы от имени дема местным богам. Демарх вносил основные предложения по аренде. B договоре тейтрасийцев демарх занимался вопросами распределения земельной собственности (IG. II2 ,1241, lin. 3-4).
B том же контракте речь идет о том, что демарх выступает в качестве свидетеля при внесении изменений в договор (там же).
Демарх также следил за поступлением доходов от аренды в общественную казну. Согласно декретам из Элевсина, средства, полученные от сдачи в аренду рудников, передавались в общую казну, а затем распределялись на общественные нужды (IG.II2.204, lin. 13-14, 15-17). Демархи были ответственными за своевременную выплату демотами долгов по арендной плате. При этом, как свидетельствуют данные надписей, демарх должен был сообщать о проведенной операции в специальную инстанцию.
Задолженность, связанная с распоряжением общественным имуществом, фиксировалась полисными структурами. Например, в деме Эксоне демарх сообщал в центр о количестве долгов и заложенного имущества (IG. II2.1196). Демархи были ответственными за внесение чрезвычайных налогов, которые уплачивали сами демы [5. С. 11-12). Так, в договоре тейтрасийцев говорится, что чрезвычайные налоги выплачиваются демарху ((IG. II2 ,1241, lin 32-33). Решение о сдаче земельных участков в аренду принималось в соответствии с постановлением демарха. B большинстве договоров из Аттики первые фразы следующие: «При демархе Евтиппе. Постановлено тейтрасийцами», lin. 1-2) или «при архонте Антиппе, демархе Франионе» (принято решение о сдаче в аренду) (IG. II2 ,1241; IG. II.22498, lin. 1-2).
Демарх должен был следить за составом арендаторов. B арендном постановлении тейтрасийцев именно демарх следит за тем, чтобы земля сдавалась в аренду достойному гражданину [5. С. 11].
Многие из демархов сами являлись арендаторами сданной в аренду собственности. По-видимому, они служили примером для других граждан полиса (участие в аренде было почетным делом). B документе об аренде рудника в Элевсине имеется указание на Мирокла, сына Евтидема, который был арендатором каменоломни в районе Элевсина (IG. II2. 1191). Один из демархов, имя которого не сохранилось, принимал участие в аренде театра. При этом можно предположить, что он был состоятельным гражданином, поскольку ежегодная арендная плата составляла 300 драхм (IG. II2. 1176, lin. 25).
За финансовой стороной сделки (системой доходов и расходов в процессе аренды) также следили специальные должностные лица - колакреты. Они были казначеями при архонтах, следили за поступлением и выдачей денег из государственной казны. Функции и роль колакретов в классический период не поддаются однозначной оценке. Ранее считалось, что в ходе преобразований
Клисфена их должность была отменена, а их функции перешли к аподектам и некоторым другим чиновникам [8. P. 211].
Однако надпись об аренде Кодра, Нелея и Басилы свидетельствует о существовании колакретов в конце V в. до н.э. (источник датируется 418 г. до н.э.).
Bo всех надписях об аренде священной земельной собственности содержится предписание управляющим сделкой - внести сведения об аренде на специальную стелу и поставить ее в общественном месте на всеобщее обозрение, как правило, в храме. Стела часто служила гарантией выплаты долга, поскольку на нее заносили имена тех, кто не выплатил в срок положенную арендную плату. Эти стелы были долговым документом в течение многих лет, до полной выплаты долга (IG. XI. 2, 162 A, lin. 36-37). B арендном договоре с о. Делос прямо сказано, что, если ни арендатор, ни сын поручителя не смогут заплатить, следует записать их имена и сумму долга на стелу (ID. 1416 B, I. 50-54). На Делосе за внесением сведений на стелу и ее установкой строго следили гиеропеи. B Афинах, скорее всего, этим занимались храмовые магистратуры, а также демархи или фратриархи. B ряде документов стелу устанавливали заведующие сделкой, в контракте тейтрасийцев это поручение возлагается на самих арендаторов. Места для постановки стелы выбирались по-разному (в зависимости от характера собственности, условий операции).
Результаты
Таким образом, сведения эпиграфики свидетельствуют о том, что аренда была под контролем государства или администрации общественных организаций, что зависело от характера сделки, статуса собственности, сданной в аренду.
Администрация не только следила за выполнением условий аренды, но и сама несла ответственность в ряде случаев. B документе об аренде Кодра, Нелея, Басилы сказано, что, если архонт-басилей нарушит что-либо, написанное в контракте, он платит штраф - 1000 драхм (IG .I2. 94, lin. 18-20). B договоре эксонейцев предписано, что дем не имеет права продать землю или сдать ее в новую аренду до истечения 40-летнего периода (IG. II2. 2492, lin. 15). B надписи об аренде земель с о. Делос речь идет об ответственности Буле. Оно должно записать, что арендатору следует заплатить поручителю гемиолион, подобно должникам. Если же Буле не запишет, пусть заплатит поручителю сумму в два раза большую той, которую он заплатил, то есть Буле строго требовалось следить за исполнением условий сделки и возмещением понесенного поручителем ущерба в двойном размере, если оно халатно относилось к своим обязанностям (ID.1416, стк. 42-46).
Заключение
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующие выводы За ходом аренды священной земли тщательно следили специальные должностные лица, которые выполняли ряд обязательств перед по-
лисом и святилищем. Аренда имела хорошо разработанную правовую основу, что свидетельствует о правовом регулировании земельных сделок в древней Аттике. Возможно, арендный договор представлял собой официальный документ, за выполнением условий которого тщательно следили специальные должностные лица, как представители полисной администрации, так и те, кто входил в управление административно-территориальных организаций.
