УДК 334.7
DOI: 10.28995/2073-6304-2021-1-56-70
Своевременные и адекватные меры по поддержке экономики и населения России в период пандемии
Оксана М. Махалина
Государственный университет управления, Москва, Россия, [email protected]
Виктор Н. Махалин
Государственный университет управления, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены меры государственной поддержки населения и экономики России и обобщен мировой опыт бюджетной поддержки в некоторых зарубежных странах, пострадавших от пандемии короновирусной инфекции. Исследование и обобщение выполнено по следующим направлениям: применяемые формы поддержки, используемые способы финансирования, особенности поддержки финансового сектора, производственного сектора, малого и среднего бизнеса, населения, социальной сферы, здравоохранения, поддержка регионов. Исследование учитывало два негативных фактора: стремительное распространение СОУГО-19 и его пагубное влияние на глобальную экономику; обвал цен на нефть и обесценивание рубля. Под воздействием этих факторов экономика РФ во втором квартале 2020 г, по данным Росстата, сократилась на 8% в годовом исчислении, а за первое полугодие - на 3,4%. ВВП страны, по данным Минэкономразвития, уменьшился на 4,3% в годовом выражении, а за 8 месяцев с начала текущего года - на 3,6%. Учитывая указанные обстоятельства, Правительство РФ и Банк России разработали общенациональный план по восстановлению российской экономики в 20202021 гг., который был принят и утвержден Правительством 23 сентября 2020 г. Последствия СОУГО-19 негативно отразились на действиях большинства европейских компаний в России. Более чем у половины (56%) упали продажи, трети компаний (33%) пришлось оценивать экономическое положение России на общемировом фоне. Хотя экономики США, Великобритании, стран ЕС упали гораздо более глубоко, чем российская, но восстановятся они раньше, чем мы, поскольку эти страны вложили в поддержку экономик значительно большие суммы по сравнению с Россией. На поддержку экономики у нас выделено не больше 3% ВВП, тогда как в развитых странах - не менее 10%, а в Германии - 22%. Наиболее
© Махалина О.М., Махалин В.Н., 2021 ISSN 2073-6304 • RSUH/RGGU Bulletin. "Economics. Management. Law" Series, 2021, no. 1
сильный удар пандемия нанесла малому и среднему бизнесу по двум причинам: сокращение количества потребителей и возрастающие издержки и в первую очередь - арендные ставки. Для восстановления малого и среднего бизнеса предлагается оказывать денежную поддержку непосредственно населению, чтобы поднять платежеспособный спрос либо частично снять налоговую и административную нагрузку на предпринимателей.
В заключении сформулированы, с учетом зарубежного опыта и реального состояния экономики, рекомендации по ее восстановлению.
Ключевые слова: поддержка экономики, пандемия COVID-19, поддержка малого и среднего бизнеса, поддержка населения, экономические последствия COVID-19
Для цитирования: Махалина О.М., Махалин В.Н. Своевременные и адекватные меры по поддержке экономики и населения России в период пандемии // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2021. № 1. С. 56-70. DOI: 10.28995/2073-6304-2021-1-56-70
Timely and adequate measures to support the Russian economy and population during the pandemic
Oksana M. Makhalina
Moscow State University of Management, Moscow, Russia, [email protected]
Viktor N. Makhalin
Moscow State University of Management, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article considers measures of state support for the population and economy of Russia and summarizes the world experience of the budget support in some foreign countries affected by the coronavirus pandemic. The research and generalization performed in the following areas: applied forms of support, methods of financing, particularities in supporting the financial sector, manufacturing sector, small and medium business, population, social sphere, health care, support of regions. The study took into account two negative factors: the rapid spread of COVID-19 and its harmful impact on the global economy; the collapse in oil prices and the depreciation of the ruble. Under the influence of those factors, the Russian economy in the second quarter of 2020, according to Rosstat, declined by 8% year - on-year, and for the first half of the year-by 3.4%. The country's GDP, according to the Ministry of economic development, decreased by 4.3% in annual terms, and for 8 months from the beginning of this year by 3.6%.Given the circumstances, the Government of the Russian Federation and the Bank of Russia developed a national plan for
the recovery of the Russian economy in 2020-2021, which was adopted and approved by the Government on September 23, 2020. The consequences of COVID-19 have negatively affected the actions of most European companies in Russia. With more than half of them (56%), sales fell, and a third of companies (33%) had to cut their advertising and marketing research budgets (21%).The article assesses the economic situation of Russia against the global background. Although the economies of the US, UK, and EU countries have fallen much more deeply than the Russian one, they will recover sooner than we do, since these countries have invested significantly more money in supporting their economies than Russia. We have allocated no more than 3% of GDP to support the economy, while in developed countries at least 10%, and in Germany -22%.The pandemic has hit small and medium-sized businesses the hardest for two reasons: a reduction in the number of consumers and increasing costs, and, first of all, rental rates. To restore small and medium-sized businesses, it is proposed to provide monetary support directly to the population in order to raise effective demand, or partially remove the tax and administrative burden on entrepreneurs. In conclusion, taking into account foreign experience and the real state of the economy, recommendations for its recovery are formulated.
