Научная статья на тему 'СВОЕОБРАЗИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ПОВЕСТЯХ В.Г. РАСПУТИНА'

СВОЕОБРАЗИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ПОВЕСТЯХ В.Г. РАСПУТИНА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
497
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВ / ДОЛГОТЕРПЕНИЕ / СОВЕСТЛИВОСТЬ / СВЯЗЬ / БЛИЖНИЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бабаева М.Б., Мазанаев Ш.А.

В статье рассматриваются идейно-художественные особенности женских образов в повестях Валентина Распутина; раскрыты их главные черты посредством проведения анализа процесса становления и развития системы образов женщин в повестях В.Г. Распутина. Характерные изменения наблюдаются в женских образах: героини становятся более сильными и выносливыми, их отличают сила духа, милосердие, совестливость и стойкость. Исследуя эти образы, мы выделили в творчестве Валентина Распутина два типа женщин. Это прежде всего образы праведниц - Марии из повести «Деньги для Марии, Анны из повести «Последний срок» и Дарьи Пинигиной из повести «Прощание с Матерой». Жизненным принципом для этих героинь является следование нравственности, добру, вековым устоям предков, деятельности во имя ближнего или общего блага, умению любить и сострадать. Следующий тип «женщины на распутье» включает в себя образы героинь повестей «Дочь Ивана, мать Ивана» (Тамара Ивановна) и «Пожар» (Алена). Здесь уже совсем другие, более современные образы сложных, противоречивых женщин, которые находятся на перепутье, в поисках себя, на пути из Тьмы к Свету. Героини Распутина олицетворяют доброту и милосердие, совестливость и преданность родной земле, родному очагу, воплощая авторские представления о русском народном характере в современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEMALE IMAGES’ IDIOSYNCRASY IN V.G. RASPUTIN’S STORIES

The article examines the ideological and artistic features of the female image in the stories of Valentin Rasputin; additional focus is given to the main features of the female image, by analyzing the process of formation and development of the system of images of women in the stories of V.G. Rasputin. Peculiar transformations are observed in the female images: the heroines are becoming stronger and more resilient, they are distinguished by fortitude, mercy, conscientiousness and perseverance, which helps the author to recreate "that female image". Exploring this image, we have identified two types of women in the work of Valentin Rasputin. These are, first of all, the images of the righteous old women, namely Anna from the story "The Last Term" and Daria Pinigina from the story "Farewell to the Matyora". The vital basis for these heroines is the adherence to morality, goodness, family, the age-old foundations of their ancestors, activities in the name of their neighbor or the common good, the ability to love and compassion. The next type of a “woman at a crossroads” embodies the images of heroines from the stories “Ivan’s Daughter, Ivan’s Mother” (Tamara Ivanovna) and “The Fire” (Alyona). These are more contemporary elaborate images of the contradictory women being at a crossroads, searching for their identity on the way from the Dark to the Light. Rasputin’s heroines epitomize kindness and mercy, conscientiousness and love for their motherland, family, embodying the author’s vision of the Russian national character in the contemporary society.

Текст научной работы на тему «СВОЕОБРАЗИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ПОВЕСТЯХ В.Г. РАСПУТИНА»

ФИЛОЛОГИЯ

УДК 82-31

DOI: 10.21779/2542-0313-2022-37-3-53-57 М.Б. Бабаева, Ш.А. Мазанаев

Своеобразие изображения женских образов в повестях В.Г. Распутина

Дагестанский государственный университет; Россия, 367000, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; medibbva99@mail.ru

В статье рассматриваются идейно-художественные особенности женских образов в повестях Валентина Распутина; раскрыты их главные черты посредством проведения анализа процесса становления и развития системы образов женщин в повестях В.Г. Распутина. Характерные изменения наблюдаются в женских образах: героини становятся более сильными и выносливыми, их отличают сила духа, милосердие, совестливость и стойкость. Исследуя эти образы, мы выделили в творчестве Валентина Распутина два типа женщин.

Это прежде всего образы праведниц - Марии из повести «Деньги для Марии, Анны из повести «Последний срок» и Дарьи Пинигиной из повести «Прощание с Матерой». Жизненным принципом для этих героинь является следование нравственности, добру, вековым устоям предков, деятельности во имя ближнего или общего блага, умению любить и сострадать.

