Научная статья на тему 'Своеобразие изображения характера Алёны Арзамасской в произведениях мордовских писателей: трансформация образа'

Своеобразие изображения характера Алёны Арзамасской в произведениях мордовских писателей: трансформация образа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
352
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПРЕДАНИЯ / КРЕСТЬЯНСКОЕ ВОССТАНИЕ / АТАМАН / ВЛАДЕЛЕЦ / ЗЕМСКОЙ СОБОР / HISTORICAL PERSON / LEGENDS / PEASANT REBELLION / THE OWNER / THE ZEMSKY SOBOR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Маскаева Светлана Николаевна, Макушкин Виктор Миронович

В статье рассматривается образ Алены Арзамасской в произведениях мордовской литературы. Большое внимание уделяется внутреннему миру главного героя. Алена Арзамасская очень сильная по натуре мордовская женщина, которая стала одним из самых бесстрашных и самых популярных вожаков крестьянской войны. В основе преданий об Алене лежат реальные события и факты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORIGINALITY OF THE CHARACTER IMAGES OF ALENA ARZAMASSKOI IN THE WORKS OF WRITERS OF MORDOVIA: TRANSFORMATION OF THE IMAGE

This article discusses the literary image of Alena in the works of writers of Mordovia. Much attention is paid to the inner world of the protagonist. Alain is a very strong spirit of a woman Mordovian.She was one of the most important leaders of the Peasants' War. The legends about of Alena based on real events and facts.

Текст научной работы на тему «Своеобразие изображения характера Алёны Арзамасской в произведениях мордовских писателей: трансформация образа»

УДК 40 ББК 82.5

Маскаева С.Н., Макушкин В.М.

СВОЕОБРАЗИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ХАРАКТЕРА АЛЁНЫ АРЗАМАССКОЙ

В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МОРДОВСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ: ТРАНСФОРМАЦИЯ

ОБРАЗА

Maskaeva S.N., Makyshkin V.M.

THE ORIGINALITY OF THE CHARACTER IMAGES OF ALENA ARZAMASSKOI IN THE WORKS OF WRITERS OF MORDOVIA: TRANSFORMATION OF THE

IMAGE.

Ключевые слова: историческая личность, предания, крестьянское восстание, атаман, владелец, земской собор.

Keywords: historical person, legends, peasant rebellion, the owner, the Zemsky Sobor.

Аннотация

В статье рассматривается образ Алены Арзамасской в произведениях мордовской литературы. Большое внимание уделяется внутреннему миру главного героя. Алена Арзамасская - очень сильная по натуре мордовская женщина, которая стала одним из самых бесстрашных и самых популярных вожаков крестьянской войны. В основе преданий об Алене лежат реальные события и факты.

Abstract

This article discusses the literary image of Alena in the works of writers of Mordovia. Much attention is paid to the inner world of the protagonist. Alain is a very strong spirit of a woman Mordovian.She was one of the most important leaders of the Peasants' War. The legends about of Alena based on real events and facts.

О самой Алене Арзамасской-Темниковской доподлинно известно немногое, и то, что сохранила память народная, противоречиво. Предания о народной героине гласят, что Алена - крестьянка из Арзамасской слободы. Рассказывается, что она постриглась в монахини, а затем, когда поднял восстание Степан Разин, бежала из монастыря и стала одним из самых бесстрашных и самых популярных вожаков крестьянской войны. Она создала из крестьян Арзамасского уезда большой отряд и во главе его на коне ворвалась в город Темников, после чего ее стали называть не только «Аленой Арзамасской», но и «Аленой Темниковской».

И все же в основе преданий об Алене лежат реальные события и факты.

