Научная статья на тему 'Свободный человек из «Ракового корпуса» (образ Максима Чалого в повести А. И. Солженицына)'

Свободный человек из «Ракового корпуса» (образ Максима Чалого в повести А. И. Солженицына) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1217
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.И. СОЛЖЕНИЦЫН / "РАКОВЫЙ КОРПУС" / МАКСИМ ЧАЛЫЙ / РЯЗАНСКИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА / "ПОРОГОВАЯ СИТУАЦИЯ" / ТРАДИЦИИ ПЛУТОВСКОГО РОМАНА / ЛЮБОВЬ КАК ПРЕОДОЛЕНИЕ СМЕРТИ / СОВЕТСКИЙ СОЦИУМ / СИМВОЛИКА / ALEKSANDR SOLZHENITSYN / MAXIM CHALY / RYAZAN PERIOD OF SOLZHENITSYN'S CREATIVE WORK / "LIMINAL SITUATION" / PICARESQUE NOVEL TRADITION / LOVE AS OVERCOMING DEATH / SOVIET SOCIETAS / SYMBOLISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сафронов Александр Викторович

«Раковый корпус» является одним из важнейших произведений А.И. Солженицына рязанского периода. Автор ставит в нём вечные проблемы смысла жизни («чем люди живы?»), любви и смерти, нравственности существующего строя, вскрывает источники материальной и духовной скудости послесталинского общества, выявляет, возможно ли излечение и какою ценою оно добывается. Тему победы жизни и любви над смертью Солженицын, отталкиваясь от философских взглядов Л. Толстого, рассматривает «по-достоевски», давая высказаться самым разным героям, не занимая при этом позицию нравственного ригориста. Солженицын, как и в других художественных произведениях рязанского периода, посвящённых проблеме нравственности существующего строя, не прибегает к прямым нравоучениям, действительность рисуется им в двух планах: реалистическом и символическом, при этом символы противостоят реальности. Одним из символических противовесов житейской скудости, аскетизму и беспросветности советской системы является и образ Максима Чалого. Он несёт в себе традиции плутовского романа, выступает как противовес советскому социуму, ибо не живёт «идейностью и общим благом», и в то же время его сближение с Русановым свидетельство бездуховности, расчётливости и цинизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Free man from the “Cancer Ward” (image Maxim Chaly in the novel by Aleksandr Solzhenitsyn)

“Cancer ward” is one of the most important works of Aleksandr Solzhenitsyn in Ryazan period of his creative work. The author puts in it the eternal problem of the meaning of life (“what man shall live by?”), love and death, the morality of the existing system and reveals the sources of material and spiritual scarcity of the post-Stalin society, reveals whether it is possible to cure cancer and at what price it is extracted. The theme of the victory of life and love over death in Aleksandr Solzhenitsyn, basing on the philosophical views of Leo Tolstoy, considers in “Dostoyevsky’s” manner, giving the floor to absolutely different characters, without standing as a moral rigorist. Aleksandr Solzhenitsyn, likе in other works of art of Ryazan period, devoted to the problem of morality of the existing state system, does not resort to direct moralising, the reality is drawn in two plans: a realistic one and a symbolic, while the characters confront reality. One of the symbolic balances to worldly scarcity, austerity and hopelessness of the the Soviet system is as well the image of Maxim Chaly. It carries the tradition of the picaresque novel, acts as a counterbalance to Soviet society, for not living “the ideology and the common good”, and at the same time, his greater intimacy with Pavel Rusanov the evidence of lack of spirituality; shrewdness and cynicism.