Следующий тип «женщины на распутье» включает в себя образы героинь повестей «Дочь Ивана, мать Ивана» (Тамара Ивановна) и «Пожар» (Алена). Здесь уже совсем другие, более современные образы сложных, противоречивых женщин, которые находятся на перепутье, в поисках себя, на пути из Тьмы к Свету.

Героини Распутина олицетворяют доброту и милосердие, совестливость и преданность родной земле, родному очагу, воплощая авторские представления о русском народном характере в современности.

Ключевые слова: нрав, долготерпение, совестливость, связь, ближний.

На всех стадиях развития русской художественной словесности образ женщины выражал самые глубокие движения народной души. Сквозным является этот образ и в творчестве Валентина Распутина. Образы старух, которые появились в повестях «Последний срок» и «Прощание с Матёрой», становятся центральными.

Носительницами нравственного капитала можно назвать образы Дарьи и Анны. «Это не отжившие свой век старухи это уходящие от нас великие старухи, великие своим нравственным духом, а не теми «великими стройками», в которых стремятся участвовать их внуки» [4, с. 34]. Автор изображает их как истинно национальных героинь с сильным и добрым сердцем, не позволяющих себе хранить обиды и злость на ближних.

Чувство совестливости ярко выражено в распутинских героинях, они ощущают ответственность за свое будущее, проживают свою жизнь, терпя страдания и унижения, потерю близких, не преступив при этом вековые традиции морали.

Галерею женских образов открывает Мария из повести «Деньги для Марии» (1967). Писатель рисует образ растерянной и поникшей из-за беды, но в то же время сильной личности. Ситуация, произошедшая с героиней, не сломила ее, зато оттолкнуло от нее почти всех знакомых. Мария принесла себя в жертву общественным интере-

сам: все знали, что магазин был как «проклятый», потому что столько народу из-за него пострадало, но все же предложили Марии работу, уговорили, зная, что она совестливая, не сможет отказать. Образ героини выражает философские размышления автора о сущности человека, о его нежелании помочь страдающему.

Чистая и открытая Мария подвергается испытанию, но на самом деле автор проверяет и испытывает окружающих ее людей. Подобному испытанию будут подвержены и дети Анны из следующей повести Распутина «Последний срок».

В «Последнем сроке» (1970) писатель создает образ русской женщины-матери, наделенной щедрым, отзывчивым сердцем. Глубокая связь с людьми обусловливает для Анны Степановны значимость жизни. Умеет она оправдывать чужие ошибки, отпускать обиды, окружив людей своим вниманием и заботой. В ее образе писатель воплотил свои самые заветные идеи. Он раскрывает всю внутреннюю мощь женщины, акцентируя свое внимание на ее материнской роли, на возможности с помощью сильного чувства любви выступить против существующего мирского зла.

Валентин Распутин в этой повести на примере одной семьи показал наступление страшной беды - разрыва настоящего с прошлым, «забвения корней своих».

Перейдем к следующей его повести «Живи и помни» (1974). Абсолютно без порицания принимает Настена своего сбежавшего с фронта мужа: «Судьба так сложилась...», «Жизнь не одежка, ее десять раз не примеришь», «Когда все хорошо, легко быть вместе. надо быть вместе, когда плохо - вот для чего люди сходятся» [4, с. 34].

Дезертирство Андрея, осознание того, что мужа не простят люди, т. к. потому что потеряли таких же мужей, сыновей, отцов и братьев, не заставляют Настену усомниться в справедливости произошедшего. Руководствуясь сердцем, она перешагивает эту черту, взяв на себя тем самым непомерную вину и поделив с мужем его судьбу, что и вызывает у читателя вопрос: «Как ей с таким-то грузом дитя рожать-воспитывать, что ему передать в наследство?» [4, с. 35]

Потерю исторической памяти изображает Распутин в повести «Прощание с Матёрой» (1976). Гибель Матёры разрушает материнский жизненный принцип, который заключается в сохранении первоначального порядка и традиций, общественного единства.

Образ Дарьи занимает центральное место как в повести, так и среди остальных женских образов Распутина. Она близка к народу, имеет большое влияние на людей. Среди старух Матеры выделяется она своей строгостью и справедливостью, умением сохранить в себе те качества, которые присущи «людям, полным строем ушедшим на покой» [4, с. 35].

