Научная статья на тему 'СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ МОЛОДЕЖИ: ОСОБЕННОСТИ И ПРИОРИТЕТЫ'

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ МОЛОДЕЖИ: ОСОБЕННОСТИ И ПРИОРИТЕТЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
638
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / ДОСУГ / ХОББИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Груздева М. А.

В статье рассматриваются вопросы приоритетов при распределении молодыми людьми своего свободного времени. Анализ проведен на основе актуальной социологической информации, и дает представление о досуге современной молодежи на примере Вологодской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ МОЛОДЕЖИ: ОСОБЕННОСТИ И ПРИОРИТЕТЫ»

УДК 304.3

Груздева М.А. младший научный сотрудник ФГБУНИнститут социально-экономический

развития территорий РАН Россия, ¿.Вологда

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ МОЛОДЕЖИ: ОСОБЕННОСТИ И ПРИОРИТЕТЫ

В статье рассматриваются вопросы приоритетов при распределении молодыми людьми своего свободного времени. Анализ проведен на основе актуальной социологической информации, и дает представление о досуге современной молодежи на примере Вологодской области.

Ключевые слова: молодежь, свободное время, досуг, хобби

Сложно переоценить важность изучения молодежи, как социально-демографической группы, для которой характерны свои ценности, нормы, поведенческие установки, стереотипы, практики. Потому что именно эти характеристики создают основу социокультурного образа будущих поколений, населения страны и регионов, которые будут жить, работать, строить новую действительность и предъявлять новые требования к внешнему миру и его организации. Для современной российской реальности становится характерным неоднородность социально-экономического развития территорий, что приводит к дифференцированности и разнородности социокультурного пространства, неоднозначности и противоречивости в информационной среде. На внутренние проблемы наслаиваются внешние вызовы, приводя к социально-экономической нестабильности страны и ее регионов. В данных условиях молодежь является наиболее устойчивой и в тоже время наиболее уязвимой группой населения [1]. С одной стороны она обладает максимальным потенциалом инновационности, креативности, лучше адаптируется к изменениям. С другой стороны, входит в зону риска ввиду неустойчивого социального и экономического положения, неустроенности быта, становления в профессиональном плане.

Интерес к изучению молодежи прослеживается в современных научных исследованиях, что объясняется необходимостью и актуальностью фиксации особенностей молодежи и изучения их изменений на фоне происходящих в последние два десятилетия масштабных общественно-политических и социально-экономических изменений. Так вопросами социокультурных характеристик занимаются различные представители общественных наук, социологи, экономисты, философы: Горшков М.К., Шереги Ф.Е., Шабунова А.А., Леонидова Г.В., Головчин М.А., Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Зорская Н.А., Веденина М. П., Филимонова Е.А. и другие [2,3,4,5,6,7]. Образ жизни молодых людей и его особенности в зависимости

от возраста, пола, социально-экономических характеристик представляют особую актуальность для изучения.

Целью данной статьи явилось изучение особенностей в распределении и проведении своего свободного времени молодыми людьми Вологодской области на основе анализа наиболее актуальных данных социологического опроса, полученных в 2015 году. К возрастной категории молодежь отнесены люди в возрасте 18-29 лет. Информационной базой для проведенного исследования послужил опрос общественного мнения «Социокультурный портрет», проводимый Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Институтом социально-экономического развития территорий Российской Академии наук59.

В результате изучения статистической информации были получены следующие выводы. Для молодежи ввиду образа жизни, характерно большее количество свободного времени, по сравнению с людьми старшего возраста. Занятия для его проведения отличаются от других возрастных групп населения, и выглядят следующим образом: 66% проводят время в Интернете, 64% общаются с друзьями (не исключено, что общение проходит так же по средством телекоммуникационных систем), 45% респондентов проводят свободное время за просмотром телепередач, фильмов и DVD (табл. 1). Тогда как для взрослого населения области приоритеты иные: превалируют занятия домашним хозяйством, просмотр телевизора и DVD, общению с друзьями отдают предпочтение 48,5% респондентов. Для 40% молодых время вне учебы и работы связано с домашними делами. Слушают музыку, читают книги и прессу 32 и 39% ответивших соответственно. Занимаются спортом 25% молодых людей региона.

