Научная статья на тему '«СВОДНЯ ГРУСТНО ЗА СТОЛОМ...» (К комментарию стихотворения А.С. Пушкина)'

«СВОДНЯ ГРУСТНО ЗА СТОЛОМ...» (К комментарию стихотворения А.С. Пушкина) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
30
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««СВОДНЯ ГРУСТНО ЗА СТОЛОМ...» (К комментарию стихотворения А.С. Пушкина)»

«СВОДНЯ ГРУСТНО ЗА столом...»

(К комментарию стихотворения А. С. Пушкина)

Стихотворение «Сводня» при жизни Пушкина не печаталось. Черновой автограф стихотворения на л. 26 рабочей тетради ПД 836 следует за черновым наброском 5—14-й строк XXXIII строфы седьмой главы «Евгения Онегина» («Возок несется чрез ухабы»), за строкой «Москва! Москва!» (вариант 12-й строки XXXVI строфы седьмой главы «Евгения Онегина»). Здесь начало стихотворения. На обороте л. 26 поверх пейзажного рисунка — продолжение стихотворения (от стиха «4 гостей гляжу» до его завершения).1

Наша гипотеза о том, что не только текст «Евгения Онегина», но и помещенный на одном листе с ним текст «Сводни» связан с московскими впечатлениями Пушкина, вернувшегося 8 сентября 1826 г. из михайловской ссылки в родной город, нашла отражение в статье Р. В. Иезуитовой: после аудиенции у Николая I Пушкин приехал к дяде В. Л. Пушкину, автору «Опасного соседа», поэмы, тема которой подсказала тему «Сводни».2 Р. В. Иезуитова указывает на «местами почти дословную»3 связь «Сводни» с «Опасным соседом». Однако, на наш взгляд, высказанные в статье соображения могут быть конкретизированы, уточнены и дополнены, что в свою очередь может быть небезынтересно для комментария «Сводни».

Единственный случай прямого цитирования «Опасного соседа» в «Сводне» — в вариантах именования гостя, посетившего бордель: дважды он назван «добрым человеком» (III, 167). Ср. в «Опасном соседе»: «Ты добрый человек, мне твой приятен вид...».4

Сближение стихотворения Пушкина с поэмой В. Л. Пушкина — в теме посещения борделя, в своеобразном минус-сюжете. Ожидаемого и в поэме, и в стихотворении не произошло: рассказчику «Опасного соседа» помешала насладиться любовью драка; гость «Сводни» покинул дом свиданий по другой причине («Мне охоты что-то нет / Девушки не бойтесь» — III,

79).

1 См.: Иезуитова Р. В. Рабочая тетрадь Пушкина ПД, № 836: История заполнения // Пушкин. Исследования и материалы. Л., 1991. Т. 14. С. 121—147.

2 Там же. С. 145

3 Там же.

4 Пушкин В. Л. Стихи. Проза. Письма. М., 1989. С. 159. Далее текст «Опасного соседа» цитируется по этому изданию с указанием в скобках страни-

198

© Н. И. Михайлова, 2004

Любопытна перекличка еще одного мотива: сводня рассказывает о четырех гостях, которые, «не платя, пошли все прочь» (III, 78). И в «Опасном соседе» четыре гостя — рассказчик, Буянов, купец и дьячок. Расплатились ли они со сводней Пан-кратьевной, автор умалчивает, заметив лишь, что неудачливый герой сомнительного приключения покинул веселый дом, бросив там «часы и кошелек». И еще — намек на драку в борделе, виртуозно описанную в «Опасном соседе», драку, в которой пострадала и Панкратьевна («Панкратьевна в крови», с. 159), возможно, есть в «Сводне». Повествуя о нерасплатившихся за услуги борделя гостях, «Сводня за щеку (?) взялась / И вздохнула больно» (III, 78).

Известно, что Пушкин с детства знал «Опасного соседа» наизусть, высоко ценил творение дяди, первым печатно упомянул его в лицейском стихотворении «Городок»:

И ты, замысловатый Буянова певец, В картинах толь богатый И вкуса образец...

(I, ЮО)

«Опасный сосед» неоднократно упоминался и цитировался Пушкиным в стихотворениях, поэме «Гавриилиада», письмах.