Keywords: economic support, COVID-19 pandemic, support for small and medium-sized businesses, population support, economic consequences of COVID-19
For citation: Makhalina, O.M. and Makhalin, V.N. (2021), "Timely and adequate measures to support the Russian economy and population during the pandemic", RSUH/RGGUBulletin."Economics. Management. Law"Series, no. 1, pp. 56-70, DOI: 10.28995/2073-6304-2021-1-56-70
В связи с пандемией в стране и в мире в середине марта 2020 г. в 26 регионах Российской Федерации Правительство ввело режим самоизоляции для обеспечения безопасности граждан сначала на 14 дней, а затем неоднократно переносило сроки окончания самоизоляции1. Так, в Москве режим самоизоляции был снят только 9 июня для основного населения, а для отдельной группы граждан и пенсионеров старше 65 лет - с 26 июня 2020 г. В Подмосковье режим самоизоляции для пенсионеров и отдельной категории граждан был снят только с 24 августа 2020 г. В этот период огромное количество человек потеряли работу, закрылось много предприятий, особенно малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей. По данным Единого государственного реестра
1 Распоряжение правительства РФ от 16 марта 2020 г. № 635-Р [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/39179/ (дата обращения 20 октября 2020).
налогоплательщиков (далее - ЕГРН), количество закрывшихся или заявивших о ликвидации предприятий малого и среднего бизнеса в этот период и по состоянию на 01.08.2020 г. составило более 1816 тыс. юридических лиц, индивидуальных предпринимателей -более 800 тыс. человек. В основном пандемия затронула сферу услуг, досуга и развлечений, красоты и моды, арендный и клинин-говый бизнес, общественное питание, фитнес- и спортиндустрии, образование, туризм и авиасообщение, строительство и девелопер, торговля непищевыми товарами, перевозки пассажиров и товаров, сельское хозяйство, производство товаров, научно-исследовательская деятельность и другие сферы. Большинство предприятий перешли на удаленную работу, а многие магазины перешли на онлайн-торговлю. Это очень сильно ударило по реальному сектору экономики. К концу апреля уровень безработицы вырос от 4,7 до 5,8% в разных регионах и продолжает расти. 18.08.2020 г. Правительство в лице Президента страны официально признало наличие и рост безработицы среди трудового населения в период пандемии, которая еще не окончена и продолжает влиять на все сферы жизнедеятельности граждан и предприятий, деловую сферу и политику в стране. Президент страны лично поручил кабинету Министров разработать программу, цели и реальную помощь в сложившейся сложной ситуации как для страны, так и для граждан, потерявших источник доходов2. На сегодняшний день (данные на 18.08.2020 г. из официальных источников Правительства России) уровень безработицы, по официальным данным, составляет 6,3%. Однако, если верить статистическим опросам, в одной Москве за апрель 12% работающего населения потеряло работу, 32% временно прекратили работу либо отправлены в неоплачиваемый отпуск, а 30% стали работать неполный рабочий день с сокращением заработной платы.
