Научная статья на тему 'Динамика женских образов в творчестве В. Г. Распутина (на примере повестей «Деньги для Марии», «Живи и помни», «Дочь Ивана, мать Ивана»)'

Динамика женских образов в творчестве В. Г. Распутина (на примере повестей «Деньги для Марии», «Живи и помни», «Дочь Ивана, мать Ивана») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1459
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ / МОТИВ / СЕМЬЯ / ХАРАКТЕР / FEMALE IMAGE / MOTIVE / FAMILY / CHARACTER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Филатова И. А.

Статья посвящена исследованию женских образов в крупных произведениях В.Г. Распутина. При всей типичности героинь, показано их различие и развитие по мере выхода повестей. В статье рассматривается динамика ключевых женских образов, и делается вывод об изменениях в образной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика женских образов в творчестве В. Г. Распутина (на примере повестей «Деньги для Марии», «Живи и помни», «Дочь Ивана, мать Ивана»)»

Филатова И.А. ©

Ассистент, кафедра русского языка, Воронежская государственная лесотехническая

академия

ДИНАМИКА ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ТВОРЧЕСТВЕ В.Г. РАСПУТИНА (НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТЕЙ «ДЕНЬГИ ДЛЯ МАРИИ», «ЖИВИ И ПОМНИ», «ДОЧЬ

ИВАНА, МАТЬ ИВАНА»)

Аннотация

Статья посвящена исследованию женских образов в крупных произведениях В.Г. Распутина. При всей типичности героинь, показано их различие и развитие по мере выхода повестей. В статье рассматривается динамика ключевых женских образов, и делается вывод об изменениях в образной системе.

Ключевые слова: женский образ, мотив, семья, характер Keywords: female image, motive, family, character

В одном из своих интервью писатель В. Распутин сказал: «Женщина в России всегда была главным оплотом (выделено нами - И.Ф.) традиционной нравственности и духовности... Самая тонкая часть воспитания, касающаяся душевных и духовных отзвуков, ложилась на мать. Отец участвовал в таком воспитании своим авторитетом, примером, мать - продолжающимся вынашиванием своего плода до полной его гражданской зрелости» [3, 7].

Умение создавать сильный, запоминающийся, яркий женский образ - одна из явственных особенностей творчества Распутина. Женские образы у Распутина всегда характерны, индивидуально личностны и в то же время типичны. В традиции Распутина отводить женскому образу роль «несущего» в конструкции повествования. Они не живут одним днем. Они могут терпеть боль, унижения и лишения, но приспособиться к беззаконию, «преступить вековые нравственные устои» [4] - не могут и не хотят. Не пойдут они против своей природы, против закона людского и Божьего.

Необходимо справедливо отметить, что женским образам в произведениях Распутина исследователи уделяли много внимания. Но в ходе работы над критической литературой в распутиноведении, мы обнаружили, пристальное внимание было обращено лишь на три образа - это старуха Анна из «Последнего срока», Настена из «Живи и помни» и старуха Дарья из «Прощания с Матерой». Женские образы раннего и позднего периода творчества В.Г. Распутина не разработаны критикой.

Целостная система женских образов в творчестве В. Распутина сложилась достаточно рано. Несмотря на яркую индивидуальность большинства героинь, можно выделить их общие черты, такие, как совестливость, ответственность, доброта, цельность. Представляется целесообразным сказать, что большинство женских образов связывает ярко выраженное материнское начало. Также их объединяет то, что автор самим сюжетом ставит своих героинь в сложные ситуации выбора, испытания, в которых высвечиваются, а иногда и реализуются (как у Настены в «Живи и помни») эти черты. Проанализировав женские образы Распутина, мы отметили следующее. По мере выхода повестей женский образ все более усложнялся, героини становились сильнее и выносливей. Это связано, в первую очередь, с конкретными обстоятельствами (как, например, в повести «Живи и помни»). Во-вторых, это влияние меняющейся не в лучшую сторону жизни («Дочь Ивана, мать Ивана»).

© Филатова И.А., 2012 г.

Образ Марии, героини первой повести Распутина, кажется во многом статичным. Но для нее недостача - это самое трагическое событие в жизни, ведь, в первую очередь, она думает о судьбе своих четырех маленьких детей. Марии присуще подчеркнутое материнское начало. Необходимо указать, что героини в большинстве произведений В. Распутина раннего периода вынуждены стать во главу семьи, одни поднимать детей. Это связано во многом с одним из важных мотивов творчества писателя - смерти на войне. Однако следует сказать, что, в отличие от большинства героинь Распутина, у Марии рядом находится надежный и верный муж Кузьма, который и берет на себя заботы о случившемся. Представляется целесообразным отметить, что Мария, как женщина, нуждается в защите и позволяет себя защищать. В героине автор подчеркивает ее типично мягкое женственное начало (Мария много страдает, плачет, переживает).

В ходе исследования мы установили, что в этой повести мужской характер (Кузьма) обрисован в положительном ключе - он выступает защитником своей семьи и жены. Именно поэтому Мария выглядит слабой и пассивной. Ведь основная исконная функция женщина - решение «внутренних» проблем семьи, забота о детях, хозяйстве.