Текст научной работы на тему «Свободный человек из «Ракового корпуса» (образ Максима Чалого в повести А. И. Солженицына)»

УДК 821.161.1.09"19"

Сафронов Александр Викторович

кандидат филологических наук, доцент Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина

[email protected]

СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК ИЗ «РАКОВОГО КОРПУСА» (образ Максима Чалого в повести А.И. Солженицына)*

«Раковый корпус» является одним из важнейших произведений А.И. Солженицына рязанского периода. Автор ставит в нём вечные проблемы смысла жизни («чем люди живы?»), любви и смерти, нравственности существующего строя, вскрывает источники материальной и духовной скудости послесталинского общества, выявляет, возможно ли излечение и какою ценою оно добывается. Тему победы жизни и любви над смертью Солженицын, отталкиваясь от философских взглядов Л. Толстого, рассматривает «по-достоевски», давая высказаться самым разным героям, не занимая при этом позицию нравственного ригориста. Солженицын, как и в других художественных произведениях рязанского периода, посвященных проблеме нравственности существующего строя, не прибегает к прямым нравоучениям, действительность рисуется им в двух планах: реалистическом и символическом, при этом символы противостоят реальности. Одним из символических противовесов житейской скудости, аскетизму и беспросветности советской системы является и образ Максима Чалого. Он несёт в себе традиции плутовского романа, выступает как противовес советскому социуму, ибо не живёт «идейностью и общим благом», и в то же время его сближение с Русановым - свидетельство бездуховности, расчётливости и цинизма.

Ключевые слова: А.И. Солженицын, «Раковый корпус», Максим Чалый, рязанский период творчества, «пороговая ситуация», традиции плутовского романа, любовь как преодоление смерти, советский социум, символика.

Герои «Ракового корпуса» - обитатели мужского отделения, поражённые недугом, ожидающие смерти, - в экзистенциальной ситуации решают сложные бытийные вопросы, главный из которых - «чем люди живы?» Способность выжить в борьбе за жизнь, способность остаться свободным человеком А.И. Солженицын впрямую ставит в зависимость от способности любить как любовью «небесной», духовной, так и любовью плотской, «земной». Убедительны наблюдения А. Урманова о том, что «в размышлениях о любви солженицынских героев речь идёт о преодолении смерти. Кроме того, это и порыв духа к первоначальному идеалу, к сохранившемуся в прапамяти человека ощущению утраченного блаженства» [12, с. 382].

Тему победы жизни и любви над смертью Солженицын, отталкиваясь, в первую очередь, от философских взглядов Л. Толстого, рассматривает, тем не менее, «по-достоевски», давая высказаться самым разным героям, не занимая при этом позицию нравственного ригориста.

«У него охват Толстого и дух Достоевского. Так он объединяет эти две системы взглядов, которые считались диаметрально противоположными в девятнадцатом столетии и среди критиков в настоящее время. Это и есть настоящий Солженицын», -говорил Генрих Бёлль. В судьбах героев «Ракового корпуса» отчётливо присутствует толстовская идея о неотвратимости духовного возмездия и воздаяния в судьбе каждой личности, «диалектика души», «драматические переходы» (Н.Г. Чернышевский) чувств, мыслей, состояний, которые свойственны толстовским персонажам.

В. Краснов, анализируя полифонизм Солженицына, отмечает, что в своих романах он «соединяет выразительный и описательный принципы, динамику и статику, дионисийское и апполоновское, драматическое и эпическое, искусство Толстого и искусство Достоевского... Полифонический метод состоит в том, сказал Солженицын, "чтобы каждый герой становился главным, когда действие переходит к нему". (Поскольку в "Раковом корпусе" пациенты прикованы к постели и вынуждены "бездействовать", это высказывание можно перефразировать: "когда данный больной попадает в фокус романа".) При этом каждого героя надо показать не снаружи внутрь, как это делает Лев Толстой, а изнутри наружу, как у Достоевского» [4, с. 139-140].

Горячие дискуссии в одной из палат тринадцатого, ракового корпуса о том, чем люди живы, заставляют пересмотреть отношение к любви Ефрема Поддуева: «Живы чем? - Даже и вслух это не выговаривалось. Неприлично вроде. - Мол, любовью...» [10, с. 100]. Строитель Поддуев много ездил по стране, имел в жизни деньги, женщин, почти в каждом городе, где он бывал, у него оставалась семья. «Я - баб много разорил. С детьми бросал... Плакали...» [10, с. 137]. Ефрем с горечью признаёт и то, что люди живы любовью, и то, что для «чудесного исцеления» от смертельной болезни, нужна чистая совесть. «И привыкал к смерти, как к смерти соседа» [10, с. 188].