В пятой главе «Евгения Онегина» Пушкин увековечил героя «Опасного соседа» — своего «брата двоюродного» Буянова, комплиментарно поставив его в один ряд с героями комедии Фонвизина «Недоросль». Более того, по наблюдению Ю. Д. Левина,5 именно Буянов, затеявший драку в борделе, в романе Пушкина по воле автора послужил первопричиной трагедии: на балу у Лариных он подвел к Онегину Татьяну с Ольгой, Онегин выбрал для танца Ольгу, возбудив тем самым ревность Ленского. Ленский покинул бал с намерением вызвать друга на дуэль, далее в шестой главе романа поединок состоялся, Ленский погиб. Забавно, что в седьмой главе Буянов — своеобразный соперник Онегина. Он хочет жениться на Татьяне: «Буянов сватался: отказ» (VI, 150). Так что не только непосредственные впечатления от московской встречи с творцом «Опасного соседа», но и упомянутый и в пятой, и в седьмой главах стихотворного романа герой этой поэмы Буянов мог подсказать тему стихотворения «Сводня», текст которого, как мы

5 См.: Левин Ю. Д. Родословная Буянова // Тр. Отдела древнерусской литературы Ин-та русской литературы (Пушкинского Дома). СПб., 1993. Т. 48. С. 416—420.

помним, следует в рабочей тетради за черновыми строфами седьмой главы «Евгения Онегина».

Комментируя текст «Сводни», следует указать и на то, что пушкинское стихотворение пародирует балладу Жуковского «Светлана»: «Сводня» написана тем же стихотворным размером — разностопным хореем, создаваемым чередованием четырехстопных строк с мужским окончанием и трехстопных строк с женским окончанием; «Сводня» по своему жанру также является балладой, в сюжете которой также представлены мотивы гадания, грусти, сна. Ср.:

Раз в крещенский вечерок Девушки гадали.6

Смотрят барышни кругом Сводня им гадает. (III, 77)

Молчалива и грустна Милая Светлана. (2, 18)

Сводня грустно за столом Карты разлагает. (III, 77)

Свечка трепетным огнем Чуть лиет сиянье... (2, 19).

Свечка (III, 79)

Что же твой, Светлана, сон... (2, 24) Сводня засыпает. (III, 79)

Эпиграфом к пятой главе «Евгения Онегина» Пушкин взял стихи из «Светланы»:

О, не знай сих страшных снов Ты, моя Светлана!

Жуковский

(VI, 97)

Образ Татьяны соотносится с образом Светланы; с балладой Жуковского в романе Пушкина связаны сцена гадания и сон Татьяны. Но если пятая глава, во многом восходящая к Жуковскому, наделена признаками высокой лирической поэзии,

6 Жуковский В. А. Собр. соч.: В 4 т. М.; Л., 1959. Т. 2. С. 18. Далее текст «Светланы» цитируется по этому изданию с указанием в скобках тома и страницы арабскими цифрами.

то в «Сводне» поэтический мир, созданный Жуковским в «Светлане», пародируется в жанровой картинке фривольного содержания.

Таким образом, можно говорить о том, что пушкинское стихотворение «Сводня» перекликается с поэмой В. Л. Пушкина «Опасный сосед» и пародирует балладу Жуковского «Светлана». Заметим, что «Светлана» и ранее пародировалась Пушкиным: по наблюдению И. А. Пильщикова иМ. И. Шапира «в начальном стихе „Тени Баркова" можно также увидеть пародию на первый стих баллады Жуковского „Светлана"».7

Небезынтересно указать на то, что в «Сводне» нашли отражение два произведения, некоторым образом связанные друг с другом. Созданные в одно время («Опасный сосед» — в 1811 г., «Светлана» — в 1808—1812 гг.), поэма В. Л. Пушкина и баллада Жуковского включают в себя сходное описание мчащихся коней:

Пустился дым густой из пламенных ноздрей По улицам как вихрь несущихся коней. (С. 157)

Сели... кони с места враз;

Пышут дым ноздрями;

От копыт их поднялась

Вьюга над санями. (2, 20)

По позднейшему свидетельству Вяземского, стих из «Опасного соседа» «Херы с покоями сцеплялись по стенам» был сочинен Жуковским.8

И последнее. «Опасный сосед» В. Л. Пушкина, «Светлана» Жуковского — сочинения арзамасцев (написанные до возникновения «Арзамаса», они вошли в литературную практику этого общества; поэма В. Л. Пушкина арзамасцами всячески превозносилась, название баллады Жуковского стало арзамасским прозвищем ее автора, арзамасское прозвище Пушкина «Сверчок» — также из этой баллады). Не исключено, что пародирование лирической баллады Жуковского в пушкинском стихотворении «Сводня», восходящей к бытописательной пародийной поэме В. Л. Пушкина, может быть объяснено еще и арзамасской традицией.

Н. И. Михайлова

7 Пушкин Л. С. Тень Баркова. Тексты. Комментарии. Экскурсы / Изд. подгот. И. А. Пильщиков, М. И. Шапир. М., 2003. С. 329.

8 Старина и новизна. М., 1904. Кн. 8. С. 45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.