В сложившейся ситуации Правительством Российской Федерации были введены временные меры как для защиты граждан от опасности здоровью, так и для поддержания жизнедеятельности людей, предприятий малого, среднего и крупного бизнеса, так как именно отчисления в виде налогов и сборов являются основным источником доходов бюджета страны и доходов бюджета на всех уровнях местных органов самоуправления. Однако режим Чрезвы-
2 Березина Е, Кузьмин В. Правительство одобрило общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в ней [Электронный ресурс]: https://rg.ru/2020/09/29/pravitelstvo-utverdilo-obshchenacionalnyj-plan-vosstanovleniia-ekonomiki.html (дата обращения 23 ноября 2020).
чайного положения в стране или в отдельных регионах в связи с пандемией введен не был.
В это непростое время стратегической задачей Правительства стали меры для сдерживания уровня инфляции, поддержания реального сектора экономики через введение льгот, отсрочек и рассрочек по кредитам и предоставление налоговых каникул как предприятиям, так и отдельной категории граждан, социальные выплаты из бюджета и пособия на детей, малоимущим и инвалидам и отдельной категории граждан [Редкоус 2020]. Одновременно с этими мерами были приняты многочисленные законы и поправки в законы и Кодексы РФ (Налоговый, об Административных правонарушениях, Уголовный, Трудовой и т. д.), устанавливающие штрафы за нарушения правил и законов в период самоизоляции и пандемии как на физических лиц, так и на предприятия всех форм собственности, госучреждения и служащих. В период действия Моратория о неповышении налогов на бизнес и доходы граждан до 2024 г. Правительством приняты изменения в Налоговый Кодекс РФ (далее - НК РФ) о повышении налога на доходы граждан, получающих доход в сумме более 5 000 000 рублей до 15% с суммы, превышающей 5 000 000 рублей (поправка в НК РФ вступает в силу с 01.01.2021 г.). Ранее действовала единая ставка на доходы физических лиц в размере 13%.
Кроме того, Правительством России и местными органами самоуправления приняты другие меры для поддержания жизнедеятельности граждан и бизнеса, и этот процесс продолжается, так как пандемия еще не закончилась и отголоски введения мер по самоизоляции, перехода многих предприятий на удаленный режим работы либо остановка деятельности многих предприятий на период более двух месяцев, банкротство и закрытие бизнесов или ранее существующих бизнес-моделей продолжают негативно сказываться и сейчас, влияют на все сферы жизни отдельных граждан и всех предприятий во всех регионах страны. Статистика в реальном секторе экономики и доходы в бюджет страны и всех уровней за первое полугодие, и в частности за 2-й квартал 2020 г., именно тот период, в котором были введены режимы самоизоляции и крайние меры по ограничению деятельности в секторах экономики только оценивается, и еще нет официальных окончательных данных на сайтах Правительства России и уполномоченных госучреждениях. И, несмотря на это, уже есть много официальных документов, поручений Правительства и данных независимых статистических агентств, прямо и косвенно доказывающих, что показатели по инфляции, уровню безработицы, доходам в бюджет оказались за первое полугодие и второй квартал хуже ожидаемого.
Однако Правительство делает все возможное для решения проблем и выхода из сложившейся ситуации, решает проблемы теми способами, которые актуальны в текущем моменте либо с перспективой на будущее. Проблемы носят как экономический, так и социальный характер, поэтому для вывода экономики страны из кризиса и для решения проблем социального характера каждый день вступают в силу или рассматриваются законы и меры, принятые восстановить экономику страны и уровень доходов граждан, сделать безопасной жизнедеятельность, повысить уровень социальной ответственности граждан и бизнеса [Левшукова, Матвеев, Позоян 2020]. Из-за большой закредитованности физических и юридических лиц во всех регионах, в связи с остановкой из-за пандемии бизнеса либо сокращением доходов или рабочих мест, остановки предприятий и, как следствие, остановкой получения выручки и доходов либо снижением получаемого уровня доходов как на юридических лиц, так и на граждан как заемщиков, возникли колоссальные проблемы с кредиторами и банками ввиду недостаточности денежных средств для выполнения взятых на себя обязательств по возврату кредитов/займов. В этих условиях и в связи с пандемией, по поручению Правительства и лично Президента страны, Банком России приняты меры по поддержке юридических и физических лиц в том числе3:
- Правительство РФ создало Фонд поддержки размером 1,4 трлн руб.;
- предоставлены кредитные каникулы для физических и юридических лиц, которыми установлен льготный период, гарантирующий освобождение от платежей по кредитам и займам до 30 сентября (при условии, что доход физических или юридических лиц снизился на 30% относительно среднемесячного в 2019 г. и кредит был взят до 3 апреля 2020 г.);
- Правительством РФ и Банком России были приняты меры для поддержки малого и среднего бизнеса (в частности, для более справедливого подхода к субъектам экономической деятельности с пропорциональной налоговой нагрузкой, чтобы избежать нанесения вреда малым и средним предприятиям [Махалина, Махалин 2020]). Правительством РФ принято решение о переносе сроков оплаты большинства налогов (постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 409).