«Ценный работник, заслуженный человек» Русанов, сторонник действия, инициативы, видящий истинную жизнь в тайных бумагах, в глуби портфелей, совершенно непредставим в качестве «человека влюблённого». Он имеет все, что, казалось

* Исследование осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) и Правительства Рязанской области. Проект РГНФ 15-14-62001 а (р) «Рязанский край в контексте русской литературы: региональный аспект исследования».

104

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- № 1, 2016

© Сафронов А.В., 2016

бы, нужно для счастья с точки зрения советского человека: квартиру, машину, хорошую работу, жену, детей, но его мертвая, окаменелая, несвободная душа не способна на простую, земную, человеческую любовь. «Лю-бо-вью?!. Не-ет, это не наша мораль!.. Люди живут идейностью и общественным благом», - утверждает он [10, с. 100], и продолжает верить в это, покидая больницу сражённый недугом. Собирательно-обобщающий образ Русанова - типичен, он представляет собой один из тех многочисленных элементов исправно работающей репрессивно-тоталитарной машины, «винтик» партийно-бюрократического аппарата.

Как нечто второстепенное мелькает в воспоминаниях талантливого учёного Вадима Зацырко некая Галя («Ждала его Галка в экспедиции и мечтала выйти за него замуж, но и на это он уже права не имел, и ей он уже достанется мало. Он уже никому не достанется» [10, с. 232]. Чистая духовность, оторванная от всего телесного, материального, в такой же степени несвободна, бесплодна, импотентна, как и «марксистско-ленинский» материализм Русанова. Вадим уходит со страниц повести, с одной стороны, в сторону выздоровления (удалось достать дефицитное лекарство), но, с другой стороны, автор теряет к нему интерес, как и врачи, «формально» ощупывающие его печень.

Как отмечает А. Аркатова, «для многих мужских персонажей А. Солженицына взаимоотношение с женщиной становится важной вехой их внутреннего становления, переосмысления ценностей. В повести "Раковый корпус" одной из таких героинь изображена Вера Гангарт. Как персонаж Вера представлена и через видение главного героя -Олега Костоглотова, и через личное пространство, наедине с собой. И Костоглотов, и Вера являются жертвами истории и нуждаются в моральном исцелении. Вера играет важную роль не только в возвращении Олегу мужской энергии, но и в его духовном воскрешении. Она вновь вселяет в него ощущение важности жизни, обесцененной в ГУЛАГе. Косто-глотов, в свою очередь, освобождает Веру от тяжести воспоминаний, позволяет перейти на иной уровень постижения себя как женщины. Жизненное соединение героев оказалось невозможным. Однако светлая динамика отношений наполняет их жизнь смыслом и надеждой» [1, с. 89.]

Смысл и надежду обретает Дёмка, не собирающийся поддаваться своей болезни, своему горю, своему страху. Этот юный герой впитывает в себя все происходящие в палате споры и рассуждения о смысле жизни, он обретает новый, необычный взгляд на религию, встречает первую горькую любовь к столь же юной, но уже многое испытавшей Асе, своей раскрепощённостью, тягой к свободе типологически близкой к набоковской Лолите, тогда как её имя отсылает читателя к образу тургеневской девушки.

Ни одна из любовных историй в повести не завершена, даже не имеет продолжения, а то и завершается смертью. Убогий советский быт, мрачные интерьеры ракового корпуса, физическое и нравственное бессилие героев, натуралистические подробности течения болезни и её лечения, попытки заменить любовь наукой или карьерой, обиженные жёны, случайные связи, привычка к жертвенности, нетребовательность в отношениях, горькое одиночество женщин, измученное общество, символом которого становится зоопарк, - всё это, на наш взгляд, коррелируется с мыслью Ж. Нивы о том, что в рязанский период творчества Солженицын создаёт «цикл разысканий о скудости советского человека, скудости моральной, психологической и социальной» [5, с. 66].

