ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 4. С. 286-288. УДК 8
Е.А. Акелькина
СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО.
РЕЦЕПЦИЯ ЖИВОПИСИ КЛОДА ЛОРРЕНА В ЕГО ТВОРЧЕСТВЕ
Описывается культурный диалог Ф.М. Достоевского и К. Лоррена в связи с использованием писателем цитат картин французского художника-философа в своих произведениях в качестве знака определенной эпохи (классицизма).
Ключевые слова: рецепция, классицизм, философичность, мода, философский пейзаж.
Задачи искусства - не случайности быта, а общая их идея, зорко угаданная и верно снятая со многораз-личия однородный жизненнык явлений.
Ф.М. Достоевский
Среди других писателей-классиков Ф.М. Достоевский получил наиболее универсальное художественное образование, и для него, словно предвосхищая тип художника-творца ХХ века, искусство было и источником творчества и средством познания новых культурных моделей, и стимулом, и естественным смысловым полем для диалога с мастерами культуры всех времен и народов.
Художественный вкус писателя был богат, универсален и содержал четкую иерархию православных ценностных ориентиров (Добро, Истина, Красота).
Нельзя сказать, что в художественных впечатлениях Ф.М. Достоевского совсем не было обусловленных случаем, но в целом его отношение к разным видам искусства носило более системный характер, чем у других писателей, не получивших правильного художественного образования.
Круг юношеского чтения и первые впечатления от живописи московских портретистов тропининской школы, несомненно, были сформированы семьей и московским патриархальным бытом, как и интерес к иконописи и храмам. В сущности, известно много художественных фактов восприятия искусства из биографии писателя. Сегодня необходима не только систематизация этого материала, но и выработка новой культурологической методологии, позволяющей увидеть основные тенденции культурного развития эпохи, преломившиеся в индивидуальном опыте художественного восприятия Ф.М. Достоевского и позволившие ему выстроить на редкость самостоятельное отношение к искусству.
Метод культурной реконструкции позволяет увидеть такие культурные доминанты, как мода, жанрово-видовые приоритеты эпохи, актуализация отдельных видов искусства. До поступления в военно-инженерное училище отношение Ф.М. Достоевского к искусствам формировалось семьей (традиционная московская православная культура: храмы, иконы, народные обычаи и представления, театр), журналами 1830-х гг. и гуманитарным образованием в пансионе Л. Чермака. Позже это было систематизированное знакомство с достопримечательностями Санкт-Петербурга и профессиональное архитектурное образование. Круг любимых живописцев эпохи Возрождения и XVII века сформировался еще в училище на основе посещения Эрмитажа и выставок в Академии художеств. В зрелые годы этот круг оставался постоянным, незначительно расширяясь во время заграничных поездок (Дрезденская галерея, Лувр, итальянские
© Е.А. Акелькина, 2013
Своеобразие художественного вкуса Ф.М. Достоевского. Рецепция живописи К. Лоррена... 287
музеи). Мы почти ничего не знаем об интересе Ф.М. Достоевского к графике любимых мастеров, но то, что он был одним из немногих профессиональных рисовальщиков (наряду в А.С. Пушкиным), говорит о многом.
В воспоминаниях Анны Григорьевны Достоевской (урожденной Сниткиной) упоминается, что наряду с итальянскими и нидерландскими мастерами живописи Ф.М. Достоевский очень любил картины Клода Лоррена и Антуана Ватто. Казалось бы, что привлекало трагического писателя-мыслителя в работах этих гармоничных и изящных живописцев.
В первой трети XIX века основу классического художественного образования по истории искусств составляло наследие эпохи итальянского Возрождения и западноевропейского искусства XVII века. Коллекция императорского Эрмитажа, с которой знакомили кондукторов инженерного училища, была сформирована за счет итальянской и нидерландской живописи. Много было работ французских художников XVII-XIX вв., но их живопись представлялась современной и казалась далекой от «вечных» тем суетой и конъюнктурой в силу своей ориентации на языческие, а не библейские мифы, а также благодаря явному гедонизму и светскости сцен придворной жизни.
Еще при Александре I в состав эрмитажной коллекции вошли купленные из Мальмуонской галереи картины Клода Лоррена - «Утро», «День», «Вечер» и «Ночь», а чуть позже - «Утро в гавани». В год поступления Ф.М. Достоевского в инженерное училище (1838) вышел первый каталог Эрмитажа. Воспитанники всех военных учебных заведений регулярно посещали Эрмитаж, особенно будущие архитекторы. Клод Желе, прозванный Лорреном (что значит лотарги-нец), большую часть жизни провел в Риме, но также был тесно связан с традициями фламандской живописи, он явился создателем «идеального» героического пейзажа, который признавался классическими академиями многих стран. Постоянные герои его картин - высокое Небо, вечнозеленая Земля, Море, дали. Излюбленные мотивы его картин - встреча природных стихий, зарождение и угасание дня, переходные состояния в природе. Пейзажи Клода Лоррена - сочиненные композиции, увиденные глазами философа-созерцателя, дающего некое обобщение действительности.