3 Поддержка населения в период пандемии 17 сентября 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: ttps://russian.rt.com/russia/news/784204-moskva-mery-po-socialnoi-podderzhke-zdravoohranenie (дата обращения 22 октября 2020).
Предпринимателям из всех отраслей деятельности и индивидуальным предпринимателям разрешили взять кредит по сниженному льготному проценту по ставке 8,5% годовых (на срок до 3 лет). Кроме того, предпринимателям в пострадавших отраслях предложили взять кредит на 6 месяцев со ставкой 0% годовых для выплаты заработной платы сотрудникам за апрель и май 2020 г. Позднее (в июле 2020 г.) Правительством РФ сделано уточнение, что предприятия, взявшие кредиты на выплату заработной платы сотрудникам и сохранившие в течение года до 70% персонала через год обязаны будут вернуть только 50% от взятого кредита по ставке 0%, а предприятиям, сохранившим не менее 80% персонала, кредит будет прощен и возврату не подлежит. Этими мерами Правительство стимулирует как работодателей, так и работников с целью сохранения для них рабочего места и получения ими дохода, а также получения налогов с доходов в бюджеты органов местного самоуправления и региональные бюджеты.
Хотя окончательных официальных данных на сегодняшний день еще нет и только подводятся итоги, но, по предварительным официальным данным Росстата, во втором квартале 2020 г. ВВП России упал на 8,5%. Это самое крупное квартальное падение ВВП за последние 10 лет4. В силу того, что окончательные данные еще находятся в стадии обработки, Росстатом для Правительства и для оперативного управления в секторе реальной экономики были рассчитаны данные путем производственного метода (сумма добавленных стоимостей, созданных в отраслях экономики) и основаны на оперативных данных о динамике производства крупных и средних предприятий нефинансового сектора экономики. Согласно расчетам Росстата, видно, что малый бизнес находится в том же состоянии и даже хуже, чем крупный и средний. Но малый бизнес получил намного меньше поддержки со стороны Правительства. Наиболее пострадавшие от СОУГО-19 отрасли: туризм, авто-и авиаперевозки, ресторанный бизнес, гостиничный бизнес, сфера досуга и развлечений, фитнес и красота.
Однозначно, что для любой экономики мира, в том числе и России, огромной угрозой для социальной и финансовой стабильности страны является проблема, которая имеет место быть: снижение покупательской способности у россиян. По неофициальным данным, многие работники малого и среднего бизнеса (по требованию
4 Иноземцев В. Мы упадем и не поднимемся [Электронный ресурс]. URL: https://www.mk.ru/economics/2020/07/07/ekonomist-inozemcev-dal-recept-obogashheniya-bednykh-rossiyan.html (дата обращения 27 июля 2020).
руководства или из-за желания сохранить в дальнейшем свое рабочее место) вынужденно ушли в «неоплачиваемый отпуск», они не получали доход на протяжении нескольких месяцев. Окончательные данные по зарплате будут опубликованы после сдачи отчетности предприятиями по форме 2-НДФЛ (налог на доходы физических лиц), но уже известно, что бюджеты всех уровней получили в бюджет за период пандемии и особенно за апрель-июнь доходов на 30 и более процентов меньше по сравнению с прошлым аналогичным периодом до введения режима самоизоляции и пандемии.