Благополучен и даже счастлив в этом мире только Максим Чалый, предстающий перед читателем в главе «Зачем жить плохо?» Это человек, «исправляющий ошибки снабжения» [10, с. 474], он нужен всем и не подчиняется никому, он минимально зависит от господствующей идеологии и от продиктованной этой идеологией морали. Даже поединок со смертью он выигрывает: ему «желудок отхватили, а он только улыбается» [10, с. 411].

Имена героев «Ракового корпуса» имеют символические значения: Зоя, Вера-Вега, Авиета-Ал-ла, Костоглотов. И в данном случае перед нами -тщательно выбранный характоним, позволяющий предположить ряд взаимоисключающих и взаимодополняющих черт персонажа. Фамилия «Чалый» происходит от обозначения лошадиной масти: «серый с примесью другого цвета», но в то же время это и «заключённый, имеющий несколько судимостей» [8, с. 277]. Имя «Максим» могло быть подсказано Солженицыну жизнерадостными, активными героями советских кинофильмов 30-х - 50-х годов, таких, к примеру, как трилогия о Максиме и «Максим Перепелица». В то же время оно - «большой» в переводе с латыни - отсылает к античным временам, подчёркивая древнее происхождение этого человеческого типа.

Чалый не имеет конкретного прототипа, возможно, как и большинство других персонажей, был списан с натуры. Однако не вызывает сомнений, что у него имеются литературные предшественники: герои плутовских романов, мошенники, проходимцы, объекты изображения сатирической журналистики советских времён. Чичиков, Остап Бендер, Кола Брюньон, Гаргантюа - как и они, Чалый в значительной мере свободен от тоталитарной системы: не привязан к определенному месту жительства, независим экономически - «деньги платить перестают - я оттуда ухожу» [10, с. 289], он не подвергнут идеологической обработке - вряд ли его «негоции» и махинации оставляют время для посещения профсоюзных собраний и политинформаций. Герой не обделён женской лаской -

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 1, 2016

105

в послевоенной действительности хватало и вдов, и одиноких девиц.

Он символично появляется в палате 5 марта, в годовщину смерти Сталина, в тот момент, когда Русанов мрачен из-за того, что в день кончины вождя газеты не напечатали его портрета, что означает некий важный поворот в политике, в один день с Шулубиным, человеком, предававшим свои высокие идеалы, потерявшим всякую надежду.

Чалый врывается в палату как поток освежающего ветра, расшевеливая больных: «невысокий, очень живой человек... жизнелюбивая уверенная улыбка... у него был нос велик - мягкий, большой нос, подрумяненный» [10, с. 276-277]. Заметим, что большой нос, по народным поверьям, примета значительного мужского достоинства, «под-румяненность» намекает на любовь к спиртному; «...а волосы у него были привольные, между льном и овсяной соломой... в улыбке его толстых губ было что-то приятное, плотоядное [10, с. 286], немудрое лицо Чалого выражало убежденность и дружелюбие. Появившись в палате, «...быстрыми глазами высмотрел он свою койку и вбивчиво протопал к ней... И стал разгружаться, а разгружать ему оказалось нечего: в руках ничего, в одном кармане бритва, а в другом пачка, но не папирос - а игральных, почти ещё новых карт» [10, с. 276]. Наличие колоды демонстрирует полную готовность Чалого к неприятному повороту судьбы: ловкий картёжник в «зоне» не пропадёт.

Чалый почти ни с кем из однопалатников не общается, исключая партнёров по картам, он преподносится читателю глазами Русанова, который с завистью отмечает, что тот «приказом воли так держался, показывал тот пример, которого не было в палате, но который только и должен быть в наше время у нашего человека» [10, с. 276].

Речь Чалого наполнена прибаутками, шутками, игривыми намёками:

«...а тут вошла Нэлля с ведром и тряпкой для неурочного мытья полов.

- О-о-о! - оценил сразу Чалый. - Какая девка посадочная! Слушай, где ты раньше была? Мы б с тобой на качелях покатались.

Нэлля выпятила толстые губы, это она так улыбалась:

- А чо ж, и счас не поздно. Да ты хворый, куда те?

- Живот на живот - всё заживёт, - рапортовал Чалый. - Или ты меня робеешь?

