Научная статья на тему 'Своеобразие художественного вкуса Ф. М. Достоевского. Рецепция живописи Клода Лоррена в его творчестве'

Своеобразие художественного вкуса Ф. М. Достоевского. Рецепция живописи Клода Лоррена в его творчестве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
809
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЦЕПЦИЯ / КЛАССИЦИЗМ / ФИЛОСОФИЧНОСТЬ / МОДА / ФИЛОСОФСКИЙ ПЕЙЗАЖ / PERCEPTION / CLASSICISM / FASHION / PHILOSOPHICAL LANDSCAPE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Акелькина Е. А.

Описывается культурный диалог Ф.М. Достоевского и К. Лоррена в связи с использованием писателем цитат картин французского художника-философа в своих произведениях в качестве знака определенной эпохи (классицизма)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Originality of taste in art of F.M.Dostoevsky. Perception of Claude Lorrain painting of in his works

The article deals with cultural dialogue F.M. Dostoevsky and K. Lorren. The writer uses citations of pictures of famous French artist at his novels as sing of certain era (classicism)

Текст научной работы на тему «Своеобразие художественного вкуса Ф. М. Достоевского. Рецепция живописи Клода Лоррена в его творчестве»

ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 4. С. 286-288. УДК 8

Е.А. Акелькина

СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО.

РЕЦЕПЦИЯ ЖИВОПИСИ КЛОДА ЛОРРЕНА В ЕГО ТВОРЧЕСТВЕ

Описывается культурный диалог Ф.М. Достоевского и К. Лоррена в связи с использованием писателем цитат картин французского художника-философа в своих произведениях в качестве знака определенной эпохи (классицизма).

Ключевые слова: рецепция, классицизм, философичность, мода, философский пейзаж.

Задачи искусства - не случайности быта, а общая их идея, зорко угаданная и верно снятая со многораз-личия однородный жизненнык явлений.

Ф.М. Достоевский

Среди других писателей-классиков Ф.М. Достоевский получил наиболее универсальное художественное образование, и для него, словно предвосхищая тип художника-творца ХХ века, искусство было и источником творчества и средством познания новых культурных моделей, и стимулом, и естественным смысловым полем для диалога с мастерами культуры всех времен и народов.

Художественный вкус писателя был богат, универсален и содержал четкую иерархию православных ценностных ориентиров (Добро, Истина, Красота).

Нельзя сказать, что в художественных впечатлениях Ф.М. Достоевского совсем не было обусловленных случаем, но в целом его отношение к разным видам искусства носило более системный характер, чем у других писателей, не получивших правильного художественного образования.

Круг юношеского чтения и первые впечатления от живописи московских портретистов тропининской школы, несомненно, были сформированы семьей и московским патриархальным бытом, как и интерес к иконописи и храмам. В сущности, известно много художественных фактов восприятия искусства из биографии писателя. Сегодня необходима не только систематизация этого материала, но и выработка новой культурологической методологии, позволяющей увидеть основные тенденции культурного развития эпохи, преломившиеся в индивидуальном опыте художественного восприятия Ф.М. Достоевского и позволившие ему выстроить на редкость самостоятельное отношение к искусству.

Метод культурной реконструкции позволяет увидеть такие культурные доминанты, как мода, жанрово-видовые приоритеты эпохи, актуализация отдельных видов искусства. До поступления в военно-инженерное училище отношение Ф.М. Достоевского к искусствам формировалось семьей (традиционная московская православная культура: храмы, иконы, народные обычаи и представления, театр), журналами 1830-х гг. и гуманитарным образованием в пансионе Л. Чермака. Позже это было систематизированное знакомство с достопримечательностями Санкт-Петербурга и профессиональное архитектурное образование. Круг любимых живописцев эпохи Возрождения и XVII века сформировался еще в училище на основе посещения Эрмитажа и выставок в Академии художеств. В зрелые годы этот круг оставался постоянным, незначительно расширяясь во время заграничных поездок (Дрезденская галерея, Лувр, итальянские

© Е.А. Акелькина, 2013

Своеобразие художественного вкуса Ф.М. Достоевского. Рецепция живописи К. Лоррена... 287

музеи). Мы почти ничего не знаем об интересе Ф.М. Достоевского к графике любимых мастеров, но то, что он был одним из немногих профессиональных рисовальщиков (наряду в А.С. Пушкиным), говорит о многом.

В воспоминаниях Анны Григорьевны Достоевской (урожденной Сниткиной) упоминается, что наряду с итальянскими и нидерландскими мастерами живописи Ф.М. Достоевский очень любил картины Клода Лоррена и Антуана Ватто. Казалось бы, что привлекало трагического писателя-мыслителя в работах этих гармоничных и изящных живописцев.

В первой трети XIX века основу классического художественного образования по истории искусств составляло наследие эпохи итальянского Возрождения и западноевропейского искусства XVII века. Коллекция императорского Эрмитажа, с которой знакомили кондукторов инженерного училища, была сформирована за счет итальянской и нидерландской живописи. Много было работ французских художников XVII-XIX вв., но их живопись представлялась современной и казалась далекой от «вечных» тем суетой и конъюнктурой в силу своей ориентации на языческие, а не библейские мифы, а также благодаря явному гедонизму и светскости сцен придворной жизни.