Очевидно, что будущих архитекторов не миновало увлечение эффектом совмещения двух перспектив, двух позиций созерцания как диалога зрителя и Солнца, «ока мира». В эрмитажной картине «Утро в гавани» (1634) прекрасная по мастерству воздушная перспектива создает эффект глубокого пространства, растворяющегося к центру.
«Как дали тонкие, чарует Клод Лоррен / И зеленью морей влечет, как песнь сирен», -писал Вячеслав Иванов.
Философский пейзаж Лоррена «концентрирует внимание на том, что определяет извечный порядок вещей: восходы и закаты солнца» [1, с. 94]. Налицо отбор и синтез культурных впечатлений. К. Лоррен создавал образ природы идеально-прекрасной, очищенной от всего случайного. Поэтому один из героев романа Ф.М. Достоевского «Подросток» видит в его творчестве воплощение грёз человечества о «золотом веке».
Вот этот ностальгический сон:
«В Дрездене, в галерее, есть картина Клода Лоррена, по каталогу “Асис и Гала-тея”; я же называл её всегда “Золотым веком”, сам не знаю почему. <...> Эта-то картина мне и приснилась, но не как картина, а как будто какая-то быль. Я, впрочем, не знаю, что именно мне снилось; точно так же, как в картине - уголок греческого архипелага, причем и время как бы перешло за три тысячи лет назад; голубые ласковые волны, острова и скалы, цветущее прибрежье, волшебная панорама вдали, заходящее, зовущее солнце - словами не передашь. Тут запомнило свою колыбель европейское человечество, и мысль о том как бы наполнила и мою душу родною любовью. Здесь был земной рай человечества: боги сходили с небес и роднились с людьми. О, тут жили прекрасные люди! Они вставали и засыпали счастливые и невинные; луга и рощи наполнялись их песнями и веселыми криками; великий избыток непочатых сил уходил в любовь и простодушную радость. Солнце обливало их теплом и светом, радуясь на своих прекрасных детей. Чудный сон, высокое заблуждение человечества» [2, с. 513514].
«В этом контексте художественный образ, сам по себе не лишенный мифологизма, подвергается вторичной мифологизации, и его индивидуальность без остатка растворяется во вновь созданном идеальном целом» [1, с. 96], - замечает С.М. Даниэль. Мы видим, что Ф.М. Достоевского не случайно интересует философский пейзаж, в котором сущностные стихии природы играют роль возбудителя сознания. Культурная модель, по которой создается такой пейзаж, несет в себе философское обобщение. «“Театральные” эффекты Лоррена. оказываются компонентами сложной структуры риторического характера и обнаруживают тесное родство с искусством слова. Организуя изображение как взаимодействие “известного” (общезначимого) с “неизвестным” (индивидуальным), Лоррен реализует принцип построения метафоры» [1, с. 97].
Зритель у картин Лоррена как бы поставлен на грань двух стихий, побуждаемый предаться свободному созерцанию. Используя общеизвестные значимые тексты («Ме-
288
Е.А. Акелькина
таморфозы» Овидия), Лоррен предполагал способность зрителя читать изображение. Именно это прочтение, раскрывающее подлинный смысл картины Лоррена, и осуществил Ф.М. Достоевский. И живописца, и писателя интересуют состояния переходные, пограничные. Хорошо изучено функционирование в произведениях Ф.М. Достоевского мотива косых лучей заходящего солнца. Творчество и Ф.М. Достоевского, и К. Лоррена обусловлено культурой риторического типа. Ведь художник и писатель имеют дело не с самой сырой действительность, но всегда с действительностью упорядоченной и превращающейся в слово искусства.
Связь живописи Лоррена с поэтической риторикой совершенно очевидна. «Лирический классицизм» К. Лоррена воздействовал на поэзию.
Ф.М. Достоевский в восприятии и интерпретации живописи К. Лоррена идёт по следам не искусствоведов, а великого немецкого писателя и мыслителя И. В. Гёте.
Через восприятие живописи картин классициста К. Лоррена Достоевский ут-
верждает культ красоты, помогающий читателю переходной эпохи обрести цельность жизни духа и желанную гармонию с миром. Художественный вкус писателя универсален, многогранен и направлен на формирование идеала Добра, Истины и Красоты. Ориентация на классические, совершенные произведения его любимых авторов, утверждающие прекрасное, обладает огромной внушающей силой, побуждающей читателя к философствованию о смысле бытия. Рецепция художественного опыта художников Возрождения, классициста К. Лоррена, диалог с мыслями Гёте о живописи обусловил позитивную гармоничную интенцию художественного вкуса Достоевского, его огромную творческую плодотворность.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Даниэль С. М. Европейский классицизм. СПб. : Азбука, 2003.
[2] Достоевский Ф. М. Собр. соч. : в 10 т. Т. 8. Подросток. М. : Художественная литература, 1957.