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы проводите сводное время?» (в % от ответивших, ранжировано по ответам молодежи)

Вариант ответа Все население области Молодеж ь 18-29 лет В том числе 18-24 лет В том числе 25-29 лет от 30 до 55(60) лет старше 55(60) лет

Сижу в Интернете 36,7 66 71,8 62,3 40,2 12

Общаюсь с друзьями 48,5 64 61,5 65,6 49,3 37

Смотрю телевизор, DVD 55 45,3 42,7 47 53,2 64,3

Занимаюсь домашним хозяйством 54,7 40,3 38,5 41,5 54,3 64,7

Слушаю музыку 19,7 38,7 41,9 36,6 18,5 9,4

Читаю книги, прессу 34,4 32,3 36,8 29,5 30 42,9

Занимаюсь спортом 12,9 25,3 29,9 22,4 12,6 5,2

59

В опросе 2015 года приняло участие 1500 человек, среди них людей в возрасте 18-29 лет 300 человек (20%), из которых 151 чел. - юноши, 149 чел. - девушки. Возрастной разрез респондентов следующий: 117 чел. в возрасте от 18 до 24 лет, 183 чел. - от 25 до 29 лет. В выборке участвовали гг. Вологда, Череповец, а также 8 муниципальных районов. Выборка репрезентативна, ошибка не превышает 3%.

Посещаю общественные места (предприятия общественного питания, развлекательные мероприятия, учреждения культуры, объединения по интересам) 10,7 16,3 17,9 15,3 11,3 6,1

Посвящаю свободное время хобби 11,6 13,7 11,1 15,3 12,1 9,4

Путешествую по региону, России, за рубеж 5,5 5 3,4 6 6,2 4,6

Другое 0,9 1 0 1,6 1,1 0,4

Досуг молодежи несколько активнее, насыщеннее, чем у людей старшего возраста, даже несмотря на то, что большая часть ответивших проводит много времени во всемирной паутине. Молодые люди более нацелены на отдых связанный с развлечениями, необременяющим проведением личного времени. Поэтому наиболее активно они посещают общественные места, парки, мероприятия, проводимые в рамках городских праздников, которые так же не требуют значительных материальных затрат. Популярным местом досуга молодежи являются кинотеатры (рис. 3).

Кинотеатров

60

Городских праздников

Парков

Музеев

часто,регулярно ■никогда

Театров

Библиотек

Рисунок 3. Как часто Вы пользуетесь услугами учреждений (участвуете в мероприятиях)? (в % от ответивших молодых людей) Тогда как театры, библиотеки и музеи привлекают меньшее число посетителей из молодых людей: никогда их не посещают 52%, 44% и 37% опрошенных соответственно. По несколько раз в год (от 3 раз) посещают музеи и театры 14 и 12% молодых людей. В связи с активным использованием интернета и получением нужной информации из электронных источников теряют своих посетителей библиотеки, регулярно их посещают лишь 4% молодых респондентов, в основном это люди в возрасте 18-24 лет, что возможно связано с получением ими образования и пользования специальной литературой.

Среди причин, по которым молодые люди редко или вовсе не посещают культурные учреждения и мероприятия, чаще называются отсутсвие свободного времени (42%), финансовые трудности (29%) и

предпочтение жизненно-необходимым приоритетам (19%). Неудовлетворенность спектром и качеством услуг занимает 8% и 7% ответов соответственно. Молодые люди предъявляют более высокие требования к качеству и ассортименту услуг. Таким образом на культурную активность молодежи влияет нестабильная ситуация в стране и регионе: для проведения досуга они предпочитают места и мероприятия не требующие значительных материальных ресурсов.