Еще при Александре I в состав эрмитажной коллекции вошли купленные из Мальмуонской галереи картины Клода Лоррена - «Утро», «День», «Вечер» и «Ночь», а чуть позже - «Утро в гавани». В год поступления Ф.М. Достоевского в инженерное училище (1838) вышел первый каталог Эрмитажа. Воспитанники всех военных учебных заведений регулярно посещали Эрмитаж, особенно будущие архитекторы. Клод Желе, прозванный Лорреном (что значит лотарги-нец), большую часть жизни провел в Риме, но также был тесно связан с традициями фламандской живописи, он явился создателем «идеального» героического пейзажа, который признавался классическими академиями многих стран. Постоянные герои его картин - высокое Небо, вечнозеленая Земля, Море, дали. Излюбленные мотивы его картин - встреча природных стихий, зарождение и угасание дня, переходные состояния в природе. Пейзажи Клода Лоррена - сочиненные композиции, увиденные глазами философа-созерцателя, дающего некое обобщение действительности.

Очевидно, что будущих архитекторов не миновало увлечение эффектом совмещения двух перспектив, двух позиций созерцания как диалога зрителя и Солнца, «ока мира». В эрмитажной картине «Утро в гавани» (1634) прекрасная по мастерству воздушная перспектива создает эффект глубокого пространства, растворяющегося к центру.

«Как дали тонкие, чарует Клод Лоррен / И зеленью морей влечет, как песнь сирен», -писал Вячеслав Иванов.

Философский пейзаж Лоррена «концентрирует внимание на том, что определяет извечный порядок вещей: восходы и закаты солнца» [1, с. 94]. Налицо отбор и синтез культурных впечатлений. К. Лоррен создавал образ природы идеально-прекрасной, очищенной от всего случайного. Поэтому один из героев романа Ф.М. Достоевского «Подросток» видит в его творчестве воплощение грёз человечества о «золотом веке».

Вот этот ностальгический сон:

«В Дрездене, в галерее, есть картина Клода Лоррена, по каталогу “Асис и Гала-тея”; я же называл её всегда “Золотым веком”, сам не знаю почему. <...> Эта-то картина мне и приснилась, но не как картина, а как будто какая-то быль. Я, впрочем, не знаю, что именно мне снилось; точно так же, как в картине - уголок греческого архипелага, причем и время как бы перешло за три тысячи лет назад; голубые ласковые волны, острова и скалы, цветущее прибрежье, волшебная панорама вдали, заходящее, зовущее солнце - словами не передашь. Тут запомнило свою колыбель европейское человечество, и мысль о том как бы наполнила и мою душу родною любовью. Здесь был земной рай человечества: боги сходили с небес и роднились с людьми. О, тут жили прекрасные люди! Они вставали и засыпали счастливые и невинные; луга и рощи наполнялись их песнями и веселыми криками; великий избыток непочатых сил уходил в любовь и простодушную радость. Солнце обливало их теплом и светом, радуясь на своих прекрасных детей. Чудный сон, высокое заблуждение человечества» [2, с. 513514].

«В этом контексте художественный образ, сам по себе не лишенный мифологизма, подвергается вторичной мифологизации, и его индивидуальность без остатка растворяется во вновь созданном идеальном целом» [1, с. 96], - замечает С.М. Даниэль. Мы видим, что Ф.М. Достоевского не случайно интересует философский пейзаж, в котором сущностные стихии природы играют роль возбудителя сознания. Культурная модель, по которой создается такой пейзаж, несет в себе философское обобщение. «“Театральные” эффекты Лоррена. оказываются компонентами сложной структуры риторического характера и обнаруживают тесное родство с искусством слова. Организуя изображение как взаимодействие “известного” (общезначимого) с “неизвестным” (индивидуальным), Лоррен реализует принцип построения метафоры» [1, с. 97].

Зритель у картин Лоррена как бы поставлен на грань двух стихий, побуждаемый предаться свободному созерцанию. Используя общеизвестные значимые тексты («Ме-

288

Е.А. Акелькина

таморфозы» Овидия), Лоррен предполагал способность зрителя читать изображение. Именно это прочтение, раскрывающее подлинный смысл картины Лоррена, и осуществил Ф.М. Достоевский. И живописца, и писателя интересуют состояния переходные, пограничные. Хорошо изучено функционирование в произведениях Ф.М. Достоевского мотива косых лучей заходящего солнца. Творчество и Ф.М. Достоевского, и К. Лоррена обусловлено культурой риторического типа. Ведь художник и писатель имеют дело не с самой сырой действительность, но всегда с действительностью упорядоченной и превращающейся в слово искусства.

Связь живописи Лоррена с поэтической риторикой совершенно очевидна. «Лирический классицизм» К. Лоррена воздействовал на поэзию.

Ф.М. Достоевский в восприятии и интерпретации живописи К. Лоррена идёт по следам не искусствоведов, а великого немецкого писателя и мыслителя И. В. Гёте.

Через восприятие живописи картин классициста К. Лоррена Достоевский ут-

верждает культ красоты, помогающий читателю переходной эпохи обрести цельность жизни духа и желанную гармонию с миром. Художественный вкус писателя универсален, многогранен и направлен на формирование идеала Добра, Истины и Красоты. Ориентация на классические, совершенные произведения его любимых авторов, утверждающие прекрасное, обладает огромной внушающей силой, побуждающей читателя к философствованию о смысле бытия. Рецепция художественного опыта художников Возрождения, классициста К. Лоррена, диалог с мыслями Гёте о живописи обусловил позитивную гармоничную интенцию художественного вкуса Достоевского, его огромную творческую плодотворность.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Даниэль С. М. Европейский классицизм. СПб. : Азбука, 2003.

[2] Достоевский Ф. М. Собр. соч. : в 10 т. Т. 8. Подросток. М. : Художественная литература, 1957.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.