© Булычева Е.В., 2018
ЛИТЕРАТУРА
[1] Андреев В.Н. Аграрные отношения в Аттике в V-IV вв. до н. э. // Античная Греция. М.: Наука, 1983. Т. 1. C. 247-326.
[2] Блаватская Т.В. К историографии афинских хористов // Terra antique Balcanica. София, 1985. С. 45-57.
[3] Булычева Е.В. Права и обязанности арендодателей священной земли в Аттике (IV в. до н. э.) // Вестник РУДН.Серия: Всеобщая история. М., 2017. Т. 9. № 4. С. 301-310.
[4] Булычева Е.В. Экономическая деятельность оргеонов Аттики в IV в. до н. э. (по данным договоров об аренде и продаже земли) // Вестник Литературного Института им А.М.Горького. М., 2014. № 3. С. 24-33.
[5] Булычева Е.В. Роль демарха в аренде священной земли в древней Аттике (IV в. до н. э.) // Вестник РГГУ. Серия. Филология. Культурология. Востоковедение. М., 2017. № 10 (31). Часть 1. С. 9-16.
[6] Гвоздева Т.Б. Великие Панафинеи в тени Олимпийских игр // Вестник РУДН. Серия Всеобщая история. М., 2011. № 2. С. 36-47.
[7] Osborne R. The demos and the divisions in classical Athens // The Greek city from Homer and Alexander. Oxford, 1991. P. 245-309.
[8] Rhodes P.I. The Athenian Boule. Oxford, 1972. P. 211.
[9] Rosivach V.I. The system of public sacrifice in fourth century. Atlanta, 1994.
[10] Walbank M.B. Leases of sacred properties in Attica. Hesperia. 1952. Parts I-IV.
REFERENCES
[1] Andreev V.N. Agrarnye otnosheniy v Attike V-IV vv. do n.e. // Antichnay Greciy. M.: Nauka. 1983.T. 1. S. 247-326.
[2] Blavatskay T.V. K istoriografii afinskih horistov // Terra antique Balcanica. Sofija, 1985. S. 45-57.
[3] Bulycheva E.V. Prava i objazonnosti arendodatelej svjachennoi zemli v Attike (IV v. do n. e. // Vestnik RUDN. Serija: Vseobchaja Istorija. M., 2017. T. 9. № 4. S. 301-310.
[4] Bulycheva E.V. Ekonomicheskay deajtel'nost orgeonov Attiki v IV v. do n. e. (po dan-nim dogovorov ob arende I prodazhe zemli // Vestnik Literaturnogo Instituta im. А.М. Gor'kogo. М., 2014. № 3. S. 24-33.
[5] Bulycheva E.V. Rol'demarha v arende svjashennoy zemli v drevney Attike (IV v do n.e) // Vestnik RGGU. Serija. Filologija. Kul'turologija.Vostokovedenie. M., 2017. № 10 (31). Chast'1. S. 9-16.
[6] Gvozdeva T.B. Velikie Panafinei v teni Olimpiyskih igr // Vestnik RUDN. Serija: Vse-obshaja istorija. M., 2011. № 2. S. 36-47.
[7] Osborne R. The demos and the divisions in classical Athens // The Greek city from Homer and Alexander. Oxford, 1991. P. 245-309.
[8] Rhodes P. I. The Athenian Boule. Oxford, 1972. P. 211.
[9] Rosivach V. I. The system of public sacrifice in fourth century. Atlanta, 1994.
[10] Walbank M.B. Leases of sacred properties in Attica. Hesperia. 1952. Parts I-IV.
The role of officials policy organizing rental of sacred land in Attica (IV century B^.)
E.V. Bulycheva
Russian State University for the Humanities
6 Miusskaya Sq., Moscow, 125993, Russia
The article is devoted to the question of the role of officials in the process of a lease of sacred land in Attica in the fourth century B.C, the Holy land, which was called the temenos, was received in rent, which improved the quality of its processing. The process of renting was watched by officials of the Polis - archon-basilevs, demarchos and phratriarhos, as well as representatives of religious organizations - orgeones. Officials watched the order of the organization of rent, land surveying, the process of their processing, the receipt of rental income to the insurance Treasury. They had to report on the results of their activities in a timely manner to the authorities of the policy. The people's Assembly of the Polis together with officials took a decision on the organization of the process of renting the sacred land. All orders should be written down on a stone stele and to establish it in the center of a sanctuary on public display that testified to official character of the transaction.
Key words: rental, officials, management, demarchos, phratriarchos, Attica, land
Информация об авторе / Information about the author
Булычева Елена Владимировна - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории РГГУ.
Bulycheva Elena - PhD in Historical Sciences in Russian State University for the Humanities.
E-mail [email protected]
Для цитирования / For citations
Булычева Е.В. Роль должностных лиц полиса в организации аренды священных земель в Аттике (IV в. до н. э.) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2018. Т. 10 № 3. C. 229-236. DOI: 10.22363/2312-8127-2018-10-3-229-236
Bulycheva E.The role of officials policy organizing rental of sacred land in Attica (IV century B.C.). RUDN Journal of World History. 2018. 10(3): 229-236. DOI: 10.22363/23128127-2018-10-3-229-236
Рукопись поступила в редакцию / Article received: 22.03.2018