TRANSLATION FORUM - 2022 VOLUME 2 | SPECIAL ISSUE 28
ФОРУМ ПЕРЕВОДОВЕДОВ-2022 ISSN 2181-1784
TARJIMASHUNOSLAR FORUMI- 2022 ^ SJIF 2022: 5.947 | ASI Factor = 1.7
СВОЙСТВА ГЛАГОЛОВ АКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
d https://doi.org/10.24412/2181-1784-2022-28-421-423
Индира Рустам кизи НАРКУЛОВА,
доктор философии по педагогическим наукам (PhD), старший преподаватель кафедры «Изучение языков» Университета общественной безопасности Республики Узбекистан
Аннотация: В данной статье рассмотрена роль глаголов активного восприятия при изучении русского языка курсантами Университета общественной безопасности Республики Узбекистан. Так как глаголы этого класса неоднородны по своему характеру и могут возникнуть трудности при изучении русского языка. Одни из них выражают зрительное восприятие (включающее в себя совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира), слуховое восприятие (способность получать и интерпретировать информацию, которая достигает наших ушей через волны звуковых частот, передаваемые по воздуху или иным образом), а также тактильное восприятие (ощущение давления, тепла, холода, возникающее при прикосновении кожи к чему-нибудь) и обоняние (способность к восприятию и различению запахов).
Ключевые слова: глаголы активного восприятия, русский язык как иностранный, актантная структура.
Глаголы восприятия - это глаголы, описывающие способы восприятия человеком окружающей действительности. Общее перцептивное значение данных глаголов 'воспринимать кого-либо, что-либо'. Кроме того, семантические структуры глаголов восприятия включают и несколько дифференциальных сем: 'способность перцептивного восприятия', 'постоянное функционирование способности', 'обладание перцептивной способностью', 'каузирование этой способности' [Белова 2012]. Глаголы восприятия обозначают пять подсистем человеческого восприятия (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), каждая из которых включает определенное количество глаголов, обозначающих все виды восприятия.
TRANSLATION FORUM - 2022 ФОРУМ ПЕРЕВОДОВЕДОВ- 2022 TARJIMASHUNOSLAR FORUMI- 2022
VOLUME 2 | SPECIAL ISSUE 28
ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 | ASI Factor = 1.7
В современном русском языке глаголы восприятия делятся на две группы: слова со значением пассивного и активного восприятия. Активным называется восприятие, при котором субъект восприятия специально нечто делает для того, чтобы воспринимать объект. [Предикаты со значением пассивного восприятия в современном русском языке //
https://studbooks.net/2094305/literatura/predikaty_znacheniem_passivnog o_vospriyatiya_sovremennom_russkom_yazyke]. К глаголам, обозначающим активное восприятие относят пробовать (на вкус), щупать, нюхать, слушать, смотреть и их производные. Для каждого вида активного восприятия существует парный глагол, обозначающий пассивное действие: смотреть - видеть, слушать -слышать, нюхать - обонять, щупать - осязать.
Рассмотрим глаголы, обозначающие активное восприятие: Пробовать что-то на вкус - «есть или пить для определения вкуса, готовности чего-либо; делать так, чтобы небольшое количество вещества (пищи, жидкости) и язык касались друг друга, для того чтобы воспринимать вкус» [Современный толковый словарь русского языка 2000]. Например: Повар пробует суп.
Щупать - «прикасаться к кому-нибудь или чему-нибудь рукой, пальцами для того, чтобы ощущать, распознавать, исследовать». Например: Врач щупает утопленнику пульс, начинает делать ему искусственное дыхание.
Нюхать - «вдыхать через нос с целью ощутить, распознать запах; обонять для распознавания запаха». Например: Но когда мать увидела, как сынок нюхает и слизывает кровь со своей разбитой коленки, то забрала его из секции и отвела к психиатру.
Глаголы нюхать, пробовать и щупать описывают конкретные физические действия. А глагол слушать не указывает ни на какие подобные физические действия. Смысловые компоненты, входящие в значение глагола слушать:
1. 'направлять слух'
2. 'направлять слух в звуковое пространство'
3. 'направлять слух на объект в звуковом пространстве'
TRANSLATION FORUM - 2022 ФОРУМ ПЕРЕВОДОВЕДОВ- 2022 TARJIMASHUNOSLAR FORUMI- 2022
R 0#
VOLUME 2 | SPECIAL ISSUE 28
ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 | ASI Factor = 1.7
4. 'направлять слух на формальный или пропозитивный объект в звуковом пространстве' Например: Бутонов зашел к нему и поговорил с ним о Маше. Григорий слушал его внимательно.
Ю.Д. Апресян толкует глагол смотреть через компонент 'направлять взгляд, чтобы увидеть'. Например: Георгий с удовольствием смотрел вверх.
Все перечисленные глаголы активного восприятия сочетаются с наречиями цели (нарочно, специально, назло, умышленно, неумышленно и т.д.), что говорит об актуализации в семантической структуре данных глаголов семы 'контролируемость' (Я специально не смотрел на нее. Я нарочно не слушал его. Я назло попробовал суп, который она приготовила).
Литература:
1. Ёкубова Индира Рустам Кизи, Халилов Назарбек Олимжон Угли Особенности изучения актантных структур глаголов восприятия в современном русском языке // Вестник науки и образования. 2019. №20-1 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-izucheniya-aktantnyh-struktur-glagolov-vospriyatiya-v-sovremennom-russkom-yazyke (дата обращения: 08.12.2022).
2. Маматкулов Хуршид Абдурашидович, Ёкубова Индира Рустам Кизи Развитие самостоятельной педагогической компетенции по английскому языку с помощью компьютерных технологий // Наука и образование сегодня. 2019. №11 (46). URL: https://cyberleninka.ra/article/n/developing-self-study-competence-of-pedagogies-in-english-languages-by-computer-technologies (дата обращения: 08.12.2022).
3. Ёкубова И. Р. Роль синтаксической сочетаемости глаголов восприятия при изучении русского языка в высших военных учебных учреждениях // International scientific review. 2019. №LXIV. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sintaksicheskoy-sochetaemosti-glagolov-vospriyatiya-pri-izuchenii-russkogo-yazyka-v-vysshih-voennyh-uchebnyh-uchrezhdeniyah (дата обращения: 08.12.2022).
4. Ёкубова И. Р. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ОБЪЕКТА В ВЫСКАЗЫВАНИЯХ С ГЛАГОЛАМИ ВОСПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ //LBC 72 Modern science International scientific journal, № 04, Vol. I, 2019. - 2019. - С. 307.