Существенное снижение покупательской способности населения говорит о том, что имеет место кризис в экономике, который уже сильно повлиял и может ударить еще сильнее по экономике страны, доходам в бюджет, уровню инфляции, если Правительство РФ не пересмотрит меры для предотвращения кризиса. Учитывая даже ту скудную статистику, которая опубликована на момент написания данной работы Росстатом и официальными источниками Правительства и ЦБ РФ, следует, что кризис может затянуться на несколько лет, если не принять мер по повышению покупательской способности населения и других экономических и социально значимых мер [Антипов 2020]. Например, исследуя опыт других стран, на которые также свое влияние оказала пандемия, можно часть их положительного опыта в решении проблем преодоления кризиса использовать в России.
Сравнение кризиса в России с другими странами
Для начала сравним состояние экономики России по отношению к другим странам. У Российской Федерации еще до наступления пандемии возникли непредвиденные существенные предпосылки для ухудшения экономического состояния. Ввиду привязки доходов бюджета страны к цене нефтедоллара, 06.03.2020 г., после неудачных переговоров со странами ОПЕК Россия вышла из договора, и это привело к увеличению уровня инфляции в стране и снижению цены на нефть до рекордно низких оценок за всю историю нефтяного рынка в мире. На сегодня ситуация с ценой на нефть улучшилась, но на протяжении целого квартала цена на нефть оставалась примерно в два раза меньше, чем заложено в бюджете страны (~46,37 долларов за баррель). Одновременно два существенных для экономики страны фактора в одном временном периоде (2-й квартал 2020 г.) - снижение более чем в 2 раза цены на нефть
и пандемия - привели к той ситуации в сфере экономики, которую мы сейчас наблюдаем и переживаем. С целью анализа ситуации и возможных решений проблем, выхода из кризиса и последствий от пандемии рассмотрим на примерах опыт других стран [Крысов, Голубева 2011]. Для анализа возьмем четыре страны, на которые пандемия также оказала очень сильное влияние: Германия, Италия, Китай и США. Рассмотрим меры для преодоления пандемии и выхода из кризиса, принятые Правительствами этих стран5.
Германия
Для физических лиц:
- правительство Германии создало Фонд для поддержки экономики в размере 756 млрд евро, из которого 600 млрд пойдет на кредитование и выкуп крупного бизнеса, а 156 млрд - на борьбу с распространением инфекции;
- выданы беспроцентные кредиты для оплаты жилья. Также запрещено выселять граждан из-за неуплаты аренды. Все денежные потери арендодателей компенсирует государство;
- все коммунальные выплаты, платежи за интернет и т. д. отменены на неопределенный срок;
- у всех работников частных компаний, лишившихся работы, есть возможность передать обязательства на попечение государству. В этом случае их доход будет составлять от 60 до 66% докризисного дохода.
Для юридических лиц:
- предприятия малого и среднего бизнеса получили дотации в зависимости от количества сотрудников. Если в компании от 5 до 10 работников, то она получает 15 тыс. евро за квартал, а если меньше 5 человек, то компания получает 9 тыс. евро за квартал. В случае если численность компании превышает 10 человек, то она имеет право получать дотацию в сумме до 25% годового дохода.
Хочется отметить, что ВВП Германии во втором квартале 2020 г. упал на 10,1%, что отбросило экономику Германии к началу 2011 г.
5 Как в разных странах идет бюджетная поддержка экономики в условиях пандемии. Экономика и жизнь [Электронный ресурс]. URL: https:// www.eg-online.ru/news/419705/ (дата обращения: 22 октября 2020). Названы основные последствия для европейского бизнеса в РФ [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosbalt.ru/business/2020/10/06/1866772. html (дата обращения: 22 октября 2020).
Однако выбраться из затяжного кризиса Германии будет намного легче, чем России, благодаря потраченным средствам на развитие экономики страны в виде дотаций и финансирования каждого жителя страны, льгот физическим лицам и бизнесу. Хоть стране и пришлось потратить 11% своего годового ВВП, но она смогла поддержать малый и средний бизнес, в результате чего период реабилитации экономики будет не настолько долгим, как во многих странах.