- Да сколько там в тебе мужика! - примерялась Нэлля.

- Для тебя - насквозь, не бось! - резал Чалый. -Ну скорей, скорей, становись пол мыть, охота фасад посмотреть!» [10, с. 278].

Бывший зэк Костоглотов легко распознаёт в хирурге Льве Леонидовиче человека, побывавшего «там, где вечно пляшут и поют», по употреблённым им словам «раскололся» и «заначка» [10,

с. 348], - в речи Чалого жаргон отсутствует. Зато в разговоре с картёжниками у него проскальзывает властная, «руководящая» интонация. С Русановым же (который, заметим, мечтает о введении публичных казней для спекулянтов для оздоровления советского общества - [10, с. 106]) «агент» говорит с лёгким подобострастием, в то же время умело манипулируя собеседником:

«- Я, Паша, - техником работаю. Хотя техникума не кончал. Агентом ещё работаю. Я так работаю, чтобы всегда с карманом. Где деньги платить перестают - я оттуда ухожу. Понял?

Что-то замечал Павел Николаевич, что не так получается, не в ту сторону, кривовато даже. Но такой был хороший, весёлый, свой человек - первый за месяц. Не было духа его обидеть» [10, с. 289].

В роли инициатора диалогов обитателей тринадцатого корпуса о смысле жизни, любви и свободе выступает, как правило, Костоглотов. Он же поддерживает ход и накал споров и способствует рождению в них истины, но Чалый - герой, с которым он не обменивается ни одной репликой. Единственный собеседник «агента» - Русанов. Их диалоги, в которых выявляется готовность правильного советского человека, партаппаратчика, пересмотреть свое отношение к жизни (жить надо хорошо, хотя «это осуждается», помочь хорошему человеку за мзду - можно, спекуляция - не такой уж страшный грех) в определенном смысле пародируют беседы Пьера Безухова с Платоном Каратаевым. Правда, если у Толстого смерть Каратаева -отправная точка для Пьера в постижении жизни, то у Солженицына, наоборот, «человек из народа» остается жив и здоров, а «советский аристократ» отправляется по дороге к смерти.

Чалый оказывается весьма убедителен в роли демона-искусителя:

«- Надо жить хорошо, Паша!

С этим не мог не согласиться Павел Николаевич, это верно: один раз на свете живем, зачем жить плохо? Только вот.

- Понимаешь, Максим, это осуждается. - мягко напоминал он.

- Так ведь, Паша, - так же душевно отвечал и Максим, держа его за плечо. - Так ведь это - как посмотреть. Где как.

В глазу порошина - и мулит,

Кой-где пол-аршина - и . ! - хохотал Чалый и пристукивал Русанова по колену, и Русанов тоже не мог удержаться и трясся:

- Ну, ты ж этих стихов знаешь!.. Ну, ты ж - поэт, Максим! [10, с. 289].

Непринуждённо, в стиле героев «Декамерона», выпутывается Чалый из фарсовой ситуации с двумя «жёнами», почти одновременно пришедшими навестить «мужа»: «...легко и открыто смеялся первый сам: "Ну, что ты будешь с бабами делать? Если им это удовольствие доставляет? И почему

106

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- № 1, 2016

их не утешить, кому это вредит?.." И расхохотался, увлекая за собой слушателей и отмахиваясь рукой от избыточного смеха» [10, с.285-286].

В финале Чалый «отлично бодро выглядел, даже уже не жёлтый. Лишь и было в нём от больного, что - пижама больничная да тапочки.

Знакомясь с Капитолиной Матвеевной, Чалый изящно как-то состукнул пятками, а голову отклонил набок - отчасти почтительно, отчасти игриво» [10, с. 311].

И вот уже друзья по палате обмениваются телефончиками: одному нужна новая резина для «Москвича», другому - пристроить на тёплое место «одного хорошего человечка» [10, с. 220].

«- Всё, порядочек! Будем звонить! - прощался Максим...

- Будем дружить! - подбадривал их Максим на прощанье...

- Будем жить! - кричал Максим, держа руку как "рот фронт"» [10, с. 311-312].

