Научная статья на тему 'СВОЙСТВА ГЛАГОЛОВ АКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ'

СВОЙСТВА ГЛАГОЛОВ АКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
185
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глаголы активного восприятия / русский язык как иностранный / актантная структура. / verbs of active perception / Russian as a foreign language / actant structure.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Наркулова, Индира Рустам Кизи

В данной статье рассмотрена роль глаголов активного восприятия при изучении русского языка курсантами Университета общественной безопасности Республики Узбекистан. Так как глаголы этого класса неоднородны по своему характеру и могут возникнуть трудности при изучении русского языка. Одни из них выражают зрительное восприятие (включающее в себя совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира), слуховое восприятие (способность получать и интерпретировать информацию, которая достигает наших ушей через волны звуковых частот, передаваемые по воздуху или иным образом), а также тактильное восприятие (ощущение давления, тепла, холода, возникающее при прикосновении кожи к чему-нибудь) и обоняние (способность к восприятию и различению запахов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROPERTIES OF VERBS OF ACTIVE PERCEPTION IN THE MODERN RUSSIAN LANGUAGE

This article discusses the role of verbs of active perception in the study of the Russian language by cadets of the University of Public Security of the Republic of Uzbekistan. Since the verbs of this class are heterogeneous in nature and difficulties may arise when learning the Russian language. Some of them express visual perception (which includes a set of processes for constructing a visual image of the surrounding world), auditory perception (the ability to receive and interpret information that reaches our ears through sound frequency waves transmitted through the air or otherwise), as well as tactile perception ( feeling of pressure, heat, cold that occurs when the skin touches something) and smell (the ability to perceive and distinguish odors).

Текст научной работы на тему «СВОЙСТВА ГЛАГОЛОВ АКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ»

TRANSLATION FORUM - 2022 VOLUME 2 | SPECIAL ISSUE 28

ФОРУМ ПЕРЕВОДОВЕДОВ-2022 ISSN 2181-1784

TARJIMASHUNOSLAR FORUMI- 2022 ^ SJIF 2022: 5.947 | ASI Factor = 1.7

СВОЙСТВА ГЛАГОЛОВ АКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

d https://doi.org/10.24412/2181-1784-2022-28-421-423

Индира Рустам кизи НАРКУЛОВА,

доктор философии по педагогическим наукам (PhD), старший преподаватель кафедры «Изучение языков» Университета общественной безопасности Республики Узбекистан

Аннотация: В данной статье рассмотрена роль глаголов активного восприятия при изучении русского языка курсантами Университета общественной безопасности Республики Узбекистан. Так как глаголы этого класса неоднородны по своему характеру и могут возникнуть трудности при изучении русского языка. Одни из них выражают зрительное восприятие (включающее в себя совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира), слуховое восприятие (способность получать и интерпретировать информацию, которая достигает наших ушей через волны звуковых частот, передаваемые по воздуху или иным образом), а также тактильное восприятие (ощущение давления, тепла, холода, возникающее при прикосновении кожи к чему-нибудь) и обоняние (способность к восприятию и различению запахов).

Ключевые слова: глаголы активного восприятия, русский язык как иностранный, актантная структура.

Глаголы восприятия - это глаголы, описывающие способы восприятия человеком окружающей действительности. Общее перцептивное значение данных глаголов 'воспринимать кого-либо, что-либо'. Кроме того, семантические структуры глаголов восприятия включают и несколько дифференциальных сем: 'способность перцептивного восприятия', 'постоянное функционирование способности', 'обладание перцептивной способностью', 'каузирование этой способности' [Белова 2012]. Глаголы восприятия обозначают пять подсистем человеческого восприятия (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), каждая из которых включает определенное количество глаголов, обозначающих все виды восприятия.