Также представляет интерес образ тетки Натальи в повести. По справедливому замечанию Курбатова, Наталью можно назвать «предшественницей Анны». Это гармоничный и цельный образ. Наталья вынуждена всю жизнь посвятить только детям и нескончаемой работе (как раз с ней связан мотив потери мужа на войне), ведь Наталью и ее детей, в отличие от Марии, некому защитить. Но ей, как и большинству распутинских героинь, не свойственно роптание на судьбу. Она с удивительной стойкостью и, одновременно, покорностью несет свой крест (позднее «Своя жизнь - своя краса» у Анны; «Что есть - все твое» у Настены). Прожив в высшей мере праведную жизнь, она заслуживает того, чтобы смерть перед ней «как перед святой отошла чуть в сторонку».

Таким образом, мы можем отметить, что уже в первом крупном произведении Распутина встречаются яркие и цельные женские характеры.

Образ героини «Живи и помни» Настены Гуськовой особенный. Из покорной, даже пассивной, на первый взгляд, героини Настена под влиянием обстоятельств превращается в натуру деятельную, в высшей степени личностную. Мотив сопричастности, общей вины сопровождает героиню на протяжении всей повести, в то время как мужское начало в «Живи и помни» становится разрушительным. Андрей своим поступком не только обрекает на позор весь род, седины отца с матерью, но еще и губит жизнь Настены вместе с неродившимся ребенком (как продолжением его самого).

Кроме того, в «Живи и помни» смещаются ориентиры: Настена сама хочет защитить своего мужа-дезертира, разделить с ним его судьбу. Но это пока чисто женская, отчасти материнская защита. Характер героини уже более цельный, чем у Марии. Сквозной мотив, сопровождающий Настену на протяжении всей повести - это мотив терпения. Но это не безропотное, «забитое» состояние - это мужество достойно нести свой крест: «Жизнь - не одежка, ее по десять раз не примеряют. Что есть - все твое...» [2, 100].

Таким образом, в повести «Живи и помни» женский образ усложняется - Настена не только не бросает своего мужа-преступника, она еще и разделяет с ним его вину, его грех, не ропща при этом на свою судьбу. Андрей же за свое отступничество, за грех перед людьми и женой наказан - его род (самое важное для Распутина) прервался.

В произведениях 1990-2000-х гг. писатель показывает, как меняется женщина, ее нравственное начало. Писателя интересует, сможет ли она противостоять разрушениям в мире, в системе ценностей. Современный мир показан Распутиным как внутреннее уничтожение человека, и, в первую очередь, женщины, что для него гораздо страшнее уничтожения физического, как в войну. Самые страшные разрушения происходят в современной жизни - женщины не стремятся сохранить семью, «скоропостижно»

разводятся, делают аборты, сознательно прерывая жизнь ребенка и на глобальном уровне - свой род, уничтожая главное, важнейшее свое предназначение - материнство. Все это как нельзя ярко отражено в последнем крупном произведении писателя.

Битвой за семью называет Якунина ситуацию в новой повести Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» [5]. Тамара Ивановна, на протяжении всего повествования является цельной натурой с «кремниевым» характером. Героиня живет в «новое» время, когда сама жизнь отчуждена от человека. Тамара Ивановна сохранила все характерное для распутинских героинь, но в то же время обнаружила новое качество. В ситуации, когда затронули самое святое - семью (в глобальном смысле - род), героиня не может бездействовать. Она берет на себя мужскую функцию - восстановить справедливость, мстить, защитить семью от внешних обстоятельств. Т.е. мы можем отметить, что женское начало переродилось.

У мужа героини редуцировано мужское начало. Его образ теряется на фоне жены. Вследствие этого у Тамары Ивановны идет усиление мужских черт, которые не были свойственны героиням Распутина ранее - жесткость, жестокость. Это во многом связано с болевой темой для Распутина - темой рынка. Ситуация рынка разрушает связи. Неслучайно у позднего Распутина так много печальных женских судеб, но не из-за обстоятельств исторических, таких, как война, а из-за болезни самого общества. Это трагедия современного существования, и все изломы показаны на женской судьбе.

В такой непростой ситуации только такие сильные натуры, как Тамара Ивановна способны «связать в род, растянуться душой от отца к мужу и сыну», не дать окончательно погибнуть «родове» [1, 134].

Итак, все героини Распутина яркие, разные, у каждой своя судьба, свой крест, который они с достоинством несут. Но объединяет их одно - каждая из них хранит свою «родову», все они понимают, принимают и хранят истинные семейные ценности. В каждой из них мы видим некий стержень, великое терпение, которые помогают им выстоять в испытаниях судьбою. Именно их силой духа, милосердием, совестливостью, стойкостью и создается дорогой автору образ.

Литература

1. Кокшенева К. Связующая в род (о повести В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» и ее интерпретациях в литературной критике) // Подъем. - 2004. - № 2. - С. 130-144.

2. Распутин В.Г. Живи и помни. Пожар. Повести. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1989. - 271 с.

3. Распутин В.Г. Написать бы вещь светлую. // Труд. - 2006. - 11 янв. - С. 7.

4. Смоленцев А.И. На мой взгляд. О новой повести В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» (опыт прочтения) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:: http://zhumal.lib.ru/ s/ smolencew_a_i/rasputin.shtml

5. Якунина Г. Листвень. Ретроспективный синтез женских образов в прозе Валентина Распутина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hrono.ru/text/2008/jakunina.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.