Научная статья на тему 'Свойства права'

Свойства права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7685
1023
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИЗНАКИ ПРАВА / СВОЙСТВА ПРАВА / НОРМАТИВНОСТЬ / ВСЕОБЩНОСТЬ / НЕПЕРСОНИФИЦИРОВАННОСТЬ / ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ПРАВА / ФОРМАЛЬНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / ЯЗЫК ЗАКОНА / СТАБИЛЬНОСТЬ ПРАВА / ДИНАМИЗМ ПРАВА / ПИСЬМЕННОЕ ПРАВО / ФОРМА ПРАВА / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / КОРРУПЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бошно Светлана Владимировна

В статье рассматриваются признаки права, позволяющие понять право как особую разновидность социального регулирования. Важным признаком права является определенность, которая создает условия для единообразного понимания и применения права. В статье рассмотрены языковые приемы, создающие предпосылки для формальной определенности права: точность, ясность, простота, единообразие терминологии. Социальность права подчеркивает, что право регулирует только отношения между людьми, наделенными волей и сознанием. Особенности имеет процесс создания права. Соблюдение процедурных правил правотворчества имеет большое значение для действительности права. Большое значение имеет нормативность права. В этом свойстве объединены неперсонифицированность адресата, всеобщность и общеобязательность. В единстве рассмотрены такие признаки права, как стабильность и динамизм. Данная статья войдет в учебник «Юриспруденция».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Свойства права»

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ: ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧЕБНИКА

СВОЙСТВА ПРАВА

DOI: http://dx.doi.org/10.14420/ru.2014.1.9

Бошно Светлана Владимировна, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой государствоведения и права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, e-mail: boshno@yandex.ru.

Аннотация. В статье рассматриваются признаки права, позволяющие понять

право как особую разновидность социального регулирования. Важным признаком права является определенность, которая создает условия для единообразного понимания и применения права. В статье рассмотрены языковые приемы, создающие предпосылки для формальной определенности права: точность, ясность, простота, единообразие терминологии. Социальность права подчеркивает, что право регулирует только отношения между людьми, наделенными волей и сознанием. Особенности имеет процесс создания права. Соблюдение процедурных правил правотворчества имеет большое значение для действительности права. Большое значение имеет нормативность права. В этом свойстве объединены неперсонифицированность адресата, всеобщность и общеобязательность. В единстве рассмотрены такие признаки права, как стабильность и динамизм. Данная статья войдет в учебник «Юриспруденция».

Ключевые слова: признаки права, свойства права, нормативность, всеобщность, неперсонифицированность, общеобязательность, социальная ценность права, формальная определенность, язык закона, стабильность права, динамизм права, письменное право, форма права, нормативный правовой акт, коррупция.

МПраво является важной разновидностью регуляторов общественных отношений. Право существует в разных формах: нормативные правовые акты, прецедент, правовой обычай, доктринальные и другие формы права. Каждая форма права имеет специфические признаки, но есть и общие. Мы рассматриваем те признаки, которые характеризуют сущность права, его социальную ценность и предназначение. Большое значение имеют те

признаки права, которые позволяют выделить его как особую регулятивную систему, отличающуюся от морали и религии.

1. Определенность права связана с особыми требованиями к его внешней оболочке, форме выражения. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде в специальной форме: законы, прецеденты и т. д.

Формальная определенность права достигается особым юридическим языком. При помощи языковых средств право воздействует на волю и сознание людей. Именно язык служит средством передачи информации о содержании правовых предписаний. Языковое воплощение нормативного правового акта придает воле законодателя цельность, законченность формы, обеспечивает удобства для изучения и применения. Нормативный правовой акт - это письменное литературное произведение, и к нему предъявляются такие же требования, как и к любому другому произведению книжно-письменной речи. Кроме того, нормативный акт представляет собой один из подвидов официально-делового произведения наряду с другими актами-документами, имеющими юридическое значение.

При изложении законодательной мысли в форме нормативного акта используются языковые средства, выработанные специально для данной сферы правотворчества, то есть употребляемые преимущественно или даже исключительно в данной области. Это дает основание выделить язык законодательства как самостоятельный стиль литературного языка, который обусловлен особыми социальными задачами, стоящими перед правом, специфическим способом отображения предмета и характеризуется специальными композиционными и стилистическими средствами, особым словарным составом языка для выражения мысли законодателя.

Наиболее яркими особенностями языка закона являются:

- официальный характер, документальность внешнего языкового выражения мысли законодателя;

- его ясность и простота;

- максимальная точность выражения.

Правовое предписание должно быть понятно субъектам права и точно формулировать разрешенное (запрещенное) поведение. О неопределенности права свидетельствуют различие в понимании и применении права.

Формальная определенность норм права - требование антикоррупционного законодательства. Неопределенное правовое предписание создает предпосылки коррупции, так как невозможно точно сформулировать права и обязанности сторон. Должностное лицо может произвольно толковать обязанности гражданина с целью вымогательства у него взятки. Предотвратить данный дефект законодательства призвана антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов.