Италия
Для физических лиц
- правительство выделило 25 млрд евро на поддержку населения, из которых 3,5 млрд пойдет на здравоохранение;
- всем гражданам Италии предоставляется отсрочка по кредитам и ипотеке на неопределенный срок;
- всем гражданам, которые потеряли работу или не могут работать из-за пандемии, государство выплачивает социальные пособия в виде денежных выплат;
- ваучер на 600 евро выплачивает государство всем работающим родителям, чтобы покрыть расходы на услуги няни (полагается только тем семьям, где ребенку меньше 12 лет);
- выплата от государства всем сотрудникам в размере 100 евро, которые работают во время карантина и имеют доход меньше 40 тыс. евро в год.
Для юридических лиц:
- все компании на время пандемии были освобождены от кредитных обязательств, а пострадавшие отрасли экономики будут поддержаны прямыми выплатами. Кроме того, для малого и среднего бизнеса предусмотрены специальные условия льготного или беспроцентного кредитования.
Италия сильнее многих стран пострадала от COVID-19, потеряв 17,3% ВВП в годовом выражении и 12,4% относительно предыдущего квартала. Но на этом проблемы Италии не закончились, в стране огромную долю рынка занимает туристический сектор, ввиду того, что по-прежнему многие страны не имеют доступа к перелетам в Европу, Италия может потерять еще больше ВВП во втором и третьем квартале 2020 г. Однако целевые меры, направленные Правительством на поддержание физических лиц и предприятий, были настолько значимы, что граждане и бизнес положительно оценивают деятельность Правительства в этот непростой период для страны.
Китай
В отличие от многих стран, Китай пошел по другому пути. Правительство страны решило не закрывать людей на карантин, за исключением двух городов (Ухань и Суйфэньхэ). Также власти Китая выделили 200 млрд юаней для борьбы с короновирусной инфекцией.
Для поддержки бизнеса государство приняло несколько решений:
- снизило ставки по кредитам для компаний;
- предоставило дополнительную ликвидность рынкам в размере 1,2 триллиона юаней;
- госфинансирование инфраструктурных проектов.
Правительство Китая во время пандемии решило поддержать
население прямыми выплатами в размере 10000 юаней (~1300 долл.). Это действие со стороны государства не дало покупательской способности граждан упасть, в результате чего глубокого кризиса удалось избежать. Однако Китай за первый квартал потерял 7% от годового ВВП. На сегодняшний момент в Китае масочный режим отменен, а экономика страны потихоньку поднимается.
США
Среди всех стран в США самое большое количество зараженных. Это огромная проблема для страны, так как динамика зараженных не снижается. Для поддержки населения и бизнеса государство уже выделило 2 трлн долларов и собирается выделить еще 4 трлн из Федеральной резервной системы.
Для физических лиц. На помощь населению планируется потратить 500 млрд долларов, из которых 250 млрд будет выделено на пособие по безработице. Остальные средства пойдут на оплату лечения и содержания в медучреждении в случае заражения коро-навирусом, а также получение бесплатных тестов на коронавирус для всех граждан. Кроме того, государством будет оказана поддержка социально уязвимых групп граждан: на одного ребенка приходится 500 долларов, а на взрослого, чей доход составляет меньше 75 тысяч долларов в год - 1200 долларов.
Для юридических лиц. На поддержку малого бизнеса государство выделило 350 млрд долларов, а также предоставило налоговые каникулы на время пандемии, которая еще не окончилась. Деньги для пострадавших компаний выделяются регулярно и адресно, преимущественно для отраслей, пострадавших сильнее всего.
Во втором квартале ВВП США упал на 9,5%, реальный ВВП США упал на 32,9%. Ситуацию еще обостряют массовые протесты на почве социально-расовой дискриминации, которые увеличивают число зараженных. Это самое крупное падение ВВП США
с 1947 г. (с периода начала собирания статистики). Анализируя данные официальной статистики и опыта, перспективы у США не очень радужные, так как темп заражаемости не уменьшается, что, в конце концов, может привести к самому большому кризису США за последние 80 лет.