Дарья своими размышлениями об основных законах существования напоминает нам старуху Анну. Отличает Дарью ее отношения с современниками, ее порой резкие и критичные замечания в их адрес. Многих пугает эта директивность, обусловленная тем, что героиня ощущает потерю жизненной энергии, гармонии и красоты.

Перейдем к повести «Пожар» (1985). Алена воплощает в себе лучшие черты: она красивая, хозяйственная, близка своему мужу по внутренним качествам. Ее понятия просты: смысл жизни героиня видит в работе, в семье, в заботе о близких. Героиня не философствует, не размышляет на глобальные темы, а доказывает все поступками. Алена не является главной героиней, но писатель выделяет ей целую главу, где размышляет о ней.

В повести «Дочь Ивана, мать Ивана» (2003) образ женщины значительно отличается от материнского образа, созданного автором в начале творчества. Тамара Ивановна приобрела новое качество, ранее не свойственное героиням Распутина. Она об-

ладает сильным и смелым характером, и эта смелость проявляется именно тогда, когда задевают честь семьи, обижают ее близкого человека. Она настроена на то, чтобы отомстить, пытается восстановить справедливость, защитив тем самым своих близких. Здесь стоит говорить о перерождении женского начала усилении мужского: Тамара Ивановна берет мужскую на себя роль. Вследствие этого у нее идет усиление мужских черт, которые не были свойственны прежним героиням Распутина, вплоть до жестокости. Эти изменения связаны со сменой общества, в частности с его «болезнью», помочь ему могут только такие сильные личности, как Тамара Ивановна.

Рассмотрим также загадочный образ Егорьевны, на первый взгляд, ничем не примечательный. Писатель снова обращается к «новым» русским женщинам. Егорьев-на - самодостаточная женщина, обеспечившая своих детей квартирами да и сама не бедствующая. Образ этой героини раскрывается в эпизоде с застольем: приняв у себя в гостях Демина и Анатолия, Егорьевна почти не разговаривает с ними, лишь слушает их всерьез не воспринимая. Казалось бы, она открытая, искренняя, но не открывает до конца. В своих рассуждениях Егорьевна довольно сдержанна и иронична, но раскрывается она благодаря своей активной мимике. «Тамару Ивановну очень жалеют, - подтвердила Егорьевна, показывая жалость на лице, сморщив его и собрав на лбу аккуратные скорбные морщинки. - Очень. Весь город об этом говорит. Она у вас героиня. Я бы так не смогла, я бы струсила...» [5, с. 41]. Интерес вызывает здесь «жалостливость» на лице героини, которая, по сути, является всего лишь игрой. Егорьевна знает изначально, что в действительности адвокат здесь вообще не нужен. Впоследствии ожидания героини оправдываются.

Примечателен в этом монологе также данный штрих: «Я бы струсила...». Познакомившись с этим образом, мы уже понимаем, что ни о какой трусости не может быть здесь и речи. Егорьевна поступила бы так же, как и Тамара Ивановна: эти натуры одинаковые, сильные. В действительности свое настоящее отношение к Тамаре Ивановне Егорьевна не высказывает, да и кому высказать - Демину, Анатолию? Необходимо обратить внимание на авторские подсказки, которые помогают читателю понять эти женские образы. Егорьевна характеризует себя и своих подружек так: «Не легковые, а уж грузовые». Грузовые, потому что ношу тяжелую несут на протяжении всей жизни. Песни, которые распевают только эти две героини, - показатели внутреннего состояния данных образов. Образ Егорьевны не раскрыт до конца, более того, в повести ей посвящена всего пара страниц, но они же помогают читателю осознать, что в этом образе есть безымянная сила, которая неизвестно куда будет направлена. Победит ли она?

Исследуя повести в хронологическом порядке, мы можем сделать вывод, что женские образы Распутина с годами все более усложняются. Героини становятся сильнее и выносливее, все они яркие, разные, у каждой своя судьба. Общей чертой, присущей всем им, является способность понимать, принимать и хранить свой род, свои семейные ценности.

Вследствие вышесказанного мы можем говорить о таких типах женщин, как праведницы (Мария из повести «Деньги для Марии», Анна из повести «Последний срок», Дарья Пинигина из повести «Прощание с Матерой»), для которых является важным следование заветам предков, сохранение нравственности, умение любить и сострадать ближнему. В более поздних повестях появляются уже другие образы («женщины на распутье»), соответствующие современному обществу: Алена из повести «Пожар», Тамара Ивановна из повести «Дочь Ивана, мать Ивана». В образе же героини повести «Живи и помни» Настены мы видим слияние этих двух типов женщин. Насте-на не теряет своей нравственности, присущей героине-праведнице.