XVII век был чрезвычайно тяжелым веком для России. Это целая эпоха крестьянских восстаний. Феодальные отношения между помещиками и крестьянами были закреплены рядом законодательных актов, ухудшающих и без того сложное положение крестьян. Царский указ 1597 года заставлял разыскивать и возвращать на старые места всех крестьян, бежавших за последние пять лет от своих владельцев. Этим же указом ликвидировался еще существующий Юрьев день, крестьяне навсегда потеряли старинное право перехода от одного владельца к другому. Побеги крестьян, восстания привели к тому, что в 1648 году собрался Земский Собор, который принял решение о создании нового Судебника, или Уложения. Этот документ юридически оформил крепостную зависимость крестьян. Землевладелец получил в полную собственность не только имущество крепостного крестьянина, но и его жизнь. Усилилось наступление дворян на лучшие земли. К середине XVII века лучшие земли, принадлежащие мордве, марийцам, татарам и другим народам Поволжья, оказались в руках светских и духовных

землевладельцев. Вот как комментирует в своей работе «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» Н.И. Костомаров: «Кроме тягостей, налагаемых правительством, кроме произвола всякого рода начальствующих и обирающих народ лиц, русские несли на себе следствие обременительной и дурно веденной войны с Польшей. Побеги - давнее, обычное средство русских избавляться от общественной тяготы -увеличились, несмотря на строгие распоряжения к удержанию людей на прежних местах; умножались разбои, несмотря на то, что ловля разбойников стала одной из главнейших задач правительства. Ненависть к боярам, воеводам, приказным людям и богачам, доставлявшим выгоды казне и самим себе, приводила к тому, что жители перестали смотреть на разбойников, как на врагов своей страны, лишь бы только разбойники грабили знатных и богатых, но не трогали бедняков и простых людей; разбойник стал представляться образцом удали, молодечества, даже покровителем и мстителем страждущих и угнетенных. При таком взгляде оставался уже только один шаг, чтобы разбойник сделался главою народного восстания». Толпы беглецов скрывались на Дону. По давнему казацкому обычаю здесь всем давался приют. Скоро беглые стали именовать себя казаками. Природные казаки не мешали им в этом, хотя гордились перед ними своим происхождением. Здесь и зародилось крестьянское движение, которое возглавил Степан Разин. История его возвеличивания необычна. В 1665 году часть донских казаков с атаманом Разиным участвовала в походе князя Юрия Долгорукого против поляков. Атаман Разин стал просить князя отпустить его домой. Князь Долгорукий отказался наотрез. Атаман, считая, что служит царю по своему хотению, а не по долгу, ушел самовольно со своей станицей. Его догнали и, по приказанию князя Долгорукого, казнили. Было у этого казненного атамана два брата: Степан, или Стенька, и Фролка». Исходя из этого, можно предположить, что поход носил характер мести за смерть брата. Но такова была причина лишь начала восстания. Установленным, таким образом, остается одно -триумфальное шествие Степана Разина по Руси началось именно из-за Дона. Выдавая себя за царя, собирая вокруг себя единомышленников опального патриарха Никона, Разин дал толчок к большому вооруженному крестьянскому восстанию. Его имя ассоциировалось с близкой свободой, с отмщением, потому-то и оказывал народ повсеместную помощь казакам и группировался вокруг них. Право называться атаманом Степана Разина история дала и Алене Арзамасской-Темниковской. Осталось неизвестным, встречалась ли наша героиня с самим Стенькой Разиным или с другими его атаманами или нет. Но то, как Алена приняла смерть за свободу своего народа, поставило ее на одну ступень с известной и почитаемой Жанной д'Арк.

Думается, что призывы Степана Разина в подобных исторических условиях отражали самые сокровенные интересы и чаяния народных масс, поддержка крестьянами была оказана разинским казакам, в первую очередь и именно из соображений вольнолюбия.

Всевозможные энциклопедии, учебные пособия по истории говорят об Алене Арзамасской скупо. К примеру, «История Мордовской АССР» упоминает следующее: «Сильным антифеодальным движением были охвачены также Темниковский, Кадомский и Арзамасский уезды. В них действовало несколько повстанческих отрядов. На территории Арзамасского уезда одним из отрядов командовала старица Алена. В ее отряде насчитывалось до семи тысяч повстанцев» 1.

Говорит об Алене Арзамасской - Темниковской и Н.И. Костомаров: «...Восстание разлилось по всей полосе, занимающей нынешние губернии: Симбирскую, Пензенскую и Тамбовскую. Поднялись Темниковский, Кадомский и Тамбовский уезды. Темниковские крестьяне, под предводительством какого-то попа Саввы, грабили господские дома, чинили поругания над женщинами. Вместе с ними ходила старица (монахиня) Алена,

1 Кравцов, И. Развитие национальных отношений в СССР. - Киев : АН СССР, 1962. - 148 с.