Перспективы России относительно других стран
Если сравнивать в стоимостном эквиваленте количество денег, направленное Правительством страны на борьбу с пандемией, то Россия потратила намного меньше средств, чем остальные страны из вышеперечисленных. Эта ситуация может породить множество проблем в будущем6. В отличие от других стран, Российское Правительство запретило официально увольнять сотрудников и отправило их в отпуск за счет работодателей. На наш взгляд, это очень опасное решение, так как множество работников вынуждены были уйти в неоплачиваемый отпуск, многие оказались без единственного источника доходов на длительный срок. Это снизило покупательскую способность, повлияло на падение ВВП, привело к социальной напряженности граждан во многих регионах страны. Многие предприниматели и физические лица в период пандемии из-за отсутствия источника дохода и денежных средств на первичные нужды и уплату налогов (так как информация о каникулах и льготных кредитах для бизнеса вышла с большой задержкой) ушли в теневой сектор, что в свою очередь осложняет всю полноту понимания проблемы.
Для решения проблем Правительство выделило беспроцентные кредиты и пособия по безработице в размере 19 500 руб. (в Москве) с огромным опозданием (распоряжение Минфина от 26.05.2020 г.), через два месяца после самоизоляции направлены средства в размере 222 млрд руб. и даже частично выплачены в июне целевые разовые выплаты на детей в возрасте с 3 до 16 лет в размере 10 тыс. руб. К сожалению часть средств родители до сих пор не могут получить ввиду бюрократических проблем и проблем с программным обеспечением в органах власти. Вернули уплаченный в 2019 г. налог на доходы самозанятым гражданам, выплатили инвалидам и пенсионерам в возрасте 65 лет и старше разовую сумму в размере 2 тыс. руб. за то, что граждане сидят дома в самоизоляции.
6 Юргенс И. К концу года экономика едва ли возвратится [Электронный ресурс]. URL: https://sobesednik.ru/dengi/20200713-k-koncu-goda-ekonomika-edva-li (дата обращения 27 октября 2020).
Однако этих мер недостаточно, ведь корень проблемы не был решен. Огромное количество предприятий не получало доходов, а тем более прибыли на протяжении двух месяцев, а после снятия режима самоизоляции большая часть предприятий работает либо с убытком (ввиду снижения покупательской способности), либо сводит концы с концами. Дополнительной нагрузкой на предприятия и физических лиц легли расходы по соблюдению масочного режима и перчаток на улице и в общественных местах, то есть при средней зарплате в регионах 12-15 тыс. руб. и малообеспеченных граждан и семей в крупных городах (это не менее 50-70% населения) легли дополнительные расходы на приобретение одноразовых масок, перчаток, средств гигиены. Даже на сегодня в перечень обязательных предметов каждому школьнику в Москве 1 сентября необходимо иметь с собой кроме маски средство гигиены (антисептик).
Чтобы расплатиться по кредитам, предприятиям придется выплачивать долги из прибыли. Но большая часть компаний, особенно малого и среднего бизнеса, из-за снижения покупательской способности в ближайшее время вряд ли получат прибыль. Этому косвенное доказательство - отчет ИФНС России по налогу на прибыль предприятий за 2-й квартал 2020 г. - более 80% предприятий показали убыток и не получили прибыли. В итоге ситуация в России ничем не лучше, а в какой-то степени хуже остальных стран, пострадавших от пандемии7.
Заключение
Для выхода из кризиса необходимо увеличить объем уже оказываемой помощи в несколько раз. В первую очередь для отраслей, особенно пострадавших от пандемии. Эффективная мера для решения проблем и восстановления покупательской способности и, как следствие, увеличения ВВП страны или отдельных регионов - поддержать прямыми выплатами население (на примере Китая). Например, в Китае, после того как выяснили, что в мае 2020 г. в Пекине (который не закрывался на самоизоляцию) покупательская способность упала на 20%, Правительство тут же выделило безвозмездно каждому жителю Пекина денежные средства в эквиваленте 1700 американских долларов на любые покупки и оплату товаров, работ, услуг с целью увеличения покупательской способности, что
7 Николаев И. «Тройка» по экономике. Как российская промышленность переживает карантин: предварительные итоги. Московский комсомолец [Электронный ресурс]. URL: https://www.mk.ru/economics/2020/ 06/09/troyka-po-ekonomike-chto-pokazali-dannye-rosstata.html (дата обращения 25 июля 2020).