Значимость женских образов в творчестве Распутина, таким образом, очевидна: они являются носительницами «высокого света» духовности, не позволяющей миру окончательно разрушиться.

Литература

1. Горелов А.А. «Праведники» как категория народной этической оценки и «пра-веднический». Цикл произведений. - Л., 1988.

2. Колобаева Л. Художественный мир В. Распутина // Очерки русской литературы XX века. Вып. 1. - М., 1995.

3. Котенко Н.Н. Валентин Распутин. Очерк творчества. - М., 1988.

4. Мазанаев Ш.А. И.С. Тургенев и литературное двуязычие // Вестник Дагестанского государственного университета. 2018. Вып. 4. - С. 32-38.

5. Мазанаев Ш.А. Деконструкция постмодернизма и зарождение нового реализма в современной русской литературе // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2018. Вып. 4. - С. 39-44.

6. Распутин В.Г. Полное собрание сочинений. - М.: Эксмо, 2017. - 960 с.

7. Распутин В.Г. Повести и рассказы: в 2 т. - М.: Дрофа, Вече, 2002.

8. Плохарский А.Е. Архетип писателя в неоромантической новелле Томаса Манна «Тристан» // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2019. Вып. 3. - С. 21-30.

9. Валентин Распутин: художественно-творческая эволюция. - Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/valentin-rasputin-khudozhestvenno-tvorcheskaya-evolyutsiya.

10. Образ матери в повести В. Распутина «Последний срок». - Режим доступа: https://www.allsoch.ru/sochineniya/2787815.

11. Категория «праведничества» в русской литературе первой половины XIX век. - Режим доступа: https://www.dissercat.com/ content/kategoriya-pravednichestva-v-russkoi-literature-pervoi-poloviny-xix-veka.

12. Эволюция образа русской женщины в творчестве В.Г. Распутина. - Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/evolyutsiya-obraza-russkoi-zhenshchiny-v-tvorchestve-vg-rasputina

13. Динамика женских образов в творчестве В.Г. Распутина (на примере повестей «Деньги для Марии», «Живи и помни», «Дочь Ивана, мать Ивана»). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-zhenskih-obrazov-v-tvorchestve-v-g-rasputina-na-primere-povestey-dengi-dlya-marii-zhivi-i-pomni-doch-ivana-mat-ivana.

Поступила в редакцию 29 апреля 2022 г.

UDC 82-31

DOI: 10.21779/2542-0313-2022-37-3-53-57

Female Images' Idiosyncrasy in V.G. Rasputin's Stories M.B. Babaeva, Sh.A. Mazanaev

Dagestan State University; Russia, Republic of Dagestan, 367000, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43a; medibbva99@mail.ru

The article examines the ideological and artistic features of the female image in the stories of Valentin Rasputin; additional focus is given to the main features of the female image, by analyzing the process of formation and development of the system of images of women in the stories of V.G. Rasputin. Peculiar transformations are observed in the female images: the heroines are becoming stronger and more resilient, they are distinguished by fortitude, mercy, conscientiousness and perseverance, which helps the author to recreate "that female image". Exploring this image, we have identified two types of women in the work of Valentin Rasputin.

These are, first of all, the images of the righteous old women, namely Anna from the story "The Last Term" and Daria Pinigina from the story "Farewell to the Matyora". The vital basis for these heroines is the adherence to morality, goodness, family, the age-old foundations of their ancestors, activities in the name of their neighbor or the common good, the ability to love and compassion.

The next type of a "woman at a crossroads" embodies the images of heroines from the stories "Ivan's Daughter, Ivan's Mother" (Tamara Ivanovna) and "The Fire" (Alyona). These are more contemporary elaborate images of the contradictory women being at a crossroads, searching for their identity on the way from the Dark to the Light.

Rasputin's heroines epitomize kindness and mercy, conscientiousness and love for their motherland, family, embodying the author's vision of the Russian national character in the contemporary society.

Keywords: temper, long-suffering, conscientiousness, communication, neighbor.

Received 29 April 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.