Для занятий свободного времени молодые люди так же чаще имеют хобби, процент таких ответов составляет 30%, чаще занятость личными увлечениями отмечают девушки в возрасте 25-29 лет. Приоритеты увлечений располагаются следующим образом: чаще всего отмечают занятия спортом (фитнес, йога, спорт, велосипед) - 24%, вязание - 11%, вышивание - 10%, рыбалка, чтение книг, музыка, рисование - по 7 % ответивших. Так же выделяются танцы, охота, шитье, резьба по дереву. Кардинальное отличие в личных увлечениях с другими возрастными группами кроется так же в активности молодежи. Порядка 40% юношей и 11% девушек регулярно занимаются спортом (среди всего населения области и людей от 30 до 55 (60) лет доля таких ответов составляет по 13%); занимаются танцами 6% опрошенных молодых, в основном это девушки в возрасте 18-24 лет, тогда как для старших поколений такие виды времяпровождения вовсе отсутствуют.

Обобщая полученные результаты можно сделать следующие выводы:

- приоритеты проведения свободного времени молодежи имеют отличия в сравнении с людьми старшего возраста;

- молодые люди в основном нацелены на необременительное времяпрепровождение и отдых, поэтому для них свободное от работы и учебы время в большинстве случаев связано с использованием сети Интернет и общением с друзьями.

- вместе с тем, досуг молодых людей более активный, они чаще посещают общественные места, занимаются спортом, посвящают себя увлечения и хобби.

- материальная зависимость от семьи, отсутствие стабильного заработка сподвигает молодых людей выбирать чаще менее затратные развлечения: посещение парков, городских мероприятий.

- важную часть жизни молодых людей занимают развлечения, что делает кинотеатры наиболее популярными среди учреждений культуры.

Полученные в результате анализа данные о приоритетах свободного времени молодых людей могут быть полезны для определения ориентиров молодежной политики, проведения маркетингового анализа рынка культурных и досуговых услуг, определения стратегических ориентиров по развитию культурно-досуговой инфраструктуры, культурной политики, системы образования и воспитания с целью нивелирования возможных

негативных моментов в формировании человеческого потенциала регионов и страны в целом.

Использованные источники:

1. Леонидова Г.В. Генерация знаний талантливой молодёжи в интересах интеллектуализации человеческого капитала: формы и методы осуществления [Текст] / Г.В. Леонидова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. № 1 (13). С. 90-100.

2. Леонидова Г.В. Социокультурные характеристики молодежи: некоторые аспекты пилотного исследования [Текст]/ Г.В. Леонидова, М.А. Головчин// Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2014. - №5 (35). - С.113-126.

3. Молодежь новой России: социокультурный портрет: результаты областного исследования [Текст] / сост. М.П. Веденина, Е.А. Филимонова; отв. за вып. Е.Г. Наумова. - Волгоград, 2009. - 46 с.

4. Молодежь России [Текст] : монография / Л.Д. Гудков, Б.В. Дубин, Н.А. Зорская - Москва: Московская школа политических исследований, 2011. -96 с.

5. Молодежь России: социологический портрет [Текст] - Второе издание, дополненное и исправленное. - М.: Институт социологии РАН, 2010. - 592 с.

6. Молодежь современной России - ключевой ресурс модернизации [Текст] : монография / коллектив авторов; общ. ред. А.А. Шабуновой. - Вологда: Институт социально-экономического развития территорий РАН, 2013. - 148 с. - (Проблемы эффективности государственного управления).

7. Современная молодежь: представления о действительности и социокультурные механизмы самоорганизации и самоопределения [Текст] // Россия реформирующаяся: Ежегодник - 2010. Выпуск 9. - М.: Новый Хронограф, 2010. - С. 226-243.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.