дало свои положительные эффекты для экономики и благоприятному социальному климату и доверию к Правительству. Средства для решения проблем из-за пандемии и выхода из кризиса можно взять из Фонда национального благосостояния или заимствования у других государств ввиду очень низкого государственного долга. Все это должно помочь экономике выйти из потенциально затяжного кризиса. На данный момент очень сложно оценить весь ущерб, нанесенный пандемией. Но если не принять комплекс мер для поддержки малого и среднего предпринимательства, бизнеса в целом, поддержки в социальной сфере малообеспеченной или незащищенной части населения, то экономика может восстанавливаться много лет. Если проводить параллель с кризисом 2014 г., вызванным санкциями, то у нового кризиса последствия будут намного сильнее, так как вся мировая экономика пострадала на десятилетия [Кры-сов 2007]. Недаром Президент страны за период пандемии в своих обращениях к народу говорил, что еще в феврале 2020 г. он не мог представить, что в России может случиться кризис, подобный 1998 г., а теперь он этого не исключает.
Литература
Антипов 2020 - Антипов СМ, Сорочайкин А.А. Россия в постпандемийном мире // Управление социально-экономическим развитием общества. 2020. № 2 (21). С. 24-29.
Крысов, Голубева 2011 - Крысов В.В., Голубева Я.А. Проблемы сопоставления инновационного развития стран // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2011. № 10 (72). С. 114-119.
Крысов 2007 - Крысов В.В. К вопросу о глобализационном дискурсе // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2007. № 11. С. 209-213.
Левшукова, Матвееев, Позоян 2020 - Левшукова О.А., Матвееев А.С., Позоян Д.П. Возможные последствия пандемии COVID на развитие экономики России // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 29 (3). С. 191-194.
Махалина, Махалин 2020 - Махалина О.М., Махалин В.Н. Трансформация цифровой экономики в национальные налоговые системы зарубежных стран // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2020. № 3. С. 38-52.
Редкоус 2020 - Редкоус В.М. Трансформация форм государственного регулирования в области экономики в условиях пандемии // Государственная служба и кадры. 2020. № 2. С. 166-170.
References
Antipov, S.M. and Sorochaikin, A.A. (2020), "Russia in the post-pandemic world", Management of socio-economic development of society, no 2 (21), pp. 24-29.
Krysov, V.V. (2007), "On the globalization discourse", RSUH/RGGU Bulletin."Eco-nomics. Management. Law " Series, no 11, pp. 209-213.
Krysov, V.V. and Golubeva, Ya. (2011), "The issues of comparison of the countries innovative development", RSUH/RGGU Bulletin."Economics. Management. Law" Series, no 10 (72), pp. 114-119.
Levshukova, O.A., Matveev, A.S. and Pozoyan, D.P. (2020), "Possible consequences of the COVID pandemic for the development of the Russian economy", Natural and Humanitarian Studies, no. 29 (3), pp. 191-194.
Makhalina, O.M. and Makhalin, V.N. (2020), "Transformation of the digital economy into the national tax systems of foreign countries", RSUH/RGGU Bulletin."Economics. Management. Law"Series, no 3, pp. 38-52.
Redkous, V.M. (2020), "Transformation of forms of state regulation in the field of Economics in the context of a pandemic", State Service and Ppersonnel, no 2, pp. 166-170.
Информация об авторах
Оксана M. Махалина, доктор экономических наук, Государственный университет управления, Москва, Россия; 109542, Россия, Москва, Рязанский пр., д. 99; [email protected]
Виктор Н. Махалин, кандидат экономических наук, Государственный университет управления, Москва, Россия; 109542, Россия, Москва, Рязанский пр., д. 99; [email protected]
Information about the authors
Oksana M. Makhalina, Dr. of Sci. (Economics), State University of Management, Moscow, Russia; bld. 99, Ryazanskii Avenue, Moscow, Russia, 109542; [email protected]
Viktor N. Makhalin, Cand. of Sci. (Economics), State University of Management, Moscow, Russia; bld. 99, Ryazanskii Avenue, Moscow, Russia, 109542; [email protected]