переодетая в мужское платье. Ее считали ведьмой; она носила с собой заговорные письма и коренья и посредством их приобрела победу».

О.И. Налдеева в своей монографии «Фолькорные традиции в мордовской поэзии» излагает следующее: «... Темниковцы привели к Долгорукому вора особенного рода, вора-еретика-старицу: «Меня, говорила вор-старица в расспросе, - меня зовут Аленою, родом из выездной Арзамасской слободы, крестьянская дочь, была замужем за крестьянином же, а как муж мой умер, то я постриглась и была во многих местах на воровстве и людей портила; и в нынешнем году пришла я из Арзамаса в Темников, собирала с собою на воровство многих людей и с ними воровала, стояла в Темникове на воеводском дворе с атаманом Федькою Сидоровым и учила ведовству»2

Сохранились и исторические литературные памятники, в которых говорится о смелой женщине. Один из них - «Сообщение касательно подробностей мятежа, недавно произведенного в Московии Стенькой Разиным». Сложно доподлинно восстановить жизненный путь Алены до восстания. Вот что говорит об этом ученый-историк Е. Чистякова, которая долгие годы занималась разработкой этой темы. «Родилась Алена в семье крестьянина Выездной слободы под Арзамасом. По Соборному уложению 1649 года женщина-крестьянка в России была совершенно бесправной, она становилась предметом обмена и торговли между помещиками, существовала даже такса на нее - пять рублей. Когда Алена стала женой крестьянина этой слободы, жизнь ее стала не лучше. Недолго длилась ее семейная жизнь. Умер муж, положение вдовы стало еще тяжелее. После смерти мужа Алена ушла в монастырь (по-видимому, женский Николаевский под Арзамасом), где обучалась грамоте, а потом стала лечить болезни травами и кореньями. Алена возненавидела монастырские порядки, при которых соблюдались и сословность, и неравноправие. Поэтому, как только занялся пожар крестьянской войны, Алена, не задумываясь, сменила одежду монахини на воинскую, покинула монастырскую келью и села на коня. Алену хорошо знали в окрестных деревнях, ей не трудно было собрать отряд в двести человек, с которым она и направилась в Темниковский, Шацкий и Касимовский уезды. По дороге к ней стекались люди из мордовских, татарских и русских деревень. Против разрозненных, затерянных в лесах отрядов были направлены хорошо вооруженные войска. Повстанцам необходимо было объединиться. Они стали сосредоточиваться в Темникове. Сюда привела свой отряд и Алена. Заняв резиденцию бежавшего темниковского воеводы, Алена вместе с Федором Сидоровым более двух месяцев управляли городом и командовали огромным пестрым разноязычным и разноплеменным войском восставших. Она переписывалась с атаманами близлежащих городков (Кадома и др.), захваченных разинцами, Алена стала лечить раненых и учила Сидорова «заговаривать» боль. Все дела решались сообща - «на кругу», не всем это нравилось. Вокруг Темникова сжималось кольцо карателей. В кровопролитном бою под городом восставшие потерпели поражение. Алена была захвачена в плен. Последовали нечеловеческие пытки. Но даже видавшие виды каратели были потрясены выдержкой простой русской крестьянки. Алена была сожжена заживо»3.

По-своему интерпретировал крупицы исторических сведений об Алене М.И. Брыжинский, автор исторической повести «Ради братий своих» Писатель выходит за фактические рамки исторического повествования. Эта работа представляет собой яркий психологический анализ личности Алены. В этой повести единство действия связано с созданием характера как формы реализации личностного начала. Сам характер Алены является основой, источником сюжетного развития. Все произведение можно разделить на четыре сюжетных действия, связанных с разными ипостасями героини: Мария, Марья, монахиня Алена, атаман Алена. Мастерство автора позволяет, объясняя прошлое,

2 Налдеева, О.И. Фольклорные традиции в мордовской поэзии (на анализе творчества мокшанских поэтов): автореф. дис. ... канд. филол. наук / О.И. Налдеева. - Саранск, 1996. - 16 с.

3 Сайгин, Н.М. Мордовский исторический роман : дис. ... канд. филол. наук. - Саранск, 1984. - 124 с.