Солженицын прозорливо заметил и обрисовал здесь зарождение так называемой «советской мафии»: возможно, подобным образом начиналась тесная «дружба» партноменклатуры и теневых дельцов, подпольных коммерсантов и цеховиков, пользовавшихся покровительством «руководящих органов». Символичен в этом плане «рот-фронтовский» жест спекулянта и мошенника: подобно Чичикову, Чалый готов, словно хамелеон, принять любое обличье, любую веру, любую идеологию, чтобы слиться с окружающей средой, не выпасть из системы, сохранить свою личную свободу. Но в то же время есть одна важная биографическая деталь: Чалый фронтовик, дважды был ранен [10, с. 287], а Солженицын, как и Толстой, «питает особое расположение к военным подвигам: русский человек - настоящий воин, потому что он полностью забывает себя перед лицом смерти» [5, с. 158]. И это - ещё одно свидетельство двойственности, амбивалентности, текучести образа «счастливого человека».

Солженицын, как и в других художественных произведениях рязанского периода, посвящён-ных проблеме нравственности существующего строя, не прибегает к прямым нравоучениям, действительность рисуется им в двух планах: реалистическом и символическом, при этом символы противостоят реальности. Одним из символических противовесов житейской скудости, аскетизму и беспросветности советской системы является и Максим Чалый, обрисованный автором подобно архетипическому герою плутовского романа, но в то же время напоминающий и фольклорного солдата, способного сварить кашу из топора, и хозяй-

ственного, самодостаточного, независимого Ивана Денисовича Шухова. Если автобиографический герой повести Костоглотов - бунтарь (по мнению Р. Темпеста, «...быть может, самый мятежный герой русской литературы... Он не желает находиться в подчинении, будь то у советской власти, блатных в тюрьме или даже лечащих его врачей» [11]), то Чалый умело вписывается в советский социум, оставаясь внутренне свободным в рамках существующего строя.

Библиографический список

1. Аркатова А.Е. Чудо духовности Веры Ган-гарт (о поэтике одного женского персонажа в повести А.С олженицына «Раковый корпус») // Вестник РГУ - 2013. - № 3. - С. 89-96.

2. Гаркавенко О.В. Христианские мотивы в творчестве А.И. Солженицына: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Саратов, 2007. - 18 с.

3. Дурное Л. «Раковый корпус», прочитанный врачом. - М., 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www/vmpr/ru/index/php option=com_ content&view=artikle&id=113&Itemid=474 (дата обращения: 10.12.2015).

4. Краснов В.Г. Солженицын и Достоевский: искусство полифонического романа. - М., 2012. - 202 с.

5. Нива Ж. Солженицын. - М.: Худож. лит., 1992. - 191 с.

6. Сараскина Л.И. Александр Солженицын. -М.: Молодая гвардия, 2008. - 922 с.

7. Сафронов А.В. «Путь» как жанр и «путь» как судьба (Александр Солженицын и герои «лагерной» прозы) // Наследие А.И. Солженицына в современном культурном пространстве России и зарубежья (к 95-летию со дня рождения писателя): сб. материалов Международной науч.-практ. Конференции (16-17 дек. 2013 г.) / РГУ имени С.А. Есенина. - Рязань: Изд-во «Концепция», 2014. - С. 201-208.

8. Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона (речевой и графический портрет советской тюрьмы) / авт.-сост. Д.С. Балдаев, В.К. Белко, И.М. Ису-нов. - М.: Края Москвы, 1992. - 526 с., ил.

9. Слово пробивает себе дорогу: сб. ст. и док. об А.И. Солженицыне, 1962-1974 / сост. В. Глоцер, Е. Чуковская. - М.: Русский путь, 1998. - 387 с.

10. Солженицын А.И. Раковый корпус. - М.: Астрель, 2011.-508 с.

11. Темпест Р. Американский Солженицын // Первое сентября. - Литература. - 2008. - 16/30 ноября. - № 22.

12. Урманов А.В. Концепция Эроса в творчестве А. Солженицына // Между двумя юбилеями (19982003). - М.: Русский путь, 2005. - С. 371-384.

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- № 1, 2016

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.