2. Социальность. Право регулирует только социальные отношения, то есть отношения между людьми, коллективами людей, большими социальными общностями (народ, нация). Не могут быть участниками правовых отношений животные. Российское законодательство относит их к объектам права (одушевленные вещи). Право не регулирует предметы материального мира, но оно регулирует поведение людей по поводу

предметов.

Природные явления вообще не подвластны праву, оно их не регулирует Все попытки вмешательства права в мир природы обречены на поражение. Так, право не может указать солнцу, во сколько и с какой стороны ему вставать утром. Но оно может заставить людей вставать в то время, которое законодатель установит (перенесет) в соответствии со своими интересами. Например, при движении от лета к зиме темнеет все раньше и раньше, и время посредством закона перемещается. Точнее, не время, а его внешнее выражение - часы, которые выражают время для людей. Эти меры только частично могут решить государственные задачи, так как корень этой задачи законодателю не подвластен - он не руководит солнцем. А хотелось бы...

3. Процедурность. Право как система норм включает в себя четкие процедуры их создания, реализации, защиты. Процедурные правила, процессуальный порядок - характерные признаки права, определяющие связь с государственным аппаратом, прежде всего с правотворческими органами. Право в форме нормативного правового акта создается уполномоченными органами государственной власти в процессе правотворчества. Современное право приобретает форму закона, который создается в результате сложной и продолжительной процедуры законотворчества.

Отсутствие правотворческой процедуры является существенным дефектом, негативно сказывается на применении законодательства. Для действительности (включая конституционность) нормативного правового акта имеет значение соблюдение процедуры его создания. Нарушения правотворческой процедуры могут привести к его оспариванию в суде и последующим запретом применять данный документ. Гарантией качества и долговременного применения является четко прописанная правотворческая процедура и ее соблюдение.

Правотворчество осуществляют уполномоченные лица и органы. Результатом правотворчества являются нормативные правовые акты. Иные формы права могут возникать без специальных процедур. Так, например, у обычая нет процедуры его создания. Обычай формируется и кристаллизуется посредством повторения социально-полезных одобряемых правил. В этом процессе не участвуют органы государственной власти. Государство признает возникшие правила поведения (обычаев) путем санкционирования.

4. Нормативность означает, что право выступает как система норм (правил поведения), характеризуемых определенной логической структурой («если., то., иначе.»), установлением масштаба, меры поведения. Право определяет границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного поведения.

Нормативность состоит из всеобщности, общеобязательности и неперсонифицированности.

Всеобщность права означает, что оно через свою документальную форму способно делать те или иные общие правила обязательными для всех в государстве, на конкретной территории. Другими словами, не могут издаваться в форме закона предписания разового применения или адресованные одному человеку или конкретной жизненной ситуации. Право должно выступать мерой свободы для большого количества субъектов. Адресатами правовых норм могут быть, например, граждане Российского

государства, а также каждый, кто находится на его территории. Правовые предписания могут предназначаться большим группам, выделенным по разным основаниям (возраст, пол, род занятий и др.). Таким образом, группы могут состоять из женщин, пенсионеров, военнослужащих и др.

Нормативность означает также, что правовые акты действуют длительное время и они не связаны с конкретным фактом, отношением, субъектом. Несмотря на то что конкретные отношения возникают, развиваются и прекращаются, правовые акты сохраняют свое содержание и не подвергаются никаким изменениям. Нормативность означает, что акт сохраняется вне зависимости от того, применяется ли он или нет. Так, есть документы, которые принимаются для того, что их нормы воплощались в поведение (например, Гражданский кодекс РФ), и есть документы, принятые для того, чтобы никогда не применяться (например, Уголовный кодекс РФ). Но вне зависимости от того, пользуются документом или нет и насколько интенсивно пользуются, он продолжает действовать. Только отмена правового акта или издание другого акта по этому же предмету, но с другим содержанием прекращает действие права.

Правовые предписания являются общеобязательными. Они распространяют свое равное воздействие на разных лиц. Обязательность правовых норм обеспечивается возможностью государственного принуждения, то есть они наделяются не только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью наступления неблагоприятных последствий, имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных страданий, при их нарушении. Право действует и применяется вне зависимости то того, знал ли субъект права о его наличии или нет. Общеобязательность осуществляется в жизнь посредством принципа равенства всех перед законом и судом. В идеале на применение законодательства не должно оказывать влияния имущественное и должностное положение правонарушителя и другого субъекта права. Благодаря данному принципу право может выполнять важные социальные функции, в частности обеспечивать равенство всех людей перед законом и судом.

Современные демократические государства одним из своих концептуальных лозунгов провозглашают равенство с юридической точки зрения. Имеются и другие гарантии равенства: гендерное, религиозное. Не должны влиять на применение закона политические взгляды гражданина. Все гарантии равенства перед законом имеют значение для демократических государств.