превратить читателя если не в участника событий, то в осведомленного и заинтересованного свидетеля происходящего. А поскольку для полного раскрытия характера главной героини необходимо и прошлое, то оно вводится в повесть за счет ретроспекции. Автор, обращаясь к прошедшему, объясняет не только характер героини, но и устанавливает определенную взаимосвязь.

Автор, на наш взгляд, специально прибегает к такому приему: после того, как героиня приходит в себя от потери сознания, она серьезно меняется. Снова происходит перерождение, теперь потеря сознания отделяет Алену-атамана от Алены-монахини. Драматизм судьбы, ее психологическое состояние, сознание несправедливости жизнеустройства приводят к тому, что Алена, как только узнает о восстании Разина, решает поднять крестьян против помещиков и становится во главе отряда. Собственно с этого момента и начинается авторская интерпретация фактов, известных по историческим источникам. Заслугой автора, на наш взгляд, является то, что он умело использует известное, домысливая эмоциональное состояние своих героев.

Совершенно по-другому представляет себе историю жизни Алены Арзамасской-Темниковской К.Г. Абрамов в своей книге «За волю». У него Алена язвительная, гордая, знающая себе цену, не любящая пересуды. Склонная к самоанализу, рассудительная и умная, она вспоминает о своей жизни следующее: «Время тянется медленно, мысли скачут от одного к другому. Ей вспомнился давно умерший муж. Она теперь и сама не знает, был ли он ей люб. Прожили вместе несколько лет, в душе от него ничего не осталось. Его сохранила только память. После него она больше не выходила замуж, ушла в монастырь, стала монахиней. А выдали ее за него семнадцатилетней неразумной девчонкой. Если бы он был здоровым и сильным мужчиной, возможно, не раз побил бы ее. Но она была сильнее и не давала себя в обиду. Жили они в большой нужде, не было у них ни лошади, ни коровы, ни клочка земли. Незадолго до смерти мужа они работали у арзамасского купца. Алена очень понравилась купцу. Вскоре скончался муж. Приставания купца стали более настойчивыми. Так что Алене обо всем пришлось рассказать его жене. Жена его была очень богомольная, все свое время проводила в церквях и монастырях. Она-то и пристроила Алену в монастырь, уплатив за нее какие-то деньги»4. Несмотря на разные взгляды на Алену, на ее судьбу, характер, оба автора ограничивают изображение происходящего в произведении известными фактами из жизни героини. Казнь Алены в обоих случаях серьезно напоминает уже известное по историческим источникам. Сравнение трех отрывков художественных текстов М.И. Брыжинского, К.Г. Абрамова, В.М. Шукшина приводит нас к пониманию авторских интерпретаций описываемого. Суть происходящего нам знакома по историческим источникам. Смысл одинаков, но изложение материала у каждого из приведенных авторов свое. Нам думается, что это ярчайший пример значения художественного вымысла для изображения исторических событий в художественных текстах.

Таким образом, спецификой любого художественного исторического текста является целостное изображение характера героя. Все, что воссоздается в подобном художественном тексте, основано на конкретном документальном материале. Степень достоверности зависит от замысла писателя, сюжетной реализации литературного характера. Художественный вымысел в историческом произведении направлен на раскрытие как глубины психологического состояния героя, так и жизненных процессов в целом. Задача писателя -показать, как это было, заставить читателя поверить в свершившееся событие в границах сюжета и в границах известного исторического факта. И как следствие всего этого -заставить сопереживать героям. Это становится возможным благодаря художественному вымыслу в историческом произведении.

Библиографический список

4 Абрамов, К.Г. За волю. - Саранск, 1989. - 250 с.

1. Абрамов, К. Г. За волю: роман. - Саранск, 1995. - 32G с.

2. Брыжинский, М.И. Ради братий своих: повесть. - Саранск, 1986. - 279 с.

3. Кравцов, И. Развитие национальных отношений в СССР. - Киев: АН СССР, 1962. -

148 с.

4. Налдеева О.И. Фольклорные традиции в мордовской поэзии (на анализе творчества мокшанских поэтов): автореф. дис. ... канд. филол. наук / О.И. Налдеева. - Саранск, 1996. - 16 с.

5. Сайгин, Н.М. Мордовский исторический роман.: дис. ... канд. филол. наук. -Саранск, 1984. - 124 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.