TRANSLATION FORUM - 2022 ФОРУМ ПЕРЕВОДОВЕДОВ- 2022 TARJIMASHUNOSLAR FORUMI- 2022

VOLUME 2 | SPECIAL ISSUE 28

ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 | ASI Factor = 1.7

В современном русском языке глаголы восприятия делятся на две группы: слова со значением пассивного и активного восприятия. Активным называется восприятие, при котором субъект восприятия специально нечто делает для того, чтобы воспринимать объект. [Предикаты со значением пассивного восприятия в современном русском языке //

https://studbooks.net/2094305/literatura/predikaty_znacheniem_passivnog o_vospriyatiya_sovremennom_russkom_yazyke]. К глаголам, обозначающим активное восприятие относят пробовать (на вкус), щупать, нюхать, слушать, смотреть и их производные. Для каждого вида активного восприятия существует парный глагол, обозначающий пассивное действие: смотреть - видеть, слушать -слышать, нюхать - обонять, щупать - осязать.

Рассмотрим глаголы, обозначающие активное восприятие: Пробовать что-то на вкус - «есть или пить для определения вкуса, готовности чего-либо; делать так, чтобы небольшое количество вещества (пищи, жидкости) и язык касались друг друга, для того чтобы воспринимать вкус» [Современный толковый словарь русского языка 2000]. Например: Повар пробует суп.

Щупать - «прикасаться к кому-нибудь или чему-нибудь рукой, пальцами для того, чтобы ощущать, распознавать, исследовать». Например: Врач щупает утопленнику пульс, начинает делать ему искусственное дыхание.

Нюхать - «вдыхать через нос с целью ощутить, распознать запах; обонять для распознавания запаха». Например: Но когда мать увидела, как сынок нюхает и слизывает кровь со своей разбитой коленки, то забрала его из секции и отвела к психиатру.

Глаголы нюхать, пробовать и щупать описывают конкретные физические действия. А глагол слушать не указывает ни на какие подобные физические действия. Смысловые компоненты, входящие в значение глагола слушать:

1. 'направлять слух'

2. 'направлять слух в звуковое пространство'

3. 'направлять слух на объект в звуковом пространстве'

TRANSLATION FORUM - 2022 ФОРУМ ПЕРЕВОДОВЕДОВ- 2022 TARJIMASHUNOSLAR FORUMI- 2022

R 0#

VOLUME 2 | SPECIAL ISSUE 28

ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 | ASI Factor = 1.7

4. 'направлять слух на формальный или пропозитивный объект в звуковом пространстве' Например: Бутонов зашел к нему и поговорил с ним о Маше. Григорий слушал его внимательно.

Ю.Д. Апресян толкует глагол смотреть через компонент 'направлять взгляд, чтобы увидеть'. Например: Георгий с удовольствием смотрел вверх.

Все перечисленные глаголы активного восприятия сочетаются с наречиями цели (нарочно, специально, назло, умышленно, неумышленно и т.д.), что говорит об актуализации в семантической структуре данных глаголов семы 'контролируемость' (Я специально не смотрел на нее. Я нарочно не слушал его. Я назло попробовал суп, который она приготовила).

Литература:

1. Ёкубова Индира Рустам Кизи, Халилов Назарбек Олимжон Угли Особенности изучения актантных структур глаголов восприятия в современном русском языке // Вестник науки и образования. 2019. №20-1 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-izucheniya-aktantnyh-struktur-glagolov-vospriyatiya-v-sovremennom-russkom-yazyke (дата обращения: 08.12.2022).

2. Маматкулов Хуршид Абдурашидович, Ёкубова Индира Рустам Кизи Развитие самостоятельной педагогической компетенции по английскому языку с помощью компьютерных технологий // Наука и образование сегодня. 2019. №11 (46). URL: https://cyberleninka.ra/article/n/developing-self-study-competence-of-pedagogies-in-english-languages-by-computer-technologies (дата обращения: 08.12.2022).

3. Ёкубова И. Р. Роль синтаксической сочетаемости глаголов восприятия при изучении русского языка в высших военных учебных учреждениях // International scientific review. 2019. №LXIV. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sintaksicheskoy-sochetaemosti-glagolov-vospriyatiya-pri-izuchenii-russkogo-yazyka-v-vysshih-voennyh-uchebnyh-uchrezhdeniyah (дата обращения: 08.12.2022).

4. Ёкубова И. Р. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ОБЪЕКТА В ВЫСКАЗЫВАНИЯХ С ГЛАГОЛАМИ ВОСПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ //LBC 72 Modern science International scientific journal, № 04, Vol. I, 2019. - 2019. - С. 307.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.