Истории права и государства известны нормы, разделявшие общество на группы по имущественному признаку, социальному происхождению. Формально демократические государства закрепляют общеобязательность права. Но известные обществу случаи ухода от юридической ответственности высокопоставленных чиновников разрушают правовую культуру и деформируют правовое сознание общества, разрушают нормативность права.

Неперсонифицированность права представляет собой одну из граней нормативности. Предписания законодательства не имеют конкретно определенного, индивидуального, персонифицированного адресата, а

предназначены неограниченному, абстрактному кругу лиц. Если какое-либо конкретное лицо оказывается в условиях, предусмотренных структурой соответствующей нормы, то оно и оказывается адресатом нормы. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.

Неперсонифицированность права представляет собой одну из граней нормативности. Предписания законодательства не имеют конкретно определенного, индивидуального, персонифицированного адресата, а предназначены неограниченному, абстрактному кругу лиц. Если какое-либо конкретное лицо оказывается в условиях, предусмотренных структурой соответствующей нормы, то оно и оказывается адресатом нормы. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.

5. Гарантированность силой (авторитетом). Исполнение правовых норм гарантируется авторитетом издавшего их органа или лица. Доктрины, религиозные тексты, обычаи и другие формы права не имеют определенной силы в виде армии и тюрьмы, но все же очень действенны. Совершенно другие гарантии исполнения у нормативных правовых актов. Сила авторитета или авторитет силы - в этой известной формуле закреплено противоборства права в форме нормативного правового акта и других форм права.

6. Важным признаком позитивного права является охрана государством, которое поддерживает право своим авторитетом и принудительной силой. Далеко не все нормы права соблюдаются и исполняются исключительно добровольно, в силу внутреннего убеждения. Часть населения подчиняется требованиям предписаний лишь потому, что опасается применения государственных санкций. Охрана правовых норм включает в себя государственное принуждение, различные организационные, технические и воспитательные, превентивные (предупредительные) меры органов власти по соблюдению и исполнению гражданами юридических норм. Эти меры позволяют стабилизировать правовой порядок в обществе.

7. Письменное и неписаное право. Признак письменности характеризует право именно как институционное образование, так как этот признак определяет право как явление, имеющее внешние формы выражения и внутреннюю структуру.

Благодаря письменной форме право содержится, передается. Письменная форма обеспечивает доступность, устойчивость права.

Отражением письменной формы является требование опубликования нормативных правовых актов. Это конституционное требование. В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Подзаконные правовые акты, издаваемые Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, подлежат официальному опубликованию, если они затрагивают права и свободы граждан или носят межведомственный характер. Гарантия опубликования нормативных правовых актов позволяет государству применять принцип «незнание закона не освобождает от ответственности». Нормативные правовые акты официально публикуются в газетах («Парламентская газета», «Российская газета»), журнале

(«Собрание законодательства Российской Федерации») и размещаются на официальном правовом портале www.pravo.gov.ru.

8. Системность права означает, что нормы права для выполнения своих функций составляют взаимосогласованную, связанную систему. Законодатель, закрепляя в предписаниях новые юридические нормы, обязательно должен согласовывать их с уже существующими правилами. Только системное, непротиворечивое, официально существующее право способно выполнить стоящие перед ним задачи. Эффективность права находится в прямой зависимости от его системности. Система права представляет собой внутреннее устройство права, его деление на отрасли, институты и нормы права. Системность права означает отсутствие противоречий между правовыми нормами.

9. Динамизм права проявляется в подвижности, возможности быстрого изменения законодательных положений. Наиболее наглядно это свойство права проявляется в период бурных социально-экономических и политических преобразований. Именно в это время интенсивно меняются и отменяются устаревшие нормативные правовые акты, активно разрабатываются и принимаются новые. Динамизм может входить в некоторое противоречие с требованием стабильности права. Однако это требование не должно затруднять постепенного развития права. Таким образом, в праве должны сочетаться два свойства: динамизм и стабильность.

10. Стабильность права состоит в том, что право содержит устойчивые, практически неизменные предписания, основанные на основополагающих нравственных и религиозных постулатах. Длительно существующее стабильное законодательство положительно сказывается на гражданском обществе, правовой культуре и правовом сознании. Граждане не читают нормативные акты постоянно, так как это сложная, обширная система, изложенная специфическим языком. Для реального эффективного действия правового акта требуется достаточно продолжительное время для подготовки общества (от 3 до 6 месяцев). Далее гражданам требуется время для привыкания к новому правовому регулированию. Эффективным является привычное законодательство, которое усвоено гражданами. При таком положении дел соблюдение законодательства становится привычным. Однако стабильность не должна перерастать в консерватизм, косность. Законодательство должно развиваться, размеренно и аккуратно реагировать на новые вызовы и потребности общества.

Библиографический список

1. Лановая Г. М. Отличительные признаки современного права // Право и образование. - 2011. - № 5. - С. 70-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.